Что такое словарные слова?
Словарными
называют слова, написание некоторых букв в которых нельзя проверить по правилам. Или такие правила есть, но, например, подобрать проверочное слово сложно (оно устарело, не относиться к литературному языку и т.п.) К ним относятся и исконно русские слова, и всякие заимствования из других языков. С последними особенно сложно. Вот как можно объяснить, почему в слове жЮри
буква Ю, а не У? Никак, только запомнить.
Все словарные слова можно условно разбить на группы:
- слова с непроверяемой гласной буквой (абажур, идиома, луноход
); - слова с удвоенной согласной (иллюзия, колонна, килограмм
); - слова с непроизносимыми согласными (агентство, здравствуйте, явственный
); - слова с разделительным твердым знаком (инъекция, адъютант, конъюнктивит
); - слова с приставками пре/при (прЕзреть
сравните с прИзреть
); - слова с дефисным написанием (подобру-поздорову, иван-чай, ва-банк
); - слова с раздельным написанием (в обтяжку, за пазухой, на глаз
); - слова со слитным написанием (набело, вдребезги, сбоку
); - и некоторые другие случаи.
Заучить правописание словарных слов не зазорно не только школьникам, но и взрослым. Чтобы реже приходилось лазить в орфографический словарь за подсказками. Как это сделать быстрее и эффективнее?
Как помочь ребенку запомнить словарные слова?
tasoteka | 28 Май, 2010 20:52
Словарный диктант – один из самых сложных видов работ. В применении к словарным словам нужно воспользоваться алгоритмом запоминания. Алгоритм запоминания словарных слов (информация для взрослых) Объяснить значение слова. Это необходимо! Не пренебрегайте этим пунктом алгоритма. Часто трудности запоминания связаны с непониманием значения, а иногда объяснение значения ассоциативно помогает запомнить и написание. Например, кто уверен в том, что ваш ребенок знает, что такое апелляция, валеология? А это – школьные словарные слова! Объяснять значение трудных слов лучше всего в несколько этапов. Сначала ввести общее понятие, например, валеология – это наука (предложить сравнить со строением слов биология, геология и т.д.). После того как ребенок усвоил это слово в общем, дополняем определение яркими, запоминающимися деталями: валеология – это наука, рассказывающая, как жить в гармонии с природой. И где здесь детали? Надо дополнить. Орфографическое чтение вслух. Под орфографическим чтением понимается чтение слова так, как оно пишется. Это необходимо, потому что дети помогают себе, проговаривая слова при письме именно так, как они пишутся, и неосознанно выбирают тот вариант, который подходит и совпадает с тем, который слышали. Одновременно писать и произносить словарное слово (дома на бумаге, желательно цветным карандашом, в классе – на доске). Так мы одновременно реализуем звуковую и визуальную природу слова. При таком подходе мы «работаем» сразу на два типа детей: визуалов (тех, кто воспринимает информацию преимущественно зрительно) и аудиалов (тех, кто лучше воспринимает информацию на слух). Записать по памяти. Проверить по образцу. Если есть ошибки, необходимо самостоятельно их исправить, зачеркнув неверную букву и надписав сверху верную, а рядом еще раз прописать слово, проговаривая его.
По материалам книги: А.Е. Соболева, Е.Н. Емельянова. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом.
Материал подготовила Ирина Еремина
Share
|
Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов.
Рейтинг: / 0
Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль… Что общего в этих словах?
Ответ прост, все они — словарные слова из школьного словаря для начальных классов. Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов — огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике.
Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов «абрикос» и «лопата»?
Работа по правописанию словарных слов — трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов. Словарные слова — одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз.
Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена, а далее… Предлагаем вам несколько способов и методов, адаптированных к детям, имеющих в анамнезе речевые проблемы, по запоминанию написания словарных слов
Важно помнить:
1. Заниматься ежедневно по 15-20 минут.
2. Брать для запоминания от 5 до 10 слов на неделю.
Для запоминания слов использовать следующие задания.
1. Чтение слова ребенком.
2. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, предложите ему воспользоваться словарем).
3. Орфографическая работа над словом: — постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы, — звукобуквенный анализ слова, — деление слова на слоги и на слоги для переноса.
4. Заучивание правописания данного слова: — подбор однокоренных слов, — составление словосочетания, предложения с этим словом, — подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.
5. Запись слова в орфографический словарик. Вечером (лучше пред сном) попросите ребенка проговорить, как он будет писать словарные слова.
6. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).
7. Картинный диктант (покажите картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия этих предметов).
8. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
9. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
10. Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель — учителя, огороды — огород).
11. Образование другой части речи (береза — березовая, восточная — восток, продавец — продавать).
12. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков: — по родам; — по числам; — по склонениям; — с непроверяемыми гласными А, О, Е, И; — с непроверяемой и проверяемой гласной; — одушевленные или неодушевленные предметы; — по тематике (например: «Город» и «Деревня»); — по частям речи;
13. Выписать из данных слов: — слова, состоящие из двух, трех слогов; — слова с Й; — слова с шипящими.
14. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).
15. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа.
16. Подбор однокоренных слов.
17. Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).
18. Разбор слов по составу.
19. Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).
20. Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).
21. Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
22. Образовать новое слово при помощи суффикса (береза — березка, берег — бережок).
23. Заменить одним словом (человек, который управляет трактором — тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога — шоссе, одерживать победу — побеждать).
24. Письмо по памяти.
25. Самодиктант и взаимопроверка.
26. Списать, вставить одну или две согласных (С или СС — кла…ный, керо…ин, шо…е, ро…а, ка…ир, ба…ейн).
27. Данные слова заменить по смыслу другими (группа — коллектив, магазин — универмаг, перерыв — антракт, врач — хирург, друг — товарищ).
28. К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные, являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).
29. Заменить синонимами (водитель — шофер) или антонимами (юг — север).
Список для 1-4 класса
Список словарных слов может отличаться в разных школах, в зависимости от школьной программы. В следующем списке собраны слова для 1-4 класса из программы «Перспективная начальная школа». Для удобства они расположены в алфавитном порядке:
А | Герой | Инженер | Лисица | П | С | Урожай |
Автобус | Гореть | Искусный | Лопата (5 с.) | Пальто | Салют | Ученик |
Автомобиль | Горизонт | Искусство (4 с.) | М | Пейзаж | Сапог | Учитель (5 с.) |
Адрес | Город | К | Магазин | Пенал | Свобода | Ф |
Аллея | Горох | Календарь | Малина | Песок | Север | Фамилия |
Алфавит | Горячий | Капуста | Машина | Пирог | Сегодня | Февраль |
Аннотация | Гражданин | Карандаш | Медведь | Пирожное | Сейчас | Футбол |
Аптека | Группа (10 с.) | Карман | Месяц | Платок | Секрет | Х |
Арбуз (8 с.) | Д | Картина | Металл | Победа | Сентябрь | Хозяин |
Б | Девочка | Картон | Метро | Погода | Сирень | Хоккей |
Багаж | Дежурный | Картофель | Молоко | Помидор | Скоро | Хороший |
Берёза | Декабрь | Квадрат | Молоток | Портрет | Собака | Хорошо (4 с.) |
Беседа | Деревня | Квартира | Морковь | Портфель | Солдат | Ц |
Библиотека | Диалог | Класс | Мороз | Посуда | Соловей | Цитата (1 с.) |
Билет | Директор | Коллектив | Москва (12 с.) | Потом | Солома | Ч |
Биография | Дорога | Коллекция | Н | Правительство | Сорока | Четверг |
Богатство | До свидания (8 с.) | Комбайн | Народ | Праздник | Спасибо | Чувство (2 с.) |
Болото | Ж | Компот | Натюрморт | Президент | Столица | Ш |
Быстро (9 с.) | Желать | Компьютер | Ноябрь (3 с.) | Привет | Суббота (18 с.) | Шоссе |
В | Железо | Коньки | О | Профессия | Т | Шофёр (2 с.) |
Вагон | Животное (3 с.) | Корабль | Обед | Путешествие | Тарелка | Э |
Вдруг | З | Корова | Облако | Пшеница (21 с.) | Телевизор | Экскаватор |
Велосипед | Завод | Космонавт | Овощ | Р | Телефон | Экскурсия |
Весело | Завтра | Космос | Огурец | Работа | Тетрадь | Электричество |
Винегрет | Завтрак | Костёр | Одежда | Ракета | Товарищ | Эскалатор (4 с.) |
Вокзал | Запад | Косынка | Однажды | Рассказ | Топор | Я |
Воробей | Заяц | Кремль | Окно | Расстояние | Трактор | Яблоко |
Ворона | Здесь | Кровать (24 с.) | Октябрь | Ребята | Трамвай | Ягода |
Восток (9 с.) | Здравствуй | Л | Орех | Рисунок | Троллейбус (9 с.) | Язык |
Г | Земляника (8 с.) | Лестница | Осина | Родина | У | Январь (4 с.) |
Газета | И | Лимон | Отец | Россия | Ужин | |
Галерея | Иней | Линейка | Отечество (12 с.) | Русский (9 с.) | Улица |
Для 1 класса
Уже в первом классе дети учатся запоминать слова, к которым нельзя применять правила написания. Список для первоклассников:
Видео, которое поможет запомнить написание:
Для 2 класса
Во втором классе детям нужно запомнить на 20-30 слов больше. Список:
Словарик в картинках:
Видео:
Для 3 класса
Третьеклассникам предстоит повторить написание некоторых слов и выучить новые. Список:
Список и тренажер для написания под диктовку:
Словарные слова в картинках:
Для 4 класса
Последний класс начальной школы очень ответственный для учеников и учителя. Необходимо выучить много новых словарных слов. Список:
В картинках:
Видео для повторения:
Техники эффективного обучения
Чем старше ребенок, тем сложнее ему становится хранить в голове объем поступающей информации
Чрезвычайно важно постоянно тренировать память, чтобы она могла хранить многочисленные сведения, которые будут по запросу воспроизводиться мозгом. Несколько проверенных поколениями методик позволяют легко запоминать существенные массивы сведений.
Добавление слов
Задача: присоединить к тому названию, что нужно выучить, несколько иных, позволяющих хорошо звучать проверяемой букве. Если малыш допускает ошибки, записывая в тетрадке термин о вкусной влаге, которую дает корова, придумайте такие ассоциации: жидкость из лОжки хлебает лОшадь. Тогда ребенок визуально зафиксирует картинку, где дополнения акцентируют необходимость использования именно звука «О».
Запись вслепую
Как только школьник прочтет трудное слово, заставьте его записать текст на бумаге, закрыв глаза. Лучше делать это фломастером. Такое занятие приносит детям удовольствие, одновременно задействовав все чувства осязания для усиления эффекта.
Сравнение с геометрическими фигурами
Предложите малышу применить визуализацию. Например, «П» и «Е» напоминают прямоугольник, а вот «А» — треугольник. Затем вместо изучаемого слова нужно нарисовать аналоги. Для АПЕЛЬСИНА ими станут набор «странных» предметов, которые в дальнейшем помогут правильно писать текст.
Мнемотехника
Чтобы разобраться, как лучше запоминать о 2 классе словарные слова, желательно вспомнить о таком понятии, как алфавитные образы. Их следует добавлять к тексту, связывая с ним яркой ассоциацией. Вспомните, как учили буквы: «А» — это автобус, «В» — вишня и т.д. Если требуется запомнить правильное написание названия БЕРЕЗА, достаточно вызвать в могу вид белки (Б), бегающей по елке (Е).
«Глаз-фотограф»
Каждое изучаемое слово нужно написать печатными буквами на листах бумаги. Используйте крупный шрифт. На протяжении секунды показывайте школьнику один текст. Он должен по памяти воспроизвести его в голове и зафиксировать ручкой в тетрадке. Следующее занятие стартует с повторения пройденного материала. Игра хорошо усиливает внимательность, добавляет интерес к скучному зазубриванию.
Зарифмуй строчки
Один из самых забавных и эффективных способов запомнить информацию — зарифмовать её. Спроси родителей: они наверняка помнят стихи, которые учили в школе, до сих пор. Итак, попробуй срифмовать несколько строк, а затем повтори несколько раз, чтобы стимулировать память.
Пример: попробуй написать стих, чтобы запомнить северных животных — белого медведя, яка, муфлона и кашалота.
Кто идёт по снегу так?
Ну конечно, большой як.
Рядом с ним в воде плывёт
Очень милый кашалот.
Пусть научит всех реветь
Певец севера — медведь.
А в лучах заката он
Появляется — муфлон.
Такие забавные стишки помогают очень хорошо закрепить важную информацию — проверено.
Мнемотехники помогают учиться и тренировать память. Их можно применять и вне школы: чтобы выучить список покупок или всех гостей на дне рождении. Помни: чем больше тренируешься, тем лучше запоминаешь.
По материалам книг «Как запоминать (почти) всё и всегда», «Как научить ребёнка учиться», «Как читать, запоминать и никогда не забывать»
Обложка поста unsplash
Расставь всё по местам
Древнеримский оратор Цицерон произносил длинные речи с именами, датами и фактами. Чтобы запоминать информацию, он размещал её в хорошо знакомом здании или комнате. Как? Воображал хорошо знакомое помещение. Затем представлял нужную информацию и привязывал её к определённому месту. Если он хотел что-то вспомнить, то просто мысленно обходил комнату. Этом метод получил название «метод Цицерона».
Иллюстрация из книги «Как научить ребенка учиться»
Итак, представь нужную часть комнаты, а потом мысленно «посмотри», что бы туда положить. Когда запоминаешь слово, вообрази необычную картинку: чем ярче образ — тем лучше.
Пример: попробуй запомнить список простых слов, расположив их в комнате.
Ножницы Молоко Бабочка Галстук Пружина Ёж Клей Карамелька |
А что дальше?
Все эти методы используют обычно в классе, и нередко этого оказывается достаточно для запоминания слова. Но столь же часто этого не хватает. Или слово попалось какое-то «злое» — не хочет запоминаться, или ребенок плохо заучивает слова, или слов слишком много — причины бывают разные. И тогда работу стоит продолжить. Существует множество методик, можно выбрать по вкусу или использовать их все. Желательно, чтобы вся работа проходила весело и с интересом, так что наиболее понравившиеся детям игры будут и наиболее предпочтительными.
«Дерево слов»
Надо нарисовать (можно очень схематично) дерево. Его корень — это корень словарного слова. А веточки — однокоренные слова. У кого дерево получится более развесистым?
Обратите внимание!
Если игра проводится учителем, тем более в средней школе, стоит все же обращать внимание на различение школьниками понятий «однокоренное слово» и «форма слова»: на веточки надо записывать только однокоренные слова
Морфемные и фонетические «шарады»
Если на уроках проводится игра в лингвистические «шарады», стоит включить в нее словарные слова и загадать их и их однокоренные.
Например, запоминается слово «шёл».
Фонетическая «шарада». Первый звук как последний звук в слове «нож»; ударный гласный как ударный гласный в слове «кошка», последний звук как последний звук в слове «пол».
«Третий лишний»
В игру «Третий лишний» тоже стоит включить словарные слова.
Напомню, что ученик должен не только назвать лишнее слово, но и обосновать свой выбор. «Третьим лишним» могут быть признаны разные слова по разным основаниям. Все разумные ответы правильные. Пример:
К..рандаш, к..рова, м…рковь
Лишнее слово «карандаш», потому что надо вставить А, а в остальных О. Лишнее слово «морковь», потому что оно на М, а остальные на К. Лишнее слово «карандаш», потому что оно мужского рода, а остальные — женского. И т.д.
«Письмо из бутылки»
Текст, в котором отсутствуют («смыты водой, пока письмо плавало в бутылке по бескрайнему морю») отдельные буквы и слова. Его надо восстановить. Пропускать надо слова и буквы, в которых можно ошибиться.
«Перфокарты»
Метод контроля, предложенный Г. Богдановой, требует подготовки от учителя, но зато пользуется неизменным успехом у школьников. Для него надо заготовить перфокарты — картонки, в которых вырезаны «окошки» в три столбика. У автора методики по 9 в каждом столбике, я делаю по 4. Итого 27 (12) словарных слов учитель диктует (повторять слова нельзя!), а дети вписывают только одну «опасную» букву в «окошко». И выполняется, и проверяется за считаные минуты.
Свой словарный диктант
Домашнее задание в виде «Придумать свой словарный диктант» вызывает большой энтузиазм. Если дети продвинутые, пусть составляют диктант в форме текста, включающего в себя не менее 10 словарных слов.
Буриме
Если в классе есть творческие дети, то можно предложить написать буриме с использованием изучаемых слов. Напомню, для игры выбираются какие-то рифмы. Необходимо сочинить стихотворение с этими рифмами. Например, «нежданно — вмиг — тумана — настиг».
Приёмы для запоминания словарных слов
1. Ребенок должен понимать лексическое значение запоминаемого слова. Убедитесь в этом.
2. Орфографическая работа над словом:
- установка стресса,
- зеленое выделение сложной буквы,
- анализ звуковой буквы слова,
- деление слова на слоги и по орфографии.
3. Письменное заучивание правописания данного слова:
- диктовка словарного слова;
- подбор родственных слов;
- составлять предложения с этим словом;
- придумывайте предложения с этим словом;
- подборка синонимов, антонимов, загадок, сказанных этим словом.
5. Использование метода ассоциаций.
Один из самых эффективных способов запоминания словарного запаса. Сложное написание словарного слова связано с ярким ассоциативным образом, который запоминается при написании определенного слова, помогая писать правильно. Правильно подобранная словесная ассоциация становится тестом на трудное и ранее не поддающееся проверке словарное слово.
Какой ассоциативный образ будет эффективным?
- Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом по некоторой общей характеристике.
Например, ассоциативная ссылка может быть:
- цвет;
- позиция;
- модуль;
- звук;
- действие;
- вкус;
- материал;
- деловое свидание, встреча;
- количество и так далее
2. Ассоциативный рисунок или слово должны иметь безошибочную букву в написании, что опасно для словарного слова.
Пример со словами памяти:
- лимон — кислый, апельсин — сладкий, kids — детский
- газета — бум ага, карман — дыра, концерт — нота, хор
- уСТАНОВКА — трубы, корабль — волны, иней — белый
- капуста — заяц, карандаш — пшеница, бум, собака — хвост
Пример с изображениями:
в слове горошек вместо заученной буквы можно нарисовать горошину, которая выглядит как буква «О», а когда вы напишете слово «яблоко», вместо букв «О» изобразите круглые яблоки в слове «Обед» заменить букву «О» на тарелку.
Ребенок будет лучше запоминать словарное слово, если сам придумает связку ассоциаций!
Если не получается, можно использовать уже готовые чертежи, но это нежелательно.
6. Для лучшего запоминания можно придумывать различные задания.
Например, вы не можете просто написать слова под диктовку, а распределить слова по группам. Распространение может быть:
- с рождения;
- по номерам;
- по склонению;
- по частям речи;
- с непроверяемыми гласными A, O, E, I;
- одушевленные или неодушевленные предметы;
- с неконтролируемой безударной гласной ;
- удвоенный согласный и так далее
7. Способ написания слов с закрытыми глазами.
Ребенку дается следующая инструкция (все делать с закрытыми глазами.)
- Закройте глаза, представьте себе это слово, написанное в книге.
- Запиши это.
- Прошить «опасное» письмо. Какая буква «мигает»?
- Читайте медленно, когда пишете.
- Напишите это слово 5 раз, каждый раз произносите вслух то, что пишете.
Это упражнение доставляет детям массу удовольствия, а главное, задействует различные органы восприятия информации и усиливает эффект запоминания слов.
8. Игра “Глаз-фотограф”
Слова напечатаны на полосках бумаги.
Каждое слово на отдельной полосе. Напечатано крупным шрифтом. Ребенку на секунду показывают слово. А потом пишет наизусть. В одной игре можно показать 5-8 слов.
Эта игра развивает внимание, повышает интерес к учебе
9. Игра «Найди слова»
Каждая строка содержит два словарных слова. Найдите их и подчеркните цветным карандашом.
Например:
МИСАПОГИМИРУСКИЙТОГ
ТОЛСОРОКАНАВЗГОДАНАТ
YDFLDU CH EBNIKAMESZY
ТОМЕДВЕДИКАЙЗЫКАТА
ПЕНТОКЛАССОКОМОЛОКОТБ
TLISICAPLENOPETUHATA
ВЫРАТЛПОСУДАЭКСТМОРОЗ
НИКОРАБО Ч ИЙКОРЕЛОПАТА
YTRADEREVNIBLOZAZCAM V
YVKAPUSTAMAZAVODNYFUZ
МИНОЛРЛОПАТАИВАПЕНАЛЬБ
КАРАНДА Ш НИКОРОМИЗЫКОТ
ITONDEFURNYYSUBBOTA
ВЫКМЕДВЕДДОЛКОРОВАТА
DEWDAETIPARAPALTONS
ЗАМОРОЗКОНЛКИТВАРОПТЕ
COMESICTINKEGZZYKITBY Z
ULTZGODAMATRU CH ENIKYVPB
МОХОРО Ш ИЙФЫВАКЛАССТИ
УВЫСАОРЕБЫТАКУЕНМОЛОК О
10. Игра «Анаграммы»
Составьте словарное слово из перепутанных букв. Да, вы можете предложить ребенку составить и написать предложение с отгаданным словарным словом. Или выполните любое другое действие, предложенное выше.
Например:
дерзкий
привет vo или
atbubco
я зза
co oras
говорить
kuchein
хорошо, abco
ачкедов
и шрта в
abcacus
забее
rgydv
оселев
лу и чт
одогр
wxyp об oe
аре я б
я смс
кубчеин
kzz меня
и с зазором ок
mz ro приблизительно
ле пн
оставаться в
остбср
rgycd
осорк
дейоа
ataolp
Различные упражнения, которые помогут вашему ребенку выучить правильное написание словарного запаса и подготовиться к словарному диктату или любой другой работе на русском языке.
Ударение в словах
Давно ели пирожные –
Шорты не подходили!
***
Звонок звонит
Звенит звонок
Чтобы вы правильно запомнили.
Звоните и разговаривайте.
***
Фекла красная как свекла!
Баба Фекла в саду, у него в саду свекла!
***
Ударение в слове щавель:
Пихты валили, щавель рвали.
***
Не говорите katAlog, просто katalOg. А творог? Вы можете есть творог, но вы также можете приготовить творог!
***
Явление называет среду
Приняв договор на долгие годы,
Он дал специалистам по сопровождению
Поездка в аэропорт.
***
Акцент в слове шарфы:
Как наша Марта
Есть полосатые шарфы!
***
Я взял муку и взял рикотту –
Испекла рассыпчатый торт.
Построение ассоциативной связи между запоминаемым словом и словом, которое вы запомнили.
Допустим, вы не уверены в написании собирательного слова. Сколько букв «л» нужно написать в нем, одну или две? Откройте словарь и убедитесь, что в этом слове написаны две буквы «л». Как вы это запомнили? Прежде всего, нужно запомнить слово, в котором тоже написано два «л», но в написании которого вы не сомневаетесь. Например — «аллея». Следующим шагом будет построение ассоциативной связи между заученным словом и словом, которое вы обязательно напишите. Вы можете добавить другие слова, в которых также написано два «л», например «сборник». «Группа» студентов идет по «аллее» и собирает листья на «урожай».
Возможности этого метода довольно широки. Они хорошо запоминают рифмующиеся слова, которые можно предложить детям или которые они попытаются составить самостоятельно.
мороз Лошадь любит покушать на морозе
овес Не солома, а овес!
соломка для питья
морковь Морковь, помидор, огурец и горох –
помидор Почему у нас плохой урожай?
огурец.Приходите на обед –
горошек Получится вкусный винегрет.
собраны
обед
сад В саду все в порядке –
овощи В огороде растут овощи.
расстояние Расстояние от нас
история играет в историю
русский на уроке русского
класс
Как будем учить словарные слова?
В следующем разделе мы подробно рассмотрим различные методики запоминания. А пока оговорим общие моменты.
Итак, чтобы выучить как можно больше словарных слов, нужно составить список для запоминания. Например, использовать алфавитный указатель. Есть немало методических пособий, где собраны списки слов, которые школьникам полагается усвоить в каждом классе. Малышам, например, положено запомнить порядка 200 слов.
Учить лучше понемногу, но каждый день. Даже 15 минут занятий ежедневно – это гораздо больше, чем ничего. Тут действует тот же принцип, что и при изучении иностранных языков. Регулярность – одна из значимых составляющих успеха.
Еще стоит завести собственный орфографический словарик, куда ребенок будет выписывать сложные слова, которые в данный момент учит. Сделать можно так: взять обычную ученическую тетрадку, разрезать ее пополам – вот и готов словарик. Такой «полтетрадкой» пользоваться проще, чем целой. Она занимает меньше места в сумке. Кроме того, на разделенную пополам страничку помещается меньше слов – как раз столько, чтобы удобно было повторить за раз.
Учим слова – алгоритм:
- пусть ребенок прочитает словарное слово вслух по слогам;
- объясните ему значение слова или вместе загляните в толковый словарь;
- обозначьте в слове ударение, а орфограмму подчеркните или выделите другим цветом (ручкой, маркером, цветным карандашом);
- запишите к этому слову несколько однокоренных слов, составьте словосочетание или предложение, можно использовать антонимы и синонимы для создания ассоциативных цепочек;
- перенесите слово в самодельный словарик;
- попробуйте один или несколько способов запоминания.
О том, что это за способы, пойдет речь ниже.