Кризис у ребенка 7 лет

Когда малыш становится школьником, или кризис семи лет

Как проявляется кризис трех лет

Первое и главное проявление кризиса в любом возрасте – неожиданно, буквально на пустом месте меняется поведение ребенка. И меняется, увы, не в лучшую сторону. Что характерно для малыша шести-восьми лет?

  • Он может стать более утомляемым, раздражительным, у него то и дело появляются беспричинные вспышки гнева на, казалось бы, пустом месте.
  • Кривлянье и манерничанье. Нередко ребенок становится перед сверстниками эдаким шутом, что весьма раздражает взрослых.
  • Обостряется агрессивность. Ваш покладистое и спокойное чадо вдруг начинает вести себя, как настоящий разбойник. Иногда бывает и наоборот – появляется излишняя застенчивость.
  • Ребенок очень хочет быть похожим на взрослых. Он может подражать старшим братьям или сестрам, знакомым старшеклассникам. Коронная фраза одной девочки шести с половиной лет: «А в этом платье я похожа на школьницу?»
  • Если ребенок уже ходит в школу, то его успеваемость неожиданно снижается.
  • Порой появляются страхи, повышается тревожность и неуверенность в себе.

Все это говорит о том, что у вашего отпрыска серьезные проблемы – и физиологические, и психологические.

Как реагировать родителям в этот период?

  1. Подобрать доброго первого учителя,который не будет в раздражении кричать и оскорблять детей. Пусть это будет не заслуженный педагог, без званий и категорий, но он должен быть обязательно добрым, уметь взаимодействовать с детьми с уважением и пониманием.
  1. Увеличивать учебную нагрузку постепенно.Учитывать, что интерес ребенка к учебе надо поддерживать через  игровые пособия и картинки. Если обучать ребенка без игровых элементов, ему становится неинтересно, и он уже не воспринимает нужную информацию. Начинает витать в облаках, смотреть в окно, рисовать на парте или следить за движением мухи, кружащей по аудитории. 

У моего ребенка возникли трудности с математикой, когда изучали состав числа 9 и 10. И мы с ней придумали игру: рассадили все наши мягкие игрушки перед мольбертом, и моя дочь была у них учителем. И вот она писала пример мелком, вызывала к доске медведя, и он выполнял ее задания. Медведь, конечно же, постоянно допускал ошибки в примерах, а моя дочь-учительница все время его поправляла, пока не научила его правильно складывать 4+5 и 3+7. 

  1. Стимулировать выполнение учебных заданий похвалой за достижения.«Как ты красиво буковки написал! Молодец! У тебя хорошо получается!»
  1. Не сравнивать своего ребенка с другими детьми, а только с самим собой.

— Тимофей, помнишь, как ты раньше вообще не умел читать, а теперь можешь уже прочесть целый рассказик. А хочешь, будем с тобой заниматься, и ты научишься еще лучше читать?!  

  1. Объяснить ребенку, что школьная жизнь отличается от жизни в целом.Если есть какие-то неудачи в школе, это не говорит о том, что так будет и в жизни. В учебное заведение мы приходим за знаниями, это просто этап, когда мы познаем определенные дисциплины. И если плохо в школе, это вовсе не значит, что в жизни будет тоже все ужасно.
  1. Придерживаться режима, но он должен быть не категоричным, а гибким.Это значит, можно позволить в выходной дольше поспать, позже лечь, чтоб на следующий будний день встать вовремя.

Вспоминая свою школьную жизнь, когда мне не хотелось идти в школу, я симулировала (да простят меня мои родители), что у меня болит живот, и меня оставляли дома. И этого отдыха в 1-2 дня хватало для того, чтобы восстановиться и потом продолжать хорошо учиться и не пропускать занятия.

Когда я выросла и общалась со своими друзьями, мы делились воспоминаниями детства. И я сделала выводы, что все мы иногда не хотели идти в школу, и что отдых нам был просто жизненно необходим, чтобы не сломаться и шагать дальше по жизни. Это своего рода защита организма от усталости.

Если родители не чувствуют потребности своих детей, не делают поблажек, когда они в этом нуждаются – ребенок заболевает. И тогда пропуски занимают уже несколько дней или даже недель.

Наблюдая за своей дочерью и чувствуя, что она уже устала от школы, я позволяла ей в какой-то день просто не пойти. Тут главное мера, чтобы это не вошло в привычку у ребенка. Поэтому я изображала, что мы проспали, и что уже три урока прошло и успеть на четвертый уже нет смысла. 

  1. Постепенно отпускать ребенка от себя, увеличивая радиус его самостоятельного передвижения.Разрешайте ребенку гулять не возле вас, а чуть в отдалении, предварительно познакомив его с правилами поведения на улице. Расскажите, как правильно переходить дорогу, как общаться с посторонними людьми. По дороге в школу приучайтесь водить первоклашку уже не за руку, а просто рядом. Вначале доводите ребенка до учителя, потом до крыльца. После этого – до школьного двора.

Эта процедура является очень тяжелым испытанием для матери. И я, как мать, тоже столкнулась с подобным. Отцы как- то не особо тревожатся по этому поводу. А вот мамам этот разрыв бывает сложно преодолеть.  Чтобы облегчить этот процесс, я шаг за шагом  к нему адаптировалась. Вначале за 50м, потом за 100м, позднее уже за 200 метров до школы отпускала своего ребенка и прослеживала, как моя дочь идет по школьной площадке, спускается вниз по ступеням, доходит до крыльца и скрывается за тяжелой дверью школы.

Со временем я привыкла к тому, что мой ребенок уже созрел это все делать самостоятельно, и я перестала нервничать и переживать. 

Желаю всем успешного прохождения этого этапа в любви и гармонии!

У вас появились дополнительные вопросы?

Советы для родителей, как пережить трудный период

Школа, конечно, помогает утолить познавательный интерес ребенка ко всему новому

Но важно, чтобы малыш семи лет был психологически подготовлен к этому, мог коммуницировать с учителями и одноклассниками, знать, когда нужно извиниться, а когда самому отстаивать свои права

Поэтому задача родителей – делать все возможное для психологического созревания чада, и понять, что сейчас он хочет самостоятельности и может быть самостоятельным.

  •  Если сын или дочка заняты каким-то делом, не вмешивайтесь, пока они не попросят об этом прямо. Так вы дадите им понять, что уверены в их действиях, и что дети справляются со своим делом.
  • Взросление – это не только права, но и обязанности. Постепенно перекладывайте ответственность за самого себя на ребенка.

Для чада семи лет, даже и в кризис не составит труда убрать и помыть за собой тарелку, или собрать рюкзак в школу. Не бойтесь попросить его что-то сделать, не преминув сказать, что вам тяжело, или вы устали.

  • Не создавайте «стеклянный купол». Все предугадать невозможно. Так дайте малышу прочувствовать и негативные последствия своих дел, как то разбитый цветочный горшок или разбитая коленка. Это немаловажная часть взросления ребенка в кризис семи лет.
  • Будьте друзьями. Относитесь внимательно к своему чаду, пусть он знает, что вы всегда поддержите и ободрите его. Но вместе с этим, у крохи должна появляться «своя» жизнь – с обилием своих друзей, своих увлечений.

Важно в кризис сохранять доброжелательные отношения между родителями и детьми – так гораздо проще решить какую-либо проблему, возникшую у ребенка, ведь он расскажет ее открыто и без утайки

  • Больше разговаривайте. Приказной тон и агрессивные нотки в вашем голосе, скорее всего, только испугают ребенка семи лет, и не принесут ощутимого результата.

     Старайтесь убеждать и анализировать сложившуюся ситуацию вместе с чадом.

  • Дайте отдых друг другу. Если кризис развернулся во всей красе, и кровиночка стала неуправляемой, самое время для тайм-аута. Если есть возможность, отправьте его к бабушке на несколько дней, а когда он вернется, вновь постарайтесь наладить диалог без крика.
  • Развивайте интеллект. Пусть у малыша будет все для развития его способностей – краски, набор юного физика или коробочка с вышиванием – все, чем он заинтересуется. Разумеется, сначала покажите ему, как нужно делать то или иное дело.
  • Больше общения с детьми. Поощряйте общение малыша со сверстниками. И необязательно делать это в школе, это могут быть разного рода кружки или секции по интересам.
  • Психологическая подготовка. Расскажите в позитивных тонах, что такое школа, и что в ней ожидает ребенка семи лет. Можно даже прогуляться на экскурсию в школу, и рассказать, какие в ней могут быть трудности, и как их можно преодолеть самостоятельно или с вашей помощью.
  • Реально оценивайте ваши возможности. Если у ребенка были родовые травмы, имеется общая ослабленность организма, или средний интеллект – не записывайте его в классы, обучающие детей по специальных программам с повышенной нагрузкой. Это станет лишним, особенно в кризис.
  • Учите управлять своими эмоциями. На своем примере, показывайте крохе, как нужно вести себя в тех или иных ситуациях, показывая специальные упражнения или же просто проигрывая какие-либо моменты.

Как это может работать? К примеру, чадо играет в своей комнате и не хочет идти обедать вместе со всеми. Не заставляйте его и не ругайте, пусть он сам придет на кухню, увидит холодную еду.

Помогите ему разогреть еду, покажите, как можно помыть тарелку за собой. И помните, что все плохое рано или поздно заканчивается, закончится и этот непростой период для всей семьи.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Причины кризиса

Кризис семи лет возникает в связи с естественным этапом развития ребенка и его психики. К 7 годам он начинает понимать, что у него теперь другие функции: раньше он играл, а теперь нужно получать знания, выполнять определенные задачи. Главная причина кризиса 7 лет – конфликт между малышом и обществом: он хочет быть взрослым, старшие говорят ему, что он – взрослый, но продолжают относиться к нему как к маленькому.

У первоклассника формируется внутренняя позиция школьника – совокупность потребностей познания и общения со взрослыми на новом уровне. Для того чтобы их реализовать, необходимо трансформировать свое поведение, но сделать это резко и сразу не получается.

Факторы, провоцирующие более яркие проявления кризиса:

  • Гиперопека. Родители отказываются признавать, что ребенок стал более самостоятельным, продолжают с тревогой контролировать его и на каждом шагу предупреждать об опасностях.
  • Авторитарный стиль воспитания. Мама и папа пытаются подавить старания первоклашки стать самостоятельным, не позволяют принимать ему решения даже в мелочах.
  • Состояние здоровья. У детей с неврологическими диагнозами кризис семи лет может проходить более заметно.

Типичные ошибки взрослых

Взрослые должны быть чуткими к любым изменениям в поведении детей

В любом возрасте кризис – сложный этап жизни. А для ребёнка, у которого ограниченный жизненный опыт, это двойное испытание: мало того, что изменения касаются его сознания, так ещё и затрагивают отношения с близкими людьми. Вот почему взрослые должны быть чуткими и внимательными к любым изменениям в поведении детей. При этом в своём желании помочь ребёнку справиться с кризисным периодом, родители часто, наоборот, нагнетают ситуацию. Поэтому психологи советуют:

Не акцентировать внимание на переходном возрасте ребёнка. Фраза: «У него сейчас такой возраст» провоцирует малышей, с одной стороны, ещё больше капризничать и проявлять негативные стороны личности, а с другой, порождает искусственное оправдание любым неблаговидным поступкам.
Не наказывать и не ругать прилюдно

Это справедливо не только в период кризиса, но и, в принципе, в общении с ребёнком.Дети очень болезненно воспринимают, когда родители или близкие отрицательно оценивают их действия, а тем более в присутствии других людей.

Не загружать ребёнка избыточными развивающими занятиями, так как они истощают физически, а это, в свою очередь, сказывается на эмоциональном фоне и без того ослабленном кризисными проявлениями.

Суть кризиса

Кризис 7 лет обусловлен тем, что в жизни ребенка заканчивается дошкольный период и начинается младший школьный. Многим родителям кажется, что они хорошо понимают то, что переживает их чадо: идет адаптация к учебе, создающая сложности.

В семь лет у ребенка не просто изменяется образ жизни. Начинается осознание своего социального «я», предпринимаются попытки установления наиболее тесных контактов с окружением, уходит наивное и непосредственное восприятие действительности. Теперь он воспринимает себя не просто как физически существующий человек, но и как человек со своими психическими особенностями, своим внутренним миром, отличающим его от других людей.

Подобные многообразные новые ощущения повергают ребенка в шоковое состояние. И в этих условиях еще нужно влиться в жизнь школы, реагируя на вызовы окружения.

В 7 лет у ребенка происходит формирование психологических новообразований, определяющих сущность этого кризиса. Они чётко прописаны в психологии и выражаются:

  • произвольностью;
  • осмыслением своих переживаний;
  • подчинением взаимных отношений определенным требованиям;
  • вступлением в наиболее широкую социальную общность

Из новообразований формируются основа кризиса 7 лет и причины проблем ребенка и окружающих его людей.

Ведущей деятельностью этого возраста является учебная деятельность, предполагающая, что ребенок осваивает обобщенные способы действий в системе научных понятий.

Выдающиеся психологи XX века Д. Б. Эльконин и Л. С. Выготский описывали в своих научных трудах особенности этого возрастного периода у детей, связанного с кризисом 7 лет.

Следуя теории Эльконина, учебная деятельность является трижды социальной:

  1. По содержанию (у ребенка происходит усвоение социокультурного опыта);
  2. По смыслу (значимость обучения и оцениваемость его обществом);
  3. По форме (регуляция посредством социальных правил и норм).

Выготским выделены черты, характеризующие кризис 7 лет:

  • у переживаний появляется смысл (когда ребенок сердится, он осознает, что сердится)
  • обобщаются переживания, появляется логика чувств (когда ситуация повторяется много раз, ребенок ее обобщает)

Самая явная черта данного кризиса, как считает Выготский, — начинающиеся различия между внутренней и внешней сторонами ребенка

В это период заканчивается формироваться воображение, образное мышление, внимание и произвольная память. Ребенком выстраивается система, позволяющая ему осознавать, что «хорошо», а что нет. В основе этой системы факторы внешней среды, свои внутренние чувства и взаимоотношения

Ребенок теперь отличает плохое от хорошего. Начинается формирование самооценки, ребенок воспринимает себя как личность не только среди членов своей семьи, но и в обществе

В основе этой системы факторы внешней среды, свои внутренние чувства и взаимоотношения. Ребенок теперь отличает плохое от хорошего. Начинается формирование самооценки, ребенок воспринимает себя как личность не только среди членов своей семьи, но и в обществе.

Как вести себя родителям?

Ваш ребенок уже не беспомощный малыш. Это тяжело, но нужно принять это. Он хочет быть взрослым и самостоятельным. Главное правило мудрого родителя: приглядывать, но не навязывать. В большинстве случаев он может сделать свои дела сам. Под постоянным контролем чадо не научится ответственности и независимости.

3 главных правила общения

  1. Если ребенок занимается чем-то, не отвлекайте его. Когда понадобится помощь, вас позовут. Люди учатся на ошибках. Попытка оградить чадо от них не приведет ни к чему хорошему.
  2. Учите ребенка ответственности за свои поступки.
  3. Не надо никаких «если». Естественные отрицательные последствия непослушания ребенок должен почувствовать на себе (в разумных пределах). Если он заигрался и не успел выучить уроки, значит, ему будет стыдно в школе перед учительницей и одноклассниками. Внутренние переживания являются намного более весомым стимулом к действию, чем наказание от мамы.

В чем выражается кризис у ребёнка 7 лет?

Когда за малышом навсегда закрывается дверь в дошкольное учреждение, он готовится к новому жизненному этапу. Пока что кроха не знает, какие тяготы и веселые моменты эти изменения принесут, поэтому и старается вести себя не так, как ранее. Ребенок сталкивается с учебными нагрузками, не знает, как общаться со взрослыми. При этом он постоянно контактирует со сверстниками, которые тоже пытаются справиться с кризисом 7 лет.

Переходный период оставляет свою печать на поведении ребенка, в результате чего прослеживаются следующие закономерности:

манерность;
неусидчивость;
необъяснимое вредительство;
попытки передразнивания или копирования взрослых;
неадекватные попытки привлечь внимание родителей.

Перечисленные особенности в поведении ребенка, переживающего кризис 7 лет, имеют и эмоциональную сторону. Малыш сильно устает, становится раздражительным и рассеянным. В это время ребенок может быть импульсивным или наоборот – слишком застенчивым и замкнутым.

Переживая кризис 7 лет, малыш чаще контактирует со сверстниками. Это выражается в:

  • сравнении себя с товарищами;
  • заниженной оценке собственных возможностей;
  • поисках авторитета;
  • кляузах и пакостях;
  • попытках подняться в глазах взрослых за счет жалоб на других детей.

Кризис в 7 лет – это серьезное испытание и для малышей, и для взрослых. Видя, как обожаемое чадо превращается в неуправляемую вредину, многие родители тоже становятся агрессивными и раздражительными. Они стараются добиться авторитета у малыша любой ценой. В ход нередко идут грубые высказывания, угрозы, лишения и даже попытки поднять руку на ребенка. Неправильное поведение родителей только усугубляет ситуацию, в результате чего взрослым и детям сложно найти компромисс и понять друг друга.

Результат кризиса

В результате кризиса 7 лет, согласно теории Выготского, у первоклассника формируется новая структура личности. Ведущая деятельность становится учебной. Общение со взрослыми выходит на новый уровень – они становятся нужны для реализации познавательного интереса. Взаимодействие со сверстниками разнообразное, но в него также включается новый момент – деловое общение.

Среди личностных новообразований: внутренняя позиция школьника, возрастающий уровень самостоятельности, качественные изменения в мышлении – постепенно оно преобразуется в словесно-логическое. Другие психические процессы также развиваются:

память из механической превращается в произвольную и опосредованную;

воображение становится шире и ближе к реальности за счет накопления жизненного опыта;
внимание в большей степени сконцентрировано и осознанно.

Детский кризис 7 лет – это не время издевательства над родителями, как им это может показаться, а нормальный этап развития человека. Без этого периода не произошло бы всех тех личностных новообразований и изменений в психике, которые необходимы для качественной учебы.

Что делать родителям?

Не нужно поддаваться панике. Это временный этап в жизни ребенка и он, как и любой другой возрастной кризис, пройдет. Следует правильно вести себя с ребенком и все со временем придет в норму. Родителю необходимо дать чаду больше свободы. Это нужно для того, чтобы ребенок разобрался в своем внутреннем «Я». Необходимо знать меру между жесткими ограничениями (чем злоупотребляют родители) и контролем и направлением чада в правильную сторону.

Необходимо принять во внимание, что ребенок уже не такой беспомощный, каким был когда-то. Если дать ему больше свободы, он станет более самостоятельным, и потом сам придет за советом к маме и папе

Следует дать ребенку возможность спорить с родителями. Ему необходимо высказать свое мнение, а взрослым, считаться с этим мнением. Таким образом, дитя поймет, что безосновательно требовать чего-либо — не лучший вариант.

В момент начала кризиса семи лет, не нужно отбирать у ребенка игрушки, и сразу же сажать его за тетрадки и учебники. Необходимо делать это постепенно, даже играючи, чтобы переход от развлечений к учебе выглядел как приключение. Например, ребенок может поиграть, расслабиться, но при этом повторять заданные на дом слова, материал. Родителям тоже нужно быть вовлеченными в образовательный процесс. Например, мама может делать домашние задания по рисованию вместе с ребенком.

Не нужно заставлять ребенка соблюдать режим дня. Не хочет — не надо. Маме следует поинтересоваться о том, сколько времени нужно чаду, чтобы справиться со всеми своими заданиями. Пускай пытается успевать за отведенное ему время. От этого действия он почувствует себя взрослым. С ребенком нужно общаться на равных, забыть о том, что он — малыш. Именно тогда чадо будет принимать решения, за которые надо нести ответственность, а не перекладывать всю вину на родителей.

От родителей требуется ставить в пример не себя или своих друзей, а героев сказочных мультфильмов

Причем желательно брать во внимание мультики с глубоким смыслом. Таким образом, авторитетом для ребенка будет сказочный персонаж, и дитя поймет, что так нужно делать не только потому, что родители требуют

Ведь так поступает даже герой в его любимом мультике.

Родителям не следует относиться к ребенку, как к своей вещи, игрушке. Нужно понять, что он — личность, которая не обязана во всем походить на маму или папу. Ведь кризис проявляется в первую очередь именно из-за поведения родителей. Маме и папе дитя нужно понять, что их чаду намного сложнее, чем им, и нужно его поддержать и направить в этот трудный для него момент жизни.

Как понять, что наступил кризис?

У кризиса семи лет есть основные проявления, заметив которые, вы можете диагностировать его наличие. Он не обязательно должен наступить четко в 7 лет. Чаще всего его начало приходится на тот момент, когда ребенок начинает ходить в школу, иногда к концу первого или началу второго года обучения.

К симптомам кризиса относятся:

  • кривляние – ребенок может передразнивать взрослых, выражая таким образом свой протест;
  • непослушание, игнорирование просьб и указаний;
  • бурные эмоциональные проявления (бывают даже истерики, бросание предметов);
  • выдвигание требования – относиться к нему как к взрослому, считаться с мнением;
  • проявление неуверенности, сравнение себя с другими.

Это основные симптомы кризиса. У некоторых он может проходить иначе и проявляться в чрезмерной сдержанности, замкнутости, в уходе в себя и нежелании делиться своими переживаниями. Как только вы обнаружили подобные проявления, нужно начинать корректировать модель воспитания и отношений с ребенком.

Кризис семи лет: патогенез

Причины кризиса семи лет кроются в глобальном изменении не только психического, но и физиологического состояния ребенка. Именно в дошкольном возрасте у детей активно развиваются лобные доли коры больших полушарий мозга. Они отвечают за контроль действий, умение планировать и предвидеть последствия. Работа процессов возбуждения и торможения начинает проявляться непоседливостью, а в каких-то случаях и гиперактивностью. Изменения происходят и на уровне психики ребенка. В этот период ребенок начинает создавать собственную систему ценностей. Он определяет, что плохо или хорошо, правильно или неправильно. Он начинает представлять себя не в своем отдельном мире, а в качестве личности в социуме. Он активно осваивает новые социальные роли среди сверстников, педагогов и родителей. Именно в этих отношениях и начинают впервые проявляться первые симптомы “кризиса” семи лет. О многообразия новых ощущений и впечатлений ребенок нередко пребывает в состоянии шока. Далеко не все дети готовы морально и психологически сразу влиться неизвестную жизнь в рамках школы. Они порой не знают, как вести себя и реагировать на новые вызовы пока чужого для них мира.

Сохранение детства

В кризисный период происходит переход на очередной этап становления личности, но отпрыск все еще остается ребенком. Не стоит забывать об этом. В сложные моменты можно использовать поучительные мультфильмы, сказки, истории. Сын или дочка будет с удовольствием следовать положительному примеру любимых героев. Маме и папе такой подход позволит сместить авторитарную роль с себя.

С началом школьной жизни появляется необходимость проводить много времени за уроками. Ребенку сложно полностью погрузиться в учебный процесс. В его жизни должно оставаться место для игр. Хорошо, если есть возможность вводить школьные предметы играючи – например, позволить сыну или дочке заняться любимым делом, а тем временем повторять слова или устно решать примеры. Буквы можно рисовать карандашами или мелками

Важно учиться вместе с чадом, так ему проще будет принять новые процессы и они станут гармоничной частью режима дня

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенок не хочет учиться: советы психолога

Позитивные изменения после кризиса

Что порадует родителей после тревожного периода?

Вы поймете, каким интересным собеседником становится ребенок, найдете общие увлечения, сможете разнообразить досуг. Место беспомощного малыша займет полноправный член семьи с уникальным взглядом на мир.

При позитивном завершении кризиса возникает жажда знаний, нового опыта, желание помогать родителям. Школа не вызывает отвращения, учителя воспринимаются как мудрые наставники.

Непредвзятое мышление позволяет детям воспринимать жизнь без стереотипов — это качество, утерянное взрослыми людьми. Ребенок поможет сделать выбор, избавит от цинизма, расширит кругозор. Для этого нужно чаще проводить время вместе, быть терпеливыми, продуктивно общаться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: