Что нужно знать о постановке диагноза
Диагностика дисграфии у детей включает несколько этапов . Точный диагноз ставится после 8 лет, к этому возрасту младшеклассник овладевает письмом. Вердикт выносится не сразу. Назначается пошаговое исследование. Сначала просматриваются школьные тетради, анализируются письменные навыки. Затем ребёнка осматривают:
- логопед;
- психолог;
- невролог;
- ЛОР;
- окулист.
Плохое зрение, слух провоцируют нарушение письма, поэтому нужны консультации офтальмолога, ЛОРа. Невролог исследует состояние нервной системы. Логопед проверяет уровень развития речи, речевую моторику, качество артикуляции. Анализируется слоговое, грамматическое построение речи. Врач выясняет, какая рука у ребёнка ведущая. После детального обследования логопед определяет форму дисграфии, назначает лечение.
Дисграфия у взрослых диагностируется похожими методами. Сначала логопед изучает письменные тестовые задания пациента, чтобы исключить незнание орфографических правил. Затем исследуются произношение звуков, запас слов, умение воспроизвести услышанное.
Классификация и виды дисграфии
В зависимости от нарушения или несформированности того или иного процесса письма различают 5 форм дисграфии:
- Артикуляторно-акустическая дисграфия эта форма дисграфии проявляется в написании букв, обозначающих звук при произношении, т.е. ребёнок пишет именно так, как он произносит слово. Причинами данного вида дисграфии является нарушение произношения и фонетико-фонематического слуха (дислалия, ринолалия, дизартрия). Пример данного вида дисграфии: “холосо – хорошо”, “селый – серый”, “цетёт- цветёт” и т.д.
- Акустическая дисграфия: данная форма дисграфии проявляется в замене на письме шипящих/свистящих, твёрдых/мягких и звонких/глухих букв. Причиной, приводящей к появлению этого вида дисграфии, является нарушение распознавания близких по звучанию звуков речи, т.е нарушение фонемного распознавания. Примеры: “тупик-тюбик”, “прыкать-прыгать”, “крип-гриб” и т.д.
- Дисграфия, связанная с нарушением языкового анализа и синтезапроявляется в искажении структуры текста. Происходит пропуск букв, перестановка слогов и букв местами, слитное написание слов, разделение приставки и/или окончания с основой слова, зачастую слитное написание всех слов в предложении. Причиной возникновения дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза лежит неумение дифференцировать слова и слоги. Примеры нарушения: “стол-сотл”, “идёт дождь – идедошь”, “на столе-настоле” и пр.
- Аграмматическая дисграфия: можно сказать, это косноязычная форма письма. При этой форме нарушается правильность употребления падежных окончаний, наблюдается неправильная постановка рода или числа, затруднение при применении правил, неправильная постановка мягкого знака, неумение найти орфограмму, нарушение последовательности слов в предложении и пр. Например: “много деревьев – много деревов”, “мой папа- моя папа”, “котёнок- котёнки” и пр.
- Оптическая дисграфия наиболее часто встречаемая форма дисграфии. При такой форме дисграфии ребёнок испытывает трудности с визуальным различением похожих букв. Причиной её возникновения является недостаточно сформированные навыки зрительного узнавания символов, слабо развитая зрительная память, а также синтез увиденного образа, образа в памяти и пространственного представления этого образа. Чаще всего при этом заменяются буквы, схожие по написанию, но различно расположенные в пространстве. Буквы могут заменяться как на существующие в языке, так и на несуществующие, но с сохранением схожих элементов (Б-Д, Т-Ш, И-Ш, П-Т, Ж-Х, Л-М, Ц-Щ), возможно написание букв зеркально (буквы И, Е, Я). Также к оптической дисграфии относят зеркальное письмо или как его еще называют – письмо или почерк Леонардо.
Механизмы дисграфии и дислексии
Прежде чем рассматривать факторы, провоцирующие развитие этих расстройств, необходимо разобраться в механизмах их возникновения. Стоит понимать, что и письмо, и чтение – это сложнейшие многоуровневые психофизические процессы, контролируют и реализуют которые четыре анализатора:
- зрительный;
- слухоречевой;
- двигательный;
- речедвигательный.
Каждый из них имеет периферический отдел (к примеру, у слухоречевого это уши, воспринимающие звуки), проводниковую часть, состоящую из нервных волокон, и центральный отдел, занимающий определённый участок в коре головного мозга.
Каждый из анализаторов решает конкретную задачу (например, зрительный узнаёт и распознаёт буквы), причём поэтапно и в тесной взаимосвязи с прочими системами. Выпадение или повреждение какого-либо одного звена в силу некоторого фактора и приводит к формированию патологии письма и чтения.
Пять видов дисграфии
Какая бывает дисграфия? Врачи определяют пять форм заболевания с разной симптоматикой.
- Артикулярно-акустическая. Неправильное произношение звуков отражается на записывании слов. Ребёнок пишет так, как слышит. Логопед назначает коррекцию произношения звуков.
- Акустическая дисграфия. Звуки правильно произносятся, но подменяются при записывании другими буквами. Смешиваются парные звонкие и глухие согласные: П-Б, Т-Д, Ф-В, Ш-Ж; свистящие и шипящие Ж-З, Ш-С, С-Ц. Путаются звуки Ц-Т, Щ-Ч, Ч-ТЬ. Затруднение возникает в записывании мягких звуков: «лублю», «польивать».
- Аграмматическая. Диагностируется общее недоразвитие речи. В тетради слова пишутся вне правил грамматики: не изменяясь по склонениям, без связи между собой, с ошибочными окончаниями. Например: «синий варежка», «яркая солнце». Аграмматическую дисграфию диагностируют с 9 лет, потому что заболевание проявляется к этому возрасту.
- Оптическая дисграфия – это нарушение пространственного и зрительного восприятия. Школьник не различает похожие элементы в буквах. Поэтому при письме появляются лишние палочки, кружочки, зеркальное отображение, путаница заглавных и строчных символов. Например, смешивается начертание сходных по строению букв: заглавных Ц-Щ, Р-Ь-Ы, Э-З; строчных п-т, в-д, л-м, и-ш.
- Моторная дисграфия. Э та форма дисграфии выявляется чаще, чем остальные . Диагностируется слабость языкового синтеза, анализа. Симптомы моторной формы: путается слитное и раздельное написание предлогов, приставок; пропускаются окончания. В словах буквы и целые слоги меняются местами, повторяются. Слова не дописываются, добавляются ненужные буквы. Дисграфик не разделяет слово на слоги, предложения – на слова.
5 Методы коррекции
Коррекция осуществляется с учетом степени тяжести дефекта, его причины, возраста пациента. Если наблюдается дисграфия без расстройств ЦНС, зрительного, двигательного, слухового восприятия, в таком случае помогут регулярные занятия с логопедом. При наличии нарушений чтения (у детей), моторики, центральной нервной системы, соматические заболевания, потребуются медикаменты, физиотерапия, массаж, гимнастика, лечебная физкультура (ЛФК).
Распространенные методы коррекции:
- упражнения, направленные на сличение, различение букв (оптическая форма);
- задания на развитие внимания, зрительного, слухового восприятия, памяти, мышления;
- речевые игры (при нарушении языкового анализа и синтеза );
- работа с грамматикой;
- задание на распознавание фонем;
- автоматизация непроизносимых звуков («р», «л»).
Ребенок может посещать логопедические занятия или заниматься дома с родителями. Для взрослых допустимо самостоятельно выполнять письменные упражнения, но под контролем логопеда. Устные занятия с детьми могут проводить родители и специалист. Со взрослыми таким образом работает логопед.
В таблице приведены примеры упражнений для самостоятельной работы:
Название | Цель | Описание |
«Лабиринт» | Развитие моторики | Ребенку предлагают провести линию без отрыва, при этом двигать нужно только рукой, лист трогать нельзя |
«Конструирование» | Развитие внимания и оптико-пространственного анализа | Складывание букв из элементов (палочек, овалов, крючков), расшифровка схем, поиск, вставка пропущенных символов |
«Сочинение» | Улучшение произношения | Поиск предметов на заданный звук, определение места в слове, составление слов на слух, предложений, стихов |
«Скажи наоборот», «Найди целое» | Формирование лексико-грамматического строя | Поиск слов и словосочетаний с разным значением, отгадывание предмета по частям, решение загадок |
«Цепочка» | Формирование фонематической системы | Называние слов на последний звук («автобус — солнце») или слог («корова — варенье») |
Логопедическая помощь при дислексии
Причины болезни
У детей
Причины дисграфии у детей:
- Перинатальные патологии; наследственность; болезни и травмы в младенчестве
- Обучение иностранным языкам в раннем возрасте; билингвистическая или многоязычная семья
- Авторитарные методы воспитания
- Ограничение речевого общения в семье; «сюсюканье», нечёткое произношение слов взрослыми
- Злоупотребление телевизором
- Неврологические осложнения; расстройство внимания, памяти; дислексия (нарушение чтения)
- Переучивание ребёнка-левши
- Начало школьной учёбы с 6 лет
У взрослых
Дисграфию у взрослых провоцируют следующие причины:
- Черепно-мозговые травмы
- Инсульты, опухоли мозга
- Менингит
- Нейрохирургические вмешательства
- Травмы, полученные при родах
- Перенесённая асфиксия
Алексия
Чтение – это очень важный психический процесс, который снабжает ребёнка знаниями разного рода, необходимыми для нормальной жизнедеятельности в обществе, развития личности человека. Чтение способно ускорять развитие интеллектуальной деятельности, влиять на поведенческие особенности ребёнка в целом, организовывать его.
Алексией называют нарушение чтения или невозможность овладения процессом чтения, которое возникает вследствие поражения зон коры левого полушария. Вид алексии зависит именно от того, какая область коры левого полушария поражена. В соответствии с этим выделяют несколько видов алексии.
За оптическую алексию отвечает кора затылочных долей мозга. Если ребёнок не узнаёт отдельные буквы, это проявление литеральной оптической алексии, если он не способен узнавать целые слова, такое явление называют вербальной оптической алексией. При данной форме алексии у ребёнка нарушается зрительное восприятие букв или целых слов. В некоторых случаях диагностируют одностороннюю оптическую алексию, при которой ребёнок игнорирует какую-либо половину текста, не замечая этого. Такую алексию можно обнаружить тогда, когда поражены затылочно-теменные зоны правого полушария головного мозга.
Поражение коры височной зоны левого полушария приводит к возникновению слуховой алексии, которая считается одним из проявлений такого заболевания как сенсорная афазия. Слуховая алексия может возникнуть вследствие расстройства фонематического слуха и звукобуквенного анализа слов. Дети, страдающие данным заболеванием, часто меняют слова и их окончания, то есть у них наблюдается «угадывающее чтение».
В случае если поражены нижние отделы премоторной зоны коры левого полушария головного мозга, может возникнуть кинетическая моторная алексия. Её проявления заключаются в том, что ребёнок правильно узнаёт и произносит отдельные буквы, но соединить буквы в слоги или слоги в слова затрудняется. У таких детей нарушены процессы переключения от слога в слово или от одного слога, слова к другому.
Детей страдающих алексией обязательно нужно направлять к логопеду для того, чтобы он мог оказать ребёнку квалифицированную помощь в преодолении недуга.
Работа с такими детьми, предупреждение и преодоление алексии должно быть основано на развитии речи и заполнении тех пропусков, которые имеют место в фонетико-фонематическом развитии детей с диагнозом алексия. Алексия, как и любое другое речевое нарушение, может негативно отразится на способностях ребёнка к обучению, поэтому только своевременное вмешательство специалиста поможет сделать коррекционную работу в несколько раз успешнее.
Причины нарушений
Если механизм возникновения расстройств письменной речи и чтения в принципе понятен, то чётко установленных причин этих патологических процессов пока не существует. Учёные выдвигают предположения, что дисграфия и дислексия связаны с анатомическими особенностями мозга и социально-психологическими факторами.
Анатомо-физиологические причины
Развитие дисграфии и дислексии связывают с нарушением функций областей коры больших полушарий, которые ответственны за процесс овладения грамотой. Любопытно, что эти же области мозга отвечают за основные стороны устной речи – восприятие и произношение звуков, словарь и грамматические навыки, связности речи.
Среди причин расстройств письма и чтения выделяют следующие факторы:
1. Наследственная предрасположенность. Ребёнок перенимает от родителей не только цвет глаз и кожи, но и конституциональные особенности мозга, незрелость отдельных его участков. В таком случае при формировании навыков письма или чтения школьник будет испытывать приблизительно те же проблемы, что и его мать (отец) в начальных классах.
2. Задержанное развитие или поражение мозга. Подобные патологии могут возникнуть во время вынашивания малыша, при родовой деятельности или в раннем возрасте (до трёх лет). К этой группе вредных факторов специалисты относят:
-
- гипоксия эмбриона, которая возникает из-за экстрагенитальных заболеваний (сердечная недостаточность, болезни почек и печени, ревматизм), патологий плаценты, тяжёлых осложнений в начале и конце беременности;
- внутриутробные инфекционные болезни, представляющие особенную опасность в первом триместре, когда активно формируются мозговые структуры плода (это может быть краснуха, грипп, герпес, гепатит B, ВИЧ и т.д.);
- приём будущей матерью психоактивных веществ (к ним относят алкогольные напитки, наркотические средства, никотин) или употребление медикаментов, способных нарушить естественное развитие плода;
- неблагополучные роды, во время которых травмируется детская головка, происходит обвитие шейки ребёнка пуповиной, вследствие чего нарушается поступление кислорода в мозг и погибают нервные клетки;
- болезни и патологии, перенесённые в младенческом возрасте, например, черепно-мозговые травмы, энцефалиты, тяжёлые инфекционные заболевания.
3. Проблемы со становлением процессов латерализации. Этот термин обозначает установление доминантной роли правого либо левого полушария. В начальной школе (когда ребёнка начинают активно обучать письму и чтению) у детей уже определяется ведущая рука и ведущее полушарие. Если же процесс задерживается, а также при скрытом левшестве либо переучивании леворукого ребёнка, нарушается формирование навыков письма и чтения.
Социально-психологические факторы
Ещё одна большая группа причин патологий письменной речи и чтения – неблагоприятные средовые и психологические факторы. Стоит отметить, что они редко проявляются изолированно, чаще социальные причины добавляются к уже имеющимся нарушениям физиологической природы. Среди самых частых специалисты отмечают следующие факторы:
- чрезмерно раннее обучение ребёнка письму и навыкам чтения (нервная система попросту не готова к подобным умениям);
- завышенные требования по отношению к грамотности, которые предъявляют родители и педагоги;
- излишне высокий темп обучения или использование дидактических методов, несоответствующих личным особенностям ученика;
- низкий уровень языковой среды, включающий недостаток речевых контактов, нечёткое либо неверное произношение родителей, невнимательность взрослых к речи ребёнка;
- несвоевременное обращение за квалифицированной помощью родителей ребёнка, у которого наблюдаются тяжёлые речевые патологии;
- билингвизм в семье, из-за которого дети не могут в полной мере овладеть грамотой.
Причин для формирования расстройств письма и чтения много, даже специалистам довольно сложно разграничить физиологические и социально-психологические факторы. Вот почему при обнаружении у ребёнка первых же проявлений этих патологических состояний нужно обратиться за логопедической помощью, которая включает диагностику и коррекционную работу.
Что делать, если у ребёнка – дисграфия? Полезные упражнения и игры
Коррекция дисграфии. Что же делать, если у вас или вашего ребёнка диагностирована дисграфия? Как исправить ситуацию?
В первую очередь, нужно обратиться к специалисту, который правильно определит вид нарушения и подберет соответствующую программу корректировки.
Что можно сделать самостоятельно в домашних условиях? Дома вы можете делать следующие корректирующие упражнения:
– Упражнения и игры, направленные на развитие фонематического слуха:
- Игра “Поймай букву”: взрослый говорит, какую букву нужно “ловить” (чаще это гласная буква), и затем произносит ряд слов. При произношении слова с заданной буквой ребёнок должен хлопнуть в ладоши.
- Игра “Поймай букву-2”: взрослый называет букву и затем произносит различные слова. Ребёнок должен после каждого слова сказать, в каком месте слова была эта буква (в начале, в середине или в конце). Разучивайте с ребенком лого-стишки на определённую букву, отрабатывая произношение, а затем усложняйте задание – одновременно с произношением стишка нужно выкладывать какую-либо заданную фигуру из спичек (палочек) .
– Развивайте пространственное восприятие: лепите буквы, рисуйте буквы, складывайте их из палочек, делайте аппликации, разбирайте буквы на запасные части и собирайте новые, играйте с буквами – дайте ребёнку на тактильном плане ощутить, что это такое – буква. Произносите звук одновременно с тактильным восприятием, закрепляя в памяти это соответствие.
– Играйте в игры на пространственное восприятие:
- Ребёнок сидит спиной к взрослому, взрослый из-за спины произносит слово. Ребёнок должен указать, в какой стороне был звук.
- Пишите графические диктанты.
- Играйте в игры типа “муха” – в квадрате 3х3 клетки в центральной клетке рисуется муха. Взрослый называет направление движения “мухи” – вверх-вниз-вправо-влево.. и т.д. Ребёнок следит глазами за тем, куда летит муха. Задача ребёнка – хлопнуть в ладоши, и тем самым поймать муху, если она вылетит за пределы квадрата. На начальном этапе ребёнок может помогать себе карандашом или пальцем – отмечая, где сейчас муха, затем необходимо оставить только глазодвигательные движения. Можно увеличивать квадрат, постепенно добавляя новый уровень, вплоть до игры “муха в кубе”.
– Развивайте общий словарный запас ребёнка, поощряйте чтение – если он уже читает, или занимайтесь по тренажёрам для чтения, если ребёнок плохо читает или имеет проблемы с чтением.
– Играйте в узнавания предметов и букв при их неполной прорисовке(половина фигуры/буквы , зашумлённые фигуры/буквы, несколько наложенных друг на друга изображений – ребёнку нужно выделить нужное и обвести).
– Читайте тексты-“перевертыши”: замените несколько слов в тексте словами, написанными вверх ногами или задом наперёд. Достаточно нескольких слов в нескольких предложениях.
– Игра “найди букву”: в предложенном тексте нужно подчеркнуть все заданные буквы (или значки в рядах значков, если ребёнок еще не умеет читать). Это упражнение развивает узнавание и внимательность.
– Составляйте простейшие предложения и рассказы по картинкам
– Читайте “поля слов”, выделяя в них слова
– Решайте анаграммы
– Ищите пропущенную букву в словах: взрослый пишет слова, пропуская одну букву и указывая место пропуска, а ребёнок должен сказать, какая буква пропущена.
– Проходите лабиринты: сначала проводя пальцами по лабиринту, затем проводя линию карандашом, и после этого – только глазами.
– Развивайте чувство ритма: учите стишки и отстукивайте ритм стиха, делайте хлопок на определённом слоге при произношении ряда слов, играйте в игру – “повтори ритм”.
– Просите ребёнка назвать сколько букв в слове, сказать, сколько слогов в слове, сколько слов в предложении, сколько предложений в тексте (текст и слова должны восприниматься на слух).
Эти и многие другие корректирующие упражнения для дисграфиков помогут преодолеть эту проблему. Эти же упражнения подходят и для взрослых. Ещё раз хочу сказать о том, что коррекция дисграфии – процесс длительный и трудоёмкий. Начинать работу в этом направлении нужно при первых признаках нарушений (речи, словообразования, нарушения распознавания предметов и пр.).
Как организовать занятия дома
Как родителям предупредить дисграфические нарушения у ребёнка? Профилактика дисграфии начинается с беременности. Маме нужно беречь себя и малыша, избегать риска инфекций, травм в раннем детстве ребёнка. С младенчества дети эмоционально зависят от родителей. Нужно не допускать стрессов, наладить тёплую атмосферу в семье.
Основы успешного письменного навыка закладываются в дошкольный период. Разучивая стихи, песенки, малыш учится слышать звуки, соотносить звуки с буквами. Зрительное восприятие тренируют игры, где сравниваются цвета, формы. Конструкторы с большими деталями, лепка, аппликация развивают пространственное мышление, моторику.
Рисование по контуру, заполнение прописей для дошкольников подготовит детскую руку к письму. Магнитная азбука легко размещается дома на холодильнике. Перебирая квадратики, ребёнок запоминает внешние очертания буквенных символов, последовательность букв, звуков в словах.
Если логопед диагностирует дефект развития речевых навыков, надо не упустить момент, корректировать нарушения. Развивая устную речь, младшеклассник легко освоит речь письменную.
Дисграфия и дислексия – что это
Специфическое нарушение письменной речи называется дисграфией. Дети с данным расстройством испытывают серьезные сложности при написании букв и слов, делают значительное количество грамматических ошибок, не могут правильно отображать письменные знаки и символы. Как бы дисграфики ни старались, почерк у них остается неровным и неаккуратным, а задания выполняются медленно и с большим трудом. При отсутствии грамотного подхода к таким ученикам, в дальнейшем это может перерастать в психологические проблемы, развитие неуверенности в себе, замкнутости и депрессии.
Так как письмо и чтение являются взаимосвязанными составляющими одного психического процесса, крайне часто дисграфия сопровождается дислексией. Данная патология связана с невозможностью ребёнка освоить навыки чтения. При наличии такого нарушения ученик пропускает или добавляет лишние буквы, начальные слоги или слова, искажает правильное звучание слов и читает крайне медленно.
Если дисграфия диагностируется практически у 25-30% младших школьников, то дислексия возникает примерно у 8-10% учеников. Расстройства могут возникать как парно, так и независимо друг от друга. Как правило, первые признаки нарушений проявляются в возрасте от 6 до 8 лет. Патологии нуждаются в грамотном вмешательстве логопеда-дефектолога, так как их бесконтрольное прогрессирование может сопровождаться головокружениями, головными болями, общим ухудшением физического и психологического состояния ребенка.