Задержка речевого развития (зрр, зпрр)

Причины ЗРР у детей

Отставание в речевом развитии может быть обусловлено целым рядом причин, которые можно разделить на две категории:

  • медицинские причины ЗРР у ребенка, связанные с патологиями головного мозга и другими заболеваниями, например, плохим слухом;
  • социальные причины, связанные с недостатком общения.

Патологии развития головного мозга появляются вследствие:

  • генетических факторов;
  • пороков внутриутробного развития, вызванных инфекциями, стрессами и приемом лекарственных препаратов беременной;
  • родовых травм;
  • перенесенных в младенчестве инфекционных заболеваний.

Если малыш имеет проблемы со слухом, то это является серьезным препятствием к освоению речи, ведь она формируется посредством подражания

Важно выявить эту патологию как можно раньше, чтобы скорректировать слух или принять другие меры для обеспечения возможности нормального развития речи

Симптомы ЗРР у детей, вызванные социальными факторами, бывают обусловлены:

  1. Педагогической запущенностью, когда социальные контакты резко ограничены и развитием ребенка никто не занимается. Крайним проявлением педагогической запущенности являются дети-«маугли».
  2. Сменой языковой среды, когда вокруг малыша общаются на разных языках. Такие ситуации требуют от родителей особого внимания к речевому развитию их сына или дочери.
  3. Гиперопекой, предвосхищающей все потребности малыша. В таких условиях стимул осваивать речь просто отсутствует.

К критическим периодам, когда диагноз ЗРР ставится чаще всего, относятся:

  • возраст от одного до двух лет, когда у малыша может быть диагностирована алалия (речь отсутствует или сильно недоразвита);
  • трехлетний возраст, для которого характерны такие нарушения, как отказ говорить — мутизм, а также появление заикания;
  • возраст 6–7 лет, когда повышен риск развития афазии — частичной или полной потери речевых навыков вследствие осложнений на мозг после перенесенных инфекционных заболеваний.

Какие бы причины ни вызвали ЗРР у детей, важно, чтобы они как можно раньше были выявлены. Чем скорее речевым развитием ребенка займутся специалисты, тем проще достичь хороших результатов в освоении импрессивной и экспрессивной речи

Симптомы задержки речевого развития

Заметить несоответствие нормам можно на разных этапах развития. Среди них выделяют:

  1. Отклонения в доречевом периоде. Младенец не гулит и не лепечет или делает это редко, произносит однотипные звуки;
  2. В возрасте 12 месяцев. Не реагирует на вербальное к нему обращение;
  3. В возрасте 1,5 лет. Не пытается повторять услышанные слова;
  4. В возрасте 1,5 – 2 лет. Не выполняет просьбы;
  5. В возрасте 24-х месяцев. Не говорит изолированные слова;
  6. В возрасте 2,5 – 3-х лет. Не говорит связно, не соединяет слова в простые предложения;
  7. В возрасте 3-х лет. У ребенка отсутствует собственная речь. Он говорит только заученными или услышанными где-то фразами.

Дети с признаками задержки используют вместо слов жесты и мимику. Причем делают это осознанно и уместно.

Нормы развития речи

Самая первая «речь» ребёнка — это плач, как только он появился на свет. Здесь участвуют самые главные органы речевого аппарата: артикуляционные, дыхательные и голосовые

Уже здесь опытный врач неонатолог сможет определить всё ли в норме, он обратит внимание на время первого крика, он должен быть в течении первой минуты после рождения, также громкость и звучание крика

Дальше идёт самый важный период — подготовительный (предречевой) — это первый год жизни малыша. Здесь малыш проходит несколько этапов :

  • Гуление: в норме наступает примерно в 1,5 — 2 месяца
  • Лепет : в норме в 4-5 месяцев у малыша начинается лепет
  • Лепетные слова : с 8 месяцев
  • Первые слова : у девочек обычно в 9-10 месяцев, а у мальчиков ближе к году.

Если все эти этапы были в порядке, то в норме малыш в 1 год может говорить примерно около 10 односложных слов (мА-мА, па-па, и т.д.).

Дальше идёт период с 1- 2 лет, здесь ребёнок активно накапливает свой пассивный словарь, всё больше понимает, но сказать пока не всё получается

Поэтому так важно в этот период, как и в любой другой, очень много с ретенком разговаривать, обо всём что он видит

В возрасте 1,6-1,8 г., у ребёнка начинают появляться двухсложные слова (пока, вода, деда и т. д.). Поэтому этом периоде малыша может «прорвать» на слова, то что он так копил в своём пассивном словаре, начинает появляться в его активном словаре, и малыш начинает активно пользоваться этими словами. «Прорвать» на слова может и чуть позже, примерно в 2 года ,в этом ничего страшного нет, в этом возрасте детки очень быстро догоняют своих сверстников, и даже перегоняют.

В 2 года у ребёнка начинает появляться фразовая речь. Для фразовой речи нужны обязательно глаголы, поэтому в норме, к 2 годам появляются в речи ребёнка и глаголы (мама дай, папа ди(иди), дай воды и т. д.). Активный словарь ребёнка насчитывает примерно 50 слов.

В 2,5 года ребёнок уже может составлять предложения, состоящие из 3-4 слов, использует примерно 250 слов в своём активном словаре.

С 3-х до 4-лет ребёнок говорит развёрнутыми предложениями, усваиваются грамматические формы, использует слова с изменением по числам и родам, употребляет правильно прилагательные, местоимения, наречия. Активный словарь к 4 годам состоит из 1500 тысячи слов.

Как помочь ребенку с ЗРР

Что делать? Это самый первый вопрос, который возникает у родителей детей с задержкой развития речи. Начинаем с поиска причины, которая препятствует развитию речи. Здесь также идет подразделение на те же группы, относящиеся к медицине и соцуму.

Медицинская помощь

Работа с причинами, повлиявшими на задержку развития речи, начинается с обращения к специалисту. Грамотный невролог сможет вовремя заметить симптомы ЗРР и назначить лечение. Поэтому не пренебрегайте осмотром у врача в 3, 6, 9 и 12 месяцев.

Бывает так, что на ваш взгляд на приеме не происходит ничего необычного. Но специалист может заметить незначительные отклонения даже в 6-9 месяцев и вовремя назначить лечение.

Ноотропные препараты бывают двух видов действия: стимулирующие и успокаивающие, назначает их только врач. Никогда не покупайте детям лекарства, которые помогли вашим знакомым.

Различные терапии, логопедический и общий массаж помогут ребенку заговорить в одно время со сверстниками. Это поможет ему не отставать от них.

Социальная помощь

Для лечения ЗРР у детей в домашних условиях очень важно решить вопрос влияния окружения. Нужно начать больше времени уделять детям, общению с ними

Родителям нужно адекватно оценить внутреннюю обстановку в семье.

Ребенок нуждается в счастливой гармоничной семье. И только от вас зависит каким он вырастет.

Также хорошим подспорьем будет найти логопеда, специализирующегося на вашей проблеме. А также, возможно, и записаться на консультацию к семейному психотерапевту.

Запишитесь в группы по логоритмике, индивидуальные развивающие занятия, которые помогут “разговорить” малыша.

Плодотворное сотрудничество родителя с неврологом и логопедом разовьют коммуникативные навыки ребенка. Чтобы запустить речь, нужно создать условия, в которых ребенку придется что-то требовать, просить и высказываться.

Не предугадывайте его желания, проговаривайте вместе с ним все действия. Выполняйте рекомендации специалистов. Больше хвалите малыша и успех вам будет гарантирован.

Причины задержки развития речи

Все этиофакторы, влияющие на нарушения развития речи, разделены на внутриутробные и те, что ребенок испытывает после рождения.

К внутриутробным причинам ЗРР относят:

  • хроническую гипоксию плода;
  • поражения ЦНС, вызванные недостатком кислорода;
  • внутриутробные инфекции;
  • гидроцефалия;
  • генетические заболевания;
  • родовая травма;
  • недоношенность;
  • аномалии развития челюстно-лицевого аппарата, влияющие на артикуляцию.

После рождения к ЗРР могут привести:

  • менингит, менингоэнцефалит и другие нейроинфекции;
  • снижение слуха в результате отита;
  • недостаточное общение с родителями и сверстниками;
  • длительное, тяжелое заболевание и связанные с ним ограничения;
  • сильный стресс, испуг;
  • наследственность.

Симптомы нарушения

Коррекционная работа при диагнозе ЗРР

Независимо от причин, приведших к образованию ЗРР, коррекция состоит из двух обязательных направлений: медицинского и психо-педагогического. Медицинское включает в себя прием лекарственных препаратов, проведение различных процедур. Терапия назначается врачом-дефектологом только после тщательного обследования и подтверждения диагноза ЗРР.

Для начала психолого-педагогической работы не обязательно ожидать официального диагноза, достаточно понять, что вызывает у ребенка наибольшее затруднение. В данном случае, чем раньше начнется работа, тем лучше. Многие упражнения и занятия могут проводить сами родители под контролем врача-дефектолога.

Коррекционная работа логопеда и родителей при ЗРР строится по следующим направлениям:

работа по улучшению восприятия речи других людей

Для развития импрессивной речи ребенка важно подробно проговаривать каждую ситуацию, действие, называть предметы;
формирование экспрессивной речи, то есть навыка устного общения. Экспрессивная речь возникает только после того, как ребенок достигнет определенного уровня понимания языка

Для его формирования очень важна эмоциональная близость со взрослым, доверительные отношения;
развитие общей и мелкой моторики. Давно была доказана взаимосвязь двигательной активности и уровня речевого развития, поэтому это направление коррекционной работы очень важно;
работа с артикуляцией;
работа по развитию таких свойств устной речи как тон, темп, ритм, дикция и логические ударения.

Помимо традиционных, в последнее время все чаще используются нестандартные методы коррекции ЗРР: арт-терапия, цветотерапия и другие. Основная цель — заинтересовать ребенка так, чтобы у него было желание заниматься и изучать что-то новое. Именно от этого зависит эффективность упражнений.

Задержка речевого развития

Что могут сделать родители

Участие родителей – важная часть помощи детям с такой патологией. Что можно делать постоянно в домашних условиях:

постоянно общаться с ребенком, начиная с младенчества, разговаривать, петь, при этом поощряя подражание звукам голоса и жестам взрослого;
читать, выбирая книги с необычной текстурой, объемными картинками, способствующие движениям (хлопки, прыжки и т

д.);
позже переходить на детские стихи с четко выраженным ритмом, с крупными узнаваемыми картинками;
использовать повседневные ситуации: называть продукты во время посещения магазина, объяснять, что происходит во время приготовления пищи, уборки комнаты, прогулки; обращать внимание на окружающие звуки;
задавать вопросы и пытаться понять ответы ребенка;
говорить просто, но в то же время избегать «детского языка».. Самая лучшая лечебная тактика – распознавание и лечение заболевания на самой ранней стадии

При правильной длительной терапии даже в тяжелых случаях отставание в речевом развитии нередко удается сократить

Самая лучшая лечебная тактика – распознавание и лечение заболевания на самой ранней стадии. При правильной длительной терапии даже в тяжелых случаях отставание в речевом развитии нередко удается сократить.

Симптомы, признаки, проявления ЗРР, ЗПР, ЗПРР, ЗПМР, задержки речевого, психоречевого развития

Какие существуют симптомы, признаки, проявления ЗРР, ЗПР, ЗПРР, ЗПМР, ЗНПРР, задержки речевого, психоречевого развития? Клиника задержки развития хорошо просматривается. Если ребенок вовремя не держит голову, не поворачивается, не переворачивается, ребенок не сидит, не стоит, не ходит, то это повод для немедленного обращения к врачу. Часто в этом случае детский невролог, невропатолог, микроневролог, неонатолог назначают лекарства, лекарственные средства, препараты, таблетки, уколы,  массаж, электрофорез, ванны, настои, настойки, отвары, микстуры, но эффект наблюдается, к сожалению, незначительный.

Признаки задержки речевого развития ребенка

Изначально все новорожденные не умеют разговаривать. В это время взаимодействие с окружающими осуществляется с помощью различных тонов плача. И только спустя некоторое время у ребенка начинается становление и развитие речи, которое проходит несколько стадий. Все они обладают огромным значением. При незавершенности одного этапа ребенок не сможет перейти на следующий. Поэтому родители должны вовремя заметить трудности.

При нормальном развитии малыш в 2-5 месяцев уже гулит. С 3 до 5 — пытается выговорить различные слоги, переходя постепенно в период несвязанной речи. С 11 месяцев ребенок пытается произносить свои первые слова. В 2-3 года он начинает строить первые примитивные предложения. Уже с трех лет он должен уметь выстраивать реплики, создавая маленькие тексты, заучивать и пересказывать короткие стихи.

О задержке речевого развития, как правило, свидетельствуют следующие симптомы:

  • в возрасте 4 месяцев и более малыш не откликается на слова, которые ему произносят, не улыбается родителям;
  • у ребенка в 9 месяцев и более нет лепета;
  • ребенок в 1,5 года не может сказать простейшие слова, не знает, как его зовут, названий предметов, которые его окружают, не понимает элементарных команд (таких, как «иди ко мне» или «возьми»);
  • в 2,5 года ребенок знает немного слов, он плохо запоминает наименования предметов, не создает даже простейшие реплики из 2 слов;
  • в трехлетнем возрасте ребенок разговаривает так, что его плохо понимают даже родители. Он не составляет самостоятельно предложение даже из 3 слов, а только повторяет слова, которые слышит от взрослых или из телевизора. Такие дети не соображают, что им говорят, они произносят слова медленно или — наоборот — чересчур быстро, «проглатывают» окончания слов. Они плохо пережевывают пищу, могут подавиться даже мелкими кусочками, у них постоянно открыт рот.

Каждый родитель должен обращать внимание на эти признаки, а при их возникновении сразу обращаться к логопеду. Однако нужно знать, что нормы развития речи могут сильно варьироваться

Не рекомендуется сравнивать своего ребенка с остальным детьми. Становление речи — это индивидуальный процесс

Важно учитывать также то, что девочки начинают разговаривать несколько раньше мальчиков. Хотя задержки речи у последних встречаются гораздо реже

Если ребенок в трехлетнем возрасте понимает, что ему говорят родители и выполняет все их просьбы, если у него не наблюдаются психические расстройства, то беспокоиться не нужно. Если у него имеются только проблемы с речью, то это может быть проявлением особой готовности к формированию речи. Обязательно нужно посетить врача, если ребенок абсолютно не может разговаривать после трех лет или если его речь невнятная.

Что могут сделать родители

Как и многое другое, развитие речи-это смесь природы и воспитания. Генетическая структура будет, в частности, определять интеллект и развитие речи и языка. Однако многое зависит от окружающей среды. Адекватно ли стимулируется ребенок дома или в детском саду? Существуют ли возможности для обмена информацией и участия? Какую обратную связь получает ребенок?

Когда речь, язык, слух или проблемы развития действительно существуют, раннее вмешательство может обеспечить помощь, в которой нуждается ребенок. А когда вы лучше поймете, почему ваш ребенок не разговаривает, вы сможете научиться стимулировать развитие речи.

Вот несколько общих советов, которые можно использовать в домашних условиях:

  • Проводите много времени в общении с ребенком, даже в младенчестве-разговаривайте, пойте, поощряйте подражание звукам и жестам.
  • Читайте ребенку, начиная с 6 месяцев. Вам не нужно заканчивать целую книгу, но ищите подходящие по возрасту мягкие или настольные книги или книги с картинками, которые поощряют детей смотреть, пока вы называете картинки. Попробуйте начать с классической книги. Позже пусть ваш ребенок укажет на узнаваемые картинки и попробует назвать их. Затем переходите к детским стишкам, которые имеют ритмическую привлекательность. Переходите к предсказуемым книгам (таким как «Косолапый мишка»), которые позволяют детям предвидеть, что произойдет. Ваш малыш может даже начать запоминать любимые истории.
  • Используйте повседневные ситуации, чтобы укрепить речь и язык вашего ребенка. Другими словами, говорите о своем пути в течение дня. Например, назовите продукты в продуктовом магазине, объясните, что вы делаете, когда готовите еду или убираете комнату, укажите на предметы вокруг дома, а когда вы едете, укажите на звуки, которые вы слышите.
  • Задавайте вопросы и признавайте ответы вашего ребенка (даже если они трудны для понимания).
  • Говорите просто, но никогда не используйте «детский лепет».

Независимо от возраста вашего ребенка, распознавание и лечение проблем на ранней стадии является лучшим подходом, чтобы помочь с речевыми и языковыми задержками. При правильной терапии и времени ваш ребенок, вероятно, будет лучше общаться с вами и остальным миром.

Клинические проявления

После рождения дети прикреплены к педиатру, который проводит осмотры в определенные сроки. Он обсуждает с родителями развитие речи и отмечает признаки, по которым можно заподозрить патологию речи. Например: редкое гуление в 2-3 месяца, неактивный беззвучный лепет, однотипные выкрики, отсутствие реакции на звуки и речь у ребенка в 1 год, отсутствие повторений слов за взрослыми в возрасте 1-1,5 года. Кроме того, ребенок самостоятельно не произносит слова или простые фразы в 2-2,5 года. У него наблюдается отсутствие речи в три года. При этом преобладает неречевая коммуникация малыша – с помощью жестов или мимики.

Указанные признаки говорят о наличии задержки речевого и психического развития. При плохом контакте со взрослыми людьми к проявлениям ЗРР присоединяются симптомы расстройства аутистического спектра: стереотипное поведение (долгое раскачивание в одном месте, отрицательная реакция на перемены в одежде или еде), ребенок не вступает в эмоциональный контакт с родными, избегает общения, по-своему играет в игрушки. Также поведение может сопровождаться приступами гнева или агрессии.

Ребенок не говорит? Ребенок мало говорит — нужно лечение!

Если Ваш ребенок не говорит, говорит мало слов, или речевое развитие отстает от детей-сверстников, речь невнятная, если психическое поведение ребенка отличается от поведения других детей, если есть проблемы обучения, у ребенка плохая память (снижение памяти), плохая речь (плохо или мало говорит, не говорит), снижение интеллекта, плохая усвояемость учебного материала, истерики (истерические проявления), ребенок плохо запоминает, неусидчивый, агрессивный, плаксивый, гиперактивный, то обращайтесь в Сарклиник. Сарклиник проведет необходимое комплексное лечение детей (мальчиков и девочек), младенцев, грудничков, малышей, дошкольников, школьников, подростков с помощью эффективных аппаратных и неаппаратных методов.

ЗПР, ЗРР, ЗПРР: что это за диагнозы

  • ЗПР. Задержка психического развития. Ставится детям, у которых нарушено нормальное развитие психических функций — мышления, памяти, внимания, способностей к обучению и приобретению новых навыков.
  • ЗРР. Задержка речевого развития. Ставится детям, у которых к 3-4 годам мал словарный запас или нет фразовой речи, при нормальном темпе развития психики.
  • ЗПРР. Задержка психического и речевого развития. Совмещает в себе и отставание в формировании психики, и задержку развития речи.

Воспитатели детского сада могут сообщать, что ребенок ведет себя «странно», агрессивно, кричит, предпочитает находиться один. Не выполняет задания вместе со всеми из-за неусидчивости. Ему может требоваться дополнительное время, в памяти не удерживаются новые знания, и приходится повторять все, как в первый раз. Отставание в ранние детские годы, когда дети наиболее активно развиваются, может оказаться невосполнимым. В первых классах школы у ребенка с диагнозом ЗПР, ЗРР и ЗПРР часто выявляются нарушения чтения, письма и счета. Если не исправить ситуацию, то малыш становится кандидатом на обучение по коррекционной программе. Как этого избежать, читайте далее.

Диагностика ЗПР, ЗРР и ЗПРР у детей

Диагностика детей с ЗПР, ЗРР и ЗПРР включает в себя несколько этапов:

  • Исследование анамнеза и условий жизни;
  • Обследование ребенка у педиатра, невролога и ЛОР-врача;
  • Обследование ребенка у логопеда, психолога и психиатра.

Сначала выясняется наличие травм, инфекций и других факторов, которые могли повлечь за собой нарушение развития нервной системы малыша. Значение имеет также информация о поведении ребенка и обращении с ним в семье и в детском саду. Врачи-специалисты помогают определить сопутствующие заболевания и состояние организма в целом. Постановка диагноза ЗПР, ЗРР или ЗПРР осуществляется медико-педагогической комиссией на основании заключений логопеда, психолога, врача-психиатра и педагога-дефектолога.

Задержка речевого и психического развития также выявляется при профилактических медицинских осмотрах детей установленных возрастов, а также при врачебном осмотре ребенка для поступления в детский сад. Методики диагностики ЗПР, ЗРР и ЗПРР основаны на определении соответствия уровня развития ребенка возрастным нормам.

Если ребенку поставили диагноз ЗПР, ЗРР или ЗПРР — это значит, что на развитие малыша нужно обратить особое внимание

Причины ЗПР, ЗРР и ЗПРР у детей

Причинами ЗПР, ЗРР и ЗПРР у детей являются:

Органическое поражение ЦНС

Поражение головного мозга на физическом уровне может возникать при родовой травме, тяжелой гипоксии, инфекционных болезнях центральной нервной системы, травмах головы и неоднократно перенесенных операциях под наркозом.

Хромосомные, генетические и соматические заболевания

Такие заболевания, как синдром Дауна, ДЦП, врожденная нейросенсорная тугоухость и другие, несут в себе вторичную задержку развития речи и психики.

В этой статье поговорим о тех детях, которые не имеют явных признаков поражения головного мозга. Когда беременность и роды протекали нормально, и ребенок отстает в развитии из-за несоответствия условий окружения его индивидуальным психическим особенностям. К этим условиям относится и выбор неправильных методов воспитания и обучения.

Диагностика

Для раннего выявления патологии необходимы регулярные профилактические осмотры детей, в которые включена и консультация невролога.

Первые признаки заболевания:

  • ребенок не лепечет в 12 – 15 месяцев;
  • не понимает простых команд в 18 месяцев;
  • не произносит слова в 2 года;
  • не говорит предложениями в 3 года;
  • не может пересказать простой сюжет в 4 – 5 лет.

Кроме этих признаков врач учитывает заболевания матери во время беременности, родовую травму, внутриутробные инфекции, асфиксию плода, вес при рождении, состояние слуха и многие другие факторы. Необходимо измерить рост, вес и окружность головы ребенка. При подозрении на умственную отсталость маленький пациент направляется на прием психиатра.

Диагностика

В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» проводится комплексная диагностика нарушений речи у детей, включающая обследование у таких специалистов, как невролог, логопед, нейропсихолог. При наличии показаний маленькие пациенты проходят УЗИ и ЭЭГ, которые в совокупности с другими диагностическими методами позволяют поставить точный диагноз.

Обследование поможет развеять страхи родителей относительно умственной неполноценности ребенка или наличия тяжелых нервно-психических заболеваний. А если они все же будут выявлены, то ранняя диагностика позволит своевременно назначить лечение, что значительно повышает шансы на благоприятный исход.

Но чаще всего причины ЗРР легко поддаются коррекции, и после проведения терапии и курса физиотерапевтических процедур, а также систематических занятий с логопедом, психологом и родителями детишки в развитии речи быстро догоняют своих сверстников.

Лечение ЗРР у детей

После установления диагноза для каждого ребенка составляется индивидуальный план лечения, который может включать в себя такие эффективные методики, как:

  • мануальная терапия;
  • массаж;
  • транскраниальная магнитная стимуляция.

Эти процедуры позволяют активизировать участки мозга, отвечающие за речевое развитие, благодаря чему обучающие занятия, которые проходят в игровой форме, дают гораздо более ощутимые результаты. Специалисты нашего Центра помогут установить, есть ли ЗРР у ребенка, определят ее причины и сделают все возможное для овладения малышом связной и правильной речи.

Симптомы

Существуют определённые симптомы и признаки задержки детского речевого развития, которые можно выявить уже в самом раннем возрасте: малый словарный запас, отсутствие простейших фраз из 2 слов («мама дай», «я бай-бай», «ляля спит») к 2 годам, отсутствие связной речи к 3 годам, недоговаривание частей слов, скудный активный словарный запас, когда ребенок не может внятно выразить с помощью речи свое желание или просьбу.

В 4-летнем возрасте существенно проявляется речевое отставание от нормы. При обнаружении отклонений от возрастных нормативов необходимо обязательно обратиться к ряду специалистов: логопеду, нейропсихологу, отоларингологу, неврологу, психиатру, которые проведут комплексную диагностику, проконсультируют по программе коррекции речи ребенка, и смогут построить план максимально эффективной работы по развитию речи в соответствии с результатами, полученными при диагностике. В большинстве случаев при устранении причин (если это возможно) и грамотно организованной коррекционной работе дети с ЗРР догоняют своих сверстников к старшему дошкольному возрасту. Здесь очень важным является включение в коррекционную работу не только специалистов, но и членов семьи. Несвоевременная или неправильная коррекция при ЗРР может послужить причиной отставания от сверстников в интеллектуальном и психическом развитии и увеличения этой разницы с годами, привести ко множественным трудностям при обучении в школе.

Для того, чтобы предупредить данное нарушение, помимо посещения специальных занятий родителям следует больше общаться с ребенком, слушать его, относиться с уважением и интересом к его внутреннему миру, расширять кругозор малыша.


Записаться на прием Адреса и телефоны отделений в МосквеЗадать вопросОтзывы

Диагностика ЗПРР и ЗРР

Задержка физического развития, речевых и психических нарушений диагностируются комплексом методик:

  • Инструментальные обследования — электроэнцефалография, ультразвуковая допплерография, эхоэнцефалография, компьютерная или магнитно-резонансная томография головного мозга.
  • Психологическая диагностика — использование тестов психомоторного развития детей, исследование личностных особенностей ребенка.
  • Логопедическое обследование — изучение особенностей детской речи, состояния артикуляционного аппарата, специфики коммуникаций, объема пассивного и активного словаря.

К обследованию ребенка привлекают смежных специалистов. Педиатр занимается диагностикой соматических заболеваний, которые могли бы спровоцировать ЗРР. Невролог помогает в лечении органических поражений нервной системы, которые лежат в основе психопатологии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: