Патологизация аутизма
Одно из последствий того, что большинство спикеров на тему аутизма не аутисты, а самим аутичным людям не дают высказываться, — представление о том, что аутизм является заболеванием, которое надо лечить и искоренять.
В то же время многие аутичные люди, включая тех, кого общество считает «низкофункциональными», думают иначе. Мы считаем, что аутизм — неотъемлемая часть нашей личности, так как это не локальное заболевание вроде депрессии, которая затрагивает психику, но только вредит ей, или эпилепсии, которая проявляется только приступами. Аутизм проявляется в том, как мы думаем, как и о чем мы выбираем общаться, как мы выражаем свой интерес к миру и погружаемся в свои профессиональные области, что нам дается легче, чем другим людям, а что сложнее, и даже на то, как мы выражаем свои эмоции. Я как аутистка могу это подтвердить: без аутизма я была бы не «здоровой собой» — а совершенно другой личностью, которую я не могу даже представить!
Несмотря на стереотипы, даже неговорящие аутисты способны на многое, если дать им шанс коммуницировать с миром альтернативным привычному способом. Явный тому пример — аутичный неговорящий подросток Генри Фрост: он создал движение за инклюзивное образование в США несколько лет тому назад.
К сожалению, на постсоветском пространстве пока не умеют создавать доступную среду для аутичных людей, и большинство из них полностью зависимы от родственников или даже живут в психоневрологических интернатах. Их часто обучают по не работающим методикам и «лечат» опасными для здоровья медикаментами.
Именно это произошло в том числе с Антоном Харитоновым, героем известного документального фильма «Антон тут рядом»: он обучался бытовым навыкам быстрее меня, но при этом безалаберность врачей и некорректная система обучения не дали ему развить свой потенциал. Теперь у парня явно заметное отставание в развитии, но неизвестно, кем бы он мог стать, если система поддержки дала бы ему шанс.
Это не значит, что они от рождения не способны развиваться — им просто не дали той среды, которая необходима ребенку для развития. Разница лишь в том, что нейротипичные детдомовские дети живут в нейротипичнном же мире, к которому им так или иначе проще приспособиться.
Как видите, проблема больше в обществе, чем в диагнозе. В том числе проблема в отношении людей к диагнозу. Чем сильнее стигматизирован аутизм как трагедия и бремя, тем меньше общество — также родители, педагоги, работодатели — видят в аутистах людей, которых стоит обучать. Вместо развития системы работы с аутистами и создания условий, которые повысили бы качество их жизни, мы обращаемся к поиску «лекарства от аутизма».
Еще один негативный эффект парадигмы патологии — мысли о собственной неполноценности и заниженная самооценка многих аутичных людей. Например, я сама долгие годы винила себя за те отличия, которые были вызваны моей неврологией, а в самый сложный период своей жизни даже считала свое существование ошибкой!
Решение. Наше общество может «оздоровиться», если примет идею, что нейрологическое разнообразие так же естественно, как разнообразие цвета кожи или форм ушей. Мозг разных людей устроен по-разному, и это нормально. Для этого следует начать говорить об аутизме иначе — и это можете сделать в том числе вы, просто серьезнее относясь к тому, что вы говорите и пишете. Это может быть нелегко, но это влияет на то, как аутизм воспринимают в нашем обществе — мы можем формировать это отношение.
Другие статьи
Поддержание психологического благополучия семьи
Читать далее
В счастливой семье рождаются счастливые дети
Читать далее
Внимание?! Внимание!
Читать далее
Подсказываем правильно
Читать далее
Игры для школьников — тренируем математические навыки
Читать далее
Тренируем рабочую память
Читать далее
Тренируем долгосрочную память
Читать далее
Работа или личная жизнь?! Как найти баланс?
Читать далее
Как поддерживать психологическое здоровье на рабочем месте
Читать далее
Ориентируемся в пространстве
Читать далее
Психическое благополучие
Читать далее
Зачем нужны здоровые привычки?
Читать далее
Поддержание психического здоровья с помощью практик осознанности
Читать далее
Забота о себе. Советы психолога
Читать далее
Важные навыки в периоды стресса
Читать далее
Ключ к здоровью в ваших руках?
Читать далее
Чувство одиночества в подростковом возрасте
Читать далее
Меня все бесит!
Читать далее
Крепкая связь: как эмоциональное состояние матери влияет на психологическое здоровье ребенка
Читать далее
Синдром хронической усталости у матери: как распознать и что делать
Читать далее
Как научить ребёнка с РАС ждать?
Читать далее
Рисуем круги
Читать далее
«Подводные камни орторексии»
Читать далее
Сон у детей с РАС
Читать далее
Как влияет осознанное родительство на взаимодействие в супружеской паре
Читать далее
Детский аутизм. Как общаться с особенными детьми?
Читать далее
Режим дня
Читать далее
Как это – быть мамой?
Читать далее
Кто такой психолог: с чем работает и зачем он нужен?
Читать далее
19 ноября свой профессиональный праздник отмечают учителя-дефектологи
Читать далее
Травли НЕТ!
Читать далее
Груня Сухарева, описавшая «синдром Аспергера» раньше Аспергера
Читать далее
Стресс и как с ним совладать
Читать далее
Как родителям эффективно общаться с подростком?
Читать далее
Как родителям общаться с детским врачом-психиатром
Читать далее
Как научить ребенка ставить цель и достигать ее
Читать далее
Детский травматизм
Читать далее
Синдром Ретта
Читать далее
Умственная отсталость
Читать далее
ADOS-2 (Autism Diagnostic Observation Schedule)
Читать далее
Альтернативная коммуникация
Читать далее
Адаптация родителей школьников
Читать далее
Навыки самообслуживания. Как помочь ребенку?
Читать далее
Математика, с чего начать занятия?
Читать далее
День психического здоровья
Читать далее
Что мешает детям выполнять домашнее задание?
Читать далее
Психологическая диагностика
Читать далее
Тест Векслера
Читать далее
Патопсихологическая диагностика
Читать далее
Ребенок не хочет жить. Что делать родителям?
Читать далее
Макатон: жесты, символы, речь
Читать далее
Особенности игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Читать далее
Как меняется семья и что помогает сделать ее крепче
Читать далее
Как научить ребёнка понимать время и определять его по часам
Читать далее
Панические атаки
Читать далее
Функциональность в обучении или обучение с практическим смыслом
Читать далее
Масленичные игры для детей
Читать далее
Игры с песком — психологическая разгрузка и развитие ребенка
Читать далее
Игры для которых ничего покупать не надо
Читать далее
Семейные кризисы и как с ними справиться. Советы психолога
Читать далее
Любовь к книгам с детства
Читать далее
Игры с гиперактивным ребенком
Читать далее
А ваш ребенок готов к школе?
Читать далее
Как провести лето с пользой?
Читать далее
С заботой о себе
Читать далее
РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ АУТИЗМА
Раньше аутизм считался редким расстройством, сейчас очевидно, что это не так. Когда специалисты научились определять и выявлять различные проявления нарушений при аутистических расстройствах, стало понятно, что аутистические расстройства есть примерно у каждого сотого ребенка, причем у мальчиков в четыре раза чаще, чем у девочек. В настоящее время специалисты научились гораздо лучше выявлять аутизм, что привело к тому, что этот диагноз стали ставить чаще, чем раньше. Но, возможно, дело не только в диагностике, и аутизмом действительно стало заболевать больше людей. Ученые пытаются установить, на самом ли деле существует реальное увеличение заболеваемости аутизмом, и если оно есть, что является причинами роста этого заболевания во всем мире.
Примечание
Даже если у детей с аутизмом речь появляется тогда же, когда и у их сверстников, они могут испытывать трудности с устной речью по мере взросления. Особенности развития речи при аутизме могут включать вокальные отличия, трудности с восприятием и использованием языка тела, использование речевых звуков и слов для самостимуляции, а не для коммуникации.
Само по себе отсутствие устной речи не указывает на аутизм. Если вас беспокоит развитие ребенка, то необходимо обратиться за диагностикой к специалисту. Раннее вмешательство с помощью научно-обоснованных методик в любом случае повысит шансы ребенка освоить типичную коммуникацию.
Зачем нужна диагностика аутизма у взрослых?
Казалось бы, живет себе человек, подстроился под окружающих, и все его устраивает. Зачем ему нужен официальный диагноз? Все просто: правильная информация всегда дает преимущества тем, у кого она есть. Например, человек сможет как минимум объяснить проблемы, с которыми сталкивался на протяжении всей своей жизни. А может, и частично справиться с ними. Окружающим – членам семьи и друзьям – это точно поможет лучше понять особенности близкого. В некоторых странах люди с расстройствами аутистического спектра имеют бесплатный доступ к полезным услугам и другим преимуществам, в том числе на работе или учебе. И, конечно, правильный диагноз поможет снять некорректный: например, синдром дефицита внимания и гиперактивности – СДВГ.
Хотя, конечно, такое знание нужно не всем, и тут уж каждый выбирает для себя сам – получать его, или продолжать жить в неведении.
Видео:Зпрр с аутичными чертами.РАС.Как отличить?Autism.#ЗпррлечитсяСкачать
Языковые результаты
Для невербальных школьников и подростков с аутизмом были внедрены системы общения и меры вмешательства для улучшения языковых и коммуникативных результатов. Устройства для генерации речи, такие как планшетные компьютеры, используют визуальные дисплеи для детей, которым не хватает словесной речи, давая им задачу выбрать значки, указывающие на просьбу или потребность. Для подростков с невербальным аутизмом вмешательства могут заставить их изучить более сложные операции на устройствах, генерирующих речь, которые требуют большего количества шагов (например, включение устройства, прокрутка страниц), что позволит им самостоятельно улучшить свои коммуникативные способности.
Система обмена изображениями (PECS) — это форма спонтанного общения для детей с аутизмом, при которой человек выбирает изображение, указывающее на запрос. PECS можно использовать в образовательных учреждениях и дома у ребенка. Лонгитюдные исследования показывают, что PECS может иметь долгосрочные положительные результаты для детей школьного возраста с невербальным аутизмом, особенно их социально-коммуникативные навыки, такие как более высокая частота совместного внимания и инициации, а также продолжительность совместной игры, которые играют важную роль в улучшении языковые результаты.
Также было высказано предположение, что важным этапом в овладении вербальным языком является обучение тому, как определять и воспроизводить слоги слов. Одно исследование показало, что невербальные и минимально вербальные дети с аутизмом способны улучшить свою устную речь и озвучивать письменные слова, выделяя каждый слог слова по одному. Процесс разбиения на слог за один раз и демонстрация его визуально и на слух для ребенка может побудить его или ее имитировать и создавать неслучайные и значимые высказывания.
Большинство этих исследований содержат выборки небольшого размера и являются пилотными , что делает дополнительные исследования важными для оценки того, можно ли обобщить эти результаты на все возрастные группы одного и того же населения. Более того, большинство исследований невербального аутизма и общения с помощью устройств, генерирующих речь, основывались на более базовых навыках, таких как называние картинок и выполнение запросов на стимулы, в то время как исследования в области продвинутого общения ограничены.
«Аутисты не любят пустые разговоры о погоде»
Многие аутичные люди не умеют общаться в стиле нейротипиков. У тех разговоры завязаны на эмоциональном отклике, на приятном времяпрепровождении, и беседа может быть совершенно бесполезной. Аутисты не любят смол-токи, пустые разговоры о погоде. Для нейротипиков же легкая болтовня — это прощупывание почвы. Они задают вопрос в стиле: «Как настроение?», чтобы по ответу определить, настроен ли их собеседник на диалог.
Аутистам это не нужно. Они прямо скажут: «Мне не до разговоров». У аутистичных людей все беседы строятся исключительно на обмене фактами, а не пустом «бла-бла-бла». В обратном случае разговор для нас будет некомфортным и, главное, ненужным.
У меня это зависит от настроения. Часто я вообще не хочу ни с кем разговаривать и сижу дома в тишине. Но если общаюсь, то практически всегда выбираю личные встречи, чтобы видеть эмоции и физически ощущать присутствие человека. Иногда переписываюсь, но чаще исключаю все виды взаимодействия, кроме живого общения. Из-за этого возникают недопонимания, ведь я могу видеться с некоторыми друзьями раз в год без потребности в дополнительной поддержки связи. И люди, бывает, обижаются.
Что такое прагматическая задержка речи?
Американская ассоциация речевого и языкового слуха (ASHA) описывает прагматическую речь как состоящую из трех компонентов: 1
Использование языка для разных целей, например
Приветствие (например, привет, до свидания)
Информирование (например, я собираюсь получить cookie)
Требование (например, Дайте мне cookie)
Обещаю (например, я принесу вам печенье)
Запрос (например, мне нужен файл cookie, пожалуйста)
Изменение языка в соответствии с потребностями слушателя или ситуации, например
Разговаривать с младенцем иначе, чем со взрослым
Предоставление справочной информации незнакомому слушателю
Говорить в классе иначе, чем на игровой площадке
Соблюдение правил разговоров и рассказывания историй, таких как
По очереди в разговоре
Введение тем для разговора
Оставаясь в теме
Как использовать вербальные и невербальные сигналы
Как использовать мимику и зрительный контакт
Конечно, правила речи и общения различаются от сообщества к сообществу и могут полностью отличаться от нации к нации. Но способность соблюдать, понимать и использовать эти правила (и вносить соответствующие изменения в различные социальные условия) является ключом к прагматичной речи и общению.
Аутизм или расстройства аутистического спектра – РАС
Аутизм – это психическое расстройство, которое влияет на социальное взаимодействие, поведение и общение. Потребности в поддержке и общении у подобных людей могут очень сильно отличаться, поэтому такие нарушения называют расстройствами аутистического спектра, или РАС.
Жизнь с аутизмом – это сложно как для человека с диагнозом, так и для его близких. Любое самое обычное действие или занятие, не представляющее никаких сложностей для обычных людей, может стать пыткой для аутиста. Даже звук или запах ошеломляют, сбивают с толку и выбивают из колеи на весь день. Они гиперчувствительны – их органы чувств очень тонко воспринимают окружающую действительность, и малейшее изменение обстоятельств или привычного распорядка дня приводят к стрессу. Учеба, работа и адаптация к коллективу для людей с РАС могут стать просто не выполнимой задачей. Их не интересует то, что извне – они в своем, только их собственном мире.
Расстройства аутистического спектра возникают из-за сложных генетических нарушений – случайных, а не тех, что передаются по наследству, и причина этого ученым до сих пор не известна.
Видео:Урок немецкого языка #17. Склонение личных местоимений: его, ему, ей, им и т.д.Скачать
Что такое «первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений»?
Первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений — это труднопроизносимое название до 2013 года использовалось для описания людей, которые не полностью соответствовали критериям других диагнозов, но при этом были аутичными. Так как симптомы PDD-NOS сложно определить и они варьируются от очень лёгких до очень тяжёлых, эта диагностическая категория более не существует. Однако новый диагноз «социально-прагматическое расстройство» может стать новой всеобъемлющей диагностической категорией.
Основные моменты:
- Первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений c 2013 года не является диагнозом.
- PDD-NOS был некой диагностической свалкой для расстройств с аутичными симптомами, не соответствующих полностью критериям аутизма.
- У людей с PDD-NOS бывают как лёгкие, так и тяжёлые симптомы.
- Люди, которым диагноз PDD-NOS был поставлен до DSM-5, получили диагноз «расстройство аутистического спектра» уровня I, II или III в зависимости от тяжести симптомов.
Вопрос-ответ. Как предотвратить перестановку местоимений у ребенка с аутизмом?
Перестановка местоимений – это особенность языка, которая очень часто встречается у детей с расстройствами аутистического спектра. Эти дети говорят о себе «он», «она», «ты» или называют собственное имя. Перестановка местоимений тесно связано с таким явлением, как эхолалия. (Также смотрите статью: «Что такое эхолалия и почему она важна?»).
Поскольку дети с РАС часто используют эхолаличную речь, то они называют себя, повторяя то, что они слышат от других людей. Именно поэтому они неправильно употребляют местоимения. В результате мы слышим следующее:
«Ты голоден, Сэм?» (вопрос взрослого)
«Ты голоден, Сэм» или «Сэм голоден» (возможные ответы ребенка)
Видео:Местоимение в русском языке. Как определить местоимение?Скачать
Способы решения коммуникативных проблем
Ребенку с аутизмом должен быть поставлен своевременный и корректный диагноз, а затем его родителям необходимо обратиться в компетентный центр раннего развития. Там составляется индивидуальная программа, направленная на развитие самостоятельности, на формирование умений и навыков. Благодаря такой программе человеку с аутизмом во взрослом возрасте будет легче быть частью общества и жить достойно
Особое внимание в такой программе уделяется именно коммуникации
Яна Мутагирова
поведенческий специалист, фонд «Антон тут рядом»
Коммуникация — это важнейший навык, который помогает аутичным людям быть самостоятельнее и делает их жизнь более безопасной и счастливой. Приобретение и развитие этого навыка становятся возможными при слаженной работе специалистов и родителей, а также при наличии доступных и дружелюбных ребенку условий.
Часто аутичным детям и взрослым важно обучаться альтернативным и дополнительным средствам коммуникации: такую программу обучения обозначает и внедряет в жизнь ребенка поведенческий специалист. Сегодня существует широкий набор инструментов, позволяющий понимать людей с аутизмом, которые еще не сформировали у себя эффективные навыки коммуникации
Можно обучать такого человека базовым умениям обозначать свои желания, например, с помощью жестов или специальных устройств — коммуникаторов. Есть техники, которые позволяют сформировать устную речь у детей, подростков и даже взрослых с аутизмом. При этом задача развития коммуникации остается актуальной для них на протяжении всей жизни.
Но, к сожалению, когда мы говорим о доступных услугах социальной поддержки в России, оказывается, что людям с аутизмом и их семьям часто не из чего выбирать. Для них доступно мало услуг по раннему развитию, крайне ограничен набор школ, где они могли бы учиться. Чаще всего — это предложение обучать ребенка на дому.
Елисей Осин
врач-психиатр, эксперт фонда «Антон тут рядом», учредитель Ассоциации психиатров и психологов за научно обоснованную практику
В истории Валери и Эмили появляется обучающая команда во главе с координатором. Инициирован диалог, обсуждение целей, ведется командная работа, в рамках которой несколько человек — не только одинокие родители, но и поведенческие аналитики, психологи, возможно, логопеды — стремятся к тому, чтобы научить человека с аутизмом эффективному взаимодействию
Все это важно и эффективно
Но в России, к сожалению, у людей с аутизмом и их семей часто нет доступа к подобным услугам.
Другой важный момент — голоса людей с РАС необходимо включать в публичное поле. Это даст таким людям и аутичному сообществу в целом важный опыт коммуникации, принятия и поддержки. А общество сможет узнать больше о разном аутичном опыте, ведь аутизм — широкий спектр особенностей нейроразвития, и все люди с таким диагнозом разные. Таким образом общество перестанет выдавать усредненный, стереотипный образ человека с аутизмом за единственный возможный. И затем сможет увидеть особенности каждого человека с РАС и выработать индивидуальный подход при общении с ним.
Юлия Петропавловская
руководитель издательской программы фонда «Нужна помощь» «Есть смысл»
Мы много рассуждаем об особых потребностях, забывая спрашивать тех, у кого они есть. А многие из людей с РАС готовы рассказывать о своих особенностях и делиться опытом, поэтому мы и издали книгу «Под многолетним слоем пыли» — личную и трогательную историю одной семьи. Читая подобные истории, общество может поменять паттерн коммуникации с «особыми» людьми. Искренне принимая самых разных детей и взрослых в свой круг, мы постепенно перестанем испытывать неловкость, возникающую от незнания, как себя вести. Процесс узнавания станет естественным, и рано или поздно мы уйдем от устаревших представлений об обязательной «норме».
Лечение аутизма или РАС
Расстройства аутистического спектра, или аутизм, – это навсегда и не лечится. К сожалению.
Да, подобных людей можно поддержать и помочь справиться с различными проблемами, которых на их жизненном пути будет немало.
Чем раньше родители и опекуны, наблюдающие черты аутизма у ребенка, обратятся к врачу, тем больше шансов он получит на реализацию своего потенциала.
Основные современные методы лечения включают в себя психотерапию, трудотерапию и логопедическую помощь.
В некоторых ситуациях врач прописывает препараты – чаще всего это медикаменты, помогающие облегчить сопутствующие симптомы, такие как депрессия и беспокойство.
Диагностика расстройств аутистического спектра или аутизма у детей и взрослых
Признаки расстройств аутистического спектра часто проявляются в раннем детстве, и диагноз уже можно поставить в возрасте 2 лет.
Единого теста на аутизм, благодаря которому со 100% вероятностью можно было бы поставить диагноз «аутизм», не существуют. Для оценки состояния ребенка врачи и психологи используют поведенческие оценки, наблюдение и целый список критериев.
Диагностика аутизма у взрослых может быть сложной задачей сразу по нескольким причинам:
- Во-первых, люди, симптомы РАС у людей, которым не был поставлен диагноз в детстве, обычно довольно легкие, и врачу их сложнее распознать.
- Во-вторых, взрослый человек, уже подстроившийся под реалии жизни с аутизмом, может лучше управлять или скрывать признаки расстройства.
- И, в-третьих, в настоящее время не существует общепринятого метода диагностики расстройств аутистического спектра у взрослых.
Видео:Потеряла Дар Речи от Вопроса Бена ШапироСкачать
Как аутизм влияет на прагматическую речь
Для людей с аутизмом прагматичная речь почти всегда на каком-то уровне является проблемой. Очевидно, невербальный человек борется с совершенно другими проблемами, чем человек, обладающий высокой вербальностью, но оба, вероятно, нуждаются в помощи в понимании мимики, невербальных сигналов, очередности и т. Д. Хотя аутичные речевые модели различаются от человека к человеку, люди с аутизмом могут:
Будьте громче или тише, чем ожидается
Говорите лестным голосом или используйте интонацию, отличную от обычной
Повторяйте целые фрагменты сценариев из телешоу, видео или фильмов
Говорите о том, что кажется не по теме
Доминируйте в разговоре, говоря на тему, интересную только их самих
Повторяйте одно и то же снова и снова (либо буквально повторяя одни и те же факты снова и снова, либо используя одни и те же фразы снова и снова; например, говоря «это здорово» в ответ на каждое утверждение)
Задавайте вопросы или предоставляйте информацию о темах, которые обычно считаются табуированными или деликатными (например, «Итак, вы действительно расстроены своим недавним разводом?» Или «Я пошел к врачу вчера и должен был сдать анализ мочи»).
Вступайте в разговоры, когда их не приглашают, и / или выходите из разговоров до того, как обсуждение кажется оконченным
Трудно распознавать сарказм, шутки, идиомы и выражения, такие как «горшок зовет чайник черным», если они не объяснены.
Используйте язык, который кажется неуместным для ситуации (слишком формальный, слишком неформальный, попытка пошутить в серьезной ситуации или попытка быть серьезным в глупой ситуации)
Задавайте вопросы просто для того, чтобы выразить свои собственные идеи или мнения (например, «Вам нравятся телескопы? Мне нравятся телескопы; у меня их три. Один из них — Селестрон …»)
Говорите правду, не осознавая, приведет ли сообщение правды к негативному результату («да, это платье делает вас толстым»)
Испытывать трудности или отказываться от светской беседы, которая обычно облегчает общение между новыми знакомыми или в очень напряженных ситуациях (например, разговоры о погоде)
Способы лечения аутизма и его прогнозы
Терапия РАС — сложный и длительный процесс, требующий максимально индивидуализированного подхода к каждому пациенту. Ее целями являются:
- Поддержание нормального речевого и интеллектуального развития ребенка, выработка социальных навыков, обучение социальной коммуникации.
- Снижение выраженности проявлений аутизма, которые мешают адаптации. К ним относятся: стереотипная деятельность, узость интересов, приверженность к привычкам и неизменному порядку и т.д. Следует подчеркнуть, что корректировать нужно только то поведение, которое действительно мешает развиваться. Запрет на поведение, в котором ребенок находит утешение, может сделать его по-настоящему несчастным.
- Уменьшение выраженности симптомов, не связанных с РАС, которые отрицательно сказываются на качестве жизни пациента: двигательная расторможенность, агрессивность, тревожность, импульсивность, нарушение сна, соматические проблемы.
- Помощь семье, воспитывающей ребенка с аутизмом. Очень часто родители, столкнувшиеся с таким диагнозом, испытывают стресс, неуверенность и тревогу, поэтому им также требуется психологическое сопровождение.
Комплексное выполнение этих четырех задач представляет собой полноценную терапию РАС у ребенка.
Основные методы лечения заболевания имеют немедикаментозный характер и представляют собой образовательные, психологические и поведенческие вмешательства. Доказано, что максимально ранее начало обучения и участие в этом процессе всех членов семьи приводят к заметным улучшениям в развитии и социализации большинства детей-аутистов.
Наибольшую эффективность имеют методики, основанные на прикладном анализе поведения (ПАП). Это процесс систематического, регулярного и последовательного обучения с использованием подсказок, поощрением желательного поведения, а также уменьшением уровня опасного или сложного поведения. На основе ПАП были созданы различные подходы, представляющие собой готовые программы помощи маленьким пациентам:
- PRT (Pivotal Response Treatment), или терапия ключевых реакций и навыков;
- Денверская модель раннего вмешательства;
- альтернативная коммуникация.
Результативность этих методик подтверждена огромным количеством научных исследований и клинических испытаний, в которых было доказано их положительное влияние на умения и поведение детей с РАС.
К сожалению, широкое распространение получили способы лечения аутизма, не имеющие доказанной эффективности и безопасности. Зачастую эти бессмысленные и даже опасные вмешательства назначаются вместо рекомендованных, проверенных подходов к терапии. К ним относятся:
- остеопатия;
- иглоукалывание;
- арт-терапия;
- занятия с животными;
- метод Томатис и БАК (биоакустическая коррекция);
- микрополяризация головного мозга;
- методика биологической обратной связи;
- мозжечковая стимуляция;
- гипербарическая оксигенация;
- прием витаминов и БАДов;
- безглютеновая, безказеиновая, кетогенная диеты;
- хелирование и т.д.
Такие процедуры наносят вред здоровью, а также отнимают ценные ресурсы, которые могут быть направлены на действительно эффективные способы лечения.
В Клиническом Институте Мозга проводятся лечебно-коррекционные занятия с логопедами-афазиологами, психологами, нейропсихологами, реабилитологами
Мы уделяем внимание индивидуальным особенностям каждого ребенка, чтобы обеспечить максимально комфортный и продуктивный процесс обучения
Лекарственная терапия аутизма
При наличии показаний специалисты назначают препараты, действие которых направлено на уменьшение выраженности поведенческих проблем, нормализацию работы желудочно-кишечного тракта, коррекцию неврологических нарушений.
Однако важно понимать, что фармакотерапия лишь устраняет проблемы, сопутствующие РАС, а не лечит сам аутизм. В настоящее время нет лекарств, способных повлиять на ключевые проявления заболевания (расстройства коммуникации и социального взаимодействия, стереотипная деятельность)
Также не существует препаратов, которые могли бы помочь более быстрому освоению тех или иных навыков.
Прогноз заболевания
Прогноз зависит от вида РАС, степени выраженности симптоматики и сопутствующих нарушений. В большинстве случаев при запоздалом установлении диагноза и отсутствии полноценной терапии формируется глубокая инвалидность. Кроме того, имеются данные о возрастном ухудшении навыков самообслуживания и коммуникации.
Если заболевание было выявлено в возрасте 2-4 лет, своевременно начата индивидуально подобранная лечебно-коррекционная работа, то вероятность того, что ребенок нормально адаптируется в обществе, будет высокой. Такие дети могут обучаться в школах и ВУЗах, работать.
Что такое детский аутизм
Под термином «расстройства аутистического спектра» понимается разнородная группа нарушений нейропсихического развития, связанная с аномальным развитием головного мозга. Все патологические состояния, которые включены в нее, имеют различное происхождение и сходные симптомы.
Основным определяющим признаком РАС является триада проявлений: отклонения в социальном взаимодействии, нарушения общения, стереотипные формы поведения. Степень их выраженности значительно варьируется. Для установления диагноза «ранний детский аутизм» необходимо появление этих проблем в первые три года жизни, однако само расстройство обнаруживается во всех возрастных группах.
Откуда берется РАС
Достоверно причины заболевания до сих пор неизвестны, однако предполагается, что патология имеет многофакторное происхождение. Основная роль в возникновении РАС принадлежит сочетанию средовых и генетических факторов.
Спонтанные и наследственные генетические поломки.
На сегодняшний день обнаружено более 100 генов, ассоциированных с расстройствами аутистического спектра. На значимую роль наследственности указывает высокая вероятность рождения особенных детей с РАС в семьях, где уже имеется ребенок с данной патологией.
Кроме того, риск появления ребенка, страдающего аутизмом, прямо пропорционально увеличивается с возрастом родителей. Это связано с повышением количества мутаций при образовании спермы у мужчин старшего возраста.
Генетическими синдромами с вероятной клинической картиной РАС являются: синдром Мартина-Белл (хрупкая Х-хромосома), туберозный склероз, фенилкетонурия, синдром Прадера-Вилли, синдром Дауна, синдром Фелан-МакДермид и другие.
Факторы внешней среды.
Они могут оказывать негативное влияние на внутриутробное развитие мозга или нарушать функционирование генов у лиц с наследственной предрасположенностью к РАС. Выявлена взаимосвязь между развитием аутизма и следующими перинатальными проблемами:
- внутриутробные инфекции;
- травматичные роды;
- недоношенность плода;
- избыточный вес и гестационный диабет у матери;
- прием женщиной лекарств на основе вальпроевой кислоты во время беременности;
- употребление беременной женщиной наркотиков, алкоголя, никотина и т.д.
Аутизм и прививки
Современные научные исследования убедительно подтверждают отсутствие причинно-следственной взаимосвязи между развитием РАС и вакциной от краснухи, кори и паротита (MMR). Статья, написанная коллективом предвзятых авторов в начале 1990-х годов о якобы существующей ассоциации MMR и аутизма, была отозвана и признана мошеннической.
Другие детские прививки также не повышают риск аутизма. Многолетние исследования в отношении консерванта тиомерсала и адъювантов алюминия, содержащихся в некоторых инактивированных вакцинах, достоверно доказывают безопасность этих компонентов.