Описание стилей
Родители являются первыми самыми любящими педагогами для малыша. Они налаживают его контакт с окружающим миром, знакомят с различными понятиями и явлениями. Взрослые учат ребенка устанавливать тесную взаимосвязь: мысль – действие — последствие. Жизнь каждого человека, его история начинается с семьи, маленького социума. От того, в какой среде воспитывается ребенок, будет зависеть содержание его личности и будущее в целом. В каждой семье существуют сложившиеся веками ценности и устои. Существуют так же различные стили семейного воспитания. Одни родители вкладывают в детей все самое лучшее, воспитывая честных, сознательных и высоконравственных людей. В других семьях наряду с любовью к чаду царит безнаказанность и попустительство. Полная свобода выбора, отсутствие каких-либо норм и правил поведения приводят к плачевным последствиям. Рассмотрим основные стили воспитания в семье.
Авторитарная семья
Основная характеристика такого стиля семейного воспитания – это стремление родителей принимать все решения за своего ребенка. При этом самостоятельность маленького человека подавляется, в любые нарушения установленных правил караются. Наказание может быть в форме физического воздействия, морального давления или словесного порицания.
Опасности такого воспитывающего метода в следующем: Во-первых, дети, чью инициативу и волеизъявление «задавили», не имеют внутреннего механизма анализа (контроля) своих поступков. Поэтому все их действия оцениваются лишь по отношению к, возможно, последующему наказанию, а не в связи с их социальной ценностью или личной безопасностью. Если наказания нет, или его можно избежать, то ребенок (подросток) будет демонстрировать откровенно асоциальное поведение. Во-вторых, часть детей находят в себе силы сказать «нет» давлению со стороны старших. В любом случае подобные воспитывающие методы ведут к формированию агрессивной, асоциальной или пассивной, зависимой личности.
Авторитетный или демократический стиль общения
Демократическая семья сегодня считается наиболее предпочтительной средой для развития ребенка. Причины? Большинство решений родители принимают совместно с ребенком. Предварительно маленького человека знакомят со взглядами старшего поколения на конкретную проблему. Кроме того, обязательно выслушивают мнение ребенка. После этого решение принимается коллегиально.
Благодаря такому – совещательно-размышляющему, воспитательному методу, у ребенка формируется адекватная возрасту ответственность. В этом случае дети доверяют родителям, прислушиваются к их мнению даже при наличии юношеского максимализма, а родители получают некий депозит доверия, который можно использовать во благо ребенку. Авторитарные решения принимаются крайне редко. А родители на долгое время становятся истинным авторитетом (примером) для своих наследников.
На выходе – уже во взрослом возрасте, дети из таких семей прекрасно адаптируются в обществе. Умеют договариваться с коллегами, решать проблемы с членами собственной семьи исключительно мирным путем. Для них не характерна агрессия. Они психически устойчивы, стабильны.
Либеральный или попустительский стиль
Этот тип семейного воспитания достаточно дискуссионный. По идее, родители перепоручают ответственность за свою жизнь, воспитание, образование самим детям. В одном случае дети становятся действительно ответственными, учатся осознано принимать решение, получают жизненный опыт в раннем возрасте. В другом случае дети воспринимают свободу, как вседозволенность, поэтому часто совершают вредные для себя или асоциальные поступки. Отдельного внимания требует минимизация эмоциональных связей между детьми и родителями – побочный эффект подобного типа воспитания ребенка.
Влияние неполной семьи на становление личности детей
К сожалению, неполная семья — это довольно частое явление. Как правило, она характеризуется тем, что воспитывает, заботится и проживает с ребенком только 1 из родителей, и чаще всего это мама. В этом случае есть ряд нюансов, о которых стоит знать, в особенности они важны для воспитания мальчиков. Для гармоничного развития ребенку нужен пример, образец для подражания, идентичного с ним пола.
Если папа отсутствует в жизни ребенка или же он далек от подходящей модели для подражания, то маме стоит позаботиться и перенаправить это чувство на нужный объект. Таким человеком может стать дедушка, дядя или же старший брат. Так как влияние семьи на формирование личности ребенка достаточно велико, то конечно же, и выбирать необходимо образец из круга людей, входящих в так называемую большую семью. На подсознательном уровне малыш знает, что с этим человеком есть родственная связь, он чувствует, что уже наделен некоторыми из его качеств.
Влияние неполной семьи на развитие детей, конечно же, может сказываться, но необходимо свести к минимуму чувство неполноценности. А именно так могут ощущать дети нехватку одного из родителей. Еще хуже, когда маленький ребенок по неким соображениям может прийти к выводу, что папы нет потому, что он сам плохой или непослушный. Отразиться это может не только на личности, но и образе жизни, стоит внимательно отслеживать чувства и проговаривать их с детьми во избежание подобных ситуаций.
Воспитание крепкой, здоровой личности с сильным характером в неполной семье очень даже возможно. Но это стоит огромных усилий со стороны близких.
Подводя итоги, можно отметить, что развитие и социализация личности в семье идут в тандеме. На каждом возрастном этапе родителям стоит применять определенные стили воспитания и общения, это поможет выстраивать доверительные отношения и развивать в ребенке правильные качества. Во главе любых воспитательных мер всегда должны находиться любовь и забота, понимание и безусловное принятие детей такими, какие они есть.
Демократический стиль
Это самый эффективный из стилей воспитания, который оказывает положительное влияние на развитие личности ребёнка. Он подразумевает под собой взаимопонимание между родителями и детьми. Здесь нет «угла», ремня и криков с запретами. Здесь есть возможность выбора и понимание того, что можно без опасений высказать свою точку зрения или выдвинуть предположения, принять участие в семейном совете. Любая детская инициатива рассматривается и при положительном влиянии на ребёнка поощряется. Ребёнку предоставляются свобода выбора, самостоятельность. Если необходимы поддержка и помощь, он их получает. При этом родители устанавливают границы поведения и правила взаимодействия, ненавязчиво требуя от ребёнка их соблюдения.
Члены семьи внимательны друг к другу, уважают мнение каждого и решают вопросы путём обсуждения проблем. Взаимоотношения между детьми и родителями строятся на основе убеждений, договорённости, компромиссов. Общение строится на принципе сотрудничества, при этом авторитет остаётся за взрослым. Ребёнка всегда готовы выслушать и дать нужный совет. Активная жизненная позиция позволяет ребёнку самому принимать решения, нести за них ответственность.
Отношения в семье
Что касается отношений в семье, то для гармоничных супружеских отношений стоит выбирать партнера, который был старшим ребенком в семье. В подобном браке вы получите защиту и заботу. Тем, кто выступает лидером, подойдут партнеры, бывшие младшим или одним ребенком. Они с готовностью отдают роль главного и позволяют заботиться о себе.
Если оба партнера были старшими, то они станут или конкурентами, или, наоборот дополнят друг друга, а вот двое младших позволят родственникам себя опекать в дальнейшем.
Мнение, что ваша судьба решена только из-за порядка рождения, неправильно
Но полезно и важно знать о сильных и слабых чертах, особенностях и характере своем и своих близких людей. Ведь последовательность рождения влияет даже на выбор партнеров
Первенцы чаще предпочитают первенцев, «середнячки» – средних, а младшие – младших. Хотя поговорка утверждает, что «минусы» привлекают друг друга, мы продолжаем отдавать предпочтение людям, которые похожи на нас самих.
Но помните, что вне зависимости от очередности ребенка, планов родителей о его рождении, угодил он вам половой принадлежностью или не угодил, каждый малыш требует любовь и опеку родителей, понимание и опору. Каким бы вам не показался взрослым малыш по сравнению с другими, он остается ребенком. Родителям потребуется мудрость не различать детей, а умение привить им уважение и любовь друг к другу и самим себе. Это позволит вырастить гармоничные личности, пусть и разные по характеру и особенностям.
Касаемо первенцев, то особенная роль отражается даже Библией. Связывается это с тем, что на первого ребенка ложится главная кармическая задача семьи.
Первый ребенок: подготовка и планирование
Ожидание первого ребенка является одним из самых волнующих и важных моментов в жизни будущих родителей. Весь процесс, начиная с планирования и заканчивая подготовкой к приходу нового члена семьи, требует особого внимания и заботы. В этом разделе мы рассмотрим основные моменты подготовки и планирования, которые помогут вам сделать этот период более комфортным и безопасным.
Планирование
Первым шагом перед подготовкой к приходу ребенка является планирование
Важно учесть не только финансовые аспекты, но и множество других факторов:
Выбор врача: Посетите врача для консультации и получения информации о здоровье, питании и родовспоможении.
Санитарное состояние дома: Обратите внимание на чистоту дома и проведите необходимые работы по уборке и дезинфекции. Избегайте использования химических средств, которые могут быть вредными для беременных женщин и маленьких детей.
Финансы: Составьте бюджет, учитывая затраты на медицинские услуги, покупку детских товаров и другие необходимые расходы.
Родительский отпуск: Узнайте о правах и возможностях получения родительского отпуска, чтобы определиться с планом работы и временем, которое вы сможете провести с ребенком.
Подготовка
Для обеспечения комфортного и безопасного пребывания ребенка в вашем доме необходимо провести ряд подготовительных мероприятий:
Комната для ребенка: Заранее подготовьте комнату для ребенка, установив кроватку, шкаф для одежды и пеленальный столик
Обратите внимание на безопасность в комнате, убирая острые углы и опасные предметы.
Покупки: Создайте список необходимых покупок, включая детскую одежду, подгузники, игрушки и кормление. Сделайте акцент на экологически чистых и безопасных для ребенка товарах.
Курс подготовки к родам: Посетите курс подготовки к родам, чтобы получить информацию и навыки, необходимые для гладкого протекания процесса родов и ухода за ребенком после них.
Тестирование на аллергию и инфекции: Проверьте свою иммунную систему и пройдите необходимые тесты на наличие аллергии или инфекции, которые могут повлиять на здоровье ребенка.
Общение с близкими
Не забудьте поделиться радостью и планами с вашими близкими. Они могут оказать поддержку и помощь, а также поделиться своим опытом и советами. Обсудите с ними возможные роли и ответственности, которые они могут взять на себя после рождения ребенка.
Несколько советов для беременных женщин:
Совет | Описание |
---|---|
Отдыхайте и расслабьтесь | Уделите время для отдыха и расслабления, чтобы снизить уровень стресса и подготовить свое тело к рождению ребенка. |
Следите за своим здоровьем | Регулярные посещения врача, правильное питание, физические упражнения и уход за кожей помогут вам сохранить здоровье и благополучие. |
Общайтесь с другими беременными женщинами | Общение с другими женщинами, которые проходят через то же самое, может быть очень полезным. Вы сможете делиться опытом и получать поддержку. |
Важно помнить, что каждая семья уникальна и у каждого ребенка свои особенности. Подготовка и планирование — это только отправная точка
Главное — это любовь, забота и готовность быть лучшими родителями для вашего ребенка.
Либеральный (попустительский) стиль воспитания детей
Либеральный стиль воспитания противоположен авторитарному. Он подразумевает безграничное доверие к ребенку, всепрощение, предоставление ему свободы действий и выбора, но в то же время и полное отсутствие:
- контроля над жизнью ребенка;
- дисциплины;
- готовности к сопротивлению со стороны других людей.
Либеральные родители по сути пускают процесс воспитания на самотек. Им кажется, что свобода и вседозволенность с малых лет непременно сделает ребенка счастливым и независимым. На деле же это не свобода, а попустительство — у ребенка напрочь отсутствуют психологические и поведенческие границы.
Границы — это правила, которые необходимы каждому человеку для его же безопасности и комфорта. Отсутствие границ ведет к развитию неуверенности в себе, непониманию себя и своих интересов, нарушению эмоционального интеллекта, слабости духа и отсутствию продуктивности в любых начинаниях.
В подростковом возрасте в либеральных семьях начинаются конфликты. Ребенок не чувствует опоры в родителях, от него не ждут достижений — все это он воспринимает, как безразличие к его судьбе. Начинаются проблемы в учебе, подростки нередко выбирают плохую компанию.
Во взрослой жизни людям, воспитанным в либеральном стиле, сложно определиться с профессией и создать семью. Они одиночки по жизни, ведь любая социальная группа живет по правилам, ему чуждым.
Чтобы не допустить негативных последствий либерального воспитания, родителям важно вовремя понять свои ошибки и скорректировать подход. В первую очередь необходимо разработать правила, которым будет следовать ребенок и остальные члены семьи
В первую очередь необходимо разработать правила, которым будет следовать ребенок и остальные члены семьи.
Дисциплина подразумевает авторитет, который нужен ребенку в качестве ориентира в жизни. Заработать авторитет непросто — потребуется выдержка, последовательность действий и позитивный личный пример.
Наряду с дисциплиной искренне интересуйтесь жизнью ребенка. Сделать это можно, соблюдая простые правила:
Правило 3 минут
Первые три минуты после встречи с ребенком выслушайте, как прошел его день, не отвлекайтесь на другие дела — важно разделить с ребенком эмоции от школьного дня, пока он хочет ими поделиться с вами.
Спрашивая его о школе и учебе, концентрируйтесь на позитивных моментах: что интересного проходили на уроках, что бы он хотел изучить глубже, что ему нравится в его друзьях и учителях и т. д.
Перед сном подводите итоги дня, отмечая достижения ребенка, чем он вас удивил, порадовал, обязательно говорите, что гордитесь им и очень сильно любите.
Основные стили воспитания детей
Существует 4 стиля воспитания детей в семье в психологии:
- авторитарный;
- попустительский;
- демократический;
- отчужденный.
Авторитарное воспитание
При таком стиле родительского воспитания ребенка от детей ожидается, что они будут следовать строгим правилам, установленным родителями. Несоблюдение таких правил обычно приводит к наказанию. Авторитарные родители не объясняют, чем обусловлены эти правила. Если родителя попросят объяснить, он может просто ответить: «Потому что я так сказал».
Последствия авторитарного воспитания
Авторитарный стиль воспитания обычно приводит к появлению послушных и умелых детей, но они занимают более низкие позиции по уровню счастья, социальной компетентности и самооценке среди сверстников. Они также могут быть более склонны ко лжи, чтобы избежать наказания.
Демократичное воспитание
Как и авторитарные родители, люди с демократичным стилем воспитания устанавливают правила и рекомендации, которым должны следовать их дети. Однако этот стиль воспитания гораздо более комфортен для детей.
Общие характеристики демократичного стиля воспитания:
- Родители отзывчивые и готовы выслушать вопросы детей.
- Эти родители многого ожидают от своих детей, но при этом обеспечивают тепло, обратную связь и адекватную поддержку.
- Когда дети не оправдывают ожиданий, такие родители скорее воспитывают и прощают, чем наказывают.
- Дисциплинарные методы скорее утверждающие и поддерживающие, чем навязчивые, ограничивающие или карательные.
Цель демократичных родителей — вырастить детей социально ответственными, способными к сотрудничеству и саморегуляции. Сочетание ожиданий и поддержки помогает детям авторитетных родителей развивать такие навыки, как независимость, самоконтроль и саморегуляция.
Попустительское воспитание
Родители, которых часто называют снисходительными, предъявляют к своим детям очень мало требований. Эти родители редко наказывают своих детей, потому что у них относительно низкие ожидания в отношении зрелости и самоконтроля.
Другие общие характеристики попустительского стиля семейного воспитания ребенка в семье:
- Родители отдают предпочтение роли друга для своего ребенка, а не роли родителя.
- Они теплые и внимательные, но, как правило, устанавливают мало правил, редко следят за их соблюдением и имеют мало ожиданий.
- Они позволяют своим детям принимать собственные решения.
Поскольку родители не ожидают от своих детей зрелого поведения, дети могут испытывать трудности с установлением границ для себя. С положительной стороны, это может помочь детям стать более самостоятельными и независимыми. С другой стороны, это может способствовать неспособности самоконтроля и дисциплины.
Последствия попустительского воспитания
Попустительское воспитание часто приводит к тому, что дети, как ни парадоксально, имеют низкие показатели удовлетворенности и саморегуляции. Такие дети чаще испытывают проблемы с понятием «авторитет» и имеют низкую успеваемость в школе.
Отчужденное воспитание
Отчужденное воспитание характеризуется небольшим количеством требований, низкой отзывчивостью и очень малым количеством общения.
Другие характеристики отчужденного стиля воспитания:
- Хотя такие родители удовлетворяют основные потребности ребенка, они в целом отстранены от жизни своего ребенка.
- Они могут следить за тем, чтобы их дети были сыты и имели кров, но практически ничего не предлагают в качестве руководства, структуры, правил или даже поддержки.
- Такие родители могут казаться равнодушными, безответными и пренебрежительными.
- В некоторых случаях такие родители могут отвергать потребности своих детей или пренебрегать ими. Они также могут проявлять физическое или эмоциональное насилие.
Исследование, проведенное в 2019 году, показало, что дети, воспитывающиеся нерадивыми родителями, обычно испытывают трудности в учебе, чаще страдают от депрессии, имеют худшие социальные отношения, с трудом контролируют свои эмоции и испытывают большее беспокойство.
Последствия отчужденного воспитания
Этот стиль воспитания занимает самое низкое место во всех жизненных сферах. Такие дети, как правило, не обладают самоконтролем, имеют низкую самооценку и менее компетентны, чем их сверстники.
Воспитательный потенциал семьи
Семья – это нить между ребенком и обществом, другими социальными институтами. Нравственные нормы, правила, мораль закладываются в семье, притом в первые 5 лет жизни ребенка. Формируются такие общечеловеческие ценности, как честность, справедливость, доброта, верность, великодушие, самоотверженность и т. д.
В противном случае может сформироваться эгоистичное поведение, разрушительные устремления (агрессивность, враждебность, злоба, ненависть). В конечном счете это возможно приведет к аморальному поведению. Тогда человек будет представлять опасность для общества и себя. Потому ценность семейного воспитания безгранична для общества.
В рамках семейного воспитания осуществляется:
- патриотическое;
- этнокультурное;
- эстетическое;
- нравственное;
- физическое;
- сексуальное и гендерное воспитание.
Семья – это первая педагогическая система, в которую попадает ребенок. Притом в этой системе он находится постоянно. А значит, каждое действие родителей, слово, жест имеет воспитательное значение. Воспитание в семье реализуется постоянно, каждый день в рамках совместного быта детей и родителей.
В этом и состоит уникальность семейного воспитания: в его непрерывности и продолжительности, более эмоциональном характере и устойчивом влиянии.
В современном мире наблюдается снижение воспитательного потенциала семьи. Тому есть несколько причин:
- нехватка времени на воспитание из-за чрезмерной трудовой занятости родителей;
- недостаток совместного времяпрепровождения и общения детей и родителей;
- разрастание ценностной пропасти между поколениями, а как следствие – их отчуждение;
- усиление влияния внешних неблагоприятных факторов на микроклимат в семье.
В результате взаимоотношения родителей и детей страдают количественно и качественно. Во-первых, это недостаток совместного времени. Во-вторых, это недостаток понимания и доверия в отношениях.
Немалое влияние на семью оказывают и личностные особенности родителей. Негативно влияет:
- неустойчивость, противоречивость личности;
- неадекватная самооценка;
- неуверенность в себе;
- эгоцентризм;
- акцентуированные черты характера;
- чрезмерно выраженный характер переработки чувств и переживаний;
- негибкость мышления.
От отношения родителей к ребенку будет зависеть отношение ребенка к самому себе позже.
Первый ребенок: развитие и игры
Развитие ребенка в первый год жизни
Первый год жизни ребенка является важным периодом для его развития. В этот период малыш быстро растет, развивается и приобретает новые навыки. Для полноценного развития необходимо обеспечить ему подходящую среду и стимулировать его развитие с помощью игр.
Вот некоторые ключевые моменты развития ребенка в первый год жизни:
- Физическое развитие: ребенок начинает подниматься на руки, ползать, ходить, развивает моторику рук и ног.
- Когнитивное развитие: ребенок начинает интересоваться окружающим миром, изучает предметы, понимает причинно-следственные связи.
- Речевое развитие: ребенок начинает произносить первые слова, учиться понимать речь и коммуницировать с окружающими.
- Социальное и эмоциональное развитие: ребенок начинает развивать связи с близкими людьми, проявлять эмоции и учиться понимать эмоции других людей.
Игры для развития ребенка
Игры являются важным инструментом для стимуляции развития ребенка. Во время игр малыш учится новым навыкам, развивает координацию, мышление, коммуникацию и воображение. Вот несколько игр, которые помогут развитию ребенка в первый год жизни:
- Кувыркание и ползание: поставьте ребенка на пузико и позвольте ему самостоятельно кувыркаться и ползать по ковру. Это поможет развить моторику рук и ног, а также укрепить мышцы спины.
- Тяготение игрушек на нитке: привяжите игрушку к нитке и подвесьте ее над ребенком. Пусть он пытается достать игрушку, это развивает его координацию и мелкую моторику.
- Игры с зеркалом: поставьте зеркало перед ребенком и позвольте ему рассматривать себя в нем. Это поможет развить самосознание и укрепить связь между видимым и внутренним миром.
- Пальчиковые игры: играйте с ребенком в пальчиковые игры, такие как Ладошки-ладошки или Пальчики-пальчики. Это поможет развить его моторику рук, координацию и понимание ритма.
Важно помнить, что каждый ребенок уникален и имеет свой темп развития. Поэтому не стоит сравнивать своего ребенка с другими
Самое главное — создавать комфортную и стимулирующую среду для его развития и играть с ним, уделяя ему внимание и любовь
Гармония – на родительском примере
Роль родителей в воспитании гармоничной личности неизмерима. Именно родители являются самыми первыми, а значит – самыми значимыми воспитателями в жизни маленького человека. При этом воспитание начинается задолго до того, как ребенок услышит от взрослых первое «нельзя» или первое «ты должен». С самого раннего возраста кроха впитывает, словно губка, все, что видит вокруг себя: запоминает матрицу родительского примера
Поэтому так важно, каким он будет, этот пример
Скажем, ребенок, выросший в неполной семье, вряд ли сможет сохранить собственную, не имея перед глазами примера семейной гармонии двух взрослых людей. А значит, не имея опыта сохранения семьи с помощью взаимной заботы, взаимопомощи, выражений нежности, умения находить компромисс, преодолевать неизбежные конфликты, слушать другого, прощать. Каждый человек испытывает потребность в этом, но не каждый может получить необходимый опыт. Даже если семья является полной, но в ней люди часто ссорятся, не могут уступать, признавать правоту другого, заботиться о комфорте детей в создавшейся атмосфере, такие дети все равно не будут иметь нужного примера построения гармоничных отношений.
Ребенок, никогда не видевший, как мама или папа катаются на велосипеде или бегают в парке, скорее всего, и сам никогда не полюбит спортивные занятия.
Если у малыша перед глазами будет деспотичный, жестокий отец, то мальчик с большой долей вероятности вырастет таким же, подсознательно переняв стиль поведения мужчины в семье. А девочка выберет себе в мужья такого же деспота, как бы ни старалась она найти себе жениха «не из таких».
Страшно, когда в семье с самого младшего дошкольного возраста малышу не прививают духовных, нравственных ценностей. Такие дети вырастают духовными «пустышками», людьми, лишенными гуманного, созидающего начала.
Самый благоприятный метод
Демократический тип воспитания считается наиболее благоприятным для развития будущего поколения. Дети получают возможность научиться быть самостоятельными и вместе с этим дисциплинированными и ответственными. Ребёнок имеет свои обязанности, но его интересы не ущемляются.
Взрослые с уважением относятся к точке зрения малыша и считаются с ним, принимая какие-то важные решения. Они осознают возрастные особенности крохи и не ожидают от него чего-то невозможного. При необходимости родители обосновывают собственные требования и всегда готовы услышать аргументы чада. Они не отнимают у него право выбора и при этом возлагают определённую ответственность.
Ребёнок не страдает от чрезмерной опёки, крупных конфликтов в таких семьях не случается. Детки прислушиваются к маме и папе, которые им объясняют, что делать можно, а что нельзя.
Демократический стиль воспитания в семье характеризуется такой особенностью, как умеренность. Малыши не проявляют излишней агрессии, одновременно с этим у них есть замечательные предпосылки для того, чтобы стать лидерами. Они способны контролировать других, однако сами манипулированию не поддаются. Ещё подобный подход именуют авторитетным стилем воспитания.
Обычно такие дети морально устойчивы, целеустремлённы, открыты и общительны, они с лёгкостью адаптируются к социальной жизни. Однако стоит упомянуть те черты, которые отмечаются лишь у незначительной части отпрысков в описываемых семьях. Это альтруизм, сензитивность, эмпатия.
Авторитетный стиль подразумевает уважение установок маленькой личности, родителям важно научиться дружить с малышом, не теряя собственного авторитета в его глазах, чтобы кроха мог доверять им в будущем. https://www.youtube.com/embed/YoFR3BiyQv4