Содержание
Введение….2
Глава
1. Теоретические основы особенностей детско-родительского общения в семье……..6
1.1.Роль, цели и задачи семьи в развитии общества……6
1.2.Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании личности детей…22
1.3.Особенности представления детей о родителях…..26
1.4.Психологические особенности семей, имеющих
детей-инвалидов. …29
Глава
2. Экспериментальное исследование особенностей детско-родительского общения в семье.. .41
2.1.Организация исследования…41
2.2. Методы исследования…42
2.3. Результаты исследования…..53
Заключение..63
Список литературы…..65
Приложение.
Слайд 21Важнейшим условием продуктивного и конструктивного общения учителя с учениками и организации
процесса общения между детьми является социально-психологическая компетентность педагога. Руководствуясь гуманистическими принципами межличностных отношений, реализуя во взаимодействии с детьми стратегию сотрудничества, учитель задает определенный «тон» и стиль общения, демонстрирует образец «помогающих отношений». «Поощряющее», последовательное отношение педагога к ученику, понимание и принятие педагогом своеобразия психического развития и индивидуальных особенностей детей создает необходимую базу для продуктивного взаимодействия с ребенком и позволяет направить общение учителя и ребенка в конструктивное русло.
Общение с малышом после полугода
С каждым месяцем общаться с ребенком все интереснее: его социальные навыки стремительно совершенствуются и усложняются. Как правило, к 6 месяцам дети могут:
- Поворачиваться на звук;
- Узнавать папин или мамин голос;
- Смотреть в глаза, когда с ними разговаривают;
- Смеяться и улыбаться вместе с взрослыми;
- Издавать множество разных звуков.
К годику уже можно ожидать от ребенка, что он:
- Внимательно слушает;
- Поворачивается на голос говорящего;
- Отзывается на свое имя;
- Произносит разные слоги;
- Показывает пальцем на интересующие его предметы;
- Улыбается в ответ на улыбку взрослых;
- Понимает простые фразы, особенно в сочетании с жестами;
- Знает названия нескольких предметов;
- Очень любит песенки и потешки;
- Отвечает что-то, когда к нему обращаются.
Союз педиатров России определяет такие нормы речевого развития у детей:
1,5 – 3 месяца — агуканье, гуление;
4 – 6 месяцев — псевдоречевые звуки, попытки подражать интонациям;
6 – 9 месяцев — лепет, произношение однотипных слогов;
10 – 11 месяцев — лепетные слова, лепетные цепи с чередующимися слогами;
12 месяцев — появление первых слов, в норме может происходить в диапазоне 9 – 18 месяцев.
В возрасте 8 – 11 месяцев можно опробовать популярную на Западе жестовую систему общения с малышом. Ваша задача — придумать жесты для обозначения простых действий и предметов («есть», «пить», «больно», «подгузник», «молоко») и постоянно показывать их ребенку, сопровождая устным комментарием. Конечно, обучение должно происходить в игровой форме и быть интересным и вам, и ребенку. Чтобы не запутать малыша, всегда используйте один и тот же жест для обозначения конкретного слова. Многим детям нравится самим разучивать жесты — помогите малышу в этом, складывая его пальчики нужным образом.
Как правильно общаться с ребенком до года:
- Самое главное — как можно больше разговаривать с малышом. Не заботьтесь о том, что именно вы говорите, главное — интонации, искренность, выражение лица;
- Пойте песенки. Это не только развивает музыкальный слух малыша, но и облегчает запоминание различных слов. Колыбельные, детские песенки, любимые рок-арии — подойдет все!
- С малышами не зря принято говорить «специальным» высоким голосом. Исследования показывают, что маленькие дети лучше реагируют на высокочастотные звуки, поэтому можете сюсюкать без смущения. Это не помешает ребенку освоить нормальную манеру речи;
- Комментируйте все, что делаете. Например: «А сейчас мы пойдем в ванную, наберем теплой воды и будем купаться!»;
- Называйте предметы, на которые смотрит ребенок. Например: «А вот это носочки! Их надевают на ножки!»;
- Когда ребенок уже начал произносить первые слова, не поправляйте его;
- Читайте книги, даже если малыш пока не очень ими интересуется. Наблюдая за вашей артикуляцией, он будет учиться правильному произношению.
Помните, что общение с рождения — лучший вклад в теплые, дружеские отношения с подросшим ребенком. Человеческий мозг (и особенно детский!) способен на чудеса, и в один прекрасный день школьник может сказать вам: «А помнишь, когда я был совсем маленьким и лежал в люльке, ты пела мне песенку про бычка?»
Формы общения дошкольников со сверстниками
В период от 3-х до 7-ми лет наблюдаются формы общения со сверстниками, которые последовательно актуализируются от младшего к старшему дошкольному возрасту:
- эмоционально-практическая;
- ситуативно-деловая;
- внеситуативно-деловая.
Общение младших дошкольников побуждается эмоциями или практическим действием. Малыши могут просто подбежать друг к другу с радостной улыбкой, и это уже знак к тому, что им интересно общаться
Не так важно, как надолго увлечет их общение. Ценна эмоциональность контакта
Совместные действия малышей еще кратковременны. Они могут слепить рядом куличики или покатать машинки. Могут продемонстрировать, как далеко они бросают мячик или съезжают с горки. Однако эмоционально-практическая форма общения являет собой почву для формирования инициативности в общении.
В среднем дошкольном возрасте активно развивается деловое общение детей. Это связано с тем, что прогрессирует сюжетно ролевая игра. Дошкольники уже играют не просто рядом, а вместе, выбирая более сложные сюжеты, распределяя роли, договариваясь о правилах, благодаря чему у детей формируются навыки сотрудничества.
Проявляются некоторые деловые качества, но они привязаны к ситуациям. Например, ребенок может выступать строгим контролером в игре в соответствии с выбранной ролью, но несмело вести себя в обычных контактах.
Внеситуативные отношения позволяют сместить внимание с действий партнера по общению на саму личность. Неожиданно для себя дошкольник начинает видеть в партнере по игре собеседника, личность со своими интересами и предпочтениями
Другое дело, что открывшиеся качества личности могут как понравиться, так и оттолкнуть. Как мальчик, так и девочка, могут заявить о своем вчерашнем приятеле, что больше с ним не играют, потому что он берет без разрешения чужие игрушки, обижает других и пр.
Поведение сверстников служит своеобразным зеркалом, позволяющим ребенку увидеть самого себя со стороны. А заметить нюансы мимики и высказываний, которые раньше ускользали от внимания, помогает дошкольнику развивающийся социальный интеллект.
Предварительный просмотр:
«Правила общения взрослого и ребёнка».
В воспитании ребенка огромную роль играет психологический микроклимат в семье, общение с ребенком. Для создания полноценных, доверительных отношений с ребенком взрослый должен уметь эффективно общаться с ним.
Коммуникация – это вербальный и невербальный процесс передачи чувств, установок, фактов, утверждений, мнений и идей между людьми. Если взрослые стремятся к созданию отношений, удовлетворяющих их и ребенка, они должны научиться эффективному, ответственному общению.
Общие правила эффективного общения
взрослого и ребенка
1. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того чтобы воздействовать на ребенка, вы должны научиться сдерживать свой критицизм и видеть позитивную сторону общения с ребенком.
2. Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, вы не должны колебаться. Будьте дружелюбными и не выступайте в роли судьи.
3. Поддерживайте ребенка. Взрослый может поддержать ребенка, признавая его усилия и вклад, равно как и достижения, а также демонстрируя, что понимает его переживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не достигает успеха. Поддерживать ребенка можно словами («красиво», «молодец», «у тебя получится», «здорово», «вперед», «продолжай», «Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Я рад, что ты пробовал это сделать);прикосновениями (обнять, поцеловать, взять за руку), выражением лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).
4.Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи, ослабьте контроль. Если ребенку действительно нелегко, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
5.Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным»!
6. Умейте выслушать с уважением проблемы ребенка, не отмахивайтесь, ведь для него детские проблемы совсем недетские.
7.Правила (ограничения, требования) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, но их не должно быть слишком много и было бы очень хорошо, что бы они были гибкими.
Рано или поздно в общении с ребенком у родителей часто возникают проблемы.
Что может сделать родитель?
1.Попытаться непосредственно повлиять на ребенка.
2.Повлиять на самого себя.
3.Попытаться повлиять на обстоятельства.
Существуют 2 формы сообщения в общении с ребенком «Я- сообщение» и «Ты- сообщение».
Родитель устал и сообщает ребенку: «Ты меня утомил». Реакция ребенка «Я плохой».
А вот другой вариант общения:
Родитель устал и сообщает ребенку: «Я очень устал». Реакция ребенка «Папа устал»
Таким образом, цель «Я — высказывания» не заставить кого-то что-то сделать, а сообщить свое мнение, чувство, потребность. В такой форме ребенок услышит и поймет гораздо быстрее. «Ты — высказывание» — часто становится родительским посланием, прогнозом, которым ребенок руководствуется всю жизнь. Часто многие взрослые вспоминают такие фразы «Ты всегда будешь добиваться всего соплями и слезами» или «мне моя мама часто говорила, что в нашей семье все женщины несчастны» и т.п. часто родителя произносят эти фразы, чтобы уберечь детей от тягости жизни, однако не все дети понимают это.
Как правильно передать сообщение ребенку:
1. Ты постоянно не можешь завязать шнурки (вариант: «Я так устаю каждый раз завязывать тебе шнурки, как бы мне хотелось, чтобы ты сделал это самостоятельно).
2. С тобой бесполезно что-то обсуждать – ты никогда не слушаешь. («Когда я хочу поделиться с тобой чем- то важным, мне хотелось, чтобы ты был внимательным»…)
3. Ты жадина, ты не поделился конфетой с сестрой («Я очень расстроена, что ты не поделился конфетой»)
Конечно, нет единственного правильного решения в той или иной жизненной ситуации. Будьте рядом со своим ребенком, любите его, слушайте его сердце, и материнское чутьё вам подскажет, как сделать процесс вашего общения позитивным.
Источник
Слайд 3Ребенок вступает в общение со взрослым на втором месяце жизни. Именно
в это время развивается явление, известное как комплекс оживления. Комплекс оживления – это набор разнообразных действий, являющихся обращенным к взрослому приглашением: гуление, сучение ножками и ручками, улыбка
В первый год жизни полноценное общение со взрослым жизненно важно для ребенка (депривация потребности в общении приводит к формированию синдрома «госпитализма», см. тему 1.1)
Недостаточное или несоответствующее потребностям ребенка общение отрицательно сказывается на его развитии и позже. Каждый возраст дает ребенку новые возможности и требует особых форм общения.
Слайд 111. Эмоционально-практическая форма общения со сверстниками (около 2-х лет)Другие дети воспринимаются
как соучастники в играх и шалостях. Общение сводится к беготне, веселым крикам, забавным движениям и отличается раскованностью и непосредственностью. Детей привлекает сам процесс совместных действий, а результат ее не важен. Совместные действия носят поверхностный и эпизодический характер. При этом испытываемые эмоции очень глубоки и интенсивны. Предметно-действенные операции тоже вносят свой вклад в установление контактов. На 4-м году жизни все большее место в общении занимает речь. Значение эмоционально-практической формы общения заключается в том, что оно побуждает детей проявлять инициативу, влияет на расширение спектра эмоциональных переживаний.
Сущность общения, его виды и значение для развития дошкольников
Определение 1
Общение – это взаимодействие двух или нескольких лиц, которое направлено на согласование и объединение усилий для достижения общего результата.
Рисунок 1. Общение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Развитие ребенка на всех этапах зависит от общения с взрослыми, вернее это общение становится глубже и сложнее по мере обогащения душевной жизни ребенка и расширения его связи с миром. Позитивное влияние общения заключается в том, что оно может ускорять ход развития ребенка. Общение не только ускоряет темп развития ребенка, но и дает возможность преодолеть неблагоприятную ситуацию, а также исправить те дефекты, которые возникли при неправильном воспитании.
Общение влияет на различные сферы психического развития – на любознательность, на эмоциональные переживания, на формирование любви к родителям и привязанности к сверстникам, на сферу овладения речью, на самосознание ребенка. Общение только со старшими становится недостаточным и со временем появляется стремление к общению с другими людьми.
На уровне человека общение приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным речью. Любое общение имеет свое содержание цель и средства. Целью общения является то, ради чего у человека возникает данная активность. У ребенка с возрастом количество целей увеличивается.
Средства общения можно определить как способы кодирования, трансляции и расшифровки информации, которая передается от одного человека другому. Передавать информацию можно при помощи прямых телесных контактов – касание тела, рук, наклона головы, при помощи звуковых сигналов, через наблюдения со стороны и др. Самым усовершенствованным способом передачи информации является язык и другие знаковые системы, письменность, технические средства записи и др.
Участники процесса общения активно действуют попеременно – сначала говорит один, а другой слушает, затем их роли меняются. Такой обмен ролями происходит многократно и имеет двустороннюю направленность, активность проявляют оба участника.
Характерным для общения является включенность людей в практическое взаимодействие по поводу трудовой, учебной, игровой деятельности.
Замечание 1
Таким образом, общение – это обмен информацией.
Исходя из содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов – материальное, когнитивное, кондиционное, мотивационное, деятельностное.
Общение по целям делится на биологическое и социальное, а по средствам общения оно может быть непосредственным, опосредованным, прямым и косвенным.
Также среди видов общения выделяется деловое и личностное, инструментальное и целевое общение.
У человека важнейшими видами являются вербальное и невербальное общение, причем вербальное общение характерно только для человека. В ходе общения люди рассчитывают получить ответ, что отделяет акты общения от других действий.
Например, ребенок смотрит в лицо взрослому и улыбается в ответ на его ласковые слова – это говорит о том, что идет общение. Но вот ребенок заметил в траве жука и начал его разглядывать – общение прервалось, ему на смену пришла познавательная деятельность ребенка.
У дошкольников общение тесно переплетается с игрой, рисованием, исследованием предметов. Ребенок то общается с взрослым, то переключается на другие дела.
Как предмет психологического анализа общение представляет собой известную абстракцию и не сводится полностью к сумме разрозненных контактов ребенка с окружающими людьми. В повседневной жизни происходит сочетание различных видов общения.
Общение со взрослыми в дошкольном возрасте
Этот период описывается как время овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми, а также игровые и реальные отношения со сверстниками. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего количества вещей, открывает для себя «двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого пространства» (В.С. Мухина). Одно из главных стремлений ребенка в этом возрасте — стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействиями с другими. Ребенок учиться принятым позитивным формам общения. У него бурно развивается речь, которая здесь несет не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную.
Параметры общения:
- форма общения: вне ситуативно-познавательная (до 4-5 лет); внеситуативно-личностное (5-6 лет).
- содержание потребности в общении: потребность во внимании, сотрудничестве и уважении (4-5 лет);потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживания и взаимопонимания (5-6 лет).
- ведущий мотив общения:Познавательный: взрослый как эрудит, источник познания о внеситуативных. объектах, партнер по обсуждению причин и связей; (4-5 лет);Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умением и нормами (5-6 лет).
- значение данной формы общения в общем развитии ребенка: первичное проникновение во вне чувственную суть явлений, развитие наглядных форм мышления; приобщение к моральным и нравственным ценностям общества переход к дискурсивному мышлению (5-6 лет).
Перечислим лишь некоторые проблемы, возникающие у дошкольников лишенных полноценного общения со взрослыми. Повышенная потребность во внимании и доброжелательном отношении взрослого, характерна, как это было показано при выделении параметров общения, для младенцев. Для дошкольников свойственна более сложная потребность в общении — в сотрудничестве, уважении и сопереживании. У детей же из ДУИТ до конца дошкольного возраста сохраняется потребность во внимательном и доброжелательном отношении. Они не проявляют обычной для детей этого возраста настойчивости в ходе познавательных контактов. Т.е., они удовлетворяют нереализованную потребность во внимании и доброте со стороны взрослых с помощью речевых средств.
Известно, что проективная методика «Рисунок человека» имеет несколько параметров для оценки: сенсомоторный, психический и проективный. Отличие детей из ДУИТ начинает проявляться с психического уровня: на их рисунках человек носит схематичный характер, отсутствуют детали. На проективном уровне особенности состоят в том, что дети рисуют маленького человечка в нижнем углу, откуда он стремиться убежать. Эти факты говорят о личностных и эмоциональных проблемах (к их более подробному описанию мы вернемся при описании школьников).
Факторы, определяющие отношение детей к взрослым
Под общением понимается информационное, эмоциональное и
фактическое взаимодействие, в ходе которого реализуются, проявляются и
формируются межличностные отношения. В процессе общения формируются определенные
отношения. Характер взаимоотношений ребенка с окружающей средой во многом
зависит от того, какие личностные качества в нем формируются. Например,
отношения дошкольников со взрослыми могут быть дружескими и доверительными,
интересными или безразличными, спокойными и беспокойными.
Что определяет поведение детей по отношению к взрослым! Что
лежит в его основе! Эти вопросы еще мало изучены. Существует несколько подходов
к их решению. Таким образом, неофрейдисты Дж. Боулби, Р. Шпиц подчеркивают
решающую роль матери в этом процессе, кормящей младенца и тем самым
удовлетворяющей его «оральные» потребности. Но как тогда объяснить
случаи, когда разлученные дети развиваются благоприятно как физически, так и
умственно! Как понять описанные в научной литературе свидетельства глубокой
привязанности младенцев и детей старшего возраста к взрослому человеку, который
только и делает, что разговаривает и играет с ребенком, не ухаживая за ним?
Психоаналитический подход, завышающий влияние биологического фактора, роль самого
первого этапа жизни на психическое развитие, не дает ответов на эти вопросы.
Сторонники теории импринтинга также отводят первостепенную роль раннему опыту
ребенка в формировании его отношений с другими людьми. По сути, идея
заключается в том, чтобы применить механизм «импринтинга», впервые
описанный К. Лоренцом на основе наблюдений за птенцами, к поведению ребенка без
всяких на то оснований. Согласно гипотезе импринтинга, маленькие дети
отпечатывают характерные черты взрослого, который заботится о них — их внешний
вид, голос, одежду, запах. Они образуют образ, вызывающий привязанность у
ребенка по аналогии с образом матери или другого взрослого, который занимает ее
место.
Представители другого течения в современной гражданской
психологии — неовещественного течения — считают, что отношение ребенка к
взрослому определяется тем, как и в какой степени этот взрослый удовлетворяет
первичные, органические потребности ребенка (в пище, тепле, комфорте). По
словам психологов интернатного типа, потребности ребенка не сводятся к его
органическим потребностям, которые удовлетворяются взрослым. Уже в первые
недели жизни у детей начинает развиваться потребность в общении с людьми —
особая потребность не биологической, а социальной природы А.Н.Леонтьев,
А.В.Запорожец, М.И.Лисина, М.Ю.Кистяковская и др.. Общение со взрослыми
считается одним из важнейших факторов развития ребенка в раннем и дошкольном
возрасте.
Экспериментальные исследования, проведенные под руководством
М.И. Лисиной, показали, что в течение первых семи лет жизни несколько форм
общения взрослого ребенка возникают одна за другой и сменяют друг друга.
Наиболее важными из них являются: прямое — эмоциональное общение, деловое
общение, экстра-ситуативное — когнитивное общение, экстра-ситуативное — личное
общение.
Выдержка из текста
В современных условиях развития общества особую значимость приобрела семья и внутрисемейные отношения, обострилась проблема общения в семье, поскольку семейные взаимоотношения носят менее эмоциональный и духовный характер. В современном быстроменяющемся мире у людей всё меньше времени остаётся для общения друг с другом, а общение с детьми, подчас, сводится лишь к удовлетворению элементарных потребностей. Многие родители не знают, чем живут их дети, что происходит в их внутреннем мире. Но дети это будущее. И от того, как их воспитывают, зависит очень многое в жизни. Каждая эпоха, каждая культура всегда оказывала и оказывает своё специфическое, более или менее благоприятное влияние на развитие детей. В прежние времена жизнь ребёнка была в большей степени предопределена нормами и традициями и т.
к. жизненный путь был уже изначально предопределён, практически не существовало выбора и возможности что-либо изменить. В последнее время действительность меняется так стремительно, что условия жизни отдельно взятой семьи в значительной степени влияют на формирование и развитие детей. Большинство современных семей не может обеспечить в достаточной мере потребность детей и подростков в общении и в обществе. Семья всё больше превращается в сообщество «по интересам», где лишь живут, едят и спят. Порой индивидуализм настолько возрастает, что члены семьи зачастую лишь сосуществуют друг с другом. В таких семьях практически не остаётся проблем, которые семья должна решать сообща, что лишает детей и родителей опыта совместных эмоциональных переживаний. Конечно, родители стремятся дать своим детям всё лучшее, оградить их от излишних тревог, обеспечить им «светлое будущее». Но в погоне за благами цивилизации, они порой забывают о необходимости простого, доверительного общения.
Особое значение в настоящее время приобрело межличностное общение и взаимопонимание в семьях, имеющих детей-инвалидов, что вынуждает семью вырабатывать новые модели взаимодействия.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты.
Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют,
что число таких жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с
недостатками интеллекта и
10. детей с другими психическими или физическими недостатками) всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями.
Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция
роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за
последнее десятилетие увеличилась в два раза.
Низкая культура межличностного общения детьми-инвалидами в семье приводит к фрустрации значимых потребностей личности в оценке и самооценке, в признании, в эмоциональной разрядке и эмоциональном контакте, во внимании, сопереживании, понимании и т.д., что вызывает внутриличностные конфликты, и в дальнейшем может привести к трудностям в межличностном общении.
Признаки потребности в общении
• Если ребенок дает эмоциональный отклик на появление другого человека, его действия (радость при появлении мамы, огорчение при ее уходе), это также свидетельствует о наличии потребности в общении.
• Следующий признак, говорящий о наличии потребности ребенка в общении со взрослыми и другими детьми, – проявление инициативы в установлении контакта с окружающими, желание привлечь к себе внимание, «показать себя». • Ребенок начинает эмоционально реагировать на положительное или отрицательное отношение к тому, что он делает, добиваться выражения оценки себя и своих действий
При этом ребенок способен изменять свои действия и поведение в зависимости от отношения к ним взрослых или сверстников
• Ребенок начинает эмоционально реагировать на положительное или отрицательное отношение к тому, что он делает, добиваться выражения оценки себя и своих действий. При этом ребенок способен изменять свои действия и поведение в зависимости от отношения к ним взрослых или сверстников.
Все вышеперечисленные признаки говорят о том, что у вашего ребенка сформирована потребность в общении с другими людьми , а значит, ваши воспитательные воздействия не останутся им не замеченными.
Ведь, общение – это не только взаимодействие людей по обмену информацией (своими мыслями, чувствами, переживаниями), оно помогает налаживать отношения, объединять и согласовывать усилия, достигать совместного положительного результата.
Постарайтесь, уважаемые родители, обеспечить вашему малышу возможность полноценно общаться, ведь общение так важно для всестороннего развития и воспитания вашего ребенка. Что делать, если потребность в общении у ребенка проявляется слабо? Могут ли родители повлиять на степень общительности ребенка и как?
Что делать, если потребность в общении у ребенка проявляется слабо? Могут ли родители повлиять на степень общительности ребенка и как?
Об этом мы обязательно поговорим с вами, уважаемые взрослые, в ближайших статьях.
Рекомендую по данной теме следующие статьи: