Правильная подготовка ребенка к школе

7 причин, по которым первоклашки теряют интерес к школе

Основные предпосылки готовности дошкольников к обучению

Готовность дошкольников к школьному обучению определяется наличием следующих предпосылок:

Развитие логического мышления. Оно являются необходимым показателем для успешного школьного обучения. Если у ребенка не развит данный тип мышления, то и готовность к учебной деятельности находится под большим вопросом;
Развитие познавательной заинтересованности. Только при выражении ребенком потребности в познании, исследовании окружающего мира можно говорить о возможности его обучения в школе. Если познавательных мотивов не имеется, то подготовка к учебному процессу усложняется;
Развитие интереса к отдельным видам учебной деятельности. Это может быть интерес к чтению, совершению вычислительных операций и иных действий;
Развитие произвольности познавательных процессов

В учебной деятельности ребенку потребуется произвольное внимание, память и восприятие;
Формирование навыков координации своей деятельности. дошкольник должен уметь контролировать себя и свое поведение и регулировать свою деятельность

Как правило, это развивается к шести годам, что является предпосылкой к учебной деятельности;
Развитие навыков коллективного взаимодействия. В старшем дошкольном возрасте происходит формирование навыков сотрудничества и взаимодействия в коллективе. Дети учатся принимать совместные решения, вести диалоги, отстаивать свою точку зрения и принимать чужую;
Развитие коммуникативных навыков. Они должны позволять ребенку устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми, строить дружеские отношения и положительные связи;
Развитые навыки самостоятельного выполнения разных видов деятельности. Это касается и самообслуживания, и познавательной деятельности, организации игры, творческих видов деятельности, принятия решений и несения за них ответственности.

Как подготовить ребенка к школе и установить с ним доверительные отношении на всю жизнь. Перед сном

У нас с дочкой годов с двух сложилась традиция: закончив вечером все свои дела, мы устраивались полусидя в постели.

Я читала ей вслух, а она, положив головку мне на левое плечо, слушала, что-то спрашивала, смотрела картинки. Потом мы беседовали, обсуждали прочитанное, отгадывали загадки, просто болтали, обсуждая прошедший день, что волнует нас обеих.

Она любила слушать мои рассказы о том, где я была, что видела, известные авторские сказки. Многие мои сказки рождались прямо тогда, «на ходу». Засыпала она под песенку или сказочку, сползая мне подмышку.

Таким образом мы с ней «прошли» начала математики, выучили цифры и счёт, буквы (когда я убедилась, что со звуками всё в порядке), начали самостоятельно читать, учились отгадывать загадки и многое другое.Просто днём мне реально было некогда.

Это позднее я узнала, что человеческий мозг наиболее прочно вбирает информацию, полученную им незадолго до сна. И одно из самых эффективных занятий – как раз в это время.

Но эти драгоценные вечерние минуты для нас с дочерью были важнее всего остального дня. И я, и она никогда их не забудем. Потому что это было начало нашей большой любви и дружбы.Эти часы нас связали так сильно, что нас до сих пор «пробивает» на откровенность и душевные беседы именно перед сном.

Ну а наш разговор о том, как можно подготовить ребёнка к школе самостоятельно, продолжается в следующей статье .

В ней мы побеседуем о том, как сделать чтение и обучение потребностью, о трудностях обучения письму, о речевом развитии и технологических навыках.

Оставляйте комментарии, отзывы, жду ваших откликов.

Контроль за выполнением домашнего задания

Во время учебы детям приходится изучать много информации. А одним из обязательных ежедневных дел, является выполнение домашнего задания. Ведь именно благодаря домашнему заданию у ребенка закрепляются знания в памяти.

Но не всегда им легко это дается, особенно если во время урока они были невнимательны и не до конца поняли материал. В таком случае родители должны помочь ему разобраться, тогда он будет чувствовать себя увереннее и ответственнее.

Родители также не должны забывать, что для того, чтобы ребенку было удобно и без напряжения делать домашнее задание, они должны организовать им комфортные условия и поддерживать морально.

Советы психолога

Обучение требует от детей сил, спокойствия и хорошего настроя. Логично, что прежде чем сажать ребенка за уроки, позаботьтесь, чтоб он был сытым, отдохнувшим и хорошо себя чувствовал.

Конечно, большинство мам и пап в первую очередь кормят своих школьников и лишь потом отправляют делать домашку. Но при этом уже с порога, едва ребенок зашел домой, начинается напоминание про уроки: “Раздевайся, мой руки и ешь быстрее, тебе еще уроки делать”. 

Вспомните себя: когда перед нами стоит какая-то задача, которая постоянно крутится в голове, это очень тревожит и раздражает. А теперь представьте, что об этой задаче постоянно напоминает авторитетный для вас человек. Поэтому сначала дайте ребенку отдохнуть и отвлечься от школы, а потом уже напоминайте про домашку.

Также позаботьтесь об организации рабочего места — оно должно быть светлым, удобным, приятным школьнику. Вспомнить тему и быстрее вникнуть в задание поможет совместный просмотр классной работы или конспектов предыдущих уроков. Это, кстати, позволяет быстро понять, если ребенок не совсем хорошо усвоил материал. В таком случае сначала ликвидируем пробел, а потом приступаем к выполнению домашних упражнений.

Поощряйте увлечения чада, не говорите “Опять ты со своим компьютером! Лучше б математику решал”. Напротив, постарайтесь “подвязать” хобби и школьные предметы. Например, тот же язык программирования напрямую связан с математикой.

Если у ребенка возникают вопросы, даже не связанные с обучением, возьмите за правило подробно и с увлечением отвечать на них. Не знаете ответа — обратитесь к интернету, книгам, более старшим родственникам. Это будет формировать любознательность ребенка, научит его искать ответы и задавать вопросы — не только окружающим, но и себе.

Воздержитесь от критики в стиле “Тут ошибка, там двойка. Ну ты совсем что ли?”. Если что-то не получается, сядьте с ребенком и проанализируйте, почему так получилось. Помните главное правило педагогики — критикуем не ребенка, а поступок, и лучше делать это наедине. Порицание даже на глазах бабушек-дедушек, папы, сестер может обидеть. И, конечно, не забывайте хвалить даже за самые небольшие победы. 

Айкьюша и команда

Развитие и обучение детей от 2 до 11 лет в игровой форме

Начните заниматься прямо сейчас

Начать заниматься

Как подготовить ребенка к школе в домашних условиях в 6 лет

Чтобы ответить на вопрос, как подготовить ребенка к школе в домашних условиях 6 лет, нужно каждый случай рассматривать отдельно. Все зависит от того, какой первоначальный объем знаний имеет малыш и от его способностей, которые необходимо максимально развить.

На заметку! Для подготовки существуют различные методики, которые включают в себя упражнения для всесторонних занятий.

Методики подготовки детей к школе

Среди основных методик развития выделяют следующие: методика семьи Никитиных, Зайцева, Монтессори.

Раннее развитие по методике семьи Никитиных. Проведя определенный ряд наблюдений этими людьми было замечено, что в зависимости от предпочтений родителей развитие ребенка в домашних условиях происходит по одному из двух сценариев. В первом случае малыша делают объектом всеобщего внимания и привлекают его к слишком активной деятельности. На него сваливаются различного рода репетиторы, секции, кружки. Ребенок все время находится под активным влиянием взрослых. Во втором случае маленький человек представлен сам себе и самостоятельно познает окружающий мир. И тот и другой случай являются недопустимыми крайностями. Творческое и свободное развитие — основной принцип этой методики. Дети должны самостоятельно выбирать время и вид занятия. Родитель только корректирует его порывы, направляя их в правильное русло

Плюс большое внимание уделяется спортивному развитию, которое должно присутствовать на протяжении всего курса обучения.
Методика Зайцева огромное значение придает визуальному восприятию информации. Чтобы подготовить к 1 классу ребенка, нужно развивать его индивидуальные особенности, обучая всему необходимому

Причем, процесс обучения должен проходить без малейшего вреда для здоровья. Данная методика рекомендуется для использования в группах детей.
Методика Монтессори предназначена развивать мелкую моторику и обучение через ощущения. Родителю отводится второстепенная роль. Он только контролирует и направляет ребенка в правильную сторону. Малыш все познает сам, а взрослые ему в этом только помогают. Самым главным минусом данного обучение является то, что в ней не предусмотрено наличие активных и ролевых игр.

Важно! Выбор методики обучения зависит от индивидуальных особенностей ребенка и его интеллектуальных возможностей

Применение различных методик

Несколько слов об осанке

До школы особенно важно выработать у ребёнка привычку правильно сидеть во время занятий. Если ученик сидит с искривлённой спиной, «пишет носом», если одно плечо у него выше другого, то за 1-2 года такой неправильной посадки мы можем прийти к сколиозу, дебюту остеохондроза и проблем со зрением

Не допустить этого могут только родители – ведь в школу дети приходят с уже сложившейся привычкой сидеть. Стул и стол для занятий выбирайте строго по росту. Можно сверяться по такой табличке соответствия ростовых показателей по ГОСТу:

При сидении ладошка ученика должна помещаться между грудью и краем стола.Расстояние от глаз до тетради следующее: кончики пальцев касаются виска, а локоть упирается в стол.

Ни в коем случае не позволяйте сидеть с поджатыми ногами.Замечание из собственного опыта: если ребёнок долго занимался и сидел нормально, а потом начал по-всякому изворачиваться на стуле – это ясный сигнал, что ему требуется перерыв в работе, подвижный отдых, физкультминутка.

Лучшее средство сохранить ребёнку нормальную осанку – это постоянное наблюдение за тем, как сидит ребёнок. К сожалению, надёжнее ничего пока мир не придумал.

Дома это забота родителей, а в школе – обязанность учителей.

Чего не стоит делать, чтобы заставить ребенка учиться

Вредны любые сравнения ребенка: «А вот я в твоем возрасте/старшая сестра/отличник Петька”. Фразы в духе “сын маминой подруги” вызовут еще большее отторжение от школы и испортят отношения между вами. Дети младшего школьного возраста и вовсе могут расценить это как нелюбовь к себе — того, кого хвалят, и любят больше. А он, такой неидеальный в учебе, и вовсе нелюбим.

Следующий запрет — переходить на личности. Слова сильно ранят даже взрослых, и особенно детей, когда они звучат из уст значимого человека. Уже доказано, что если ребенка регулярно называть не сообразительным, несобранным, неаккуратным, рано или поздно он воспримет это как данность. Если мама-папа так говорят, значит я такой и есть.

Помните, что мы, взрослые, умеем вешать ярлыки не только словами, но и взглядом, голосом, мимикой. Тут достаточно вспомнить цитату из одной книги: “Когда мама сердится, она будто толкается взглядом”.     

Нужно ли учить ребёнка читать перед школой

Как давно практикующий учитель, твёрдо говорю: учить читать перед школой надо!

Иначе, когда на первоклассника свалится лавина знаний по всем предметам, неподготовленный ученик просто не справится и многое не усвоит.

Отсюда и пойдёт плохая успеваемость, низкая самооценка, пренебрежение товарищей и прочие неприятности.

Даже учебник «Азбука» в первом классе рассчитан на уже читающих детей, т.к. там печатаются довольно большие тексты.

Вот вам плюсы раннего начала чтения:

  • развивается мышление;
  • формируется речь, способность хорошо выражать свои мысли;
  • ребёнок зрительно запоминает правильное написание множества слов, за счёт чего возрастает его грамотность (поверьте, таким образом разовьется так называемая врожденная грамотность – и ваш малыш в будущем станет интуитивно писать грамотным языком, даже если не будет знать множества правил);
  • резко пополняется словарный запас, растёт интерес к языку в целом;
  • чтение хороших детских книг учит моральным и нравственным законам, воспитывает душевные качества;
  • расширяется кругозор, просыпается фантазия и воображение;
  • возникает тяга к книгам и чтению, а это в свое время поможет ребёнку стать по-настоящему образованным человеком;
  • кроме того, научиться читать в четыре-пять лет намного легче, чем в шесть-семь.

Внушительный у нас получился список, не правда ли?

НО!

Всё это при условии, что обучать читать малыша вы будете правильно.

В статье «6 способов и 2 совета, как разбудить у ребенка потребность в чтении и научить читать» я подробно написала, как вы можете это сделать.

Как подготовить ребенка к обучению школе

Иногда родителям кажется, что эффективная подготовка ребенка в школе – это занятия в специальных группах под руководством педагога на протяжении нескольких месяцев непосредственно перед поступлением в школу. Они ориентируются, что должен уметь ребенок в 5 лет, чему обязан обучиться к 7-ми годам.

Такая подготовка важна, и выше уже говорилось о значимости занятий для детей дошкольного возраста в среде сверстников.

Но уровень психического развития нельзя подогнать к нужной планке за несколько месяцев. Даже в дошкольном детстве. Становление будущего школьника опирается на постоянное развитие всех познавательных процессов и способностей ребенка.

Роль игры в подготовке к школьному обучению

Как бы ни удивлялись родители, базовую подготовку к предстоящему школьному обучению дает ребенку полноценная сюжетно ролевая игра. Психическое развитие в дошкольном возрасте стимулирует игровая деятельность. Она является ведущей деятельностью.

В игре дошкольники развивают воображение и связную речь, учатся логическим обоснованиям, формируют внутренний план действий, развивают аффективно-потребностную сферу. Каждый из перечисленных компонентов важен для успешного принятия роли ученика.

В сюжетно-ролевых играх дети учатся управлять своим поведением, придерживаться правил, поступать в соответствии с ролью. И в школе без этого никак. Маленькому ученику придется внимательно слушать учителя, сосредоточенно выписывать неподдающиеся буквы и выполнять множество других заданий, которые требуют волевых усилий.

Основы интеллектуальной подготовки

Для того чтобы сформировалась интеллектуальная готовность ребенка к школе, важно систематически заниматься с детьми, направляя усилия на развитие логического мышления и речевых навыков. Ориентиры следующие:

  1. Интеллектуальный уровень перед поступлением в школу должен быть таким, чтобы ребенок умел анализировать и обобщать. Необходимо учить ребенка находить существенные признаки, по которым объекты можно объединить в группы, или исключать лишнее. (Примеры заданий приведены в статье Словесно логическое мышление.)
  2. Речевое развитие ребенка должно обеспечивать связное выражение им своих мыслей. Для этого нужно постоянно пополнять словарный запас, разъяснять ребенку значение новых слов, корректировать его высказывания в соответствии с грамматическим строем речи.

Эффективной подготовительной базой является чтение сказок и других детских произведений. Пока ребенок в состоянии только слушать, полезно вместе пересказывать сюжет, рассуждать о поступках героев, фантазировать об ином развитии событий. Но уже в 4-5 лет вполне доступно научить читать малыша. А это и прогресс в развитии, и актуализация познавательных мотивов.

Такая подготовка к школе нужна ребенку

С одной стороны, она естественна для любой семьи, где уделяют внимание развитию детей. И с другой, она аналогична тому же подходу, какой применяют психологи и педагоги, готовя дошкольников к обучению в школе

Мотивация дошкольников к учебной деятельности

Поскольку, предпосылки к учебной деятельности формируются на основании мотивов к ее реализации, то рассмотрим, что же мотивирует дошкольника к началу школьного обучения, вызывает у него желание учиться, постигать мир через ознакомления с научными фактами.

Мотивы дошкольников к обучению делятся на две большие группы:

  • Внутренние мотивы. Они связаны с личностным развитием ребенка пяти-шести летнего возраста. В этот период активизируется работа большинства психических процессов и завершается этап их становления, закрепляясь в фазу активного развития. Это активизирует познавательную сферу ребенка и побуждает к активной интеллектуальной работе. Также, после шести лет происходит осознание социальной значимости учебной деятельности. Ребенок хочет достичь чего-то, чтобы приносить пользу обществу. Он заинтересован в исследовании окружающего мира и его процессов. При этом, дети еще не осознают, что представляет собой учебный процесс, все сложности и тяготы обучения: необходимость преодолевать трудности, отказываться от игр и прогулок для познания чего-либо. Потому, эти мотивы могут быть легко разрушены в начале школьного обучения без соответствующего подкрепления.
  • Внешние мотивы. Эти мотивы подкрепляют внутреннюю мотивацию дошкольника и стимулируют его познавательное развитие. Они побуждают детей к учению потому, что оно видится ими как основной способ взросления. Взросления является приоритетным желанием ребенка старшего дошкольного возраста. Он желает быть наравне со взрослыми, иметь такие же права и совершать те же самые действия. Потому, взросление является хорошим мотивом к действию. Также, среди внешних мотивов, способствующих привлечению ребенка к учебному процессу, можно отметить следующие: интерес к занятиям и новой социальной роли, потребность в общении, которое активно развивается в новом учебном коллективе. У ребенка формируется желание стать его частью и взаимодействовать с ним, привлекательность учебного заведения. Дошкольнику может нравится внешний вид школы, в которую предполагается его отдать и ее устройство (он мог ее посещать или видеть устройство школ по телевизору, на картинках, видео роликах).

Типы учебной мотивации

Внешняя мотивация связана с какими-либо обстоятельствами извне, например, наградой или, наоборот, наказанием. Внешняя мотивация, в свою очередь, может быть положительной — когда ребёнок за хорошие оценки по итогам четверти получает новый телефон — и отрицательной — если заканчивает год с «тройкой» и поэтому не едет в лагерь.

Внутренняя мотивация связана с самой деятельностью и её значением для человека.

Положительная внутренняя мотивация — это когда ребёнок старается получать «пятёрки», чтобы хорошо сдать экзамены, поступить в вуз на специальность своей мечты и работать тем, кем хочет.

Отрицательная — когда понимает, что если не будет хорошо учиться, не сможет поступить на бюджет.

Самая продуктивная мотивация — внутренняя положительная. Именно она источник всех выдающихся поступков, реализованных проектов и свершений. Люди, которые многого добились в жизни и в своём деле, — это, прежде всего, люди с высокой внутренней мотивацией. А вот внешняя, по мнению психологов, совсем не поможет заинтересовать ребёнка учёбой в школе. Так, Альфи Кон, автор популярной книги «Наказание наградой» утверждает, что при попытках замотивировать «пряником», то есть внешним поощрением, ребёнок ищет не творческий способ выполнения задания, а самый простой и безопасный. Отсюда возникают списывания, решебники, выполнения домашних работ методом «гугления». Какая разница, как добиться результата, если главное — не знание, а новый телефон?

Так что лучший совет, как заинтересовать ребёнка учёбой, — сделать так, чтобы он сам искренне полюбил образовательный процесс. Это не всегда бывает просто, особенно если в школе авторитарные преподаватели, испорчена атмосфера в классе или есть конфликты.

Откуда берётся мотивация

Примерно после кризиса трёх лет у человека появляется осознанная мотивация: он начинает понимать, чего он хочет и зачем ему это нужно. Если до этого периода дети часто хотят делать всё и прямо сейчас, то к младшему школьному возрасту у них развивается иерархия мотивов — умение определять для самих себя более и менее важные мотивы. Ребёнок уже не кидается немедленно исполнять то, чего ему захотелось, он способен придержать и в чём-то ограничить себя, если у него есть цель.

Мотивация бывает внешняя и внутренняя.

Внутренние мотивы связаны с самим процессом обучения: это когда ребёнок искренне любит то, чем занимается.

Внешние мотивы связаны с результатами, которые приносит дело. Ребёнок может учиться для того, чтобы занять социальную позицию

Допустим, он хочет получать пятёрки, потому что ему важно быть авторитетом среди одноклассников или он боится разочаровать родителей. Ещё к внешней мотивации можно отнести стремление к учёбе ради того, чтобы родители купили новые вещи, разрешили побольше играть в гаджеты, и страх быть наказанным.

Внешняя мотивация хороша тем, что её можно создать. Но, к сожалению, никакая внешняя мотивация не может быть постоянной.

Высокие требования от родителей

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок хорошо учился: получал четверки и пятерки, быстро понимал и запоминал материал, без труда справлялся с любыми заданиями. Но на практике так происходит далеко не всегда. Поступая в первый класс, ребенок испытывает серьезный стресс

Ему приходится одновременно налаживать отношения с одноклассниками и сохранять внимание на уроках. Большинству детей не удается быстро приспособиться, и они теряют интерес к учебному процессу

Родители не всегда понимают это, и требуют от ребенка большей самоотдачи. Но нужно помнить, что обучение в первом классе направлено скорее на адаптацию к школе и на привитие интереса к учебе. Поэтому взрослым не стоит давить на первоклассника, если у него что-то не получается. Лучше помогать ему с освоением сложных тем, делая акцент на достижениях, а не на неудачах.

Почему важно увлечь ребёнка занятиями

Как заинтересовать ребёнка учёбой — вопрос, который наверняка задавал себе каждый родитель. Прокрастинировать и лениться время от времени свойственно всем, и нестрашно, если это единичные случаи. Но что делать, если ребёнок совсем безразличен к школьной программе, не хочет учиться и старается ускользнуть от «домашки» под любым предлогом? Как заинтересовать детей занятиями?

Жёсткий контроль и «зубрёжка» из-под палки — не выход. Рано или поздно ребёнок начнёт списывать, а отношения в семье могут испортиться. Никто не любит, когда его постоянно заставляют. Более того, такой подход может навсегда вызвать отвращение к образованию. Этого нельзя допустить, ведь мир в XXI веке стремительно меняется, и чтобы угнаться за ним, необходимо постоянно развиваться.

Надёжный способ заинтересовать ребёнка учиться — создать мотивацию. Она может быть внешней и внутренней, а также положительной и отрицательной. Рассмотрим эти виды подробнее.

Формирование положительного отношения к обучению

В общих чертах можно выделить два пути создания положительной мотивации ребенка к обучению.

Первый — формировать у дошкольника положительные эмоции по отношению к самому процессу, в который ребенок включен. Это может происходить сразу несколькими способами:

  • одобрение со стороны педагога;
  • вера родителей в своего ребенка;
  • поощрение даже за самые маленькие достижения;
  • поддержка и заинтересованность взрослых в том, чем занимается ребенок.

В этом случае стоит избегать критики дошкольника, акцентируя внимание на том, что он делает хорошо, а не на том, где ребенок потерпел неудачу

Второй путь подразумевает процесс создания положительной мотивации к учебе за счет осознания важности обучения. Дошкольнику подробно и на протяжении относительно длительного периода объясняют пользу обучения, что именно от учебы получит ребенок

Он должен понять, что образование нужно ему (например, для достижения желаемого результата в будущем), а не родителям или учителю. Однако такое мотивирование дошкольников нельзя назвать устойчивым. Стоит только ребенку потерять желание того, на что его настраивали изначально, как мотивация сойдет на нет

Дошкольнику подробно и на протяжении относительно длительного периода объясняют пользу обучения, что именно от учебы получит ребенок. Он должен понять, что образование нужно ему (например, для достижения желаемого результата в будущем), а не родителям или учителю. Однако такое мотивирование дошкольников нельзя назвать устойчивым. Стоит только ребенку потерять желание того, на что его настраивали изначально, как мотивация сойдет на нет

Второй путь подразумевает процесс создания положительной мотивации к учебе за счет осознания важности обучения. Дошкольнику подробно и на протяжении относительно длительного периода объясняют пользу обучения, что именно от учебы получит ребенок

Он должен понять, что образование нужно ему (например, для достижения желаемого результата в будущем), а не родителям или учителю. Однако такое мотивирование дошкольников нельзя назвать устойчивым. Стоит только ребенку потерять желание того, на что его настраивали изначально, как мотивация сойдет на нет.

Важные условия для формирования мотивации у дошкольников

К основным условиям, которые необходимы для успешной мотивации детей дошкольного возраста, можно отнести:

Необходимость зародить в ребенке интерес к деятельности, используя его врожденную любознательность.
Дать ребенку понять, что взрослые в него верят. Поощрение и вера должны исходить не только от родителей, но и от педагога

Важно научить ребенка не только ценить достигнутый результат, но и осознавать важность и ценность самого процесса его достижения. Необходимо выделять особенности каждого ребенка, подчеркивая его индивидуальность, а не оценивать всех по одному критерию.
Научить дошкольника ставить перед собой цель, намечать пути ее достижения и планировать свою деятельность

В этот же пункт относится навык предвидения результата, т.е
«если сделаю …, то получится …, а если сделаю …, то это приведет к …».
Намеренно ставить перед ребенком такие задачи, в процессе решения которых перед ним будут возникать новые.
Научить объяснять свои успехи и неудачи.
Важно акцентировать внимание не на личных качествах индивидуума, а на его поступках. Хвалить или критиковать нужно не ребенка, а его действия или результат.
Максимально поддерживать любознательность и активность дошкольника, его инициативу
Помогать воплощать детские затеи, справляться с ошибками и трудностями.

Чтобы обеспечить полноценные условия для эффективного мотивирования, нужно создать благоприятный психологический климат. Ребенку очень сложно сосредоточиться, если в доме постоянно происходят конфликты. Это вызывает в нем страх и другие негативные эмоции.

Не школой единой

Для снятия стресса психологи рекомендуют родителям младших школьников тщательно продумывать внеклассную жизнь. Увлекательные мероприятия, поездки, походы в музеи, кино, театры позволяют ученику переключаться и восстанавливаться после школьных будней. Досуг можно использовать и для сплочения с одноклассниками. Сдружиться с ребятами, найти общие интересы и с пользой провести время помогут организованные совместные выезды на природу, экскурсии и праздники (дни рождения). Однодневный поход в Подмосковье и даже познавательная прогулка по родному району напитает детей новыми впечатлениями и разнообразит привычную рутину. Учителя, как правило, с удовольствием принимают участие в предложенных активностях.

Будьте чуткими. Когда ребенок говорит, что устал, и в выходные хочет побыть дома, прислушайтесь к его желаниям. Насыщенная жизнь – это хорошо, но просто посмотреть мультики иногда тоже нужно. Помните, что мотивировать на обучение человека в состоянии эмоционального и физиологического комфорта проще.

Две типичные ошибки родителей

Первая ошибка, которую совершают большинство родителей, состоит в том, что они не поддерживают стремление ребенка познавать все новое. После рабочего дня взрослые устают, и у них не остается сил на то, чтобы ответить на вопросы ребенка. Не каждый родитель хочет прилагать усилия, чтобы объяснить ребенку что-то непонятное, ведь куда легче сказать шаблонное «подрастешь — узнаешь» или «хватит спрашивать всякие глупости». Если дошкольник регулярно получает такой ответ, его любопытство просто сходит на нет, как и мотивация. Ни в коем случае нельзя отталкивать ребенка в таких ситуациях. Нужно стараться объяснить все просто и доступно для него. Если подходящие слова не приходят на ум, всегда можно обратиться к детским энциклопедиям, познавательным передачам и мультфильмам. Даже если родитель не знает ответа на поставленный ребенком вопрос, можно честно сказать об этом и предложить вместе поискать ответ в соответствующих источниках информации.

Вторая распространенная родительская ошибка — возлагать задачу формирования мотивации дошкольника на сторонние заведения: сначала на детский сад, а затем и на школу. В этот же разряд ошибок можно отнести запоздалую реакцию взрослых, считающих, что в 2-3 года ребенок еще слишком мал для мотивирования, да и в 5 лет он тоже еще ничего не понимает. Это очень большое заблуждение! Как раз в то время, когда ребенок только начинает вести активную социальную жизнь, делает свои первые шаги (а это происходит примерно в 1-1,5 года), уже необходимо уделять больше внимания мотивированию ребенка. Если не упустить момент, в дальнейшем учеба будет даваться намного легче. Ребенок будет сам стремиться к обучению без дополнительной стимуляции со стороны взрослых.

Наглядные примеры мотивации дошкольников

При развитии мотивации в дошкольном возрасте действия родителей не обязательно должны быть направлены на само обучение. Например, развить усидчивость у дошкольника можно с помощью игр, а применять полученный навык он будет в учебе.

Несколько примеров того, как родители могут влиять на ребенка и стимулировать деятельность, к которой он изначально испытывает неприязнь.

Трудовая деятельность

Наверное, каждый родитель согласится, как тяжело приобщить ребенка к чистоте и порядку и особенно к самому процессу уборки. Но все может измениться, если переключиться на игру. Например, игрушкам можно помочь добраться до своих домиков (расставить по полкам или сложить их в ящик). Подключить ребенка к настоящей уборке можно посредством личного примера и путем постановки перед ним несложных задач, в которых он будет выступать помощником.

Мало детей смогут отказаться от «взрослого» поступка — протереть пыль или вымыть небольшой участок пола. Задача родителя — поблагодарить, похвалить ребенка и дать понять, что без него справиться с задачей было бы сложнее

Важно воздержаться от критики ребенка, если он что-то сделал не так — это навсегда отобьет у него желание наводить чистоту

Нелюбимые блюда

Дети еще не понимают пользы продуктов, поэтому хотят есть только вкусное. Накормить ребенка, например, кашей, часто становится непосильной задачей для родителей. Но и тут на помощь придет мотивация. И вариантов здесь много — от интересного оформления самого блюда до использования увлекательных рассказов и сказок в процессе еды. Нужно проявить фантазию и подать ребенку блюдо, которое будет оформлено необычно и привлекательно. Это вызовет у ребенка желание съесть все предложенное.

Еще один способ накормить ребенка тем, что ему не нравится, — включить его воображение. Можно представить ему блюдо не как еду, а как армию полезных солдатиков, которые хотят оберегать его здоровье, силу (для мальчиков) и красоту (для девочек). Но попасть внутрь и приступить к работе они могут, только если сам малыш поможет им, т.е. съест. Чем красочнее и интереснее будет представлен процесс, тем эффективнее такой метод.

Есть ли способы, чтобы мотивировать ребёнка учиться

Беспорядок на столе, неспособность запоминать даже простые правила, желание рисовать или обсуждать посторонние темы вместо выполнения домашнего задания, лень в глазах при виде учебников — это яркие признаки отсутствия стремления учиться. Педагоги и психологи в таких случаях призывают не заставлять работать, а повышать мотивацию. Но что это такое?

Мотивация — побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

Побуждающие факторы делятся на три группы.

  1. Внутренняя мотивация. Она исходит из самого человека и связана с личными интересами, целями, ценностями и убеждениями.
  2. Внешняя мотивация. Это похвала, награда или страх наказания.
  3. Смешанная мотивация. Это комбинация внутренних и внешних факторов.

Когда дети замотивированы, их не нужно заставлять, они активнее участвуют в учебном процессе, проявляют инициативу, хотят искать дополнительную информацию, не ленятся. Каждый ребёнок индивидуален, поэтому нет универсального способа повысить мотивацию. Внешние мотиваторы помогут НАЧАТЬ учиться, а внутренние — ПРОДОЛЖАТЬ учиться, даже когда внешние стимулы исчезнут.

Правильная позиция родителей

Prostock-studio/Shutterstock.com

Дорогие мамы и папы! Если вы будете именно заставлять ребёнка учиться, то вряд ли из этого получится что-то хорошее. Всё, что делается по принуждению или под страхом наказания, не принесёт пользы. Поэтому давайте всё-таки не заставлять детей учиться, а побуждать их к этому. И в этом вам поможет грамотная позиция родителя.

Адекватное восприятие ситуации

Что делают большинство родителей, если ребёнок не хочет учиться? Правильно, берутся за ремень. Наверняка, и ваши родители так поступали, и вы тоже нередко этим грешите.

Крики, ругань и наказания оставляем за дверью. Они ничем не помогут. «Страшилки» про профессию дворника – тоже.

Родителям необходимо понять, что нежелание ребёнка учиться всегда имеет под собой конкретную причину.

О том, как правильно реагировать на непослушание, читайте в статье 10 способов наказать ребенка без крика, ремня и унижения.

Поддержка

Prostock-studio/Shutterstock.com

Чтобы ребёнок стал самостоятельнее и научился справляться со своими проблемами, ему важно слышать от родителей:

  • «Я в тебя верю»;
  • «Всё получится»;
  • «Мы вместе решим эту проблему»;
  • «Не бывает безвыходных ситуаций».

Помощь

Родители могут:

  • объяснить непонятный материал сами;
  • нанять репетитора;
  • поговорить с учителем;
  • скорректировать родительскую позицию;
  • сходить вместе с ребёнком на приём к невропатологу;
  • найти совместное решение школьных трудностей сына или дочери.

Узнайте, не обижают ли вашего ребёнка в школе и хорошо ли с ним обращаются учителя, чтобы вовремя помочь и решить проблему. Слушайте звук вокруг и отслеживайте местоположение ребёнка в режиме реального времени с приложением Где мои дети из AppStore и GooglePlay.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: