Личность, как субъект поведения, деятельности и социального взаимодействия

Психологическая библиотека

Что представляет собой социализация личности

Социализация личности представляет собой процесс интеграции человека в социальную среду, в ходе которого он осваивает нормы, ценности, правила и образцы поведения, принятые в данном обществе. Этот процесс начинается с первичной социализации в семье, где дети усваивают мировоззрение своих родителей и формируют базовые поведенческие паттерны. Однако социализация не ограничивается только семейной средой. Важную роль в процессе социализации играют также друзья и школа, которые представляют дополнительные источники обучения и социальной интеграции.
Социализация личности также происходит в различных социальных группах, включая гендерную группу, где люди усваивают социально приемлемые роли и статусы. Например, мужчины и женщины обычно ожидаются иметь разные образцы поведения и социальные ожидания. Взрослые также проходят через процесс ресоциализации, который включает отказ от прежних моделей поведения и формирование новых.

Пример таблицы

Сфера социализации Примеры
Образование Участие в учебном процессе, овладение знаниями и навыками, социальное взаимодействие с учителями и сверстниками.
Трудовая деятельность Овладение профессиональными навыками, взаимодействие с коллегами и начальством, ориентация в рабочей среде.
Религия Принятие и осмысление религиозных убеждений и ценностей, участие в религиозных обрядах и общении с прихожанами.
Взаимодействие с правовой системой Соблюдение законов и правил, понимание своих прав и обязанностей, участие в судебном процессе.

Взаимодействие со средствами массовой информации также имеет значительное влияние на процесс социализации личности. Телевидение, интернет и другие средства коммуникации передают нормы и ценности общества, формируя поведенческие модели и представления о социальной реальности

Важно отметить, что социализация личности происходит на протяжении всей жизни и является неотъемлемым процессом адаптации к меняющейся социальной среде.

Особенности дошкольников старшего дошкольного возраста с диагнозом «умственная отсталость у детей»

Дети дошкольного возраста с умственной отсталостью бедны на проявление чувственных переживаний, у них часто отсутствуют эмоциональные реакции на происходящие рядом события. Психика ребенка неактивна, отсутствует интерес к окружающим и происходящему, не наблюдается самостоятельность. Зато можно отметить временами вспышки гнева и раздражительности.

Что удивительно, но иногда у детей с УО можно наблюдать порывы сочувствия к некоторым людям, переживания за них.

Перечислим проблемы развития личности у ребенка дошкольного возраста с умственной отсталостью:

Отсутствие или недостаточное развитие познавательного интереса.
Специфика формирования психического процесса памяти и его видов. Здесь отметим удивительную сторону развития памяти дошкольников с диагнозом «умственная отсталость у детей». У них плохо развиты запоминание, сохранение и воспроизведение событий. Но они достаточно хорошо могут помнить случайные внешние зрительные картины.
О недостатках развития речи дошколят с умственной отсталостью писали М.Ф. Гнездилов и В.Г. Петрова. Исследователи высказывались, что у таких ребят отстают в развитии все стороны речи. К ним мы относим фонетическую, лексическую и грамматическую систему языка. Ребенок может и вовсе не воспринимать и понимать речь. И это приводит к нарушениям письма, чтения

Пропадает полностью или частично потребность общаться с кем-либо.
Внимание ребенка дошкольного возраста с УО страдает больше всего. Свойства внимания, как устойчивость, переключаемость развиваются критически низко

Непроизвольность внимания почти отсутствует у ребят с олигофренией.
Недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Эмоции крайне неустойчивы. Бывает дети испытывают огромную радость, хотя видимых причин для ее проявления не наблюдается. Или же дети плачут, расстраиваются, но при этом ничего фактически не чувствуют. Волевая сфера имеет свои отличительные особенности у таких детей. Дети дошкольного возраста очень внушаемы. Ими можно легко манипулировать, подтолкнуть к любому действию, так как такие дети не хотят самостоятельно принимать решения, им легко поддаться воле другого ребенка или взрослого. Поэтому они часто копируют поведение и поступки окружающих.

И тут мы подходим к одному замечательному моменту в развитии таких дошкольников

Каким же образом особенности эмоции связаны с волевыми проявлениями?

Часто эти два понятия объединяют в одно — эмоционально-волевой сферы. Это можно понять так, что эмоциями, как и любыми другими чувствами, можно успешно управлять, или посредством воли регулировать. Конечно же, мы имеем в виду волевую регуляцию отрицательных эмоций. Положительные эмоции регулировать нет особой необходимости.

Особенно часто переживают отрицательные эмоции дети. Мы поговорим далее о детях старшего дошкольного возраста. Это промежуток жизненного пути от 5 до 7 лет. В этот период у ребенка складывается фундамент, способствующий дальнейшему росту, формируются основы личностного развития. Эмоциональность дошкольника развивается, богаче становятся его особенности и эмоциональные показатели, развиваются высшие чувства.

И тут мы подходим к главной задаче нашей темы — каковы же особенности эмоций и их эмоционально-волевой регуляции у детей старшего дошкольного возраста с УО?

Затронем понятие «умственная отсталость у детей».

Под этим словосочетанием подразумевают изменения психики личности, нарушения познавательных процессов, которые часто бывают вызваны какими-то органическими повреждениями головного мозга. При таких нарушениях страдает как интеллект ребенка, так и его эмоции, воля, нарушается поведение. Ребенок с умственной отсталостью очень медленно развивается, так как страдают и психическое и физическое развитие.

Социализация личности

В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальным выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную целостность и саму структуру общества. Главным понятием данного процесса и является социализация личности, которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества.

Социализация личности — это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.

Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь — это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей. Процесс социализации личности проходит по взаимно переплетаемым направлениям. В качестве первого может выступать сам объект. В качестве второго, человек начинает все более активно вливаться в социальную структуру и жизнь общества в целом.

Что характеризует человека как личность

Само слово «личность» имело негативный оттенок, так как еще с давних времен оно означало маску, под которой скрывается истинное лицо человека.

Обычно, слово «личина» применяли для характеристики социального образа человека, и чаще всего его применяли для оскорбления.

Но прошло много времени, и теперь слово «личность» широко используется как в бытовом обиходе обычных граждан, так и в учебной литературе.

Проявления личности могут носить как постоянный, так и временный характер: в один момент человек может проявить силу воли, а в другой ситуации он может просто промолчать.

Эта тема изучается в школе в 6 классе, на уроке обществознания, а уже в 8 классе эту тему раскрывают полностью.

Индивид и его структура

Личность индивида можно разделить на три взаимодействующие структуры, как говорит Юнг: эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Первое содержит в себе всю совокупность мыслей, чувств, ощущений и воспоминаний, благодаря которым человек воспринимает самого себя целостно, полно и ощущает себя одним из людей.

Конфликты и воспоминания, ранее хорошо отпечатанные в памяти, но с течением времени забытые, относятся к категории личного бессознательного. Причина того, почему данные воспоминания остались позади и стали забыты, кроется в их недостаточной яркости. В этом чувствуются отголоски Фрейда, но Юнг пошел дальше и сказал о том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, скрыто влияющие на поведение индивида.

К примеру, если у индивида имеется скрытая жажда власти, он будет даже неосознанно к ней стремиться. Подобная схема работает и с человеком, находящимся под значительным влиянием родителей или друзей.

Однажды сформированный комплекс сложен для преодоления, потому что он укореняется в любых отношениях. А что же с коллективным бессознательным? Это более глубокий слой структуры, в котором латентно находятся общечеловеческие воспоминания, мысли предков. Чувства и память общечеловеческого прошлого кроется в каждом индивиде. Содержательная часть коллективного бессознательного одинакова абсолютно для всех людей и является наследием прошлого времени.

Понятие индивидуальность

Каждая личность самобытна и отличается от других. Для определения уникальности человека используют термин «индивидуальность». Он означает неповторимость, отличие. При этом индивидуальность может выражаться с биологической точки зрения, психологическим развитием, а также во взаимодействии с обществом.

Стоит отметить, что не каждый индивид может быть уникальным. Это связано опять-таки с развитием. В психологии индивид – это, прежде всего, просто человек, наделенный теми качествами и характеристиками, которые даны ему генетически. Индивидуальность же подразумевает собой не только биологические данные, но и приобретенные свойства, отличающие от всех других представителей человечества.

Свойства индивида в психологии не рассматриваются как широкий спектр качеств. Индивидуальность же подразумевает разнообразные уникальные характеристики человека.

Личность продукт социальных отношений

Если индивидом рождаются, то личностью человек становится в процессе взаимодействия с социальной средой. Кто-то раньше получает право на это «звание», кто-то – позже, но однозначно в сознательном возрасте, когда индивид самостоятельно может принимать решения и отвечать за их последствия.

Если индивид биологически задан, то личность вне социума сформироваться не может, для этого необходим процесс социализации.

Понятие и признаки личности

Понятие о личности складывалось постепенно. В течение длительного времени оно означало социальную роль, которую человек играл в обществе. И чем более важная была эта роль, тем более значимой считалась личность. Недаром же русское слово «личность» происходит от устаревшего «личина» — маска. И аналогичный латинский термин persona тоже первоначально обозначал театральную маску.

Но в настоящее время понятие «личность» рассматривается более широко, хоть за ним все еще сохранилась оценка социальной значимости человека. Естественно, возникает вопрос, кого же мы можем назвать личностью. И где-то у каждого из нас в глубине души живет уверенность, что уж он-то ей точно является. Ответить на такой вопрос несложно, достаточно «примерить на себя» три основных характеристики личности:

  1. Личность – это социальный индивид, то есть человек, воспитанный в традициях определенного социума, прошедший социализацию и усвоивший нормы, принятые в этом социуме. В силу этого он может считаться полноценным и полноправным членом общества.
  2. Личность – это самостоятельный и независимый индивид, самостоятельно принимающий решения и отвечающий за них перед обществом.
  3. Личность – это активный индивид, то есть человек, принимающий участие в жизни общества, являющийся частью его системы и вносящий вклад в развитие социальных отношений. Кстати, участие в физическом воспроизводстве социума (рождение и воспитание детей) тоже является таким вкладом.

Как видите, основная масса достаточно взрослых и дееспособных людей подпадает под определение «личность». А вот дети, по крайней мере, до подросткового возраста – нет. Они потенциальные, развивающиеся личности, но пока еще ими не стали.

Возникает еще одни вопрос: можно ли считать личностью преступника, маньяка, человека, развязавшего войну и уничтожающего социум? Да, ведь он тоже воспитан в рамках определенной культуры и усвоил социальные нормы, только не такие, как мы с вами. Он тоже продукт социальных отношений.

А собаки и кошки, при всей моей любви к ним, личностями не являются и никогда ими не станут. Но к ним вполне применимо другое понятие – индивидуальность. О нем скажу позже.

Структура личности

Личность – сложное образование, включающее в себя ряд компонентов и уровней. Эти компоненты могут даже противоречить друг другу, тогда человек переживает внутриличностный конфликт. Существуют различные варианты структуры личности, и в нашей отечественной психологии в нее включают следующие группы качеств человека:

  • индивидуально-психологические особенности: темперамент, характер, способности и т. д.;
  • мотивы, управляющие поведением человека, и ценностные ориентации, также влияющие на деятельность, отношение к миру и окружающим;
  • направленность: совокупность взглядов, мировоззренческих принципов, верований, установок, интересов, формирующихся под влиянием социума;
  • опыт: знания, умения, навыки, приобретенные человеком в процессе воспитания и самовоспитания, образования и саморазвития.

Иногда к этим компонентам добавляют еще социальный статус и роли, которые человек играет в обществе. Но это, на мой взгляд, внешнее проявление личности и не имеет отношения к ее внутренней структуре.

Социологические концепции личности

Любая социологическая теория всегда предлагает, свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются. Поэтому каждая школа в социологии либо создает свою объяснительную модель личности, либо, явно или неявно, пользуется уже существующими моделями.

Социологические концепции личности — ряд теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов.

Существует достаточно много концепций личности, рассмотрим некоторые из них.

В социологической концепции личности Ч.Х. Кули (1864-1929 нашла отражение теория зеркального «Я», в которой личность трактовалась как объективное качество, приобретенное человеком в процессе социальной жизни.

Ч.Х. Кули поставил перед собой задачу исследовать процесс постепенного понимания личностью отличия своего Я от других личностей. В результате многочисленных исследований он определил, что развитие концепции собственного Я происходит в ходе длительного, противоречивого и запутанного процесса и не может осуществляться без участия других личностей, т.е. без социального окружения.

Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое Я, основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт.

Кроме простого восприятия «Я» через самого себя, мы также воспринимаем свое «Я» как бы видя его отражение в других. То есть огромную роль для индивида играет не только то, что он думает о себе сам, но и то, что думают о нем другие. Мы смотрим в представления других о нас самих, как в зеркало, и судим о самих себе по этому отражению.\Именно через отношения с другими и их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный, при этом подобная оценка может не соответствовать реальности.

Как отражение в зеркале дает образ физического Я, так восприятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает образ социального Я. При этом существует возможность неправильного истолкования мнений, или искаженного зеркала. Мы, например, часто поддерживаем приятные высказывания о себе, которые на поверку оказываются просто лестью, или можем отнести брань начальника к неумению или неспособности, в то время как это просто служит проявлением его плохого настроения.

Кули подробно проанализировал развитие личности на основании концепции зеркального «Я». Уже в возрасте шести месяцев, отмечает Кули ребенок по-разному реагирует на разных людей и по-разному организует в их присутствии собственное поведение. В этом наблюдении Кули уже содержатся основы современной теории социализации, ролевой теории личности и прочих «микросоциологических» концепций, детальная разработка которых — заслуга позднейших теоретиков символического интеракционизма.

В концепции Ч.Х. Кули решающая роль в социализации индивида отводится первичным группам (семье, детским коллективам, соседской общности и т.д.), которые характеризуются неформальными, интимными и доверительными межличностными отношениями.

Особое значение при формировании сознания и самосознания ребенка он придавал мнениям и представлениям окружающих ребенка лиц в первичном коллективе — родителей, друзей, соседей.

Мнение окружающих становится настолько важным и существенным для индивида, что под их вниманием у индивида формируется чувство собственного «я», называемое «зеркальным я». Другие люди — это зеркала, в которые смотрится индивид, в постоянном общении с другими людьми формируется его собственное «я», как некая сумма зеркальных «я», т.е

человеческое «я» оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми.

Понятие о человеке как индивиде

Человек
как индивид предстает в своих природных,
биологических особенностях, как
человеческий организм. Это — телесное
бытие человека.

В
основе понятия индивида, по А.Н.Леонтьеву,
лежит факт неделимости, целостности
человека, наличия свойственных ему
особенностей. «Индивид, — писал
А.Н.Леонтьев, — это прежде всего
генотипическое образование… Понятие
«индивид» выражает неделимость,
целостность и особенности конкретного
субъекта, возникающие уже на ранних
ступенях развития жизни. Индивид как
целостность — это продукт биологической
эволюции, в ходе которой происходит
процесс не только дифференциации органов
и функций, но также и их интеграции, их
взаимного «слаживания». В понятии
индивида содержится указание на подобие
человека всем другим людям, на его
общность с человеческим родом. Человек
как индивид является продуктом
филогенетического и онтогенетического
развития.

Индивид
есть другой полюс человеческой реальности
;
первый полюс — это родовое бытие
человека. Именно бытие человека как
индивида восполняет человеческую
реальность до целого. Сам человек — это
его одновременное противоречивое
тождество и роду, и индивиду. Это
противоречие разрешается в развитии:
если в начале жизни человек есть родовое
бытие индивида, то на высших уровнях
развития человек выступает какиндивидуализированный
род
(единственный
в своем роде) во всей полноте его
общечеловеческих способностей.

Специфика
человеческой индивидности опосредована
всей историей его вида, которая преломилась
в наследственной программе человека.
Так, только человеку присущи рекордная
продолжительность периода детства;
возможность пребывать при рождении в
состоянии крайней «беспомощности»; вес
мозга ребенка составляет всего лишь
около четверти веса мозга взрослого
человека (у обезьян это соотношение
составляет две трети). С момента своего
рождения человеческий индивид является
носителем специфически человеческой
биологии, сформированной предшествующим
развитием в филогенезе.

Индивидность
человека интересует психологию в той
мере, в какой она проявляется в становлении,
развитии и функционировании человеческой
субъективности. Природные, телесные
свойства человека составляют предпосылку
и условия

развития его внутреннего мира, формирования
специфически человеческих способностей.

Изучение
индивидных свойств человека в психологии
связано с анализом фундаментальной
проблемы: как
конкретно органическое, природное
проявляется в психическом.

Психология исследует также вопрос о
развитии и преобразовании
индивидных свойств

человека в зависимости от его образа
жизни

и характера осуществляемой им деятельности.
Предметом психологии индивидности
человека выступает связь
биологического и психического.
Эту
связь невозможно постулировать, ее
необходимо изучать, выявлять ее конкретные
формы и механизмы.

«Относительно
связи биологического и психического,
— писал Б.Ф.Ломов, — вряд ли целесообразно
сформулировать некоторый универсальный
принцип, справедливый для всех случаев…
В одних измерениях и при одних определенных
обстоятельствах биологическое выступает
к психическому как его механизм
(физиологическое обеспечение психических
процессов), в других — как предпосылка,
в третьих — как содержание психического
отражения (например, ощущения состояний
организма)». Неоднозначность связи
органического и психического в первую
очередь объясняется неоднородностью
самих индивидных свойств человека,
включенностью в их число генетических,
морфологических, физиологических,
телесно-физических, нейропсихологических,
половозрастных и других особенностей.
Поэтому индивидность человека и ее
проявления в человеческой субъективности
целесообразно исследовать применительно
к конкретным индивидным свойствам,
изучение которых проводится в рамках
пограничных с психологией дисциплин —
в дифференциальной
психофизиологии, психогенетике,
психосоматике,
нейропсихологии.

Похожие термины:

  • процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений или выражения их в формах, приемлемых в определенном обществе, цивилизации.

  • вовлечение в процесс непрерывного просвещения; формирование гражданских качеств, нравственной, экономической, политической правовой, экономической культуры познавательной деятельности, труда,

  • процессы, посредством которых взрослые получают возможность играть новые роли. С. в. – форма социализации дифференциальной.

  • процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

  • процесс вхождения учителя в профессиональную среду, усвоение им педагогических ценностей, опыта, овладение педагогическим мастерством.

  • концепция, основанная на признании ведущей роли спонтанного развития личности и преобразования воспитания на основе антирепрессивности и психотерапевтической коммуникации как необходимого ус

  • процесс формирования мужской или женской идентичности в соответствии с принятыми в обществе культурными нормами (Кон И.С. Ребенок и общество: Учебное пособие. – М.: Академия, 2003. – С. 327).

  • (Gender socialization in education). Институт образования наряду с остальными агентами социализации определяет гендерные идентичности, а в связи с этим – имеющиеся у людей возможности личного, гражданского и пр

  • это процесс воздействия системы образования на мальчиков и девочек таким образом, чтобы они усвоили принятые в данной социокультурной среде гендерные нормы и ценности, модели мужского и женского

  • процесс и результат «усвоения» формирующейся личностью социальных значений категорий объектов, явлений и ситуаций, составляющих основное содержание повседневной жизни.

  • такой процесс взаимодействия индивида и социальной среды, в ходе которого, оказываясь в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений, индивид приобретает механизм

  • процесс введения человека в сферу политики, процесс ее интеграции и адаптации к данной социально-политической среде.

  • процесс «усвоения» человеком системы социальных значений, характеризующей отдельные субкультуры – специфические подобласти человеческой культуры. Это подобласти, прежде всего, профессиональн

  • процесс и результат усвоения и воспроизведения индивидом накопленного человечеством читательского опыта, который определенным образом зафиксирован и функционирует в конкретной социальной сре

  • процесс усвоения человеком гражданских знаний, ценностей, социальных норм, навыков и овладение ими социальных ролей, позволяющие ему осуществлять целенаправленную гражданскую деятельность и фу

  • соотношение понятий. Для характеристики разнообразия процессов развития человека используется система понятий, каждое из которых имеет собственное пространство значений и область использовани

  • процесс и результат усвоения и воспроизведения мировых информационных ресурсов, отражающих читателеведческий опыт человечества.

  • особенности социального становления личности. * Институты социализации (социальный институт) – см.: Социальный институт. * Основные виды социализации человека – полоролевая, семейнобытовая, проф

  • подготовка индивида к вступлению в культуру и окружение, которые стали для него незнакомыми изза кризиса, травм, изменения жизненных обстоятельств. Например, в данную ситуацию попадает подросток,

  • авторитетные взрослые, старшие сверстники и вообще любые носители культуры, дающие социализируемому соответствующие образцы значений в типичных ситуациях предметного и социального взаимодейст

Заключение

Социализация личности заключается в процессе интеграции человека в социальную систему, в котором он овладевает нормами, правилами и знаниями, необходимыми для успешного функционирования в обществе. Этот процесс является важным для адаптации человека к меняющейся социальной среде.
Социализация начинается с первичной социализации в семье, где ребенок усваивает мировоззрение и поведенческие паттерны своих родителей. Другими важными источниками социализации являются друзья и школа. Социализация также может происходить в различных социальных группах, включая гендерную группу.
Взрослые проходят через процесс ресоциализации, который включает отказ от прежних моделей поведения и формирование новых. Социализация может происходить в различных сферах, таких как образование, организация труда и религия

Средства массовой информации также имеют важное влияние на социализацию путем передачи норм и ценностей общества. Взаимодействие с правовой системой и пенитенциарными учреждениями также влияют на социализацию личности

Процесс социализации происходит на протяжении всей жизни и является важным для адаптации человека к меняющейся социальной среде.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: