Интеллектуально-мнестические расстройства

Синдромы несформированности и нарушений впф у детей

Причины

В основе патогенеза нарушений когнитивного развития у детей лежит влияние различных неблагоприятных факторов (медицинских, генетических, психосоциальных и др.). Они приводят к повреждению головного мозга или мешают его нормальному развитию.

К основным причинам когнитивных нарушений у детей относятся:

  • Генетическая предрасположенность к когнитивным расстройствам, наследственные заболевания (синдром Дауна, фенилкетонурия, синдром Мартина — Белла и др.).
  • Неблагоприятное течение беременности у матери (недостаточное питание, употребление алкоголя, курение, отравление вредными веществами, преэклампсия, применение запрещенных лекарственных препаратов, заражение во время беременности краснухой, цитомегаловирусом, токсоплазмозом, вирусом простого герпеса или ВИЧ).
  • Тяжелые роды (недостаток кислорода, длительная гипоксия у ребенка, преждевременные роды, многоплодные роды).
  • Состояние новорожденного ребенка (врожденный гипотиреоз, родовая травма головы, менингит, энцефалит).
  • Недостаток витаминов и микроэлементов в детском возрасте.
  • Психосоциальные факторы (неблагоприятные условия проживания и воспитания, эмоциональная холодность матери, разлука с матерью и т.д.).

Что можно ожидать

По статистике, у 80% новорожденных встречаются неврологические расстройства, которые особой угрозы для здоровья не представляют и со временем исчезают без последствий. Но есть некомпетентные врачи, которые, не разобравшись в ситуации, спешат поставить страшный диагноз.

Так, например, при расширении межполушарной щели некоторые врачи уверяют родителей ребенка, что у него имеется повышенное внутричерепное давление. Но не всегда два этих диагноза присутствуют одновременно. Стоит понимать, что внутричерепная гипертензия — это серьезное заболевание, требующее особого лечения. Поэтому невозможно на основании выявления расширения полушарий мозга поставить такой серьезный диагноз, как ВЧД.

Нейросонография способна дать ответ на многие вопросы, но не на все, и поэтому, если врач ставит серьезный диагноз на основе этого исследования, родители должны требовать дополнительного обследования малыша.

Причины

Лечение повреждения лобной доли

Лечение повреждения лобной доли направлено на устранение причины травмы. Врач может прописать препараты при инфекции, провести операцию или назначить средства, чтобы уменьшить риск развития инсульта.

В зависимости от причины травмы назначают лечение, которое может помочь. Например, при фронтальном повреждении после инсульта необходимо перейти к здоровой диете и физической активности, чтобы уменьшить риск инсульта в будущем.

Препараты могут быть полезны для людей, у которых нарушены внимание и мотивация. Лечение повреждений лобной доли требует постоянного ухода

Восстановление после травмы часто является длительным процессом. Прогресс может прийти внезапно, и его невозможно полностью предсказать. Восстановление тесно связано с поддерживающей терапией и здоровым образом жизни

Лечение повреждений лобной доли требует постоянного ухода. Восстановление после травмы часто является длительным процессом. Прогресс может прийти внезапно, и его невозможно полностью предсказать. Восстановление тесно связано с поддерживающей терапией и здоровым образом жизни.

Симптомы

Когнитивные нарушения могут влиять на все аспекты обучения детей: от понимания письменного материала до запоминания фактов и цифр

Родителям следует обращать внимание на следующие симптомы когнитивных нарушений у детей:

  • Задержка моторного развития (малыш начал поздно ползать или сидеть, плохо ходит и т.д.).
  • Недостаточное развитие моторики (удержание в руке погремушки, бутылочки и других предметов).
  • Нарушение речевых функций (ребенок долго не говорит, не хочет повторять слова за родителями).
  • Неспособность к пониманию и усвоению учебного материала (ученику трудно понять материал или устные инструкции)
  • Проблемы с запоминанием информации (ребенку сложно выучить стихотворение, запомнить расписание уроков и т.д.).
  • Сложности с решением проблем (нарушение логического мышления, способности быстро обрабатывать полученную информацию и принимать решения).
  • Дефицит внимания, гиперактивность (повышенная отвлекаемость, неусидчивость).
  • Трудности в установлении контакта, социальном взаимодействии и распознавании эмоций других людей.
  • Проблемы с ориентацией в пространстве (трудности с определением местоположения, маршрута следования и т.д.).

Тяжелые когнитивные расстройства у детей и подростков сопровождаются полной либо частичной утратой навыков самообслуживания.

Нарушения психофизиологических функций

Восприятия

Нарушение восприятия проявляется при выполнении сложных задач, которые требуют активной деятельности. Больной не может провести анализ стимула и действует либо случайно, импульсивно, либо формально, в соответствии со стереотипами. Например, он не может воспринимать оттенки основных цветов. Даже если ему подробно рассказать об изумрудном, мятном, бирюзовом, оливковом, в итоге человек скажет, что всё это — зелёный.

Движений и действий

Наблюдается неспособность к планированию и реализации осознанной программы деятельности. Ситуацию не могут исправить даже инструкции со стороны. При таком диагнозе трудности возникают не только с составлением плана, но и с удержанием его в кратковременной памяти. Результат — бесконтрольные, неосознанные, импульсивные действия. Иногда больные на автомате выполняют те навыки, которые были получены ими ранее, но делают это рефлекторно. Собственных ошибок они не видят.

Внимания

Нарушение внимания проявляется в неспособности сконцентрироваться на чём-то, рассеянности, постоянной отвлеченности на внешние раздражители.

Памяти и речи

Речь и память при лобном синдроме тоже серьёзно нарушаются. Мнемонические способности минимизируются. Больной плохо запоминает информацию, может воспроизвести лишь то, что произносилось (было увидено) последним. При повторении возникают частые ошибки из-за расстройства внимания. Они не замечаются и, соответственно, не исправляются. Человек может хорошо помнить тот материал, что он усвоил до расстройства, но воспроизвести его может лишь неосознанно, без всякой цели.

Из-за социальной дезадаптации теряются речевые навыки, которые были приобретены ранее. Отмечается неспособность сформулировать чёткие высказывания сложной конструкции, речевая аспонтанность.

Мышления

Больной не удерживает в памяти конечный вопрос и условия задачи, а также при отсутствии мотива не стремится к её выполнению. Ухватывая какой-то фрагмент, начинает работать с ним, осуществляя совершенно не те действия, которые нужно. Яркий пример. Даны 2 картинки. Одна полная, завершённая. Вторая — её недоделанный слепок. Задание: дорисовать вторую по подобию первой. Человек при таком расстройстве может начать раскрашивать первую или заканчивать вторую, но совершенно по-своему. Или, решая задачу на расстояние, вместо того, чтобы умножить скорость на время, он их складывает и потом не может объяснить, почему так сделал.

Эмоционально-личностной сферы

Нарушения данной сферы являются самыми яркими проявлениями заболевания. Диагностируются неадекватное отношение к себе и окружающим, безудержное веселье, ребяческие выходки, безразличие. Теряется интерес к семье, хобби, трудовой деятельности. Поражение правой доли сопровождается эйфорией, злобой, агрессией; левой — заторможенностью, неактивностью, вялым и подавленным состоянием, депрессией.

Синдром «нехочухи»

Дети с ММД по уровню интеллекта и способностей не уступают сверстникам. Но дисбаланс в работе отдельных участков коры больших полушарий мозга приводит к задержке темпов развития важнейших функциональных систем мозга (речи, восприятия, внимания, памяти, двигательных навыков и других).

Нарушения в развитии ребенка могут проявляться:

  • Проблемами с чтением (дислексией)
  • Нарушением письма (дисграфией)
  • Нарушениями речевых функций
  • Проблемами со счетом (дискалькулией)
  • Проблемами с двигательным развитием (отставание от возрастных норм)
  • Синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Сочетание проявлений минимальных мозговых дисфункций между собой может быть очень разным. Но почти всегда результатом ММД является дезадаптация в коллективе, проблемы в учебе, возможны частые конфликты с родителями и учителями. Дети с трудом концентрируются на задании, допускают много ошибок при его выполнении, ведут себя непредсказуемо и импульсивно. И когда речь заходит об учебе или другом занятии, которое вызывает у ребенка трудности, родители сталкиваются с громкими капризами и заявлениями «Не хочу!». По данным статистики проявления ММД можно встретить не менее чем у 20% школьников.

Осложнения

К основным неблагоприятным последствиям когнитивных нарушений у подростков и детей относятся:

  • отставание в развитии от сверстников;
  • проблемы с усвоением учебного материала, плохая успеваемость в школе;
  • трудности с выполнением обязательств;
  • вспышки агрессии, перепады настроения, непослушание;
  • проблемы с коммуникацией, конфликты со сверстниками, социальная дезадаптация;
  • прогрессирование заболевания от легкой степени к тяжелой (при отсутствии терапии), сопровождающейся нарушением бытового функционирования;
  • депрессия, тревожные расстройства.

Родителям следует обращать внимание на появление у детей признаков когнитивных расстройств с самого раннего возраста. Если малыш отстает в развитии от своих сверстников, поздно начал ходить, говорить, не проявляет интерес к детским играм, общению с другими детьми, стоит проконсультироваться со специалистом в области детской психиатрии.. Лучше не откладывать визит к врачу, так как со временем дефицит когнитивных функций у ребенка будет проявляться более выраженно (в особенности при поступлении в детский сад или школу).

Лучше не откладывать визит к врачу, так как со временем дефицит когнитивных функций у ребенка будет проявляться более выраженно (в особенности при поступлении в детский сад или школу).

На сегодняшний день разработано достаточно эффективных методик, позволяющих скорректировать когнитивные нарушения у детей. Чем раньше начата терапия, тем благоприятнее прогноз.

Нейродинамическая гимнастика

Когда ребенок пошел в школу, в общеобразовательный процесс нужно обязательно включать нейродинамические упражнения

Это приводит к лучшему усвоению изучаемого в школе материала, развивает произвольное и непроизвольное внимание, улучшает концентрацию и скорость переключения, формирует разные виды мышления, улучшает сенсомоторной контроль

Упражнения:

  1. Зеркальное рисование. На листе бумаги нужно одновременно обеими руками выводить одинаковые рисунки, но в зеркальном расположении относительно друг друга. Это могут быть буквы, картинки, узоры. Сначала конечно это упражнение может получаться плохо, но когда работа обоих полушарий и обеих рук синхронизируется, эффективность работы улучшится. Для детей существует специальная рабочая тетрадь-прописи, где рисовать нужно по пунктирным линиям.
  2. Лезгинка. Попросите ребенка сжать левую руку в кулак, и направить большой палец в сторону. Кулак нужно развернуть таким образом, чтобы пальцы были повернуты к лицу. Правую ладонь нужно держать горизонтально, она должна прикасаться ею к мизинцу левой руки. Затем ребенок должен менять положение правой и левой рук 6–8 раз. Необходимо добиться максимально высокой скорости смен позиций.
  3. Ухо-нос. Пусть ребенок левой рукой прикоснется к кончику носа, а правой — левого уха. Одновременно нужно отвести руки от уха и носа, хлопнуть в ладоши, и изменить позицию. Правая — на носу, левая — на правом ухе.
  4. Змейка. Ребенок должен сложить ладони и сцепить пальцы в замок. Ведущий указывает палец, ребенок двигает этим пальцем. Касаться пальцев нельзя, в упражнении должны принимать участие все пальцы.
  5. Горизонтальная восьмерка. Рисуйте с ребенком в воздухе знак бесконечности. Сначала одной правой рукой, потом левой, затем обеими одновременно. Внимательно следите глазами за рукой.
  6. Перекрестное марширование. Путь ребенок марширует на месте, касаясь левой рукой правого бедра, а правой рукой левого бедра. Затем усложните задание — пусть ребенок марширует и выполняет односторонние подъемы левой руки и левого бедра, правой руки и правого бедра. После этого пусть снова выполняет упражнение перекрестно.
  7. Пальчиковые упражнения. Научите ребенка быстро двигать пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем по очереди другие пальцы (от указательного к мизинцу, потом в обратном направлении — от мизинца к указательному). Сначала пусть ребенок хорошо научится выполнять это упражнение одной и второй рукой, затем можно попробовать его сделать двумя руками одновременно.

Диагностика ММД

Диагностируется ММД с помощью нескольких способов. Чаще всего специалисты собирают анамнез, проводят физические и лабораторные исследования. С помощью анамнеза можно определить этиологию и обнаружить первичные симптомы. Подобные сведения в возрасте от 3 до 6 лет способствуют определению тяжести и запущенности синдрома. Говоря о физических исследованиях, особый акцент ставится на физиологии ребёнка, работе её рефлексов и их симметричности.

Полное обследование ребёнка школьного возраста не даст множества полезной информации, всё-таки главную роль в осмотре играет психологическая диагностика, позволяющая врачу понять, на каком уровне развития находится ребёнок и какова степень его заболевания. При обследовании большинство врачей пользуются проверенными и надёжными тестами Гордона или Векслера.

Крайне важно оценить состояние ЦНС. Оценка определяется с помощью исследований ЭЭГ, рео- и эхоэнцефалографии, нейоросонографии, компьютерной и магнитной томографии

В диагностике синдрома минимальной мозговой дисфункции немаловажную роль играют анализы, полученные при использовании КТ или МРТ.

Прогнозы и профилактика

Прогнозы специалистов для детей с ММД, как правило, положительные и благоприятные, ведь в крайне редких случаях детское заболевание перерастает в подростковый или даже взрослый возраст – зачастую заболевание и симптомы проходят в детстве. Психика в редких случаях нарушается при лечении. Профилактические мероприятия включают рациональное питание матери, отказ от вредных привычек, регулярное посещение женской консультации для мониторинга беременности и лечения сопутствующих патологий, полноценное обследование с целью выбора наиболее подходящего метода родоразрешения.

Лечение ММД у детей

Лечится ММД у детей комплексно, включая в себя, как педагогическое воздействие, так и психотерапевтическое. Помимо методов социальной коррекции, применяется лечение при помощи фармацевтических средств и физкультуры для развития тела, мышц, здоровья костей. Безусловно, самая важная роль отводится именно социальной коррекции, помогающей ребёнку адаптироваться в обществе и коллективе, а также излечить психологические симптомы болезни: замкнутость, отстранённость, эгоизм и так далее.

Из перечня важных для лечения ребёнка процедур и методик нельзя исключать важность родительского фактора. Большой акцент при ММД специалисты делают именно на микроклимат в семье ребёнка

Врачи рекомендуют родителям чаще прибегать к приёму «поощрения», то есть хвалить дитя за любой успех, как на школьных занятиях, так и в социуме; меньше использовать конструкции с применением слов «нет» и «нельзя».

Лучше уменьшить количество времени, проводимого за компьютером, телефоном, приставкой. Детям с ММД необходимы игры, в которых применяется внимательность, концентрация, активность, то есть стоит делать выбор в пользу чтения, пазлов, конструкторов, рисования. Это улучшит память, чтение, логику, письмо.

Не получится обойтись без фармацевтических препаратов, помогающих купировать отдельные симптомы. Назначаемые курсы прямиком зависят от степени, запущенности и симптомов заболевания. Могут применяться седативные, транквилизаторы, антидепрессанты. Помимо лекарств, часто прибегают к использованию массажей и ЛФК. Методично в лечение начинают вводить спортивные упражнения, влияющие на коррекцию движения, ловкости, физической формы. Ребёнок учится плавать, правильно бегать, кататься на лыжах, роликах, коньках.

О щели между полушариями

Щель между полушариями должна присутствовать, но ее размеры не могут превышать 3 мм. Если она немного увеличена, то можно говорить об анатомических особенностях развития ребенка.

На заболевание указывает состояние, когда межполушарная щель расширена и заполнена жидкостью. Нередко при этом у младенца диагностируют такие заболевания, как рахит, гидроцефалия или внутричерепное давление. Но на основе нейросонографии диагноз врачи не ставят, важна и клиническая картина. Данное состояние еще называют дилатацией. Иногда аномалия выявляется сразу в роддоме, случается и так, что родители обнаруживают подозрительные симптомы уже к 5-6 месяцу жизни ребенка.

На осмотре новорожденного доктор задаст родителям вопросы такого плана:

  1. Каков сон малыша, сколько часов в день, какие интервалы бодрствования и т. д.
  2. Частота срыгивания.
  3. Спокоен ли ребенок, не наблюдается ли у него истерик, которые продолжаются более 5 минут.
  4. Вопросы относительно рефлексов малыша, как он реагирует на изменение температуры, на световые вспышки, громкие звуки.
  5. Осмотр врачом ребенка на присутствие рахита, на болезнь могут указывать увеличенный родничок, широкий лоб и гладкий затылок со стертыми волосиками.

Нейросонография позволяет выявить нарушения в работе мозга, но результаты этого исследования необходимо правильно расшифровать.

Врач также измеряет окружность головы, что дает возможность заподозрить гидроцефалию, окрас кожного покрова, наличие мраморного рисунка, проверяет родничок, глазки на отсутствие косоглазия или синдрома Грефе (при нем у ребенка так закатываются глаза, что виден белок).

Стадии и классификация расстройства

Все детские когнитивные нарушения принято делить на:

  • Легкие нарушения. Снижение когнитивных функций не выражено и формально остается в пределах среднестатистической возрастной нормы или отклоняется от нее незначительно. Как правило, не вызывает затруднений в повседневной жизни и не заметно окружающим.
  • Умеренные когнитивные нарушения у ребенка. Наблюдается снижение интеллектуальных способностей по сравнению со среднестатистической возрастной нормой. Не приводит к существенным затруднениям в повседневной жизни, но заметно окружающим.
  • Тяжелые нарушения. Характеризуются существенным снижением когнитивных способностей, возникновением затруднений в различных видах деятельности, частичной или полной утратой навыков самообслуживания.

Современная классификация когнитивных нарушений основана на степени тяжести. Когнитивные нарушения у детей можно разделить на тяжелые, умеренные и легкие. К тяжелым когнитивным нарушениям относятся: умственная отсталость, олигофрения и деменция. В их основе, как правило, лежат генетические нарушения и пороки развития головного мозга. Перинатальные заболевания центральной нервной системы и физическая патология практически всегда сопровождаются легкими или умеренными когнитивными нарушениями. При неврологических заболеваниях с когнитивными нарушениями (эпилепсия, ДЦП, черепно-мозговая травма, нейроинфекция) выраженность когнитивных нарушений различна и зависит от формы основного заболевания, степени поражения мозга, возраста начала заболевания и эффективности лечения психотропными препаратами.

У детей, чаще мальчиков, также существует ряд неврологических заболеваний, характеризующихся легкими когнитивными нарушениями и сопровождающимися трудностями в обучении, поведении. К ним относятся синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), задержка языкового и психического развития, дислексия (нарушение чтения), дисграфия (нарушение письма), трудности счета и ухудшение памяти.

В настоящее время легкие когнитивные расстройства включены в МКБ-10 как:

  • Органическое легкое когнитивное расстройство.
  • Нарушение экспрессивной речи.
  • Расстройство рецептивной речи.
  • Задержка языкового развития вследствие социальной депривации.
  • Специфическое расстройство орфографии (нарушение способности к правописанию).
  • Специфическое нарушение чтения (дислексия).
  • Специфическое нарушение арифметических способностей (акалькулия).
  • Смешанное нарушение обучаемости.
  • Нарушение активности и внимания (СДВГ).
  • Гиперкинетическое расстройство поведения.

Классификация

Лобная доля включает несколько различных по своему функциональному назначению зон. От локализации поражения зависит преобладание того или иного лобного симптомокомплекса. Данный критерий лёг в основу используемой в клинической неврологии классификации, согласно которой лобный синдром подразделяется на:

  • Апраксический. Определяется при поражении премоторной коры. В клинической картине преобладают расстройства организации сложных движений и действий, вторично возникают нарушения артикуляции (дизартрия), акалькулия.
  • Апатико-абулический. Наблюдается при патологии конвекситальных зон префронтальной области. В клинике доминируют безынициативность, апатия, безволие (абулия). Характерно отсутствие интересов, желаний, неспособность инициировать какое-либо действие, направленное на удовлетворение элементарных потребностей.
  • Синдром психической расторможенности. Развивается при патологических процессах в медиобазальных отделах лобной доли. Типично расторможенное поведение без учёта социально-этических норм, логорея, беспечность, дурашливость, иногда — агрессивность.

Прогноз

Для всех детей с ММД прогноз благоприятный. По статистике, от 30 до 50% «перерастают» этот синдром и становятся полноценными членами общества.

Однако у некоторых детей последствия остаются на всю оставшуюся жизнь в виде различных комплексов и психо-эмоциональных отклонений, так как характер и психическое состояние взрослого человека «завязано» на детстве.

Такие люди могут в будущем стать нетерпеливыми, капризными, раздражительными или испытывать проблемы с адаптацией в новом коллективе.

Крайне важно именно в детском возрасте вылечить ребенка, так как взрослая психика практически не поддается терапии

Подготовка и способ проведения нейросонографии

Особой подготовки этот метод не требует. Во время проведения процедуры младенец должен быть сытым и не испытывать жажды. Если ребенок в это время уснул, то это даже приветствуется, так как необходимо, чтобы голова была неподвижна.

После того, как УЗИ головы младенца будет проведено, результат будет готов уже через 2 минуты.

Отправляясь на нейросонографию, не забудьте прихватить пеленку, чтобы подстелить ее под ребенка, а также бутылочку на случай затянувшейся процедуры. Перед походом на НСГ не смазывайте место родничка никакими кремами или мазями, даже если на это имеются показания. В противном случае датчик будет плохо контактировать с кожей, и ухудшится визуализация внутреннего изображения мозга.

Сама процедура в целом напоминает обычное УЗИ. Сначала малыша нужно уложить на кушетку, после этого датчик смазать гелем и начать сеанс нейросонографии.

Коррекция.

Современные методы коррекции детей с отклонением в психическом развитии разделены на два основных направления.

Первое — когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирования высших психических функций. Например: целенаправленная работа в сфере слухоречевой памяти, формирование счетных операций и т.д.

Второе — методы двигательной коррекции (моторной), или телесно-ориентированные методы. Попытки связать эти два направления чаще всего сводятся просто к суммации их (вводят в коррекционную программу когнитивные и двигательные методики). Опыт показывает, что результат не достигается, так как в современной популяции детей преобладают системные нарушения психических функций и разнонаправленный дефекты. В сложившейся ситуации оптимальным является системный подход к коррекции и абилитации психического здоровья детей, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в некотором иерархизированном комплексе.

В каких случаях необходима срочная консультация врача

К невропатологу нужно будет обратиться в скором времени, если у малыша присутствуют такие симптомы:

  • плохой сон;
  • если ребенок часто бывает сильно возбужденным;
  • его пугают резкие звуки, что приводит к плачу или крику;
  • сильная рвота фонтаном;
  • появилось косоглазие или различные размеры зрачков;
  • окружность головы увеличена больше нормы;
  • выпячивание и медленное зарастание родничка;
  • глаза навыкате или закатываются таким образом, что бывает виден только белок;
  • судорожное состояние, либо регулярные подергивания в области подбородка, рук или ног;
  • нередко идет кровь из носа;
  • кожный мраморный рисунок;
  • с изменением атмосферного давления ребенок становится беспокойным.

Увеличенная межполушарная щель у детей в этом случае требует определенного лечения.

Методы лечения и последствия

Лечение назначается в случае скопления жидкости в субарахноидальной полости.

Основу лечебных мероприятий составляют следующие действия:

  1. Назначение веществ, которые способствуют скорому выводу лишней жидкости из организма. Это необходимо, если в образовавшемся пространстве скапливается жидкость.
  2. Препараты с содержанием калия и магния. Чаще всего врачи назначают лекарство под названием «Аспаркам», он хорошо сочетается с диуретиками.
  3. Витамины группы В.
  4. При нехватке витамина Д в организме малыша, следует восполнить его при помощи лекарственных средств.

При явном увеличении субарахноидальной полости назначаются лечебные действия, которые прежде всего направлены на устранение основного заболевания.

Если врач утверждает, что такое состояние всегда сопровождается черепной гипертензией, то это не так. Для выявления этого заболевания понадобится дополнительное обследование. Порой ситуацию могут исправить массаж или электрофорез.

Если патология будет прогрессировать, это может привести к тяжелым последствиям. Велика вероятность задержки развития

Поэтому так важно как можно скорее начать лечение, если оно необходимо

Методы лечения и коррекции

Каждый отдельный случай ММД требует индивидуальный подход в лечении на основании клинической картины.

Терапия должна быть комплексной и включать в себя прием медицинских препаратов, психотерапию и приемы педагогики.

Медикаменты

В лечении применяются ноотропные препараты, которые снижают возбуждающее действие аминокислот на головной мозг (Пикамилон, Пирацетам, Пантогам). Для улучшения успеваемости и умственного развития используют Пирацизин и Глицин.

Возможно применение антидепрессантов и успокоительных средств (настойка валерианы, настойка пустырника, Диазепам). При энурезе применяется Адиуретин.

Психотерапия и педагогика

Для ребенка нужно создать благоприятные условия дома и за его пределами, чтобы он чувствовал себя комфортно. Родители и педагоги не должны воспринимать его поведение как эгоизм или капризность — это психическое расстройство, и ребенок в этом не виноват.

Однако нельзя потакать всем его прихотям, а приучать к дисциплине. Важен контроль над его жизнью, но так чтобы он этого не ощущал. Нельзя вдаваться в крайности и сильно ругать или наоборот жалеть ребенка. Во всем должна быть мера.

Внутри семьи следует избегать ссор и конфликтов, которые могут негативно сказаться на его состоянии.

Также нужно быть последовательным в воспитании и обучении и не переутомлять ребенка большим количеством заданий.

Предпочтение следует отдавать занятиям, требующим повышенной концентрации внимания, например, лепка из пластилина или рисование.

Полезным будет придерживаться режима, то есть ложиться спать, вставать и принимать пищу следует в одно и то же время. В то же самое время лучше избегать большого количества контактов с другими людьми — это утомляет ребенка и делает его более замкнутым.

Компьютер, телевизор и планшет снижают концентрацию внимания, однако есть специальные приложения именно для детей с ММД.

Также важно направлять куда-то избыток энергии у гиперактивных детей. Для этого можно записать ребенка в бассейн, в секцию футбола или другого активного вида спорта

Физкультура пойдет на пользу в любом случае. Параллельно рекомендуется водить ребенка к детскому психологу, который будет контролировать состояние пациента и помогать в его лечении.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: