Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием

Часто задаваемые вопросы

Как понять, что у ребенка дизартрия?

Первые признаки можно заметить в возрасте 3-х лет. У ребенка с дизартрией часто наблюдается задержка речевого развития, речь невнятная, неразборчивая и замедленная, многие звуки искажены. Часто возникают трудности с жеванием твердой пищи.

Какие препараты назначают при дизартрии?

Медикаментозное лечение является скорее вспомогательным методом, применяется при неврологических заболеваниях, ДЦП. Ноотропы и нейропротекторы стимулируют работу определенных зон мозга, отвечающих за развитие речи, усиливают эффект массажа и физиотерапии.

Когда ставят диагноз дизартрия?

Правильный диагноз можно поставить только после комплексного обследования. Кроме стандартных методов УЗИ, КТ и МРТ, пациенты проходят логопедическую диагностику из нескольких этапов. В большинстве случаев окончательный диагноз ставят в возрасте 5 лет.

Последствия, прогнозы, профилактика

Каких-то ярких и серьезных последствий и осложнений дизартрия не имеет. С прогрессированием патологии может развиться анартрия, в результате которой больной не сможет вообще произносить звуки. К тому же патология сопровождается сильным психологическим дискомфортом, который может отрицательно сказаться на психологическом состоянии пациента.

Что касается прогнозов, то принимая во внимание полиморфичность заболевания, то лучше всего подается логопедической коррекции именно стертая форма недуга. Если говорить о формах, которые провоцируют мозговые нарушения, то как правило, такие патологии лечению практически не поддаются и остаются на всю жизнь

Прогноз целиком и полностью зависит от формы заболевания, степени ее развития, возраста пациента, терпения и соблюдения всех врачебных рекомендаций.

Профилактических мероприятий по поводу дизартрии конечно нет. Однако, если при вынашивании ребенка, мать переболела инфекционными заболеваниями, были родовые травмы или прочие проблемы, которые могут спровоцировать дизартрию, необходимо более внимательно следить за психофизиологическим развитием ребенка. Кроме того, желательно не допускать патологического влияния психологических или физических факторов.

С детьми, которые имеют высокий риск развития дизартрии необходимо больше разговаривать, отвечать на их гуление, стимулировать лепет

Очень важно в раннем возрасте развивать хватательные движения, давать детям игрушки разной формы – в общем стараться развивать мелкую моторику

Детям постарше надо обязательно читать вслух книжки, описывать картинки (самим и просить сделать это ребенка). При обнаружении первых симптомов дизартрии, нужно сразу же вести ребенка на прием к невропатологу и логопеду.

Инновационные технологии диагностики и коррекции дизартрии

https://youtube.com/watch?v=zTB4jmeensA

Денисова К.Л. Применение зондозаменителей при коррекции дизартрии

Комплекс артикуляционной гимнастики при дизартрии

Дизартрия. Как укрепить кончик языка при дизартрии?

Постановка звуков при дизартрии. Как поставить звук Ц при дизартрии?

Логопедический массаж, Архипова Е. Ф.

Лекция по логопедии ч.1

Дизартрия.NET

Коррекция звукопроизношения при дизартрии

Дизартрии — эффективное решение

Логопед-дефектолог .Фрагменты занятий.Дизартрия.

Занятие с ребенком, заболевание Дизартрия

Инновационные технологии диагностики и коррекции дизартрии

Денисова К.Л. Применение зондозаменителей при коррекции дизартрии

Комплекс артикуляционной гимнастики при дизартрии

Дизартрия. Как укрепить кончик языка при дизартрии?

Постановка звуков при дизартрии. Как поставить звук Ц при дизартрии?

Логопедический массаж, Архипова Е. Ф.

Лекция по логопедии ч.1

Дизартрия.NET

Коррекция звукопроизношения при дизартрии

Дизартрии — эффективное решение

Логопед-дефектолог .Фрагменты занятий.Дизартрия.

Занятие с ребенком, заболевание Дизартрия

Симптомы стертой дизартрии

Основной спектр проблем касается артикуляционного аппарата.

У ребенка может быть выявлены:

  1. Проблемы с произношением звуков, их замена, смешение, искажение. Самый распространенный симптом — проблемы со свистящими и шипящими, также дети упрощают слова и опускают звуки в сочетании согласных.
  2. Нарушенная просодика. Наблюдается заметный недостаток в выразительности, эмоциональности речи, тембр нарушен, голос тихий и монотонный, возможно произношение «в нос», ослаблен речевой выдох.
  3. Паретичность артикуляционных мышц, при которой язык малоактивен, кубы расслаблены даже во время речи, уголки губ опущены.
  4. Мышечная эластичность. Она влечет за собой скудность мимики, напряженность лицевых мышц, толстый, малоподвижный язык, прижатую к деснам верхнюю губу.
  5. Гиперкинезы, симптомом которых служат дрожание при нагрузках языка и голосовых связок. Наблюдается в большинстве случаев в сочетании с повышенным мышечным тонусом артикуляционного аппарата.
  6. Апраксия, что означает затруднения артикуляции и переключение от одного движения ее аппарата к другому при речи.

Также может наблюдаться повышенное слюноотделение во время речи, а при логопедической гимнастике специалист может заметить отклонение языка от средней линии.

Существуют и другие симптомы. Так, у детей с дизартрией зачастую есть сложности с мелкой моторикой, они с большим трудом застегивают пуговицы, не любят рисовать или собирать конструктор. Отмечается также вялость, апатичность ребенка или напротив, его чрезмерная активность и возбудимость.

Описание патологии, отличие стертого вида

Лечение стертой дизартрии

Чтобы избавиться от речевых нарушений, вызванных стертой дизартрией, потребуется комплексное лечение. В зависимости от стадии задействуются следующие терапевтические мероприятия:

  • коррекционные занятия с логопедом;
  • прием ноотропов, других медикаментов, назначенных психоневрологом;
  • массаж;
  • дыхательная гимнастика;
  • лечебная физкультура.

По возможности рекомендуется прибегать к лечебным ваннам, бассейнам. Занятия с логопедом показаны длительные, от одного года.

Длительность терапии зависит от степени запущенности болезни, сопутствующих нарушений. Медикаментозное лечение отсутствует, поскольку дизартрия ему не поддается. Назначаются лишь вспомогательные средства для нормализации работы пораженных участков ЦНС.

Лечение дизартрии

Лечение требует комплексного подхода. Занятия с логопедом, выверенная медикаментозная схема, физиотерапия, артикуляционная гимнастика – все это позволяет добиться хорошего результата.

Лекарственные средства подбираются в зависимости от конкретной формы заболевания. Врачи используют:

  • ноотропы (энцефабол, пикамилон) для стимуляции работы головного мозга и улучшения памяти;
  • седативные средства (персен): стабилизируют работу нервной системы, снимают излишнее напряжение;
  • блокаторы кальциевых каналов (циннаризин, глиатилин): улучшают кровообращение в головном мозге, увеличивают поступление кислорода и питательных веществ;
  • средства для ускорения метаболизма (актовегин): улучшают обмен веществ в ЦНС.

При необходимости применяются препараты других групп. Дозировка, сочетание средств и схема приема подбираются в индивидуальном порядке.

Занятия с логопедом – это длительный процесс, направленный на стимуляцию мелкой моторики и разработку мускулатуры, необходимой для произношения звуков. Комплекс включает в себя:

  • арикуляционную гимнастику;
  • упражнения для развития мелкой моторики (особенно актуальны для детей);
  • дыхательные упражнения;
  • восстановление навыков письма и чтения;
  • коррекцию выразительности речи.

Дополнительный эффект оказывают:

  • лечебная физкультура (стабилизирует кровообращение в головном мозге и улучшает дыхательную функцию);
  • общеукрепляющий массаж;
  • логопедический массаж: разминание языка, губ, неба, щек для укрепления артикуляционного аппарата;
  • физиотерапия: магнитотерапия, лазерное воздействие, лечебные ванны и аппликации;
  • лечение на курортах, бальнеотерапия и т.п.

Если дизартрия спровоцировано каким-либо заболеванием, процесс его лечения идет параллельно.

Стадии заболевания

В зависимости от сложности речевых дефектов, дизартрию в логопедии условно делят на несколько стадий:

  • Первая стадия — дефекты практически незаметны в разговоре, впервые появляются в возрасте 1−2 года. При правильной и длительной работе с логопедом их удается полностью скорректировать к 5 годам.
  • Вторая стадия — невнятная речь мешает ребенку полноценно общаться с окружающими, но остается относительно разборчивой. Появляются психологические проблемы, меняется поведение. Нередко у детей диагностируют синдром дефицита внимания и гиперактивность.
  • Третья стадия — окружающие плохо понимают речь, ярко выражены неврологические нарушения, проблемы с мелкой моторикой рук. Заметна неуклюжесть походки и движений, нередко слабо развита память, логическое мышление.
  • Четвертая стадия — наиболее тяжелая степень дизартрии, при которой речь ребенка или взрослого не понимают даже близкие люди. Иногда речевая функция полностью исчезает.

Эффективность коррекции речи и лечения дизартрии напрямую зависит от стадии заболевания.

Преимущества клиники

Современная многопрофильная клиника «Энергия здоровья» — это качественные медицинские услуги по доступной цене. Каждый пациент может рассчитывать на:

  • прием по предварительной записи без длительного ожидания в очереди;
  • вежливое и тактичное обращение со стороны персонала;
  • помощь врачей широкого и узкого профиля;
  • консультации зарубежных специалистов при необходимости;
  • полный спектр лабораторной, инструментальной и функциональной диагностики;
  • современные комплексные подходы к назначению лечения;
  • медицинское наблюдение на протяжении терапии, коррекцию лечения при необходимости;
  • полноценную реабилитацию с использованием физиотерапии, массажа, ЛФК и т.п.;
  • выдачу необходимых справок и заключений;
  • комфортабельный стационар дневного пребывания.

Дизартрия лишает человека возможности быть понятым окружающими. При первых признаках «каши во рту» не тяните с обращением к специалисту, записывайтесь на прием в «Энергию здоровья».

Причины

Подавляющее большинство случаев дизартрии регистрируется в детском возрасте и нередко является врожденной патологией, вызванной следующими проблемами:

  • ДЦП;
  • выраженный токсикоз и гестоз во время беременности;
  • нехватка кислорода во время внутриутробного развития;
  • резус-конфликт;
  • заболевания матери во время беременности;
  • тяжелые роды, родовые травмы, асфиксия новорожденных;
  • желтуха новорожденных;
  • недоношенность.

В число причин приобретенной дизартрии входит:

  • инфекционное поражение головного мозга и его оболочек (энцефалит, менингит);
  • тяжелые гнойные формы отита;
  • черепно-мозговые травмы;
  • опухоли головного мозга;
  • острые или хронические нарушения мозгового кровообращения;
  • кровоизлияния в головной мозг;
  • аутоиммунные поражения;
  • болезнь Паркинсона;
  • тяжелые интоксикации;
  • рассеянный склероз;
  • хирургические вмешательства на головном мозге или костях черепа;
  • злоупотребление алкоголем или наркотиками;
  • сифилитическое поражение центральной нервной системы и т.п.

Нередко дизартрия возникает после длительной комы, возникшей после тяжелой травмы, отравления или обширного инсульта.

Симптомы стертой дизартрии

Пациенты со стертой дизартрией подразделяются на три группы в зависимости от степени нарушения речевого развития:

1)    Пациенты способны общаться, но испытывают трудности с восприятием и использованием предлогов и сложных глаголов. Речевая связь хорошая, словарный запас соответствует возрасту. Затрудненное произношение сложных слов. Могут иметь проблемы с ориентацией в пространстве.

2)    Ошибки в произношении звуков и недоразвитие интонационных навыков, а также проблемы с фонематическим восприятием. Ошибки в произношении похожих фонем и слов. Словарный запас недостаточен для возраста. Затрудняется составление слов и согласование частей речи в предложениях.

3)    Выраженные проблемы с речью и фонематическими навыками. Низкий словарный запас. Затруднения с образованием слогов. Нарушение грамматических норм.

Эта условная классификация необходима для разделения детей в дошкольных и школьных учреждениях и проведения необходимой терапии.

Степени

Помимо неврологической классификации патологии, есть еще логопедическая.

Она основывается на понимании речи ребенка окружающими и имеет несколько степеней:

  • К I степени относится стертая форма дизартрии. Дефекты могут быть выявлены только путем специального исследования.
  • При II степени речь остается понятной, но ее дефекты заметны всем.
  • Речь детей с III степенью понятна только родителям, знакомым. Посторонние понимают частично, то, о чем говорит малыш.
  • При IV степени речь ребенка полностью отсутствует или ее не могут понять даже родители.

Важно! Разные формы дизартрии начинают проявляться по-разному. Поэтому каждый конкретный случай требует индивидуальное лечение и подход.

Симптомы стертой дизартрии

Последствия

Деткам, которых расстройство настигло в раннем возрасте, оно грозит не только нарушением произношения, но и понимания обращенной к ним речи. Они начинают говорить позднее других детей. По мере взросления, учитывая дефекты произношения и сниженную способность улавливать на слух новые слова, у них формируется довольно скудный словарный запас. Отсутствует также способность к словообразованию и изменению слов, страдает грамотность.

В школе у детей появляются сложности с усвоением учебной программы. Кроме того, развивается дисграфия. В начальных классах они с трудом осваивают письмо. Встречается так называемое зеркальное написание букв, одни буквы заменяются другими.

В старших классах в письме отмечаются ошибки с нарушением структуры предложения. Отмечаются пропуски отдельных слов или неуместные вставки, неправильное использование предлогов, приставок. Несколько слов сливаются в одно. Порой обнаруживаются обрывки, недописанные окончания. Буквы, схожие в написании, замещаются друг другом.

Почерк у таких подростков плохой, неаккуратный, в тексте присутствует много исправлений. Особые трудности возникают в написании диктантов. Страдает чтение: оно ошибочное и медленное. 

Учитывая такие особенности в обучении, нередко эти дети имеют трудности с успеваемостью. С другой стороны, искаженная речь у подростков становится причиной развития комплекса и недооценки себя. Такие дети могут испытывать насмешки и издевательства со стороны сверстников. На этой почве они замыкаются в себе, в дальнейшем доходя до полной социальной изоляции. Ощущение своей неполноценности становится поводом к развитию депрессивного состояния.

Многие подростки, даже со стертыми дизартрическими дефектами, сталкиваются с проблемой выбора профессии. Существуют такие сферы деятельности, где подобные нарушения являются недопустимыми. Так, военные училища, факультеты иностранных языков, журфаки становятся для таких подростков недосягаемыми. Нередко случается, что они бегут в срочном порядке к логопедам для исправления дефекта.

В легкой форме стертая дизартрия не препятствует обучению ребенка в школе и не отражается на его успеваемости. Если дизартрия была приобретена в подростковом возрасте, то страдает исключительно произношение. Письмо, словарный запас сохраняются на прежнем уровне.

Патология выявляется в процессе логопедического обследования, после исследования артикуляции, мимических мышц, речевого дыхания, моторики, просодической и фонематической стороны речи. Проверяется грамматика и лексический запас.

Для подтверждения диагноза необходим и неврологический осмотр, инструментальные и лабораторные исследования.

Стертая дизартрия, даже с минимальными проявлениями, требует своевременной коррекции, поскольку в будущем может строить некоторые препятствия для самореализации личности. Лечение проводится с использованием физиотерапевтических методов, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, коррекции речевых расстройств. Обязательным является использование техники логопедического массажа.

Формы дизартрии

Симптомы дизартрии различаются в зависимости от формы ее проявления. В соответствии с синдромологическим подходом и принципом локализации в неврологии выделяют пять форм дизартрии, отличающихся по причинам возникновения и признакам, по которым можно обнаружить патологию.

Бульбарная — Поражение ядер черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, подъязычного, блуждающего),
а также лицевого, тройничного (в продолговатом мозге).

Псевдобульбарная — Поражение корково-ядерных проводящих путей.

Экстрапирамидная / подкорковая — Поражение подкорковых ядер головного мозга.

Мозжечковая — Поражение мозжечка и его проводящих путей.

Корковая — Очаговые поражения коры головного мозга.

Лечение в клинике «Энергия здоровья»

Клиника «Энергия здоровья» предлагает каждому пациенту комплексное лечение дизартрии любой формы и степени. Опытные специалисты работают в команде, дополняя друг друга. Мы предлагаем:

  • полную диагностику на современном оборудовании;
  • консультации опытных специалистов: неврологов, логопедов, оториноларингологов и т.п.;
  • назначение современных препаратов для коррекции дизаритрии;
  • общеукрепляющий и лечебный массаж;
  • физиотерапию при наличии показаний;
  • ЛФК и мануальную терапию при необходимости;
  • организацию санаторно-курортного лечения;
  • обучение родственников правилам развития речи, массажа и гимнастики.

Классификация

Осложнения

При стертой форме дизартрии у детей возникают трудности с успеваемостью, проблемы с учебой. Они не могут пересказывать тексты, не умеют правильно записывать буквы, делают многочисленные ошибки.

Не менее тяжелая проблема — неспособность общаться со взрослыми или сверстниками. Отсутствие четко поставленной речи ухудшает социализацию, становится причиной психологического дискомфорта, комплексов и неуверенности в себе у подростков.

В детском возрасте дизартрия хорошо поддается коррекции с помощью современных методик. Поэтому обращение к врачу на ранней стадии — это возможность сделать проблему менее заметной, предотвратить развитие психологических комплексов.

Коррекция дизартрии — сложный процесс, который необходимо доверить опытным специалистам. 

У многих больных также наблюдаются признаки невроза, депрессии, апатичное состояние, требующее профессиональной помощи психотерапевта или психолога.

Регулярная работа с опытными психологами восстанавливает эмоциональное равновесие, избавляет от невроза, комплексов, облегчает процесс социализации пациента.

Диагностика

Виды и степени

Классификация дизартрии основана на локализации патологического очага, который определяет выраженность тех или иных симптомов. Различают следующие виды патологии:

  • бульбарная: связана с поражением нервных ядер в продолговатом мозге;
  • псевдобульбарная: возникает при патологии нервных волокон, отвечающих за проведение импульсов от коры к ядрам черепно-мозговых нервов;
  • экстрапирамидная (подкорковая): нарушена работа подкорковых ядер;
  • мозжечковая: возникает при патологии мозжечка и нервных волокон, идущих от него;
  • корковая: патологические очаги формируются непосредственно в коре головного мозга.

В зависимости от тяжести патологии различают 4 степени заболевания:

  • первая (стертая): проблемы с произношением звуков обнаруживаются только в процессе обследования у логопеда;
  • вторая: дефекты произношения хорошо заметны окружающим, но речь пациента остается понятной;
  • третья: звуки изменены до такой степени, что больного понимают только близкие родственники, контактирующие с ним постоянно;
  • четвертая: речь невозможна или представляет собой непонятный набор звуков.

Классификация дизартрии

В зависимости от основной причины патологии, выделяют следующие формы дизартрии:

  • врожденная — диагноз ставят ребенку до года;
  • приобретенная — чаще диагностируют у взрослых людей после мозгового кровоизлияния или тяжелой черепно-мозговой травмы.

В зависимости от поражения структур мозга нервной системы врачи выделяют следующие виды дизартрии:

  • Бульбарная дизартрия — поражаются языкоглоточный, блуждающий и подъязычный нерв. Мышцы артикулярного аппарата ослаблены, речь замедленная. У ребенка наблюдается слабая невыразительная мимика.
  • Подкорковая экстрапирамидная дизартрия — поражаются подкорковые узлы мозга. Часто возникают непроизвольные мимические спазмы, повышается тонус мышц речевого аппарата.
  • Мозжечковая дизартрия — возникает на фоне органических заболеваний мозжечка или нервной системы. Речь у больного резкая, без плавных и легких переходов от слова или предложения.
  • Корковая дизартрия — при диагностике врачи наблюдают на снимках КТ поражение нижней части коры головного мозга. Для таких детей характерно пропускание сложных звуков, рваная речь.
  • Псевдобульбарная дизартрия у детей — тяжелая форма возникает при врожденном поражении корково-ядерных путей. Дефект плохо поддается коррекции даже при продолжительной работе с логопедом. Мышцы артикуляционного аппарата остаются непослушными при выполнении гимнастики или массажа, речь невнятная.

Наиболее распространенный вид патологии — стертая форма дизартрии. На нее приходится более 50% всех случаев.

Это легкая степень расстройства с нечеткой артикуляцией, искажением определенных звуков, снижением выразительности речи. 

Диагностика проблемы

Обследование пациентов со стертой дизартрии осуществляется не только логопедом, но и неврологом. Неврологическое обследование напрямую зависит от того какой клинический диагноз имеется у пациента. Очень важным и информационным обследованием является электрофизиологическое исследование – электронейрография, электроэнецефалография и прочие. Также показано МРТ головного мозга.

При логопедическом обследовании проводится оценка нарушения речи. Кроме того, специалист изучает строение артикуляционного аппарата и прочих показателей.

Если исследование проводится в уже зрелом возрасте, то проводят исследование письменной речи – переписывание текста, чтение, написание текстов под диктовку и прочие.

Диагностика заболевания

Диагностикой дизартрии занимаются неврологи и логопеды. Для точной постановки диагноза назначаются следующие обследования:

  • подробный опрос с выявлением основных жалоб, времени и обстоятельств их возникновения; сбор сведений о перенесенных травмах и заболеваниях, наличии хронической патологии;
  • неврологический осмотр с обязательной оценкой состояния мышц глотки, качества нижнечелюстного и глоточного рефлексов;
  • логопедические тесты для оценки речевых нарушений;
  • осмотр ЛОРа при гнусавости голоса (для исключения других причин появления этого симптома);
  • общие анализы и обследования для оценки состояния организма: общий анализ крови и мочи, тесты на базовые инфекции и гормоны, ЭКГ;
  • электронейромиография: оценка проведения нервного импульса по нервным волокнам и мышцам, а также качества реакции мускулатуры на стимуляцию;
  • транскраниальная магнитная стимуляция: воздействие на кору головного мозга магнитным излучением для оценки возбудимости отдельных нейронов и коры, в целом; позволяет оценить работы центров речи и зрения, способности воспринимать информацию и т.п.;
  • электроэнцефалография: регистрация электрических импульсов, возникающих в процессе работы головного мозга; позволяет выявить ряд патологических процессов;
  • МРТ головного мозга: позволяет выявить абсцессы, очаги некроза после инсульта, признаки нехватки кислорода, опухоли и другие патологические образования.

При необходимости назначаются дополнительные тесты и консультации для исключения иных причин возникшей симптоматики.

Моторика детей и проблемы ее исследования при стертой дизартрии

Стертая дизартрия имеет ярко выраженную тенденцию к росту и развитию в современном мире. Расстройства данного типа имеют легкую степень выраженности, обуславливая сложность диагностирования заболевания и его поздний временной период.

Функционирование речевого аппарата неразрывно связано с развитием моторного аппарата ребенка

Поэтому на моторику кистей и пальцев рук ребенка и артикуляционные возможности ребенка необходимо обращать внимание

Что касается моторных функций детей со стертой дизартрией, то они имеют следующие особенности:

  1. Быстрая утомляемость детей при сильных нагрузках из-за ограниченности объема движений;
  2. Малоподвижность и скованность движений;
  3. Медленный темп выполнения движений;
  4. Проявление гиперактивности, непрерывной подвижности, беспокойства, выполнение лишних движений;
  5. Трудности в выполнении произвольных двигательных актов;
  6. Неустойчивость детей. например, ребенок оказывается неспособным пройти или попрыгать на одной ноге;
  7. Неловкость детей;
  8. Невозможность подражать движениям других людей;
  9. Отставание в темпе занятий по физической культуре и на музыке;
  10. Поздний возрастной период овладения навыками самообслуживания. Это касается застегивания вещей, завязывания шнурков, шарфов;
  11. Проявление моторных затруднений в рисовании и выполнении различных поделок;
  12. Затруднения при выполнении пальчиковой гимнастики детьми;
  13. Не заинтересованность сбором конструкторов, мозаики, игрой с мелкими игрушками;
  14. Наличие трудностей с выполнением заданий на выполнении каких-либо одновременных движений;
  15. Напряженность пальцев рук, неспособность удержать их в согнутом состоянии. Дети достаточно просто сгибают пальцы в последовательной вариации, но с трудом могут выполнить те же сгибания произвольно.

Моторные функции у детей со стертой дизартрией проявляются в разной степени. У одних детей они могут быть связаны с нарушениями координации и двигательной активности, а у других, доходить до сбоев в удержании рук и ног в статическом положении или нарушений в выполнении динамических движений произвольного характера.

Стертая дизартрия у детей – что это?

Нарушения фонетики и просодики могут быть вызваны неполномасштабными изменениями иннервации мышц, управляющих органами артикуляции. Такие нарушения приводят к размытой дизартрии у маленьких детей, которая проявляется нечетким произношением и нередко затрудненной передачей звуков. Эта патология, хотя и не является слишком выраженной, требует лечения. Если не обратить внимания на симптомы и не начать лечение, они могут усиливаться, что может привести к нарушениям восприятия речи и затруднениям с чтением и письмом.

Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста – что это вообще значит?

В логопедии под стертой дизартрией подразумевается патология речи, при которой искажаются фонетические и просодические элементы из-за органического поражения головного мозга. Обнаружить эту патологию у ребенка можно только после достижения им 5-летнего возраста. Лечение состоит из длительного и комплексного курса, включающего медикаментозную терапию и логопедические занятия. Подход к лечению у каждого пациента индивидуален, поэтому нет единой схемы лечения.

Возможные причины патологии:

    Задержка эмбрионального развития из-за недостаточного поступления кислорода через плаценту;

    Резус-конфликт между матерью и эмбрионом;

    Тяжелое протекание беременности, такие как токсикоз, высокое кровяное давление, диабет, патологии почек у беременной женщины;

    Беременность, в которой женщина была инфицирована вирусными болезнями, такими как гепатит, герпес, токсоплазмоз, цитомегалия;

    Сложные роды, включая длительное нахождение плода в матке без воды, недолгую асфиксию, применение вакуумных аппаратов или щипцов для ускорения родов;

    Органические поражения головного мозга в раннем детском возрасте, вызванные менингитом, энцефалитом или другим инфекционным заболеванием (риск возникновения недуга увеличивается у младенцев, которые реагируют на введение вакцин с неправильной реакцией).

Если ребенок подвергался хотя бы одному из этих факторов, ему обязательно назначают детского невролога. Если через год наблюдений у ребенка нет признаков поражения головного мозга, его снимают с медицинского учета. Если же замечаются подозрительные симптомы, контроль продолжается.

Преодоление дизартрии

Исправление у детей дизартрии предполагает комплексный подход, т.е. совместные усилия логопеда, невропатолога, психолога.

Невропатолог обеспечивает медицинское наблюдение (назначает медикаментозное лечение, ЛФК, массаж и др.); психолог обеспечивает развитие познавательной и эмоционально-личностной сторон психической деятельности; логопед занимается коррекцией всех сторон речи ребенка.

Внимательные родители могут заметить нарушение речи у своих детей уже в раннем возрасте. Это позволит своевременно обратиться к нужным специалистам и помочь ребенку преодолеть его проблемы.

В раннем периоде развития ребенка эти нарушения проявляются следующим образом:

В грудном возрасте, из-за пареза мышц языка, губ, затруднено грудное вскармливание — к груди прикладывают поздно (3-7 сутки), отмечается вялое сосание, частые срыгивания, поперхивание. Часто ребенку трудно жевать твердую пищу, полоскать рот.

На раннем этапе развития речи у детей может отсутствовать лепет, появляющиеся звуки имеют гнусавый оттенок, первые слова появляются с опозданием (к 2-2,5 годам).

При дальнейшем развитии речи грубо страдает произношение практически всех звуков.



Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77, а так же заполнив форму ниже.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: