Задержки речевого развития

Задержка речевого развития у детей: обследование и коррекционные занятия в набережных челнах

Этапы развития речевых навыков

На протяжении первого года жизни речь ребенка стремительно прогрессирует. Новорожденные дети еще не способны произнести какие-либо звуки, но зато прекрасно умеют сообщать окружающим о своих потребностях с помощью плача. Плач – самый первый и естественный способ общения крохи с родителями и другими людьми.

Возраст ребенка Речевые навыки
2 месяца Время появления первых звуков. Малыш начинает не только вокализировать, но и реагировать, когда с ним беседуют – например, улыбаться или радоваться, видя родителей.
3-6 месяцев Начало гуления, повторения одних и тех же звуков, визга и смеха. В этом возрасте малыш внимательно следит за движением губ и пробует скопировать.
6-9 месяцев К звукам добавляются слоги и сочетания разных звуков, не носящих смысловой нагрузки, однако подобный лепет играет важную роль в доречевом развитии.
9-10 месяцев Формируется понимание речи взрослых, появляются первые слова. Лепет становится мелодичным, с разными интонациями и высотой звучания.
12-14 месяцев Осмысленное произношение как минимум 2 слов, выполнение простых словесных указаний и узнавание привычных предметов.
1,5-2 года Быстро развивается понимание речи окружающих, растет словарный запас, появляются первые фразы. В этот период клетки мозга готовы к усвоению слов и соединению их во фразы.
3 года Усвоение грамматики родного языка. Замедление темпа формирования речи.

Возраст появления первых слов колеблется с 9 месяцев и до года и 3 месяцев. У мальчиков это происходит обычно позже, чем у девочек.

Когда ребенку исполняется полтора года, важно, чтобы он был обеспечен достаточным объемом речи, которой можно подражать – вот почему родителям стоит следить за тем, насколько правильно и красиво они говорят с малышом. При достаточной пассивной базе кроха скоро переходит к самостоятельному разговору.

ЗРР: симптомы и причины

Суть данной речевой задержки в том, что ребенок осваивает устную речь позднее, чем большинство детей в возрасте до 3-х лет. Симптомами такого недуга являются долгий процесс накапливания пассивного словаря из двух языков (1 этап вхождение в двуязычия), позднее разделение языков (этап языкового “эквивалента”), очень маленький и неправильно сформированный активный словарный запас из двух языков, не полностью сформированная экспрессивная речь, отсутствие внятной и четкой речи. Ребенок вяло реагирует на разговоры и звук, не пытается их повторить (в возрасте до 1 года), у него низкая разговорная и звуковая активность, он плохо составляет простые фразы (2,5-3 года) или же собственная речь вовсе отсутствует.

Фактически, ребенок немного медленнее осваивает язык. Это может касаться всех компонентов разговора: фонетического, грамматического, лексического на всех этапах во вхождение в двуязычие. ЗРР крайне негативно сказывается на развитии психики. Поэтому, очень часто вместе с ЗРР врачи диагностируют и задержку психического развития – ЗПРР – задержку психо-речевого развития.

Однако следует помнить, что ЗПРР – это не патологические изменения в структуре разговорного или психических механизмов, поэтому оно поддается коррекции, и ребенок, при правильной работе, может полностью избавиться от проблемы.

Причинами подобных проблем могут быть перенесенные в раннем возрасте инфекции, которые способны вызвать изменения в деятельности мозга ребенка, травмы, болезни и интоксикации у матери во время беременности, родовые травмы. Точно так же влияет на ребенка и окружающий его социум. При правильном воспитании речевой культуры подобных проблем у детей не наблюдается. Родителям необходимо правильно постоить всю систему общения с ребенков, особенно в ситуации нескольких языков в семье (метод “один родитель-один язык”). Поэтому при обращении родителей, диагностика проводится рядом специалистов – педиатром, логопедом, психологом, неврологом и т.д.

Некоторые специалисты выдвигают мнение о том, что такого рода проблемы, возникают чаще в семьях с билингвизмом, так как ребенок просто не понимает какому языку ему учиться и поэтому плохо осваивает оба.

Но не следует забывать о том, что основными причинами появления отклонений речи, являются органические поражения. Если речевой аппарат неправильно развит или сформирован, дополнительная нагрузка в виде двуязычия, является скорее катализатором, но никак не основной причиной проблемы. Ряд ученых выдвигает теорию о том, что двуязычие, наоборот, оказывает позитивное влияние на развитие ребенка, так как его мозг работает более активно и в нескольких направлениях сразу. Без сомнения, освоение нескольких языков с раннего возраста, связано с рядом определенных трудностей, и этапов формирования двуязычного ребенка (этап “смешения двух языков”, этап “отказа”, этап “молчания” и т.д.). Поддержка двух или нескольких языков в семье является сложной и долгой работой как родителей, так и для самих детей

Но при должных условиях и осведомленности в этом процессе, у детей формируется более гибкое мышление, внимание и способность в овладении несколькими языками сразу (сбалансированное двуязычие)

Стоит учитывать, что в процессе онтогенеза (развития), все дети допускают речевые ошибки, так как только учатся правильно разговаривать и понимать других людей на двух разных языках

Поэтому важно отличать симптомы органических речевых нарушений от формирования двуязычия и усвоения одного из языков – процесс интерфиренции

Еще одной особенностью является то, что любое нарушение речи у двуязычного ребенка, должно быть диагностировано в обоих языках. В противном случае – это просто неправильное усвоение и изучение второго, “слабого” языка.

Двуязычие – непростой путь. Это не просто владение несколькими языками, это чувство принадлежности к нескольким культурам, ментальностям. Такие дети всегда овладевают речью, преодолевая больше преград, чем монолингвы. Но это не значит, что такие условия приводят к обязательным нарушениям или отклонениям в разговоре. Наоборот, верно построенное освоение языка и культуры формирует многогранную и развитую личность.

Как проявляется задержка развития речи

Внимательные родители смогут понять, что формирование связной речи у их ребенка задерживается, по следующим признакам:

  • У ребенка небольшой словарный запас. В активе всего 2-3 десятка слов, многие из которых еще не являются по-настоящему словами, а представляют собой скорее устойчивые звуки или слоги («ба» — бабушка, «куп» — купаться).
  • Пассивный запас слов также невелик. Ребенок не может показать названные предметы и сам не знает названий частей своего тела и предметов домашнего обихода. Не может выполнить простые просьбы (принести, унести).
  • Речь состоит только из перечислений предметов и каких-либо действий. Слова при этом не связываются в предложения.
  • Произношение невнятно, а значимых слов так мало, что понять малыша могут только близкие или иногда только мама.

Как правило, в 3 года дети уже довольно активно строят предложения из нескольких слов, хорошо знают названия различных предметов и охотно беседуют на различные темы. С интересом играют в игры, выполняют несложные просьбы и, радостно узнавая знакомые строки стишков или сказок, договаривают их за взрослыми.

Если у ребенка есть признаки ЗРР, необходимо обязательно показать его специалисту. Чем раньше начнется лечение, тем быстрее будут преодолены проблемы. Не следует слушать мнения, что до 4-5 лет к логопеду обращаться рано. Возможно, не все специалисты берутся за лечение двухлеток, однако вы обязательно сможете найти такого. К примеру, в нашем центре занятия проводятся с совсем маленькими детишками — от полутора лет.

Особенности лечения ЗРР

Лечение этой патологии требует комплексности, особенно, если речь идет о возникновении проблемы на фоне социальных предпосылок. Основными составляющими терапии являются массаж, лекарственное лечение, физиопроцедуры, коррекционные занятия с дефектологом и логопедом.

Родителям в этом случае следует набраться терпения, поскольку положительного результата можно добиться не сразу. Мамам нужно помнить, что эффективность всех этих методов лечения напрямую зависит от их совместных усилий с малышом. Положительные эмоции, дружественная атмосфера в семье — это основные составляющие успешного овладения речью.

Лекарственные препараты

Все препараты должны приниматься ребенком строго по назначению врача. Самолечение может нанести малышу только вред. Как правило, в этом случае детские неврологи выписывают малышам препараты, стимулирующие речевые зоны головного мозга — Глиатилин, Пантогам, Циннаризин, Магне В6 и многие другие. Врач назначает лекарства в соответствии с возрастом малыша и степенью задержки его речевого развития.

Физиотерапия


Физиотерапия детей должна включать магнитотерапию, электрорефлексотерапию, дельфинотерапию и иппотерапию. С помощью этих методов осуществляется воздействие на участки головного мозга, которые отвечают за развитие речевой деятельности, дикцию, интеллект. Их применение запрещено до 2-х лет.

Электрорефлексотерапия, в отличие от других методов физиолечения, имеет несколько противопоказаний, среди которых:

  • эпилепсия;
  • психические расстройства;
  • судороги.

Времяпровождение с дельфинами и лошадьми — это инновационный метод, имеющий высокий показатель эффективности. Результативность дельфинотерапии и иппотерапии зависит от того, как часто ребенок общается с дельфинами и лошадьми. Только регулярные занятия позволяют добиться успехов в максимально короткие сроки.

Массаж

Массаж очень эффективен для преодоления ЗРР. Видимый результат появляется даже после первого курса. Проведение массажа требует квалифицированной подготовки, поэтому родителям лучше пригласить домой массажиста

Зоны, которым нужно уделять максимальное внимание — это мышцы лица, шея, лопатка, руки, живот. Воздействие на точки лица — уши, губы, щеки — также способствует запуску активной речи

Коррекционные занятия

Коррекционная помощь необходима всем детям, у которых диагностировали задержку в развитии речи. Если она связана с социальными предпосылками, то ребенку потребуется консультация дефектолога, психолога и логопеда. Эти специалисты на своих занятиях создают естественные и непривычные коммуникативные ситуации, в которых ребенок должен себя как-нибудь проявить.

Дальнейшая стратегия лечения будет зависеть от того, насколько правильно ребенок подбирает образцы речи. Наиболее распространенными методами работы с такими детьми являются пальчиковые игры, упражнения на развитие моторики рук, продуктивные виды деятельности (лепка, рисование), а также гимнастика и подвижные игры. Многие дефектологи отдают предпочтение музыкотерапии, которая способствует улучшению памяти и концентрации внимания.

Методы лечения задержек развития речи и психо-речевого развития.

Коррекция ЗРР

Лечением задержки речевого развития занимаются, как правило, неврологи и логопеды. В тех случаях, когда задержка речи обусловлена психологическими причинами, к коррекции подключается психолог.

Например, в практике нашего центра был случай, когда неврологически абсолютно здоровый мальчик в 3 года совсем не разговаривал. Причиной был психоэмоциональный отказ от речи и педагогическая запущенность. Семья была с хорошим достатком. Мама родила сына почти в 40 лет, и ее стиль воспитания был непоследовательным. С одной стороны, гиперопека с низким уровнем запретов и требований. В 3 года ребенок не посещал детский сад, только «развивашки». Не был приучен к горшку, постоянно находился в подгузниках (не потому, что отказывался ходить на горшок, а по причине того, что мама не начала приучение до обращения в центр). В дополнение к этому было выявлено, что мама переносит на ребенка подсознательные эротические чувства: она практиковала совместный сон и ночные кормления грудью (по рекомендациям ВОЗ рекомендуется сохранять грудное вскармливание до 2-х лет. По мнению психологов, после 2-х лет кормление грудью отрицательно влияет на формирование личности и на детско-родительские отношения, ухудшает сепарацию ребенка от матери). В то время как с мужем у мамы мальчика были прекращены сексуальные контакты, и готовился развод (она призналась, что «ей не нужны больше мужчины, ведь теперь есть сын»). Со стороны такое поведение кажется вполне безобидным, ведь просто мама спит вместе со своим трехлетним сыном, но психологически это очень нездоровая почва. Кроме того, часто мама срывалась на ребенке, так как он был «неудобным», регулярно шалил и не слушался. Детско-родительские отношения можно охарактеризовать как «эмоциональные качели»: от любви до ненависти один шаг (часто такое явление можно наблюдать во взрослых парах мужчины и женщины). С одной стороны, полное потакание прихотям ребенка, его инфантилизация, с другой – сливание агрессии и гнева на него же. Вследствие этого у мальчика развилась сильная задержка речи и психического развития. Мама была направлена к психотерапевту.

Чтобы максимально быстро и эффективно помочь ребенку с диагнозом ЗРР, центр Эмбер перед началом занятий с логопедом или дефектологом рекомендует провести консилиум специалистов. Он помогает, прежде всего, установить причины ЗРР, понять, насколько серьезная у ребенка задержка и не скрываются ли под ней более сложные диагнозы

Принимает ли ребенок какие-нибудь лекарства, назначенные неврологом, какие слова он знает и употребляет, каков его пассивный лексический запас, нет ли каких-либо дополнительных диагнозов или отклонений – все это важно для составления коррекционного плана занятий. Коррекцией речи при ЗРР занимаются логопед и дефектолог, реже с ребенком или семьей работает психотерапевт или психолог

Специалисты Центра Ember в своих занятиях при необходимости применяют различные методики:

  • Томатис-терапию;
  • занятия с аппаратом Forbrain;
  • логопедический массаж;
  • работу с речевыми зонами и биологически активными точками;
  • стимулирование работы мозга посредством ДЭНАС-терапии;
  • игровые методы;
  • арт-терапию и многое другое.

Важная составляющая нашей методологии – создание благоприятной обстановки для ребенка, формирование положительной мотивации для речи. Также огромное значение мы уделяем развитию крупной и мелкой моторики, которые сильно влияют на развитие внимания, координации, воображения, образования новых нейронных связей. Наши специалисты имеют большой опыт работы с детьми с диагнозом ЗРР и к каждому находят свой подход, чтобы ребенок с удовольствием приходил на занятия, не боялся и не стеснялся работать над своими трудностями и в итоге справился с поставленным ему диагнозом на радость родителям и близким.

Нормы развития речи ребенка по возрасту

Развитие речи ребенка — одна из наиболее приоритетных задач для родителей. Этому способствуют совместные занятия с мамой, чтение книжек, разговоры дома и на прогулке. Если родители не уделяют должного внимания своему малышу, то к трем годам он вряд ли научится разговаривать.

Первый год жизни — предречевой период. На этом этапе малыш познает мир, изучает различные явления, а также запоминает и воспроизводит первые звуки и слова. После того, как ребенку исполнится 1 год, родители должны следить за его речью. Малыши развиваются по-разному — кто-то позже, а кто-то раньше — поэтому нормы речи соответственно возрасту носят условный характер.

Врачи выделяют следующие этапы нормального речевого развития:

1 год. В этом возрасте кроха знает около 10 слов из повторяющихся слогов — «ма-ма», «па-па», «ба-ба». При этом ребенок выполняет просьбы, может самостоятельно просить и приносить знакомые ему предметы. Пассивный словарь малыша составляет приблизительно 200 слов.

В 2-летнем возрасте случается так называемый взрыв. Ребенок при этом начинает активно превращать пассивную речь в активную. Этот скачок происходит внезапно, поэтому разговор двухлетних детей сильно отличаются от малышей в полтора года.

  • 2-ой год. В двухлетнем возрасте малыши начинают разговаривать фразами. Дети могут научиться этому только тогда, когда их активный словарь состоит из 50-100 слов. В этом возрасте некоторые малыши умеют задавать вопросы.
  • 3-ий год. В активном словаре ребенка к 3 годам должно быть приблизительно 300 слов. Малыш при этом умеет называть свое имя, имена родителей и родственников. В этом возрасте дети начинают строить развернутые предложения. К трем годам малышей понимают уже не только родители, но и посторонние люди.
  • 4-й год. Четырехлетний малыш выговаривает более 1000 слов. Дети умеют произносить все звуки, задавать вопросы и отвечать на них, а также правильно менять интонации.

Коррекция и лечение

При правильно подобранных и систематических занятиях, практически все речевые нарушения можно убрать. Одним из вариантов решения, является самостоятельное лечение. Можно проконсультироваться со специалистом и подобрать занятия для ребенка на дому. Это может быть специальный массаж, который делается систематично, каждый день перед зеркалом с ребенком для достижения видимого эффекта

Но нужно учитывать, что все-таки для определения степени тяжести и вида проблемы, важно чтобы нужный специалист в двуязычии смог определить причину речевого нарушения (речевая патология или же не освоенный второй язык). Только логопед может посоветовать вам необходимую программу занятий для достижения быстрого результата

Если вы живете не в России и в вашем городе сложно найти нужного специалиста, альтернативой личному визиту логопеда может быть логопедические занятия по интернету. Специалист проводит диагностику по скайпу и разрабатывает индивидуальную программу занятий с ребенком, когда и где ему удобно, избегая тем самым неудобств.

Если вы все-таки столкнулись с подобной проблемой – следует обратиться за помощью. Специалист всегда может оказать надлежащую поддержку и указать пути преодоления и решения. Ведь психологи не зря говорят, что то, как мы думаем, напрямую зависит от того, как мы говорим. Именно поэтому, для социализации в обществе, достижения хороших результатов в учебе, следует позаботиться о правильной речи своего ребенка.

Нормы развития речи

Профилактические меры

Появление малыша в семье означает еще и большую ответственность. Дети требуют постоянного внимания. Нужно быть готовым ко многим трудностям. Общение и близость с ребенком помогут избежать отставания в развитии и предупредить задержку.

Больше играйте с ним в подвижные игры, уделяйте внимание разным мелочам, объясняйте, почему стало темно или куда летит птичка. Предлагайте лепить из теста, пластилина, рисовать, раскрашивать, вместе рассматривать и читать детские книги

Уберите бесполезные мягкие игрушки. Приобретите конструктор, пазлы, кубики, головоломки.

Если же заболевание проявилось, не показывайте, что малыш не такой, как остальные. Чем раньше будут начаты занятия, тем быстрее ребенок заговорит. Не оттягивайте консультацию с врачами, логопедом. Своевременная комплексная помощь поможет преодолеть задержку речевого развития.

Причины задержки речевого развития

К причинам задержки речевого развития специалисты относят:

  • органические нарушения (последствия неблагоприятного воздействия при внутриутробном развитии, различные родовые травмы, следствием которых является гипоксия или асфиксия, и травмы и тяжелые болезни с последствиями до 3 лет);
  • генетические заболевания и синдромы;
  • психические заболевания;
  • нарушения слуха;
  • влияние социальных факторов: двуязычная среда, педагогическая запущенность, отсутствие качественной речевой среды у ребенка;
  • сопутствующие заболевания (или являющиеся первопричиной): ДЦП, синдром Дауна, ранний аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Методы лечения и методы коррекции детей с задержкой развития речи

Коррекционная помощь ребенку с задержкой речевого развития будет зависеть от ряда причин и сопутствующих диагнозов.

В коррекционно-развивающем процессе помощи ребенку с задержкой речевого развития могут принимать участие следующие специалисты: нейропсихолог, логопед, психолог, дефектолог, невролог и узкопрофильные специалисты при необходимости (лечебной физкультуры и массажа, терапии ЛОР-органов, коррекции слуха, сурдо- или тифлопедагогики).

Например, при причинах социального или педагогического характера, необходимы, в первую очередь: пример грамотной речи, организация адекватной речевой среды, стимуляция речи и развитие познавательных процессов, сопровождение всех действий ребенка проговариванием.

При наличии синдрома Дауна ребенку с задержкой речевого развития первоочередной помощью будет следующая: развитие познавательных процессов и социальных навыков.

Если в основе задержки речевого развития лежит органическое поражение мозга, то коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: медикаментозная поддержка, лечебный массаж, периодическое наблюдение  и т.д.

Советы родителям

Чем раньше родители обратят внимание на проблемы в речевом развитии ребёнка и признаки задержки речи, тем проще и успешнее будет восстановление и коррекция. Поэтому если у родителей есть подозрение, что ребенок отстает в развитии, его речь не соответствует уровню развития его сверстников, то единственно верным решением является консультация специалиста

Нейропсихолог проведет диагностику, определит проблему и разработает грамотный план коррекционно-развивающей работы, оптимальную стратегию помощи ребенку. Кроме того, своевременное обращение к специалисту позволит избежать сопутствующих трудностей в развитии психических процессов и познавательных навыках.

А что еще может сделать родитель сам?

  • Стимулировать развитие речи ребенка, развивая его «тонкую» ручную моторику (в коре головного мозга центры, отвечающие за артикуляцию и мелкую моторику, расположены очень близко и тесно взаимосвязаны);
  • Больше играть и говорить с ребенком, сопровождать речью все его действия («оречевление» процесса;
  • Не включать дома постоянным фоном телевизор или музыку: ребенок должен слышать себя, свои звукоподражания взрослым, ведь «не слышу – значит, не говорю»;
  • Петь с ребенком, играть в ладошки, потешки, читать простые стишки (развивать чувство ритма, что очень полезно для речи и слухового восприятия ребенка);
  • Всячески поощрять словотворчество ребенка;
  • Развивать мелкую моторику всевозможными способами (пальчиковые игры, конструкторы, шнуровки, тактильный песок, рисование пальчиками и ножками);
  • Помогать освоить жесты («пока-пока», поцелуй, «дай», «там» и др.).

Диагностика ЗРР

Если вы или ваш врач подозреваете, что у вашего ребенка есть проблемы, раннее обследование у логопеда и детского невролога имеет решающее значение. Конечно, если в конце концов окажется, что никаких проблем нет, оценка может облегчить ваши переживания.

При проведении оценки логопед будет рассматривать речевые и языковые навыки ребенка в контексте общего развития. Помимо наблюдения за вашим ребенком, логопед будет проводить стандартизированные тесты и шкалы, а также искать вехи в развитии речи и языка.

Логопед также оценит:

  • то, что понимает ваш ребенок (называется рецептивным языком)
  • то, что ваш ребенок может сказать (называется экспрессивным языком)
  • если ваш ребенок пытается общаться другими способами, например, указывая, качая головой, жестикулируя и т. д.
  • развитие звука и ясность речи.
  • орально-моторный статус вашего ребенка (как у ребенка рот, язык, небо и т. д., работать вместе для речи, а также есть и глотать)

Если логопед обнаружит, что ваш ребенок нуждается в логопедической терапии, ваше участие будет очень важным. Вы можете наблюдать за сеансами терапии и научиться участвовать в этом процессе. Логопед также будет давать домашние задания, которые необходимо будет выполнять дома с ребёнком. Только при совместной работе логопеда и родителей можно добиться хорошего результата.

Оценка, проведенная логопедом, может обнаружить, что ваши ожидания просто слишком высоки. Учебные материалы, описывающие этапы и этапы развития, могут помочь вам взглянуть на своего ребенка более реалистично.

Нормы развития

В «Дневнике развития ребенка от рождения до трех лет» профессора А.М. Казьмина и его супруги – невролога Л.В. Казьминой приведены следующие средние темпы развития речи:

Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития:

  • 1,5-2 МЕСЯЦА. Появляются гласные и гортанные звуки (гуление).
  • 2-7 МЕСЯЦЕВ. Малыш учится управлять интонацией.
  • 7-9 МЕСЯЦЕВ. Произносит некоторые слоги (лепет).
  • 9-11 МЕСЯЦЕВ. Подражает звукам речи взрослых.
  • 11-13 МЕСЯЦЕВ. Ребенок уже использует несколько слов, количество которых к 2 годам значительно увеличивается.
  • OT ДВУХ ДО ТРЕХ ЛЕТ Внутренний мир ребенка расширяется за пределы данного места и времени, бурно развивается воображение. Ему теперь хочется поговорить о том, что было или будет, о прослушанной сказке и т.д. Этому соответствует начало овладения фразовой речью. Длина предложений и грамотность их построения увеличиваются очень быстро.

Название реакции

Приблизительный возраст появления реакции

Произносит гласные звуки близкие к «а», «ы», «у», возможно, в сочетании с согласным «г» (гулит)

4 мес.

Произносит серии одинаковых слогов:»дядядя…», «бабоба…», «мамама.,,» (лепечет)

10 мес.

Повторяет за взрослым слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить: «ба!» (бах!), «дя» (да) и т.п.

1 год 2 мес.

«Говорит на своем языке» — произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Часто такая игра со слогами напоминает речь взрослых по ритму, интонации

1 год 6 мес.

Повторяет за взрослым одно- или двухсложные слова, которые уже умеет произносить: «мама», «дядя».

1 год 6 мес.

Произносит ударный слог из слова, слова из двух одинаковых слогов. Среди произносимых звуков, как правило, встречаются следующие: «а», «о», «у»» «и», «м», «п», «б», «к», «г», «дь», «ть», «нь», «ль», «сь». Например: «мама», «ляля», «дя» «дай», «ня» «на» и т.д.

1 год 6 мес.

Повторяет за взрослым двухсложные слова, состоящие из разных слогов, которые уже умеет произносить: «тетя», «кися» (киса).

1 год 8 мес.

Произносит двухсложные слова или два слога из трехсложных слов: «тетя», «катя», «синя» (машина). Часто опускает первый звук в слове или конечный согласный

1 год 10 мес.

Также сейчас популярно оценивать уровень развития речи у малышей по количеству слов. Средние показатели речевого развития:

  • 1 год 5-9 слов;
  • 1,5 года от 20 до 40 (у разных авторов);
  • 2 года от 50 до 200 слов;
  • 3 года от 800 до 1000 слов;
  • 3,5 года — 1100;
  • 4 года 1600 — 1900;
  • 5 лет 1900 — 2200.

Возможные причины задержки речевого развития у детей


Все вышеприведенные нормы имеют условный характер, однако существенные отклонения должны побудить родителей к консультации со специалистом. Чтобы устранить патологию, необходимо ликвидировать ее причину. Задержка речи у малышей возникает на фоне физиологических или биологических факторов, связанных со здоровьем, а также социальных предпосылок, вызванных неблагоприятным окружением малыша.

К числу причин биологического характера можно отнести:

  • минимальную патологию головного мозга на фоне перинатальной энцефалопатии;
  • гипоксию и асфиксию в родовой деятельности;
  • внутриутробное инфицирование;
  • преждевременные или поздние роды;
  • осложнения после вакцинации;
  • черепно-мозговые травмы;
  • тугоухость;
  • генетическую предрасположенность;
  • врожденные заболевания — ДЦП, аутизм, синдром Дауна;
  • менингит или энцефалит.

Если причина носит физиологический характер, то лечение займет очень много времени. В этом случае ребенку требуется комплексная терапия. Если малыш не может заговорить по одной из социальных причин, то исправить это намного проще и легче.

К числу предпосылок социального характера можно отнести:

Педагогическую запущенность. Речь идет об отсутствии совместных занятий с ребенком — разговоров, игр, прогулок. Как правило, эта проблема возникает в семьях, где ребенок предоставлен сам себе.
Несоответствующее возрасту развитие. Многие мамы пытаются что-то предпринимать для того, чтобы их ребенок как можно раньше заговорил, но подбирают для этого неподходящие методы

К примеру, включают очень взрослые мультфильмы или перегружают психику малыша ненужной и непонятной информацией.
Гипервнимание со стороны близкого окружения. Если родители слишком навязчиво пытаются заставить ребенка заговорить, у них это вряд ли получится

Большинство мамочек в таком случае не стимулируют речевую деятельность, а, наоборот, тормозят ее.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: мнение доктора Комаровского о лечении навязчивых движений у ребенка

Диагностика речевой задержки

Присутствие вышеперечисленных отклонений должно насторожить родителей. Не стоит думать, что, если кто-то из взрослых в детстве молчал в 4, 5 лет, а потом резко заговорил, то же произойдет и с ребенком. Случаи были, но не нужно рисковать напрасно. Упущенное время для занятий и лечения задержки речевого развития может пагубно сказаться на будущем малыша.

Для подтверждения диагноза необходимо посетить ряд специалистов. Среди них обязательно должен присутствовать педиатр, невролог, лор, логопед, психолог. Они проводят подробное изучение истории болезни.

Медицинское обследование поможет обнаружить физиологические патологии, даст возможность оценить состояние мозговой активности, микропоражений, наличие тугоухости и других заболеваний, способствующих появлению задержки речевого развития у детей. На основании анамнестических данных и заключения лечащего врача логопед проводит собственный осмотр.

Специалист должен оценить состояние артикуляционного аппарата, моторики, ориентацию в пространстве, уровень коммуникации, наличие словаря. Исключаются психические расстройства (аутизм), нарушения интеллекта (олигофрения). Только после проведенного медико-педагогического обследование можно приступать к коррекции.

Логопед занимается постановкой отсутствующих звуков, развитием фонематического слуха, связной речи, учит пересказывать короткие рассказы, описывать картинки. Наиболее эффективными будут занятия с дефектологом.

При полном отсутствии речи нет смысла ставить звуки. Прежде всего, необходимо побудить малыша к общению. Научить оперировать звуками, словами, показать, что гораздо проще получить желаемое, если это проговорить, а не требовать, истерично топая ногами.

Степени задержки

Профилактические меры и прогноз коррекции

ЗРР – нарушение, хорошо поддающееся коррекции. Если родители вовремя его диагностировали, было проведено комплексное обследование, подобраны нужные методики, то прогноз – благоприятный. К возрасту 5-6 лет речевое развитие ребенка уже достигает нормы. Но это при условии комплексного подхода к лечению и выполнении родителями всех рекомендаций специалистов.

Существует ряд профилактических мер, уменьшающих риск появления ЗРР:

  • соблюдение всех рекомендаций и создание благоприятных условий для внутриутробного развития ребенка;
  • создание благоприятных условий в первые годы жизни;
  • активное общение с малышом, оказание поддержки и стимулирование к коммуникации;
  • чаще играть с малышом в развивающие игры;
  • обеспечить комфортный, в соответствии с детским возрастом, информационный поток для ребенка.

Желательно периодически посещать логопеда и других специалистов для контроля за состоянием развития ребенка.

Но если ребенок не получил своевременно помощь специалистов, то он может отставать от сверстников не только в речевом плане, но и в интеллектуальном и психическом. Также у него может развиться более сложное речевое нарушение, которое станет причиной проблем в усвоении программы детского сада и школы.

ЗРР – это речевое нарушение, которое легко поддается лечению. При вовремя начатой коррекционной работе малыш быстро догоняет своих сверстников и не испытывает затруднений в общении и обучении.

Симптоматика

По каким признакам можно определить, что ваш малыш отстает в речевом развитии? Первые симптомы могут появиться еще в период до года, но большинство родителей редко обращают внимание на незначительные отставания в вербальном развитии малыша. Предвестниками ЗРР в младенческом возрасте могут быть:

  • маловыразительный крик или его отсутствие;
  • поздний период гуления, недостаточная интонированность звуков;
  • позднее появление лепета или его отсутствие, малыш не может долго произносить одинаковые звуки;
  • лепет не является самостоятельным видом вербальной деятельности, то есть малыш не использует его для общения с окружающими;
  • длительный период использования «лепетных» слов;
  • отсутствие подражательных действий за взрослыми.

Главный симптом ЗРР – позднее появление первых слов и простых фраз. У таких детей первые слова могут появиться только к 2 годам, а простая фраза – к 3. Но говорят они нечетко, окружающие с трудом понимают их. В три года ребенок не может строить предложения и использовать их для общения с окружающими. Для осуществления коммуникации малыш по большей части пользуется мимикой и жестами.

Кроме речевой симптоматики, у детей с ЗРР может быть и неврологическая:

гиперактивность или, наоборот, ребенок слишком медлительный;
малыш с трудом адаптируется к новым условиям;
не идет на контакт с окружающими;
предметная избирательность в игре и избирательность в общении;
отставание в моторной сфере;
неустойчивое внимание.

При проявлениях описанной симптоматики нужно провести комплексную диагностику, которая поможет установить точную причину появления дефекта. А потом подобрать эффективные пути коррекции.

Причины задержки речевого развития

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: