Какие существуют виды дислексии?
Симптоматика зависит от вида заболевания. Современные специалисты выделяют 6 видов.
- Мнестическая. Сложности в произношении слов и звуков.
- Аграмматическая. Грамматические конструкции строятся с ошибками.
- Семантическая. Чтение не складывается в предложения.
- Тактильная. Наблюдается у людей, испытывающих серьезные проблемы со зрением. Невозможность чтения шрифта Брайля.
- Оптическая. Человек не может читать по одной и той же строчке: его взгляд соскальзывает.
- Акустическая. Встречается чаще всего. Характеризуется перестановкой слогов, смешением букв и пр.
Каждый вид требует корректировки, которую назначить может только специалист. Но такие проблемы не являются признаками отставания в развитии.
В домашних условиях можно только организовать профилактику.
Какие известные личности страдали дислексией?
Владимир Маяковский, Леонардо да Винчи, Мэрилин Монро, Уолт Дисней,
Квентин Тарантино, Кира Найтли, Киану Ривз и другие.
Осложнения
- плохая успеваемость в школе;
- нелюбовь к школе;
- соматические дисфункции;
- социальная дезадаптация;
- психические заболевания (тревога, депрессия).
Решающее значение имеет осведомленность родителей о важности раннего вмешательства и проведения лечения/коррекции. Благодаря им ребенок может сократить разрыв в чтении между ними и их сверстниками
Необходимость вмешательства очевидна: дети с плохим чтением подвергаются повышенному риску ряда эмоциональных и поведенческих трудностей. Более того, долгосрочные последующие исследования ясно показывают, что проблемы с грамотностью сохраняются и во взрослом возрасте и связаны с более низким уровнем образования, более высоким уровнем неквалифицированной занятости и часто периодами безработицы.
Оценка и диагностика дислексии
Если ребенок положительно реагирует на лечение/коррекцию и может догнать сверстников, тогда ярлык «дислексия» не подходит, потому что состояние не является постоянным. Такие дети могут рассматриваться как имеющие учебные причинно–следственные связи, — в первую очередь, их не обучали должным образом или они потерпели неудачу, например, из-за плохого владения языком в случае миграции.
Благодаря возможности диагностировать дислексию уже в дошкольном возрасте, возможно раннее вмешательство. Одно исследование показало, что если существует семейный риск, но у ребенка рано развивается способность называть буквы, то риск возникновения дислексии резко снижается. Дети, которые плохо умеют называть буквы в возрасте от 4,5 до 5,5 лет, но имеют хорошую фонологическую осведомленность, также подвергаются меньшему риску дислексии. Дислексия сложна и является результатом многих факторов. Люди с языковыми трудностями в конце дошкольного возраста подвергаются высокому риску, и именно тогда скрининг наиболее эффективен.
Эти дети должны сначала пройти обследование на наличие нарушений слуха и зрения. Лабораторное или визуализирующее тестирование, как правило, не требуется для этих детей, если нет других факторов, влияющих на это решение, которые были обнаружены в их истории и физическом осмотре. МРТ используется в исследовательских целях, а не для диагностики.
Дети с подозрением на дислексию должны быть направлены на оценку к специалистам. Будут проверены их способность к чтению, исполнительная функция и коэффициент интеллекта (IQ – этот показатель безнадежно устарел и уже редко применяется даже на родине своего родоначалия в среде приверженцев к этой оценочной методике, но мы его используем в качестве образа, для лучшего понимания).
Дисграфия и дислексия – что это
Специфическое нарушение письменной речи называется дисграфией. Дети с данным расстройством испытывают серьезные сложности при написании букв и слов, делают значительное количество грамматических ошибок, не могут правильно отображать письменные знаки и символы. Как бы дисграфики ни старались, почерк у них остается неровным и неаккуратным, а задания выполняются медленно и с большим трудом. При отсутствии грамотного подхода к таким ученикам, в дальнейшем это может перерастать в психологические проблемы, развитие неуверенности в себе, замкнутости и депрессии.
Так как письмо и чтение являются взаимосвязанными составляющими одного психического процесса, крайне часто дисграфия сопровождается дислексией. Данная патология связана с невозможностью ребёнка освоить навыки чтения. При наличии такого нарушения ученик пропускает или добавляет лишние буквы, начальные слоги или слова, искажает правильное звучание слов и читает крайне медленно.
Если дисграфия диагностируется практически у 25-30% младших школьников, то дислексия возникает примерно у 8-10% учеников. Расстройства могут возникать как парно, так и независимо друг от друга. Как правило, первые признаки нарушений проявляются в возрасте от 6 до 8 лет. Патологии нуждаются в грамотном вмешательстве логопеда-дефектолога, так как их бесконтрольное прогрессирование может сопровождаться головокружениями, головными болями, общим ухудшением физического и психологического состояния ребенка.
Симптомы[править | править код]
Симптомы дислексии
- плохие навыки чтения;
- чтение с ошибками, угадывающее чтение;
- непонимание прочитанной информации;
- трудности пересказа только что прочитанного текста;
- трудности в написании слов, даже простых;
- Изменения буквенного порядка при составлении слов;
- множество ошибок даже при списывании текста;
- выраженные проблемы с почерком;
- неспособность выполнять задание в установленный срок;
- повышенная чувствительность нервной системы;
- эмоциональная нестабильность;
- нарушение координации движений;
- неуклюжесть;
- расстройство схемы тела;
- затруднение в определении правой и левой стороны;
- нарушения межполушарного взаимодействия;
- обострённый эстетический вкус.
Все симптомы, как правило, наблюдаются при достаточном уровне интеллекта.
У людей с дислексией, помимо вышеупомянутых симптомов, отмечается выраженная моторная особенность — необычным образом держать в руке карандаш или ручку.
Проблемы дислексиков
Психологические трудности, которые может испытывать человек дислексией:
- эмоциональная нестабильность;
- изменчивость настроений;
- склонность витать в облаках;
- психологический дискомфорт;
- трудности концентрации на одной деятельности;
- склонность быстро терять интерес;
- непосредственность;
- неуверенность в себе;
- подверженность скуке;
- стремление уйти от действительности;
- рассеянность и мечтательность;
- проблемы идентификации: я кто? я какой?;
- высокий уровень тревожности;
- страх ошибки.
Существуют ли меры профилактики?
При обнаружении первых симптомов важно начинать работать с ребенком как можно раньше
В комплекс профилактических мер входят упражнения на мелкую моторику, а также занятия, задействующие память и внимание
Очень важно работать в речью ребенка
Игры помогут снизить риск возникновения дислексии. Первое время родителям стоит уделить больше внимания визуальным предметам и их названиям. Например, найдите с малышом все слова в комнате, которые начинаются на букву Т: Табуретка, Телевизор, Тумбочка, Тарелка и пр.
Для следующего упражнения можно вырезать буквы из бумаги или купить специальные магниты. Из них составьте предложение, «склеив» буквы между собой. Например: сегоднямыидемгулять. Предложите ребенку разделить слова. Можно попробовать заниматься составлением предложений из отдельных слов
Здесь важно соблюдать последовательность. Например, перемешайте слова: Дождь вечером пойдет завтра
И дайте ребенку задание переставить слова так, чтобы предложение звучало правильно.
Усложнять занятия нужно поэтапно: начните с самых простых занятий. Не стоит утомлять ребенка длительными упражнениями. Если ему станет скучно — вряд ли он будет хорошо воспринимать всю ту информацию, которую вы стремитесь до него донести.
Развить память, внимание и мышление ребенка помогут тренажеры Викиум. Начните прямо сейчас!
Как упростить жизнь взрослому с дислексией
Большинство методов, описанных выше, будут полезны и для взрослых. Если использовать возможности современных технологий, можно скорректировать свою деятельность так, что дислексия почти не будет о себе напоминать.
Чтобы дислексия не мешала работать, важно не скрывать наличие такого состояния и вместе со своим руководителем найти разумные методы обмена информацией и выполнения задач. Что можно сделать:
Что можно сделать:
- Использовать диктофон на встречах и совещаниях вместо ведения конспекта. Только не забудьте предупредить коллег о том, что ведёте запись.
- Попросите давать вам инструкции и задачи в устной, а не в письменной форме. Здесь на помощь придут голосовые сообщения.
- Предупредите, что на задачи, связанные с текстом, вам может понадобиться больше времени.
Как учителю распознать дислексию у ребенка? Основные проблемы, с которыми может столкнуться педагог
Как понять, что у ребенка дислексия?
Что такое дислексия у ребенка? Признаки дислексии сугубо индивидуальны. У каждого человека они проявляются по-разному. Рассмотрим по возрастам признаки того, что человеку трудно читать.
Какие симптомы испытывают дети в дошкольном возрасте?
Изредка первые признаки дислексии можно заметить еще до того, как ребенок начнет учиться читать и писать. Такой ребенок может иметь намного меньший словарный запас, чем его ровесники, не понимает и не запоминает детских стихов, загадок, не участвует в словесных играх. Также он не проявляет интереса к изучению алфавита, цифр. Но… точно также может вести себя и обычный ребенок в таком возрасте.
В младшем школьном возрасте симптоматика может проявляться по-другому
Наиболее часто дислексия обнаруживается в возрасте от 6 до 10 лет. Такие дети не могут сопоставить звук и букву. Это ведет к грубым ошибкам во время письма. Например, переставлены буквы или слоги в слове. Техника чтения у такого школьника намного медленнее, чем у его одноклассников.
У подростков и взрослых
Самой большой проблемой является неспособность составить связный письменный текст, даже обладая энциклопедическими знаниями по предмету. Это вызовет затруднения у студента во время конспектирования лекции или на семинаре, у взрослого человека – на рабочем месте. Дислектики стесняются своей проблемы и пытаются максимально обходиться без письма и чтения.
Сможет ли ребенок с дислексией нормально учиться в школе?
Как разны формы дислексий, так и по-разному они проявляются у разных детей. Но есть общее нарушение — это трудности в письме и и чтении. Когнитивных отклонений может не быть, поэтому вполне допустимо, что на школьных успехах ребенка это сильно не отразится.
Ведь проверять знания возможно не только в письменном виде, но и устно. А для этого дислексические расстройства не всегда являются проблемой.
Но некоторые формы, особенно с сильными проявлениями, могут сказаться на всей успеваемости школьника. На помощь приходят логопеды и психологи. При использовании эффективных методов коррекции обучение в школе может направиться.
Так что, не всё очень уж плохо, но нужно проводить диагностику и проводить коррекционную работу.
Клиническая картина и возможные риски дислексии
Дети, испытывающие трудности с чтением, проявляются по-разному в зависимости от их возраста
Раннее вмешательство имеет важное значение для улучшения результатов обучения, поскольку большинство детей с проблемами чтения, которые все еще присутствуют в третьем классе, продолжают испытывать трудности на протяжении всего формального образования. Диагноз обычно не ставится до тех пор, пока не будет предпринята попытка формального обучения чтению, обычно в первом классе
У дошкольников из группы риска могут быть:
- трудности с рифмованием;
- сбивающие с толку слова, которые звучат похоже;
- проблемы с запоминанием названий букв.
Дети детсадовского возраста из группы риска и первоклассники могут столкнуться с:
- неспособностью выучить буквы (сильный предиктор способности к чтению);
- неспособностью читать слова и трудности с правописанием к концу первого класса.
Во втором классе и после него могут присутствовать:
- плохая успеваемость в школе;
- нелюбовь к школе;
- соматические дисфункции при походе в школу.
Дети с нарушениями чтения будут избегать чтения, за этим последует уменьшение словарного запаса, требуемого их возрасту, увеличение сложностей чтения. Медицинский осмотр пациентов с дислексией должен быть стандартным с акцентом на признаки других неврологических, медицинских или генетических причин их нарушений.
Какие формы она принимает?
Первая — оптическая. В языках, базирующихся на кириллице или латинице, начертания букв не отличаются контрастным многообразием, все буквы состоят из похожих элементов, только расположенных в разных последовательностях. Ребенок с оптической дислексией путает буквы, т. к. для него они не имеют характерных черт, которые могли бы стойко врезаться в память.
Вторая форма — семантическая. За предложениями дислексик не видит текста, он различает символы, связывает их в слова, но не может разобрать семантику, смысл прочитанного.
Третья форма — аграмматическая. Ее обычные проявления выглядят так: «низкая стол», «бежевая плед». суть здесь не в различении символов, а в согласовании слов. Точно такие же ошибки наблюдаются при аграмматической дисграфии. Что логично, для носителей разных языков она будет иметь уникальные черты из-за их грамматической несхожести.
Четвертая форма — фонематическая. При чтении ребенок путает глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные, читает медленно, по буквам, переставляет слоги.
И последняя форма — мнестическая, вызванная расстройством памяти. Мнестический дислексик не может запомнить, как связаны графический знак и звук, для него очертания символа выглядят абстрактно и неконкретно.