Что такое дислексия: основные термины и понятия, способы «лечения» и коррекции

Дислексия у детей: симптомы, лечение в клинике rehab family

Какие существуют виды дислексии?

Симптоматика зависит от вида заболевания. Современные специалисты выделяют 6 видов.

  • Мнестическая. Сложности в произношении слов и звуков.
  • Аграмматическая. Грамматические конструкции строятся с ошибками.
  • Семантическая. Чтение не складывается в предложения.
  • Тактильная. Наблюдается у людей, испытывающих серьезные проблемы со зрением. Невозможность чтения шрифта Брайля.
  • Оптическая. Человек не может читать по одной и той же строчке: его взгляд соскальзывает.
  • Акустическая. Встречается чаще всего. Характеризуется перестановкой слогов, смешением букв и пр.

Каждый вид требует корректировки, которую назначить может только специалист. Но такие проблемы не являются признаками отставания в развитии.

В домашних условиях можно только организовать профилактику.

Какие известные личности страдали дислексией?

Владимир Маяковский, Леонардо да Винчи, Мэрилин Монро, Уолт Дисней,

Квентин Тарантино, Кира Найтли, Киану Ривз и другие.

Осложнения

  • плохая успеваемость в школе;
  • нелюбовь к школе;
  • соматические дисфункции;
  • социальная дезадаптация;
  • психические заболевания (тревога, депрессия).

Решающее значение имеет осведомленность родителей о важности раннего вмешательства и проведения лечения/коррекции. Благодаря им ребенок может сократить разрыв в чтении между ними и их сверстниками

Необходимость вмешательства очевидна: дети с плохим чтением подвергаются повышенному риску ряда эмоциональных и поведенческих трудностей. Более того, долгосрочные последующие исследования ясно показывают, что проблемы с грамотностью сохраняются и во взрослом возрасте и связаны с более низким уровнем образования, более высоким уровнем неквалифицированной занятости и часто периодами безработицы.

Оценка и диагностика дислексии

Если ребенок положительно реагирует на лечение/коррекцию и может догнать сверстников, тогда ярлык «дислексия» не подходит, потому что состояние не является постоянным. Такие дети могут рассматриваться как имеющие учебные причинно–следственные связи, — в первую очередь, их не обучали должным образом или они потерпели неудачу, например, из-за плохого владения языком в случае миграции.

Благодаря возможности диагностировать дислексию уже в дошкольном возрасте, возможно раннее вмешательство. Одно исследование показало, что если существует семейный риск, но у ребенка рано развивается способность называть буквы, то риск возникновения дислексии резко снижается. Дети, которые плохо умеют называть буквы в возрасте от 4,5 до 5,5 лет, но имеют хорошую фонологическую осведомленность, также подвергаются меньшему риску дислексии. Дислексия сложна и является результатом многих факторов. Люди с языковыми трудностями в конце дошкольного возраста подвергаются высокому риску, и именно тогда скрининг наиболее эффективен.

Эти дети должны сначала пройти обследование на наличие нарушений слуха и зрения. Лабораторное или визуализирующее тестирование, как правило, не требуется для этих детей, если нет других факторов, влияющих на это решение, которые были обнаружены в их истории и физическом осмотре. МРТ используется в исследовательских целях, а не для диагностики.

Дети с подозрением на дислексию должны быть направлены на оценку к специалистам. Будут проверены их способность к чтению, исполнительная функция и коэффициент интеллекта (IQ – этот показатель безнадежно устарел и уже редко применяется даже на родине своего родоначалия в среде приверженцев к этой оценочной методике, но мы его используем в качестве образа, для лучшего понимания).

Дисграфия и дислексия – что это

Специфическое нарушение письменной речи называется дисграфией. Дети с данным расстройством испытывают серьезные сложности при написании букв и слов, делают значительное количество грамматических ошибок, не могут правильно отображать письменные знаки и символы. Как бы дисграфики ни старались, почерк у них остается неровным и неаккуратным, а задания выполняются медленно и с большим трудом. При отсутствии грамотного подхода к таким ученикам, в дальнейшем это может перерастать в психологические проблемы, развитие неуверенности в себе, замкнутости и депрессии.

Так как письмо и чтение являются взаимосвязанными составляющими одного психического процесса, крайне часто дисграфия сопровождается дислексией. Данная патология связана с невозможностью ребёнка освоить навыки чтения. При наличии такого нарушения ученик пропускает или добавляет лишние буквы, начальные слоги или слова, искажает правильное звучание слов и читает крайне медленно.

Если дисграфия диагностируется практически у 25-30% младших школьников, то дислексия возникает примерно у 8-10% учеников. Расстройства могут возникать как парно, так и независимо друг от друга. Как правило, первые признаки нарушений проявляются в возрасте от 6 до 8 лет. Патологии нуждаются в грамотном вмешательстве логопеда-дефектолога, так как их бесконтрольное прогрессирование может сопровождаться головокружениями, головными болями, общим ухудшением физического и психологического состояния ребенка.

Симптомы[править | править код]

Симптомы дислексии

  • плохие навыки чтения;
  • чтение с ошибками, угадывающее чтение;
  • непонимание прочитанной информации;
  • трудности пересказа только что прочитанного текста;
  • трудности в написании слов, даже простых;
  • Изменения буквенного порядка при составлении слов;
  • множество ошибок даже при списывании текста;
  • выраженные проблемы с почерком;
  • неспособность выполнять задание в установленный срок;
  • повышенная чувствительность нервной системы;
  • эмоциональная нестабильность;
  • нарушение координации движений;
  • неуклюжесть;
  • расстройство схемы тела;
  • затруднение в определении правой и левой стороны;
  • нарушения межполушарного взаимодействия;
  • обострённый эстетический вкус.

Все симптомы, как правило, наблюдаются при достаточном уровне интеллекта.

У людей с дислексией, помимо вышеупомянутых симптомов, отмечается выраженная моторная особенность — необычным образом держать в руке карандаш или ручку.

Проблемы дислексиков

Психологические трудности, которые может испытывать человек дислексией:

  • эмоциональная нестабильность;
  • изменчивость настроений;
  • склонность витать в облаках;
  • психологический дискомфорт;
  • трудности концентрации на одной деятельности;
  • склонность быстро терять интерес;
  • непосредственность;
  • неуверенность в себе;
  • подверженность скуке;
  • стремление уйти от действительности;
  • рассеянность и мечтательность;
  • проблемы идентификации: я кто? я какой?;
  • высокий уровень тревожности;
  • страх ошибки.

Существуют ли меры профилактики?

При обнаружении первых симптомов важно начинать работать с ребенком как можно раньше

В комплекс профилактических мер входят упражнения на мелкую моторику, а также занятия, задействующие память и внимание

Очень важно работать в речью ребенка

Игры помогут снизить риск возникновения дислексии. Первое время родителям стоит уделить больше внимания визуальным предметам и их названиям. Например, найдите с малышом все слова в комнате, которые начинаются на букву Т: Табуретка, Телевизор, Тумбочка, Тарелка и пр.

Для следующего упражнения можно вырезать буквы из бумаги или купить специальные магниты. Из них составьте предложение, «склеив» буквы между собой. Например: сегоднямыидемгулять. Предложите ребенку разделить слова. Можно попробовать заниматься составлением предложений из отдельных слов

Здесь важно соблюдать последовательность. Например, перемешайте слова: Дождь вечером пойдет завтра

И дайте ребенку задание переставить слова так, чтобы предложение звучало правильно.

Усложнять занятия нужно поэтапно: начните с самых простых занятий. Не стоит утомлять ребенка длительными упражнениями. Если ему станет скучно — вряд ли он будет хорошо воспринимать всю ту информацию, которую вы стремитесь до него донести.

Развить память, внимание и мышление ребенка помогут тренажеры Викиум. Начните прямо сейчас!

Как упростить жизнь взрослому с дислексией

Большинство методов, описанных выше, будут полезны и для взрослых. Если использовать возможности современных технологий, можно скорректировать свою деятельность так, что дислексия почти не будет о себе напоминать.

Чтобы дислексия не мешала работать, важно не скрывать наличие такого состояния и вместе со своим руководителем найти разумные методы обмена информацией и выполнения задач. Что можно сделать:

Что можно сделать:

  • Использовать диктофон на встречах и совещаниях вместо ведения конспекта. Только не забудьте предупредить коллег о том, что ведёте запись.
  • Попросите давать вам инструкции и задачи в устной, а не в письменной форме. Здесь на помощь придут голосовые сообщения.
  • Предупредите, что на задачи, связанные с текстом, вам может понадобиться больше времени.

Как учителю распознать дислексию у ребенка? Основные проблемы, с которыми может столкнуться педагог

Как понять, что у ребенка дислексия?

Что такое дислексия у ребенка? Признаки дислексии сугубо индивидуальны. У каждого человека они проявляются по-разному. Рассмотрим по возрастам признаки того, что человеку трудно читать.

Какие симптомы испытывают дети в дошкольном возрасте?

Изредка первые признаки дислексии можно заметить еще до того, как ребенок начнет учиться читать и писать. Такой ребенок может иметь намного меньший словарный запас, чем его ровесники, не понимает и не запоминает детских стихов, загадок, не участвует в словесных играх. Также он не проявляет интереса к изучению алфавита, цифр. Но… точно также может вести себя и обычный ребенок в таком возрасте.

В младшем школьном возрасте симптоматика может проявляться по-другому

Наиболее часто дислексия обнаруживается в возрасте от 6 до 10 лет. Такие дети не могут сопоставить звук и букву. Это ведет к грубым ошибкам во время письма. Например, переставлены буквы или слоги в слове. Техника чтения у такого школьника намного медленнее, чем у его одноклассников.

У подростков и взрослых

Самой большой проблемой является неспособность составить связный письменный текст, даже обладая энциклопедическими знаниями по предмету. Это вызовет затруднения у студента во время конспектирования лекции или на семинаре, у взрослого человека – на рабочем месте. Дислектики стесняются своей проблемы и пытаются максимально обходиться без письма и чтения.

Сможет ли ребенок с дислексией нормально учиться в школе?

Как разны формы дислексий, так и по-разному они проявляются у разных детей. Но есть общее нарушение — это трудности в письме и и чтении. Когнитивных отклонений может не быть, поэтому вполне допустимо, что на школьных успехах ребенка это сильно не отразится.

Ведь проверять знания возможно не только в письменном виде, но и устно. А для этого дислексические расстройства не всегда являются проблемой.

Но некоторые формы, особенно с сильными проявлениями, могут сказаться на всей успеваемости школьника. На помощь приходят логопеды и психологи. При использовании эффективных методов коррекции обучение в школе может направиться.

Так что, не всё очень уж плохо, но нужно проводить диагностику и проводить коррекционную работу.

Клиническая картина и возможные риски дислексии

Дети, испытывающие трудности с чтением, проявляются по-разному в зависимости от их возраста

Раннее вмешательство имеет важное значение для улучшения результатов обучения, поскольку большинство детей с проблемами чтения, которые все еще присутствуют в третьем классе, продолжают испытывать трудности на протяжении всего формального образования. Диагноз обычно не ставится до тех пор, пока не будет предпринята попытка формального обучения чтению, обычно в первом классе

У дошкольников из группы риска могут быть:

  • трудности с рифмованием;
  • сбивающие с толку слова, которые звучат похоже;
  • проблемы с запоминанием названий букв.

Дети детсадовского возраста из группы риска и первоклассники могут столкнуться с:

  • неспособностью выучить буквы (сильный предиктор способности к чтению);
  • неспособностью читать слова и трудности с правописанием к концу первого класса.

Во втором классе и после него могут присутствовать:

  • плохая успеваемость в школе;
  • нелюбовь к школе;
  • соматические дисфункции при походе в школу.

Дети с нарушениями чтения будут избегать чтения, за этим последует уменьшение словарного запаса, требуемого их возрасту, увеличение сложностей чтения. Медицинский осмотр пациентов с дислексией должен быть стандартным с акцентом на признаки других неврологических, медицинских или генетических причин их нарушений.

Какие формы она принимает?

Первая — оптическая. В языках, базирующихся на кириллице или латинице, начертания букв не отличаются контрастным многообразием, все буквы состоят из похожих элементов, только расположенных в разных последовательностях. Ребенок с оптической дислексией путает буквы, т. к. для него они не имеют характерных черт, которые могли бы стойко врезаться в память.

Вторая форма — семантическая. За предложениями дислексик не видит текста, он различает символы, связывает их в слова, но не может разобрать семантику, смысл прочитанного.

Третья форма — аграмматическая. Ее обычные проявления выглядят так: «низкая стол», «бежевая плед». суть здесь не в различении символов, а в согласовании слов. Точно такие же ошибки наблюдаются при аграмматической дисграфии. Что логично, для носителей разных языков она будет иметь уникальные черты из-за их грамматической несхожести.

Четвертая форма — фонематическая. При чтении ребенок путает глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные, читает медленно, по буквам, переставляет слоги.

И последняя форма — мнестическая, вызванная расстройством памяти. Мнестический дислексик не может запомнить, как связаны графический знак и звук, для него очертания символа выглядят абстрактно и неконкретно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: