Научите ребёнка альтернативному поведению
Это пригодится, если вы знаете причину постоянного раздражения ребёнка, но устранить её не можете. Например, это конфликты со сверстником в детском саду. Как избежать драк в таком случае?
Научите малыша неагрессивному поведению!
Обыгрывайте вместе привычные ситуации, за которыми обычно следует драка. Когда очень хочется ударить, ребёнок может похлопать в ладоши, попрыгать на месте, присесть — физическое отвлечение всегда отлично помогает. Иногда достаточно просто повернуться спиной к раздражающему человеку, чтобы успокоиться.
Найдите дома предмет, который будет “ловушкой для злости”. Это может быть игрушка, подушка или что-то другое, мягкое и безопасное. Если малыш чувствует, что зол и хочет выплеснуть эмоции, он может побить свою “ловушку для злости”.
Читайте детские книги, показывающие альтернативные формы агрессивного поведения. Изучите их вместе, проговаривая все способы и обсуждая поведение героев.
Причины детской агрессии
Ребёнок злым не рождается, его агрессия — это отражение дискомфорта внутри, призыв помочь, который он так проявляет. Малыш кидает свои игрушки, плюётся, устраивает истерику и дерётся. Дети постарше грубят и орудуют кулаками — у такого поведения всегда есть причина. Да, гнев — это естественно, но если он систематичен, то нужно насторожиться, чтобы агрессивное поведение не закрепилось и не стало нормой.
Давайте рассмотрим основные причины, почему ребёнок дерётся.
Почему малыши дерутся с родителями
Так малыши сбрасывают накопившуюся агрессию. В полгода это выгибание спинки, крики и плач, после года могут добавиться укусы и щипание. Но самое интересное начинается с двух лет. В этом возрасте даже обычно спокойные и милые детки могут превратиться в маленьких раздражительных монстриков.
Однако, если агрессия становится слишком частой, родителям надо бить тревогу. Возрастными изменениями и капризами постоянные драки трёхлетнего малыша не объяснишь.
Чаще всего это недостаточное развитие речи (драчун просто не знает, как описать свои чувства), недостаток внимания со стороны взрослых или их постоянная раздражительность. А порой это симптомы психических нарушений. Тогда следует обратиться к специалисту.
Почему дерутся дети в детском саду
Трёхлетний малыш начинает понимать, что мир — это не только его семья. Он посещает детский сад, а там много сверстников со своими желаниями и потребностями, которые часто совпадают. И вот ранее безобидный дошколёнок бьёт лопаткой другого, отбирает игрушки или жадничает свои, обостряя конфликт. Знакомая картина, да?
Пятилетки уже отражают манеру поведения семьи, потому причины их агрессии также стоит искать там. Родителям стоит задуматься, что они транслируют своим детям?
Почему дети дерутся в школе
Чаще всего школьники дерутся из-за ссор друг с другом. Так они борются за своё место в коллективе
Хотя бывают и другие причины: неуверенность и желание привлечь внимание, ответная реакция на буллинг, стресс, насилие дома
Решая конфликт в школе, обязательно выслушайте обе стороны, поговорите со свидетелями. Нередко ученик, ударивший первым, был спровоцирован. Тогда воспитательные меры должны применяться к обоим участникам драки.
На катке
День был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю. Витя выделывал разные фокусы — то ехал на одной ноге, то кружился волчком.
— Молодец! — крикнул ему один из мальчиков.
Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.
— Я нечаянно… — сказал он, отряхивая с её шубки снег. — Ушиблась? Девочка улыбнулась:
— Коленку… Сзади раздался смех.
«Надо мной смеются!» — подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.
— Эка невидаль — коленка! Вот плакса! — крикнул он, проезжая мимо школьников.
— Иди к нам! — позвали они.
Витя подошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.
— Как вы оцените поведение Вити?
-Что помешало Вите совершить хороший поступок?
— Понял ли Витя, что поступил плохо?
Просто старушка
По улице шли мальчик и девочка. А впереди их шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
— Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:
— Это твоя бабушка?
— Нет, — ответил мальчик.
— Мама? — удивилась подружка.
— Нет!
— Ну, тётя? Или знакомая?
— Да нет же, нет! — ответил ей мальчик. — Это просто старушка!
— Как бы вы оценили поведение мальчика?
— Как вы думаете, как повела бы себя девочка, если бы шла одна?
— Из чего это следует?
Печенье.
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
— Дели по одному, — строго сказал Миша.
Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.
— Ровно? — спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки:
— Ровно… Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.
— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба…
— Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? Почему?
— Умеют ли мальчики контролировать своё поведение?
— Можно сказать, что у них нет совести или она крепко спит, т.к. совесть – это умение оценить свой поступок и нести ответственность за своё поведение.
— Что бы вы им сказали, чтобы разбудить их совесть?
Драки в детских учреждениях
Была ли у вас такая ситуация, когда вы приходите забирать ребенка из школы или детского сада, а учитель или воспитатель говорит вам: «Ваш ребенок дерется в саду, примите, пожалуйста, меры».
Тут у каждого родителя могут возникнуть разные эмоции и даже абсолютно противоположные. Кто-то почувствует стыд и неловкость за своего ребенка. Кто-то почувствует страх, как малыш сейчас себя чувствует и что с ним произошло? В любом случае такая ситуация, согласитесь, не самая приятная.
Покажите ребенку пример рассудительной реакции. Сдержитесь и не ругайте ребенка сразу! Сначала стоит разобраться и выяснить, что именно произошло.
Очень сложно разобраться в ситуации, которую вы сами не видели. Особенно, если ваш малыш сам вам не может все подробно рассказать. Например, он еще очень мал, ребенку 2-3 года и он еще плохо разговаривает, или он не хочет это вам рассказывать.
Поговорите с воспитателем или учителем, спросите самого малыша — что произошло. Он защищал свои игрушки или его толкнули, а он ответил? Необходимо объяснить недопустимость физического насилия, и показать и обучить способам защиты с помощью слов.
Скорее всего, ваш ребенок уже все выслушал от воспитателя или учителя о своем поведении, поэтому не обрушивайте шквал своих обвинений и наказаний на него. Он может почувствовать, что весь мир от него отвернулся. Признайте его чувства и его права на злость.
Важно также отметить – это разовая ситуация (например, ребенок мог не рассчитать силу, самообороняясь) или он часто является зачинщиком ссор в коллективе и всегда использует силу в качестве весомого аргумента?
Спокойно, без накала страстей поговорите с ребенком. Представьте себя на его месте, что чувствует ваш малыш, когда вы ругаете его? Особенно тогда, когда в его жизни и так что-то пошло наперекосяк.
Обсудите с воспитателем (учителем) какие совместные меры вы можете предпринять, чтобы избежать повторения таких ситуаций. Например, оставить в группе «подушку злости» и ваш малыш, когда очень сильно разозлится, может подойти и поколотить ее. Или он может потопать и зарычать, или воспитатель/учитель может дать карандаши и бумагу для выражения своих чувств на листе.
Помощь ребенку
Родители очень редко сами становятся свидетелями драк, чаще всего они узнают о них от родителей других детей или же учителей. Поэтому сложно выяснить, кто же на самом деле прав, а кто нет. Для выяснения подробностей стоит поговорить с учениками или с учителем, с теми, кто видел драку. Это стоит делать в отсутствие ребенка, чтобы позже можно было услышать и его версию отдельно. Если ребенок расскажет о причинах драки четко и подробно, значит, вероятнее всего, что он прав. Если же он отмалчивается или уклоняется от ответов, то, возможно, его поведение объясняется тем, что он чувствует за собой вину. Причина драки тоже очень важна, т.к. если ребенок сам обзывается и задирается — это одно дело, и совсем другое дело, если ребенок просто защищался. Родителям стоит научить ребенка отстаивать свои права, но запомнить, что драться стоит только в крайнем случае, когда этого не избежать.
Если драки происходят не часто, то не стоит очень беспокоиться. Однако, если драки не редкость, стоит взяться за решение этой проблемы основательно. Бывает, что ребенок видит в одноклассниках врагов, в такой ситуации следует помочь ребенку понять, что во всех людях есть хорошие качества, что его одноклассники — это его товарищи, и стоит попытаться с ними дружить, а не драться.
В случаях, когда драка происходит на глазах у родителей, многое зависит от их реакции. Если не разобраться в причинах, а сразу встать на сторону ребенка, то таким образом можно дать ему твердую уверенность в том, что он лучше всех остальных и ему можно делать все, что он захочет. Если же, наоборот, пристыдить ребенка, то он в другой раз просто дождется ухода родителей, а потом будет драться. Лучше всего спокойно разобраться в том, кто виноват в драке, по каким причинам она произошла. Не стоит ругать ребенка при сверстниках, нужно спокойно поговорить с ним позже, дома.
Ребенку не всегда удается найти верный выход из ситуации, иногда драки все же неизбежны. Родителям стоит больше общаться с ребенком, интересоваться его взаимоотношениями со сверстниками, узнавать, что у него не ладится в школе и помогать с решением его проблем.
Как тренировать ассертивность в онлайн-школе
На примере учёбы в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» рассмотрим, как можно становиться увереннее в себе, учиться выражать точку зрения и прокачивать навык личных границ. Вот несколько советов хоумскулерам.
Взять ответственность за учёбу
Для домашнего обучения нужен куда больший уровень сознательности, чем для традиционной школы. Здесь учителя не будут «пинать» и напоминать о домашних заданиях. Образование — это ответственность самого ребёнка и его родителей, если школьник пока учится в младших классах.
Здорово, если ребёнок как можно раньше поймёт, что хорошо учиться, не пропускать онлайн-уроки и вовремя сдавать работы — в его же интересах
Важно самому дисциплинировать себя и организовывать день. Это поднимает уровень ассертивности и ответственности за свою жизнь.
Высказываться на каждом уроке
На домашнем обучении гораздо легче «спрятаться в домик» — просто отключаешь микрофон с камерой, не пишешь в чат, и тебя как будто нет. Но в долгосрочной перспективе это не сыграет на пользу: ребёнок не научится взаимодействию с другими людьми в учебной остановке и хуже усвоит информацию.
Чтобы успешно учиться, полезно ставить себе цели: например, проявлять активность на каждом уроке и высказываться хотя бы один раз за занятие — включая микрофон или отмечаясь в чате
Особенно важно говорить, когда не согласен с преподавателем или что-то не понимаешь
Часто ребята думают, что задавать вопросы — значит показаться глупыми. Но как показывает практика, вопрос, который мучает вас, — зачастую мучает и остальных одноклассников. Но они тоже боятся высказаться, и получается заколдованный круг.
Записаться в онлайн-клубы
В домашней онлайн-школе действует много клубов, участие в которых развивает публичных выступлений и коммуникации со сверстниками. Онлайн-клуб — это встреча, на которой ведущий и участники общаются по видеосвязи на определённую тему.
В «Фоксфорде» учатся ребята с разных уголков мира. У каждого из них — свой уникальный опыт. Онлайн-клубы позволяют подросткам находить единомышленников.
Что делать, если ребенок дерется? Как отучить ребенка драться?
Для этого нужно научить ребенка справляться со своей агрессией. А для этого, как минимум, ребенок должен научиться определять, что он чувствует и принимать свои чувства. Злиться — можно, драться — нельзя!
Давайте разберем на примере. Произошла драка. Ваши действия:
Покажите ребенку, что вы его любите все равно. Злой он или добрый – мы любим наших детей всегда
Им это очень важно знать и понимать. Для этого присядьте рядом с ним, чтобы быть на уровне его глаз
И постарайтесь быть сами спокойны. Это даст вашему ребенку чувство опоры. И поможет успокоиться.
Озвучьте чувства ребенка: «Ты сейчас очень злишься, верно? Очень неприятно, когда у тебя забирают любимую игрушку. Или ты злишься, потому что еще не хочешь идти спать?». Выслушайте его. Скажите, что вы понимаете.
Дальше напомните, что есть границы. «Очень захотелось вернуть игрушку и ты ничего не придумал, как толкнуть брата? Но драться недопустимо. Как бы ты мог иначе вернуть свою игрушку?»
Обсудите возможные способы реагирования на конфликтные ситуации. Выучите с ребенком разные фразы для налаживания взаимодействия со сверстниками. Например:
- «Извини, но эта игрушка мне нужна самому»;
- «Дай мне, пожалуйста, эту вещь, она мне очень нужна»;
- «Ты мне сделал больно, не надо так больше махать рядом со мной машинкой» и т.д.
Для лучшего запоминания проиграйте разные ситуации с помощью игрушек. Призовите на помощь сказкотерапию. Обсудите с ребенком варианты взаимодействия в группе детей.
Почему ребенок дерется? Разберемся в причинах
Одна из причин – возрастные особенности ребенка. Как уже было сказано ранее, ребенок дерется в 1 год, проявляя таким образом свой протест на большое количество запретов, единовременно появившихся в его жизни.
В 2-3 года ребенок учится проявлять свои чувства и может попробовать замахнуться и ударить, проявить физическую агрессию. Он изучает нормы и правила семьи и общества, смотрит, что можно, а что нельзя, изучает границы. Пока еще не в состоянии совладать со своими эмоциями.
В 4-6 лет ребенок все чаще для разрешения спорных ситуаций использует речь. Но все же и в этом возрасте префронтальная кора головного мозга, отвечающая за произвольность, все еще созревает, и малыш не всегда может сдержать свой накал страстей внутри себя. Чаще всего драки в этом возрасте носят разовый и ситуативный характер.
После 7 лет дети уже могут при желании контролировать свои эмоции. И обычно уже знакомы с нормами в обществе.
Какие еще могут быть причины?
Получает внимание
Как вы обычно реагируете на агрессивное поведение ребенка? Мало кто может похвастаться, что остается спокоен, когда ребенок дерется. Если он недополучает вашего внимания, или вы с ним обычно очень сдержаны и спокойны, то на этом фоне ваша бурная эмоциональная реакция на драку сильно выделяется.
Задумайтесь и постарайтесь честно ответить: в каком процентном соотношении вы проявляете похвалу и ругань к своему ребенку?
Зачастую мы забываем хвалить и поощрять ребенка, когда он самостоятельно играет или затевает совместную игру с братом. Часто мы это воспринимаем как само собой разумеющееся и никак не реагируем на это.
А вот если наш малыш отобрал игрушку у товарища или толкнул кого-то, то вот здесь мы точно не промолчим!
Вывод: старайтесь спокойно, но в то же время неоспоримо объяснять недопустимость физической агрессии и одновременно с этим более эмоционально поощрять хорошее поведение вашего ребенка.
Семейный шаблон поведения
Одна из причин драчливости – не знание других способов реагирования. Если в семье все конфликтные ситуации разрешаются руганью, если в семье используется физическое наказание, то ребенок принимает это поведение как адекватное и единственно верное.
Как вы разрешаете конфликтные ситуации в семье? Что видит ваш ребенок? То он и перенимает.
Отсутствие границ
Я уже сказала, что одной из причин является слишком большое количество запретов в жизни малыша. В то же время, отсутствие запретов и границ также является одной из причин агрессивного поведения ребенка.
Сейчас очень модно стало растить ребенка в «демократической обстановке». Причем каждый родитель трактует это по-своему. И многие под этим подразумевают, что ребенок самостоятелен практически с рождения и может сам делать, что хочет, а отсутствие границ и жестких рамок поможет ему вырасти «свободной личностью».
Поверьте, это жуткая ошибка. Ребенок не может самостоятельно решать, что такое хорошо, а что такое плохо. Для этого у него есть родители. А наша с вами задача – обеспечить безопасность нашего ребенка.
Об этом хорошо рассуждает и доктор Комаровский. Вы можете посмотреть его мнение по этому вопросу в следующем видео:
Если малыш не чувствует, что вы его защищаете, ставя границы (играть, бросаясь мягкими кубиками можно, а играть так же, бросаясь камнями, нельзя, это опасно!). Тогда ребенок начинает эти границы активно искать.
Заступится ли мой родитель, когда я буду драться? Или он опять скажет: «Пусть учится сам разбираться». Если ребенок это услышит, то тогда его поведение будет еще больше граничить с различными правонарушениями. Малыш ждет — ну когда же родители скажут ему: «Стоп! Мы за тебя отвечаем. И мы ставим границы. Создавая тем самым поле деятельности, в котором ты можешь чувствовать себя спокойно и безопасно».
Миф о «настоящем мужчине»
Вы слышали на площадке или среди других родителей, как они с гордостью говорят. «Мой сын – настоящий мужчина! Может постоять за себя»? К сожалению, такие фразы чаще говорят, когда ребенок защищает свои вещи и свои интересы с помощью силы. Именно это считается «мужественностью». Это грустно.
Ведь настоящий мужчина должен уметь разрешать конфликтные ситуации словами и поступками, а не применением физической силы.
Почему ребенок дерется на детской площадке или в гостях
Дети, особенно от года до 3-4-х лет еще пробуют разные модели поведения, которые помогут им достичь желаемого результата. Например, ребенок в год может драться только потому, что он еще не умеет по-другому проявлять свою злость. И в то же время, контролировать свои чувства он еще тоже не в состоянии.
Не ругайте его, наказывая и отбирая все игрушки обратно. Проговорите его чувства и чувства «пострадавшего». Например: «Я понимаю, что тебе очень понравилась его игрушка, и ты тоже захотел в нее поиграть, да? Но он не разрешил. И тогда ты очень разозлился и решил стукнуть его. Как ты думаешь, что он сейчас чувствует? Посмотри — он плачет, ему больно».
Покажите ему на собственном примере какое дальнейшее поведение будет правильным в такой ситуации. Подойдите сами к «пострадавшему», извинитесь за ребенка, пожалейте. Лучше это, конечно, сделать совместно с вашим ребенком. Но хотя бы так.
Как бы ни банально и заезженно это звучало, но все же, помните, что, оценивая происходящее, давайте оценку поступкам и поведению ребенка, а не ему самому!
Вроде все уже об этом слышали и знают, но на детской площадке каждый день можно услышать «Какой ты хулиган! Пошли домой, бестолочь! Ты — драчун! Никто с тобой дружить не хочет!».
Поверьте, дети очень верят словам родителей. И если родитель так говорит, значит это так! А если это не так, значит надо таким стать. И ваш ребенок будет только закреплять такое поведение.
Как обучать ребенка управлению эмоциями
Дети не понимают, что эмоции так же быстро исчезают, как и появляются. Поэтому каждая встряска кажется им концом света и огромной трагедией. Задача взрослых – показать, что это не так.
Некоторые психологи советуют дать ребенку время самостоятельно разобраться со своими эмоциями. Но это неверная стратегия, которая приводит к серьёзным психологическим травмам. Игнорирование проблемы не поможет ее решить.
Есть несколько распространённых приёмов, которые помогают детям справиться со своими эмоциями:
• Исписать бумажный лист или нарисовать картинку карандашами.
• Крепко схватиться за спинку стула.
• Написать на бумаге все свои эмоции.
• Ударить по боксёрской груше или подушке.
• Покидать в стенку мягкие мячики.
• Слепить фигурки из пластилина.
• Похлопать в ладоши или начать приседать.
• Изорвать лист бумаги или ненужную газету.
• Сделать 5-10 глубоких вдохов.
• Сжать в руках резиновый мяч или сжать кулак.
• Ущипнуть себя – за щеку или локоть.
Не все родители знают, что дети обращают внимание на любые мелочи. Поэтому стоит всегда следить за своими движениями, прикосновениями и речью
Объясняйте ребенку, который истерит, как называются те чувства и эмоции, которые он испытывает. Малыш должен понимать, что такое гнев, раздражение и тревога.
Тактильные ощущения – это то, в чём нуждается каждый человек, и ребенок особенно. Поэтому родители помогают малышу с помощью твёрдых и спокойных прикосновений.
Дети не так сильно воспринимают то, что им сказано, как то, как им это было сказано. Именно поэтому, сопереживая, родители говорят спокойным голосом.
Самое главное, за чем стоит следить родители – это собственное состояние. Только когда мама и папа будут эмоционально устойчивы, они смогут помочь своему ребенку и показать правильный пример поведения.
Как воспитать уверенного в своих силах малыша, читайте здесь.
Конфликты в детской среде
Столкнуться с разногласиями со сверстниками дети могут в любом возрасте.
Малыши и дошкольники
Prostock-studio/Shutterstock.com
В 2-3 года конфликты между малышами могут возникнуть из-за:
- неловкости и неуклюжести, когда один малыш нечаянно толкает другого;
- желания обладать чужой игрушкой;
- «войны» за территорию (ребёнок «облюбовал» горку и никого туда не пускает).
Предугадать появление таких ситуаций невозможно. Поэтому мамам и папам стоит быть особенно внимательными, отправляясь гулять на детскую площадку, чтобы вовремя предотвратить назревающую ссору.
В возрасте 4-6 лет причинами раздоров между детьми становятся:
- зависть к чужим успехам;
- ревность к вниманию взрослого;
- обида на сверстника за то, что тот не поделился игрушкой или сладостью.
В этом возрасте дошкольники нередко сами могут спровоцировать конфликты, а накажут того, кто первый применил силу.
Младшие школьники
Prostock-studio/Shutterstock.com
В младшем школьном возрасте причины разногласий между детьми остаются такими же, как и в детском саду. К ним добавляются зависть к хорошим оценкам и расположению учителя, а также неприязнь к тем детям, которые чем-то отличаются от других: носят очки или имеют проблемы с лишним весом.
Ребята начинают придумывать обидные прозвища, дразнить «белую ворону»
Это происходит как с целью привлечь к себе внимание и повеселить окружающих, так и с желанием самоутвердиться за счёт слабого
Подростки
Prostock-studio/Shutterstock.com
Желание унизить соперника за счёт собственной значимости возрастает к подростковому возрасту.
Многие сталкиваются с таким явлением, как буллинг или травля, которая может происходить в реальной жизни (вспомним фильм «Чучело») и в интернете (это явление носит название «кибербуллинг»).
Как правило, жертвами травли становятся тихие, застенчивые дети, не умеющие дать отпор обидчикам. Причинами буллинга может быть любая деталь, отличающая ребёнка от сверстников.
И если в младшем школьном возрасте травля ограничивается придумыванием обидных прозвищ и дразнилок, то подростки зачастую применяют к «жертве» физическую силу.
Как показывает практика, нравоучительные беседы с зачинщиками травли и призывы к совести не спасают. Если в ситуацию вовремя не вмешаются взрослые и не прекратят конфликт, всё может закончиться очень печально.
Кроме травли разногласия между подростками могут быть вызваны:
конкуренцией за внимание понравившегося мальчика или девочки;
попытками добиться расположения авторитетного учителя или тренера;
желанием занять определённый статус в группе.
Как вы уже поняли, любой конфликт между детьми требует разрешения. Но каким способом это лучше сделать? Стоит ли давать обидчикам сдачи или лучше всё решить с помощью слов?
Об этом поговорим далее.
Советы родителям
Мы рассмотрели, что делать родителям и как объяснить ребёнку, что нельзя драться. Давайте поговорим, какие ошибки можно допустить в этом нелёгком процессе:
-
Не кричите на ребёнка. Даже в самой трудной ситуации не забывайте о своём опыте и мудрости.
-
Не обзывайте малыша и не бейте его в ответ. Ругайте за поступок, а не самого ребёнка.
-
Не угрожайте полицейскими, злыми дядями, бабайками, волками и прочими страшилками. И уж тем более не говорите, что вы его отдадите, так как “нам такой драчун не нужен”.
-
Не нужно притворяться, что плачете. Дети быстро вас раскусят. Ради этого маленького спектакля они будут повторять свои агрессивные действия раз за разом. Смешно же, мам, да?
-
Вы отмечаете только плохое поведение, а не хорошее. Значит, малыш получает больше внимания от вас, когда дерётся или ведёт себя плохо. Хвалите, когда ребёнок поделился игрушкой со сверстником, удержался от удара, ушёл от конфликта — закрепляйте положительное поведение.
Если наши рекомендации вам не помогли и вы по-прежнему не справляетесь с маленьким драчуном, обязательно обратитесь к специалисту для консультации. Вместе вы сможете найти причины агрессии, разработать стратегию поведения и продумать пошаговые действия, как отучить ребёнка драться.
Екатерина Дорошина,педагог, методист IQsha, автор статей и упражнений
Развитие и обучение детей от 2 до 11 лет в игровой форме
Начните заниматься прямо сейчас
Начать заниматься
Другие причины
Выше описаны основные причины, но стоит также отметить второстепенные. Итак, почему маленькие дети дерутся?
Неверный вывод после драки. Например, малыш не сам полез в драку, его втянули, и он сумел дать отпор. В ответ родители его хвалят и говорят, что им гордятся. Конечно, ругать ребенка не нужно
Важно, чтобы малыш мог за себя постоять
Но не надо акцентировать на этом внимание. Ребенок должен понять, что самому затевать драку без причины не стоит.
Средства массовой информации
Дети много информации черпают из телевизора и интернета
И если папа часто смотрит боевики, а ребенок поглядывает, то уже на подсознательном уровне он запоминает, что драка поможет решить любую проблему.
Ребенок некомфортно чувствует себя в детском саду или школе. Его там обижают или унижают. Драками малыш пытается показать, что больше не хочет посещать это заведение.
Плохая компания. Друзья ребенка любят быть зачинщиками драки, и малыш пытается повторять поведение своих сверстников.
Выше описано, почему дети дерутся. Зная причины, можно найти выход из любой ситуации. Лучше искоренять подобное поведение в начале его проявления и не ждать, когда будет уже слишком поздно.
Ребенок поднимает руку на Вас
Когда ребенок начинает ходить, примерно в 1 год, то в его жизни появляется не только свободное для изучения пространство, но и множество запретов. Так хочется залезть повыше, потянуть в рот все, что попадется под руку. А слышно только «Не трогай! Не лезь! Отойди! Нельзя!».
Зачастую, первая реакция на них – это укусить маму, стукнуть, закричать и заплакать. Подраться с родителями в знак протеста — для ребенка практически инстинктивная реакция.
Важно дать понять ему, что такое поведение в семье не допускается. Перехватить его руку
Если он ударил вас — сказать, что вам больно и обидно. Показать и объяснить ему, как он может по-другому выразить свое недовольство.
В то же время, стоит постараться уменьшить количество запретов, оставив только самые необходимые. Например, поставить блокираторы на ящики, чтобы ребенок не смог сам открыть шкафчики и комод. Заткнуть розетки специальными заглушками.
Родители – самые близкие люди для ребенка, и на вас он «отрабатывает» способы реагирования на те или иные жизненные ситуации. Если вы с улыбкой журите малыша, когда он вас стукнул: «Ай-ай, какой ты бойкий!» — то будьте готовы к тому, что такое поведение может закрепиться, и в дальнейшем он может стукнуть и посильнее, и не только вас.
Ребенок дерется в школе: советы психолога
Прежде всего, разберитесь в ситуации, ведь если вы накажете своего ребенка, а потом выяснится, что он ни в чем не был виноват, его доверие к вам будет подорвано. Поговорите с ребенком — возможно, у него не ладятся отношения с одноклассниками. Если он скажет вам, что это была самооборона, обратитесь за помощью к учителям, чтобы те прояснили ситуацию и подсказали, как себя вести. Возможно, в случае когда дело не в вашем ребенке, будет смысл сменить школу на более подходящую.
Рекомендуем
- Что делать, если меня не устраивает, как и чему учат ребенка в школе?
- Что делать, если ребенка подвергают психологической травле в школе, во дворе?
- Ребенок постоянно плохо себя ведет. Что делать и в чем может быть причина?
- Как быть родителям, если ребенок не слушается?
Почему ребенок так себя ведет?
Дома он относительно тих и на все замечания взрослых отвечает, что больше так делать не будет. Но как только он переступает школьный порог, мигом кидается в драку, напрочь забывая обо всем, что битый час втолковывали ему родители. Причин для такого поведения есть несколько:
Слишком строгий контроль. Неумное желание родителей контролировать каждый шаг ребенка заставляет его проявлять себя не с лучшей стороны в школе (и даже еще в садике). Он делает это для того, чтобы хоть ненадолго почувствовать себя свободным.
Отсутствие взаимопонимания. Взрослые постоянно чем-то заняты. Проблемы на работе, решение бытовых и материальных вопросов – все это отбирает у них практически все время. А найти хотя бы пару минут для того, чтобы выслушать и, самое главное, понять собственного ребенка – удается единицам. Именно поэтому дети замыкаются в себе и при наличии каких-то внутренних проблем начинают вести себя неконтролируемо
А все из-за того, что они попросту не знают, как найти решение важного для них вопроса и пытаются сделать это по-своему. Желание казаться лучше
Придя в школу, каждый ребенок попадает в совершенно новую ему среду, где сразу становится понятно – первым будет тот, кто лучше. Но лучшим можно быть не только в учебе. Лучшим можно быть и в драке. Поэтому если наука не сильно привлекает первоклассника, он выбирает для себя другой и как видно более простой способ самоутверждения в коллективе.
Неумение общаться со сверстниками. Бывает и так, что одной из главных причин чрезмерной «драчливости» вашего чада может быть обыкновенное неумение правильно общаться со сверстниками. Тот показал ему кулак, а тот скривил некрасивую рожицу — и обиженный мальчуган тут же бросается в драку. Чтобы этого избежать надо, прежде всего, объяснить ему, как еще можно действовать в подобных ситуациях и почему.
Причины агрессии у ребенка и способы их решения
• 1 причина
Ребенок не посещал детский сад, а воспитывался дома во вседозволенности и не понимает, что драка это плохо. Родители придерживались позиции, что их ребенок всегда прав и у него формируется мнение, что ему можно все.
Чтобы решить эту проблему родителям нужно изменить свою позицию воспитания и объяснить ребенку, что так общаться нельзя, что есть определенные границы, которые переходить при общении с другими, нельзя.
• 2 причина
Очень жесткий контроль родителей, частая критика и постоянные оценки действий ребенка. При этом ребенок испытывает внутреннее напряжение, которое может выплеснуться агрессией в сторону других детей.
В таком случае следует ослабить контроль над ребенком и дать ему свободно развиваться, не ограничивая его и не критикуя. У ребенка появится чувство свободы и доверия от родителей, напряжение и агрессия пройдут.
• 3 причина
Стрессовые ситуации, которые выбивают ребенка из равновесия. Это может быть развод родителей, потеря любимого питомца, что-то, что причинило боль ребенку. Чтобы избавиться от боли он захочет причинить эту боль другому, отсюда драки.
Тут важна поддержка ребенка, понимание со стороны родителей, ребенок должен чувствовать, что он не один и что все преодолимо.
• 4 причина
Драки в семье ребенка. Родители подают основной пример для ребенка, и если он постоянно видит, как родители выясняют отношения на повышенных тонах, применяя силу, то и он в общении с другими детьми будет себя вести также.
В таких случаях лучше всего помогает детский психолог и изменение поведения родителей.
• 5 причина
Влияние определенной компании, в которую попал ребенок. Желание показаться смелым и крутым, чтобы соответствовать остальным членам компании приводит к тому, что ребенок начинает задираться и ввязываться в драки.
В такой ситуации важна психологическая работа с ребенком совместно с учителем и психологом. Родителям нужно убеждать ребенка, что причинять кому-то боль — это не способ самоутверждения. В этом случае с агрессивным поведением поможет справиться спортивная секция, которая позволит ребенку выплескивать агрессию и придаст уверенность в себе.