Слайд 4Требования к картинам:- содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное
отношение к окружающему; — картина должна быть высокохудожественной;- изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; условное формалистическое изображение не всегда воспринимается детьми; — следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения. — не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного
Сильное сокращение и заслонение предметов вызывает их неузнаваемость.- следует избегать излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка.
Требования к речи воспитателя: она должна быть четкой, лаконичной, ясной, выразительной. Обобщающие высказывания педагога являются образцом ответа на вопрос, образцом построения предложения.
Слайд 5В обучении детей рассказыванию по картине выделяют несколько этапов:1. В младшем
дошкольном возрасте осуществляется подготовительный этап, который ставит своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию.2. В среднем дошкольном возрасте детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.3. В старшем дошкольном возрасте возрастает мыслительная и речевая активность детей. Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины.
Слайд 6
Младшая группаОсновные задачи : — обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное; — постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).Занятие включает обычно две части: рассматривание картины по вопросам- заключительный рассказ-образец педагога. Оно может начинаться с небольшой вводной беседы. Цель ее — выяснить представления и знания детей об изображенном, вызвать эмоциональный настрой перед восприятием картины.
Характерные особенности занятий по картине с детьми младшего дошкольного возраста: — чередование хоровых и индивидуальных ответов;- обязательное наличие эмоциональных и игровых приемов;использование литературных и художественных вставок.После занятия картина остается в группе на несколько дней.
Виды занятий по формированию навыков рассказывания по картине
Рассказывание по картине реализуется на занятиях следующих типов:
- Составление описательных рассказов по предметным картинам. Такой рассказ предполагает последовательное описание ребенком предметов, которые изображены на картине с отражением их свойств, сущностных характеристик, параметров: формы, размера, цвета, назначения применения.
- Составление описательных рассказов по сюжетным картинам. Используются картины, на которых изображены конкретные сюжетные действия, события. Ребенку необходимо дать последовательное описание их происхождения т.е. ребенок описывает только то, что он видит, не выходя за рамки изображенной ситуации.
- Творческое описание картины. Оно предполагает составление ребенком самостоятельного рассказа по картине. Как правило, используются сюжетные картины. На них отражается конкретная ситуация, событие. Ребенку необходимо придумать начало развития события и его завершение т.е. он выходит за рамки изображенного, включая свою фантазию, воображение.
- Составление рассказов по нескольким картинкам. Применяется серия картинок, на которых отражено какое-то событие. Ребенок описывает то, что отражает каждая картинка, связывая это с описанием изображенного на иных картинках. Это учит последовательному рассказу, установлению связи событий и явлений, которые изображены на разных картинках и формированию единой структуры повествования.
- Составление описательных рассказов по пейзажам. Используются картины, на которых изображены разнообразные пейзажи и составляется повествование. Может быть использовано стандартное описание изображения, а может и творческое – составление рассказа по картине.
Слайд 2 В методике развития речи обучение рассказыванию по картине (описание и
повествование) разработано в достаточной степени детально. Здесь методика опирается на классическое наследие западной и русской педагогики, использованное позднее применительно к работе с детьми дошкольного возраста Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, Л. А. Пеньевской, Е. И. Радиной, М. М. Кониной и другими. Все они подчеркивали большое значение картинки как для общего развития детей, так и для развития их речи. Для методики обучения рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия и понимания картин детьми. Эта проблема рассматривается в работах С. Л. Рубинштейна, Е. А. Флериной, А. А. Люблинской, В. С. Мухиной. В исследованиях отмечается, что уже в два года ребенок с удовольствием рассматривает картинки и называет их вслед за взрослым.
Слайд 21 Средняя группа Первое занятие по
Слайд 13Занятия с использованием репродукций пейзажных картин и натюрмортов кисти мастеров искусства.
Методику их рассматривания и описания разработала Н. М. Зубарева. К восприятию пейзажных картин дети подводятся постепенно, через опору на эмоциональные переживания, связанные с наблюдением природы. Восприятию пейзажных картин должно предшествовать наблюдение разнообразия и красоты окружающей природы: восход и заход солнца, гроза, сумерки, пасмурная и ясная погода, метель и т. Повышает эмоциональное восприятие картины рассматривание ее в сопровождении музыки, поэтических произведений
Это вызывает более пристальное внимание к картине, подчеркивает ее настроение, помогает подобрать для описания определения, эпитеты, меткие сравнения и метафоры (стихи А. С
Пушкина, Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина о природе, отдельные пьесы из «Времен года» П. И. Чайковского, русские народные песни и мелодии). Большое значение имеет рассказ-образец воспитателя или литературный образец. Широкие возможности предоставляют поэтические произведения о природе И. Соколова-Микитова, Т. Скребицкого, М. Пришвина и других писателей — знатоков и любителей природы.
Слайд 12II этап. В средне группе дети учатся и рассматривать и
составлять описательные рассказы по картинам. На 1-ом занятии по картине
– дети рассматривают картину; на 2-ом занятии по этой же картине – дети, опираясь на образец педагога, составляют описательный рассказ. Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети. Можно поиграть в лексико-грамматическая упражнение «Продолжи предложение».
— Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину.
• Я считаю, что на картине изображено начало дня, потому, что … В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите, как я», «Молодец, запомнил, как я рассказывала»,— говорит педагог, т, е. в этом возрасте не требуется отступления от образца. Рассказ-образец должен отвечать определенным требованиям (отражать конкретное содержание, быть интересным, коротким, законченным, излагаться четко, живо, эмоционально, выразительно).
Слайд 8 Средняя группа- Сначала дети рассказывают по вопросам воспитателя. — Затем
можно перейти к рассказыванию по образцу. В средней группе образец дается для копирования. Рассказ-образец должен отвечать определенным требованиям:- отражать конкретное содержание, — быть интересным,коротким, законченным, излагаться четко, живо, эмоционально, выразительно.
Структура занятий: дети молча рассматривают картинупроводится беседа, уточняющая основное содержание и детали. дается образец и предлагается рассказать о содержании картины. Картины для рассматривания: «Подарки маме в день 8 Марта», «Дорогие гости», «На реке», «В гости к бабушке» и др. (Из серии картин для детских садов. Авторы-методисты Л. А. Пеньевская и Е. И. Радина).
Слайд 10Старшая группа Виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и
сюжетной картинамповествовательный рассказописательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту.
Задачи: — учить детей правильно понимать содержание картины;воспитывать чувства (конкретно планируется в зависимости от сюжета картины): любовь к природе, уважение к данной профессии — учить составлять связный рассказ по картине; — активизировать и расширять словарный запас.
Требования к рассказам детей:- точная передача сюжета- самостоятельность в рассказах по картинам- образность- целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий, качеств, состояний и т.д.) Дети должны не только понимать содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции.
Методика. «Расскажи по картинке»
Этаметодика предназначается для определения активногословарногозапаса ребенка. Если ему от 3 до 4 лет, то ребенкупоказываютсерию картинок, представленных на рис. 27 и рис. 28. Если возраст ребенка от 4 до 5 лет, то он получает картинки, изображенныена рис. 29 и рис. 30. Далее ребенку дают 2 мин для того,чтобы онвнимательно рассмотрел эти картинки
Если он отвлекает не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание
После того, как рассмотрение картинки закончено предлагают рассказать о том, что он видел на ней. По каждой картинке отводится еще по 2 мин.
Психолог, проводящий исследование при помощи да I тодики, фиксирует результаты в таблице (табл. 1), ГДе наличие и частоту употребления ребенком различных частей грамматических форм и конструкций.
Схема протоколирования результатов исследования по методике «Расскажи по картинке»
№ |
Фрагменты речи, |
Частота |
п/п |
фиксируемые в процессе исследования |
употребления |
1 |
Существительные |
|
2 |
Глаголы |
|
3 |
Прилагательные в обычной форме |
|
4 |
Прилагательные в сравнительной степени |
|
5 |
Прилагательные в превосходной степени |
|
6 |
Наречия |
|
7 |
Местоимения |
|
8 |
Союзы |
|
9 |
Предлоги |
|
10 |
Сложные предложения и конструкции |
10 баллов— в речи ребенка встречаются все 10 включенны таблицу фрагментов речи.
8-9 баллов— в речи ребенка встречаются 8-9 из включенных в таблицу фрагментов речи.
6-7 баллов— в речи ребенка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи.4-5 баллов— в речи ребенка имеются только 4-5из д10 включенных в таблицу фрагментов речи.
2-3 балла— в речи ребенка встречаются 2-3из включенных в| таблицу фрагментов речи.
0-1 балл — в речиребенка имеетсяне болееодного фрагмента речи их тех, что включены в таблицу.
Выводы об уровне развития
10 баллов— очень высокий.
8-9 баллов— высокий.
4-7 баллов— средний.
2-3 балла— низкий.
0-1 балл— очень низкий.
ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ
Методика «Какой Я?»
Эта методикапредназначается для определения самооценкиребёнка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представленным далеепротоколом (табл. 3), спрашивает у ребёнка, какон сам себявоспринимает и оценивает по десяти различным положительнымкачествам личности. Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе,проставляются экспериментатором в соответствующихколонках протокола, а затем переводятся в баллы.
Оценка результатов
Ответы типа«да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.
Выводы об уровне развития
Выводы об уровне развития
10 баллов— очень высокий.
8-9 баллов— высокий.
4-7 баллов— средний.
2-3 балла— низкий.
0-1 балл— очень низкий.
Протокол к методике «Какой Я?
№ п/п |
Оцениваемые качества личности |
Оценки по вербальной шкале |
|||
да |
нет |
иногда |
|||
1 |
Хороший |
| |
|||
2 |
Добрый |
||||
3 |
Умный |
||||
4 |
Аккуратный |
||||
5 |
Послушный |
||||
6 |
Внимательный |
||||
7 |
Вежливый |
||||
8 |
Умелый (способный) |
||||
9 |
Трудолюбивый |
||||
10 |
Честный |
Конспект занятия №1 по обучению детей рассказыванию по картине в средней группе.
Тема занятия: «Беседа по картине «Куры»
Задачи:
- учить детей полно и точно отвечать на вопросы по содержанию картины, используя в речи простую распространенную фразу,
- обогащать и активизировать словарь,
- работать над развитием силы голоса.
Подготовительная работа:
- разучивать загадки о петухе,
- беседа о домашних птицах.
Словарь:
кукарекает, кудахчет, пищат, гребешок, бородка, шпоры, пестрые, хвост колесом.
Грамматика:
- винительный падеж существительных: «клюет зернышки», «нашли жучка», «клюнуть жучка», «пьет воду», «ищет червячков»;
- предложный падеж: «на голове», «на ногах», «на пальцах», «на земле»;
- существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
Оборудование:
картины «Куры», игрушка «Петух».
Ход занятия.
1. Организация внимания:
— Сначала сядут девочки, потом мальчики.
2. Встреча с петухом.
Его рассматривание.
Логопед достает коробку. Вдруг из нее раздается: «ку-ка-ре-ку!»
— Ой, кто это там кукарекает? Как вы думаете, ребята?
— Петушок.
— Давайте посмотрим (логопед открывает коробку и достает из нее большого игрушечного петуха).
— Здравствуй, петушок (дети здороваются)! Ты зачем залез в коробку?
— Здравствуйте! А я хотел всех ребят разбудить.
— Да ребята давно уже не спят. Смотри мы уже позавтракали и теперь сели заниматься.
— Да? Ну вот, значит, я опоздал.
— Петух огорчается.
— Ну, ты не грусти. Хочешь, мы тебе загадку загадаем? (Петушок со-глашается и дети загадывают ему загадку: «Хвост с узорами, сапоги со шпорами. Ночью — распевает, днем — время считает»).
-Ну, это про меня загадка. Да, и днем, и ночью распеваю. Я прямо как будильник. Я очень нужный.
— Да, Петя, ты не только нужный, но еще и очень красивый. Да, ребята? Хочешь мы про тебя расскажем? (Логопед вместе с детьми рассказывает).
— А у меня есть картина, на которой нарисована куриная семья. Хотите посмотреть? (Логопед вывешивает картину). Давайте назовем всех-всех, кто нарисован на этой картине.
— Кто это?
— Расскажите, какой у него гребешок.
— Что у него еще есть на голове?
— Какой у него клюв?
— Какие глаза?
— Какой у петуха хвост?
— Какие у петуха лапы? Что есть на лапах?
— Какого цвета перышки у петуха?
— Что делает петух?
— Какой он?
— А это кто? Какие они?
— Какого цвета цыплята?
— С кем гуляют цыплята?
— Что делает их мама-курица?
— Куда смотрят эти цыплята? Что они хотят сделать?
— Что здесь нарисовано? Что делает эта курица?
— Сколько всего кур здесь нарисовано?
3. Работа над силой голоса.
— Понравилась вам эта картина?
— А тебе, Петя? Давайте покричим, как петух. Что он делает? (Кукарекает). Как он кукарекает громко или тихо?
— А как куры своих детей созывают? (Изображают). Что они делают? (Кудахчут).
— А что делают цыплята? Каким голосом они пищат? (Тонким, тихим).- Изображают.
4. Итог занятия.
Дети прощаются с петухом и приглашают его еще в гости.
Логопед дает оценку ответам детей.
Слайд 3Виды рассказов детей по картине.1. Описание предметных картин – это связное
последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни.2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет).3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин.
М. М. Конина выделяет следующие виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине: 1) составление описательного рассказа по предметной картине; 2) составление описательного рассказа по сюжетной картине;3) придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине; 4) составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок; 5) составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.
Принципы работы по составлению рассказов по картинам
Обучение дошкольников составлению рассказов по картинам опирается на ряд основополагающих принципов. К ним относятся:
- Работа по обучению рассказыванию по картинам начинает вестись с 4-5 летнего возраста дошкольника. Это необходимо потому, что для описания необходим развитый словарный запас и наличие определенных знаний об устройстве окружающего мира.
- Выбор оптимальной картины для описания, соответствующей возрастному этап развития дошкольника. Чем младше ребенок, тем меньше объектов должно быть изображено на картине и проще должен быть ее сюжет.
- Нахождение картин, которые были использованы в описательной работе в помещении в течение определенного периода времени. Это позволит закрепить навыки рассказывания.
- Ознакомление детей с правилами составления рассказа. Ребенок должен знать из каких частей состоит рассказ: вступление, начало, середина, заключение, как они связываются между собой и в какой последовательности идут друг за другом т.е. должны быть сформировано понимание необходимости соблюдения последовательности рассказа.
- Формирование понимания, что представляет собой рассказ и чем он отличается от простой совокупности предложений.
- Завершающим этапом обучения рассказыванию должно стать формирование составления рассказов по картинам, который дошкольник формирует самостоятельно и воспроизводит в правильной логической последовательности.
- Использование вариативного изобразительного материала на занятиях. Должны применяться картины с разными сюжетами, разными объектами, направленные на формирование разносторонних представлений ребенка о мире и его процессах.
- Последовательность обучения рассказыванию. Работа по рассказыванию является поэтапной. На каждом этапе обучения дети осваивают составление логически законченной части рассказа. Затем, они учатся их связывать, формируя целостное повествование.
Этапы обучения рассказыванию по картине
Рассказывание по картине осваивается в несколько этапов обучения. Каждый этап охватывает определенный возрастной период развития дошкольников. Так, работа по описанию картин реализуется в следующей последовательности:
- Подготовительная работа. Она реализуется на начальном этапе обучения детей составлению описательных рассказов. Это будет младших или средний дошкольный возраст. Все зависит от конкретной образовательной программы, используемой в ДОУ и уровня развития детей. Дети изучают картину, отвечают на вопросы воспитателя об увиденном. Они учатся отмечать значимые объекты картины, описывать их свойства, что способствует расширению лексики и активизации речи дошкольников.
- Составление описательных рассказов по предметным и сюжетным картинам. Как правило, используются мини-рассказы т.е. дается краткое описание. Такая работа ведется в среднем и старшем дошкольном возрасте. Обучение начинается с ответов детей на вопросы педагога по событиям и объектам картины, а затем по составлению детьми небольшого описания увиденного.
- Составление полноценных рассказов. Сформированные навыки составления мини-рассказов расширяются, посредством освоения их объединения в единую сюжетную линию. Дети старшего дошкольного возраста и подготовительной группы учатся самостоятельно составлять рассказы разных типов: описательные, повествовательные, творческие. Это активизирует их связную речь, учит основам грамматического построения рассказа. Кроме того, это позволяет сформировать навыки планирования своей речи.
Рисунок 1. Методика обучения рассказыванию по картине. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Слайд 11Структура занятия:Занятие начинается с рассматривания или повторного просмотра картин, уточняющего основные
моменты сюжета. В зависимости от умений детей, уровня владения ими описанием или повествованием педагог использует разные методические приемы:- вопросыплан- речевой образец, коллективное рассказываниеобсуждение последовательности повествования,- творческие задания.Основным приемом обучения по-прежнему остается образец. По мере овладения детьми речевыми умениями роль образца меняется. Образец дается уже не для воспроизведения, а для развития собственного творчества. В какой-то мере подражание остается – дети заимствуют схему построения текста, средства связи, языковые особенности. Воспитатель требует не простого воспроизведения образца, а обобщенного подражания ему.
Особенности обучения составлению рассказов по картинам
Рассказ по картине – это сложная умственная деятельность, в которой имеют место анализ, синтез, сравнение, умозаключения. Формирование умений рассказывать по картине нельзя рассматривать изолированно от особенностей восприятия детьми картины. Изображенное на картине не просто повторяет реальный предмет, а передает его с помощью специфических художественных приемов и средств. Ребенок должен научиться правильно соотносить изображенное с тем, что оно передает, и рассказать о нем. Успех обучения рассказывания относится прежде всего от понимания детьми сюжета картины. Он должен соответствовать опыту, чувством, переживанием детей.Обучение детей рассказу по картине положительно влияет на поведение детей, на выработку у них качеств, необходимых для успешного обучения в школе.Для работы с детьми используют картины, которые различают по следующим критериям: формат (демонстрационные и раздаточные), тематика (мир природный или предметный, мир отношений и мир искусства), содержание (художественные, дидактические, предметные, сюжетные), характер (реальное, символическое, фантастическое, проблемно-загадочное, юмористическое изображение) и способ применения (атрибут для игры, предмет обсуждения во время общения, иллюстрация к литературному или музыкального произведения, дидактический материал при обучении или самопознания окружающей среды и т.д.).В отечественной и зарубежной психологии существуют различные подходы к объяснению особенностей восприятия и понимания детьми содержания картин (исследования Г. Люблинской, В. Мухиной, Г. Овсепян, С. Рубинштейна, А. Бине, В. Штерн и др.). В то же время общим для этих подходов является определение определенной периодизации в развитии готовности ребенка к восприятию картины, проходит три стадии: названия (перечисления), описания и интерпретации.По мнению ученых, на глубину и адекватность восприятия детьми картин влияет ряд факторов, а именно: уровень художественно-эстетического восприятия ребенка, его жизненный и художественный опыт, доступные для понимания содержание и тематика картины, а также правильно организованный процесс рассматривания картины. Особенности восприятия и осознания детьми картин учитываются в методике обучения рассказы по содержанию картины.Методика проведения каждого из видов занятий имеет свою специфику, однако все они предусматривают два обязательных структурные части — организацию восприятия, рассматривания детьми картины и обучения рассказа по ее содержанию. Производительность второй части занятия во многом зависит от результативности первой, то есть от того, насколько эффективно организован процесс восприятия
Итак, воспитатель для правильного управления умственной и речевой деятельностью детей на этих занятиях должен овладеть методикой обучения рассмотрения картины и рассказы по ее содержанию.В процессе работы над картиной учитывают следующие принципы подхода к обучению детей связной монологической речи: постепенное усложнение задач и форм работы в соответствии с возрастными и речевыми особенностями детей; отвод важной роли речевом образце педагога; широкое использование игровых форм занятий; общая направленность обучения на развитие связной грамматически правильной речи и активизации творчества детей.В формировании умений описывать картины и составлять по ним рассказы используют специально разработанные серии дидактических картин. К отбору картин для рассказывания выдвигают требования: а) изображение должно быть доступным для восприятия, не должно быть большого нагромождения деталей, сокращения или закрытия предметов, делает их тяжелыми для узнавания; б) содержание картины должно быть интересным, понятным, близким к жизненному опыту детей, отвечать их знанием об окружающей среде, сезонные изменения в природе и тому подобное; в) изображение персонажей должно быть реалистичным; г) картина должна быть высокохудожественной, иметь воспитательную ценность, формировать позитивное отношение к окружающей среде
Конспект занятия №2 по обучению детей составлению связных рассказов по картине в старшей группе.
Тема: «Составление связных рассказов по картине «В лесу»
Задачи:
- учить детей строить полный последовательный рассказ по сюжетной картине, в речи простыми распространенными предложениями (в том числе с однородными членами);
- при рассказывании использовать коллективно со-ставленный план.
Подготовительная работа:
рассматривание и беседа по данной кар-тине, составление рассказов-описаний, отдельных фрагмен-тов картины, чтение рассказов и стихов, беседа о лете.
Словарь:
- чудесная, ясная, солнечная (погода);
- березы, сосны, поляна, ромашки, колокольчики, незабудка, букет;
- собирать, искать.
Грамматические формы:
отработать творительный падеж с предлогом «за».
Оборудование:
картина, кружочки красного и синего цвета по количеству детей.
Ход занятия
1. Организация внимания.
Уточнение последовательности времен года: каждому ребенку задается вопрос типа: «Какое время года бывает после лета?»; «перед зимой?» и т.д.
Правильно ответивший на вопрос садится на свое место.
2. Вступительная беседа:
— Какое сейчас время года?
— Назовите весенние месяцы.
— Какой весенний месяц сейчас?
— Какое время года будет после весны?
— Сейчас конец весны, как мы говорим про такую весну (поздняя)?
— На какое время года похожа поздняя весна?
— Какое летом солнце?
— А какая погода бывает летом?
— Ваня, скажи, какая летом погода, назови все слова, которые говорили ребята (ребенок строит предложение с однородными членами).
— Куда мы пойдем на прогулку?
3. Работа с картиной:
— Игра «К нам пришел волшебник «Я слышу».
Логопед вывешивает картину:
— Посмотрите, дети решили пойти погулять в лес. Как вы думаете, где они живут? Давайте поиграем в игру «К нам пришел волшебник «Я слышу». Представьте себе, что вы тоже оказались здесь, в лесу. Какие звуки вы слышите? (Шумят деревья, жужжат жуки, разговаривают между собой девочки и мальчики, поют птицы, прыгают белки, шурша когтями по стволу дерева).
4. Физминутка.
— А теперь вы встаньте со стульчиков, кто захочет, возьмите корзины для ягод, орехов и прогуляемся по лесу. (Дети изображают, как идут по лесу, рвут цветы, собирают ягоды в корзины (рука согнута в локте). А сейчас подкрадемся на цыпочках, спрячемся за дерево и посмотрим, как играют белки. Послушайте, как кукует вдалеке кукушка (дети тихим голосом ку-ку; ку-ку). Пойдем дальше. Нужно покричать, чтобы никто не отстал, не потерялся: Ау! Ау! (протяжно, не очень громко). Теперь можно идти домой.
— Сейчас будем составлять по картине рассказ.
— О чем будем говорить вначале?
— О чем расскажем потом?
— О чем будем рассказывать дальше?
— Что нужно сказать потом?
— Чем закончим рассказ?
Рассказы детей.
5. Итог занятия.
— Что мы сегодня делали?
— Чьи рассказы вам понравились?
Логопед дает оценку ответам детей.