Методическая копилка в детском саду (доу)

Методическая копилка в детском саду доу по фгос

Слайд 15«Как, по вашему мнению, можно было бы назвать ее по-другому?

Объясните свой вариант ». Это позволяет детям понять, оценить картину

в целом, чтобы дальше перейти к более подробному его рассмотрению   На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа .В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту.     В старшей группе дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов. Так, они придумывают начало или конец к сюжету, изображенному на картинках: «Вот так покатался!», «Где пропадали?», «Подарки маме к 8 Марта», «Шар улетел», «Кошка с котятами» и т. д

Четко сформулированное задание побуждает творчески выполнить его.Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и вообразить предыдущие и последующие события. В старшей и подготовительной группах продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине. Выделение существенного наиболее ярко выступает в подборе названия картины, поэтому детям даются задания типа «Как назвал эту картину художник?», «Придумаем название», «Как можно назвать эту картину?».

Семинары в детском саду

Семинар «Дидактические игры»: 1 стр., 2 стр.

Методическая разработка мастер-класса по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями «Все работы хороши!»

Выступление на семинаре по теме: «Обновление предметно-развивающей среды»

Повышение экологической компетенции педагогов (Брейн-ринг для воспитателей)

Семинар-практикум для воспитателей детских садов «Учимся проводить диагностику»

Семинар-практикум для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Выступление на семинаре для воспитателей: «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»

Cеминар — практикум «Развиваем речь детей и взрослых»

«Игры, которые лечат» выступление на семинаре-практикуме для педагогов

«Алгоритм разработки проектов в ДОО» семинар-практикум в детском саду

Семинар-практикум для родителей детей младшего дошкольного возраста «Развиваемся играя»

Семинар-практикум №2 для родителей детей старшей группы по теме «Что нужно делать, чтобы человек был здоров?»

Краткосрочные образовательные практики технической направленности в ДОУ

КОП технической направленности в ДОУ («В мире машин», «Самолёт», «Аэроплан»)

Краткосрочная образовательная практика технической направленности в ДОУ «Весёлый маятник»

Технологическая карта КОП ТН Оригами рыбки из квадрата бумаги с элементами аппликации «Рыбки в аквариуме»

Программа КОП в ДОУ «Рисование деревьев»

Краткосрочная образовательная практика в ДОУ «Шляпка»

Краткосрочная образовательная практика технической направленности «Электролампа»

Краткосрочная образовательная практика технической направленности «Божья коровка»

КОП «Веселые игры» для развития навыков общения

КОП технической направленности «Конструктор Funny Bricks» для детей 5-7 лет

КОП технической направленности «Аэроворонка» для детей 5-7 лет

Методическая работа в ДОУ: | | в ДОУ | | , в ДОУ | в ДОУ |

Слайд 16Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот

вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и

составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы

Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов: выделение значимых объектов картины; рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта; определение взаимосвязи между отдельными объектами картины; объединение мини-рассказов в единый сюжет

В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу “Оживи картину”. Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине

Слайд 21 Средняя группа Первое занятие по

картине.Рассматривание картины проходит по той же структуре, что и во

2-ой младшей группе. Второе занятие по картине.I. Вступительная часть.Очень короткая, где педагог через игровой приём вносит картину и настраивает детей на составление рассказа.II. Основная часть.1 этап. Образец рассказа по картине.2 этап. Рассказы детей (4-6 рассказов). III. Заключительная часть. Старшая подготовительная группы. Вступительная часть.II. Основная часть.1 этап. Сообщение цели занятия. Показ картины детям. Первичное созерцание картины.2 этап. Беседа. а) Работа начинается с сообщения названия картины б) Работа над содержанием картины3 этап. Рассказы детей (3 – 4 рассказа). В начале года можно помочь детям: — дать образец; — дать план;- уточнить последовательность рассказа вместе с детьми.4 этап. Рассказ воспитателя по картине (по мере необходимости).III. Заключительная часть. 

Публикация «Памятка воспитателю по методике обучения творческому рассказыванию в старшей и подготовительной группах» размещена в разделах

  • Консультации для родителей
  • Подготовительная группа
  • Составление рассказов, обучение рассказыванию
  • Старшая группа
  • Темочки

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера. Не рекомендуется начинать обучение с придумывания сказок, так как особенности этого жанра заключаются в необыкновенных, иногда фантастических ситуациях, что может привести к ложному фантазированию.

Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе. Эффективной считается такая последовательность обучения описанию природы:

1. Обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение умению видеть красоту окружающей природы.

2. Углубление детских впечатлений о природе путем рассматривания художественных картин и сравнения красоты изображенного с живой действительностью.

3. Обучение детей описанию объектов природы по представлению.

4. Обучение умению описывать природу, обобщать свои знания, впечатления, полученные во время наблюдений, рассматривания картин, слушания художественных произведений. Помощь детям оказывает образец воспитателя.

Виды творческих рассказов.

1. Придумывание продолжения и завершения рассказа, начало которого сообщает воспитатель. Специфика данного вида творческого рассказывания состоит в том, что воспитатель, начиная рассказ, определяет героев, придумывает завязку, а дети продолжают и заканчивают его.

2. Придумывание рассказа (сказки) по плану воспитателя. Педагог предлагает тему и план, который определяет лишь общую последовательность событий, а развить содержание дети должны самостоятельно. («Дети, сегодня вы будете учиться придумывать рассказ про ежика, его приключения. Сначала расскажите, как ежик собрался на прогулку, что интересного увидел он по дороге в лес. и придумайте, что с ним произошло»).

3. Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана).

Выполняя это задание, ребенок выступает как автор. Он сам выбирает содержание рассказ и его форму. («Дети, сегодня вы будем придумывать рассказ про Сережу и его щенка. Рассказ назовем так: Сережа вывел на прогулку своего щенка. Начинайте. Подумайте, с чего вы начнете, о чем расскажете в середине рассказа и как закончите»)

4. Придумывание рассказа (сказки) на самостоятельно выбранную тему. Это самый сложный вид рассказывания. Его можно использовать лишь в том случае, если у детей уже сформировались умения строить повествовательный текст, давать ему заглавие, а также умения, способствующие возникновению творческого замысла и его реализации.

5. Придумывание рассказов (сказок) по литературному образцу. Придумывание рассказов по литературному образцу может выполняться в двух вариантах: когда сохраняется содержание, а заменяются лишь герои; и в более трудном, когда сохраняются герои, а заменяется содержание.

Методический кабинет старшего воспитателя детского сада

Нормативные документы: Всеобщая Декларация Прав человека,
Декларация прав ребенка,
Концепция дошкольного воспитания,
Типовое положение

Правила дорожного движения: Что должен знать воспитатель о ПДД,
Праздник по ПДД, Рекомендации родителям о ПДД, Методические рекомендации в помощь воспитателю по ПДД,
Памятка по тематической проверке «Безопасность дорожного движения»

Паспорт дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), образец

Перспективное планирование по ПДД с детьми и родителями

Методическая разработка «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Рабочая программа дополнительного образования «Маленький пешеход» по ПБП на дороге для детей старшего дошкольного возраста

Обучение рассказу по картине и по серии картин

Обучение рассказу по картине и по серии картин в младшей группе:

В младшей группе осуществляется подготовка к рассказыванию по картине, т.к. связного изложения трехлетка составить еще не может, это:

— рассматривание картины;- ответы на репродуктивные вопросы воспитателя по картине (кто и что нарисовано? что делают персонажи? какие они?).

Для рассматривания используются картины, изображающие отдельные объекты (игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные) и несложные сюжеты, близкие личному опыту детей (игры детей, дети на прогулке, дети дома и т.д.)

Важно создать эмоциональный настрой для рассматривания картины. Помогут в этом знакомые детям песенки, стихи, потешки, загадки, поговорки

Можно использовать игровые приемы:- показать картину любой игрушке;связать рассматривание картины с рассматриванием любимой игрушки;- познакомить с картиной гостя.

Обучение рассказу по картине и по серии картин в средней группе:

В средней группе становится возможным обучение детей рассказу по картине, т.к. в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает мыслительная активность.

Методика обучения рассказу по картине детей 4 лет:

1. подготовка к эмоциональному восприятию картины (стихи, поговорки, загадки по теме, присутствие сказочных персонажей, все виды театров и др.)2. рассматривание картины в целом;3. вопросы к картине воспитателя;4. образец рассказа по картине воспитателя;5. рассказы детей.

Воспитатель помогает детям рассказывать опорными вопросами, подсказывает слова, словосочетания.В конце года, если дети научились рассказу по картине по образцу и по вопросам, вводится план рассказа.

В старшей и подготовительной группе появляется возможность для самостоятельного составления рассказов по картинам. Рассказ образец дается уже не для точного воспроизведения. Используются литературные образцы.Становится возможным пользоваться сериями сюжетных картин для составления рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой. Например: «Заяц и снеговик», «Медвежонок на прогулке», «Истории в картинках»» Радлова.

В старшем и подготовительном возрасте учим детей видеть не только то, что изображено на переднем плане, но и задний план картины, её основной фон, элементы пейзажа и природные явления, состояние погоды, то есть, учим видеть не только основное, но и детали.

Также и с сюжетной линией

Учим детей видеть не только то, что изображено в настоящий момент, но и то, что предшествовало, и последующие события.Воспитатель задает вопросы, которые как бы намечают сюжетную линию, выходящую за пределы содержания картины.Очень важно сочетать задачу по развитию связной речи с другими речевыми задачами: обогащением и уточнением словаря, формированием грамматического строя речи и её интонационной выразительности

Методика обучения рассказу по картине 5-6 леток:

1. подготовка к эмоциональному восприятию картины;2. лексико-грамматические упражнения по теме занятия;3. рассматривание картины в целом;вопросы педагога по содержанию картины;5. составление плана рассказа педагогом вместе с детьми;6. рассказ по картине сильного ребенка, как образец;7. рассказы 4-5 детей;8. оценка каждого рассказа детьми с комментариями воспитателя.

В подготовительной к школе группе дети готовы к обучению рассказыванию по пейзажной картине. На таких занятиях особенно большое значение приобретают лексико-грамматические упражнения на подбор определений, сравнений, употребление слов в переносном смысле, синонимов и антонимов

Важно научить детей придумывать предложения на заданную тему и произносить их с различной интонацией

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ»

Подробности
Опубликовано 08.12.2017 16:32
Просмотров: 2319

Основные приёмы:

а) совместное рассказывание;

б) образец рассказа;

в) план рассказа;

г) коллективное составление рассказа (подгруппами, по частям);

Средством обучения связной речи является рассказывание детей. В многолетней  моей практике выделены следующие приемы:

1.    Совместное рассказывание – это совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.

2.    Образец рассказа – это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. Широко применяется на начальных этапах обучения. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм, способов внутри текстовой связи.

Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. Он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным. Образец следует произносить четко, в умеренном темпе, достаточно громко. Содержание образца должно иметь воспитательную ценность. Образец используется в начале занятия и по его ходу для коррекции детских рассказов

Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов

1.    План рассказа – это 2-3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. План рассказа используется во всех видах рассказывания. При описании игрушек, предметов он помогает последовательному выполнению деталей, признаков и качеств, а в повествовании – отбору фактов, описанию героев, места и время действия, развитию сюжета. В рассказывании из опыта вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке. В творческом рассказывании план облегчает решение творческой задачи, активизирует воображение и направляет мысль ребенка

В старшей группе дети могут допускать отклонения от плана, учитель-логопед постепенно приучает их к определенной последовательности в рассказе, обращает внимание на нарушение логики, неполноту рассказа

2.    Коллективное составление рассказа используется в основном на первых этапах обучения рассказыванию. Учитель-логопед начинает предложение, а дети продолжают. В процессе последовательного обсуждения плана дети вместе с воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Учитель-логопед повторяет весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы, затем рассказ повторяют дети.

3.    Составление рассказа по частям – это, когда каждый из рассказов создает часть текста (серия сюжетных картинок). Этот прием используется при описании много эпизодных картинок, в рассказывании из коллективного опыта, когда легко выделить отдельные объекты, под темы.

Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создаются картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Затем осуществляется обучение умениям строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей, которые соединены между собой стрелками. Далее дети придумывают рассказы и сказки по предложенной модели. Постепенно у ребенка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.

Оценка детских монологов направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка. Оценка носит обучающий характер. Прежде всего воспитатель подчеркивает достоинства рассказа, чтобы все дети могли на них учиться. В старших группах указывает на недостатки, чтобы дети знали, чему им еще предстоит научиться. К анализу рассказов в старшей группе привлекаются дети.

Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности.

 

 

  • < Назад
  • Вперёд >
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: