Принципы работы в логопедической группе. основные принципы логопедической работы

Консультация для учителей-логопедов и родителей на тему: особенности логопедической работы при минимальных дизартрических расстройствах у детей

Этапы коррекционной работы при дислалии

В современной литературе приводятся примеры использования разного количества ступеней коррекции, но практика показала, что трехэтапный способ показал лучшую результативность.

Он включат подготовительные меры, выработку атрикуляционных умений и формирование качественной дикции.

Суть подготовительного периода заключается в налаживании доверительных партнерских отношений логопеда с ребенком, активное включение последнего в терапевтический процесс.

Основные принципы логопедической работы при дислалии:

  • формирование правильного отношения, поощрение интереса к тренировкам;
  • помощь в постепенном освоении правил поведения, следование инструкциям куратора во время занятий;
  • развитие непроизвольного внимания, стимуляция мыслительных процессов, в особенности сравнения и анализирования.

Приобретение способности вычленять и различать звуки требует изменения отношения ребенка к собственному произношению — доктору нужно объяснить необходимость обращать внимание на внешнее отображение речи. Так как способ выработки фонемного восприятия зависит от типа дефекта, цель работы может заключаться в создании фонетической перцепции, улучшении самоконтроля выговариваемых слов

Так как способ выработки фонемного восприятия зависит от типа дефекта, цель работы может заключаться в создании фонетической перцепции, улучшении самоконтроля выговариваемых слов.

Коррекция дислалии основывается на эффективном развитии способности воспринимать и воспроизводить фонемы после многократного их прослушивания.

Последующая автоматизация и закрепление нового звукового паттерна основаны на обучении по специально подобранным словам, простым с точки зрения фонетической структуры и малому содержанию искажаемых звуков.

Особенности устранения различных форм дислалии

Тренировка правильного понимания устной и письменной речи происходит поочередно: вначале детей учат осознанному анализу фонем, затем контролю собственного произношения.

При тяжелых нарушениях фонематического восприятия, дефектологами рекомендуется устранять речевые дефекты во время приобретения навыков артикуляции.

Успешность устранения патологии зависит от нескольких факторов:

  • сложности — сочетания двух или нескольких речевых нарушений;
  • индивидуальных особенностей детской психики, способности воспринимать и обрабатывать новую информацию;
  • регулярность и правильность подобранных способов коррекции;
  • осознанное желание ребенка сотрудничать с логопедом, адекватная поддержка родителей, основанная на рекомендациях врача.

Зависимо от формы нарушения, коррекционная работа при дислалии бывает поэтапной и параллельной. Неправильное произношение, сочетанное с проблемами восприятия на слух можно исправлять одновременно.

В сложном случае с множественными симптомами, формировка рецептивных умений начинается с создания артикуляторной базы.

Семинар — практикум для родителей «Подготовка органов артикуляции к постановке звуков»

Цель: Ознакомить родителей с комплексом артикуляционных упражнений.

1. Познакомить с комплексами артикуляционной гимнастики для постановки различных групп звуков

2. Объяснить необходимость ее выполнения

3. Дать рекомендации по выполнению арт. гимнастики в домашних условиях.

Оборудование: зеркала персональные, карточки — символы, мольберт, игровое панно «Звуковая полянка»…

1. Теоретическая часть.

а) Консультация «Подготовка органов артикуляции к постановке звуков. Артикуляционная гимнастика»

б) Рекомендации по выполнению арт. гимнастики в домашних условиях.

2. Практическая часть — показ основного комплекса арт. упражнений

В первую очередь хочу выразить вам свою признательность за то, что вы пришли на этот семинар, надеюсь, вы сознаёте всю необходимость нашего с вами сотрудничества!

Так же хотелось бы отметить, что артикуляционная гимнастика -является основой для формирования артикуляционного праксиса — говоря своими словами основой для развития артикуляционного уклада.

Чтобы было всем понятно — приведу пример — «Расти коса до пояса, не вырони ни волоса» — произносим межзубно.

В данном случае нарушением звукопроизношения является межзубный сигматизм, т.е. при произношении свистящих звуков — язык находится между зубов. А в норме при произношении свистящих звуков кончик языка находится за передними резцами. И так, на этом примере мы выяснили, что к органам артикуляции относятся — губы, зубы, язык — от их правильного положения зависит произношение.

Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит, можно тренировать и мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.

При выполнении арт. гимнастики идёт опора на три анализатора — слуховой, речевой и зрительный:

слуховой анализатор — слышим установку, как выполняется упражнение;

речевой анализатор — пробуем выполнить это упражнение;

зрительный анализатор — видим образец и в зеркале сравниваем — правильно ли мы выполнили это упражнение.

При подборе упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность — идти от простых упражнений к сложным, поэтому мы сначала разучиваем основной комплекс арт.гимнастики, а затем специальные упражнения на определенный звук. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе обязательно перед зеркалом. На первых занятиях мы выполняем упражнения двукратно, главное, чтобы оно было выполнено качественно. Затем количество повторений увеличивается — доводим до 10-15 раз, выполняем упражнения под счет — учимся удерживать позу.

Взрослый должен показать ребенку, как правильно выполнять все упражнения. Для этого, дорогие родители, вам необходимо самим научиться выполнять арт.гимнастику.

Не удивляйтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас, ведь для их выполнения необходим определенный навык.

Таким образом, мы выяснили, что для выполнения арт. гимнастики необходимо зеркало в кабинете логопеда, дома — для выполнения комплекса упражнений, и сегодня я вас просила принести с собой зеркальце. Надеюсь, теперь вы не удивитесь, увидев запись в тетради — «комплекс арт.гимнастики необходимо выполнять ежедневно в течении 5-7 минут — перед зеркалом»!

Ну а теперь, приступим. Возьмите в руки зеркало. Сейчас я буду зачитывать название арт.упражнения, описание его выполнения, после чего выставлю картинку — опору, а затем вместе проконтролируем правильно ли вы выполнили упражнение — я пройду, посмотрю, а вы проверите себя в зеркале. Если выполнение упражнения вызовет затруднение, то я сама буду показывать правильно выполненное упражнение — для образца.

При выполнении домашних заданий с ребенком — вам в помощь — тетрадь, в которой все упражнения описаны.

Этапы логопедического воздействия

В литературе нет единого мнения по
вопросу о том, на сколько этапов
подразделяется логопедическое воздействие
при дислалии: в работах Ф. Ф. Pay выделяется
два, в работах О. В. Правдиной и О. А.
Токаревой — три, в работах М. Е. Хватцева
— четыре.

Поскольку принципиальных расхождений
в понимании задач логопедического
воздействия при дислалии нет, то выделение
количества этапов не носит принципиального
характера.

Исходя из цели и задач логопедического
воздействия, представляется оправданным
выделить следующие этапы работ:
подготовительный этап; этап формирования
первичных произносительных умений и
навыков; этап формирования коммуникативных,
умений и навыков.

Этапы логопедической работы при дислалии

Организация логопедического воздействия при дислалии предполагает последовательное прохождение нескольких этапов, на каждом из которых ставятся собственные цели и задачи. Их отличия представлены в таблице.

Этап работы Основные задачи Направления работы
Подготовительный этап логопедического воздействия при дислалии
  • Установка контакта с ребенком и адаптация его к логопедическому кабинету.
  • Знакомство с используемыми на занятии методами и обучение следованию инструкций специалиста.
  • Развитие ключевых процессов психики.
  • Формирование артикуляционных навыков
  • Развитие слухового внимания и памяти.
  • Изучение артикуляционных движений и позиций.
  • Развитие речевого дыхания
Этап формирования начальных умений произношения
  • Развитие фонематического восприятия.
  • Постановка звукопроизношения
  • Развитие артикуляционных навыков.
  • Постановка фонема.
  • Автоматизация.
  • Дифференциация фонемов
Этап развития коммуникации
  • Закрепление навыков произношения фонемов.
  • Работа с нарушениями чтения и письма (с 6-7 лет)

Основные принципы работы специалиста

Дислалия в логопедии – это нарушение правильного звукопроизношения, обусловленное не физическими проблемами со слухом или нарушением иннервации, а другими проблемами. Они могут быть связаны с неумением узнавать звуки в речи, плохим акустическим восприятием, отсутствием слухового контроля за собственным произношением и другими недостатками.

Задача логопеда – не только выявить проблему, но и найти самый экономичный и эффективный способ устранить ее последствия. И в этом кроется ключевой принцип работы специалиста. Среди других положений, на которые необходимо опираться, подготавливая логопедические занятия по дислалии, можно выделить:

  1. Учет всех факторов, оказавших влияние на возникновение нарушения. Для этого проводится полное диагностическое обследование, выявляющее как социально—психологические, так и биологические факторы.
  2. Необходимость системного подхода к устранению дефекта. В нем всегда есть ведущее нарушение, вызванное некими первичными причинами, и дополнительные, то есть образовавшиеся уже как следствие ведущего. Задача логопеда: распознать то самое ключевое нарушение и скорректировать его.
  3. Учет возрастных и психических особенностей ребенка, его зоны ближайшего развития.
  4. Соблюдение онтогенетического принципа. Это значит, что при коррекции дислалии, логопед устраняет дефект последовательно, учитывая в каком порядке должны были появиться фонемы естественным путем.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия Тема: «Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков»

Цель: развивать артикуляционную моторику.Задачи:1. Укреплять слабый кончик языка2. Опускать напряженный корень языка3. Перемещать язык в боле.

Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения на тему: «Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука «р» с использованием биоэнергопластики и кинезиологических упражнений»

Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения на тему:«Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука «р» с использованием биоэнергопластики и кинезиологических упражнений».

Мастер-класс по теме: «Артикуляционная гимнастика — основа правильного произношения звуков»

Применение игровой терапии при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми.

«Артикуляционная гимнастика — основа правильного произношения звуков»

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Артикуляционная гимнастика — основа правильного произношения звуков&raquo.

  • Эмфизема легких при астме. Этапы развития астматической эмфиземы

      

  • Терапия сердечной недостаточности у новорожденного. Методы лечения сердечной недостаточности.

      

  • Синдром Мариона (Marion)

      

  • Скученность зубов: причины, симптомы и лечение

      

  • Агенезия почек
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: