Причины и механизмы возникновения заикания

7 советов, что делать, если ребенок заикается

Гипотезы дальнего родства ностратического праязыка

Возможное родство с дене-кавказским праязыком

В 1980-е годы С.А.Старостину удалось доработать методику дальнего сравнения между праязыками и сделать важный шаг
в направлении доказательства теории макросемей. В своем исследовании (1984) С.А.Старостин доказал существование второй —
сино-кавказской
[в последствии её назвали дене-кавказской, т.к. включили
языки индейцев-атабасков] —
макросемьи языков, чем в значительной степени упрочил теоретический базис всей теории дальнего родства языков.

В дальнешем старостинцы предложили объединить денекавказскую макросемью с ностратической и некоторыми другими
в рамках борейской языковой общности (праборейский корневой фонд).

Возможное родство с австралийским праязыком

Смотрите страницу об австрало-ностратических сходствах.

Ностратическая общность:

Ностратическая гипотеза |
Членение ностратической общности |
Евразийские ДНК-популяции |
Книги о ностратической прародине

Родственное:
Ностратические языки |
Ностратоведение |
Книги по ностратике |

Индоевропейская проблема

Вспомогательное:
Древняя Евразия |
Человеческие популяции |

Регионы мира |
Карты

«proto-nostratic.ru», 2012.

Дочерний веб-проект Сайта Игоря Гаршина.

Автор и владелец сайтов — Игорь Константинович Гаршин
(см. Curriculum Vitae автора).

Пишите письма
( ).

Страница обновлена 14.09.2023

Много ли людей заикается?

– Согласно одному исследованию, примерно каждый сотый человек заикается в большей или меньшей степени. А это примерно 75 миллионов человек на планете Земля!

Кто-то заикался в детстве, а кто-то не признается себе в этой особенности. 

К слову, для логоневротика прятаться от себя и общества – нормальная тема. Я сама очень долгое время не признавала себя заикающейся и считала этот термин оскорбительным. 

К слову, чаще заикание встречается у парней, а девушки заикаются реже. И, как правило, у этих девушек больше мужских качеств характера.

Это из собственных наблюдений, которые я связываю с различиями в активности полушарий мозга разных полов. Хотя точных данных нет, как и полномасштабных исследований.

Научная деятельность

Разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения; внёс вклад в психологическую теорию деятельности. Вместе с учениками создал теорию сенсорного и умственного развития ребёнка, способствующую решению проблем воспитания и обучения дошкольников. Критиковал тенденцию к искусственному «подстёгиванию» умственного развития, преждевременному включению ребёнка в сложные формы учебной деятельности. Ввёл в дошкольную педагогику понятие амплификации (обогащения) развития ребёнка за счёт оптимального использования специфически детских видов деятельности. В этой связи переход к школьному обучению детей с 6-летнего возраста воспринял критически, считая, что удлинение детства — величайшее завоевание человеческой цивилизации.

Заикание: что это такое

Заикание (логоневроз) — это распространенное нарушение речи, проявляющееся в многократном повторении слогов или звуков, а также целых слов. Патология может проявляться удлинением слогов, остановкой речи. Проблема заключается в возникновении судорог в дыхательных мышцах и мышцах, которые участвуют в образовании звуков. Заикание сопровождается нарушением дыхания.

Несмотря на то, что механизм заикания до конца не определен, патология успешно поддается лечению. Методики терапии бывают разными. Одни подразумевают традиционные способы лечения, другие — инновационные. Однако и те, и другие способы навсегда избавить человека от заикания.

От такого нарушения речи сегодня страдает примерно 4% детей. При отсутствии своевременного лечения в дальнейшем у ребенка могут возникнуть проблемы при общении со сверстниками, появятся комплексы. Заикание станет причиной формирования замкнутого характера. Некоторые взрослые продолжают жить с заиканием, так как не могут осмелиться обратиться за помощью к специалисту. Однако это эффективный и единственный шанс избавиться от патологии.

Клиническая картина

Симптоматика заикания очевидна в речевом потоке человека:

  • При произнесении слова «где» это может звучать так: «г… г…  … где». Слова, начинающиеся с букв «к», «г» и «т», могут быть трудными стартовыми звуками.
  • Длительное произношение слова. Повторение целых фраз или предложений.

Физические проявления

Когда человек изо всех сил пытается произнести слова: голова наклоняется назад, глаза подымаются вверх. Дополнительно включаются: быстрое мигание глаз, сжатие кулаков, потливость. Основной признак – судороги мышц речевого аппарата (тонические и клонические), проявляющиеся во всех его отделах: дыхательном, артикуляционном, голосовом.

Дисфункция может усугубиться в определенных социальных ситуациях, например, во время выступления перед группой людей или разговора по телефону. Некоторые действия могут уменьшить симптомы. К ним относятся пение, чтение или разговор в унисон с другими людьми.

Что происходит?

Заикание это результат периодически возникающих судорог мышц речевого аппарата — языка, губ, мягкого неба или нижней челюсти. Несколько кратковременных сокращений мышц приводят к непроизвольному повторению отдельных звуков и слогов ( клоническое заикание ), сильное длительное сокращение мышц вызывает задержку речи ( тоническое заикание ); часто имеет место смешанная форма заикания , когда сочетаются оба вида нарушений. Иногда к судорогам мышц речевого аппарата присоединяются судороги мышц лица и конечностей — возникают непроизвольные, насильственные движения.

Почему же появляются эти странные судороги? Почему одни люди заикаются, а другие нет? Причины заикания лежит очень глубоко, в головном мозге человека. Именно там расположены особые нервные центры, отвечающие за речь. Чтобы мы могли общаться не только с помощью гримас и жестов, еще в раннем детстве нервные клетки нашего мозга формируют три важные структуры, контролирующие речь. Центр Брока — голосовой центр, отвечает за работу мышц и связок, участвующих в речи. Центр Вернике — слуховой центр, распознает собственную речь и речь окружающих. Ассоциативный центр — анализирует, что было сказано и принимает решение, о чем говорить дальше. Слаженная работа этих центров формирует так называемый речевой круг: Голосовой центр позволяет нам сказать фразу и одновременно активизирует центр слуха. Слуховой центр воспринимает речь и дает команду ассоциативному центру: «Думай!». А тот, подумав, активизирует голосовой центр. И так далее.

Периодические разрывы речевого круга вследствие неодинаковой скорости работы речевых центров и лежат в основе заикания. Как совершенно верно отмечал еще Сикорский, заикание чаще всего возникает у детей. Именно в возрасте 2-5 лет, когда речевые центры и синхронная связь между ними только формируется, спровоцировать заикание легче всего.

Механизм заикания современная медицина представляет примерно так. Вышеперечисленные изменения нервной системы могут привести к перевозбуждению центра Брока (самого мощного из речевых центров). Скорость его работы увеличивается, и речевой круг временно размыкается. Перевозбуждение переносится на расположенные рядом участки коры головного мозга, отвечающие за двигательную активность. В результате возникают мышечные судороги, человек заикается, а центр Брока расслабляется до нормы и снова замыкает речевой круг. Интересно, что нервные импульсы при перевозбуждении нервной системы и согласные звуки (особенно глухие) близки по своей частотной характеристике. Поэтому заикание практически всегда возникает на согласных и очень редко на гласных.

Способы лечения

В современной логопедии, дефектологии и психиатрии при лечении заикания используют методы, разработанные в прошлом веке советскими специалистами.

Существует несколько методик, однако они не имеют кардинальных различий. При работе с детьми обычно используется набор педагогических и логопедических приемов

Но при лечении взрослых большее внимание уделяется психологической составляющей проблемы с применением психотерапевтических и медикаментозных способов

Традиционные методики коррекции заикания обычно состоят из нескольких этапов, каждый из которых требует тщательной работы над предыдущим:

  1. Подготовка. На протяжении 2 или 3 дней пациент проходит диагностику. Его осматривают врачи различных специализаций, а также логопед.
  2. Установка. После того как состояние пациента будет оценено, ему предлагаются речевые занятия. На этом этапе часто используют групповую терапию. На собрание приглашаются заикающиеся люди, имеющие успехи в борьбе со своим недугом. Они делятся своим опытом, давая стимул для работы над собой другим заикам.
  3. Молчание. Ограничение речевого общения является важным этапом при коррекции всех видов заикания. Пациент не должен разговаривать около 5 дней, после чего наступает период умеренного речевого покоя. На этом этапе заика учится приемам отраженной и сопряженной речи, активно занимается артикуляционной гимнастикой, выполняет упражнения по постановке речевого дыхания.
  4. Перестройка речевых навыков. Это самый длинный этап, он может длиться около четырех недель. Можно сказать, что за это время человек должен буквально научиться говорить заново. Ему предстоит готовить беседы на предложенные темы, пересказывать тексты, работать над диалогами и т.д.
  5. Закрепление результатов. Приобретенные навыки необходимо довести до автоматизма.

Достаточно часто лечение завершается неким собранием или тематическим вечером. Все пациенты должны подготовить выступление, они могут читать стихи, участвовать в театрализованных постановках и т. д. Это необходимо не только для демонстрации успехов в лечении. Таким образом удается избавиться от боязни выступать на публике и сформировать уверенность в собственных силах.

Участие в школьных спектаклях помогло избавиться от заикания Брюсу Уиллису. Заикаться он начал в подростковом возрасте, после развода родителей и поступления в среднюю школу. Работая над собой, Брюс смог стать президентом студенческого совета, а намного позже – стать актером с мировой известностью.

Некоторые популярные методики включают в себя психотерапевтическое воздействие.  При коррекции заикания успешно используют гипнотерапию, также пациентам рекомендуют проводить сеансы самовнушения. Для снятия мышечного зажима, во время коррекционной работы пациенты могут заниматься лечебной физкультурой, им могут рекомендовать массаж и другие расслабляющие процедуры.

Лечение

Лечить заикание, как и другие болезни, легче на ранних стадиях. Иногда от него можно избавиться всего за несколько недель, но чаще для этого требуется гораздо больше времени.

При заикании, обусловленном нарушением работы нервной системы, назначаются медикаментозные препараты. Это могут быть спазмолитики и миорелаксанты (Толперизон, Бенактизин), седативные средства в небольших дозировках.

При клоническом логоневрозе рекомендованы курсы гопантеновой кислоты. Препарат принимают в течение 1-3-х месяцев, курсы повторяют 2 и более раз.

В лечении заикания могут применяться мягкие успокоительные на основе валерианы, пустырника. По показаниям назначаются психостимуляторы, нейролептики и нооторопы.

Психостимуляторы повышают активность и придают бодрость, нейролептики упорядочивают передачу нервных сигналов. Ноотропы стимулируют мозговую деятельность и улучшают память.

В комплексную терапию логоневроза могут входить массажные сеансы и физиолечение. Массаж полезен как общий, так и логопедический.

Пример из практики: Мало кто знает, что Демосфен был заикой. Дебют его публичного выступления потерпел полное фиаско – его просто подняли на смех. К тому же он постоянно дергал плечом. Но Демосфен исправил свой дефект и смог добиться контроля над телом. Он тренировался каждый день по нескольку часов: говорил, набив рот мелкими камешками, громко читал стихи при подъеме на гору, практиковал и другие методы. И в итоге стал лучшим оратором всех времен.

Лечением логоневроза занимаются неврологи, с участием психотерапевтов, логопедов и рефлексотерапевтов.

Польза иглоукалывания заключается в снятии мышечных зажимов и блоков, локализующихся в области шеи, плеч и живота.

Логопеды помогают выработать правильное речевое дыхание с помощью специальных упражнений. Они корректируют произношение звуков, учат контролировать скорость речи.

При работе со взрослыми большое значение отводится психотерапии. Самым эффективным методом является гипноз: он помогает укрепить веру пациента в собственные силы, устранить страхи и волнения. Но есть и другие психотерапевтические методики, выбор которых зависит от причины и степени тяжести расстройства, личностных особенностей.

Последние годы в логопедическую практику вводятся инновационные методики – например, речевое «протезирование». Используется синтез голоса пациента: он говорит фразу, после чего она преобразовывается и возвращается. Человек слышит ее и усваивает правильное произношение. Таким образом стимулируются мозговые центры, что положительно сказывается на самочувствии.

Агишев Дамир Адгемович

врач – невролог • Стаж 35 лет

Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы хотите узнать больше о лечении заикания. Наши врачи расскажут о новых современных методах, которые показывают хорошую эффективность. Обращаться можно круглосуточно, консультации проводятся дистанционно, по телефону.

Как объяснить окружающим, что заикание – это не смешно?

– Давайте начнем с того, что иногда это действительно комично выглядит, особенно когда ранее человек с этим никогда не сталкивался.

К тому же это навязывает нам кино

Важно помнить, что, когда человек не знает, как реагировать, чаще всего он улыбается. И это не потому, что он смеется над вами, а потому, что он сам в смятении и не знает, как действовать

Если вам не нравится, когда вы говорите, а окружающие улыбаются – просто скажите им об этом. Вы удивитесь, но это работает! Что же касается буллинга и насмешек в школе, то здесь сложнее. Дети жестоки и это факт. Не показывайте себя беззащитным и слабым.

Защищайте себя и свое достоинство. Не бойтесь обращаться за помощью к родителям, школьному психологу или старшим друзьям.

Как проявляется?

Прерывание речи при заикании бывает разным. Возможны повторения звуков или слогов, блоки молчания, неестественное растягивание звуков. Заикание часто сопровождаются напряжением и тревогой, гримасами лица или тиком.

Если ваш ребенок колеблется перед началом речи, повторяет слова, запинается перед произношением слова или фразы, присмотритесь к нему повнимательнее. Многие дети торопятся сказать что-либо, и не успевают выразить свою мысль в правильной словесной форме. Неуверенная, неплавная речь и повторения в возрасте от двух до семи лет является вариантом нормы. Но если они встречаются слишком часто и связаны с напряжением или избегающим поведением, это может указывать на начинающееся заикание.

Следующие признаки указывают на начальную стадию заикания:

  • Часто встречающиеся повторы слов.
  • Пролонгированные звуки.
  • Избегание ситуации общения, фразы: «Я не могу этого сказать».
  • Расстроенный вид.
  • Напряженный вид мышц лица и шеи.
  • Речь с неожиданными подъемами громкости голоса.

Можно сказать, что заикание проходит само собой или с возрастом?

Заикание само собой не проходит. Эта проблема имеет склонность усиливаться со временем. Сами собой  проходят физиологические итерации в детском возрасте. Итерации — такие запинки, которые появляются в речи, когда дети учатся применять языковую систему в новых ситуациях. Но отличить физиологические итерации от истинного заикания может только специалист, по результатам комплексного обследования. Если вам кажется, что ребёнок начал заикаться, вы должны записаться на диагностику к логопеду, неврологу и детскому психиатру. Лучше перестраховаться и принять меры вовремя, чем ждать, когда запинки станут усиливаться и инициальное заикание перейдет в хроническую форму. Не опасайтесь визита к такого рода специалистам. Именно детский психиатр может определить истинную природу данного нарушения, выявить причину и назначить правильную схему лечения, если это необходимо.

Урало-алтайская гипотеза (18 век) — будущая основа

Большую роль в сравнительном изучении языков Евразии сыграла урало-алтайская гипотеза,
развитие которой шло практически параллельно с развитием
алтайского языкознания.
Исторически урало-алтайская гипотеза, еще на «донаучной» стадии исследования, возникла раньше собственно алтайской.

Выдающиеся исследователи XVIII-XIX столетий Й. фон Страленберг, М.Мюллер и особенно М.А.Кастрен
в своих трудах пытались обосновать родство финно-угорских,
самодийских
языков и языков трех групп
алтайской семьи.

Урало-алтайская гипотеза процветала в Европе в середине и второй половине XIX века, когда были
написаны труды М.А.Кастрена, Ж.Шимони, Г.Асколи, В.Шотта, Г.Винклера и других.

В XX веке наиболее яркими последователями урало-алтайской теории стали крупнейшие уралисты
Б.Коллиндер, М.Рясянен, а также Д.Шинор.
Эти исследователи в своих трудах справедливо указывали на значительное сходство морфологической структуры
уральских и алтайских языков, их агглютинативный характер, пытались обосновать лексические схождения,
в частности, в системе личных ме стоимений — где они больше всего бросаются в глаза.

Вместе с тем, урало-алтайская гипотеза, став безусловно полезным шагом вперед в исследовании языков Евразии,
в то же время существенным образом негативно повлияла на восприятие лингвистическим научным сообществом
гипотез родства алтайских языков.

Причина этого лежит в том, что урало-алтайская гипотеза с самого ее возникновения и вплоть до 20-го столетия была
проработана слабо и предоставляла лишь неубедительные доказательства, к которым скептически относилось большинство ученых.
Делались попытки «привязать» к урало-алтайским языкам и другие языки континента, как вымершие, так и современные:
аккадский
(и другие семитские),
шумерский,
нивхский,
айнский и прочие.

Эти попытки, будучи не подтвержденными научными данными, не могли не вызвать рост скепсиса в лингвистическом сообществе
по по воду дальнего родства вообще и генетической аффилированности уральских и алтайских языков между собой.

Частично охлаждение интереса к алтаистике и урало-алтаистике в середине 20-го века было связано
и с расовыми теориями фашистской Германии, пропаганда которых на некоторое время
сделала политически некорректным изучение удаленного родства языков.
Кроме того, ставшие популярными на Западе труды Н.Н.Поппе, не сумевшего должным образом
отделить заимствования от исконно родственных лексем, подготовили благодатную почву для «опровержений» алтайской теории.
При этом, к сожалению, в трудах западных ученых не упоминались многие выдающиеся труды советских алтаистов.

Следует заметить, что урало-алтайская гипотеза была предтечей будущей ностратической гипотезы.
А её современной версией является гипотеза об индо-урало-алтайской
(«бореальной») ветви ностратических языков, предложенная Н. Д. Андреевым.

Однако, Андреев слишком далеко углубился в прошлое, и его прабореальный язык
больше похож не на потомка, а на родителя ностратического (как праборейский язык).
Кроме того, попытка вывести из древних корней ещё более древние элементарные семантические единицы привело
к схоластическому списку «атомарных корней» — поэтому «бореальный пороект» выдающегося учёного и полиглота
больше похож на олиосинтетический лингвопроект
модельной лингвистики. Возможно, на этом сказалось длительное участие и руководство этого большого учёного
в проекте разработки искусственного
«космического» языка для общения с инопланетными цивилизациями по заданию правительства
СССР.

Н. А. Николаева и В. А. Сафронов связывают феномен бореального языка с развитием свидерской археологической культуры и близких ей.
Обособление праиндоевропейской ветви авторы связывают с миграцией от Прикарпатья в Анатолию в 10—9-м тысячелетиях до н. э.

Однако, на мой взгляд (И.Г.), археологически бореальной общности и хронологически и ареально вполне соответствует зарзийская
культура верхнего палеолита
Передней Азии.

  • Kortlandt, Frederik. 2006. Indo-Uralic and Altaic.
  • Sinor D. The Problem of the Ural-Altaic Relationship. 1988 //
    The Uralic Languages. Description, History and For eign Influences. Leiden, 1988. P. 706-741.

Симптомы заикания

Основной признак заикания у детей и взрослых — постоянное повторение букв, слогов, запинание на определенных словах и протяжных звуках. Во время произнесения предложения человек делает частые паузы, поэтому речь перестает быть плавной и равномерной. Диагноз «заикание» ставится, если подобные симптомы наблюдаются более 3-х месяцев подряд.

Среди других симптомов заикания как заболевания:

  • спазм мышц лица в области подбородка, шеи;
  • апатичное или депрессивное состояние;
  • патологические страхи перед публичными выступлениями;
  • резкое изменение тембра голоса во время разговора.

При неврологических нарушениях у пациентов с заиканием также наблюдаются непроизвольные тики лица, неестественное движение губ, моргание глаз. Это связано с мышечным или эмоциональным напряжением, также требует коррекции.

Если заикание связано с патологиями мозга, у детей возникают трудности с учебой, запоминанием новой информации. Они не могут писать красивым ровным почерком, делают разрывы между буквами, не строят длинные предложения, испытывают трудности в общении со сверстниками.

Одной из особенностей заикания является непостоянство проблемы. В некоторые дни больные отмечают полное отсутствие запинания, с легкостью общаются, практически не делая остановки и повторы. Но иногда патология нарастает, заикание беспокоит в течение дня, не давая полноценно выражать мысли.

Индоевропейско-семитские сравнения (Мёллер, Кюни 1924)

Работы Г.Мёллера и его последователя А.Кюни, изданные в первой половине XX столетия
по вопросам индоевропейско-семитских языковых связей, во многом предопределили
направления исследований этих вопросов на протяжении многих десятилетий.
К сожалению, Г.Мёллер в своей реконструкции фонетических соответствий предложил такое количество схождений,
что каждой фонеме индоевропейского праязыка соответствовало до 5-6 фонем
семитского,
и наоборот. Это, безусловно, не могло не привести к массовым ошибкам, многие из которых, надо признать,
на сегодняшний день повторяются западными исследователями, такими как А.Бомхард и А.Кернс.

Кроме того, в работах Г.Мёллера не учитываются данные других групп афразийской языковой семьи, кроме собственно семитской.

Cuny A. Études Prégrammaticales sur le domaine des langues indo-européennes et chamito-semitiques.
Paris, 1924.

Литература

  • Венгер Л. А. А. В. Запорожец и его вклад в советскую психологию. Вопросы психологии, 1985. № 4. C. 121-125
  • Дубовис Д. М., Хоменко К. Е. Вопросы художественного восприятия в трудах А. В. Запорожца (К 80-летию со дня рождения) (idem). — Вопросы психологии, 1985. № 5. С. 117-123
  • Арановская-Дубовис Д. М., Заика Е. В. Идеи А. В. Запорожца о развитии личности дошкольника. Вопросы психологии, 1995. № 5. С. 87-99
  • Зинченко В. П. Становление психолога (К 90-летию содня рождения А. В. Запорожца) 1995
  • Титова Н. И. Гуманистические основы воспитания детей в научном наследии А. В. Запорожца 2001
  • Международная конференция «Наука о детстве и современное образование», посвященная 100-летию со дня рождения А. В. Запорожца, 6-8 декабря 2005 г.
  • Кудрявцев В. Т. А. В. Запорожец: от идеи самоценности детства — к принципам самодетерминации и амплификации детского развития (idem) 2005
  • Зинченко В. П. Александр Владимирович Запорожец: жизнь и творчество (от сенсорного действия к эмоциональному) // Культурно-историческая психология, 2006(1): doc/zip

Данный сборник включает в себя статьи по вопросам психологии ребенка-дошкольника, ставшим уже классическими. Первое издание книги давно является библиографической редкостью. Авторы статей известнейшие отечественные психологи: А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Л.И.Божович и другие. Сборник предназначен для дошкольных работников, психологов, родителей, всех, кто интересуется психологией.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Имена авторов статей, вошедших в данный сборник, -А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.РЛурия, Д.Б.Эльконин -предполагают обращение к наиболее значимым проблемам психологической науки, анализ наиболее острых вопросов. Маленький по объему, сборник поражает объемностью заложенных в нем идей. В статьях, посвященных вопросам психологии ребенка дошкольного возраста, раскрываются.основания одного из наиболее значимого в отечественной психологии подхода к развитию — подхода, разработанного в научной школе Л.С.Выготского. Эти основания и сейчас вызывают живейший интерес и острейшие дискуссии, как при обсуждении сугубо теоретических проблем, так и при построении образовательных практик.

Авторы сборника пишут, что их работы посвящены «…развитию конструктивной и игровой деятельности ребенка-дошкольника, … вопросам развития мышления, памяти, речи в дошкольном возрасте…» Самое же существенное то, что все представленные исследования направлены на построение единой концепции развития ребенка, на анализ специфики развития на этапе дошкольного детства. В основе данной концепции лежат основные положения теории Л.С.Выготского, учениками которого были большинство авторов данного сборника.

Не случайно сборник посвящен анализу особенностей развития ребенка-дошкольника. Именно этот возраст наиболее выразительно и явно проявляет основные проблемы, развития психики, здесь начинают закладываться многие существенные для всех последующих периодов новообразования.

Одна из основных проблем, к рассмотрению которых обращаются авторы сборника, — это проблема развития. Развитие понимается как последовательность переходов от одной качественной ступени к другой. Содержание подобных переходов проявляется в основных новообразованиях (Л.С.Выготский) каждой возрастной ступени. Подобные новообразования носят целостный характер, они перестраивают психику ребенка в целом и только проявляются в отдельных функциях и отдельных поведенческих актах. Таким образом, вслед за Л.С.Выготским, авторы реализуют подход к анализупсихики ребенка, . который можно назвать целостно-генетическим. Этот подход рассматривает развитие через смену наиболее значимых, существенных для развития единиц, интегрирующих все остальные изменения. В таком случае психика рассматривается как некоторое целостное, системное (по Л.С.Выготскому) образование, развитие которого перестраивает все структурные компоненты.

Особенности патологии

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: