Постановочные упражнения
Сначала проводится разминочное занятие:
- Рот растягивается в улыбке, приоткрывается. Языком поглаживается нёбо от верхнего зубного ряда к нёбному язычку. Повторение 10 раз.
- Рот открывается и растягивается в улыбке. Язык высовывается, покачивается по маятниковому принципу. Повторение 20 раз.
- Рот открывается в улыбке. Язык прижимается к нёбу так, как при проговаривании смягчённого «Н». С этим положением языка рот широко открывается и закрывается. Повторение 20 раз.
- Рот открывается в улыбке. Кончик языка двигается по внутренней стороне верхнего зубного ряда вправо-влево. Повторение 10 раз.
- Рот открывается. Кончик языка выходит за резцы с долгим проговариванием «З». Затем вдвигается в рот, прижимается к нёбу возле верхних зубов с проговариванием «З».
Далее можно приступать к основной тренировке. Способы постановки звука Р:
Через «Д». Рот открывается, кончик языка прижимается к задней поверхности верхнего зубного ряда с быстрым и чётким проговариванием «Д». Далее произносится «Д» на глубоком выдохе. Постепенно должна развиться языковая вибрация.
Через «Ж» с использованием логопедического шпателя. Рот широко раскрывается с тянущим «Ж», при этом язык постепенно перемещается к задней стенке верхнего зубного ряда
Под язык осторожно помещается шпатель, двигается в правый и в левый бок для создания вибрации.
Через «З». Рот раскрывается, язык глубоко вдвигается, издается «з-за»
Под язык кладётся шпатель, двигается в правый и в левый бок. Аналогична постановка через «З» мягкого звука «Р», но произносится «з-зи».
Главное упражнение, позволяющее поставить фонему, называется «Моторчик».
Язык прижимается к нёбу, под него вкладывается палец. Необходимо с усилием вытолкать воздух с проговариванием длинного «Д» или «Ж». При этом делать быстрые колебания пальцем под языком вправо-влево. При этом методе исправляется постановка горлового звука «Р», вибрирует в расслабленном состоянии именно кончик языка.
Постановка звука Р механическим способом осуществляется посредством небольшой палочки. Произносится долгий звук «З», а под языком палочка быстро двигается вправо-влево. Итог механического воздействия – раскатистое рычание.
Думайте сами, решайте сами
Если вы уверены, что хотите сохранить гортанное «р» у ребенка на всю жизнь, тогда беспокоиться не о чем. Но желательно продемонстрировать ему самому, как он говорит на примере других взрослых, у которых присутствует тот же дефект речи, и поинтересоваться, хочет ли он говорить так же, когда вырастет. Если ребенок уверенно соглашается, то забудьте про логопеда, вам обоим так нравится, и вы счастливы, что еще нужно?
Но помните, что с дефектом речи ребенок вряд ли станет хорошим оратором, его никогда не возьмут в дикторы или актеры, или любую другую публичную профессию, где важно красиво говорить. Мнение ребенка о произношении им буквы «р» может поменяться со временем, но тогда исправлять его будет уже поздно
Важные моменты
Перед тем как начать работу по исправлению звука нужно учесть некоторые нюансы. Обязательно проводится тщательная диагностика. Некоторые родители могут замечать только проблемы с произношением «Р», но не видеть остального. Обязательно проверяется:
- лексика;
- грамматика;
- речевой слух.
Логопед также смотрит строение артикуляционного аппарата — губ, челюстей, неба. Во время такой проверки можно обнаружить стертую дизартрию. Для нее характерно нарушение тонуса мышц (они слишком ослаблены или слишком напряжены), слабое дыхание.
В таком случае потребуется дополнительно логопедический массаж и медикаментозное лечение. Из-за проблем с тонусом могут наблюдаться проблемы с автоматизацией звука.
Проверить горловое ли произношение достаточно просто. Нужно попросить порычать при открытом рте. Если оно и правда горловое, то у ребенка получится это сделать.
https://youtube.com/watch?v=jVfMcj0_5T4
Упражнения для постановки правильного звука «р»
Каковы же они? Главная задача вызвать вибрацию на кончике языка. Поначалу это делают механически. Ребенка просят поставить язык за верхние нижние зубы и произносить долгий звук, средний между «з» и «ж». Пока он жужжит, своим пальцем или ватной палочкой ему «щекочут» нижнюю часть языка, при этом получается звук, похожий на раскатистое «р». Постепенно ребенка приучают производить вибрацию своим пальцем. Далее следует добиться, чтобы она после механического раскачивания появлялась сама, хотя бы на мгновение, затем стараемся увеличить это мгновение… То же самое упражнение можно делать, попросив ребенка говорить короткое твердое «д».
Мало у кого получается сразу должный эффект. Вызвав устойчивую механическую вибрацию, очень сложно добиться того, чтобы ребенок ее повторил и зафиксировал.
Еще один способ начинается с упражнения «грибок». Ребенок присасывает язык к небу целиком, чтобы «уздечка» была вертикальной и напряженной. Далее ему необходимо с силой дунуть на язык, не отрывая его от неба. В идеале должен получиться звук «тррр», но начинается все с «т», «тл», «тж» и тому подобных неточностей.
Можно попробовать действовать так: попросить ребенка тянуть звук «ж», а затем добиться, чтобы, жужжа, он отодвигал кончик языка все дальше, а затем с силой дул на него. При успешном выполнении этого упражнения появится вибрация.
Берясь за такое сложное дело, как исправление горлового «р», необходимо запастись терпением. Упражнения, которые малоинтересны, нужно будет повторять каждый день, желательно, по несколько раз, что быстро наскучит и вам, и ребенку. Причем, если вы занимаетесь с логопедом, он все равно будет давать вам домашние задания, поэтому не думайте, что все удастся переложить на него.
Чтобы действовать самостоятельно, необходимо хотя бы несколько уроков взять у специалиста, наглядно научиться тонкостям его мастерства. Немалое значение имеет и психологический фактор: ребенок будет больше слушаться педагога, нежели маму. Совместными усилиями рано или поздно вы обязательно добьетесь желаемого результата и четкого раскатистого «ррррр!»
III этап работы
(проводится как часть занятия)
Тема. Воспитание правильного, четкого произношения звука р’ в словах.
Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука р’ в словах.
Предшествующая работа. Отработан звук р’ в слогах.
Подготовительная работа. Для игры подбирают следующие предметы: фонарик, матрешку, пузырек, веревку, резинку, пряжку, гриб, варежку и др.
Игра «Соблюдай порядок» Краткое описание
Дети сидят полукругом. В центре стоит стол воспитателя, на котором разложены в ряд 3 — 4 предмета, в названии которых имеется звук р’. Вызванный ребенок показывает их детям, называет и ставит на место. Потом он поворачивается спиной к столу и на память называет стоящие на нем предметы по порядку. Если он ошибся, нужно еще раз дать ему посмотреть на стол. Потом воспитатель вызывает других детей и меняет порядок предметов (при повторении игры они по одному заменяются). Повторяя игру, можно давать для запоминания 5 — 6 предметов.
Методические указания. Слова надо называть громко, четко; звук р’ выделять, произнося его четко, протяжно, но не длительно.
Сыну в 5 лет поставили «Р» за одно посещение логопеда в районной клинике. Молоденькая врачиха посоветовала вставить сбоку между коренных зубов ручку от зубной щетки так, чтобы зубы не смыкались. После сей процедуры нужно было произносить «Л». Естественно в таком положении кончик языка вибрирует и «Р» начинает получаться само собой. На второй день стало получаться «Рь» и пошли слова. Правда, сначала выходило паРЯвоз, паРЯход, кРЯн :))) За неделю и это исправилось до нормы. Очень сожалею,что обманул логопеда, не привел своего оболтуса на второе занятие. Таки, не было никакой необходимости.
Сыну 5,6 лет. В октябре пошли к логопеду. Проблем было несколько- подчисть шипяще-свистящие, поставить букву Л и Р. букв л и р не было от слова совсем. Я даже не могла объяснить ребёнку, как их произносить. На просьбу буквы р мог только горлом прорычать, а в речи буквы вообще не было. Начали работать с подчистки, потом л, к новому году добрались до р. Работали по этой методике. И вот на занятие с ребёнком идёт моя мама. Ох чего я имела выслушать. Что это за метод такой? Зачем ребёнку в рот лезут непонятно чем?(тоже ушной палочкой) и вообще логопед слишком молодая, чему она ребёнка научить может? Моя мама считает что логопед должен выглядеть как фрекен боб и вести себя соответственно, вот тогда это специалист. А девочка наша была лет 25-27, очень милая, прекрасно ладила с ребёнком. И главное уже поставила Л и это было для меня показателем профессионализма. После третьего занятия по р выходит счастливый ребёнок и не менее счастливая логопед и гордо «а ну покажи маме!» «дРррррякон» ))) моей радости не было предела- ребёнок зарычал) а мама все-равно не довольна логопедом
Горловое произношение Р, последствия
Если не устранить горловое Р, то мы имеем очевидные и лежащие на поверхности последствия, а также и скрытые, связанные с вышеописанными причинами возникновения.
К очевидным недостаткам горлового Р я могу отнести следующее. Человека с горловым Р могут не «допустить» в ряд профессий, например, актер или диктор радио или телевидения. Могут быть ограничения и по профессиям в системе «человек-человек» (например, учитель, воспитатель детского сада, экскурсовод, адвокат и т.п.). Не подойдёт работа, связанная со значительными нервно-психическими нагрузками, с воздействием выраженного производственного шума, с подачей словесных сигналов. Как вариант, человек выберет специальность в области «человек-техника», «человек-знаковая система», «человек-творчество» и т.п.
Неочевидные последствия — это нарушения прикуса, появление ЛОР-проблем, плохая успеваемость у ребенка в школе и т.п. В данных случаях, горловое Р скорее сигнал, чем симптом, но, тем не менее, родители должны об этом знать.
Три способа постановки
У малыша получаются упражнения на артикуляцию? Можно приступать к следующему этапу — постановке звука. В арсенале логопеда есть механические техники.
- Техника шпателя и соски. Врач надевает соску на шпатель из дерева. Ученик принимает положение «Гул самолета». Специалист производит стремительные движения под кончиком языка, пока он не начнет вибрировать. Движения — вверх-вниз, слева-направо. Эта техника более эффективна, если голова малыша находится на коленях врача.
- Вибрация — с помощью бумаги. На кончик языка кладут комок бумаги, к нему привязывают ниточку, чтобы бумага не упала на пол и дают крохе. Он прячет язык за верхние зубки и пытается сдуть бумагу с языка.
- Повторы звука «д». Ученик сидит перед зеркальцем, приоткрывает рот, располагает кончик языка у начала верхних зубов и быстро повторяет «д-д-д-д». Затем соединяет «д» с гласными: «д-д-а», «а-д-д» и дальше остальные буквы.
В это время специалист подкладывает под передний край языка шпатель и проводит частые колебательные движения. Это способствует произношению рокота, который характерен для вибранта.
Артикуляционная гимнастика для звука Р
Постановка произношения звука Р осуществляется поэтапно, начальный и важный этап – гимнастика, подготавливающая речевые органы к основному постановочному комплексу. Домашний способ стимулирования речевого аппарата подразумевает использование зеркала или подражание пациента правильно произносящему человеку. Тренировки проводятся ежедневно, но недолго, чтобы дошкольник не утомился, не потерял интерес.
Когда постановка звука Р производится поэтапно, гимнастические занятия позволяют усилить выдыхание воздуха, растянуть уздечку, укрепить языковые мышцы.
- «Качели». Рот раскрывается, язык высовывается, качается вверх и вниз, прикасаясь к зубам. Останавливается на верхних зубах на 10 секунд.
- «Сладкое варенье». Язык облизывает губы сначала по часовой, потом против часовой стрелки.
- «Индюк». Рот приоткрывается. Язык скользит в обе стороны по верхней губе, не отрываясь от неё. Движения ускоряются, при этом нужно постараться говорить «бл-бл-бл».
- «Художник». Язык, словно кисточка, облизывает зубы, нёбо, внутреннюю поверхность щёк.
- «Наказание». Язык высовывается из ротовой полости, быстрыми движениями сдавливается губами с одновременным выдыханием воздуха.
- «Лошадь». Язык цокает по нёбу, подражая звучанию лошадиных копыт.
- «Грибок». Язык прижимается к нёбу, держится 10 секунд. Вытянувшаяся уздечка похожа на ножку гриба.
Почему ребенок не выговаривает звук Р?
белокурая малышка 5-ти лет склонилась над буквой «р»
Причин подобного явления несколько:
- кончик языка неправильной формы — встречается довольно редко,
- короткая уздечка внутреннего язычка — тогда малышу не хватает длины языка для произношения звука,
- проблема с прикусом — смешанное положение зубов нарушает звучание звуков и слов,
- слабость либо недостаточное развитие мышц рта,
- отклонения в работе артикуляционного аппарата и органов дыхания,
- поражения коры головного мозга,
- особенности строения носоглотки, для которых характерен «французский» прононс,
- поведенческий нюанс, когда малыш либо чрезмерно флегматичен, либо гиперактивен,
- нарушения фонематического слуха, когда ребёнок путает произношение слов. Например, вместо твёрдого «р» озвучивает мягкий либо меняет на другие звуки — ль, й, — и наоборот,
- подражание родителям, которые сами неправильно произносят этот звук,
- генетическая наследственность.
Первые 2 причины поддаются коррекции специальными упражнениями либо хирургическим путём. Прикус меняется после наложения и ношения скоб на зубы ребёнка.
В ряде случаев своевременная консультация у лора и лечение помогают «очистить» звук.
Работа родителей над своей речью, если это возможно и особенности произношения «р» у них поддаются коррекции, добавление чёткости словам и звукам помогают малышу услышать и воспроизвести все буквы верно.
Мышцы рта ребёнка вы способны укрепить специальными упражнениями. Они же годятся при отсутствии физиологических отклонений строения речевого аппарата у него, которые подтверждены докторами.
Игры с ребенком, направленные на постановку звука Р
Чтобы быстрее освоить произношение Р, малыш должен произносить этот звук как можно чаще. Постоянная тренировка артикуляционного аппарата непременно даст свои плоды и поможет ребенку быстрее освоить трудный звук. Для этого:
- Больше разговаривайте с малышом, добавив в ваш лексикон как можно больше слов, содержащих букву Р. Произносите эти слова сами, стараясь выговаривать их четко и правильно, и вынуждайте так же правильно проговаривать их ребенка.
- Играйте с ребенком в звукоподражания. Порычите вместе как лев – р-р-ррр, помурлыкайте как кот – мурр-мурр, постреляйте из автомата – тра-та-та, заведите мотор автомобиля – дррр-дррр. Повторяйте любые окружающие вас звуки, в которых встречается звук Р, сделав это занятие веселой и увлекательной игрой.
- Сочиняйте вместе с ребенком сказки и истории, сделав главным героем крота, поросенка, кролика, черепашку или других персонажей, наделив их именами, в которых содержится буква Р.
- Выучите детские стишки или скороговорки, где буква Р встречается часто. Вот несколько подобных примеров:
Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
Притаился за бугром.
Я хрюхрюшка, я хрюхрюшка,
Я купаю в луже брюшко.
Для чего ходить под душ,
Раз на свете столько луж.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека — в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.
Внедрение звука Р в речь у взрослого человека.
Июль, август, сентябрь, октябрь — занятия с логопедом 1-2 раза в неделю + ежедневные занятия дома.
4 месяца — именно столько я потратил, чтобы внедрить звук Р в свою речь. Все это время я занимался только с логопедом. Конечно, было смешно, когда рядом сидят 5-6 летние дети, но что делать?:) Занятие занимало 1 час.
Как проходило занятие у логопеда со взрослым человеком:
Первые 20 минут была разминка. Мы быстро проходили все упражнения из того видео выше. Кстати, последовательность была также примерно такой. При выполнении этих упражнений язык реально становился синим. Далее мы произносили все слова, где просто максимальное количество букв Р. Сначала это были отдельные слова, потом были словосочетания и целые предложения. На последнем месяце это были уже тексты, для полной автоматизации.
Мне намного легче давалось обратное произношение звука Р, к примеру: оР, аР, уР, вместо Ро, Ра, Ру. Тут все индивидуально. Примерно первые два месяца занятий с логопедом, это 40 минут экзекуции со звуком Р. Плюс занятия дома. Мозг начинал забывать горловое произношение, да и после нескольких занятий (примерно 4 занятия), я начал внедрять Р в речь, то есть говорить с людьми правильно. Порой возникали конфузы, из-за раскатистого Р, к примеру РРРРРРРРабота, вместо Работа. Иногда язык путался и на один звук ты картавишь, а на другой уже нет, но это было первые пару недель.
Я понял одну «фишку», тут как с изучением другого языка или какой-то технологии. Хочешь ее быстро изучить? Сразу внедряй. Знания без практики равны 0, все быстро забывается. Точно также и с произношением. Не начинаете говорить? Деньги и время впустую.
Я не стал бояться произнести что-то неправильно, хотя порой это было смешно. Ведь до этого я также произносил звуки неправильно. Для меня ничего не меняется. Но результат не заставил себя долго ждать.
К октябрю я уже спокойно говорил с людьми и они не переспрашивали меня, когда им что-то становилось непонятно.
Как научиться выговаривать звук «р» в домашних условиях?
Antonio Guillem/Shutterstock.com
Разобраться, почему ребёнок не выговаривает звук «р», и помочь ему наладить правильное произношение должен логопед. Но если у вас нет возможности посетить данного специалиста или ребёнку ещё нет шести лет, можно попробовать сделать это в домашних условиях.
Первые шаги: подготовка
- Вам потребуется специально оборудованное место для логопедических упражнений. Это должен быть стол, напротив которого расположено большое зеркало. Ребёнок будет видеть как свои артикуляционные движения, так и ваши.
- Хотя освоение звука «р» — дело серьёзное, занимайтесь с ребёнком в игровой форме. Пусть он воспринимает занятия как весёлую игру с мамой или папой, нежели чем скучную и тяжёлую обязанность.
- Занятия должны занимать 10–15 минут с небольшими перерывами, иначе ребёнок быстро устанет и ему надоест выполнять упражнения.
Pixel-Shot/Shutterstock.com
Артикуляционная гимнастика
Начинать занятия с ребёнком нужно с разминки артикуляционных мышц. Для этой цели подойдут следующие упражнения.
- «Качели». Улыбнуться, широко открыть рот и касаться кончиком языка то верхних зубов, то нижних. Затем задержать кончик языка у верхних зубов на 15–20 секунд.
- «Лошадка». Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать языком по верхнему нёбу, как цокают копыта у лошади.
- «Маляр». Улыбнуться, широко открыть рот и «покрасить» языком как кисточкой верхнее нёбо от верхних зубов и обратно.
- «Гармошка». Улыбнуться, широко открыть рот, поднять язык наверх и «приклеить» его кончиком к верхнему нёбу. Не отрывая языка, закрывать и открывать рот.
Все упражнения повторить несколько раз перед зеркалом.
Постановка звука
Чтобы правильно произнести звук «р», начать нужно с других звуков. В этом помогут следующие упражнения.
- «Жужжалка». Тянуть звук «ж-ж-ж», при этом постепенно оттягивая кончик языка вглубь рта.
- «Змейка». Тянуть звук «с-с-с», после чего коснуться кончиком языка верхнего нёба.
- «Комарик». Широко открыть рот, поднять язык наверх, чтобы кончик упёрся в бугорки. Затем жужжать, как комарик.
- «Моторчик». Положить ребёнку под язык указательный палец или ватную палочку и быстро водить ей взад-вперёд, одновременно выполняя при этом предыдущее упражнение «Комарик».
- «Барабан». Улыбнуться, открыть рот, языком постучать по бугоркам за верхними зубами «д-д-д». Делать это нужно достаточно быстро. Затем мама или папа берут ватную палочку, ставят её под язык ребёнку, и пока тот произносит звук, двигает палочкой вправо-влево.
Автоматизация звука
Когда звук «р» уже будет получаться сам по себе, нужно его закрепить в речи ребёнка. Для этого подходят следующие упражнения:
- Произносим звук «р» длительно на одном выдохе: р-р-р-р.
- Повторяем сначала прямые слоги: ра-ро-ру-ры, а затем обратные: ар-ор-ур-ыр.
- Повторяем слоги, где звук «р» находится между гласными: ара-оро-уру-ыры.
- Повторяем слоги со стечением согласных «дра-дро-дру», «тра-тро-тру», «кра-кро-кру» и т.д.
- Теперь переходим к словам со звуком «р» в разных местах: трава, рука, забор, корова и т. д.
- Подключаем чистоговорки и стишки со звуком «р»:
- Ра-ра-ра — выросла трава.
- Тро-тро-тро — поедем на метро.
- Ор-ор-ор — вырос помидор.
Последний этап — закрепление звука «р» в предложениях:
- Рома кормит рыб.
- Рая прыгает на дороге.
- Рита раздаёт тетради.
Эти упражнения можно использовать как детям, так и взрослым. Разница только в том, что взрослым может потребоваться гораздо больше времени для постановки звука, чем ребёнку. И делать это лучше со специалистом.
Нарушение произношения звуков [р], [р’] (ротацизм)
Примеры:
1. Мальчик Игорь, 7 лет. Пришел в первый класс. До этого посещал логопеда в детском саду. Звуки , были заменены горловыми звуками. Имелись отягощающие факторы: укороченная уздечка, отсутствие плавного сильного выдоха, неумение контролировать положение кончика языка.
2. Мужчина, 30 лет. Стояла скобка (исправление прикуса) и имелся дефект в произношении звуков и . После удаления пластины захотел исправить произношение.
Причинами дефекта в произношении звуков и могут быть:
- наследственность (но не стоит уделять этому слишком большое значение);
- анатомические особенности строения речевого аппарата (уздечка, прикус, строение мягкого нёба);
- окружение (так как у ребенка велика подражательная способность);
- общий тонус (расслабленность, лень, «нет сил»).
Очень часто родители из лучших побуждений самостоятельно пытаются научить ребенка произносить звук . Иногда это удается, но только в том случае, если нет анатомических недостатков, о которых родители не подозревают. Обычно появление горлового воспринимается с радостью, ведь появился хоть какой-то звук, похожий на , а до этого и никакого не было. Но на деле оказывается, что произношение <уэ> гораздо легче поддается коррекции. Научить легче, чем переучить!
Очень трудно дается и исправление «бокового» произношения звука . Коррекцию подобного произношения стоит также доверить специалисту.
Проблему укороченной уздечки не всегда нужно решать оперативным путем. В арсенале у логопедов масса способов и приемов для ее вытягивания. Для укрепления кончика языка и различных подвижек применяются: массаж языка, специальные упражнения на укрепление кончика языка, на развитие его подвижности.
Практика показала, что у многих детей и взрослых, которые не могут произнести звуки , , имеется нарушение произношения шипящих. С детьми чаще всего необходимо сначала поставить именно эти звуки. Со взрослыми все иначе. В связи с сильной мотивацией постановки именно звук взрослый начинает сперва произносить . Но потом возникают трудности в автоматизации этого звука, особенно в словах типа «штраф», «маршрутка», «муштра» и т. д. И приходится возвращаться к постановке шипящих, ведь не зря же они сложились в человеческой речи значительно раньше. Именно они готовят язык к произношению самого трудного и заметного звука речи — .
Пример: Обратилась студентка 2-го курса. Жаловалась на отсутствие звука , так как это стало мешать возможности приобрести актерскую профессию. В результате обследования выяснилось, что у девушки было нарушено произношение почти всех звуков верхнего порядка (это звуки , , , , , ), нечетким было произношение звуков , , , , .
Это нарушение причиняло неудобства даже при попытке произнести простое «Здравствуйте». А необходимость выговорить слово с шипящими вызывала муку. В результате огромного труда и небывалого старания все эти проблемы были решены.
Мы очень подробно остановились на этом дефекте, потому что именно с ним чаще всего взрослые люди обращаются к логопеду, именно он становится помехой в профессиональной деятельности и мешает человеку быть гармоничным и совершенным во всем (из опроса пациентов).
Запись на прием производится по телефону (812) 640-90-77.
Вы также можете задать вопрос специалисту, заполнив форму .
В 25 лет картавость не исправить. Поздно. У тебя не получится.
Сколько раз вы слышали это? Я думаю много. Но то, что вы делаете, зависит от вас. Если вы хотите чего-то добиться или сделать, то рано или поздно придете к цели. Если конечно будете к ней идти. В 2017 году я начал задумываться об исправлении картавости дома, без посещения логопеда (а зря… читайте). Это было примерно в начале апреля.
У моей жены бабушка логопед. И от нее я услышал, что шансов исправить картавость у взрослого человека практически нет. На форумах и на YouTube я слышал тоже самое. Самое забавное, что на YouTube люди говорят, как избавиться от картавости, но при этом сами они не картавили ни разу.
Я думаю лучший логопед это тот, который сам картавил и сам от картавости избавился. Вот он будет точно «в теме». Но таких логопедов на этой планете не существует. Шутка, конечно.
Причины некорректного произношения
У ребенка может не получаться выговаривать вибрант по разным причинам. Перечислим их:
- Аномалии уздечки — она может быть укороченной, неправильно располагаться. У некоторых детей подъязычную связку можно растянуть с помощью упражнений. Но иногда уздечку приходится подрезать;
- Особенности строения языка — его сужение или увеличение (макроглоссия);
- Анатомия челюстей — узкая верхняя челюсть, неправильный прикус тоже могут препятствовать выговариванию вибранта;
- Аномалии неба — с расщелиной или готическим небом вибранты даются с трудом;
- Неправильное расположение или отсутствие зубов на верхней челюсти;
- Аномалии слуха — в этом случае малыш может не воспринимать вибрант на слух, еще более сложная ситуация — нарушения физического слуха;
- Гипотонус — слабые мышцы характерны для дизартрии;
- Подражание. Часто бывает так, что ребенок выговаривает вибрант, но приходит в детский коллектив, где дети «картавят». И он начинает повторять за ними — навык утрачивается.
От причины нарушения речи зависит и его коррекция. Для этого необходима консультация невролога и логопеда. Специалист распишет программу поэтапной постановки звука. Чем раньше начата коррекция, тем проще достичь хороших результатов.
Этап 1: подготовка к коррекционной работе
Заключается в определении звука «р» и его заменителя на слух и в сравнении их артикуляции. Чтобы сформировать артикуляционные навыки, которые нужны для постановки звука «р», логопед назначает маленькому пациенту специальные упражнения — для губ, языка и нижней челюсти.
На этапе подготовки к постановке звука необходимо познакомить кроху с частями его языка. Проще всего показать их на ладошке: кончик, спинка, края, животик. Так малышу будет легче выполнять упражнения.
Этап 2: постановка звука «р»
Есть несколько подходов: постановка по подражанию, от других звуков, механическим способом и с помощью гимнастики. Далее мы рассмотрим эти методы постановки более подробно.
Этап 3: автоматизация вибранта
Для этого ребенок проговаривает слоги и слова, а затем более сложные скороговорки, чистоговорки, стишки и фразы — с разным ударением и гласной. Это позволяет довести произношение до автоматизма.
Этап 4: введение вибранта в речь
Окончательно звук «р» у детей формируется в течение 25 – 40 дней, иногда требуется до 60 дней. Хотя нередки случаи, когда коррекция продолжается и в течение года. Заниматься с логопедом нужно минимум дважды в неделю, а остальные дни продолжать занятия дома по рекомендации специалиста.
Артикуляционная гимнастика
Постановка звука поэтапно начинается с выработки правильной артикуляторной позы. Для того чтобы мышцы могли ее удерживать, их постепенно развивают с помощью специальных упражнений. Все они должны выполняться перед зеркалом, чтобы ребенок контролировал себя. В статичном положении упражнение выполняется на счет до пяти, при динамичных упражнения на счет до десяти.
Важно приучать ребенка правильно выполнять все действия. От этого зависит как скоро новый звук войдет в речь
Обязательно развивайте навыки самоконтроля.
Детям с дизартрией помогите почувствовать каждое движение (например, предложите пальцем найти бугорки за верхними зубами, кончик языка и т.п.)
Логопедические упражнения на звук Р
Первое упражнение называется «маляр». При его выполнении кончик языка упирается в альвеолы и медленно скользит по нёбу вглубь рта
Важно не отрывать его ни на секунду. Повторить действие нужно несколько раз.
Второе упражнение «грибок»
Рот широко открыт, плоский распластанный язык прижимается к нёбу. Получается нечто похожее на грибок. Эту позу удерживают несколько секунд.
Третье упражнение «гармошка». Рот широко открыт, распластанный язык присасывается к нёбу. Нижняя челюсть опускается. Важно в этот момент не отрывать язык.
Четвертое упражнение «чашечка». Рот широко открыт, язык положен на нижнюю губу. Нужно поднять его боковые края. Получится нечто похожее на чашечку. Эта поза удерживается несколько секунд.
Посмотрите видео, где опытный логопед показывает самые лучшие способы постановки звука Р у детей:
Постановка от звука
Существует множество способов постановки звука поэтапно. Самый распространенный — заведение моторчика от звука . Делать это лучше лежа, так как в такой позе ребенку будет проще снять мышечное напряжение.
На этом этапе пригодится механическая помощь. Для нее нужен постановочный зонд (палочка с шариком на конце) либо его заменитель (соска, ватная палочка, коктейльная палочка с шариком на конце).
Ребенок лежит, голова его на коленях у взрослого. Он широко открывает рот, прислоняет кончик языка к альвеолам и произносит звук . Взрослый в этот момент делает колебательные движения зондом и раскачивает кончик языка. В итоге на сильном выдохе получается «Дддддрррррр».
Постановка от звука
Обычно не используется этот способ постановки, так как у звука отличная артикуляция. Но бывают дети, с которыми классические способы никак не идут. Тяжелее всего переучивать с горлового произношения. Поэтому можно попробовать небольшую «обманку». Ребенку предлагается поиграть в игру с неправильным «звоном». При произношение звука , язык поднимается немного к альвеолам. На него нужно сильно дуть. В какой-то момент появится одноударный . Со временем он перерастет в вибрант.
Постановка от звука
Для этого способа постановки у ребенка должна быть корректная группа свистящих звуков. Ребенка просят произнести длительно звук , потом немного вдохнуть ртом и прижать язык к альвеолам, выдохнуть. Послышится короткий звук . Особенностью этого способа является постановка на вдохе, а не на выдохе.
Постановка с механической помощью
Некоторым детям, особенно если они страдают дизартрией, нужна механическая помощь. Ее применяют не только для вызывания изолированного звука, но и для произношения слогов. Помимо зонда и зондозаменителей используют соску. Ее надевают на шпатель. Полученной конструкцией раскачивают язык, прося ребенка с силой дуть на его кончик. Получается тарахтящий звук, который называют «моторчик».
Иногда вместо соски используют палец ребенка. Его приставляют к напряженному языку и взрослый раскачивает ладонь ребенка, показывая ему как правильно выполнять упражнение. В дальнейшем он это делает самостоятельно.
Подведем итоги
Проблема произношения «Р» встречается довольно часто. На это бывает множество причин, в основном, идущих из детства.В нашей статье мы расскажем, как можно научиться говорить букву Р, как разобраться в причинах картавости и дадим несколько полезных советов.
Если Вы не выговариваете букву Р, а Вам уже много лет, то не стоит отчаиваться, в любом возрасте можно себя переучить. Конечно, чем Вы старше, тем дольше времени это займет. Но это никогда не помешает, ведь человек с правильной речью всегда лучше воспринимается, чем с дефективной.
Главное — регулярность упражнений, удачи!
Хотелось бы отметить, что у некоторых людей такая проблема появляется сугубо по физиологическим причинам — короткая уздечка под языком. Выяснить это можно у врачей. Выхода из положения может быть два: это мини-операция подрезание уздечки (она очень быстрая) и второй вариант — попробовать растянуть её. Для последнего варианта нужно выполнять различные упражнения для растяжки уздечки — например, пробовать кончиком языка дотянуться до носа и подбородка.
А если у Вас с языком все в порядке, то стоит попробовать следующую методику, чтобы научиться говорить букву Р:
Выберите несколько скороговорок, где очень часто выстречается буква р. Так как научиться выговаривать букву р можно только если на нее постоянно налегать. Например: Ехал грека через реку, видит грека в реке рак. Или можно взять выучить поэму Гумилева «Капитаны», там очень много слов с буквой р. И каждый день рассказывать себе их. В первое время будет очень сложно, но с каждым разом звук р будет получаться все лучше и лучше.
Главное — не бросать занятие на полпути. Также будут полезны слова «бронетранспортер», «крейсер аврора», «красноармеец». Если Вы будете записывать свои занятия, а потом прослушивать, то Вы сможете отслеживать прогрес. Вот так можно научиться говорить букву р.
Есть еще и такой способ:
- В течении пары минут попробуйте медленно проговаривать Дэ Тэ Лэ без остановок.
- Теперь прибавьте темп и в течение пяти-шести минут опять их проговаривайте, только быстро-быстро. Вы должны заметить, что при произнесении последнего звука Лэ, кончик языка начинает попадать на холмики над верхними зубами, и получается что-то похожее на р.
- Теперь нужно проговаривать звуки Дэ Тэ Дэ, причем последнюю Дэ стараемся произносить не как обычно, а как Лэ (похоже на произношение англичан).
- Потом медленно ДэТэДэ. Пять минут.
- Теперь ускоряемся, пока не будем слышать Рэ.
- Теперь, время слов: ДРОТ, ДРОВА, ДРОЖЬ, ТРОСС, ТРОЛЬ, МЕТРО, БЕДРО, ХРОМ.
И, далее, любые слова с Р, какие вспомните.