Глухие и звонкие согласные звуки: таблица, примеры, правописание и чередование

Русский язык

Свистящие согласные

К ним относятся , , , , , которые переднеязычные, дыхание проходит через щель. Когда С и З произносятся твёрдо, зубы обнажаются, язык находится внизу, но его бока подняты к верхним зубам, в серединке получается продольная впадинка, по которой проходит дыхание, создавая шум, похожий на свист. При мягком произношении спинка языка касается нёба, голосовые связки дрожат.

Научить ему ребёнка можно таким способом: перед зеркалом малыш должен улыбнуться, не размыкая зубов, и сильно подуть букву С или просвистеть её. Если не получается, тогда рекомендуется обратиться к логопеду.

К постановке этих интонаций надо отнестись серьёзно, ведь именно они зачастую доставляют проблемы в произношении, но в большинстве случаев поддаются исправлению. Свистящие тона дети должны правильно произносить в 3—3,5 года.

Звуки и могут быть как твёрдыми, так и мягкими: са — ся, зо — зё. Звук Ц тяжёлый для воспроизведения, учиться его произносить надо после букв С и З.

https://youtube.com/watch?v=mCV2rry05sA

Согласные звуки: как отличать

Согласные звуки — это звуки, в образовании которых губы, зубы и язык создают препятствие. Они, как правило, отличаются несколькими параметрами: 

  • глухостью или звонкостью; 
  • парностью или непарностью; 
  • мягкостью или твёрдостью.

Все согласные звуки условно делятся на: 

сонорные шумные

Мягкость и твёрдость глухих и звонких согласных букв появляется благодаря последующему гласному или согласному звуку. Определённые группы гласных могут давать только твёрдость или мягкость. Если после звонкого или глухого согласного идёт другой согласный звук, то он с большой долей вероятности будет твёрдым. 

Твердость и мягкость меняет звучание слова и делает его более выразительным. 

Понятие парных согласных связано с созвучностью звонких и глухих звуков. Парными эти согласные называются потому, что есть глухие звуки, которые звучат подобно им, но только с меньшим количеством голоса и большим шумом.

Пример

Например, парные по глухости и звонкости согласные буквы: 

  • Б — П; 
  • Д — Т; 
  • Г — К; 
  • Б — П; 
  • Ж — Ш.

И так далее. 

Глухие и звонкие согласные можно распределить следующим образом: 

  • Пять непарных глухих согласных: х, ц, ч, щ.
  • Звуки , , , — шипящие.
  • Звуки , — твердые шипящие звуки.
  • Звуки и — мягкие шипящие звуки.
  • Звуки , , , , — свистящие. 
  • Звуки , , , — сонорные. Они всегда звонкие и не имеют пары. 

Запоминаем глухие и звонкие согласные звуки с помощью простой проверки: приложите пальцы к горлу и произнесите слово. Если чувствуете дрожание, то звук звонкий. Если оно отсутствует — глухой. 

Звонких звуков в русском языке 20, а обозначаются они 11 буквами. Подобная разница в значениях обусловлена тем, что некоторые звуки имеют пару (звонкую или глухую). 

Запоминаем глухие буквы: 

п ф к т ш х ц ч щ

Глухие и звонкие согласные звуки образуют весь русский алфавит. Всего звуков в русском языке 36. 

Для упрощения задачи запомним, что все звуки в русском языке либо являются парными, либо непарными

В рус­ском язы­ке их значительно меньше, чем парных, но они тоже имеют немаловажное значение и позволяют создавать интересные звучания в стихотворениях или текстах. Непарных согласных не так много

Большинство из них представлены сонорными звуками и очень быстро запоминаются. 

Непарные согласные можно запомнить с помощью фразы: «У льва и жабы много друзей». Подобная нехитрая уловка значительно упростит процесс запоминания столь непростой темы. 

Пример

К примеру: 

  • Звонкие звуки:, , , , , .
  • Непарные звонкие согласные звуки: , , , , . 
  • Глухие звуки: , , , , , , , .
  • Непарные глухие согласные звуки: , , , . 

Как знание подобной информации поможет упростить процесс обучения? Благодаря знанию различий между звонкими и глухими согласными можно быстро делать фонетические разборы слов (такой разбор отмечается цифрой 1 и является одним из стандартных заданий на ВПР или ЕГЭ) без лишних затруднений. Различая звонкие согласные звуки и глухие согласные звуки, можно избавиться от ошибок в повседневной речи и показать уровень собственной образованности. 

Для лучшего усвоения темы обратитесь к таблице глухих и звонких согласных: 

Твёрдые Мягкие
Звонкие
Глухие

Усвоение разницы между согласными звуками по уровню глухости, твердости, мягкости или звонкости позволит совершенствовать и оттачивать собственные знания по теме. 

Дифференциация твердых и мягких согласных звуков

У младших школьников обычно не возникает затруднений с пониманием, что такое звуки, какие из них гласные, какие согласные. Что касается умения определять твердость и мягкость фонем, то тут просто вызубрить не получится. У ребенка должно сформироваться понимание, почему один и тот же звук в одном слоге твердый, в другом мягкий.

Проще всего дифференцировать согласные, когда после них в слове следует гласная. Если школьник хорошо различает гласные фонемы, то ему останется лишь запомнить, что c твердыми согласными формируют слоги , , , , . А с мягкими — , , , , . Для ускорения усвоения информации рекомендуется предлагать ребенку упражнения. Главное — для начала подбирать простые слова из 2-х слогов. Например, в слове «мама» фонема твердая, так как после нее следует . А в слове «ляля» согласная мягкая, ведь с ней формирует слог фонема .

Больше сложностей возникает, когда в словах за одной согласной следует другая. Школьник должен запомнить, что первая согласная в этом случае — только твердая. Какая вторая, зависит от следующей за ней гласной. Например, в слове «солдат» и , и твердые, ведь следом пишется . А вот в слове «кораблик» твердая, но мягкая, ведь за ней следует . Согласные, которые входят в категорию неизменно мягких, — , , — не применяются соответственно указанному правилу. Например, в слове «печка» звук сохраняет мягкость.

При изложении материала нельзя торопиться. Пусть ребенок воспримет и поймет небольшой кусок информации, затем переходите к следующему.

Иногда младшим школьникам легко понять, чем различаются мягкие и твердые согласные, по собственной мимике. Если ребенок, проговаривая слог, непроизвольно растягивает губы в улыбке, то фонема мягкая. Такое происходит при употреблении соответствующих гласных. Например, «ля», «лю», «ли», «ле», «лё». Но улыбнуться не получится при проговаривании слогов «ла», «ло», «лэ», «лу», «лы». В рассматриваемом случае ребенок должен запомнить: согласная мягкая — слог получается «улыбающимся», твердая — «грустным».

Для систематизации и упрощения восприятия информации представляем таблицу.

твердые мягкие
в слогах с гласными фонемами , , , , с гласными фонемами , , , ,
в слогах перед согласной перед мягким знаком
, , , ,

Отличие согласных звуков от гласных

Гласные звуки — чистый голос. Артикуляционные органы не задействуются, напрягаются только голосовые связки и челюстные мышцы. Воздушная струя беспрепятственно выходит из дыхательных путей через ротовую полость. При таком построении артикуляционного аппарата гласные фонемы можно пропеть, произнести протяжно. А вот согласные звуки проговариваются исключительно отрывисто, коротко. Воздух выходит из дыхательных путей обязательно с шумом, поскольку при прохождении через полость рта наталкивается на препятствия в виде сдвинутых зубных рядов, изменившего форму и положение языка, сжатых щек и губ.

При выговаривании согласных звуков к шуму, создаваемому воздушным потоком, в некоторых случаях может присоединяться колебание напряженных голосовых связок. По этому признаку согласные фонемы делятся на глухие и звонкие. Но, в любом случае, участие голосового аппарата не такое сильное, как при проговаривании гласных. Поэтому согласные всегда звучат тише.

Согласные буквы

В русском языке 21 согласная буква. А звуков эти буквы образуют аж 36! Как это возможно? Давайте разбираться.

Так, среди согласных 6 пар по звонкости глухости:

  1. — : аушка – аа;
  2. — : ода – анера;
  3. — : олос – орова;
  4. — : ятел – уча;
  5. — : изнь – уба;
  6. — : има – оень.

Это интересно, потому что парные звуки обозначаются разными буквами. Такие пары есть не во всех языках. А в некоторых, например, корейском, парные глухие и звонкие звуки обозначаются одной и той же буквой. Т.е. одна и та же буква читается как звонкий или глухой звук  в зависимости от положения в слове.

А еще существует 15 пар по твердости-мягкости:

  1. — : аочка – елка;
  2. — : ата – илка;
  3. — : амак – идрант;
  4. — : ож;
  5. — : олото – евать;
  6. — : уст – исть;
  7. — : асточка – истик;
  8. — : аа – иска;
  9. — : ос – юх;
  10. — : арча – иетка;
  11. — : ысь – ис;
  12. — : обака – еледка;
  13. — : апок – ень;
  14. — : отоаппарат – ехтование;
  15. — : оккей – ек.

Как видите, мягкость звуков обеспечивают буква «ь» и мягкие согласные, стоящие после согласных.

Есть в русском языке непарные согласные звуки, которые никогда не бывают глухими:

  • – од;
  • – ама;
  • – ейка;
  • – орковка;
  • – юсли;
  • – осорог;
  • – етопырь;
  • – омашка;
  • – ебенок.

Чтобы было проще запомнить все звонкие звуки, можете использовать такую фразу: «Мы же не забывали друг друга».

А также непарные звуки, которые, в свою очередь, никогда не бывают звонкими. Попробуйте прочитать слова из примеров вслух и убедитесь в этом сами:

  • – орек;
  • – ирург;
  • – апля;
  • – еловек;
  • – етина.

Запомнить, какие именно звуки остаются глухими в любой ситуации, помогут две фразы: «Степка, хочешь щец?» — «Фи!» и «Фока, хочешь поесть щец?».

Если вы внимательно прочитали те примеры, что приводились выше, наверняка уже обратили внимание, что некоторые согласные в русском языке никогда не бывают мягкими:

  • – ук и даже елудь;
  • – уба и ило читаются одинаково твердо;
  • – арапать и ирк – то же самое, звук произносится твердо.

Запомните, что в некоторых заимствованных словах и именах «ж» все-таки бывает мягким : жюри юри, Жюльен юльен.

Аналогичным образом есть в русском языке такие согласные, которые никогда не произносятся твердо:

  • – огурт;
  • – ирикать и асы – звук одинаково мягкий;
  • – ека и упальца – аналогично: несмотря на то, какая гласная стоит после этого согласного, он все равно произносится мягко.

Иногда в некоторых учебниках мягкость этих звуков не обозначается апострофом при транскрипции – раз уж все и так знают, что твердыми эти звуки в русском языке не бывают. А еще «щ» нередко принято обозначать как .

Запомните еще, что согласные «ж», «ш», «ч», «щ» называются шипящими.

Звуки

Звуки речи  отличаются от всех других звуков тем, что они образуют слова.Звук является наименьшей основной единицей языка наряду со  словом, словосочетанием   и предложением. Но, в отличие  от них, звук   не имеет  смыслового значения.  Но, именно благодаря звукам мы различаем слова, которые слышим и произносим: дом и ром — различие в одном звуке.  Звуки создают  звуковую оболочку слов и этим  помогают отличать слова друг от друга, т.е. выполняют смыслоразличительную функцию . С помощью звуков речи можно превратить одно слово в другое:  сук -лук — тук — ток — рок — рот — ром — том — ком -… (при изменении одного звука меняется слово).

Слова различаются:

  • количеством звуков, из которых они состоят: ворона (6 звуков) — воронка (7 звуков), спор — спорт ;
  •  набором звуков:
    • различие в одном звуке: лимон — лиман ;порт — торт , лук — сук ;
    • различие в нескольких звуках: загар — забор ; фасоль — пароль ;
  •  последовательностью расположения звуков: куст — стук ; нос — сон ;
  • звуки в словах могут  полностью не совпадать: школа — учитель ; карась — сом , дом — хата .

Образование звуков и их классификация.

Звуки речи образуются во время выдоха: выдыхаемая из лёгких струя воздуха проходит через гортань и ротовую полость.  Колебаниями воздуха и работой речевого аппарата (гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, нёбо, язык, губы, зубы) формируется звук.

В образовании звуков речи участвуют тоны (голос)  и шумы.  Когда  выдыхаемый воздух проходит в гортани через напряженные  голосовые связки,   что вызывает  ритмические  колебания связок,  возникает голос (тон).  Шум образуется в ротовой полости,  когда выдыхаемый воздух преодолевает препятствия (щель или смычку), которые образуются нижней губой или языком при их сближении или смыкании с верхней губой, зубами или нёбом.

Когда выдыхаемый воздух без препятствий проходит через гортань между напряженными голосовыми связками и через ротовую полость , которая может менять свою форму, образуются гласные звуки.   Они состоят только из голоса, они самые звучные. Если приложить палец к гортани и произнести гласный звук ,  , , , , , то можно почувствовать как дрожать голосовые связки. Гласные звуки можно петь.

Если выдыхаемый воздух встречает преграду в ротовой полости, то образуются согласные звуки. В их образовании уже участвует и голос, и шум.   Согласные звуки , в образовании которых участвуют голос и шум, называют звонкими. Если в создании звука голос  преобладает над шумом, то такие звонкие согласные звуки — сонорные.  Глухие звуки создаются только шумом  без голоса (голосовые связки расслаблены, не дрожат).

Звуки речи по степени звучности(по количеству голоса и шума):

  • гласные: ,  , , , ,   —  в их образовании участвует только голос;
  • звонкие:
    • сонорные согласные:  , , , , , , , ,  —  голоса больше, чем шума,  всегда звонкие, непарные звонкие;
    • шумные звонкие согласные:  ,  , , , , , , ,  , ,    — шума больше, чем голоса, парные  звонкие (в речи иногда используется звонкий звук :  жюри , вожжи ) ;
  • шумные глухие согласные:  ,  , , , , , , ,  , ,  , , , , , — состоят только из шума.

Обратите внимание, что гласные и согласные звуки ( звонкие и глухие) различаются степенью участия голоса и шума,  по способу образования  (встречаются  или не встречаются  препятствия в ротовой полости при выдыхании воздуха). Голос (тон)  обязательно присутствует при произношении гласных и звонких согласных

При произношении глухих согласных голосовые связки расслаблены, голос  не образуется

При произношении глухих согласных голосовые связки расслаблены, голос  не образуется

Голос (тон)  обязательно присутствует при произношении гласных и звонких согласных. При произношении глухих согласных голосовые связки расслаблены, голос  не образуется.

Специфическое звучание каждого гласного зависит от объёма и формы ротовой полости — положения языка и губ.

Звучание каждого согласного зависит от работы органов речи. Согласные звуки бывают сонорными и шумные, а шумные — звонкими и глухими в зависимости от участия голоса и шума в их образовании. Согласные различаются  также по месту образования шума в зависимости от того, где и какими органами речи образовано препятствие, через которое проходит выдыхаемый воздух (губные, язычные и т.д.).

Согласные  звуки делятся на твердые и мягкие . Мягкие звуки отличаются от твердых тем, что при их образовании язык выполняет дополнительное действие: его средняя часть поднимается к твердому нёбу.

Примеры заданий для детей

Глухой или звонкий:

  • Простой и яркий способ, который помогает понять разницу — при произношении приложить ладонь к горлу. Переберите все согласные, пусть ребенок сам откроет какая буква вибрирует, а какая не дает ощущений.
  • Выберите картинки, которые напоминают звон и глухоту. Например: звоночек и ухо. Произносите разные слова из одного-двух слогов, а ребенок, если услышал звонкий звук, должен показать картинку со звоночком. Потом поиграйте так же с глухим звуком. Когда ребенок освоится с простыми словами, берите длиннее.

Твердый или мягкий:

  • Предложите взять одну букву и пропойте слога с гласными, дающими твердость. Пусть ребенок почувствует твердость в голосе. Потом с той же буквой пропойте слога с гласными, дающие мягкость.
  • Называйте слог и бросайте мяч ребенку. Если твердый, должен поймать. Если мягкий — оттолкнуть.
  • Составьте цепочку слов. Например, стул-лошадь-деньги-гитара…

Общие задания:

  • Создайте свою собственную таблицу с яркими образами, повесьте на видное место. Ребенок, когда сам подбирает рисунок, цвет, — больше включается в тему и быстрее запоминает.
  • Предложите назвать слово, где есть и звонкая и глухая. Или глухая и, при этом, — твердая.

Правописание удвоенных согласных в корне слова

Правописание двойных согласных в корне и на стыке приставки и корня зависит от самих согласных.

Двойное ж в корне слова

Двойное ж надо писать в корнях слов: вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник. В однокоренных с ними словах тоже нужно писать жж: дрожжевой, жужжание, можжевёловый, а еще в некоторых формах глагола жечь и производных от него словах: жжешь, жжет, жженый, выжженный, возжженный, жжение, жженка.

Двойное с в корне слова

Двойное с нужно писать в словах ссуда, ссора и в однокоренных с ними словах: поссориться, перессориться. 

Двойное с еще нужно писать в словах с корнем -росс-. Например: Россия, россияне, российский, великоросс, малороссиянин.

Двойные согласные в сложных словах

Двойные согласные надо писать в сложносокращенных словах, если одна часть заканчивается, а вторая часть начинается на одну и ту же букву. Например: главврач, госсектор, поссовет, роддом.

Если в таких словах первая часть оканчивается на две одинаковые согласные, то одна из них опускается. Например: грампластинка, групорг, конармеец.

Двойные согласные на стыке корня и приставки

В словах, в которых приставка заканчивается, а корень начинается с одной буквы, надо писать двойные согласные. Например: беззаветный, бессердечие, воззвание, восстание, подделать, раззадорить, рассказ.

В таких словах не пишется больше двух одинаковых согласных подряд, хотя бы это и требовалось составом слова. Например: рассориться (рас+ссориться ), колонный (от колонна: колонн+ный ), ванная (от ванна: ванн+ная ), пятитонный (от тонна: пяти+тонн+ный ), одесский (от Одесса: одесс+ский ), прусский (от Пруссия: прусс+ский ), донбасский (от Донбасс: донбасс+ский )

Двойные согласные в иноязычных словах

Написание слов иноязычного происхождения с двойными согласными надо смотреть в орфографическом словаре. Например: аббревиатура, абсцисса, акклиматизация,  аппендицит, аппликация, аппретура, беллетристика, биссектриса, босс, буффон, вендетта, гиббон, гиппопотам,  дилемма, дистиллировать, дифференциал, идиллия, иллюминация, каллиграфия, кассация, клемма , коллежский, колосс, коралл, коррозия, коррупция,  параллелограмм, пассат, перрон, пессимизм, рессора, саммит, сеттер, стрептококк, теннис, терраса.

Двойные согласные в именах

В некоторых именах нужно писать двойные согласные. Эти имена не подчиняются правилам, их надо запомнить. Например: Аполлон, Виссарион, Геннадий, Ипполит, Кирилл, Филипп, Алла, Анна, Аполлинария, Белла, Генриетта, Инна, Римма.

Если такие имена употреблены в уменьшительной или фамильярной форме, то двойные согласные не пишутся. Например: Алла — Алка, Стелла — Стелка, Эмма — Эмка, Жанна — Жанка, Инна — Инка, Римма — Римка, Васса — Васка, Мирра — Мирка, Мариэтта — Мариэтка, Савва — Савка, Кирилл — Кирилка, Филипп — Филипка.

Двойные согласные в сложных словах, которые пишутся через дефис

Если в сложных словах первое слово нужно писать через дефис и в нем есть двойные согласные, то удвоенные буквы сохраняются. Например: масс-культура, пресс-форма, пресс-центр, экспресс-анализ.

Конспекты логопедических занятий.

Физкультминутка

Материал с сайта

Наши ёжики трудились и ужасно уморились,

чтобы стало веселей нужно отдохнуть скорей!

Мы — веселые ежатки, Мы играем шумно в прятки . Все ногами топаем, Все руками хлопаем, Надуваем щечки, Скачем на носочках. Дружно прыгнем к потолку, Пальчик поднесем к звонку. И друг другу даже Язычки покажем! Шире рот откроем, Рожицы состроим. Как скажу я слово три, Все с гримасами замри. Раз, два, три!

Учитель. Продолжим, положите, пожалуйста, мягкий зелёный мячик слева от твердого синего мячика. Положите перед собой листочки с таблицами, в которых написаны слова, а внизу пустые клеточки. Дети выполняют задание.

Учитель. Сделаем цветные дорожки с помощью наших камешков. Достаньте из коробочки синие камешки льдинки и положите их справа от твердого голубого мячика-ёжика. Дети выполняют задание. Учитель. Достаньте из коробочки зеленые как травка камешки и положите их слева от мягкого зелёного мячика, они будут обозначать мягкие согласные звуки. Дети выполняют задание. Учитель. А сейчас посмотрите внимательно на свои листочки со словами. В наших словах есть согласные звуки: то твердые, как камешек, то мягкие, как травка. А вы будете укладывать синие или зеленые камешки на клеточки. Начинать укладку дорожек надо с лева направо, с квадратика под первой буквой слова. Если вы увидите твердый согласный звук, какого цвета камешек вы положите? Дети. Синий. Учитель. Почему? Дети. Потому что синие камешки лежат около твердого мячика, и обозначают, твердый согласный звук. Учитель. Если вам встретится мягкий согласный звук, какого цвета камешек вы положите? Дети. Зеленый. Учитель. Почему? Дети. Зеленые камешки лежат около мягкого зелёного мячика и обозначают мягкий согласный звук. Дети выполняют задание. Аналогичную работу проделывают со всеми словами напечатанными на листочках.

Материал с сайтаИтог занятия Учитель.Ребята, давайте сыграем в игру с нашими ёжиками-мячиками. Садитесь вокруг стола. К кому прикатится голубой ёжик — называет слово с твёрдыми гласными, к кому зелёный — называет слово с мягким гласным звуком.

Вы сегодня хорошо занимались, и я хочу вам вручить улыбающиеся смайлики. Спасибо за работу, до встречи на следующем занятии.

Особенности интонаций русского языка

Звуки бывают гласные и согласные. Первые хорошо тянутся, язык в их произношении практически не участвует, оставаясь недвижимым. Звучание происходит с помощью дрожи связок в гортани или движения губ. Давление, с которым подаётся воздух, тоже имеет значение, например, при распевании гласных.

Согласные говорятся при помощи языка, который препятствует в ротовой полости выходу воздуха из лёгких, из-за чего возникает шум. Губы создают препятствие, когда закрываются и открываются во время разговора. На выходе изо рта шум преобразовывается в голос.

В некоторых словах согласные не произносятся: чувство — , солнце — . Они могут составлять слоги только с гласными буквами, не бывают ударными или безударными.

Звук на письме обозначается буквами, которые надо записать по правилам транскрипции, например: буква — а, звук — . Апостроф обозначает мягкость звука. Согласные бывают:

  • звонкие;
  • глухие;
  • парные;
  • непарные;
  • шипящие;
  • твёрдые;
  • мягкие;
  • свистящие.

Громкие тона и правила употребления

Можно увидеть, какие буквы обозначают звонкие согласные звуки в русском языке, в таблице. Здесь показано, как запишутся звуки, образующие пару, и те, у которых пары нет.

Парные звонкие Б В Г Д З Ж
Непарные звонкие Л М Н Р Й

Парные звонкие и глухие согласные отличаются глухостью или звонкостью. Их насчитывается 11 пар, пишутся они так:

  • — ;
  • — ;
  • — ;
  • — ;
  • — ;
  • — ;
  • — ;
  • — ;
  • — ;
  • — ;
  • — .

Парные звонкие звуки в конце или перед глухим согласным могут оглушаться, например, хлеб — , дуб — , груз — , ложка — . Исключение — бог.

Если оглушить непарную согласную, например, «г» на «х», тогда это воспринимается как дефект. Такое произношение ближе к украинскому и употреблять его в русском языке неправильно.

Определить правильность написания поможет подбор проверочного слова: зуб (п) — зубы. Значит, в конце пишется буква б.

Непарные звонкие не оглушаются, какое бы место в слове они ни занимали. Их ещё называют сонорными (звучными), потому что они образованы практически одним голосом без шума.

https://youtube.com/watch?v=ZovHcxX8a2o

Основы тихих звуков

Если при произношении задействованы губы и язык, а воздух выходит из лёгких без препятствия со стороны голосовых связок, то получаются глухие звуки, состоящие только из шума. Они негромкие, прокричать их довольно трудно. Буквы, обозначающие глухие согласные звуки, записываются в квадратных скобках:

  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • .

Для того чтобы легче было выучить эти буквы, существует правило, по которому нужно запомнить фразу, содержащую исключительно глухие звуки: «Стёпка, хочешь щец?» — «Фе!» Пример слов, которые содержат только тихие тона: посох, пёс, копоть. Глухие согласные делятся на:

  • парные;
  • непарные;
  • твёрдые;
  • мягкие.

Парные могут озвончаться, если идут впереди звонких тонов, например, сделка — . Непарные не образовывают пару с громкими звуками, обозначаются в фонетике так: , , , , .

Звонкие и глухие согласные звуки.

  • Звонкие
    • образуются при помощи голоса  и шума.
    • буквы Л, М, Н, Р, Й  обозначают самые звонкие согласные (сонорные) звуки, которые образуются в с преобладанием  голоса и незначительным шумом: , , , , , , , , .   Не образуют пар по звонкости/глухости –  всегда звонкие.
    • Б, В, Г, Д, Ж, З – шумные звонкие , , , , , , , , , , , , состоят из шума и голоса , имеют парные звуки по звонкости/глухости.
  • Глухие   (шумные глухие)
    • произносятся только из шума (без голоса):
    • П, Ф, К, Т, Ш, С – , , , , , , , , , , – глухие, имеют парные звонкие;
    • X, Ц, Ч, Щ – , , , , – всегда глухие, не имеют парных по звонкости/глухости .

По наличию или отсутствию голоса в звуке согласные образуют пары.

Согласные звуки образуют 11 пар по звонкости/глухости:
Парные непарные (всегда зв./ глух.)
звонкие б  б’ в в’ г г’ д д’ ж  з з’ л л’ м м’ н н’ р р’
глухие п п’ ф ф’ к к’ т т’ ш с с’ х х’ ч’ щ’

В речи может происходить замена звуков под влиянием соседних звуков в слове

Важно знать сильные и слабые позиции согласных звуков в слове для их правильного написания

В слабых позициях, что зависит от положения звука в слове,  может происходить изменение согласных звуков по звонкости/глухости: звонкие парные  согласные меняются на соответствующие парные  глухие  (оглушаются),  а глухие парные меняются на соответствующие парные звонкие согласные (озвончаются). На письме эти изменения звуков обычно не отражаются.  Слабая позиция – признак орфограммы.

Сильные позиции по звонкости/глухости

(как слышим, так и пишем) :

  • перед гласными:сова , леса ;
  • перед сонорными , , , , , , , , : свет – звон , смена  – измена  , отломать   – облом , отнять –поднос , средство – зразы и т.д.;
  • перед , :твоих – двоих , свой – звон ;
  • для парных звонких согласных сильная позиция –  перед звонкими согласными: здание ;
  • для парных  глухих – перед глухими согласными: миска .

Слабая позиция  по звонкости/глухости:

  • в конце слова: гриб — грипп ,  плод — плот ,  код -кот , род — рот ;
  • звонкие парные согласные оглушаются  перед глухими согласными: низко , будка ;
  • глухие парные согласные озвончаются  перед парными  звонкими согласными  (кроме , ): сдал ,  молотьба , свет ;

Закрепляем знания

Можно закрепить пройденный материал, попросив малыша самого составить и заполнить такую таблицу. Так подключится еще и моторная память.

Хорошим способом научиться различать согласные может стать игра в «расселение» звуков по «квартирам» в нарисованном «домике». Скажем, звонкие непарные – по квартирам с синими окнами, парные – с желтыми и оранжевыми, непарные глухие – с зелеными.

Полезно поискать разные буквы в словах. Можно приводить ребенку примеры слов с глухими согласными, затем – со звонкими, показать, что на конце слов могут стоять как те, так и другие. Можно показать, как волшебница Фонетика превращает глухой в звонкий и наоборот.

Пусть табличка, нарисованная ребенком, всегда висит у него перед глазами, чтобы он мог периодически возвращаться к ней, повторять материал. Для ребенка, прежде всего, это будет игра, но с ее помощью он изучит важную тему, которая ему очень пригодится для учебы.

Сонорные звуки в логопедии

Трудности с произношением звучных согласных – одна из самых распространенных проблем в логопедии. Это одно из проявлений так называемой дислалии

, когда ребенок имеет нормальный слух, но имеет трудности с воспроизводством ряда звуков.

Основные причины такого явления:

  • Проблемы, лежащие в физиологической и неврологической плоскости. Нередко это последствия пережитых малышом тяжелых заболеваний, прежде всего затрагивающих зону ухо–горло–нос.
  • Недостатки воспитания: родители ребенка не прилагают усилий к развитию правильной речи ребенка, из-за чего многие ошибочные варианты произношения могут закрепиться.
  • Билингвизм. Малыш растет в двуязычной среде, причем оба языка, которые имеют хождение в семье, имеют несовместимый фонетический строй.
  • Люди из окружения имеют ошибочную манеру произношения.
  • Проблемы с различением конкретных звуков. Человек может иметь отличный физический слух и даже музыкальный, но при этом иметь проблемы с различением конкретных фонем.

Нужно отметить, что понятие о «правильном» произношении – дело достаточно субъективное. К примеру, японцы не могут произнести звучную фонему «л», но в самой Стране восходящего солнца это проблемой не считается.

Твёрдое и мягкое звучание

Тона могут произноситься уверенно или легко. Писаться они будут идентично, но говориться по-разному. Интонацию определяет следующая гласная буква. Пример: ток — тёк, нос — нёс.

Если звук твёрдый — конец языка дотрагивается до нёба, мягкий — язык достаёт до нёба серединкой. Твёрдые произносятся:

  • перед гласными буквами А, О, У, Э, Ы;
  • когда после стоит согласная;
  • если буква находится в конце слова;
  • перед Е в словах иностранного происхождения (например, кашне, безе);
  • буквы Ж, Ч, Ц никогда не смягчаются, они непарные.

Звуки всегда будут мягкие перед «ь». Но объяснить ребёнку это можно, если он видит написанное слово. На слух определить сложно. Также они будут смягчаться, если стоят перед Я, Ю, Е, Ё, И, например, мяч, мюсли, мел, лёд, рис. Буквы Й, Ч, Щ произносятся исключительно мягко: йод, чаща. Они не образуют пар. Таблица образования твёрдости и мягкости показана с учётом последующих гласных букв.

Твёрдые До Ма Рэ Зу Бы То
Мягкие Дё Мя Ре Зю Би Те

Помочь запомнить мягкость звуков Й, Щ, Ч может следующий способ: при написании с ними слов эти буквы нужно подчеркнуть. Это будет символизировать подушечку, на которой сидит буква и будто её смягчает.

Звуки , , , называются шипящими, так как они звучат как шипение. Ж и Ш относят к непарным твёрдым, Ч и Щ — к мягким, не образовывающим пары. Не имеет значения, какие гласные стоят после них, первая пара всё равно будет читаться твёрдо, а вторая — мягко, например, шёл, щука. Даже если после Ж или Ш поставить мягкий знак, они останутся твёрдыми. Хотя до XIV века и были мягкими, в современной речи это изменилось. Ж — звонкая, Ч, Ш и Щ — глухие.

Выговаривают эти буквы мимически одинаково, губы вытягивают немного вперёд и напрягают. Язык прижимается к нёбу не до конца. В результате должна образоваться щель, через которую выходит воздух, подающий шипящий звук. Он говорится только на выдохе. Если губы сомкнуть, такие звуки произнести не удастся.

Шипящие сложны как для взрослой речи, так и для детской. Чтобы ребёнок выговаривал их верно, учат скороговорки:

  1. В камышах шуршат шесть мышат.
  2. Два щенка, щека к щеке, грызли щётку в уголке.

Эти предложения проговариваются сначала медленно, а затем их темп постепенно ускоряют.

После шипящих всегда надо писать И, А, У. Не пишутся Ы, Я, Ю.

Сочетания букв зч, жч, здч, сч иногда произносятся как : мужчина — .

Глухие и звонкие согласные: что стоит запомнить

Русский язык довольно сложен и коварен. Случается так, что определить положение согласного в слове практически невозможно. Усвоенные знания могут не помочь быстро справиться с этой проблемой и отыскать верное решение, поэтому мы рекомендуем попробовать потренироваться разбивать слова на звуки. 

Существует большая вероятность того, что в которых словах согласные при произношении могут оглушаться. 

Поэтому запомним, что звук ц всегда остаётся глухим и непарным, даже если кажется иначе, а звук ж — всегда является твёрдым, даже если пишется с мягким звуком. 

Рассмотрим примеры подобных изменений в звучании слов: 

  • ко́роб ;
  • поро́г ;
  • сто́рож ;
  • но́ров ; 
  • пара́д ;
  • моро́з .

В данном случае наблюдается замена парных согласных. Разбирая слова по аналогии, легко будет научиться распознавать подобные моменты в тексте. Выполнение заданий станет значительно быстрее и проще. 

Попробуйте самостоятельно определить морфологический состав слов: 

  • Жизнь; 
  • Берег; 
  • Цветок; 
  • Кошка. 
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: