Содержание работы по обучению грамоте дошкольников
Процесс усвоения грамоты является достаточно сложным. В его основе заложено формирование всех сторон речи, всех аспектов речевого развития.
Методические основы изучения грамоты в дошкольном возрасте предполагают обязательное включение в содержание подготовительной к грамматическому познанию работы следующих направлений:
- Знакомство с буквами: изучение алфавита.
- Знакомство со словом и его выделение из речи, с понимаем его смысла и значения, признания его отдельной смысловой единицей языка.
- Знакомство с предложением и его словесной структурой.
- Формирование навыков разделения предложений на отдельные слова и составления из слов предложений.
- Формирование навыков разделения слов на слоги и составление слов из слогов.
- Знакомство со звуковым строем слов.
- Формирование навыков звукового анализа.
Ведущим направлением работы, направленной на обучение грамоте дошкольников, является формирование навыков звукового анализа. Развитие звукового анализа, постановка звукового восприятия и произношения являются основой познания грамматических языковых структур. Процесс освоения чтения и письма связан с переводом фонем в графическом виде в устную и письменную речь и обратный процесс.
Таким образом, подготовка дошкольников к изучению грамоты предполагает проведение предварительной работы, связанной с изучением алфавита и познанием слова.
Рисунок 1. Основные направления работы по подготовке к обучению грамоте в детском саду. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Знакомство со словом реализуется посредством организации игровой деятельности, по разным направлениям познания слова и его структуры. Игры могут затрагивать чтение слов с разным или одинаковым началом либо концом, чтение в разном темпе, чтение с ускорением, чтение с разной интонацией и разной громкостью.
Также, используются игры, помогающие постичь смысловое значение слов. Для этого применяются наглядные средства: картинки, реальные объекты. Они показываются детям и обозначаются словом. Используются игры на подбор слов. Например, прилагательных к существительным или наоборот. В работе применяются кубики с буквами, по которым дети формируют слова, а также настольные игры.
Далее, осуществляется знакомство детей со звуковым составом слова
Внимание уделяется тому факту, что звуки меняют значения слов, изучается количество и расположение звуков в словах
После этого, дошкольники знакомятся с графическим изображением слов. Воспитатель пишет отдельные буквы и слова, показывает особенности их написания и т.д.
Затем происходит знакомство с предложениями. Они изучаются посредством составления предложений по картинкам, придумывания названий чего-то, рассказов собственного опыта жизнедеятельности. Это помогает постичь смысловое значение предложений, проанализировать их содержание и подготовить детей к изучению способов анализа слов и предложений.
Важно, использовать в работе наглядные средства. Графическое отображение слов и предложений способствует лучшему пониманию их смысла и структурного строения
Следуют отметить, что методические основы обучения грамоте имеют слови особенности в разные возрастные периоды дошкольного обучения.
Наглядность в обучении
Любое занятие в дошкольном заведении нельзя представить без использования наглядности. Этот принцип во время обучения грамоте, требует того, чтобы к познавательной деятельности ребенка были привлечены ряд анализаторов, прежде всего слухоречевые.
Работа этого анализатора активизируется во время развития фонематического слуха детей, обучение их звукового анализа, знакомство со звуками речи, предложением, словом и составом. Изучение звуков и их характеристики, формирование у детей представлений об особенностях предложения, слова, слога, обучение их правильно интонировать предложения происходит более успешно, если деятельность слухового анализатора дополняется движениями артикуляционных органов — произнесением.
Решению определенных дидактических задач способствует зрительный анализатор. Зрением ребенок воспринимает не сами элементы устной речи, а символы, которые его отражают. Так, предложение или слово схематично показывают полосками разной длины, звук и звуковую структуру слова — фишками и схемами, которые состоят из трех-четырех ячеек и тому подобное.
Зрительное восприятие такой наглядности, а также действия с ней позволяют ребенку сначала «увидеть» элементы языка, а потом сознательно оперировать ими.
На занятиях по обучению грамоте педагог использует средства наглядности не только и не столько с целью иллюстрирования, а чаще как средство фиксации признаков языковых единиц, явлений, их связей и отношений.
Наглядность в обучении грамоте — это показ детям элементов устной речи. Педагог демонстрирует отмеченный (безударный) слог, твердость (мягкость) согласного, наличие (отсутствие) того или иного звука в слове и тому подобное.
А потому наглядностью может служить и речь педагога, речь детей, дидактические рассказы, сказки, стихи и тому подобное. Языковая наглядность не исключает использование иллюстративной, изобразительной (репродукции, картинки, схемы), а также предметной (игрушки, фишки, палочки, полоски и т.п.) наглядности.
Использование дидактических игр
Дидактическая игра как метод обучения детей представляет собой конструкт из дидактической и игровой части. Это замечательный элемент обучения в игре. Когда педагог, находясь на территории ребенка (в игре), осуществляет педагогическое воздействие.
Дидактические игры — это смоделированные ситуации, в которых детям предлагается найти решение.
Дидактические игры реализуют следующие задачи:
развивают познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение);
активизируют познавательную активность и мотивируют на обучение;
учат к проблемным ситуациям относиться как к возможности найти выход;
обучают новым знаниям и навыкам или позволяют проверить имеющиеся.
Дидактические игры, или обучение детей в игре
Дидактическая игра включает в себя следующие структуры:
- мотивационная: на сколько ребенку будет интересно, на столько он будет вовлечен в игру;
- предметная: какие средства будут использованы в игре;
- исполнительная: с помощью чего будет достигнута дидактическая цель.
Игра «Доскажи словечко»
В ходы игры детям нужно продолжить фразу за педагогом, войдя в ритм и рифму стихотворения.
Игра позволяет детям включиться в деятельность, развивает фонематический слух.
Я хочу устроить бал, я гостей к себе… (позвал).
Каждый тут у нас талант — И певец, и… (музыкант).
Хватит кукситься, скучать, начинаем… (танцевать).
Если танцы надоели, покачайтесь на… (качелях).
И качаться надоело? Принимаемся за… (дело).
Лучше уж за стол присесть и мороженое… (съесть).
Все наелись, детвора? Поиграть тогда… (пора)!
Простая и интересная игра с детьми
Вот теперь настал черед сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь: … (низко).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь: … (близко).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь: … (пол).
Скажу я слово «потерял», и скажешь ты: … (нашел).
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты: … (храбрец).
Теперь «начало» я скажу,— ну, отвечай: … (конец)!
Обратите внимание! В продолжении занятия после включения детей в игровую деятельность можно внести образовательную часть: детям нужно правильно закончить фразу, по типу «один-много». Одна книга — много… (книг); один щенок — много щенят, один стул — много… (стульев), одна сосна — много сосен, один нос — много… (носов), один глаз — много… (глаз), одна морковь — много моркови, один волк — много… (волков), одна матрешка — много… (матрешек), одна слива — много… (слив), один жеребёнок — много жеребят, один друг — много… (друзей), один стол — много… (столов)
Одна книга — много… (книг); один щенок — много щенят, один стул — много… (стульев), одна сосна — много сосен, один нос — много… (носов), один глаз — много… (глаз), одна морковь — много моркови, один волк — много… (волков), одна матрешка — много… (матрешек), одна слива — много… (слив), один жеребёнок — много жеребят, один друг — много… (друзей), один стол — много… (столов).
Сколько часов в день отводится игре в детском саду?
Ежедневно на свободную игру в режиме дня должно отводиться не менее двух часов в день. ребенок сам, без взрослого, вносит в свою игру все, что он видит в окружающем мире.
Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
Общее развитие — В этой области каждый ребенок должен быть хорошо подготовлен к школе, где ему придется проявлять значительную по сравнению с детским садом самостоятельность:
Знание собственного имени и фамилии, дня рождения, возраста. Знание имен родителей. Домашний адрес. Знание названия родной страны. Дни недели, месяца, времена года. Знание основных профессий людей и понимание, с какой работой они связаны. Ребенок в подготовительной группе должен знать основных домашних и диких животных, а также названия их детенышей. Разбираться и объяснять природные явления (солнце светит днем, ночью темно, вода мокрая и так далее). Различать разные виды транспорта. Обладать навыками правил дорожного движения. Распознавать времена года по внешним признакам (зимой холодно, идет снег, осенью падают желтые листья и так далее). Уметь узнавать растения по деталям (листьям, цветам, ягодам и так далее). Понятие праздника и буднего дня. Понимание разницы между живой и неживой природой.
Эти базовые знания могут быть намного шире, если ребенок развит, но малыш, подготовленный к школе, не может иметь более скудные познания.
Сколько должно быть детей в подготовительной группе?
Количество детей в группе детского сада согласно нормативным документам — До 1 октября 2010 года Типовым положением о ДОУ (дошкольные образовательные учреждения) и СанПиН для ДОУ были установлены достаточно жесткие условия работы детских садов. Предельно допустимое количество детей в группах было строго регламентировано, а руководство детского сада не имело права самостоятельно устанавливать режимы пребывания детей в группах.
- Однако 22 июля 2010 года главный санитарный врач России подписал Постановление № 91, согласно которому с 1 октября 2010 года в действие вступили новые санитарные правила СанПиН 2.4.1.2660-10, а старые санитарные правила, принятые в 2003 году (СанПиН 2.4.1.1249-03) утратили силу.
- Напомним, согласно санитарным правилам СанПиН 2.4.1.1249-03 количество детей в группах определялось исходя из их предельной наполняемости.
А именно:
до 1 года — не больше 10 детей; до 3 лет — не больше 15 детей; 3-7 лет — не больше 20 детей (оптимально 15 детей).
Согласно новым санитарным правилам норму количества детей в группе не просто уменьшили, а стали рассчитывать исходя из общей игровой площади (включая площадь, занятую мебелью) помещения:
для ясельных групп — не меньше 2,5 кв.м. на одного ребенка; для дошкольных групп — не меньше 2 кв.м. на одного ребенка.
Другими словами, при игровой площади помещения в 50 кв.м., из которых 20 кв.м. будут заставлены кроватями, группа может быть наполнена 25 детьми дошкольного возраста, вместо оптимальных 15. Мало того, новыми санитарными нормами разрешается из игровой комнаты делать спальню (например, устанавливать раскладушки), при этом количество воспитателей осталось неизменным.
Общественная палата России и неравнодушные родители забили тревогу, однако ничего кроме разъяснительного письма от Роспотребнадзора не добились.
Что такое старшая группа?
Стр.4/5 Продолжение. Начало см. на стр.1 ( Классификация групп детского сада ) Старшую группу посещают дети в возрасте от 5 до 6 лет. В государственных детских садах эта группа работает 5 дней в неделю, с понедельника по пятницу включительно. Часы работы – с 7 утра до 19 часов вечера.
Конспект занятия-игры «Юные путешественники»
Цели занятия:
- Формирование навыка связной речи;
- Развитие коммуникативных способностей;
- Поддержание познавательной активности, любознательности.
Интересное и познавательное путешествие по родному городу
Педагог: Какие времена года Вы знаете? Какое сейчас время года? Что происходит с природой в это время года?
Дети:
П: Сегодня мы перенесемся в лето — отпуска, каникулы, и отправимся в путешествие! А что если нам открыть свою туристическую фирму? Кто может работать в такой организации? Чем будет заниматься каждый такой специалист?
Д:
П: А вот и наш первый посетитель!
Обратите внимание! Педагог может использовать игрушку из детских мультфильмов, которой нужно посоветовать, как отправиться в путешествие. Можно предоставить игрушке «возможность полистать журналы про путешествия»
Ребята предлагают варианты зарубежных путешествий. Но в ходе разговора оказывается, что игрушке понадобится иностранная валюта (обсуждение что это и зачем). Игрушка просит устроить ей путешествие по родному городу.
Педагог: Рассаживайтесь все по нашему туристическому автобусу, начинаем экскурсию по городу!
В ходе экскурсии дети узнают интересные факты о городе, можно рассказать небольшую историю справку, продемонстрировать фотографии.
В группе педагог проводит звуковой, фонематический анализ названия города, предлагает прослушать звуки в начале и конце слова.
Педагог: Остановимся на станции «Промышленная».
Здесь ученики узнают, какие производства есть в родном городе. Затем можно предложить детям назвать слова, начинающиеся на первый слог (Молоко-МО, Лекарства-ЛЕ), связанные с производством в городе или области.
Педагог: А теперь станция «Культурная»
Обратите внимание! Здесь детям можно рассказать про театры и музеи города (с картинками), а затем загадать в ребусах короткие названия. Проводится обсуждение отличия звука от буквы
Игрушка благодарит детей за интересную экскурсию по городу. Ребята прощаются с игрушкой.
Начало занятия: способы мотивации детей
Начало создаёт атмосферу всего занятия. Нужно сделать так, чтобы дети настроились на познание нового, им это было интересно, они хотели участвовать в занятии. Можно использовать следующие приёмы:
- стихотворение по теме занятия;
- загадки;
- рассматривание картинок.
Воспитатель может начать занятие так: «Ребята, сегодня мы разберёмся, что такое слово. Вы внимательно слушаете строчки из стихотворения и мне помогаете». Пример стихотворения:
Есть сладкое слово — конфета, (А ещё какие вкусные слова вы знаете?)
Есть быстрое слово — ракета, (А здесь кто поможет?)
Есть кислое слово — лимон, (Что кислое вы ели?)
Есть слово с окошком — вагон, (Что подходит?)
Есть книжное слово — страница, (А к книжкам какие слова относятся?)
Есть слово лесное — синица, (Таких слов вы наверняка знаете много!)
Есть слово пушистое — снег, (Здесь тоже легко догадаться)
Есть слово весёлое — смех. (А тут кто придумал?)
В конце похвалите детей: «Какие мы молодцы. Сколько слов вспомнили».
Если удачным вариантом вам кажется использование загадок, то подберите их так, чтобы ответы начинались с одной буквы.
Таблица: примеры загадок для начала занятия
Хвост красивый, просто диво.Удивительная грива.«И-го-го», скакун — огоньВас прокатит. Это (конь). | Речку заковал мороз,Поработал он всерьёз! Я помчался вдоль реки,Режут лёд мои (коньки). | Его съесть хотели все,Но попал он в пасть к лисе.Вкусный, маленький клубокВ сказке звался (колобок). | Красивый фантик надевает,Во рту так просто вкусно тает.Все дети любят сладость эту,А зовут её (конфета). | Кто нам рано поутруГромко промычит «Му-му»?Кто даёт нам молочка,Маслица и творожка,Чтоб детвора была здорова.Это добрая (корова). |
Закончить можно игровым элементом: «Ребята, вы настоящие умники, все загадки разгадали! Все слова назвали правильно! А вот такой вопрос: чем все эти слова похожи? А теперь игра. Я называю слово. Если оно начинается так, как и наши отгадки, вы хлопаете в ладоши. А если нет, то не хлопаете».
Для того чтобы заинтересовать детей, можно также раздать каждой паре детей набор карточек и попросить ребят назвать словами то, что они видят на картинках. Воспитатель спрашивает: «С какого звука начинаются все слова? А как можно поделить их на две группы? Правильно. Одни слова короткие, а другие длинные. Откладываем картинки с короткими словами влево, а с длинными вправо». Затем воспитатель проверяет выполненное упражнение.
Чтобы увлечь детей в начале занятия, можно использовать картинки
Можно использовать заготовку — сюрприз, театрализацию рассказа, начать с просмотра презентации или обсуждения иллюстрации. Дети с удовольствием участвуют в придумывании новых сказок.
Планирование занятия по обучению грамоте
Планируя работу на занятиях по обучению грамоте, необходимо учитывать уровень подготовленности и реальные возможности как всех детей, так и каждого ребенка отдельно.
Педагогу следует поддерживать даже малейшие успехи детей в овладении грамотой. Однако чрезмерное употребление таких выражений, как «Молодец!», «Прекрасно!» и др. по мнению проф. А.Савченко, кроме кратковременного эмоционального воздействия на ребенка, не имеет стимулирующего значения.
Вместо этого необходимо давать развернутые оценочные суждения, которые содержат конкретные советы по устранению недостатков, преодоление трудностей; сопоставлять детские работы; устраивать в конце занятия выставка лучших работ; привлекать детей к оцениванию выполнения задания товарищами. Самое главное, чтобы оценочные суждения педагога были мотивированными и понятными детям.
Характеризуя содержание, структуру и методику занятий по обучению грамоте, хотим предостеречь воспитателей от научно необоснованного механического объединения занятий по обучению грамоте с занятиями по воспитанию звуковой культуры речи.
Такая подготовка старших дошкольников к обучению грамоте не позволяет максимально полно реализовать специфические задачи этих двух типов занятий, перегружает их содержание, делает непрозрачной структуру. Не смотря на близость отдельных целей этих занятий (например, развитие фонематического слуха), общность методов и приемов и др, каждое из них должно строиться и проводиться своеобразно. Так, на занятиях по обучению грамоте усиленного внимания требует работа по формированию у дошкольников представлений о языковой единице (предложение, слово, слог, звук) и на их основе анапитико-синтетических умений.
Имеют место и неоднократные попытки отдельных методистов, а вслед за ними и воспитателей, дополнить содержание занятий по обучению грамоте ознакомлением дошкольников с буквами и обучением их читать. Следует отметить, что это является завышением требований действующих программ, следовательно, является недопустимым. Вся работа по овладению навыком читать должно организовываться исключительно в индивидуальном порядке. Такое занятие по содержанию, структуре и методике напоминать урок чтения в буквенный период в первом классе.
Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: дидактические цели
Обращаем внимание воспитателей на необходимость правильного формулирования дидактических целей занятий по обучению грамоте. Прежде всего, следует четко представлять конечный результат этого занятия, а именно: какими знаниями должны овладеть дошкольники о языковых единицах, какие умения у них будут выработаны на основе этих знаний
Подытоживая сказанное, отметим, что успех организации обучения детей пяти-шести лет зависит от того, насколько педагог в совершенстве владеет современной технологией обучения детей грамоте, лингвистическими знаниями, как он учитывает требования современной психолого-педагогической науки к организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном учебном заведении.
Как строится процесс обучения грамоте
Обучение грамоте происходит постепенно, в игровой форме. Можно выделить следующие задачи:
- знакомство детей с понятиями «слово» и «звук», развитие фонематического слуха;
- деление слова на слоги, правильная постановка ударения в слове;
- анализ звукового состава слова, умение определять гласные, твёрдые и мягкие согласные, сравнивать слова по звуковому составу;
- знакомство с понятием «предложение» и его словарным составом;
- основы чтения и письма, составление слов с помощью разрезной азбуки.
Современные методики обучения грамоте основываются на звуковом аналитико-синтетическом методе обучения чтению, предложенном К. Д. Ушинским более ста лет назад. Согласно этой методике знакомство детей со звуками происходит при выделении их непосредственно из живой речи. Сначала усваиваются гласные звуки а, о, и, е, у, ы. Задания усложняются постепенно. Звук определяется в односложных, двусложных, а затем в многосложных словах. Потом изучаются гласные я, ю, ё. И только после этого переходят к изучению согласных. К. Д. Ушинский писал, что научить детей определять согласные в составе слова — это самая важная и сложная задача, она является «ключом к чтению».
Дети 4–5 лет наиболее восприимчивы к звучащей речи, интерес к чтению обычно появляется только к 6–7 годам
Для маленьких детей игровая составляющая занятий является важным аспектом. Ребёнка надо мотивировать для выполнения упражнений, увлечь интересной задачей. Приёмов и способов разработано много, нужно только подобрать соответствующие теме занятия и возрасту детей. Занятия по обучению грамоте могут включать в себя основные приёмы воспитательской деятельности: рассматривание картинок, рисование, чтение стихов, разгадывание загадок, подвижные игры, но, кроме этого, имеются специфические упражнения, которые будут рассмотрены дальше. Проводить занятия по грамоте рекомендуется не реже одного раза в неделю.
Если в группе происходит значительная дифференциация по уровню усвоения материала, то желательно использовать индивидуальные задания или проводить занятия по подгруппам.
Особенности занятий при ограничении здоровья у детей
Нарушение речи, которое наблюдается при некоторых видах заболеваний у детей, приводит к торможению процесса усвоения навыков чтения и грамотного письма. Такие дети медленней выполняют задания, часто путают похожие по начертанию буквы, близкие по звучанию слова. Дошкольники с подобными отклонениями нуждаются в помощи логопеда, психолога, а также повышенном внимании со стороны воспитателя и родителей.
Проведение занятий в группе строится так, чтобы какие-то упражнения ребёнок выполнял индивидуально. Но в то же время он не должен чувствовать себя полностью отделённым от общих занятий. Например, можно заранее индивидуально отработать задание или предложить ребёнку с ограничениями здоровья более лёгкую загадку, дав возможность проявить себя среди ровесников.
Дети с нарушениями речи получает образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде
Родители должны помогать воспитателю и логопеду, выполняя какие-то дополнительные упражнения с ребёнком или закрепляя то, что изучили в саду. Дома можно использовать и интерактивные игры, интерес к которым у детей достаточно высок.
Ознакомление с фонетикой и графикой языка
Наблюдения за практикой обучения дошкольников грамоте убедительно свидетельствуют, что больше всего ошибок допускают воспитатели на этапе ознакомления детей с фонетико-графической системой родного языка.
Так, нередки случаи отождествления звука и буквы, привлечение внимания детей к несущественным признакам фонем, формирование ложного взгляда на соотношение звуков и букв и тому подобное.
На занятиях по обучению грамоте в современном ДОУ воспитатель должен свободно оперировать такими лингвистическими знаниями в области фонетики и графики родного языка.
В нашем языке существует 38 фонетических единиц. Фонемы — это основные звуки речи, с помощью которых различаются слова (дом — дым, руки — реки) и их формы (брат, брата, брату). За акустическими свойствами звуки речи делятся на гласные (их в русском языке 6 — , , , , , ) и согласные (их 32).
Гласные и согласные звуки различаются своими функциями (гласные образуют слог, а согласные только входят в состав) и способом создания.
Гласные образуются выдыхаемым воздухом воздуха свободно проходит через ротовую полость; основой их является голос.
Во время произнесения согласных воздушный поток встречает препятствия вследствие полного или частичного смыкания органов речи (рото-закрывающие). Именно по этим признакам педагог учит детей различать гласные и согласные звуки.
Гласные звуки бывают ударными и безударными, а согласные — твердыми и мягкими. Буквы бывают большие и малые, печатные и рукописные. Неправильно поэтому говорить, что словосочетание «гласные, согласные буквы», «твердые (мягкие) буквы». Правильно с точки зрения лингвистики употреблять словосочетание «буква для обозначения гласного звука», «буква для обозначения согласного звука», или «буква гласного», «буква согласного звука».
32 согласных звука делятся на твердые и мягкие звуки. Подчеркнем, звуки — , — , — и т. д. существуют как самостоятельные звуки, хотя нередко в методических пособиях авторы отмечают, что это один и тот же самый звук, который в одном слове произносится твердо, в другом — мягко.
В русском языке мягкими могут быть только звуки, которые произносятся с помощью зубов и переднего кончика языка: , , , , , , , , , . Есть слияние ля, ня, ся, зя, эта, но нет бя, мя, вя, кя.
Следует помнить, что на начальном этапе обучения грамоте к мягким согласным звукам относят не только , , , , , , , , , , но и все другие согласные звуки, которые находятся в позиции перед гласным , например в словах: петух, женщина, шесть, белочка, лошадь и тому подобное.
В период обучения грамоте дети получают только практическое представление о твердости-мягкости согласных.
Ознакомление с основными языковыми единицами
Введение детей в звуковую действительность предполагает ознакомление их с основными языковыми единицами.
Напомним, что первоначальные представления о языковых явлениях дети должны получать на основе активных наблюдений за соответствующими единицами живого общения с должным осознанием их существенных признаков.
При этом воспитатели должны принять во внимание особенности фонетики и графики. Вполне понятно, что без глубокой лингвистической подготовки воспитатель не сможет сформировать у детей элементарные, но научные представления об основных языковых единицах: предложение, слово, слог, звук
Сколько должно быть детей в подготовительной группе?
Количество детей в группе детского сада согласно нормативным документам — До 1 октября 2010 года Типовым положением о ДОУ (дошкольные образовательные учреждения) и СанПиН для ДОУ были установлены достаточно жесткие условия работы детских садов. Предельно допустимое количество детей в группах было строго регламентировано, а руководство детского сада не имело права самостоятельно устанавливать режимы пребывания детей в группах.
А именно:
до 1 года — не больше 10 детей; до 3 лет — не больше 15 детей; 3-7 лет — не больше 20 детей (оптимально 15 детей).
Согласно новым санитарным правилам норму количества детей в группе не просто уменьшили, а стали рассчитывать исходя из общей игровой площади (включая площадь, занятую мебелью) помещения:
для ясельных групп — не меньше 2,5 кв.м. на одного ребенка; для дошкольных групп — не меньше 2 кв.м. на одного ребенка.
Другими словами, при игровой площади помещения в 50 кв.м., из которых 20 кв.м. будут заставлены кроватями, группа может быть наполнена 25 детьми дошкольного возраста, вместо оптимальных 15. Мало того, новыми санитарными нормами разрешается из игровой комнаты делать спальню (например, устанавливать раскладушки), при этом количество воспитателей осталось неизменным.
Общественная палата России и неравнодушные родители забили тревогу, однако ничего кроме разъяснительного письма от Роспотребнадзора не добились.
Что такое подготовительная группа в детском саду?
СТАТЬЯ Подготовительная группа детского сада Наступает ответственный период в жизни ребёнка — подготовка к школьному обучению. Дошколёнка необходимо подготовить морально, физически и интеллектуально. Создать для него все условия для формирования предпосылок к школьному обучению, а также к его социализации.
- Детский сад является подготовительным этапом перед школой.
- Взрослея, дети поэтапно входят во взрослую жизнь, режим которой довольно часто сильно отличается от домашнего уютного времяпрепровождения.
- В саду ребёнок учится подстраиваться под заведённый режим и определённый ритм жизни – это первые шаги самостоятельности и самодисциплины.
В подготовительной группе детского сада детей целенаправленно развивают и готовят к школе. Ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное). Воспитание и обучение детей осуществляется через игры. Следовательно, игровая деятельность в подготовительной группе детского сада является видом учебных мероприятий, которые осуществляются с целью развития у детей определенных навыков и дружеских отношений в коллективе.
В этой возрастной группе ведущей деятельностью остаётся сюжетно-ролевая игра. Дети начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, самостоятельно придумывают себе роли, организовывают соответствующую атмосферу. В игровом пространстве может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию.
С помощью сюжетно-ролевых игр дети закрепляют способности к совместному взаимодействию друг с другом, учатся сотрудничать, развивают воображение с помощью одушевления игрушечных персонажей. В подготовительной группе детского сада применяются интегрированные (комплексные) занятия – это совмещение различных видов деятельности в одном занятие.
Преимущество их заключается в том, что ребёнок не успевает утомиться от количества приобретённых новых знаний, и в определённый момент он переключается на новый вид информации.
Таким образом, воспитатель сохраняет внимание детей на высоком уровне довольно продолжительное время.
Это относится к детям различного темперамента и разных способностей.
Развитие речевого общения (связной, диалогической, монологической речи) стоит на первом месте в подготовительной группе детского сада. Его дальнейшее развитие в школе будет опираться на то, что было заложено в дошкольном возрасте. У детей подготовительной группы формируется умение отражать в речи свои приобретенные знания, выделять признаки предметов, а также группировать предметы по общим признакам.
Большое внимание в подготовительной группе уделяется развитию математических навыков, развитию навыков счёта, тренировке памяти, логики и внимания.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми через рисунки, становятся сложнее.
Рисунки приобретают сюжетный характер, обогащается их цветовая гамма.
Изображения человека становятся более детализированным и пропорциональным. Дети подготовительной группы продолжают осваивать конструирование из строительного материала.