Моторное развитие до 1 года

Как развивать ребенка в 1 год

Скачок № 8: 51–55 неделя (1 год)

lastdjedai/Shutterstock.com

Этот скачок, скорее, относится к умственному, а не физическому развитию. Однако освоение интеллектуальных навыков сказывается на объёме физических возможностей малыша.

Так, в течение 8-го скачка ребёнок обучается основам планирования. Это куда более сложный концепт, чем простое сопоставление «действие – последствие». Например, ребёнок уже может самостоятельно продумать план одевания: какую вещь взять сначала, как её надеть, что взять потом. Он сам приносит нужные элементы гардероба, коробку с вещами. Малыш с интересом принимает участие в уборке своих игрушек, рисует с родительской помощью.

Частые признаки:

  1. Капризное, плаксивое поведение.
  2. Ребёнок переходит в режим «маминого хвостика» — всюду ходит за мамой и стремится к тому, чтобы она всегда была в поле зрения.
  3. Снижение аппетита.
  4. Ухудшение сна.

Развитие ребенка в три месяца

Наблюдая за трехмесячным малышом, мы отмечаем, что он спокойно и подолгу лежит на спинке, с интересом рассматривает свои ручки или то, что в эти ручки вложила мама. Ножки его при этом приподняты над поверхностью. В следующие три месяца мышцы пресса и ног должны быть очень сильными, ведь нужно поднять ножки так высоко, чтобы они попали в поле зрения ребенка и вслед за ручками оказались у него во рту. Получается, что в положении на спине ребенок должен (в соответствии с вложенной в него программой) сначала «довериться» опоре, на которой он лежит, овладеть равновесием, а затем приняться за освоение сложно координируемых движений.

В первые 3 – 4 месяца, лежа на спине, новорожденный координирует движение «рука – рот», и его кулачок в результате оказывается у него во рту. Многие мамы с волнением говорят мне: «Ах, мой малыш начал сосать свой кулачок! Это ведь плохо!» На самом деле данное наблюдение доказывает, что младенец хорошо развивается. В следующие 3 – 4 месяца он будет отрабатывать координацию «рука – нога», а уже к 6 – 7 месяцам, схватив рукой свою ножку, дотянет ее до рта и с удовольствием пососет пальчики ног. Если вдуматься, это простое движение высоко координировано, ведь в нем участвуют одновременно три точки тела: рука – нога – рот. Теперь ваш малыш, еще полгода назад ничего не умевший делать, достиг такого координационного совершенства!

Кризис ребенка в 5 лет

Главный очевидный признак кризиса – ребенок начал придумывать много небылиц, у него могут появиться воображаемые друзья. Не следует ругать за вранье, так как это своеобразное проявление фантазии.

Менее заметный симптом кризиса проходит внутри ребенка: он очень хочет быть как взрослые. Некоторых детей это заставляет бросить игрушки, девочки тянутся к маминой косметике и примеряют ее туфли. В то же время ребенок остро нуждается в общении с детьми его возраста.

Что делать?

Если ребенок так страстно желает чувствовать себя взрослым, следует дать ему это, и во всех конфликтных ситуациях разговаривать на равных. Нужно дать ему возможность выполнять определенные несложные обязанности по дому. Причем, следует объяснить, что это именно обязанность, а не прихоть: задание придется выполнять постоянно.

Не следует «выбивать» из чада откровенность разговорами (а тем более физическими наказаниями). Доверительные разговоры рано или поздно выявят причину его плохого настроения и закрытости

Важно уметь успокаивать и развеивать страхи ребенка. К примеру, в пять лет уже появляется страх смерти близких, или собственной

Если вы не уверены, что справитесь с объяснением такой сложной темы, возможно, понадобится консультация психолога.

Важность основных этапов развития

Итак, моторное развитие ребенка идет по этапам, последовательность которых предопределена природой, и на каждом предыдущем этапе тело подготавливается к новым достижениям последующего. К примеру, четырехмесячный малыш, лежа на животе, опирается о поверхность кулачками, а полугодовалый – уже раскрытой ладонью, поскольку еще через месяц или два этот ребенок поползет, а передвигаться, опираясь на кулачки, очень неудобно.

Ребенок, конечно, может перескочить через какой-либо этап развития, особенно если взрослые (родители или врачи) не придадут этому значения или сами подтолкнут его к такому «скачку». Так, например, бывает, когда малыш, минуя стадию ползания, сразу начинает ходить.

Часто это обусловлено лишь тем, что ребенка не выкладывают надолго на пол, из-за того что он грязный или холодный. Малыш же, стремясь как можно полнее освоить пространство дома, «торопится» в таком случае научиться ходить. «Что в этом плохого?» – спросите вы.

Дело в том, что за несколько месяцев ползания происходит укрепление мышц позвоночника, окончательно формируются его изгибы (необходимые для амортизации при прямохождении) и, наконец, достигается идеальная координированность тела в пространстве. Если вдуматься, координационно хождение на ногах есть ни что иное как ползание, перевернутое из горизонтальной плоскости в вертикальную. Та же координация, тот же вынос вперед попеременно разноименных ноги и руки. Поэтому малыш, начавший ходить без предварительного ползания, рискует иметь в будущем проблемы с осанкой и координацией.

В заключение хочу обозначить критические временные этапы двигательного развития, каждому из которых в дальнейшем будет посвящена отдельная статья. Итак, выделяют несколько возрастных точек, в которые принято оценивать моторные достижения младенца: это три, шесть, восемь и двенадцать месяцев. Считается, что именно к этим рубежам ребенок приходит с новыми навыками, наличие которых и стоит отслеживать для своевременной помощи малышу в случае задержки его развития.

В следующей статье мы рассмотрим развитие новорожденного в первые три месяца жизни и разберемся, к каким достижениям он должен прийти к трехмесячному рубежу.

Популярные материалы по теме:

  • Видео: Развитие ребенка в 3 месяца
  • Видео: Как правильно держать ребенка?
  • Раннее «высаживание» младенца
  • До- или послеродовая депрессия. Часть 1

7 скачков развития малыша в первые 12 месяцев жизни — почему ребенок капризничает?

Ученые определили семь скачков развития, происходящих в первый год жизни ребенка. Физически малыш развивается линейно, т.е. достаточно равномерно, а вот развитие мозга, отвечающего за когнитивные, интеллектуальные и эмоциональные возможности, происходит семимильными шагами. 

Каждый шаг – это своеобразная веха в развитии ребенка. Никогда больше человек не сможет достичь за 12 месяцев столько, сколько в первый год жизни. Малыш, полностью зависимый от окружающих, вдруг становится индивидуумом, способным самостоятельно ходить и общаться, выражая свои мысли жестами и звуками, а ещё он уже умеет мыслить.

Продолжительность периодов развития приблизительна, скорость развития каждого ребенка индивидуальна. Скачки проявляются заметным и длящимся не менее нескольких дней изменением поведения ребенка – он становится раздражительным, плаксивым, плохо спит, может временно плохо есть. Одни дети проходят через эти периоды капризничая и изводя окружающих, у других изменения происходят плавно.

С каждым скачком развития ребенок видит, чувствует и понимает больше, так как получает все больше внешних стимулов, чем раньше. Это связано с интенсивным развитием мозга, обрабатывающим все больше информации. С этим же связаны изменения в поведении малыша. Он плачет и раздражается потому, что чувствует себя неуверенно из-за новых, постоянно добавляющихся раздражителей. 

Например, внезапно младенец обнаруживает, что взрослые разные — есть родные и чужие, он начинает понимать, что существует мимика, или вдруг осознает, что у него есть ручки и ножки, которыми он может двигать и даже что-то трогать или хватать. Сначала ребенок не знает, что с этим делать. До сих пор мир был безопасен и понятен, но ситуация кардинально изменилась. Это вызывает дискомфорт, и малышу нужно время, чтобы привыкнуть к новой ситуации. 

Как только малыш разбирается с новыми навыками, он начинает активно ими пользоваться. Поэтому часто, после недельки капризов, связанных со скачком развития, отмечается огромный рост навыков.

Что должен уметь делать ребенок в 1 год

Навыки крупной моторики

К тому времени, когда малышу исполнится один год, он должен уметь следующее:

  • Делать первые шаги. При этом ноги широко расставлены, шаги неуверенные, руки подняты для сохранения равновесия
  • Ходить самостоятельно или с поддержкой взрослого
  • Отлично стоять без опоры
  • Ползать вверх и вниз по лестнице
  • Приседать и подниматься с поддержкой
  • Ползать 
  • Уметь залезать на диван или кровать
  • Идти и нести в руках игрушку 
  • Идти и тянуть за собой игрушку на верёвочке

Познавательная деятельность, игра

В играх немного другие требования к годовалому ребенку. В этом возрасте многое зависит от развития мелкой моторики. Кто-то в 1 год умеет закручивать крышки на банках, а кто-то нет. В год ребенок может собирать пирамидку с помощью взрослого или хотя бы самые большие круги.

Ребенок в 1 год особенно любит играть с предметами быта. Мамы часто говорят, что любимая игрушка годовалого малыша – это кастрюля. Здесь нужно быть очень внимательными к тому, с чем ребенок играет. Он может проглотить мелкие детали, поэтому следить за ним, когда он разбирает домашние ящики, просто необходимо.

В ролевых играх годовалые дети могут уже проявлять подражание, то есть делать вид, что кормят игрушку, укладывают спать или расчесывают. Очень популярны в это время игрушки-каталки, малыши уже могут катить их перед собой, многие, таким образом, оттачивают навык хождения.

Начинает экспериментировать, используя метод проб, например, если кусочек пазла не подходит по форме в выемку, пробует положить его в другие выемки.

Появляются первые попытки «притворяться»: например, притворяется спящим, укрывшись одеялом и закрыв глаза.

Годовалый ребенок любит по много раз слушать одну и ту же сказку! С удовольствием рассматривает книжки с картинками и слушает простые истории.

Общение и социально-эмоциональное развитие

В эмоциональном плане годовалые дети уже многое умеют:

  • Они могут проявлять свои чувства, умеют целовать близких и обнимать их за шею. 
  • Узнают родных на фотографиях и радуются их приходу. 
  • При звучании любимой музыки они начинают танцевать, могут хлопать в ладоши, когда родители показывают, что это нужно сделать.
  • Улыбаются в ответ на улыбку взрослого.
  • Кивают в ответ.
  • Понимает как минимум 15 слов/жестов, — смотрит  или показывает  названного человека или объект. Может найти объект ответ на вопрос: «Где твои ботинки?»
  • Смеётся в предвкушении реакции или действия
  • Расстраивается, если ему мешают что-то сделать
  • Ждёт, пока собеседник закончит своё сообщение, с использованием слов и жестов,  и только затем отвечает ему

Речь импрессивная и экспрессивная

Существует много разных мнений. Кто-то считает, что год – это еще совсем мало для речи, но нормы все же есть. 

  • Ребенок к году должен уметь произносить от двух до десяти слов и пытаться отвечать на вопрос, типа: «Кто это, что это?»
  • Выражает словами или жестами просьбу (например, «пить!», «дать!»)
  • Вступает со взрослыми в короткие диалоги, связанные с конкретной ситуацией
  • Лепеча на своём языке, использует множество разных согласных. Произносит первые лепетные слова, например, «би-би».
  • Ребенок может и должен уже в этом возрасте понимать значение элементарных просьб: «принеси, подай, положи».
  • Указывает на объекты, до которых не может дотянуться, как бы прося, чтобы ему их дали или назвали.
  • Понимать слово, которое обозначает запрет или отрицание.
  • Годовалые дети прекрасно знают свое имя и реагируют на него.
  • Самостоятельно машет ручкой на прощание

Навыки самообслуживания

  • Малыш уже может откусить кусочек от печенья, сухаря или хлеба. 
  • Может пить сок через трубочку, самостоятельно держать поильник. 
  • К этому времени многие уже имеют потребность сами кушать ложкой, но в этом случае все зависит от мамы. Если мама позволит малышу тренироваться с ложкой, пачкая все вокруг, то в ближайшее время малыш научиться быть более аккуратным, но многие мамы предпочитают чистоту детской самостоятельности, поэтому в этом возрасте многие детки сами не кушают.
  • Многие дети проявляют попытки помочь маме надевать на него одежду, протягивают ручки или ножки.

С горшком в этом возрасте дело обстоит сложнее. Многие уже начинают проситься на горшок, но некоторые даже не помышляют об этом. Не стоит об этом беспокоиться, родители сами должны понять, что они хотят от малыша. Если нужно быстрее научить ребенка проситься на горшок, то можно воспользоваться методом высаживаний, а, если проблема не стоит так остро, то можно подождать, пока малыш подрастет, и появятся новые возможности для совершенствования.

Первый скачок в развитии: 5 недель после рождения

1 прыжок – это первая большая перемена в жизни малыша и его родителей. После первого месяца – примерно в пятинедельном возрасте – малыш, который до сих пор в основном ел и спал, после пробуждения становится более активным. Его чувства обостряются, он воспринимает окружающее более интенсивно и осознанно, чем прежде. Ребенок способен ненадолго сфокусировать взгляд на склоненном над ним лице, и изображение, которое он видит, становится более четким. Хотя свет и громкие звуки до сих пор его не беспокоили, интенсивные раздражители вызывают у него тревогу.

После первого скачка развития малыш:

  • лучше воспринимает прикосновения, звуки, запахи,
  • продлевает время активности между дневным сном,
  • смотрит и слушает с большей концентрацией,
  • начинает улыбаться
  • настоящие слезы во время плача,
  • лучше переваривает пищу (меньше ливней, меньше отрыжки).

Что такое скачки развития

На первом году жизни развитие ребенка происходит очень стремительно. За относительно короткий период времени (по сравнению со средней продолжительностью жизни) малыш осваивает основные моторные навыки (учится сидеть, вставать, ходить), а также совершает огромный рывок в нервно-психическом развитии.

Развитие ребенка происходит скачкообразно: после периода относительного спокойствия возникают периоды, когда ребенок за короткое время приобретает новые навыки и умения. Скачки развития — это моменты в жизни вашего ребенка, когда в мозге формируются новые нейронные связи, благодаря которым малыш смотрит на мир не так, как раньше.

Изменения, происходящие в жизни ребенка, как правило, вызывают бурную эмоциональную реакцию, потому что мозг малыша с трудом справляется с объемом поступающей информации. Во время очередного кризиса родители замечают следующее:

  • ребенок становится более капризным, беспокойным, раздражительным;

  • малыш требует больше внимания к себе, чем обычно, — постоянно просит тактильного контакта, предпочитает находиться постоянно на руках;

  • портится сон: ребенок чаще просыпается ночью, дневные сны становятся короче, а процесс укладывания затягивается;

  • ухудшается аппетит.

Признаки скачка роста у грудничка

  • ​капризы без видимой причины;
  • слабый либо, напротив, повышенный аппетит (особенно это касается младенцев на грудном вскармливании, которые могут «висеть» на маме буквально часами);
  • тревожный и короткий сон;
  • требование постоянного пребывания на ручках (только у мамы либо у близких родственников, которых кроха хорошо знает).

В периоды кризисов у деток интенсивнее проходят процессы в коре головного мозга. Матери нетрудно будет понять своё чадо, если она вспомнит странное состояние в период предменструального синдрома, когда накатывают раздражительность, плаксивость, уныние — эмоции, никак не связанные с логическими доводами. Хочется укрыться подальше от всех. Так же и грудничку хочется найти покой в маминых объятьях.

Особенности поведения родителей

Мамочка и папочка устают не только физически, но и морально. Когда ребенок начинает капризничать и плакать, они начинают сомневаться в собственных силах. Однако такие изменения невозможно полностью исключить из взросления ребенка

Важное запастись терпением и подарить малышу максимальное количество тепла и заботы. Благодаря этому удастся преодолеть все трудности

Мамочке нельзя отвергать ребенка. Он нуждается в ней. Родители смогут обеспечить младенца ощущением защищенности и тепла. Именно поэтому не следует жалеть на них времени и сил. Трудный период пройдет, и малыш за него получит новые навыки, которые будут им использоваться на протяжении всей жизни. Мамочка должна обнимать кроху, петь ему песни и легонько гладить. Положительное воздействие оказывают книжки и покачивание. В грудничковом возрасте ребенка может заинтересовать даже узор на обоях, который он будет с увлечением рассматривать. Кроме прогулок на улице рекомендуется также смотреть в окно. Там проезжает много машин и людей, которые также покажутся ребенку интересными.

Для малышей, которые находятся на естественном вскармливании, потребуется давать грудь намного чаще. Некоторые мамочки говорили, что процедуру приходилось повторять каждый 20 минут. Такая ситуация будет вызывать много негатива, ведь женщине приходится выполнять определенные домашние дела. Если малыш уже питается прикормом, то необходимо сначала предложить его ему, а только потом переходить к груди. Если мамочка уверена, что малыш не хочет есть, то можно увлечь его игрой. Некоторым помогает успокоиться плавание в ванной, прослушивание музыки и прогулки на свежем воздухе.

Каждый ребенок растет и развивается в индивидуальном темпе. Однако каждый преодолевает скачки. Родители должны относиться к этому с терпением и уделять малышу больше времени.

Как определить, что он наступил?

  1. У ребенка во время скачка роста повышается аппетит. Малыш будет постоянно требовать кушать, и из-за этого возможны сбои в устоявшемся режиме кормлений и сна. У кормящих мам, которые не могут визуально оценить объем съеденного малышом молока, может возникнуть впечатление, что их лактация уменьшилась, поэтому малыш не наедается и постоянно просыпается и просит грудь. Матерям искусственников проще распознать скачок роста, поскольку они будут видеть, что смеси в бутылочке ребенка достаточно.
  2. Грудничок начинает сильно капризничать и плакать по любому поводу, при этом вы не будете видеть у ребенка причин, вызывающих такое поведение. Его температура будет нормальной, в целом внешний вид будет здоровым, и вы не отметите никаких иных признаков болезни.
  3. Привычные способы успокоения малыша в кризисы развития резко перестают работать. Еще вчера вы могли отвлечь ребенка яркой погремушкой, а сегодня он с рыданиями отбрасывает ее и тянет к вам ручки.
  4. Ребенок становится «ручным», успокаивается и засыпает, только находясь рядом с вами.
  5. Малыш начинает спать очень чутко и при этом долго засыпает.
  6. Грудничок теряет ощущение безопасности, и не дает вам отойти по своим делам. Даже пришедшие в дом гости, которых малыш уже видел, могут напугать его и довести до истерики.

Активный процесс роста требует от малыша больше энергии и элементов, из которых строятся его мышечные и костные ткани. Именно поэтому дети в период подобных рывков словно не наедаются и постоянно хотят подкрепиться. Взрослый ребенок может озвучить свои желания с помощью слов, а у младенца есть единственный инструмент — плач. Если вы не сможете понять грудничка и покормить его, когда он этого требует, малыш будет постоянно капризничать и плохо засыпать.

Еще одна причина капризного поведения детей в этот период рывков заключается в изменениях, происходящих в организме. Только представьте, что происходит внутри малыша в это время — растут ткани, растягиваются сосуды и соединительные элементы. Конечно, такой активный рост будет доставлять грудничку определенный дискомфорт, который будет выливаться в капризное поведение и стремление найти утешение и тепло в объятиях самого дорогого человека — матери. Вы заметите, что успокаивается младенец исключительно с вами, а с папой и бабушками он начинает капризничать еще сильней.

Важно вовремя распознать наступление кризиса и не перепутать его с обычными среди детей проверками границ дозволенного. Воспитание ребенка — это большая ответственность, и неверное отношение к капризам может оставить след на психике или отразиться на его дальнейшем поведении

Потакание же капризам, совершенно не связанным с кризисом развития, приведет к тому, что кроха впредь будет всегда использовать слезы, зная, что с их помощью он всего может добиться.

Если возраст грудничка примерно соответствует среднему временному периоду, когда должен наступить кризис, его поведение кардинально испортилось за один день, а капризы проходят на фоне очень хорошего аппетита, — значит, ваш малыш действительно переносит скачок роста.

Положение на спине

Итак, в положении на спине ребенок знакомится со своим телом и учится координировать свои движения, для того чтобы в будущем достать, рассмотреть и положить в рот любой заинтересовавший его предмет. Именно так в первые годы ребенок изучает окружающий его мир.

Кроме того, лежа на спине, младенец сталкивается с необходимостью менять свое положение в пространстве. Ведь это только собственные ручки и ножки будут двигаться в желаемую сторону, а другие объекты, оказавшиеся перед глазами малыша, могут вдруг исчезнуть из его поля зрения. Так случается, например, с мамиными руками, которые сначала держат перед глазами ребенка яркую игрушку, а потом куда-то деваются. Желание узнать, куда же это все переместилось, ставит перед ним задачу сначала следить за интересующим объектом глазами, затем повернуть голову, а в будущем и перевернуться к нему всем телом.

Нормально развивающийся малыш уже к четырем с половиной месяцам способен продолжать тянуться к объекту, который перемещается за среднюю линию его тельца. К 6-ти месяцам он уже может сопровождать удаляющийся от него объект всем телом.

Проще говоря, если вы поместите игрушку непосредственно в поле зрения трехмесячного ребенка, а потом уведете ее в сторону (допустим, влево), то малыш проследит за ней только поворотом глаз и головы. Четырех – пятимесячный ребенок будет продолжать тянуться за ней правой ручкой и поворачивать свое тельце на левый бок, а полугодовалый и вовсе перевернется вслед за игрушкой в положение «на живот».

Интеллектуальное развитие

Поскольку ребенок пока довольствуется ролью наблюдателя, игры должны быть направлены на активное получение зрительных, слуховых и тактильных впечатлений, их осмысление, запоминание и применение.

  • Сделайте тематические альбомы «овощи», «фрукты», «животные», «одежда» и другие, наклеив в обычные блокноты для рисования соответствующие картинки. Давайте его рассматривать малышу, называя изображенное.
  • Ребенку полезно разглядывать семейный альбом, где собраны качественные фотографии ближайших родственников, которых он хорошо знает.
  • Если выдался солнечный день, покажите ребенку, что предметы и люди отбрасывают тень, поиграйте зеркальцем, попробуйте наступить на нее или поймать солнечного зайчика.
  • Включайте ребенку музыку разных направлений, изучайте, как звучат разные музыкальные инструменты, это способствует развитию слухового восприятия.
  • Игры с сортером и геометрическими фигурами сформируют у ребенка представления о разных размерах и формах.
  • Соберите ребенку его первую библиотеку из книжек с толстыми картонными страницами и красочными рисунками. Конечно, он не научится сходу читать, но полюбит заниматься с книгой, это первый шаг к чтению.
  • Поощряйте общение ребенка с другими детьми и взрослыми.
  • Играя с малышом, предоставляйте ему свободу действий, даже если с вашей точки зрения он делает что-то неправильно.
  • Купите конструктор типа «Лего» с крупными деталями, кубики, игрушки без музыкальных и других развлекательных элементов. Игры с ними заставляют проявлять фантазию, самостоятельно придумывать сценарий.
  • Постепенно приучайте ребенка к самостоятельности, разрешайте ему вам помогать, давая посильные поручения.

Ограничьте просмотр телевизора и занятия с планшетом. Из-за «готовых» развлечений ребенок становится пассивным наблюдателем, а не активным участником игрового процесса, как должно быть.

КАК Я МОГУ ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ ПЕРЕЖИТЬ СКАЧОК РОСТА?

Скорее всего, ты заметишь одно или несколько из описанных выше изменений во время скачка роста ребенка.

️ Предложи малышу дополнительную поддержку: постарайся расслабиться и не отказывай ребенку в более продолжительных сеансах кормления. Не беспокойся о количестве и графике кормления грудью во время скачков роста. Позволь ему сосать грудь, пока он не насытится молоком и вашей близостью.

️ Не беспокойся о режиме сна твоего ребенка. Во время скачков роста, некоторые малыши могут спать дольше обычного. Не переживай об этом, так как детям для роста нужен отдых.

️ Будь терпелива . Выдерживать капризы растущий ребенок может быть непросто. Тем более, это может означать намного больше кормлений и меньше сна для мамы.Во время скачков роста моя дочь была очень капризная и требовала грудь и днем, ​​и ночью. В период самых крупных скачков роста я спала урывками по 15 минут всю ночь, было очень сложно.  Но это просто скачок, а значит, он не будет длиться вечно. Как только возрастной кризис закончится, вы сможете вернуться к своему обычному распорядку дня.

️Давай еще больше любви во время скачка роста ребенка. Помоги малышу справиться с кризисом, удовлетворив его потребности во сне, питании и твоем внимании.Постарайся отложить или делегировать все свои дела и создать особое время для мамы и малыша, чтобы вы могли отдохнуть и пообниматься друг с другом!?

Необходимые условия для правильного развития малыша до года

Под необходимыми условиями я понимаю очень простые вещи. К примеру, с самого рождения у малыша должна быть возможность по нескольку раз в день лежать на животике, на твердой поверхности (не в кровати и не на диване). С трехмесячного возраста большее количество своего бодрствования ребенку необходимо проводить на полу (а значит, этот пол должен быть чистым и достаточно теплым), он не должен быть ограничен пространством кроватки, манежа и ходунков.

Хочется отметить, что во многих семьях в вопросах развития можно отследить явное противоречие: родители подчас тратят время и деньги, чтобы заниматься с ребенком самыми современными методиками, а вместе с тем не предоставляют ему элементарных условий для самостоятельного развития.

Мелкая моторика

Важность развитой мелкой моторики очевидна. Педагоги центра раннего развития «Каркуша» рекомендуют выполнять следующие игры и упражнения:

  • Лепка из соленого теста, пластилина, глины. Начните с шарика, потом сплющите его в лепешку и скатайте колбаску и т.д.
  • Рисование обычными или пальчиковыми красками, карандашами. Сначала вам придется помогать малышу, поддерживать его ручку, показывать, как делать мазки и рисовать линии.
  • Создание композиций из пластилина, палочек, камешков, пуговиц, ракушек и др.
  • Шнуровка, наматывание ярких шерстяных ниток в клубок.
  • Бизи-боард. Ее можно купить в магазине или сделать дома: на лист фанеры прикрутите выключатель, шпингалет, счеты из крупных бусин, розетку с привязанной вилкой, лоскуты с липучками, кнопками и т.д.
  • Игры с рамками-вкладышами и сортером.
  • Заведите сенсорную коробку, туда нужно положить предметы разного цвета, формы, размера, веса, поверхностью.Игры с цветным рисом, фасолью, макаронами: пересыпание, выкладывание узоров, «рисование» картин.

Прекрасные результаты дают различные эксперименты с песком и водой. Они оказывают постоянное воздействие на рецепторы и дают ребенку богатый тактильный опыт. Обязательно водите его в песочницу, играйте во время купания в ванне и детском бассейне, купите ему плавающие игрушки, формочки, сито, ведерко, совочек или ковшик, чтобы он мог играть с водой и песком.

Подведём итог

Antonio Guillem/Shutterstock.com

Терпение и системность — это то, чем стоит запастись родителям малышей. Пережить череду кризисов непросто, однако ваше спокойствие и следование заведённому распорядку дня поможет свести к минимуму количество наиболее трудных дней. Одни и те же действия, повторяющиеся каждый день в одно и то же время, облегчат сложные периоды даже высокочувствительным крохам.

Не стоит переживать, если развитие вашего малыша не совпадает с установленным календарем — расхождение в неделю абсолютно нормально. К тому же расчёт ведётся от дня ПДР, а не от фактического дня рождения ребенка.

Главное — дарить малышу достаточно внимания и любви. Помните, что он проходит через сложный, непонятный, а порой и пугающий его период. Ваши помощь и поддержка сейчас нужны ему особенно сильно!

Источник фото обложки: Oksana Kuzmina/Shutterstock.com

Подводя итоги

Скачки характеризуются внезапностью – никогда не угадаешь, когда кризис начнётся, когда закончится. После двух-трёх изматывающих дней и ночей вы вдруг видите перед собой милое, улыбающееся чадо. Малыш самостоятельно играет, терпеливо ждёт вас во время сборов на прогулку, с аппетитом ест, сладко спит. А самое главное – обязательно приобретает какой-то новый навык: перевернулся с живота на спинку, стал уверенней держать ложку, неожиданно пополз. Разве это не награда для родителей за часы усталости и даже бессилия?

Календарей кризисов детей до года существует множество. Конечно, знакомиться с подобной информацией можно и даже нужно, но не стоит паниковать, если развитие грудничка вышло за рамки теории. Каждый ребёнок абсолютно индивидуален. И если развитие вашего крохи не вызывает никаких замечаний со стороны педиатра и других врачей — расслабьтесь и с удовольствием наблюдайте за возрастными изменениями своего чада. А ещё лучше купите альбом для записей о первых месяцах жизни — вашему ребёнку потом будет невероятно интересно почитать о самом себе!

https://youtube.com/watch?v=JoKSTyHh1F8

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: