Первые дни дома
Итак, вас выписали из роддома, остались позади поздравления, цветы, фотографии. Вы привезли своего кроху домой, но вдруг поняли, что не знаете, что делать дальше. Если вам повезло, и ваш малыш лежал в палате с вами, то у вас уже появился опыт пеленать и подмывать ребенка. А если вы по старинке были отдельно от него, то вам придется учиться всему самостоятельно.
Любящие мамочки начинают знакомство с крохой с того, что раздевают, а потом внимательно рассматривают своего зайчика. Норма, если кожа грудничка мягкая, упругая, слизистые розовые и влажные, крик громкий и сильный.
В роддоме вы уже кормили малыша и, скорее всего, пеленали. Дома вы сами будете ухаживать за ним с первого дня. Подмывать после дефекации, защищать нежную кожу от опрелостей. Обрабатывать пупочную ранку вы научитесь за неделю.
Чтобы понять язык новорожденного, вам придется понаблюдать за его поведением. Запомните, когда примерно он спит, просит кушать, желает побыть с мамой. Вскоре по его кряхтению или плачу вы поймете, чего хочет малыш в данную минуту.
Кормление
За те несколько дней или неделю, что вы пробыли в роддоме, грудничок сначала высасывал молозиво, потом появилось молоко, и в домашних условиях вы уже полноценно кормите кроху вкусным грудным молочком. Материнское молозиво и молоко безгранично полезны для новорожденного. В первые дни, недели и месяцы грудное молоко защищает малыша от болезней и болезнетворных бактерий.
В норме малыши просят грудь от 8 до 12 раз в сутки. Здесь могут быть вариации. Если малыш активно сосет и хорошо набирает вес, то ему хватает и меньше восьми кормлений в сутки. Есть дети, которые присосавшись, тут же засыпают, не успев покушать. Такого ребенка, возможно, придется прикладывать к груди чаще двенадцати раз. Каждый малыш индивидуален, и режим кормления у каждого свой. Один за пять минут высасывает норму, другому нужно полчаса и больше. Маме остается присматриваться и запоминать требования грудничка.
Примерно через две или три недели после рождения у детей начинается “скачок роста”. В это время активизируются все процессы организма, и малышу требуется больше молока, он начинает просить грудь чаще. Еще через 2-3 недели происходит следующий скачок. Так происходит на протяжении всего периода роста и развития новорожденного.
Если малыш здоров, то ночью он просыпается покушать один-два раза, не больше.
В это время есть возможность переодеть кроху, поменять подгузники, и не придется будить его специально.
Определить, что ребенку не хватает молока, можно по косвенным признакам:
- младенец не набирает вес;
- при кормлении грудью не слышно глотков малыша;
- долго спит;
- припав к груди, засыпает;
- стул меньше 3 раз в день;
- мочится меньше 6 раз в день;
- у мамы трещины на сосках;
- у малыша желтуха.
Интеллектуальное и речевое развитие новорожденного ребенка в первый год жизни
Первый месяц жизни.
Речь. К концу первого месяца редкие гортанные звуки могут превратиться в нечто похожее на «агу» (ребенок «гулит»). Ребенок реагирует на чужие голоса.
Память. Некоторые дети начинают ожидать кормления через определенные интервалы времени.
Рекомендации. Учитывая особенности развития речи детей первого года жизни на первом месяце используйте простые и понятные выражения. Обращайтесь к ребенку по имени.
Второй месяц жизни.
Понимание. У ребенка формируются простые ассоциации: если начать кричать, то тебя возьмут на руки. Усиливается реакция на внешние раздражители.
Речь. Малыш общается в основном при помощи плача. С развитием речи у детей первого года жизни на втором месяце звуки все больше походят на гласные, например «у-у» и «а-а».
Третий месяц жизни.
Понимание. Малыш может реагировать на увиденное в зеркале отражение улыбкой. Он отрывается от материнской груди, чтобы прислушаться к голосам родителей.
Речь. Похныкивает, поскуливает, повизгивает, смеется. Речевое развитие детей первого года жизни на третьем месяце ещё не совершенно, они могут издавать лишь булькающие гортанные звуки. Начинает издавать звуки, когда слышит речь.
Четвертый месяц жизни.
Понимание. Ребенок может чувствовать незнакомые места и незнакомых людей.
Речь. Малыш лопочет что-то себе под нос или обращаясь к другим. Может повысить голос, словно задавая вопрос.
Память. Различает, кто есть кто в его жизни. Может узнать мать в группе людей.
Рекомендации. Разговаривайте с ребенком один на один. Заботясь об интеллектуальном развитии новорожденного, повторяйте произносимые им звуки, демонстрируя свой интерес.
Режим дня
- Сменить ночной подгузник и подмыть ребенка;
- Умыть и протереть тело чистой водой:
- Очистить глазки от корочек и пыли при помощи ватного тампона смоченного кипяченой водой, легким движением от носа к ушам;
- Очистить нос от корочек при помощи ватного жгутика;
- Осмотреть и при необходимости очистить ушные раковины и область за ушами;
- Протереть шейные складки, подмышечную область, обработать пах;
- Провести утреннюю воздушную ванную, оставив кроху на 15 минут голым;
- Сделать легкий массаж. Для месячного ребенка он заключается в поглаживании всех мышц тела;
- Провести утренний комплекс гимнастических упражнений.
- Выкладывание на живот для стимуляции развития шейных отделов позвоночника и общей двигательной активности. Этот вид упражнений хорошо помогает снижать неприятные ощущения при кишечной колике;
- Ношение «столбиком» после кормления для избежания возможной отрыжки. Это занятие позволяет малышу тренировать мышцы шеи, самостоятельно удерживая голову. Хорошо в это время петь песенки, читать стихи, рассказывать об окружающих предметах;
- Разговор с карапузом. В течение всего дня рекомендуется вести беседы с ребенком, петь ему песенки и рассказывать истории. Это стимулирует развитие слуха, речевых центров, способствует сохранению психического комфорта крохи;
- Тренировать зрение при помощи игр с погремушками и гирляндами;
- Танцевать с крохой на руках тренируя его вестибулярный аппарат;
- При отсутствии противопоказаний можно посещать бассейн и обучать малыша плаванью при помощи специалистов.
1-й месяц — первые достижения
Ну, вот вы и дождались: в возрасте одного месяца ваш ребенок уже может в течение нескольких секунд удерживать головку в вертикальном положении. И даже лежа на животе пытается поднять голову. А уж как двигает ручками и ножками! Все чаще и чаще радует вас своей улыбкой, и вы замечаете, как малыш фиксирует свой взгляд.
Старайтесь как можно активнее общаться с ребенком. Самый лучший контакт (и результативный) происходит тогда, когда кроха смотрит на вас и улыбается. Кормление — отличная возможность для контакта. Устройте малыша поудобнее, поближе, чтобы он хорошо видел ваше лицо (а он уже готовится к еде, причмокивает губками). Говорите ласково, спокойно, улыбайтесь и старайтесь заинтересовать своей речью.
Хорошо также приговаривать что-нибудь ласковое во время купания. Это очень приятная процедура и для ребенка, и для вас, так что используйте положительные эмоции и беседуйте, беседуйте… Помните, что гораздо результативнее выступать в роли партнера, а не учителя.
Вы будете вместе с ребенком познавать окружающий мир и обмениваться впечатлениями. Для малыша важны не только слова, но и жесты, выражение лица, интонация. Ведь еще до того, как малыш научится говорить, он с помощью жестов и выражения лица сможет добиваться понимания окружающих и устанавливать с ними контакт.
Очень быстро ребенок сообразит, что желаемого можно добиться криком. Ну, а вы-то уж именно по крику будете безошибочно определять, чего хочет ребенок, что его беспокоит. Вот и попробуйте проговаривать то, о чем малыш дает вам знать криком, например, констатируя: «Ты голодный», «Ты мокрый». Не забывайте, что все знания об окружающем мире ребенок приобретает, наблюдая, исследуя, общаясь с вами. Так что не ждите бурного развития речи, да и других функций, если ребенку приходится подолгу находиться в одиночестве или в обществе молчаливой мамы и необщительного папы…
Однажды мне пришлось наблюдать показательную ситуацию. Очень передовые и энергичные молодые родители обеспокоились тем, что, несмотря на их усилия, ребенок месячного возраста несколько пассивен и, как выразилась мама, неэмоционален. Придя в эту семью, я увидела, что кроватка стояла у стены в большой, метров 25 площадью, комнате. Вся стена у кроватки была расписана живописью фантастического характера, какие-то абстрактные геометрические фигуры перемежались лицами и радугами…
Это были творения папы-художника. Им же были созданы укрепленные над кроваткой композиции из бумаги, трудно поддающиеся описанию. В кроватке лежал мрачный младенец, глядящий на окружающее искусство. Больше в комнате не было ничего, не наблюдалось даже детских игрушек
Собрав в кулак логопедическое мастерство, я попыталась привлечь внимание малыша бабушкиными методами, неизменно срабатывавшими во всех ситуациях, но была остановлена папой, заявившим, что жизнь ребенка должна быть организована по совершенно иным принципам, реализованным, в частности, методом привлечения младенца к длительному созерцанию. Для самого автора дальнейшее созерцание было просто невмоготу
О некоторых результатах метода папы-художника стало известно через полгода, когда мама малыша обратилась с просьбой порекомендовать окулиста — надо было лечить косоглазие. Выводы из этой истории взрослые люди могут сделать сами…
Таблица ключевых моментов развития ребенка от 0 до 1 года
Из-за чего стоит беспокоиться
Регулярные посещения участкового педиатра и патронажной сестры позволяют родителям избавиться от множества волнений и тревог. Специалисты своевременно определят какие-либо нарушения состояния ребенка, исследуя его рефлексы, темпы роста и набора веса и другие факторы. Но врач не может постоянно находиться рядом, поэтому родителям нужно уметь ориентироваться в основных признаках, которые должны стать поводом обратиться к специалисту:
- ребенок на протяжении нескольких часов подряд выглядит вялым, отказывается от кормления, его сон часто прерывается;
- любые изменения цвета кожи, не связанные с переохлаждением или перегревом;
- носовое дыхание у ребенка затруднено, он пытается дышать ртом, или же вдох и выдох сопровождаются неестественными шумами – свистом, хрипом;
- осиплость голоса, лающий кашель;
- повышение температуры тела;
- устойчивое нарушение стула (запоры, поносы) или изменения в кале (зловоние, черный или слишком светлый, почти белый кал).
Чему учится малыш в возрасте от 0 до 6 месяцев
Девять месяцев ребенок проводит в утробе, и после появления на свет его привычный мир полностью меняется. Постепенное привыкание малыша к новым условиям жизни происходит благодаря рефлексам и приобретаемым навыкам: физическим и психологическим.
Вы ежедневно будете наблюдать, как меняется малыш и его реакции. Например, в первые дни сон для новорожденного будет первостепенным. Так малыш привыкает к окружающему миру. А уже через 4 недели после рождения вы заметите, чтоб любопытство берет верх, и ребенок пытается ненадолго удерживать голову в вертикальном положении. Он внимательно смотрит на яркие предметы, понимает, когда вы ему улыбаетесь, пытается «агукать» и тянется к игрушке. Итак, что должен уметь малыш в 6 месяцев?
- переворачиваться;
- пытаться ползать;
- держать игрушки, стучать ими, бросать их;
- раскачиваться, лежа на животике с поднятыми руками;
- пробовать хватать предметы вытянутым большим пальцем и ладонью;
- понимать мимику взрослых;
- произносить протяжные гласные звуки;
- открывать ротик перед ложкой;
- кушать с ложки пюреобразную пищу.
Купание — важный момент для каждого малыша
Первое купание для малыша — всегда событие! Кто-то боится и настороженно ведет себя в воде, другим водные процедуры сразу же приходятся по душе. Чтобы купание приносило малышу радость, соблюдайте простые правила:
- Купать ребенка нужно в детской ванночке.
- Рекомендуется применение специальной детской горки для купания. Альтернатива отдельной горке — анатомическая ванночка со встроенной горкой.
- В течение первого месяца жизни малыша воду для купания лучше кипятить.
- Комфортная температура для купания — 37 градусов.
- Применяйте гипоаллергенное мыло и шампуни, подходящие для купания новорожденных.
Альтернативный способ оценки[MB2]
Они разработаны по
показателям общей моторики, ручной умелости, развитию речи, социальной
адаптации на основе Денверского скрининг-теста.
Из навыков выбраны только те, которые доступны в оценке, а также наиболее полно
характеризуют каждый подуровень в определенный возрастной период.
Оценка
психомоторного развития с помощью предлагаемых графиков (рис. 1—4) проводится
следующим способом. При осмотре ребенка в декретированные сроки, которые
соответствуют возрастным группам при оценке физического развития, по каждому
из подуровней (отдельные графики для общей моторики, ручной умелости, развития
речи, социальной адаптации) определяют наличие или отсутствие навыков,
свойственных данному возрасту (линии 25%, 50% и 75%).
Нервно-психическое развитие ребенка
считается соответствующим возрасту, если он владеет навыками, отграниченными
25—75-центильными линиями по каждому из подуровней. При наличии навыков,
выходящих за линию 25% , говорят об опережении нервно-психического развития,
при отсутствии навыков, выходящих за линию 75%, — об отставании, а при
отсутствии выходящих за линию 90% навыков — о задержке нервно-психического
развития. При дисгармоничности нервно-психического развития (соответствие
возрасту по одним подуровням и несоответствие по другим) обязательно указание,
по какому из подуровней отмечается задержка или опережение паспортного возраста
и на сколько возрастных интервалов.
Преимуществом приведенных графиков
является возможность наблюдения за динамикой нервно-психического развития
ребенка первых 6 лет, то есть до школы. Отмечая по каждому из подуровней время
появления того или иного навыка и соединяя отметки между собой, получают линию
индивидуального нервно-психического развития. Сравнивая ее со средними линиями
(25%, 75%), можно говорить о средних, замедленных или ускоренных темпах нервно-психического
развития в целом или по каждому из подуровней. Смена одного темпа развития
другим требует прицельного внимания со стороны практического врача и при
необходимости дополнительного обследования ребенка.
Рис.
1. Центильный график оценки нервно-психического
развития детей первых 6 лет жизни.
Этапы развития: 1 — лежа на животе удерживает голову под
углом 45°; 2 — поднимает грудь, опираясь на руки; 3 — при подтягивании за руки
не запрокидывает голову; 4 — сидит без поддержки, резко выражен кифоз; 5 — сам
садится; 6 — ходит, держась за опору; 7 — хорошо ходит; 8 — поднимается по
ступенькам; 9 — подпрыгивает на месте; 10 — балансирует на одной ноге не менее
5 с; 11 — ходит «гусиным шагом»; 12 — пятится «гусиным шагом».
Возраст
Рис. 2. Центильный
график оценки нервно-психического развития детей первых 6 лет жизни по ручной
умелости.
Этапы
развития: 1 — удерживает погремушку; 2 — перекладывает кубики из одной руки в
другую, пользуясь ладонным захватом; 3 — держит предмет большим и указательным
пальцем (захват клешнёй); 4 — пользуется щипковым захватом; 5 — спонтанно
рисует каракули; 6 — строит башню из 4 кубиков; 7 — строит башню из 8 кубиков;
8 — самостоятельно срисовывает крест; 9 — самостоятельно срисовывает квадрат;
10 — рисует человека из 6 частей.
Рис. 3. Центильный график оценки нервно-психического развития детей
первых 6 лет жизни по развитию речи.
Этапы развития: 1 — смеется в голос; 2 —
поворачивается на голос, реагирует на свое имя; 3 — «лепет» по подражанию; 4 —
длинные, певучие слоги (ма-ма-ма, па-па-па); 5 —
произносит еще 3 слова кроме «мама» и «папа»; 6 — по просьбе показывает часть
тела; 7 — использует в речи множественное число; 8 — называет свое имя,
фамилию, знает свой пол; 9 — подбирает слова, противоположные по смыслу; 10 —
называет материал, из которого сделан предмет.
Возраст
Рис. 4. Центильный график
оценки нервно-психического развития детей первых 6 лет жизни по социальной
адаптации.
Этапы
развития: 1 — осознанная улыбка; 2 — сопротивляется при попытке отнять игрушку;
3 — тянется за игрушкой, расположенной далеко; 4 — пьет из чашки; 5 — ест
ложкой; 6 — чистит зубы с помощью взрослого; 7 — в игре контактирует с другими
детьми; 8 — легко переносит кратковременное расставание с матерью; 9 —
самостоятельно одевается.
Следует отметить, что только тщательный и вдумчивый
анализ возрастной динамики развития ребенка позволяет составить полное
представление об уровне его психомоторного развития
Важно также учитывать,
что для психического развития ребенка огромное значение имеет адекватная
поддержка со стороны его родных и близких. Дефицит этого общения, социальная
или педагогическая запущенность существенно замедляют процесс познания окружающего
мира и, как следствие, могут вызвать задержку развития психомоторной
деятельности ребенка
Маленькие достижения
- Умение поднимать голову из положения лежа на животе. Вначале это буквально сантиметр и пару секунд. Но если внимательно наблюдать, то можно заметить, что с каждым днем высота и длительность удержания головы будут возрастать. Стимулом для развития становится частое выкладывание в положение лежа на животе;
- Изменения во взгляде. Взгляд месячного малыша изменяется. Он становится более осмысленным. Иногда, рассматривая лица мамы, кроха напоминает маленького философа. Развитие зрительных центров позволяет из мутного пространства, которое окружало ребенка после рождения, выделять отдельные элементы и черты, видеть яркие цвета и запоминать их. Чтобы помочь своему чаду, старайтесь еженедельно менять гирлянду и игрушки в кроватке, чаще играть с погремушками над малышом, водя их из стороны в сторону, давайте возможность видеть, как вы разговариваете с крохой, улыбаетесь ему, поете;
- Новые звуки. Постепенно, кроме крика, малыш учится произносить другие звуки. Это зачатки «гуления». Именно их этого странного и милого произношения в будущем появятся слова;
- Стремление удержать голову. Месячный карапуз, когда его берут на руки, стремится самостоятельно удержать голову и повернуть ее в нужном направлении. При интенсивных занятиях и массаже, к 2 месяцам это умение будет уже уверенным, малыш сможет осваивать новые двигательные навыки;
- Улыбка. Первая осознанная улыбка маме происходит именно в этом возрасте. Ранее это были неконтролируемые движения, а теперь реакция;
- Захват и удержание. Следуя за врожденным хватательным рефлексом, дети от 1 до 2 месяцев учатся не только руководить своим телом, но и совершать манипуляции с предметами. Настоящая победа, когда карапузу удается самостоятельно скоординировать свои движения и достать интересующий его предмет.
Как развивается новорожденный ребенок после рождения с 9-го месяца до года
Девятый месяц жизни.
Речь. Может реагировать на свое имя и отдельные слова, например на слово «нет». Любит изображать покашливание.
Память. Замечает, когда кто-то выходит из комнаты, и ждет его возвращения.
Десятый месяц жизни.
Понимание. Ребенок в состоянии определять высоту и края предметов.
Речь. Малыш сопровождает слова жестами: говоря: «Пока», машет ручкой или качает головой, отвечая: «Нет».
Одиннадцатый месяц жизни.
Речь. Имитирует звуки и действия, знает значения слов, прислушиваясь к их употреблению в различных ситуациях.
Рекомендации. Развитие ребенка стимулируют такие игры, как «ладушки», «ку-ку» (игра в прятки).
Двенадцатый месяц жизни.
Речь. Малыш может произносить короткие предложения, понятные только ему. Лучше контролирует интонацию и произношение. Может выговорить от 2 до 8 слов типа «ав-ав» или «дай».
Степень развития психики ребенка первого года жизни и его психомоторики можно определить путем тщательного наблюдения за зрительными, слуховыми реакциями ребенка, его игровой деятельностью.
Для выявления нарушения познавательной функции учитывается, что в определенные периоды малыш должен:
- к 2-месячному возрасту — улыбаться;
- к 3-месячному возрасту — по-разному реагировать на присутствие близких и посторонних людей;
- к 6-месячному возрасту — следить за движущимися предметами;
- к 8-месячному возрасту — различать близких и чужих людей по лицу;
- к 9-месячному возрасту — уметь играть в прятки;
- в 1 год — уметь найти спрятанный предмет.
Имея четкое представление о том, как развивается ребенок до года по месяцам, в ситуации получения отрицательных результатов вышеприведенного тестового контроля родители должны обратиться за консультацией к невропатологу или психоневрологу.
Статья прочитана 9 801 раз(a).
Развитие ребенка: чек-лист на первые 3 месяца
Совсем скоро, примерно к концу первого месяца он подарит вам свою первую улыбку. Хотя я уверена, что это происходит гораздо раньше, иногда даже уже в роддоме. Врачи утверждают, что это непроизвольное сокращение мышц, но мы-то с вами знаем, что это не так. Если ребенок сразу после рождения может узнать свою маму по голосу и по запаху молока, то почему бы ему не уметь улыбаться.
А пока вашему ребенку необходимо максимально комфортное донашивание, поэтому давайте подытожим всё описанное выше.
Вашему ребенку нужно:
тактильный контакт: объятия, укачивания, поцелуи
кормление по требованию
быстрое реагирование на его крик
максимально долго находиться рядом с мамой
Вы не должны:
стараться приучить малыша к самостоятельному засыпанию через крик
выжидать время между кормлениями, если он плачет
следовать советам, которые не разделяет ваша интуиция
И, пожалуйста, не раздражайтесь, малыш не изводит вас и не треплет нервы. Он боится остаться без вашей заботы и поддержки.
Помните, что теперь вы и малыш соединены психологической пуповиной, и это на всю жизнь. И чем прочнее эта связь, тем тверже и увереннее стоит на своих ногах ваш подросший ребенок во взрослой жизни.
Больше информации про развитие и воспитание ребенка с рождения и до 18 лет в курсе
Органы чувств ребенка в первый месяц жизни
Наиболее важными органами чувств для ребенка являются зрение и слух. И речь идет не только о способности новорожденного контактировать с окружающим миром через звуки и визуальный ряд. Внешняя среда, воздействуя на слух и зрение малыша, стимулирует его умственное и физическое развитие. На первом месяце жизни ребенка все органы чувств отличаются более или менее выраженными особенностями.
- Вкус. Вкусовые рецепторы у новорожденного развиты достаточно хорошо, и основные «раздражители» он идентифицирует так же, как взрослый. Например, при попадании на язык подслащенной воды ребенок не проявляет никаких особенных реакций. А при добавлении в воду кислого яблочного или лимонного сока малыш может демонстрировать признаки неудовольствия – морщиться, пытаться вытолкнуть языком неприятную на вкус жидкость.
- Обоняние. Умение определять запахи играет важную роль в жизни новорожденного, особенно в первые дни и недели жизни, когда остальные органы чувств еще неразвиты. Именно благодаря обонянию ребенок узнает мать, безошибочно находит грудь, отказывается от кормления, если чувствует неприятный запах (например, если мать обработала сосок мазью для заживления трещин или антисептиком с лекарственным запахом).
- Осязание. Кожа новорожденного очень чувствительна к воздействию механических и термических раздражителей, но при этом количество рецепторов распределено неравномерно. Так, ребенок более активно реагирует на прикосновения к ладоням, стопам, лицу и не настолько выраженно – при поглаживании спины и живота. Кроме того, температура окружающей среды также вызывает определенные реакции. При некомфортной температуре ребенок проявляет признаки беспокойства, становится вялым, его кожа бледнеет или краснеет и пр.
- Зрение. В первые недели жизни зрение ребенка не отличается остротой. Хотя новорожденный жмурится при ярком свете, а его зрачки расширяются и сужаются в зависимости от интенсивности освещения – это рефлекторные реакции, управляемые нервной системой. На самом деле изображения в поле зрения новорожденного выглядят размыто и нечетко, а определять конкретный объект малыш сможет только через 10–12 дней после рождения. Но и в этом случае фиксировать предмет взглядом он еще не умеет – малыш сможет только следить за движением объекта или за источником света. Еще одна особенность зрения новорожденного – рассогласованное движение глаз, когда они направлены в разные стороны. Это часто вызывает беспокойство у родителей, которые предполагают у ребенка наличие косоглазия. Но такой «блуждающий» взгляд – естественное явление, и к концу первого месяца после рождения (в норме через 4–8 недель) движения глаз малыша приобретают согласованность.
- Слух. Слух – еще одна распространенная причина беспокойства родителей, которые не наблюдают выраженной реакции у новорожденного ребенка на звуки. Но слух малыша уже «натренирован» во время внутриутробного развития, в течение которого он воспринимал фоновые шумы и успел привыкнуть к ним. Благодаря этому в первые месяцы после рождения внешние звуки редко вызывают у малыша выраженные реакции. Кроме того, слуховой нерв у новорожденных развит недостаточно, и ребенок еще не воспринимает «взрослый» спектр акустических волн: более высокие звуки он слышит лучше, низкие – хуже.
4-6+ месяцев
4+ месяцев
По мере роста и развития ребенка, его крупные мышцы (спина, живот и ягодицы) и мелкие мышцы (пальцы, глаза, стопы) становятся сильнее
Он начинает тянуться к различным объектам (обратите внимание, что ребенок может тянуться и ногой — поместите игрушки, которые можно пинать или такие, которые при касании издают звук, на расстоянии вытянутой ноги ребенка). Возможно, эти начальные попытки захвата будут не очень точными, однако со временем и тренировкой точность повысится
Это один из способов научить ребенка причинно-следственным связям, а также контролю над его окружением. В этот период ребенок может ненамеренно переворачиваться с живота на спину. Голова ребенка является тяжелой относительно тела, и когда он поворачивает голову, тело может потянуться за ней, что приводит к переворачиванию. Зачастую это непреднамеренное движение сопровождается удивлением или плачем. Со временем ребенок начнет делать это по собственной инициативе. Лежа на спине, ребенок тренирует мышцы живота, поднимая ноги и прижимая подбородок к груди. Повесьте игрушки в различных точках. Он будет тянуться руками в разных направлениях, укрепляя различные мышцы. Чем больше спектр действий, тем более эффективным будет обучение. На этом этапе линия середины тела становится очень четкой, когда ребенок вытягивает конечности и сводит вместе ноги.
6+ месяцев
Нормы психомоторного развития ребёнка первого года жизни
Возраст | Моторное развитие | Социальное развитие | Зрительные реакции | Слух и речь | Сон |
0 мес | Ручки и ножки согнуты, голова на уровне с туловищем | Успокаивается, когда берут на руки | Жмурится на свет, кратковременно сосредотачивает взгляд | Вздрагивает на резкие звуки. Крик громкий, звонкий | Спит, просыпается на время кормления |
1 мес | Поднимает и держит голову, лёжа на животе | Успокаивается, когда берут на руки, ответная улыбка | Следит за предметом | Прислушивается к звукам. Крик громкий, звонкий | Спит, просыпается на время кормления. Ночной сон 5–6 часов |
2 мес | Держит голову в положении на животе, вертикально — ещё не уверенно | Улыбается в ответ, успокаивается при общении | Следит за предметом и звоном игрушки, глядя вверх, вниз, и в сторону | Слушает звук колокольчика или погремушки, начальное гуление | Чёткие ритмы сна, после кормления засыпает не сразу. Общая длительность сна 18 часов |
3 мес | Держит голову, тянется к игрушке | Активное бодрствование, комплекс оживления при общении | Следит за предметом, переводит взгляд на разные предметы | Ищет источник звука глазами, певучее гуление | Чёткие ритмы сна, после кормления засыпает не сразу. Общая длительность сна 16 часов |
4 мес | Поворачивается со спины на бок или на живот; «присаживается» | Берёт игрушку, рассматривает свои ручки | Певучее гуление, смех | ||
5 мес | Поворачивается со спины на живот и с живота на спину; «присаживается» | Активное бодрствование, комплекс оживления, эмоции страха | Берет игрушку, тянет её в рот | Певучее гуление, смех, хныканье. Оживляется на голос матери | Чёткие ритмы сна, после кормления засыпает не сразу. Общая длительность сна 14 часов |
6–7 мес | Сидит с поддержкой, лёжа на животе — поднимается на руках | Поворачивается на голос, познавательный интерес | Берёт игрушку, перекладывает из руки в руку, стучит по игрушке | Активный лепет, узнаёт голоса близких | |
8–9 мес | Сидит сам, ползает на четвереньках, встаёт у опоры | Игровой контакт со взрослым, общение с помощью жестов | Берёт игрушку, мелкие предметы двумя пальцами | Активный лепет, слоги | Чёткие ритмы сна, после кормления засыпает не сразу. Общая длительность сна 12–14 часов |
10–11 мес | Ходит у опоры, первые шаги | Хлопает в ладоши, машет ручкой, пьёт из чашки | Удерживает три мелких предмета, «пинцетный» захват | Слоги, 2–3 слова | |
12 мес | Ходит сам, приседает и встаёт. Кормит куклу, строит башню из двух кубиков | Избирательное отношение к окружающим. Пьёт из чашки, черпает ложкой | 3 слова, узнаёт картинки |
Стадии развития ребенка в возрасте от двух до трех лет
Стадия 1: Посещение зубного врача
Когда наблюдается: В два года
Что показывает начало этой стадии
Когда прорезался первый зуб, можно начинать пользоваться детской зубной щеткой с мягкой щетиной. До того, как ребенок по-настоящему научится пользоваться щеткой, пройдет много времени, но малыш должен знать, как это делать. Примерно после его второго дня рождения пора показать малыша зубному врачу. Некоторые специалисты считают, что нужно сделать это, когда малышу исполнится год. Другие рекомендуют начинать посещения зубного кабинета в три года, но я советую всем родителям после посещения педиатра в два года зайти и к зубному врачу”, говорит Александра.
Стадия 2: Учится ходить в туалет
Когда наблюдается: В два года и старше
Что показывает начало этой стадии
Малыш идет за Вами в ванную, с любопытством следя за мем, что Вы там собираетесь делать. Он научился говорить Вам, когда хочет в туалет, и, кажется, у него сформировался определенный график хождения в туалет. Иногда он даже убегает в укромный уголок, чтобы заняться этим интимным делом в одиночестве и уже неудобно чувствует себя в грязном подгузнике. Вот теперь пора приучать его к туалету. Но Александра рекомендует не спешить с этим и не оказывать никакого давления на ребенка. “Этот процесс у всех проявляется по-разному. Не ускоряйте его. Он может занять долгое время – вплоть до четырех с половиной — пяти лет”, говорит он.
Стадия 3: Говорит более четко
Когда наблюдается: В течение года
Что показывает начало этой стадии
По мере того, как словарный запас увеличивается, к двум годам малыш начинает комбинировать и связывать слова, и к трем годам должен рассказывать простые детские стишки и петь короткие песенки. Также он должен понимать основы грамматики и быть в состоянии узнавать животных в иллюстрированной книге и имитировать звуки животных, говорит Александра.
Стадия 4: Переходит от колыбельки к кровати
Когда наблюдается: Около двух лет
Что показывает начало этой стадии
Если Вы уже опустили матрасик в колыбельке на самый низкий уровень, а малыш уже пытается (успешно или безуспешно) выбраться на свободу, это может послужить знаком, что пора перемещать его в кровать.
Стадия 5: Рисует, собирает, сравнивает
Когда наблюдается: В течение года
Что показывает начало этой стадии
Так как у малыша развивается мелкая моторика рук, он любит рисовать мелками, управляется со столовыми приборами уже с большей координацией, с огромным энтузиазмом чистит зубы, помогает одевать себя и раздевать, складывает простые головоломки и собирает пирамидки из шести и больше блоков, говорит Александра. К концу года он должен также уметь завинчивать и отвинчивать крышки бутылок, крупные гаечки и болтики, нанизывать большие бусинки, управляться с детскими ножницами.
Стадия 6: Поднимается и спускается по лестнице
Когда наблюдается: В течение года
Что показывает начало этой стадии
Вместо того, чтобы заползать по лестничным ступенькам на коленях, малыш смело подходит к лестнице, ставит ножку на ступеньку и преодолевает одну ступеньку за другой. Шаг за шагом. (Однако, ребенок все еще очень мал, поэтому не оставляйте его без контроля и обязательно стойте рядом с ним или поддерживайте под руки, пока он учится подниматься и спускаться).
Физическое развитие
- Рост;
- Вес;
- Окружность головы
- Окружность груди;
- Соответствие этих параметров между собой и таблице возрастных норм.
- Уложить кроху на ровную поверхность рядом с линейкой. Удобно это делать на пеленальном столе. Голова должна упираться в край стола, ноги выпрямлены и зафиксированы рукой родителя. В таком положении измеряется рост ребенка;
- Возьмите карапуза на руки, второй взрослый сантиметровой лентой обхватывает голову младенца за затылок и сводит конца ленты между бровей. Окружность головы измеряется для проверки соответствия развития грудной и головной частей тела ребенка. В норме в этом возрасте грудина должна быть чуть меньше головы;
- Грудина замеряется по уровню лопаток сзади. Мерная лента, охватывая тело, сводится между сосков.
Граничные показатели основных физических параметров развития ребенка в зависимости от пола
Нижняя норма веса | Верхняя норма веса | Нижняя норма роста | Верхняя норма роста | Нижняя норма окружности головы | Верхняя норма окружности головы | Нижняя норма окружности грудины | Верхняя норма окружности грудины | |
Новорожденный | 2,7 | 3,7 | 46 | 54 | 32 | 38 | 32 | 36 |
1 месяц | 3,6 | 5,1 | 51 | 56,5 | 34 | 40 | 34 | 38,9 |
2 месяца | 4,2 | 7,1 | 54 | 62 | 35 | 40 | 38 | 42 |
Нижняя норма веса | Верхняя норма веса | Нижняя норма роста | Верхняя норма роста | Нижняя норма окружности головы | Верхняя норма окружности головы | Нижняя норма окружности грудины | Верхняя норма окружности грудины | |
Новорожденный | 2,7 | 3,7 | 45 | 51 | 30 | 36 | 30 | 34 |
1 месяц | 3,6 | 4,7 | 50 | 56 | 33 | 38,1 | 34 | 38,1 |
2 месяца | 4,2 | 5,8 | 53 | 59 | 35 | 40 | 38 | 42 |