Почему важно говорить грамотно
Составить предложение без ошибок, по сути, не так сложно — гораздо труднее выбрать именно ту форму, в которой смысл поймут быстрее и точнее.
Более высокий уровень владения языком — функциональная грамотность. Её не развить, просто вызубрив правила, запомнив словарные слова и верные ударения. Это чувство языка, умение переключать регистры — подстраивать стиль общения под ситуацию и аудиторию. Он будет разным на конференции и вечеринке, с близким другом и незнакомым собеседником. Функционально грамотный человек, зная несколько способов подачи информации и понимая различия между ними, сможет выбрать самый подходящий. Например, грамотный врач по-разному будет объяснять один и тот же диагноз пациенту и коллеге
Важно не только передавать информацию, но и доносить её — грамотная речь облегчает процесс общения.
Грамотные люди обычно более успешны и продуктивны, с ними легче находить общий язык в рабочих и бытовых вопросах. Их складную, уверенную речь без ненужных пауз и слов-паразитов всегда приятнее слушать и легче воспринимать. Такой собеседник наверняка произведёт на вас хорошее впечатление. И напротив: если человек не может заполнить бланк, рассказать о себе или делает глупые ошибки, это сразу отталкивает.
Речевые навыки помогут расширить кругозор, найти новых друзей, полезные знакомства, попутчиков, единомышленников, романтических партнёров. Помимо правильной речи, пригодятся навыки публичных выступлений и уверенность в себе.
Не бойтесь отступлений от строгой нормы, но учитывайте контекст. К примеру, на ЕГЭ, ОГЭ, контрольных работах и олимпиадах проверяют именно строгую норму, так как, чтобы научиться использовать варианты, нужно эту норму хорошо знать. Поэтому на экзаменах не стоит экспериментировать.
<<Лидген для статьи>>
Орфография в старшей школе
Работа по орфографии в 7-9 и 10-11 классах имеют свою специфику. В 7-9 классах орфографические навыки совершенствуются при повторении орфографии в начале учебного года в 7 класса и в конце учебного года в 9 классе, при изучении синтаксиса и пунктуации, при подготовке к диктантам, изложениям, сочинениям, в ходе работы над ошибками, допущенными в письменных работах по русскому языку и литературе.
В 10-11 классах учащиеся учатся самостоятельной работе по совершенствованию орфографических навыков:
- обращаться к справочной литературе
- исправлять ошибки
- вести работу по предупреждению ошибок.
Изучаемые в школе орфографические правила детализируют применительно к отдельным частям орфограмм основные принципы, лежащие в их основе. Ни в одном классе учитель не должен упускать из виду, к какой части орфографии относится изучаемое орфографическое правило и на каком принципе оно основано. В таком случае учащиеся будут воспринимать отдельное орфографическое правило как часть целого. Они должны знать части русской орфографии: основные положения, свойственные каждой части.
Причины ошибок на письме у детей
Учителя жалуются, что с популярностью гаджетов дети разучились грамотно писать диктанты и сочинения. На самом деле, проблема не только в этом.
Давайте попробуем разобраться, почему не всем детям удаётся писать слова без ошибок.
Причинами могут быть:
Незнание правил
Часто ребёнок ошибается, если не знает, как правильно пишутся те или иные слова.
В русском языке есть правила, которые предполагают традиционное написание слов, независимо от произношения. Например «жи-ши» пиши с буквой «и», «ча-ща» пиши с буквой «а».
Также не стоит забывать о правиле подбора проверочных слов и словарных словах, правописание которых нужно просто запомнить.
Если ребёнок недостаточно владеет этими правилами и не запоминает правильного написания слов, то ошибки на письме неизбежны.
Усталость
Prostock-studio/Shutterstock.com
Пропуски букв или ошибки в окончаниях слов также возникают из-за утомления ребёнка, усталости и недомогания
Внимание становится рассеянным, и ученик допускает оплошность даже в тех словах, с правописанием которых прекрасно знаком
Страх перед плохими оценками
Ребёнок боится получить плохую оценку за диктант или сочинение. Не может сосредоточиться на задании, отвлекается. И обязательно совершает ошибку: не дописывает слова, переставляет слоги местами.
Появление такого страха часто связано с тем, что родители слишком строги к успеваемости ребёнка.
Специфические проблемы
К ним относится леворукость, в том числе, и переученная, а также двуязычие в семье. Всё это способствует тому, что у ребёнка могут возникнуть проблемы с правильным написанием слов.
Дисграфия
Зачастую ошибки на письме связаны с тем, что ребёнок страдает дисграфией.
Подробнее об этом нарушении вы узнаете в следующем разделе.
Советы родителям, которые занимаются с ребенком сами
1. У каждого ребенка есть типичные, наиболее частотные ошибки. Нужно прежде всего определить какие, расположить правила в порядке их взаимосвязи и нарастания трудности. Далее определить, каких необходимых базовых знаний о языке и умений ребенку недостает, чтобы эти орфограммы освоить. Эти пробелы сначала надо восполнить и только потом заниматься собственно правописанием. Так последовательно нужно отработать все актуальные для ребенка правила.
2. Бессмысленно просто делать упражнения и писать диктанты. Нужна методически грамотная система упражнений со специальными графическими обозначениями, которую ребенок понимает и принимает.
3. Лучше, если ребенок мотивирован, то есть занимается правописанием осмысленно и с желанием. Как только он увидит, что все не так страшно и появляются первые результаты, процесс пойдет.
4. Ни в коем случае не надо этот процесс искусственно ускорять, торопить ребенка, сердиться на него, сравнивать ребенка с его более успешными одноклассниками. Сравнивать нужно только с ним самим: в прошлый раз было десять ошибок, а сегодня только восемь. Ты молодец, движешься вперед.
Если следовать этим советам и работать методически грамотно, результат будет обязательно.
Обложка поста: pexels.com.
Связь между формированием орфографических навыков и развитием речи
Известно, что орфографический навык является необходимым компонентом письменной речи. Значит, орфографический навык — это речевой навык. Вот почему занятия по орфографии связываются с работой по развитию речи учащихся
Кроме того, очень важно, чтобы учащиеся прошли «через этап «совмещения» двух задач: выражать свои мысли в письменной форме и соблюдать при этом орфографические нормы». При таком совмещении орфографическое действие становится способом выполнения другого действия
В результате вырабатывается прочный орфографический навык.
Что значит «развить речь учащихся»? Развить речь учащихся — это значит работать над произношением, значением морфем, слов и фразеологизмов, над словосочетаниями, предложениями связной (контекстной) речью.
Работа по развитию речи на уроках русского языка состоит из трех этапов:
- Овладение нормами русского литературного языка (нормами литературного произношения, словообразования и образования форм слова, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью);
- Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной формах.
Эти направления в работе по развитию речи и необходимо учитывать при осуществлении связи между обучением орфографии и развитии речи. Эта связь имеет место в тех случаях, когда при изучении орфографии попутно производится работа над произношением, над значением морфем, слов и фразеологизмов, над морфологической формой слов, над словосочетаниями и предложениями, а также по обогащению словарного запаса. В ходе формирования навыков связной (контекстной) речи попутно производится работа и по орфографии
Обучение орфографии осуществляется в тесной связи с развитием речи, что чрезвычайно важно, потому что, как уже было сказано, орфографический навык — это речевой навык.
Как научиться грамотно писать
Зачем вообще писать грамотно? Часто можно услышать такие мнения: «Сейчас все печатают и везде есть автоматическая проверка», «Я вообще-то не на диктанте, меня и так поймут». Не будем спорить, что тут есть доля правды, вопрос только в том, какие цели вы перед собой ставите.
Действительно, если вам надо срочно отправить сообщение, а вы не знаете, нужна ли запятая, необязательно бежать к справочнику. И конечно, не нужно игнорировать развитие технологий или бояться нейросетей — в «умных руках» они ускорят процесс и позволят сосредоточиться на более серьёзных вещах. Но спелл-чекер не всегда видит разницу между словами типа «учиться» и «учится», «напишите» и «напишете», «поедите» и «поедете», а со знаками препинания у него совсем беда.
Кроме того, мы всё ещё регулярно пишем заявления, составляем объявления, заполняем бланки. В целом современные школьники и молодые люди пишут тексты не реже, чем предыдущие поколения: блоги, соцсети, мессенджеры, отзывы на товары и места, рецензии на фильмы и книги. Часто надо написать рассказ о себе.
Светлана Гурьянова в своей книге «В начале было кофе» рассказывает о таком случае: «Однажды я провела со своими учениками эксперимент: попросила их прочесть два небольших текста похожего стиля и объёма, только один был написан грамотно, а второй — с многочисленными орфографическими и пунктуационными ошибками. Мы засекали по секундомеру, сколько времени потребуется на чтение каждого из них, а затем сравнивали результаты. Так вот: на чтение текста с ошибками у детей уходило времени примерно в полтора, а то и в два раза больше. Вопроса, зачем нужно учить правила, у них больше не возникало».
Упражнения на развитие письменной речи
Здесь, как и в случае с устной речью, важна регулярная практика. Вот советы о том, как развить навыки грамотного письма.
Пишите диктанты, решайте тесты, выполняйте упражнения. Выбирайте то, что вам удобно: классические бумажные сборники диктантов и упражнений, приложения на телефон, онлайн-тесты в интернете. Поучаствуйте в Тотальном диктанте. Помимо самого диктанта, организаторы проводят обучающие и развлекательные мероприятия в течение года, а на сайте и в соцсетях много полезной информации.
Читайте. Тут всё дело в насмотренности: мы запоминаем правильное написание через облик слов. Наверняка у вас было такое: смотришь на слово и что-то с ним не так — выглядит «неправильно», а понять, что именно смущает, не можешь. Но будьте осторожны: к сожалению, «неправильности» так тоже запоминаются.
Заведите словарик: выписывайте трудные слова, слова-исключения, незнакомые названия, имена, примеры на сложные правила, делайте к ним пояснения. Лучше всего, если он будет алфавитный — слова на странице на определённую букву, так будет легче найти.
Разберитесь в особенностях оформления письменного и печатного текста, не игнорируйте их. Правильно оформленный текст становится не только более грамотным, но и более наглядным и читаемым
Вот на что стоит обратить внимание:
4 важных орфографических умения
Они помогают ребенку писать без ошибок. Другими словами: умеет вот это и это — пишет грамотно.
Умение видеть орфограммы
То есть места в словах и между словами, где нужно выбрать написание из нескольких вариантов («о» или «а», «е» или «и», слитно или раздельно, «ь» или «ъ», с «ь» или без и т. д.). При этом правильным является только один вариант.
Находить орфограммы в словах нужно по специальным признакам. Например, если в слове слышим на конце глухой парный согласный звук: «зу», «ле», — это опознавательный признак орфограммы — проверяемой буквы согласного. Обнаружив это «опасное место», ребенок применяет правило. Каждую орфограмму можно найти в слове по определенным признакам, и этому надо специально учить, показывать эти признаки. Чаще всего именно поэтому дети (и взрослые тоже) пишут неграмотно: зная правило, не видят в слове место, к которому его нужно применить.
Умение выбирать написание
Как только ребенок нашел в слове точку приложения орфографического правила, он легко может это правило применить и выбрать верное написание. Используем тот же пример: чтобы выбрать букву на конце слов «зу», «ле», подбираем проверочные слова («зубы», «львы»), слышим отчетливо согласный звук перед гласным — и пишем «зуб», «лев».
Умение объяснить выбор написания устно и графически
Это умение нужно и когда ребенок пишет, и когда проверяет написанное. Проще, быстрее и полезнее делать это графически. Например, объясняя выбор букв «б» и «в» на конце слов «зу» и «ле», ребенок должен написать так: «зуб — зубы»; «лев — львы» (букву «ы» он подчеркивает двумя чертами, потому что она обозначает гласный звук под ударением и помогает выбрать написание). Делая такие обозначения, ребенок по сути переводит содержание правила (текст) в иную, более краткую и наглядную, «говорящую» форму. И ему, и взрослому понятно, почему выбрано именно это написание.
Фото из личного архива автора.
Умение находить и исправлять ошибки
Оно базируется на трех предыдущих. Чтобы проверить себя (во время диктанта, изложения, любой письменной работы), ребенок должен проделать те же действия:
— убедиться, что орфограмма найдена правильно по опознавательным признакам;
— применить правило;
— объяснить написание графически.
Именно поэтому я рекомендую родителям и педагогам простой прием: писать через строчку. Верхнюю строку над предложением мы всегда оставляем пустой, и при проверке все необходимые обозначения и записи делаются на этой строке. Если в процессе такой проверки ребенок сам находит свою ошибку и исправляет ее, отметка не только не должна снижаться — наоборот, ребенка нужно хвалить и всячески поощрять. Абсолютно нелогично и очень вредно, когда в школе ребенку за помарки и исправления снижают отметку за письменную работу.