Б) ОБУЧАЮЩИЙ КОМПЛЕКС ФОРМИРОВАНИЯ НЕВЕРБАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ.
При формировании нового речедвигательного навыка учитывается неразрывная связь речи, её просодики и таких важных аспектов речевого общения, как мимика, жест, взгляд, поза, пантомимика. Известно, что у заикающихся детей ослаблена эмоционально — волевая сфера, имеются изменения в двигательной сфере. Из опыта работы выявлено, что очень часто заикающиеся дети, ранее посещавшие массовые группы детских садов, имеют негативный опыт общения со сверстниками. Особенно это касается детей с тяжелой формой заикания и с заиканием, осложнённым другими видами речевых и соматических нарушений. Последствиями этого негативного опыта могут быть дистресс, психическая лабильность, склонность к аффектам, замкнутость, настороженность, чувство неполноценности. Помочь избавиться от мышечного и эмоционального напряжения, психологической фиксированности на дефекте, научить регулировать свои поведенческие реакции, вызвать спокойствие, уверенность в себе в своей речи призван предлагаемый обучающий комплекс формирования неречевых средств общения. В него входят артикуляционные и ортофонические упражнения, развитие мышечного аппарата экспрессивных зон лица, мышц участвующих в жестовых и пантомимических движениях, обучение восприятию и воспроизведению мимических и жестовых движений в соответствии с нтонационным рисунком речи. Обучение невербальным средствам общения предусматривает формирование умения использовать мимику и пантомимику во всех видах деятельности, умение произвольно управлять своими эмоциями, корригирует отрицательные поведенческие и психо-эмоциональные реакции связанные с заиканием. В процессе постановки правильного речевого дыхания, наряду с обычными методами и приёмами, используются:
Для чего нужна нейродинамическая ритмопластика?
Комбинированные упражнения нейродинамической ритмической пластики имеют всестороннее воздействие на развитие ребенка в целом, а также на коррекцию и стимуляцию речевых способностей, в частности. При таком подходе достигается более глубокий и устойчивый результат, нежели при локальной работе исключительно с речевой функцией ребенка.
Регулярное применение данного метода поможет ребенку:
- скорректировать отклонения в развитии речевого аппарата;
- улучшить физиологическое и речевое дыхание;
- согласовать движения с речью;
- преодолеть барьеры во взаимодействии и общении с другими детьми, улучшить коммуникативные навыки;
- создать положительный психологический и эмоциональный фон;
- повысить скорость и точность реакции;
- улучшить все виды памяти;
- научиться контролировать свои движения;
- нормализовать мышечный тонус, выработать правильную осанку и ощущение равновесия;
- сформировать способность воспринимать различные эмоции на основе мимики и жестов;
- развить невербальный аппарат.
Упражнения позволяют скорректировать речевую, творческую и эмоциональную сферы, а также способствуют улучшению пластики, координации и мимики. При этом у ребенка постоянно возрастает познавательный интерес к таким занятиям, расширяется кругозор и повышается интеллектуальный потенциал.
Презентация на тему: » Публикации по теме «Нейродинамическая ритмопластика» за 2016 г. Малюкова Ирина Борисовна Дефектолог-реабилитолог ЦКР «Возрождение» г. Ярославль.» — Транскрипт:
1
Публикации по теме «Нейродинамическая ритмопластика» за 2016 г. Малюкова Ирина Борисовна Дефектолог-реабилитолог ЦКР «Возрождение» г. Ярославль
2
1. Малюкова И.Б. Нейродинамическая ритмопластика как полифункциональное средство преодоления интегративных дисфункций мозга у детей с патологиями центральной нервной системы / Малюкова И.Б. // V ЮБИЛЕЙНЫЙ БАЛТИЙСКИЙ КОНГРЕСС ПО ДЕТСКОЙ НЕВРОЛОГИИ при поддержке ICNA Сборник материалов конгресса: / Под редакцией: профессора Гузевой В.И. — СПб.: Издательство «Человек и его здоровье»,2015.–С Малюкова И.Б. Обеспечение полимодальности восприятия информации как энцефалопротекторный аспект педагогической работы с детьми, страдающими эпилепсией / Малюкова И.Б. // Эпилептология в системе нейронаук Сборник материалов конференции: / Под редакцией: проф. Незнанова Н.Г., проф. Михайлова В.А. СПб.: С
3
3. Малюкова И.Б
Педагог-реабилитолог как важное звено современной системы нейрореабилитации юных спортсменов / Малюкова И.Б. // МЕЖДУНАРОДНЫЙ НЕЙРОХИРУРГИЧЕСКИЙ ФОРУМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС ВСЕМИРНОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕЙРОХИРУРГИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ (WFNS) МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО- ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СПОРТ И НЕЙРОТРАВМА» ФЕВРАЛЯ 2016 СОЧИ, РОССИЯ / Тезисы С Малюкова И.Б.«Академия особенных родительских наук» как образовательная технология, направленная на создание единого нейроабилитационного пространства / Малюкова И.Б
// XV юбилейная всероссийская НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПОЛЕНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Сборник тезисов /Спб.: С
4
5. Малюкова И.Б. Онтогенетическая схема формирования базовых компонентов высших психических функций как основа восстановления сознания нейротравмированных пациентов / Малюкова И.Б. // V МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ СОЗНАНИЯ ПОСЛЕ ТРАВМЫ МОЗГА: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД Тезисы / Нижний Новгород:2016.-С Малюкова И.Б. Нейродинамическая ритмопластика как полифункциональное средство восстановления нейросенсорных, нейромоторных, нейролингвистических, нейропсихических программ в процессе нейрореабилитации пациентов / Малюкова И.Б. // VIII Международный конгресс Нейрореабилитация /Москва: 2016.
5
7. Малюкова И.Б. Гуманизация процесса обучения детей с СДВГ путём применения технологии «Театр исцеляющих и развивающих движений» / Малюкова И.Б. // VI БАЛТИЙСКИЙ КОНГРЕСС ПО ДЕТСКОЙ НЕВРОЛОГИИ Сборник тезисов конгресса: / Под редакцией: профессора Гузевой В.И. СПб.: Издательство «Человек и его здоровье», С Малюкова И.Б. Термин «нейродинамическая ритмопластика» в номинативном и понятийно-смысловом пространстве системы нейроабилитации и нейрореабилитации / Малюкова И.Б. // Четвёртая научно-практическая конференция с международным участием Клиническая нейрофизиология и нейрореабилитация Материалы конференции Вестник клинической нейрофизиологии Специальный выпуск / СПб С
6
9. Карелина И.Б., Малюкова И.Б. ЭФФЕКТИВНОСТЬ НЕЙРОДИНКАМИЧЕСКОЙ РИТМОПЛАСТИКИ В АБИЛИТАЦИИ НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXVII междунар. науч.-практ. конф. 8(65). – Новосибирск: СибАК, – С Карелина И.Б., Карелин А.В., Малюкова И.Б. МАССАЖ КАК СРЕДСТВО ЗАПУСКА РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА // Современная медицина: актуальные вопросы: сб. ст. по матер. LVIII междунар. науч.-практ. конф. 8(50). – Новосибирск: СибАК, – С
Как проводятся занятия по нейродинамической ритмопластике?
Один из основных факторов, определяющих эффективность таких занятий, является положительная атмосфера. Для достижения наилучшего результата специалист должен быть ребенку в первую очередь другом. Положительный эмоциональный настрой существенно улучшает восприятие информации и позволяет достигать наилучших результатов.
Упражнения нейродинамической ритмической пластики вызывают у детей чувства удовольствия и радости, пробуждают интерес к действию и выполнению заданий. Благодаря этому, повышается подвижность мышления и стабилизируется психологическое состояние. При этом существенно снижается страх, волнение, тревожность или агрессия.
Специалисты делают акцент на необходимости ограничивать продолжительность каждого занятия
Маленькие дети не могут в течение длительного периода удерживать внимание на одном и том же задании. Поэтому, продолжительность занятия, как правило, не превышает 30-40 минут:
- 7-10 минут – разминка из простых упражнений;
- 25 минут – основные упражнения нейродинамической ритмопластики (этюд, постановка, хореография и др.);
- 5 минут – завершающие упражнения, релаксация и расслабление.
Такие занятия могут проходить как в групповом формате, так и индивидуально. Не менее важным моментом является правильная подача информации ребенку, которая позволит малышу максимально ее усвоить. Специалист может преподносить информацию детям с помощью таких основных методов:
- игра (формирование умений и навыков в ходе упражнений, выраженных в игровой форме);
- пример (повторение действий за педагогом);
- фантазия (выполнение задачи, выраженной в словесной форме);
- иллюстрация (воспроизведение упражнения, представленного в картинках).
В ходе таких занятий ни в коем случае нельзя заставлять ребенка выполнять упражнения насильно или настаивать на совершении каких-либо действий. В таком случае, как минимум, не будет достигнут результат, а как максимум – произойдет обострение имеющегося дефекта или регресс достигнутого эффекта. Ребенок должен ощущать отсутствие давления и свободу действий. Польза от нейродинамической ритмопластики будет лишь в том случае, если занятия будут приносить малышу удовольствие.
I ЭТАП. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ ПОСТУПИВШИХ В ГРУППУ С ДИАГНОЗОМ «ЗАИКАНИЕ».
Продолжительность 3 недели. В этот период:
Проводятся беседы с родителями и членами семьи ребенка.
Собираются сведения о семье, общий анамнез
Изучаются особенности импрессивной и экспрессивной речи ребенка.
Устанавливаются форма и вид речевых судорог.
Устанавливаются степень выраженности заикания и его проявления в различных формах речи.
Определяется состав просодических компонентов.
Определяется состояние дыхательной функции, продолжительность и сила выдоха, ритм, темп, характер вдоха, выдоха, характер дыхания.
Определяется состояние артикуляционного аппарата.
Определяется состояние звукопроизношения.
Исследуется фонематический анализ и синтез.
Исследуется состав лексики.
Исследуется состав грамматического строя речи.
Выявляется характер игровой деятельности, взаимоотношения в играх, степень игровой активности ребенка.
Исследуется эмоциональное состояние в различных видах деятельности.
Определяется состояние общей моторики, динамической и статической координации, двигательной памяти и переключаемости движений, самоконтроля, пространственной организации движения.
Исследуется произвольная моторика мелкой мускулатуры кистей рук.
Исследуется ритмическое чувство.
Исследуется оральный праксис.
Исследуется произвольная мимическая моторика.
Исследуется слуховое внимание.. В этот период дети осматриваются врачом психотневролог, назначается медикаментозное и физиотерапевтическое лечение
Дети адаптируются к режиму, знакомятся с педагогами, между собой, усваивают правила поведения на занятии
В этот период уже проводятся подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия, на которых прививаются тормозные навыки, произвольное внимание и проводится подготовка к следующему важному этапу — этапу ораничения саммостоятельной речи
В этот период дети осматриваются врачом психотневролог, назначается медикаментозное и физиотерапевтическое лечение. Дети адаптируются к режиму, знакомятся с педагогами, между собой, усваивают правила поведения на занятии
В этот период уже проводятся подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия, на которых прививаются тормозные навыки, произвольное внимание и проводится подготовка к следующему важному этапу — этапу ораничения саммостоятельной речи
Сочетание темпа музыки с темпом движений
1. Дети, встав парами, друг за другом и держась за руки, идут по кругу, изображая лошадь и кучера. С переходом на быстрый темп, бегут.
2. Дети идут под музыку в колонне по одному через середину. Дойдя до противоположной стороны комнаты, расходятся: один – налево, один – направо, в обход комнаты. Встретившись, идут попарно в колонне через середину. Снова расходятся по одному в обход комнаты и, встречаясь, образуют колонну по одному, как вначале.
3. Дети идут парами в темпе марша. При переходе на быстрый темп все пары останавливаются, поднимают сцепленные руки и образуют ворота, в которые пробегает пара и становится последней. Повторяется всеми парами.
4. Под медленный темп музыки дети, стоя в кругу, ударяют мяч об пол и ловят обеими руками. С переходом музыки на быстрый темп дети берут мяч в правую руку, высоко поднимают его и бегут по кругу. С возобновлением музыки медленного темпа дети опять ударяют мяч об пол.
5. Дети становятся в два круга. Внутренний круг двигается в темпе марша вправо, а внешний одновременно в темпе бега – влево: по сигналу роли кругов меняются.
Сочетание ритма музыки с ритмом движений
1. Дети сидят в кругу попарно, обращены лицом друг к другу. Поочередно указательным пальцем грозят друг другу сначала правой рукой, затем левой по 2 такта. На остановку поворачиваются спинами друг к другу и, оказавшись с новым соседом, продолжают так же исполнять этот ритм.
2. Дети стоят по кругу, один держит мяч. На 2 такта плавно поднимает над головой, затем на 2 такта передает мяч рядом стоящему ребенку. Второй передает 3-му и т.д. до конца, пока мяч не придет обратно к 1-му ребенку.
3. Дети стоят парами лицом друг к другу, держась обеими руками. Первый такт сопровождается прыжками на месте с поочередным выставлением вперед то одной, то другой ноги. На второй такт берутся правыми руками и кружатся на месте, потом берутся опять обеими руками.
Упражнения на координацию речи с движением
1. Дети стоят по кругу и бросают мяч вправо (влево), в зависимости оттого, что каждому из них хочется, а затем через круг любому, при этом говорят: «Я бросаю мяч вправо, я катаю через круг».
2. Дети маршируют по кругу. В середине – «пруд».
По дорожке вдоль пруда
Я гуляю иногда,
Но подальше от воды,
Чтобы не было беды!
3. Один из двух детей, пастух, ходит среди ребят, расположившихся на полу (лугу). Пастух играет на дудочке и говорит:
Ай ду-ду, ай ду-ду,
Я все стадо стерегу,
Ай ду-ду, ай ду-ду,
На зеленом на лугу.
Роль пастуха дети исполняют поочередно.
4. Дети ходят по кругу на носках:
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать,
На носочках я хожу,
Маму я не разбужу.
5. Дети стоят на одной ноге. Руки вытянуты в стороны.
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать.
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
6. Дети, подражая движению дворника с метлой, говорят:
Подметаю я свой двор,
Собираю в кугу сор.
Будут все меня хвалить,
«Молодец» мне говорить!
На акцент метла движется влево.
7. Дети изображают все, о чем говорится в стишке, движения выполняются в ритме стиха:
Моем шею, моем уши,
Вытираемся посуше.
Не спеша, не спеша.
Мы и зубы чистим тоже,
Порошком, порошком.
8. «Дятел». Дети, изображая стук дятла по дереву, ударяют правой рукой в форме клюва, по ладони левой руки. Движения выполняются на акцент.
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
В) ЭЛЕМЕНТЫ ПАРАДОКСАЛЬНОЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ (автор Стрельникова А.П.).
Сложность и дозировка упражнений адаптированы к возрастным и индивидуальным особенностям старших дошкольников. Применение элементов парадоксальной дыхательной гимнастики позволяет улучшить функционирование диэнцефальной области голвного мозга, ответственную за вегетатику и спастические состояния, наладить диафрагмальное дыхание, повысить жизненную ёмкость лёгких и улучшить общесоматическое состояние ребенка.
Система логопедической работы по коррекции речевого дефекта и воспитанию личности строится на общих дидактических и педагогических принципах обучения и воспитания, а также учитывает физические и психофизиологические особенности развития ребенка, страдающего заиканием. Основой является «Программа воспитания и обучения в детском саду», а также специальная программа обучения и воспитания заикающихся дошкольников. Фундаментом логопедической работы является ведущая, игровая деятельность старших дошкольников. Предлагаемая система коррекционной работы, базирующаяся на 4-летнем опыте содержит комплекс специфических приёмов по формированию плавной речи и коррекции психоэмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Обоснованием применения данной системы можно считать достаточную эффективность вытекающую из результатов катамнеза.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ В ПРИМЕНЕНИИ СИСТЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ.
Курс логопедических занятий отражает завершенную, целостную по времени, задачам и содержанию систему и рассчитан на 10 календарных месяцев. Этапы коррекционной деятельности распределены с учётом принципа постепенного усложнения форм речи и речевых ситуаций, игровых заданий по развитию невербальных средств общения. Общеизвестно, что ведущей у дошкольников является игровая деятельность, поэтому система органично включает в себя как базу методику Г.А.Волковой «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников» (М.Просвещение 1983). Временное распределение работы по этапам учитывает рекомендации вышеупомянутой методики.
VЭТАП — «ВОПРОСНО — ОТВЕТНАЯ» РЕЧЬ
Этот этап делится на 2 периода. Длительность каждого примерно месяц.
В первом периодеэтапа осуществляется плавный переход от отражённой речи к ответам на вопросы. Чтобы максимально облегчить ребёнку усвоение новой формы речи, в начале этапа логопед и воспитатель строят вопросы к детям по определённой, упрощённой для ответа схеме. Вопросительное слово находится на последнем месте, а погика содержания ответа содержится в остальных словах вопросительной фразы. Например, вопрос «На столе лежит что?» предполагает в контексте однозначный ответ с повтором начала фразы: «На столе лежит книга». С усвоением навыка ответов по данной схеме можно переходить к ответам на вопросы с построением фраз произвольных конструкций и далее — ко второму периоду этапа.
Второй периодэтапа вопросно — ответной речи предполагает развёрнутые ответы детей на вопрос логопеда или воспитателя. Продолжая говорить с рукой, ребёнок в это время закрепляет навык бессудорожной речи, самостоятельно осуществляя синхронизацию движений пальцев с плавным послоговым проговариванием и правильным интонированием. Все высказывания синхронизируются с движениями пальцев ведущей руки. Это становится возможным благодаря большому опыту, полученному ребёнком в предшествующей работе. Для работы над просодикой в этот период широко используются игры и упражнения на выражение различных эмоций (радость, печаль, гнев и пр.). Для этого очень удобны небольшие диалоги, игры — драматизации, психологические этюды, театрализация различных стихотворений, например: «Повар — лгун», «Вова — растеряшка». Выступая перед сверстниками, а затем перед родителями, дети накапливают опыт общения в сложных речевых ситуациях, обретают уверенность в своих силах.
Как часть занятия сохраняются и упражнения парадоксальной гимнастики, способствующие снятию спазмов, улучшающие соматику детей.
Вопросно — ответная речь является основным обиходно — разговорным видом речи, она во многом определяет характер поведения ребенка и его отношение к речевому дефекту. Научив ребёнка свободно отвечать на вопросы, правильно интонировать ответы и, закрепив эти навыки, на материале различных лексических тем, необходимо продолжать работу над слитностью фраз, просодическими компонентами речи, адекватным поведением в диалоге.
Именно на этом этапе логопед получает хорошую возможность работать над расширением словарного запаса, усвоением грамматических норм языка и введением этого этого материала в активную речь ребёнка. В результате работы на этом коррекционном этапе повышается речевая активность, коммуникабельность детей, формируются положительные стороны личности ребёнка, корректируются негативные поведенческие наслоения, вызванные заиканием.
Последний, заключительный этап в работе по устранению заикания – это
А) СИНХРОНИЗАЦИЯ РЕЧИ С МЕЛКИМИ ДВИЖЕНИЯМИ ПАЛЬЦЕВ ВЕДУЩЕЙ РУКИ.
Как известно, эта методика (автор Л.З.Андронова) рассчитана на заикающихся взрослых и подростков.
Психофизиологические особенности детей среднего дошкольного возраста, а также особенности психологической фиксированности, степени осознания речевого дефекта, делают невозможным применение «пальчикового» метода в полном объеме. Поэтому использовалась только та часть методики, которая налаживает нарушенный у заикаиющихся механизм внутренней синхронизации речи с помощью синхронных движений пальцев ведущей руки. Это позволяет устранить речевые судороги и наладить элементы просодики.
Усвоение навыка бессудорожной речи происходит в игре и не вызывает трудностей. Кроме того, послоговое проговаривание с рукой способствует развитию фонематического слуха, обеспечивает работу по формированию звуковой культуры речи, её лексико — грамматической стороны и служит профилактикой фонематической дислексии и фонетико — фонематической формы дизграфии. Осознание детьми принципа слогового строения слова, вычленение ударного слога подготавливает к обучению чтению и письму, помогает в дальнейшем усвоению некоторых орфографических и грамматических норм в начальной школе.