Слайд 27Рекомендации по оптимизации обучения детей с СДВГ Математика, как более четкая
и алгоритмичная наука, усваивается детьми гораздо легче и нравится им гораздо больше, чем чтение и письмо. При объяснении любого урока надо стараться давать детям точный алгоритм действий, уметь выделять сущность. Следует использовать короткие, четко построенные фразы. Желательно разрабатывать графическое изображение алгоритма для каждой темы и давать его детям на карточках. Не надо заставлять их самих вычерчивать или рисовать алгоритм, лучше «проиграть» его с детьми. Например, построить из ребят «змейку» или «паровозик» в соответствии с последовательностью событий или действий, которые надо запомнить.
Обстановка на уроках должна быть свободной и непринужденной. Нельзя требовать от детей невозможного: самоконтроль и соблюдение дисциплины исключительно сложны для ребенка с СДВГ. Искренние попытки ребенка соблюдать дисциплину (правильно сидеть, не вертеться, не разговаривать и т. д.) и переживания по поводу того, что это никак не получается, еще быстрее приводят к переутомлению и потере работоспособности
Когда на дисциплине не заостряется внимание, а уроки проводятся в игровой форме, дети ведут себя спокойнее и более продуктивно работают.
Прогноз
Если диагноз РЭП был поставлен своевременно и пациент прошел полный курс терапии, то заболевание подлежит излечению. Потерянные нейроны восстановить уже невозможно. Но если процесс отмирания клеток головного мозга только начался, то терапия поможет сохранить нормальную функцию центральной нервной системы. Поэтому лечение эффективно только на начальной стадии патологии.
В запущенных случаях восстановить утраченные функции головного мозга уже невозможно. Даже после лечения у больного сохраняются признаки ухудшения памяти, расстройства мышления и эмоциональная лабильность. У детей это может привести к тяжелому нарушению умственного развития.
Плохое воспитание или генетика?
Слайд 16Как помочь гиперактивному ребенку? Подсказки родителям для развития внимания у детей
— Занимаясь с ребенком, не прячьте свои эмоции в дальний угол, улыбайтесь, проявляйте удивление, интерес, восторг!
— Возьмите на себя руководство вниманием ребенка, вовлекайте его в разные виды деятельности, освещая их привлекательные стороны. Придумывайте, находите новые, оригинальные средства организации детского внимания
Помните, что наиболее привлекательно для ребенка то, что наглядно, эмоционально, неожиданно.
— Давая задание, помните, что ваша инструкция должна быть доброжелательной, конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.
— Если вы хотите, чтобы ребенок был внимателен при выполнении заданий, позаботьтесь о его хорошем физическом самочувствии и его настроении. Создайте в комнате, где он занимается, тишину, по возможности сократите количество отвлекающих факторов: громких звуков, эмоциональной речи, ярких картинок и игрушек, интересных журналов и книг, движущихся объектов
— Берегите внимание детей. Если ребенок занят, не следует его отвлекать, давая новые задания
Слайд 21Рекомендации по оптимизации обучения детей с СДВГ Зная, что работоспособность мозга
наращивается и нормализуется по мере взросления ребенка и при отсутствии переутомления, необходимо обеспечить детям «мягкое», замедленное включение в учебу. Лучше, если ребенок позже пойдет в школу, например, с восьми лет, но ни в коем случае не в шесть.
Не рекомендуется оставлять детей в группе продленного дня, потому что они в гораздо большей степени, чем их здоровые сверстники, нуждаются в отдыхе после школьных занятий, многим необходим дневной сон и всем — относительное одиночество, отдых от группового общения. Длительное нахождение среди ребят, шумные игры, споры — все это приводит детей с СДВГ к перевозбуждению, еще больше дезорганизуя их умственную деятельность.
Домашнее задание, которое обычно задиктовывается учителем в конце урока, дети с СДВГ или не записывают вообще, или записывают неправильно. Из этого не следует делать проблемы. Родители могут сами узнавать, что было задано, от учителя.
Как обеспечить хорошее будущее детям с СДВГ.
Важный шаг в обеспечении хорошего будущего для детей с СДВГ — раннее выявление и диагностика синдрома. Чем раньше дети получают необходимую поддержку и помощь, тем выше шансы на успешную адаптацию и развитие.
Дети с СДВГ испытывают трудности в учебе из-за недостатка внимания и гиперактивности
Важно обеспечить им поддержку в образовании, например, через индивидуальные уроки, адаптированные программы и использование специальных методик обучения
Обучение детей навыкам управления временем, организации и планирования — ключевой элемент в обеспечении их будущего успеха. Эти навыки помогут им эффективнее организовывать свою жизнь и учебу.
Важно помочь детям развивать навыки социальной адаптации и укреплять их социальные связи. Это включает участие в групповых мероприятиях, тренинги по развитию социальных навыков и терапевтическую поддержку
Все эти подходы способны обеспечить хорошее будущее для детей с СДВГ, позволяя им развивать свой потенциал и достигать успеха в жизни. Они заслуживают равных возможностей и поддержки, чтобы реализовать свои мечты и амбиции, несмотря на свои особенности.
В клинике детской психиатрии в Москве предоставляется высококачественная помощь детям и подросткам с СДВГ. Они получают доступ к опытным специалистам, индивидуальной программе лечения и современным методикам, которые способствуют успешной коррекции симптомов и улучшению качества жизни пациентов.
Ответьте на вопросы теста для оценки состояния Вашего психического здоровья
Тест на выявление гиперактивности и импульсивности
Данная статья проверена экспертом:
Врач — психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог
Самостоятельность
Очень важно научить ребенка самостоятельности. В школе ребенок не может быть за спиной родителей, он должен совершать поступки и принимать самостоятельные решения
У детей с СДВГ есть сложности с выполнением даже домашнего задания, а при отсутствии помощи со стороны мотивация существенно снижается. Пропадает интерес делать какие-то нудные уроки, на что требуется много времени.
Чем дольше затягивается процесс, тем больше отпадает охота выполнять задания. Школьника начинает отвлекать все – окружающие, другие дети, мобильный телефон и даже шум за окном, на который мы уже не обращаем внимания. Если начать ребенку объяснять материал, он легко потеряет нить, а начатые в тетради работы так и не будут дописаны.
Что делать, если вашему ребенку поставили диагноз СДВГ
Получение диагноза синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у вашего ребенка может быть ошеломляющим и сбивающим с толку
Важно помнить, что СДВГ — это настоящее расстройство, и есть способы помочь ребенку справиться с симптомами. Первый шаг — узнать как можно больше о СДВГ
Поговорите с врачом о диагнозе и любых методах лечения, которые могут быть рекомендованы. Ознакомьтесь с признаками и симптомами СДВГ, чтобы вы могли лучше распознавать их у своего ребенка. Важно создать благоприятную среду для вашего ребенка. Проводите время вместе, занимаясь тем, что им нравится, например, играя в игры или отправляясь на совместные прогулки.
Требуется экстренная
консультация?
+7 (495) 162-66-16
Слайд 24Рекомендации по оптимизации обучения детей с СДВГ Исключительно эффективными оказываются как
общие принципы, так и конкретные методы, предлагаемые Гленом Доманом. Его подход строится на четком структурировании информации, которую ребенку предстоит усвоить, разбиении ее на конкретные образные единицы, с последующей организацией их в целостные системы по законам, которые действуют в соответствующей области знаний При обучении чтению — это целое слово (далее — словосочетание, простое предложение и т. д.), вернее, его графическое изображение, обозначающее известный ребенку предмет (далее — свойство, действие и т. д.) Слова, словосочетания, предложения многократно показываются ребенку и одновременно проговариваются.
После того, как сформируется устойчивый графический образ слова, ребенок становится способным быстро схватывать смысл написанного, т. е. читать. Далее он легко обучается разложению целого на части различным методам анализа слова, т. е. готов изучать грамматику и правописание.
Слайд 12Гиперактивность: как с этим борются специалисты? Еще для лечения синдрома дефицита
внимания с гиперактивностью применяется бихевиоральная терапия. У нас этот метод практически не развит и применяется достаточно редко. Идеология бихевиоральной терапии состоит в том, что никто не лезет в какие-то тонкие причины и механизмы явления. Никого не волнуют истоки и следствия происходящего. Есть неприемлемое поведение гиперактивного ребенка, есть какие-то недостатки в его контактах с окружающими. С этим и работают. То есть ребенка попросту учат вести себя правильно. Классическим методом академика Павлова. Правильное поведение — положительное (приятное) подкрепление. Неправильное поведение — отрицательное (неприятное) подкрепление. По данным западных бихевиоральных терапевтов, улучшение наступает в 40-60 процентах случаев, в зависимости от интенсивности проявления и сопутствующих заболеваний
Лечение перинатальной энцефалопатии
Лечение перинатальной патологии в острый период проводится в отделении неонатологии.
Оперативное лечение может понадобиться при наличии у ребёнка большой гематомы внутри полости черепа — её удаление возможно только хирургическим путём.
При нарастающей закрытой гидроцефалии, чтобы избежать атрофии головного мозга от сдавления его жидкостью, детям проводят шунтирующую операцию — устанавливают шунт (пластиковую трубочку, по которой лишняя жидкость из полости черепа отводится в брюшную полость и там всасывается).
Однако большинство родителей сталкивается с необходимостью лечения ребёнка с перинатальной энцефалопатией в восстановительный период до 1 года в связи с нарушением мышечного тонуса, задержкой развития, гипертензионно-гидроцефальным синдромом и прочими проявлениями.
Наибольшего эффекта можно добиться с помощью комплексного лечебного подхода.
ЛФК — лечебная физкультура. Может включать различные виды:
Микротоковая рефлексотерапия (МТРТ) — новая медицинская технология, разрешённая Минздравом РФ и рекомендованная для лечения детей с органическим поражением головного мозга, с задержками развития двигательного, речевого, психического развития и ДЦП. Лечение проводится в амбулаторном режиме в реабилитационных центрах в различных регионах РФ.
Лечебное воздействие физиологичное и безболезненное, оказывается токами микроамперного диапазона на нейрорефлекторные зоны на различных участках кожного покрова. Микротоки в 10 раз меньшие, чем при стандартной физиотерапии. Лечение проводится по индивидуальной схеме с учётом всех имеющихся у ребёнка проявлений перинатальной энцефалопатии.
В процессе лечения восстанавливается нормальная рефлекторная деятельность головного мозга, нормализуется мышечный тонус: спастичные (напряжённые) мышцы — расслабляются, гипотоничные (ослабленные) — стимулируются. МТРТ стабилизирует тонус сосудов головного мозга, что позволяет скомпенсировать внутричерепное давление.
Мочегонные препараты целесообразно использовать только при повышении внутричерепного давления (расширение ликворных пространств на НСГ, наличие клинических проявлений гипертензионно-гидроцефального синдрома).
Слайд 28Рекомендации по оптимизации обучения детей с СДВГ Когда нет запретов, не
происходит и накапливания неотреагированной энергии с последующими взрывами «Рядовая» несдерживаемая недисциплинированность (когда дети могут сидеть, как им хочется: поджав ноги или на коленках; вертеться, иногда вставать, обращаться к учителю и пр.) создает только легкий фоновый шум и меньше мешает проведению урока, чем эмоциональные срывы детей и попытки учителя их приструнить. Допуская мелкие дисциплинарные нарушения, можно поддерживать общую хорошую работоспособность. Если учитель видит, что ребенок «выключился», сидит с отсутствующим взглядом, то в этот момент его не надо трогать: ребенок все равно будет не в состоянии разумно отреагировать. При проведении игровых уроков нужно помнить, что сильные и яркие эмоциональные впечатления могут дезорганизовать деятельность детей. Яркие эмоции создают нечто вроде иррадиирующих очагов возбуждения и могут нарушать как последующую деятельность, так и результаты предыдущей
Следует проявлять осторожность и в подборе примеров, которые в памяти детей могут остаться как отдельные картинки, неизвестно что иллюстрирующие. Эмоционально, но не очень ярко должны быть выделены самые существенные моменты объясняемого материала
(правило, принцип, алгоритм решения)
Медикаментозное лечение
Лечение такого вида энцефалопатии должно быть комплексным. Для восстановления нормальной функции головного мозга пациентам назначают ноотропные препараты:
- «Циннаризин»;
- «Пирацетам»;
- «Кавинтон»;
- «Ноопепт»;
- «Пантогам»
- «Фенибут»;
- «Фенотропил».
Эти лекарства улучшают церебральное кровообращение и метаболизм. Их полезно принимать вместе с витаминами группы В. Это будет способствовать восстановлению нормальной работы ЦНС.
При сильных головных болях анальгетики обычно не помогают. Поэтому больным назначают нестероидные лекарства противовоспалительного действия:
- «Кетанов»;
- «Найз»;
- «Ибупрофен».
При тяжелом болевом синдроме рекомендуется лечение кортикостероидами: «Преднизолоном» или «Дексаметазоном».
Если у больного отмечаются частые эпилептические приступы, то рекомендуется прием противосудорожных препаратов: «Финлепсина» или лекарств на основе вальпроевой кислоты.
При повышенной раздражительности и перепадах настроения врачи назначают легкие седативные препараты: «Афобазол», «Глицин», «Персен». Эти лекарства помогут уменьшить эмоциональную неустойчивость. В тяжелых случаях показаны антидепрессанты и транквилизаторы.
Слайд 26Рекомендации по оптимизации обучения детей с СДВГ Обучение чтению должно предшествовать
формированию навыков письма. Если у ребенка еще не сложился комплексный зрительно-звуковой образ слова (в процессе обучения чтению), то при письме он будет кое-как перерисовывать слова по буквам. При этом характерными ошибками будут добавления, недописывания, выпадения различных элементов и целых букв, так как не допускать искажений только с помощью визуального контроля на самом деле очень сложно.
При обучении чтению цель — понимание, а не проговаривание вслух. Поэтому сначала надо дать ребенку возможность понять текст, разобрав его про себя, и только потом предлагать прочитать вслух. Когда ребенка заставляют сразу читать вслух, то ему приходится одновременно выполнять две операции. Для этого необходимо распределение внимания, которое у детей с СДВГ обычно практически отсутствует. Поэтому они как могут озвучивают текст, так как от них это требуют в первую очередь, но абсолютно не понимают смысла прочитанного. Естественно, что потом дети не могут ни пересказать текст, ни ответить на вопросы. За это их не хвалят. Непонятность и постоянные неприятности постепенно превращают чтение в особо ненавистную деятельность.
Как лечить СДВГ у детей и как помочь своему ребенку?
Лечением СДВГ занимается целая команда: детский психиатр (или невролог), психолог, поведенческие терапевты, а наиболее эффективной стратегией при работе с детьми с СДВГ является комплексный подход. В чем он состоит:
-
выявление основных поведенческих трудностей и дефицитов у ребенка;
-
анализ всех видов активности ребенка для того, чтобы структурировать их и организовать в соответствии с потребностями малыша;
-
поведенческие вмешательства;
-
психообразование для родителей;
-
выявление и диагностика коморбидных (сопутствующих) состояний (тики, энурез, тревожность, головные боли и прочее);
-
медикаментозная терапия.
Необходимо четко понимать: СДВГ — это особенность развития и функционирования мозга. Его нельзя вылечить, но с ним можно научиться жить. Дети очень нуждаются в помощи со стороны окружающих их взрослых. Поэтому семья должна принимать максимальное участие в жизни ребенка, для того чтобы успешно адаптировать его к среде и помочь стать самостоятельным и независимым.
Чрезвычайно важным для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью является наличие четкого распорядка дня
Ежедневная, строго соблюдаемая рутина является для ребенка, которому трудно концентрировать внимание, «маячком», который дарит чувство уверенности и стабильности
Понимание особенностей развития поможет родителям вести взаимодействие с ребенком таким образом, чтобы не вызывать у него тревогу и вспышки гнева, а также агрессию и раздражительность у родителей. Например, зная, что ваш сын или дочь не могут выполнить поручение, состоящее из нескольких этапов (пойти на кухню, поставить чайник на плиту и принести стакан воды маме), родители могут делить просьбу на несколько этапов, чтобы ребенку было проще ее выполнить. Можно использовать систему визуального подкрепления (таблицы, плакаты, стикеры на стене), чтобы на виду всегда был алгоритм действий.
Особое внимание стоит уделить взаимодействию ребенка с коллективом — в классе или группе детского сада, а также со взрослыми там. Ребенок, имеющий трудности с вниманием, активностью, импульсивностью, может подвергаться насмешкам со стороны сверстников, притеснениям со стороны педагогов
Важно контролировать, как проходит коммуникация ребенка с другими участниками процесса. Постоянные замечания со стороны учителей, трудности с успеваемостью могут заметно отразиться на самооценке ребенка
Поэтому стоит интересоваться всем, что происходит с ребенком, следить за ним, его поведением, настроением, мыслями.
Медикаментозная терапия назначается только тогда, когда особенности поведения ребенка мешают как ему самому, так и окружающим. Единственным препаратом, применяемым непосредственно при СДВГ, является атомоксетин.
Это лекарственное средство, чья эффективность и безопасность доказана крупными международными исследованиями, используется во всем мире. Остальные группы лекарственных средств, которые нередко назначаются детям с СДВГ (например, ноотропные препараты, гомеопатия, фитотерапия), на сегодняшний день не имеют подтверждения своей эффективности.
Помимо атомоксетина, детям с СДВГ могут назначаться препараты, которые направлены на устранение сопутствующих состояний: противовоспалительные средства при головных болях, антидепрессанты и противотревожные препараты при депрессивно-тревожном расстройстве, лекарства для коррекции нарушений сна и т. д.
Но еще раз стоит проговорить: лекарства при СДВГ нацелены не на исцеление от этого расстройства, а на снижение проявления клинических признаков нарушения развития.
Советы учителям и воспитателям
Когда имеешь дело с ребенком, страдающим СДВГ, важно избегать выговоров ребенку, поскольку он может неадекватно реагировать на такие комментарии. Вместо этого учителям следует сосредоточиться на позитивном подкреплении хорошего поведения, хваля их, когда это возможно.
Рекомендуется, чтобы на каждое сделанное отрицательное замечание приходилось пять положительных замечаний; кроме того, эти похвалы должны быть конкретными, а не общими утверждениями типа «Ты умный».
При обсуждении плохого поведения ребенка следует сосредоточиться на самом поведении и быть как можно более конкретным при описании произошедшего.
Важно избегать формулировок, которые могут закрепить негативную модель поведения.
Для положительного влияния на учебную мотивацию родители могут рассмотреть возможность внедрения системы поощрений или нетрадиционных форм работы.
Важно обучать младших школьников и повышать самооценку детей, хваля их за достижения
Важно понимать, что оценка ребенка по его лучшим достижениям лишь устанавливает нереалистичные стандарты, которым ему трудно соответствовать
Напротив, признание даже самых незначительных усилий поможет значительно повысить мотивацию ребенка и укрепить его уверенность в себе.
Знания учащихся важно оценить в начале урока.
Вместо того чтобы просто наказывать тех, кто нарушает правила, необходимо создать совместную систему правил и четко объяснить последствия их несоблюдения.
Постарайтесь посадить ученика рядом с учителем на первую или вторую парту, но не слишком близко к окнам, которые будут его постоянно отвлекать.
Страдающим СДВГ часто бывает трудно сосредоточиться, поэтому, если они выглядят немного рассеянными, лучше дать им время выйти из класса на несколько минут, чтобы восстановить их внимание.
При работе с такими учениками следует избегать действий, вызывающих негативные эмоции (например, выговоров), так как подобный стресс только еще больше дезорганизует способность ребенка усваивать информацию.
Учащимся с СДВГ не следует позволять нарушать порядок в классе, но у них должны быть разработаны стратегии выхода из трудных ситуаций.
Крайне важно поощрять их участие и обучение посредством позитивного подкрепления, вознаграждений и признания успехов.
Важно планировать короткие периоды физической активности в течение учебного дня как для ученика, так и для всего класса.
Полезно поддерживать личный контакт с ребенком на регулярной основе.
Рис. 3 — Диагностика и лечение СДВГ у ребенка
С какими трудностями чаще всего сталкиваются дети с СДВГ в школе?
При гипердинамическом синдроме, импульсивности симптомы более очевидны: ребенок вначале делает, потом думает, отвечает на вопрос, не дождавшись его окончания, не соблюдает правила, вырывает игрушки и книжки у других детей, перебивает их в разговоре и так далее. Вертится, крутится, залезает под парту, все время что-то крутит в руках, болтает ногами. Если у ребенка дефицит внимания, то это серьезно влияет на учебную деятельность: ему сложно запомнить правило, он читает задачу и по окончании чтения забывает, что было в начале. Он не может сосредоточиться, постоянно отвлекается на посторонние шумы: муха пролетела, окно открылось и так далее. Кто-то зашуршал бумагой — и все, ребенок потерялся. То есть при нарушениях концентрации внимания, прежде всего, страдает успеваемость.
Слайд 32Рекомендации по оптимизации обучения детей с СДВГ5. учебные занятия строить по
четко распланированному, стереотипному распорядку; 6. научить гиперактивного ученика пользоваться специальным дневником или календарем; 7. задания, предлагаемые на уроке, писать на доске; 8. на определенный отрезок времени давать только одно задание; 9. дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы; 10. во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.
Подробнее
Слайд 9Гиперактивность: как с этим борются специалисты? Применении лекарственной терапии, полагая, что
прием соответствующих препаратов будет способствовать улучшению обменных процессов в ткани мозга и ускорит созревание его высших функций (таких, как логическое мышление, абстрактное мышление, произвольное внимание и т. д.)
Для этого используют препараты нескольких фармакологических групп. За рубежом в лекарственной терапии гипердинамического синдрома в основном применяют препараты из группы амфетаминов. У наших отечественных невропатологов очень популярны ноотропил, пантогам, феназепам и диазепам. В качестве успокаивающих средств применяются различные бромиды, настойки пустырника, валерианы или корня пиона. При наличии внутричерепной гипертензии добавляют диакарб или фуросемид. По данным литературы, использование комплексной лекарственной терапии позволяет удовлетворительно компенсировать проявления синдромов в 50-60 % случаев
Рекомендации родителям гиперактивных детей
В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте даже незначительные успехи. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя».
1. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и не выполняйте их за него.
2. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи дома и в школе.
3. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения: (можно каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).
4. Избегайте завышенных или заниженных требований к ребёнку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
5. Определите для ребёнка рамки поведения — что можно и что нельзя. Гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.
6. Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
7
Вызывающее поведение Вашего ребёнка — его способ привлечь Ваше внимание. Проводите с ним больше времени
8. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребёнка за его соблюдение.
9. Если ребёнку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.
10. Создайте необходимые условия для работы
У ребёнка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий
11. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное возбуждающее действие.
12. Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной подвижности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.
13. Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребёнок может стать неуправляемым.
14. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.
15. Помните! Ваше спокойствие — лучший пример для ребёнка.
16. Давайте ребёнку больше возможности расходовать избыточную энергию.
17. Воспитывайте у ребёнка интерес к какому-нибудь занятию
Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Найдите те занятия, которые бы «удавались» ребёнку и повышали его уверенность в себе
Слайд 22Рекомендации по оптимизации обучения детей с СДВГ Родители должны быть готовы
к тому, что в обучении детей с СДВГ до относительной нормализации их мозговой деятельности (т. е. в течение 1-3 классов) основную роль играют домашние занятия. Дома необходимо не только выполнять домашние задания, но и повторять материал, пройденный в классе, чтобы проверить, все ли понято ребенком правильно, и не осталось ли вообще пропущенным что-либо существенное. Очень полезно рассказывать ребенку заранее содержание предстоящего урока, чтобы ему легче было включиться в классе, и вынужденные «отключения» не нарушали общее понимание того, что объясняет учитель
В процессе обучения необходимо освободить детей от всякой второстепенной, вспомогательной, несущественной, оформительской работы. Взрослые могут сами провести поля в тетради ребенка, отметить точкой место, откуда надо начинать писать. Бывает, ребенок старательно отсчитывает клеточки, которые надо отступить сверху и слева, и в этих поисках, многократно ошибаясь, так устает от напряжения, что, найдя, наконец, то место, откуда надо писать, работать уже вообще не может.
Классификация резидуальной энцефалопатии
Классификация резидуальной энцефалопатии построена на том, в какой период развития ребёнка произошло повреждение нервной системы. Выделяют перинатальную (врождённую) её форму, возникающую с 28 недели беременности и до конца седьмого дня с момента рождения малыша, и приобретённую, соответственно, появляющуюся позже. Первая – следствие нарушения внутриутробного развития и трудных родов, а вторая – результат влияния инфекционных агентов, токсинов, травм.
В большинстве случаев не удаётся разграничить данные состояния, так как признаки заболевания могут быть обнаружены через несколько месяцев после воздействия причинного фактора.
Слайд 25Рекомендации по оптимизации обучения детей с СДВГ Форма подачи информации должна
быть алгоритмичной, четкой. Должна соблюдаться лаконичность формулировок, оформления, иллюстраций, которые не должны содержать ничего лишнего, незначащего, отвлекающего. Необходимо как можно чаще показывать, рассказывать, совместно обыгрывать ту информацию, которая должна быть усвоена ребенком. При этом не следует требовать ответов, спрашивать, что ребенок запомнил. Учебные демонстрации и рассказы должны быть короткими (буквально 2-3 минуты), легкими, быстрыми и веселыми (а не нудными), каждый раз частично обновляться, чтобы не ослабевал интерес.
В конце работы надо обязательно хвалить ребенка независимо от того, демонстрировал он свои знания или только смотрел, слушал и повторял. Запоминание на самом деле идет прекрасно, когда от ребенка не требуют воспроизвести все, что он должен запомнить, и у него нет страха забыть что-то, оказаться несостоятельным и получить неодобрение взрослых.
Осложнения
Насколько опасен диагноз невролога РЭП? Без лечения такой вид энцефалопатии может привести к развитию следующих осложнений:
- тяжелой деменции у взрослых пациентов;
- умственной отсталости у детей;
- водянке головного мозга;
- нейроциркуляторной дистонии;
- параличу;
- болезни Паркинсона;
- эпилепсии.
Вероятность развития осложнений повышается, если пациент обратился за помощью слишком поздно, когда погибло значительное количество нервных клеток.
Нередко детские неврологи говорят о минимальной дисфункции головного мозга при диагнозе РЭП. Что это означает? Такое осложнение выражается в психических нарушениях у маленьких пациентов. Ребенок становится неусидчивым, гиперактивным, возбудимым, часто совершает беспорядочные движения. Эти проявления усиливаются в пубертатный период на фоне гормональных изменений в организме.
Как бороться с непослушанием и невнимательностью
Постепенно искоренить негативные формы поведения и справиться с резкими перепадами настроения помогут следующие рекомендации учителям в работе с детьми с СДВГ:
Всегда оставайтесь спокойными. Особенно этот совет актуален, когда ребенок плачет, нервничает из-за неудачи, истерит. Стоит только крикнуть на него, и ребенок станет плакать еще сильнее. Это же касается и ситуаций, когда дети отвлекаются на уроках.
Хорошо работает тактильный контакт. Если ребенок отвернулся, отвлекся или просто стал «витать в облаках», вместо словесной брани, прикоснитесь к его плечу
Это привлечет внимание и не вызовет обиды или испуга.
Учителя при СДВГ у ученика должны помнить о физкультминутках. Делайте их раз в 20 минут.
Приучайте ребенка к ответственности
Например, если он не успевает вытереть пыль в классе во время дежурства, то назначьте его дежурным и на следующий день.
Занятие на положительных эмоциях
Статья в тему: Практические советы – как вести себя с ребенком с СДВГ