Ребенок с проявлениями гиперактивности

Как воспитывать ребенка с сдвг: личный опыт мам и советы психологов

Как диагностируется и лечится синдром

Превентивные меры

Излишне активным детям не следует принимать участие в соревнованиях и играх, имеющих выраженный эмоциональный компонент. Силовые виды спорта – тоже не вариант. В качестве профилактики СДВГ подойдут пеший и водный туризм, плавание, бег трусцой, катание на лыжах и коньках. Физическая нагрузка должна быть умеренной!

Необходимо изменить отношение к ребенку, как дома, так и в школе. Рекомендуется моделирование успешных ситуаций для исключения неуверенности в себе.

Дети с СДВГ способны «покалечить» здоровье домочадцев. Поэтому родителям желательно пройти курс семейной или личной психотерапии. Мать и отец должны быть спокойными и допускать как можно меньше ссор. С ребенком необходимо построить доверительные отношения.

Гиперактивные дети практически не реагируют на замечания, наказания, запреты, зато с радостью отвечают на поощрение и похвалу. Поэтому и отношение к ним должно быть особым.

Симптомы заболевания в большинстве случаев по мере взросления ребенка будут сглаживаться и проявляться не столь ярко, ребенок будет постепенно «перерастать» сложный период. Поэтому родителям нужно набраться терпения и помочь пережить любимому чаду тяжелый жизненный этап.

https://youtube.com/watch?v=9LPElzB0Ehk

Нужно ли раскрывать диагноз СДВГ учителям при поступлении в школу?

Если на момент поступления в образовательное учреждение ребенок уже имеет диагноз, родителям стоит заранее сходить в ту школу, где их сын / дочь планирует учиться, познакомиться с учителями и понять, насколько там комфортная обстановка. Если вы видите, что отношение к ребенку с самого начала формируется не совсем правильное (присутствуют буллинг, насмешки, учителя не обращают внимания на ребенка или обвиняют во всем родителей — мол, у вас капризный, необучаемый и невоспитанный ребенок), может быть, есть смысл поменять школу. Помните, что никто не имеет права стыдить вас за то, что у вас особенный ребенок. СДВГ — это не какой-то стыдный диагноз, а распространенное нарушение, которое, по статистике, имеют до 10% современных детей.

Что делать родителям (советы психолога)

Если у малыша диагностируется синдром СДВГ, то психологи рекомендуют родителям ознакомиться с особенностями его протекания. Это даст возможность обеспечить малышу соответствующую психологическую поддержку, что ускорит процесс лечения патологии.

Как справиться?

Дефицит внимания требует особого подхода к лечению. Психологи советуют родителям вырабатывать позитивное отношение к ребенку. Синдром гиперактивности категорически запрещает обвинять или ругать малютки.

Если он разбрасывает вещи, тогда необходимо их собирать вместе с ним. Также психологи дают советы, как успокоить гиперактивного крохи. Они рекомендуют прослушивание спокойной музыки, применение спокойных игр, а также использование успокаивающих ванн. Перед тем, как уложить спать гиперактивного малютки, его необходимо успокоить.

Как воспитывать?

О том, что делать родителям гиперактивного чада расскажут советы психолога. Если у малыша есть диагноз СДВГ, то необходимо иметь правильный подход к его воспитанию. Дети должны иметь определенный распорядок. Если диагностируется гиперактивность у грудничков, то им необходимо принимать пищу и спать в определенное время. В более старшем возрасте малютки рекомендуется приучать выполнять определенные дела в одно и то же время.

То, как воспитывать гиперактивного крохи расскажет психолог, только после общения с маленьким пациентом. Большинство специалистов советует как можно больше общаться с малышом. Ему необходимо задавать открытые вопросы, на которые он сможет давать ответы в виде рассказа.

https://youtube.com/watch?v=9FIyLOPczGc

Как распознать гиперактивность у детей дошкольного возраста?

Важно: родителям необходимо помнить, что диагноз ребёнку может поставить только специалист и только в возрастной период 5–6 лет. Все разговоры о наличии гиперактивности у крохи в 2 года, 3 года, 4 года несостоятельны!. Пусть родителей не пугает: у нас гиперактивный ребенок, что делать! В специальной литературе можно найти четкое описание синдрома, его симптомы и советы родителям по воспитанию детей

Гиперактивный ребенок хорошо изучен, выявлены все его отличительные особенности. К главным из них можно отнести такие поведенческие реакции, как:

Пусть родителей не пугает: у нас гиперактивный ребенок, что делать! В специальной литературе можно найти четкое описание синдрома, его симптомы и советы родителям по воспитанию детей. Гиперактивный ребенок хорошо изучен, выявлены все его отличительные особенности. К главным из них можно отнести такие поведенческие реакции, как:

  • чрезмерная подвижность, и даже отчаяние малыша в виде слез и капризов, когда у него не остается сил двигаться;
  • слишком много вопросов, многочисленная череда их даже по незначительному поводу. Но в отличие от обычного ребенка, гиперактивный задает вопросы, даже не дожидаясь и не выслушивая ответа взрослого;
  • высокая отвлекаемость от совершаемого действия, а значит, и слишком частая смена деятельности;
  • надоедливая активность в отношении со всеми окружающими и в любой обстановке;
  • проявление агрессивности на запреты и требования;
  • неумение сосредоточиться даже на интересном для малыша деле (мультики, рисование, игра);
  • желание охватить как можно больше объектов одновременно, неумение сконцентрироваться на каком-либо одном.

Самым простым способом отличить гиперактивность у ребенка от проявлений характера можно несложным способом: внимательно наблюдать за крохой. Обязательно поговорить с воспитателями дошкольного учреждения, так как гиперактивного ребенка в детском саду можно отличить по общению со сверстниками, на занятиях творчеством, когда нужно кропотливо работать с мелкими деталями и доводить работу до конца. Признаки гиперактивного ребенка могут проявляться в одевании, раздевании, завязывании шнурков, так как такие действия на мелкую моторику практически плохо поддаются малышу и даже заставляют его нервничать.

Кроме того, родителям можно порекомендовать провести несложный тест, который в определенной мере может помочь им внимательнее приглядеться к своему чаду. Нужно ответить на вопросы да или нет по отношению к проявлениям ребенка.

1. Малышу меньше пяти лет?
2. Как ребенок занимается интересным делом (игрой, просмотром мультфильмов, рисованием)? Может ли он посвятить этому 5-10 минут?
3. Сколько времени подряд спит ребенок во время ночного сна (более трех часов)?
4. Малыш спокойно сидит на месте в течение некоторого времени?
5. Во время еды ребенок спокойно ведет себя за столом?

Если ребенок гиперактивный, то больше будет ответов — нет. Если у гиперактивного ребенка все признаки синдрома налицо, взрослым необходимо обсудить со специалистом дальнейшие действия по воспитанию такого малыша.

Основные симптомы

всегда сложно сосредоточиться на задании или игре. Родителям постоянно приходится напоминать о будничных делах, ведь ребенок попросту забывает о них, а еще постоянно ломает или теряет свои вещи

Кроме того, нарушено внимание: малыш никогда никого не слушает, даже когда речь обращена непосредственно к нему. Если он самостоятельно делает задание, то зачастую не может правильно организовать свою работу, постоянно отвлекаясь и не доводя задание до конца.
Импульсивность

На уроках ребенок, не дождавшись своей очереди, выкрикивает с места. Ему сложно соблюдать установленные правила, он постоянно вмешивается в разговор и т. д.
Гиперактивность. Ребенку сложно усидеть на месте, он постоянно ерзает на стуле, много болтает, постоянно бегает даже там, где нельзя этого делать. Малыш не может спокойно играть или отдыхать, он все время задает множество вопросов, но не может запомнить даже один ответ. Многие поступки и действия ребенка совершенно необдуманны, он часто ломает предметы, или же бьет посуду. Даже во время сна он не спокоен — постоянно просыпается, ворочается, иногда кричит во сне.

Подростки

К 12-13 годам двигательная расторможенность уходит и без лечения. Однако проявляется другая проблема: гиперактивный ребенок уже научился обращаться с обществом так, как общество обращалось с ним. Поведение его становится асоциальным: появляется склонность ко лжи, воровству, побегам из дома… Воля не сформирована, поэтому такие подростки – легкая добыча для криминальных структур.

Подросткам, страдавшим в детстве СДВГ, необходим бо´льший родительский контроль, чем их здоровым сверстникам. И в то же время такой ребенок должен чувствовать себя в семье любимым. Получая моральное вознаграждение за хорошие поступки, гиперактивные дети воздают сторицей.

Основные причины возникновения

  • Недостаток необходимых гормонов в организме ребенка.
  • Перенесенные заболевания и травмы.
  • Болезни матери во время беременности.
  • Любые болезни, которые перенес ребенок еще младенцем. Они могли повлиять на работу мозга.

И вне зависимости от того, что медицина достигла больших успехов в данном вопросе, и существуют фармакологические методы лечения и психолого-педагогические, все же детская гиперактивность считается неизлечимым синдромом, которую можно скорректировать в подростковом возрасте. Исходя из этого, постараемся сделать выводы и дать рекомендации: гиперактивные дети, что делать родителям?

Советы психолога смогут помочь адаптироваться малышу к социуму и в дальнейшем стать всесторонне развитой личностью.

Общие рекомендации родителям ребенка с СДВГ: что учесть при воспитании

Нельзя закрывать глаза на существующую проблему. Расстройство необходимо лечить, так как его проявления могут негативно сказаться на дальнейшей жизни ребенка. Он будет испытывать трудности в общении, плохо уживаться в коллективе. Пускать заболевание на самотек нельзя.

Рекомендации для родителей детей с СДВГ заключаются в реализации трех основных правил:

  • нужно установить четкие, понятные и ярко очерченные рамки поведения;
  • необходимо всегда сохранять спокойствие и уверенность в своих действиях для поддержания авторитета в глазах ребенка и предотвращения проявления еще большей агрессивности и нервозности;
  • общение с малышом должно происходить в комфортной для него атмосфере.

Родитель всегда должен знать, как наказывать ребенка с СДВГ так, чтобы это было мягко, но объясняло причину нанесения санкций. Если сегодня вы за что-то ругали ребенка, то и завтра ему нельзя будет это делать. Последовательность в действиях очень важна.

Создайте свод правил касательно гигиены и поведения. Но не стоит вводить слишком много запретов. Помните, что не все действия вашего чада умышленные.

Родителям нужно:

  • самим стать примером. Если вы что-то пытаетесь донести ребенку, то продемонстрируйте лично, чего вы хотите от него добиться;
  • придерживаться распорядка дня. Прием пищи, медикаментов, развивающие занятия и прогулки должны проходить по графику;
  • отдать малыша в спортивные секции. Хорошо, если это будет бокс или силовая борьба;
  • наказывать ребенка меньше, чем поощрять и хвалить.

Это позволит самим мамам и папам понять, как жить с СДВГ у ребенка, и выработать в себе навыки общение с чадом до автоматизма. Также помните, что у детей должны быть свои домашние обязанности. Переусердствовать не стоит, дабы не вызвать переутомление. Но вот привить привычку к уборке своих игрушек можно.

Дайте ребенку понять, что у него есть таланты. Найдите для него увлекательное хобби

Важно, чтобы у него действительно получалось это делать

СДВГ и окружающие

Одна из проблем, с которой сталкиваются родители детей с СДВГ, — недостаточная информированность общества, учителей и даже некоторых специалистов. Но главное, сами родители должны четко понимать, с чем они имеют дело.

Просто сказать учителю: «Знаете, у моего ребенка СДВГ» — значит не сказать ничего. Надо описывать поведение ребенка очень конкретно, например: «Моему сыну очень сложно усидеть на месте, сложно себя сдерживать, это у него давно, мы много чего перепробовали, сейчас ходим к врачу, занимаемся этим, но я опасаюсь, что на уроках он будет вертеться и даже разговаривать… Я очень хочу, чтобы у него было хорошее поведение. Давайте договоримся: я буду к вам подходить на минутку каждый день после уроков, а вы мне будете рассказывать, что и как у него получалось».

Нужно взять учителя себе в союзники. Иначе бывает, что обе стороны, и учителя, и родители, только жалуются: «Эти родители ничего не хотят делать, весь груз на нас», «Эти учителя ничего не понимают про нашего ребенка, только гнобят его». Конечно, и то и то бывает, и довольно часто, но эффективнее работать вместе.

По мере взросления способность к самоконтролю, умение управлять своим поведением у любого ребенка улучшается. Суетливость, подвижность, болтливость уменьшаются обычно уже к концу начальной школы. Чуть медленнее уменьшается импульсивность.

Конечно, люди приучаются сдерживать себя, однако они продолжают оставаться порывистыми и вспыльчивыми. Проблемы, связанные с недостатком внимания и сосредоточенности, обычно остаются и сопровождают этих людей и во взрослой жизни. Но тогда хотя бы появляется возможность выбирать, чем заниматься.

Существует немало профессий, которые вполне подойдут человеку с проблемами самоконтроля. Известно, что, например, в США люди с СДВГ охотно идут в армию (таких там, по некоторым подсчетам, более десяти процентов), потому что армия предполагает четкие правила и рамки, понятную структуру, прописанные обязанности и двигательную активность.

С одной стороны, сложно винить родителей, ведь оказаться в такой ситуации никому не пожелаешь. Это огромный труд — воспитывать детей с СДВГ. Но лучше все-таки не забывать: сложное поведение — отнюдь не свободный выбор ребенка. Не так давно ко мне обратилась семейная пара, уже вырастившая двоих детей. У третьего, появившегося на свет значительно позже, диагностировали СДВГ. И муж с женой сказали мне: «Знаете, долгое время мы считали себя замечательными родителями и ставили себе в заслугу то, что воспитали прекрасных детей. Лишь теперь мы поняли: легко воспитывать „легких“ детей, а попробуй-ка воспитать гиперактивного ребенка».

Особенности обучения

Родителям нужно понимать, что ребёнок с СДВГ в школе — всегда проблемный. Они должны настроиться на постоянные жалобы учителя о том, что он плохо ведёт себя и на уроках, и на переменах, не выполняет элементарных заданий, отвлекает других и т. д. Надо набраться терпения, обязательно заручиться поддержкой школьного психолога и иметь на руках документ с подтверждённым диагнозом.

В некоторых крупных городах имеются специальные школы, где организуется специфическое обучение детей с СДВГ, направленное на сглаживание основных симптомов. При этом используется адаптированная образовательная программа, в которой учтены все потребности таких деток:

  • укороченная продолжительность уроков;
  • частые игровые моменты;
  • применение нейролингвистических упражнений;
  • максимальное развитие когнитивных способностей: памяти, внимания, мышления;
  • двигательная терапия и специальные ЛФК.

Однако это частные, а не государственные школы, и обучение в них стоит немалых денег. Если таких возможностей нет, оптимальный вариант — подыскивать учебные заведения, в которых есть учителя и психологи, имеющие опыт работы с такими детьми. Они смогут учитывать их особые образовательные потребности и обеспечить им индивидуальный подход в процессе обучения.

Проявления детской гиперактивности

Выявить гиперактивного ребенка среди сверстников несложно. Однако часто ярлыком «гиперактивность» взрослые оправдывают обычную детскую невоспитанность. Нужно четко определять гиперактивность по некоторым типичным показателям:

  1. Легкая отвлекаемость от любого вида деятельности, даже самой интересной. Дети переключаются от занятия к занятию.
  2. Быстрая возбудимость, моментальная включаемость в любые активные виды деятельности.
  3. Громкая речь, обычно быстрая.
  4. На письме дети делают типичные ошибки:
    • не ставят знаки препинания;
    • не дописывают слова;
    • уподобляют слоги: «момоток» вместо «молоток» и т.д.
    • часто исправляют текст без улучшения качества.
  5. Совершают множество ненужных движений.
  6. Постоянно что-то роняют или теряют.
  7. Речь нечеткая и сбивчивая, связная монологическая речь вызывает сложности.
  8. Ребенок имеет неопрятный внешний вид и не способен его контролировать в течение дня.
  9. Ребенка часто окружает беспорядок: на столе, в комнате, шкафу, портфеле.

Это побочные характеристики гиперактивного ребенка. Главная особенность гиперактивности – высокая потребность в движении, которая обусловлена физиологически. Ребенок просто не может обходиться без движения. Контроль своих двигательных реакций одновременно с подавлением потребности в движении вызывает у ребенка очень сильное нервное напряжение.

Диагностировать гиперактивность могут врачи-невропатологи с помощью специальных тестовых методик. Однако мало кто обращается за помощью к специалисту. Чаще всего гиперактивный ребенок вынужден приспосабливаться к условиям среды самостоятельно, что далеко не всегда происходит благополучно.

Что делать, если началась истерика?

Даже если вы все делаете правильно, малыш не всегда будет находиться в спокойном состоянии. Он может сорваться, начать кричать, истерить и агрессивничать. Помните о том, что это не его прихоть и не проявление дурного характера. Действуйте в таких ситуациях разумно.

Если вы находитесь в комнате, и ребенок начинает плакать, то просто выйдите с помещения. Это лишит его зрительного контакта с вами, и его эмоциональное напряжение может несколько снизиться. Кричать при этом не рекомендуется, так как это приведет к еще более бурной реакции.

Тактика родителей с ребенком с СДВГ при нахождении на улице должна быть следующей:

  • не пытайтесь одернуть, заставить ребенка замолчать;
  • примените прием переключения внимания. Дайте ему конфету, покажите что-то на телефоне, отвлеките игрушкой.

Причины появления СДВГ

Prostock-studio/Shutterstock.com

Причины появления СДВГ до сих пор не установлены. Все, кто занимается этой проблемой, признают многофакторность их возникновения.

4 основных группы факторов, которые влияют на появление гиперактивности у детей.

1. Биологические факторы

Это церебрально-органические факторы, т. е., повреждения нервной системы. К факторам риска относятся:

  • гипоксия плода во время беременности и родов;
  • нарушения течения беременности и родов;
  • недоношенность и переношенность;
  • внутриутробная гипотрофия;
  • беременность до 20 лет и после 40;
  • употребление матерью алкоголя, лекарственных препаратов во время беременности, курение.

К ним относятся:

  • низкое социальное положение семьи;
  • алкоголизм родителей;
  • тяжёлые разногласия между родителями.

4. Экологические факторы

Экология и сбалансированность питания также влияют на общее состояние здоровья детей и на развитие их нервной системы. Однако экологические факторы скорее усугубляют состояние, но не являются определяющими.

В зоне риска возникновения СДВГ дети, у которых:

  • недостаток белков в рационе;
  • избыток легкоусвояемых углеводов, особенно в утренние часы;
  • дефицит витаминов и микроэлементов (например, согласно исследованиям, у 70% гиперактивных детей наблюдался недостаток магния).

Рекомендации родителям

В лечении СДВГ помогает также семейная психотерапия, дающая рекомендации родителям, как воспитывать такого ребёнка.

Постоянно переключать внимание на разные виды деятельности.
Организовать чёткий распорядок дня.
Не приказывать, а просить.
Не повышать голос, не раздражаться.
Выслушивать его до конца, просить правильно формулировать мысли.
Обеспечить физическую активность.
Ежедневно заниматься, используя нейропсихологические игры-упражнения.
Дважды в год консультироваться у специалиста.
Постоянно быть на связи с учителем.
Обеспечить регулярное выполнение домашних заданий. Оно должно быть дозированным.
Набраться терпения и многократно монотонным голосом повторять одну и ту же просьбу, пока он не поймёт её.. Лучше любые эмоционально-поведенческие отклонения записывать в отдельную тетрадь, чтобы специалист видел динамику развития заболевания

Лучше любые эмоционально-поведенческие отклонения записывать в отдельную тетрадь, чтобы специалист видел динамику развития заболевания.

Совет первый — режим

Уж сколько говорят про этот распорядок дня — как будто это панацея какая-то! Действительно, привычный режим очень важен для детей. А для гиперактивного ребенка — вдвойне.

Привычный уклад, сон, отдых, занятия и прогулка должны происходить в одно и то же время.

Постепенно организм ребенка сам станет настраиваться на нужный вид деятельности, а значит активному энерджайзеру будет значительно проще гасить возбуждение и справляться с переизбытком эмоций.

Введите в обиход семейные традиции и ритуалы. Например, утро может начинаться с одной и той же песенки на музыкальном центре, ласковых объятий под привычный стишок, вечером — в одно и то же время и в строгой последовательности начинаются гигиенические процедуры, стакан кефира, сказка перед сном.

Все новое и непривычное вызывает у ребенка перевозбуждение нервной системы. В ответ на это он ведет себя неадекватно — кричит, бегает, суетится. Не изменяйте правилам. Ритуал очень важен для детей с СДВГ. Если в ванну пора в 9 вечера, значит, так тому и быть, придется строить и ваши дела с учетом детского режима.

Что такое СДВГ?

СДВГ, или синдром дефицита внимания и гиперактивности — это неврологическое поведенческое расстройство, которое проявляется только в детстве. То есть СДВГ — это особенность развития нервной системы, взросления организма.

Важно. Словосочетание «дефицит внимания» никак не связано с тем, что родители не уделяют необходимого внимания ребенку

Три основных симптома СДВГ:

— трудности с концентрацией внимания 

Ребенку сложно сосредоточиться и сконцентрироваться, особенно на тех делах, которые ему не интересны и требуют рутинных повторений. Он постоянно отвлекается, откладывает их на потом или забывает сделать.

— невозможность усидеть на месте 

Ребенок постоянно находится в движении — бегает и скачет. Даже если сидит, постоянно дергает ногой, ерзает или вскакивает с места.

— импульсивность 

Ребенок не успевает оценить ситуацию и выдает моментальную реакцию, которая может быть не равноценна случившемуся. Например, ребенка с СДВГ случайно толкают, и он, руководствуясь импульсами, сразу со всей силы отмахивается в ответ, не успев оценить, что «мотива» для такой бурной реакции не было.

По словам Светланы, медицинская статистика гласит, что людей с СДВГ в популяции около 15%-30%. То есть, в одном классе может быть от одного до пяти детей с этим синдромом. При этом в подавляющем большинстве случаев СДВГ проявляется именно у мальчиков.

Фото: Artyom Kabajev / Unsplash

Совет восьмой — контролируйте время

Дети с СДВГ совсем «не дружат» со временем. Это чувство у них развито очень плохо. Предупреждайте о том, что нужно закончить какое-то занятия немного заранее и несколько раз.

Фраза о том, что игру надо закончить до прихода с работы папы, не скажет ребенку ни о чем. В итоге, когда придется убирать игрушки, он окажется к этому не готов. То же с уроками, заданиями, сборами на прогулку или занятия. Предупредите более конкретно — за 10 минут, потом — за 3 минуты до того момента, когда действие действительно должно быть закончено.
С некоторыми детьми неплохо работает игра в таймеры. В определенное время таймер зазвонит. Только используйте систему театральных звонков — первый, второй и третий.

Рекомендации родителям гиперактивных детей

Многие не желают прислушиваться к советам психологов и пытаются строго воспитывать своего непоседливого малыша, пытаясь удержать его на месте. Но командный тон будет только вредить ребенку, вызывая у него раздражение и беспокойство.

К гиперактивным детям нужен особый подход. Прежде всего, он требуется от его родителей. Они должны научиться принимать его таким, каков он есть.

Избегая шумных мест, родители помогут малышу справиться с эмоциями, которые он выплескивает на детской площадке.

Скопившаяся энергия будет расходоваться разумно, если заниматься с ребенком спортом.

Спокойные беседы также поспособствуют благополучному развитию малыша. Перед ребенком ставятся конкретные задачи, чтобы он мог сосредоточиться на главном. Определенные рамки и ограничение времени помогут ему быть собранным.

Стоит избегать запретных слов. Разговаривать с малышом нужно спокойным тоном. Ребенку необходим четко установленный режим дня. Он должен научиться жить по правилам.

Симптомы гиперактивности

Гиперактивность у взрослых может сопровождаться такими характерными признаками:

  • Рассеянность и несконцентрированность. Человек, страдающий СДВГ, постоянно живет в хаосе. Ему трудно решить проблемы, выполнять задания на работе. Такие люди не имеют высшего образования, зарабатывают немного.
  • Забывчивость. Человек постоянно все забывает и теряет. Лучше не давать ему важных поручений. Имеется вероятность, что он забудет, либо выполнит их так, как считает нужным.
  • Импульсивность. Зачастую люди с СДВГ ведут себя неадекватно, их поступки не обдуманны. Они быстро и на эмоциях принимают решения, о возможных последствиях которых не задумываются.
  • Перемена настроения. У человека слишком быстро плач сменяется смехом, истерические припадки – спокойствием. Без видимых причин больной может проявлять ярость, злиться и ненавидеть других людей.
  • Низкая самооценка. СДВГ у взрослых может провоцировать неуверенность в собственных силах и возможностях. Такие люди зачастую неудачливы в отношениях с противоположным полом, а также не могут добиться успехов и продвинуться по карьерной лестнице.
  • Немотивированность. Некоторые больные не работают, не убирают в доме, и не следят за своей внешностью. Такое явление обусловлено тем, что человек действительно не понимает, зачем необходимо это делать.
  • Чрезмерная тревожность. Гиперактивный человек постоянно двигается, стараясь не сидеть на месте и что-либо делать. Их труды не приносят никаких плодов. Стараясь успеть все вокруг, человек в итоге не доделывает ничего до конца.

Лечение СДВГ

Не нужно ждать, что, проведя лечение, человек полностью избавится от него. Чем раньше диагностировали заболевание, и была проведена эффективная терапия, тем заметнее будет результат. Комплексное лечение болезни, которое помогает избавиться от ее характерной симптоматики, включает в себя:

  • бихевиоральную терапию, направленную на изменения мышления и привычек в целом;
  • физиопроцедуры;
  • занятия лечебной физкультурой;
  • влияние на патологию, которая сопутствует болезни;
  • терапию зависимостей (если таковые имеются);
  • лечение медикаментозными средствами различного действия.

Препараты

Зачастую людям в качестве лечения назначают стимуляторы. При подобной терапии большей части пациентов удается добиться значительных улучшений. Стимулирующие лекарственные средства, применяемые в процессе терапии болезней: Аддералл, Концерта, Фокалин, Квилливант и Виванс.

Как распознать гиперактивность

Расстройство не возникает само по себе. Причиной может быть наследственность, травмы головного мозга, вредные привычки матери во время беременности. Также сильно усугубляет состояние отсутствие какого-либо воспитания, упреки, акцентирование внимания на недостатках и т.д.

Во-первых, обратитесь к психологу или психиатру для уточнения диагноза. Во-вторых, примите состояние своего ребенка и начинайте вести работу над собой.

Гиперактивный ребенок:

  • находится в тревожном состоянии даже тогда, когда основательных причин для этого нет;
  • отличается ранимостью, переменчивостью настроения, плаксивостью;
  • может иметь проблемы со сном, бессонницу;
  • игнорирует запреты, правила и установленные нормы;
  • может быть агрессивным;
  • имеет проблемы в общении, а иногда и затруднения в развитии речи.

Такой малыш постоянно хочет куда-то идти, что-то делать и разговаривать. Его трудно назвать усидчивым и послушным.

Статья в тему: Что такое дефицит внимания и как его лечить.

Если вышеперечисленное относиться к вашему малышу, то сразу отправляйтесь к врачу. Своевременное лечение позволит устранить гиперактивность уже к школьному возрасту. Вы получите указания, как вести себя с ребенком СДВГ, чтобы коррекция расстройства прошла максимально успешно, и малыш не стал еще неуправляемее.

Методики, помогающие корректировать поведение

Для того, чтобы успешно управлять ребенком с СДВГ, родителям следует избегать негативного поведения и сосредоточиться на поощрении

Очень важно, чтобы они сравнивали успехи ребенка не с успехами других детей, а со своими собственными прошлыми результатами. Следует избегать эмоциональных побоев, физических наказаний и криков, так как это может привести к тому, что ребенок станет еще более неорганизованным и не сможет правильно себя вести

По возможности лучше не находиться в группе, где много других детей, так как это приведет к повышенной возбудимости. Вместо этого им следует уделять время дома, вдали от других людей. Дети с СДВГ больше других нуждаются в физическом контакте, который служит для них эмоциональной поддержкой и лечением, поэтому родителям важно сохранять спокойный тон голоса при общении с ними.

Важно разработать последовательное расписание занятий и отдыха для всей семьи, чтобы избежать переутомления. Следите за тем, чтобы ребенок ложился спать каждый вечер в одно и то же время, так как ему требуется больше сна, чем взрослым

Кроме того, выключайте телевизор в местах общего пользования, когда ложитесь спать. Сократите количество телевизионных программ и фильмов, которые смотрит малыш. Убедитесь, что в их рацион включены витамины группы В, белки и медленные углеводы, например цельные злаки вместо быстрых углеводов, сахара или риса. Прежде всего, убедитесь, что ребенок проводит много времени на свежем воздухе — дети с СДВГ склонны к нарушению мозгового кровообращения, потому что их мозг не получает достаточного количества кислорода; игры на свежем воздухе могут облегчить это состояние без приема каких-либо лекарств.

Требуется консультация детского психиатра
Позвоните врачу

+7 (495) 162-66-16

Совет третий — используйте способы расслабления и успокаивания

Нервная система у гиперактивных детей довольно слабая. С чрезмерным возбуждением она не справляется. Ищите подходящие способы ее расслабления:

  1. Вода — великий лекарь для неустойчивой психики. Запишитесь в бассейн. Не обязательно посещать секцию, можно ходить просто поплавать и поиграть вместе с родителями. Дайте возможность ребенку дома играть с водой — с игрушками в ванне, корабликами в тазу.
  2. Занятия с песком, глиной, пластилином также успокаивают и приводят в порядок нервную систему. Пересыпание мелкого песка, лепка снимают напряжение, агрессию, развивают воображение. Если боитесь испачкать новый ковер, играть можно на кухне или в ванной. Купите детский кинетический песок (к нему часто прилагаются небольшая песочница или клеенчатый коврик).

Признаки неблагополучия

Типичный обладатель синдрома СДВГ – это «вождь краснокожих» из рассказа О’Генри. Но кроме излишней двигательной активности у него наблюдаются:

  • вегетативные расстройства: нарушения сна, мраморность кожи, излишняя потливость, сухость и тусклость волос, признаки кожного диатеза…
  • проблемы с аппетитом: то ребенок прожорлив и ест все подряд, то, наоборот, отказывается от еды;
  • нестабильность веса: он то прибавляет в весе, мало питаясь, то худеет, несмотря на повышенный аппетит.

Дефицит внимания у ребенка с СДВГ – настоящий бич. Сосредоточить его больше, чем на 3-5 минут, удается с трудом. Но эти 3-5 минут могут быть продуктивными, если ребенку дать интересное задание и, главное, работать вместе с ним.

Гиперактивные дети жаждут внимания, навязчивы, встревают в разговоры взрослых, перебивают собеседников, не соблюдают правил игры… Дети отказываются общаться с ними, вызывая тем самым у «вечных живчиков» раздражение, ревность, зависть.

Вспомогательный материал

Спорт

  • Равномерный бег;
  • пешие прогулки;
  • балет;
  • плавание;
  • восточные единоборства;
  • скейтбординг;
  • фигурное катание;
  • лыжи;
  • физические упражнения, развивающие межполушарные взаимосвязи (одновременное движение правой и левой частью тела).

А вот командные виды спорта при СДВГ противопоказаны.

Нейропсихологические игры-упражнения

«Речка-берег»

На полу лежит верёвка, условно обозначающая берег. Ребёнок стоит по одну её сторону — на суше. За ней начинается река. Ведущий проговаривает команды, которые нужно быстро выполнять: «Речка!» — надо перепрыгнуть через верёвку; «Берег!» — вернуться обратно.

Классический вариант упражнения предполагает простое последовательное выполнение команд ведущего.

Усложнённый вариант: ведущий прыгает вместе с ребёнком и сознательно допускает ошибки, не выполняя собственные же команды. Маленький пациент должен сориентироваться и не реагировать на такой обман.

Усложнённый вариант: в течение 1-2 минут диктуются команды в строгом чередовании: речка, берег, речка, берег и т. д. Когда ребёнок привыкает к ритму и прыгает автоматически, порядок нарушается.

«Мама-робот»

Ребёнку сообщают, что мама разучилась делать простейшие вещи. Не умеет держать ложку, не может снять кофту, забыла, как чистить зубы. При этом она ничего не видит. Маленький пациент должен снова всему обучить её и стать проводником. Ему придётся использовать для этого вербальные способы. Упражнение развивает возможность планирования действий с помощью речи.

«Угадай-ка»

Разложить перед ребёнком 30-40 карточек разноцветного предметного лото. Ведущий загадывает любое изображение, а маленький пациент с помощью наводящих вопросов пытается его разгадать. При этом действует ряд ограничений: нужно угадать задуманное за 20 вопросов, предполагающих только два ответа — «да» или «нет».

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности требуют дополнительной заботы со стороны взрослых. Родители должны заниматься с ними дома, а учителя в школе — работать по особой программе. При этом обязательно должен привлекаться специалист со стороны (психолог или психотерапевт). Только при таком комплексном подходе возможно облегчить состояние ребёнка.

Должен ли сам ребенок знать, что у него СДВГ?

Обязательно. Ребенок должен четко понимать, что его трудности в школе связаны с особенностями его психики, что он не виноват в этом и что ему обязательно помогут. Молча давать таблетку — немудрое решение. Нужно разговаривать, обсуждать все проблемы открыто, ходить на занятия к психологу, объяснять, для чего нужны эти встречи, говорить о результатах, которых вы хотите достигнуть: «Мы это делаем, чтобы ты стал более усидчивым, менее агрессивным, чтобы лучше запоминал уроки» и так далее. Коме того, когда ребенок знает о своем диагнозе, добавляется плацебо-эффект: он знает, что родители и врачи предпринимают усилия, чтобы ему помочь, и верит в успех лечения.

Как распознать гиперактивного ребенка

С первыми признаками родители могут столкнуться сразу: детки плохо спят, много плачут, в течение дня очень раздражительны, могут реагировать на любой шум и смену обстановки.

Гиперактивный ребенок в год уже начинает проявлять себя, например, в речевой задержке, неловких движениях из-за нарушенной моторики. Тем не менее он постоянно активен, пытается идти, двигаться, он суетлив и подвижен. Его настроение также постоянно меняется: в один момент ребенок веселый и радостный, а в следующую минуту он может резко закапризничать. Итак, перед вами гиперактивный ребенок (1 год). Что делать родителям? Таким детям придется уделять намного больше внимания, и для достижения результатов необходимо приложить усилия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: