Гиперактивность и повышенная возбудимость

Гиперактивный ребенок: признаки, симптомы, причины гиперактивности, диагностика, лечение.

Общие правила обучения

Цель, к которой должно привести действие ребенка, не должна быть слишком далекой (нетерпение).

Последовательное приучение ребенка к выполнению каждого начатого задания.

Постоянный контроль и напоминание об обязательствах:

  • Объем определенных обязанностей должен соответствовать способностям и ограничениям ребенка;
  • Необходимо избегать дополнительных ненужных раздражителей;
  • Нельзя поддаваться ребенку;
  • Нужно подготовить ребенка к преодолению трудностей (а не защититься от них);
  • После конфликта – его следует обсудить в обстановке спокойствия и сухости, предварительно успокоив ребенка.

Следует избегать словесной и физической агрессии, которая дополнительно стимулирует ребенка. Она может привести к невротическим симптомам, таким как: тревога, ночное недержание мочи, компульсивность. Или вызвать нежелательные защитные реакции: высокомерное отношение, агрессия, ложь и даже привести к неадекватному развитию личности.

Важные моменты в обучении:

  • чтение – рассказы должны быть интересными из-за низкой способности концентрироваться;
  • пересказ, чтобы проверить запомненный текст;
  • регулярное домашнее задание;
  • ребенок должен выполнять умственную работу (учит терпению и скрупулезности).

Как можно предотвратить развитие СДВГ?

Профилактика синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей может оказаться сложной задачей, поскольку точная причина этого расстройства неизвестна. Однако исследования показывают, что существуют определенные методы снижения риска возникновения болезни. Также требуется профилактика ее осложнений.

Основные способы:

Тщательный пренатальный уход. Беременные женщины должны знать, как избежать негативного воздействия внутренних и внешних факторов на развитие ребенка. Это включает регулярные обследования согласно расписанию, соблюдение сбалансированной диеты и отказ от вредных веществ, таких как этиловый спирт, никотин и некоторые лекарства.

Здоровый образ жизни. Это включает изменение рациона, регулярные физические упражнения, а также качественный сон. Здоровый образ жизни положительно влияет на развитие ЦНС.
Ранняя диагностика. Выявить СДВГ следует как можно раньше для подбора оптимальной схемы коррекции состояния и предотвращения осложнений.

Развитие социальных навыков. Предоставление детям возможностей для развития социальных навыков полезно для предотвращения синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Участие в групповой деятельности, поддержание прочных отношений с семьей и сверстниками, а также обучение навыкам эффективного общения дают возможность детям лучше управлять своими эмоциями.

Образование и осведомленность

Просвещение родителей, учителей и общества о СДВГ имеет важное значение для раннего распознавания болезни и медицинского вмешательства.

Хотя эти методы профилактики могут снизить риск развития или тяжесть болезни, они не гарантируют предотвращение дебюта расстройства. Генетические факторы и другие неизвестные причины также способствуют развитию заболевания, поэтому раннее выявление и соответствующее лечение остаются основными направлениями превентивной медицины в этой сфере. Рекомендуется проконсультироваться с психиатром или неврологом для получения индивидуальных рекомендаций.

Лечение патологии

Терапия синдрома дефицита внимания и гиперактивности у подростков необходима, чтобы устранить поведенческие отклонения. Она способствует налаживанию отношений со сверстниками, взрослыми, улучшению успеваемости, избавлению проявления симптоматики.

При лечении синдрома применяются медикаментозные средства, психотерапия. Но больше эффективна мультимодальная коррекция СДВГ. Это целый комплекс программ, где предусмотрена совместная работа родителей и специалистов – психолога, педиатра, невролога, логопеда и других. Она включает комбинацию лекарственных препаратов, коррекцию поведения, педагогическую поддержку ребенка.

В случае легкого проявления заболевания, при котором не особо ограничивается поведение подростка, может быть достаточно обучения родителей тому, как управлять симптомами ребенка. При умеренном, тяжелом СДВГ, связанном с проблемами в школе, социальной адаптацией, требуется вмешательство специалистов.

Медикаментозная терапия

Прием определенных лекарств в значительной степени может облегчить симптомы болезни. Но перед их назначением оценивается возраст пациента, серьезность признаков патологии, риск заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Детям в возрасте старше 6 лет назначаются стимулирующие и не стимулирующие медикаментозные препараты. Лекарства первого варианта считаются наиболее подходящими для терапии подростков. Но у них есть побочные эффекты – боль в животе, потеря аппетита, нарушение сна, головные боли.

Стимуляторы можно принимать исключительно под строгим контролем врача. В аптеках их отпускают по специальным рецептам. Не стимулирующие лекарства используются, если:

  • Стимуляторы должным образом не действуют;
  • У них есть неприемлемые для ребенка побочные эффекты;
  • По ряду других причин.

Не стимулирующие препараты бывают искусственного или естественного происхождения. Из натуральных лекарств стоит выделить листья гинкго, корень женьшеня. Их применяют в комбинации с лецитином

Такие средства оказывают положительное внимание на память, стимулируют обучаемость, улучшают концентрацию внимания

Психотерапевтические методики

При помощи психотерапии, применения воспитательно-педагогических приемов можно облегчить симптомы СДВГ у подростка. Для устранения раздражителей, приводящих к невнимательности ребенка, регулируется его рабочая среда. Нужно установить для школьника простой и понятный распорядок дня.

Целью поведенческой коррекции является совместная с ребенком разработка и применение на практике стратегий, позволяющих ему лучше справляться с болезнью в жизни, изменить проблемные моменты в поведении.

Для родителей организуются специальные тренинги, консультации. В процесс в обязательном порядке вовлекаются учителя. В методике используются поощрения ребенка за положительное поведение, «наказания» (лишение привилегий) за нарушение оговоренных правил, негативное поведение. Также подключаются образцы для подражания, когнитивные процессы, обучение социальным навыкам.

В качестве дополнительных элементов может применяться метод релаксации (аутогенная тренировка), прогрессивная мышечная релаксация. Такие процедуры действуют на психологическом, физическом уровне. В результате их использования у подростка уравновешиваются ощущения, эмоции, повышается концентрация внимания.

Способы лечения

Лечить или не лечить — как и в вопросах диагностики, здесь нет единого мнения. Некоторые считают, что СДВГ, это диагноз, который преодолевается ребенком только при помощи родителей и только воспитанием. Применение лекарственных препаратов тоже вызывает сильнейшую полемику.

Нужно ли лечение?

На этот вопрос в разных странах дается неоднозначный ответ. В Европе считают, что лечение необходимо, в некоторых странах процедуру может назначить педиатр. В России этот вопрос решается родителями. Большинство специалистов полагают, что необходима помощь хорошего психолога, а главную роль должно играть индивидуальное воспитание.

Считается, что бороться с СДВГ нельзя, нужно просто потерпеть до достижения ребенком определенного возраста, уделять ему больше внимания. Просто нужно помочь ребенку справиться с этим недугом. При этом все признают роль психолога в коррекции поведения детей.

https://youtube.com/watch?v=aaXodZObOPM

Рекомендации от психолога

Если гиперактивный ребенок, что делать родителям — советы психолога помогут. Этой проблемой активно занимается украинский педиатр, кандидат медицинских наук, доктор Евгений Комаровский. Он не считает гиперактивность болезнью, отмечает, что «это не есть отклонение, это есть просто особенность психики ребенка». Исходя из этого, он сформулировал 10 правил взаимоотношений, ведущих к прогрессу в лечении и воспитании:

Установка связи – постоянное контактирование.
Установить правила поведения, выполнять эти обязанности всем (и взрослым, и ребенку).
Все опасное должно быть недоступно — бдительность превыше всего.
Режим – системность и регулярность во избежание хаоса.
Хвалить всегда, особенно за достижения.
Результат в приоритете – похвала при всех попытках, действиях и начинаниях, которые ведут к результату.
Силы в дело — стимулировать активность в виде выгула животного, уборки помещений (любые действия, задания и просьбы, исключающие нахождение в одиночестве, попытки начать баловаться без присмотра).
Приоритетно развитие дел, увлечений, хобби, получающихся лучше всего

Важно со стороны взрослых создание для этого условий, необходимо дать чувство заинтересованности других, важности создаваемого.
Походных дел мастер – воспитывать тягу к безопасности и собранности при любых условиях.
Стараться отдыхать при любой возможности. Взрослые тратят довольно много сил с гиперактивным ребенком, поэтому любая минутка должна использоваться для того, чтобы набраться сил, подготовиться к «новому бою».

Как успокоить непоседу

Есть множество способов успокоить ребенка. Все они направлены на переключение внимания непоседы.

К сведению. Когда малыш заигрался и не может остановиться – поймать, обнять и тихо предложить поиграть в другую игру.

Кроху до трехлетнего возраста можно попросить показать, как лает собака, мяукает кошка либо что-то подобное. Ребенка постарше можно попросить сосчитать пальцы, окна или еще что-то другое. Надо приучить ребенка (еще до года), что, когда расставлены руки, он должен бежать в объятия. Когда он прибежит, крепко обнять, подержать в объятиях несколько секунд. Постепенно это входит в привычку.

Помогает спокойное обнимание

Можно попросить ребенка выполнить задания, например, три раза оббежать стол, подпрыгнуть на месте пять раз, то есть активность нужно сочетать с необходимостью подсчета, это тоже отвлекает. Таких игр можно придумать очень много.

Важно! Гиперактивного ребенка можно отвлекать, но нельзя ругать, надо помнить – его активность непроизвольна

Препараты и современная медицина

Врачи считают СДВГ невролого-поведенческим расстройством развития. Между тем специалисты Европы и США признали СДВГ заболеванием, проводится медикаментозное лечение, консультации, изданы памятки для родителей с перечислением симптомов.

В России считается, что этот синдром свойствен только детскому возрасту, поэтому принято обращаться к психологу, а медикаментозное лечение почти не применяется.

Медики могут рекомендовать успокоительные таблетки, иногда «Глицин» для улучшения памяти.

Сейчас появился препарат «Страттера», но он очень дорогой. Наиболее популярен в Европе метилфенидат («Риталин»), но в России запрещен как психостимулятор.

В России по мнению некоторых специалистов путают причину и следствие. Например, СДВГ считается следствием кесарева сечения. Похоже, в российской медицине нет четкого представления, почему возникает СДВГ, и только предстоит пройти тот путь, который прошли другие страны.

Обратите внимание!  Некоторые родители пытаются любыми путями достать Риталин, но нужно помнить, что он имеет побочные эффекты, кроме того может возникнуть зависимость от препарата

Признаки гиперактивного ребенка

Признаки повышенной активности у ребенка проявляются не сразу. До 2-3 лет ребенок может вести себя обычно и даже быть чрезмерно спокойным. Проявления СДВГ у детей развиваются постепенно. Часто родители не уделяют им должного внимания и обращаются за помощью, когда ребенок попадает в воспитательное заведение уже с явными проблемами.

Обратите внимание: чем позже отмечаются болезненные  проявления, тем тяжелее бороться с нарастающими признаками болезни. 

Развивающуюся гиперактивность у детей можно заподозрить, если развивается:

  • плохой ночной сон – длительное и беспокойное засыпание, вскрикивания и движения в кровати, разговоры, частые просыпания, плач, недосыпание;
  • днем повышенная суетливость, неусидчивость, неспособность доводить до конца начатое дело, излишнее беспокойство;
  • неустойчивость (лабильность) эмоциональной сферы, вспышки импульсивности;
  • игнорирование просьб родителей, неадекватное поведение;
  • болезненная забывчивость, невнимательность, отсутствие сосредоточения на деятельности, склонность к разбрасыванию вещей;

Любой вид деятельности вызывает у ребенка проблемы.

Советы родителям гиперактивного ребенка от психологов центра

Важно прислушаться, какие советы родителям гиперактивного ребенка  дают психологи. Прежде всего, при обнаружении первых признаков, стоит начать работу над устранением проблемы

Такой подход позволит избежать многих трудностей, которые возникают из-за нарушения поведения у ребенка. Поэтому при диагнозе СДВГ стоит обратиться к психологу. 

обеспечьте ребенку стабильную и спокойную обстановку. Это позволит избавиться от сильных эмоций;
большое значение имеет распорядок дня

Спать нужно ложиться после прочтения сказки или пения песенки;
важно организовать занятия в спортивных секциях, что способствует сбросу лишней двигательной активности;
ребенок не должен длительное время заниматься рутинной работой или долго сидеть на одном месте.

Чтобы устранить проблемы с гиперактивностью, важно давать ребенку избавляться от лишней энергии. Важно заинтересовать его учебным процессом и стремиться развивать творческие способности

При наличии устойчивых признаков гиперактивности, необходимо проконсультироваться с психологом и неврологом. Специалисты проведут диагностику психического и физического развития малыша. Нельзя ругать и наказывать ребенка за плохое поведение. Также важно обеспечить сбалансированное питание. Необходимо ограничить просмотры телевизора и гаджетов, но добавить больше времени для прогулок на свежем воздухе и для активного времяпрепровождения.

Что такое СДВГ?

СДВГ и его причины

Синдром дефицита внимания и гиперактивности описывают как неврологическое расстройство, приводящее к когнитивным, поведенческим и эмоциональным нарушениям. Оно характеризуется стойкими трудностями с поддержанием концентрации внимания, импульсивностью и снижением способности к обучению. СДВГ значительно влияет на повседневное функционирование и вызывает трудности в различных сферах жизни, включая учебу, профессиональную деятельность и межличностные отношения.

Факторы, играющие роль в развитии заболевания:

Генетика. СДВГ имеет тенденцию передаваться в семьях, что предполагает наличие выраженного генетического компонента. За развитие расстройства отвечают несколько генов, связанных с развитием головного мозга и регуляцией дофамина. Болезнь не обусловлена отдельной генетической мутацией.

Структура и функции головного мозга. Различные исследования показывают, что пациенты с СДВГ имеют определенные различия в структуре и функциях церебральных тканей по сравнению с людьми без этого диагноза

Эти различия затрагивают префронтальную кору — область, отвечающую за исполнительные функции, включая самоконтроль, внимание и принятие решений. Нейротрансмиттеры, вроде дофамина, норадреналина и серотонина, также участвуют в патогенезе, поскольку они играют роль в регулировании внимания, мотивации и контроле импульсивности.

Факторы окружающей среды

Определенные факторы пренатального периода и раннего детского возраста связаны с повышенным риском развития болезни. Табакокурение, употребление алкоголя или наркотиков во время беременности, низкий вес при рождении, преждевременные роды и воздействие токсинов окружающей среды (например, свинца) связаны с более высокой вероятностью возникновения СДВГ. Также на развитие расстройства может влиять высокий уровень стресса или травмы в детстве.

Заболевание не возникает по причине неправильного воспитания, отсутствия дисциплины или чрезмерного потребления сахара, несмотря на распространенные заблуждения. Эти факторы могут усугубить симптомы, но не являются основной причиной.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности негативно сказывается на жизни людей, влияя на их способность концентрироваться на решении определенных задач, организовывать свою деятельность, соблюдать сроки и контролировать импульсы. При условии правильного лечения и всесторонней поддержки дети и взрослы с таким диагнозом справляются со своими симптомами и ведут полноценную жизнь.

Подробнее о причинах

Исследования показали, что люди с СДВГ имеют различия в структуре и функционировании определенных областей мозга. Эти различия в первую очередь затрагивают префронтальную кору, базальные ганглии и сети, соединяющие их

Префронтальная кора отвечает за различные исполнительные функции, включая внимание, контроль импульсов, принятие решений

Дофамин участвует в регуляции мотивации, вознаграждения, внимания и движения. Исследования показали, что пациенты с СДВГ могут иметь более низкие уровни дофамина или изменения в плотности и функционировании дофаминовых рецепторов

Это может повлиять на способность концентрировать внимание на решение определенных задач. Норадреналин способствует возбуждению и бдительности

При таком расстройство может наблюдаться нарушение регуляции или дисбаланс уровня вещества.

Роль других нейромедиаторов, включая серотонин и глутамат, при СДВГ все еще исследуется. Серотонин участвует в регуляции настроения, агрессии и контроле импульсивности, а глутамат считается основным возбуждающим нейромедиатором, участвующим в обучении и памяти. Изменения уровня этих вещество способствуют возникновению различных симптомов.

Изменения в головном мозге и различия в уровне нейромедиаторов, наблюдаемые при заболевании, не всегда одинаковы у всех людей, поскольку существует значительная вариабельность патогенеза. Конкретные механизмы, посредством которых эти изменения в ЦНС и биохимии приводят к расстройству, требуют дальнейшего исследования.

Можно ли вылечить СДВГ

Биохимические и функциональные изменения в головном мозге, возникающие у пациентов с таким диагнозом, не поддаются полной коррекции. Препараты изменяют баланс нейромедиаторов только во время их приема. Психотерапия и специальные образовательные программы направлены на адаптацию взрослого или ребенка к своему патологическому состоянию и преодоление симптомов для улучшения качества жизни. Комплексный подход позволяет нормализовать когнитивную и психоэмоциональную сферу. Успех терапии во многом зависит от регулярной работы со специалистами и поддержки близких.

Рекомендации врачей

Советы психиатров и психологов направлены на повышение качества лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Они позволят эффективно изменить образ жизни с целью облегчения симптомов и повышения качества жизни.

Основные рекомендации:

Регулярные физические упражнения
Физкультура улучшает внимание, снижает гиперактивность и помогает справиться с импульсивностью.

Здоровое питание. Хорошо сбалансированный рацион, богатый фруктами, овощами, цельнозерновыми продуктами и нежирными белками, нормализует состояние головного мозга
Некоторые исследования показывают, что жирные кислоты омега-3, содержащиеся в рыбе и некоторых добавках, полезны при таком заболевании.

Достаточный сон. Качественный ночной отдых облегчает проявления патологического состояния и благоприятно влияет на когнитивные функции. Поскольку пациенты с СДВГ часто страдают от бессонницы, может потребоваться нормализация режима сна-бодрствования или временная медикаментозная терапия.

Тайм-менеджмент. Создание расписания и поддержание распорядка дня, установка напоминаний и декомпозиция задач на более мелкие благоприятно влияют на повседневную деятельность и качество жизни.

Минимизация отвлекающих факторов. Создание организованной повседневной среды без беспорядка, снижение чрезмерного шума и ограничение времени, проведенного перед экраном телефона/компьютера, помогают лучше сосредоточиться на повседневных задачах.

Помощь в обучении или профессиональной деятельности. Это включает работу с профильными педагогами, посещение репетиторов при неуспеваемости и поддержку со стороны близких.

Группы поддержки. Общение с другими людьми, страдающими от СДВГ, в рамках групповой психотерапии или индивидуального знакомства дают возможность поделиться своими переживаниями с тем, кто имеет такое же расстройство

Это важно ля повышения самооценки и социализации.

Техники осознанности и релаксации. Медитация, упражнения по глубокому дыханию и йога уменьшают стресс, повышают осознанность и улучшают общее самочувствие.

Позитивное подкрепление

Родителям нужно поощрять правильное поведение ребенка, чтобы закрепить нужные модели.

Врачи учитывают уникальные особенности каждого пациента для подбора рекомендаций. Каждый человек с таким диагнозом сталкивается со своим набором проблем, поэтому общих советов недостаточно. Нужны регулярные консультации.

Как протекает синдром гиперактивности

Родители в большинстве случаев не заостряют внимание на болезненном поведении малыша, считая, что он «перерастет» со временем. Обращаются за помощью, когда болезнь уже в развитой стадии и проявления ее невозможно не заметить

В коллективах детских садов патология только начинает заявлять «свои права». А вот когда ребенок  попадает в школу, синдром гиперактивности проявляется во всей своей силе. Учебная деятельность требует определенной организации занятий, как раз того, к чему маленький школьник не готов.

Неадекватное поведение на уроке, сверхподвижность и невозможность к концентрации внимания делает процесс учебы невозможным

Дети с гиперактивностью постоянно требуют контроля учителем, так как сосредоточить внимание ученика на теме невозможно, он постоянно отвлекается и занимается своими делами, сказывается болезненный дефицит внимания. Квалификации и терпения педагога не всегда хватает, чтобы совладать с деструктивным вариантом поведения

Формируется ответная реакция – агрессивность ребенка.

Обратите внимание: система образования не адаптирована к занятиям детей, страдающих СДВГ. Развитие гиперактивных детей всегда отстает от сверстников

Учителя не могут подстраиваться под развивающуюся болезнь ученика, и это приводит к развитию конфликтной ситуации.

Гиперактивный ребенок в школе зачастую подвергается насмешкам и издевательствам одноклассников, испытывает проблемы общения. С ним не хотят играть и дружить. Это вызывает повышенную обидчивость, встречные вспышки агрессии, рукоприкладства. Склонность таких детей к лидерству из-за неспособности быть таковым порождает понижение самооценки. Со временем может сформироваться замкнутость. Все ярче развиваются выраженные психопатические жалобы. Родителям ничего не остается, как наконец-то отвести маленького ученика к специалисту.

Что это такое

Состояние проявляется, когда малыш роняет, бросает окружающие его предметы, все трогает руками, но эти движения не осмыслены, не направлены на познание, понимание чего-либо. Он довольно любознателен, спрашивает, но сразу же забывает ответ, может и представлять, о чем шла речь, что это может значить, однако не концентрироваться на этом.

Пример поведения слишком активного малыша

Падает, ушибается, но может повторить это снова и снова и ничего не может сделать с этим. Не может сосредоточиться на каком-либо занятии, спит беспокойно, то есть отличия от нормальных детей ярко выражены.

Возможные последствия

В любом возрасте это поведенческое нарушение мешает социальным контактам. Из-за гиперактивности у детей дошкольного возраста, посещающих детский сад, затруднено участие в коллективных играх со сверстниками, общение с ними и воспитателями. Поэтому посещение садика становится ежедневной психотравмой, что может неблагоприятно сказаться на дальнейшем развитии личности.

Импульсивность поведения ребенка иногда представляет угрозу для его здоровья. Особенно это характерно для детей, которые ломают игрушки, конфликтуют, дерутся с другими детьми и со взрослыми.

Если не обращаться за помощью к специалисту, у человека с возрастом может сформироваться психопатический тип личности. Гиперактивность у взрослых, как правило, зарождается в детстве. У каждого пятого ребенка, имеющего данное расстройство, симптомы сохраняются и при достижении зрелости.

Часто наблюдаются такие особенности проявления гиперактивности:

  • склонность к агрессии по отношению к окружающим (в том числе, к родителям);
  • суицидальные наклонности;
  • неспособность участвовать в диалоге, принять конструктивное совместное решение;
  • отсутствие навыков планирования и организации собственного труда;
  • забывчивость, частые потери нужных вещей;
  • отказ от решения задач, требующих умственного напряжения;
  • суетливость, многоречивость, раздражительность;
  • утомляемость, плаксивость.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: