У родителей успешных детей есть 13 общих черт

Как воспитать самостоятельность в детях и перестать их контролировать

Прививаем малышу навыки самостоятельности

Отработка ключевых действий в игре. Даже такие простые сюжеты, как завтрак, требуют присутствия «режиссера». Они состоят из последовательности простых действий. Например, поставить на стол тарелку с кашей, положить в нее капельку варенья, налить в стакан чаю, рассадить всех по своим местам, покормить — ложка за ложкой, за папу и за маму и т. д. Все эти рутинные, казалось бы, игры очень важны и нужны для того, чтобы малыш оказался хорошо подготовлен к реальной жизни. Чтобы помогал маме ставить на стол тарелки, замечал отсутствие ложек и не забывал вытирать губы салфеткой. Играть с малышом просто: присоединитесь к его игре в качестве полноценного игрока и проговаривайте вместе все этапы процесса. Точно так же можно тренировать процедуру одевания: вместе готовьте кукол и мягкие игрушки к прогулке, надевая на них одежду по сезону.

Наглядные пособия и инструкции. Если на стене висит инструкция в картинках, малышу намного легче ориентироваться в многошаговых действиях. Например, если ребенок не дает одеть его на прогулку и требует позволить ему самому выбирать одежду, снабдите его картинками с очередностью одевания. Можно превратить эту инструкцию в игру — нарисовать лесенку, на первой ступеньке которой стоит малыш в трусиках и майке, а на последней — готовый к прогулке карапуз. Каждой ступеньке соответствует один предмет одежды. Ребенок вместо того, чтобы мучить маму капризами и упрямством, будет увлечен «подъемом» по этой «лесенке», стараясь сделать все без ошибок.

Бездонные возможности похвалы

Любое проявление самостоятельности очень важно похвалить. Лучше делать это спокойно, говоря, как вы радуетесь, что ваш малыш стал таким большим, что сам чистит зубки

Ведь еще на прошлой неделе не мог, а теперь — сам! Сравнивайте ребенка не с другими детьми, а лишь с ним самим и только в положительном ключе — подчеркивайте, чему он научился и что освоил. Кстати, о чистке зубов: можно повесить в ванной крошечные песочные часы, ориентируясь на которые малыш будет водить щеткой по зубкам необходимое количество времени. Или же купите электрическую зубную щетку с таймером.

Терпение и поддержка. До того, как ребенок станет самостоятельным, должно пройти очень много времени. Но важно с самого начала вести себя с ним так, как будто он уже все может и со всем справляется. Учить его всему, что он попросит. Разрешать ему убираться, готовить и ходить в магазин вместе с вами. Не бойтесь, что он что-нибудь разобьет, испачкает, испортит или будет делать свою часть работы слишком медленно… Ему нужно время, чтобы понять: быть самостоятельным – это повод для гордости! В один прекрасный момент вы увидите, как малыш идет за вами по магазину со списком продуктов (пусть даже все пункты в нем показаны картинками) и помогает ставить их в тележку — это будет наградой за ваше терпение!

Какие качества следует развивать в ребенке

Как подсказывает наш собственный жизненный опыт, самостоятельные решения и действия практически всегда связаны с такими последствиями:

  • Необходимость совершать какие-либо усилия.
  • Возможность неверных действий или ошибочных решений.
  • Необходимость затрачивать время и силы на обучение.
  • Потребность переделывать неудачные варианты.

  • терпение;
  • сила воли;
  • ответственность;
  • смелость;
  • способность осознанно ставить цель.

В данном случае речь не идет о каких-то специальных тренировках, которые вначале должны развить соответствующие черты характера, а уж затем позволят перейти к воспитанию самостоятельности.

Осознанное поведение мамы, отца и других родственников, их поддержка начинаний маленького человека, своевременная, но разумная помощь и обучение – все это является ситуацией, в которой необходимые черты личности успешно развиваются. Но родители должны демонстрировать подобные качества и в себе. Если у мамы не хватает терпения, и она выхватывает у ребенка ботинок со словами: «Ну что ты возишься!» ни о какой самостоятельности говорить уже не приходится.

Всё запретить в целях безопасности?

Но ведь ребенок — не хорек, и в клетку его не посадишь. Запреты, конечно, четко формируют поведенческие и нравственные границы личности, и маленький человечек поймет, что нельзя воровать, врать, ябедничать… Это неплохо. Это даже замечательно. (Правда, все это можно было бы донести до дитяти не только запретами, но и личным примером).

Но усвоит ли малыш при таком подходе, что же ему — можно? Его мир, он ведь при таком раскладе весь из сплошных «нельзя» состоит. А что же можно-то? Что он разрешит — себе? И как такой человек потом объяснит своим детям, что можно в этом мире? Люди, у которых сознание состоит сплошь из «нет», стоп-сигналов и запретов — несчастливые люди…

С какого возраста следует развивать самостоятельность

Далеко не все родители спешат приучать своего ребенка к самостоятельности. У каждой мамы сразу же оказывается множество причин этого не делать:

  • Страх потерять свой авторитет в глазах ребенка.
  • Желание контролировать его и доминировать над ним.
  • Недоверие к возможностям маленького человека.
  • Самоутверждение за счет сверхопеки и чрезмерной заботы.
  • Своеобразные представления о дисциплине и послушании.
  • Нежелание прилагать усилия и создавать себе лишние проблемы.

Таких внутренних побуждений можно найти достаточное количество. И если в семье возникает проблема пассивности, чрезмерной пугливости ребенка, его неумения принимать решения, родителям необходимо искать причину, по которой они сами не пытались поддержать в своем малыше природное стремление к познанию мира и самостоятельным действиям. Безусловно, характер у детей разные. Но это делает процесс воспитания пытливости и независимости индивидуальным, подходящим для конкретного маленького человека. Но никак не оправдывает бездействия и потакания «капризам» не только малыша, но и его родителей.

Довольно часто, описывая лень, пассивность и несамостоятельность своего чада, мама говорит: «он у меня такой, ничего не сделаешь». Но так ли это? Вряд ли найдется ребенок, который не научился самостоятельно ходить, есть ложкой, надевать рубашку или обувь. Если внимательно наблюдать за малышом, то можно заметить тот момент, когда человечек начинает проявлять инициативу. Он учится совершать определенные действия, переворачивается на животик, ползет, хватает различные предметы. И делает это усердно и увлеченно. Все это проявления стремления к познанию окружающего мира и своих возможностей. И это заложено в каждом, независимо от характера. Проявляются эти врожденные качества уже на первом году жизни человека.

Если этот момент будет использован родителями для первых уроков самостоятельности, то дальнейшие проблемы могут и не возникнуть. Или они будут намного более простыми и «решаемыми».

Но довольно часто можно наблюдать такую картину: малыш тянется к игрушке, а заботливая мама или бабушка вкладывают желанный предмет ему в ручку. Это — своеобразный «антиурок»: можно все получить, не напрягаясь! В тот момент, когда ребенок пытается встать на ножки и сделать первые шаги, беспокойные родители создают различные способы подстраховки, чтобы дитя не упало и не ушиблось. И снова закладывается негативное ощущение: самостоятельные действия опасны!

Если не упустить этот естественный момент развития, поощрить малыша и создать условия для увлеченного, радостного освоения новых навыков и умений, помогая ему, но, не опекая, то процесс формирования самостоятельности будет успешно начат.

Приучение ребенка к порядку

Безусловно, ситуация, с которой сталкивается каждый родитель, воспитывая своего сына или дочь самостоятельной личностью, требует усилий, сложна и постоянно изменяется с ростом и взрослением ребенка. То, что сегодня для малыша было радостной игрой, завтра может показаться скучной обязанностью. Например: младенец одиннадцати месяцев может увлеченно складывать различные предметы в коробочку, а пятилетнего малыша заставить сложить свои игрушки в ящик удается не всегда. Освоив «складывание», маленький человек начинает относиться к этому как к рутинному процессу. Он стремится открывать новые горизонты и не хочет отвлекаться на неинтересные дела. Регулярность, повторяемость действий для ребенка очень тяжелое испытание.

Необходимые для поддержания порядка действия должны стать привычкой, не требующей раздумий и сомнений. Здесь может помочь несколько правил:

  1. Приучение к порядку должно начаться как можно раньше. Не нужно откладывать это «на потом», дескать, подрастет – научим, а пока он еще мал. Если требуемая упорядоченность действий естественна для ребенка, то не потребуется ломка стереотипов и привычек.
  2. Родители должны быть последовательны в своих требованиях. Вариант: сегодня укладываемся спать вовремя, а завтра смотрим по телевизору интересный фильм поздно вечером,- недопустим.
  3. В процессе выработки необходимых привычек малыша нужно хвалить и поощрять. Если что-то не выходит, что моральная поддержка взрослых должна выглядеть как: «У тебя все получится, ты молодец, стараешься».
  4. Необходимо объяснять маленькому члену семьи, зачем вводятся те или иные правила. Осознание своей полезности очень помогает ребенку прилагать нужные усилия.
  5. Другие члены семьи должны подчиняться тем же правилам, которые предлагаются ребенку. Если малыш должен убирать свои вещи в шкаф, а мама бросает свою блузку на видном месте, то приучение к порядку затянется надолго.

В защиту родителей

онечно, нужно сказать слово и в защиту родителей — чтобы не создавать бессмысленное чувство вины. Родитель, который ругается на ребёнка за то, что тот неудачно разливал чай и залил весь стол, делает это не со зла. Взрослый просто выдаёт первую реакцию, которая у него возникает.

Хорошо было бы, если бы у взрослых были другие реакции, но жизнь есть жизнь — родитель может быть уставшим, расстроенным, голодным, озабоченным жизнью. Вот и срывается. Увы, никто от этого не застрахован.

Воспитание детей — это процесс, требующий серьёзной сосредоточенности и умения управлять своими эмоциональными реакциями. Если вас не учили всему этому, то не стоит корить себя за срывы и нервы. Лучше переключиться на позитивную программу и посмотреть, что можно сделать, чтобы сохранить (или вернуть) стремление ребёнка к самостоятельности.

Самостоятельность — не равно вседозволенность

Очевидно, что большинство родителей боятся детской самостоятельности потому, что ребенок выйдет из-под контроля. На самом деле это не так и только от вас зависит, насколько самостоятельными вы позволите быть своим детям. Поверьте, ваша гиперопека также вредна, как и вседозволенность, поэтому лучше всего найти золотую середину. Помогите ребенку освоить те процессы, которые он действительно может сделать, но не стоит ему отдавать бразды правления в свои руки. Ребенок дошкольник уже может самостоятельно вынести мусор, ходить за хлебом и ухаживать за домашним животным. Если вы дадите ему эти обязанности, то он с удовольствием их будет выполнять. Самостоятельно, без вашей помощи.

Формируйте правильное самоощущение у ребенка

Если посмотреть на себя и оценить свой внешний вид малыш может в зеркале, то с поведением куда сложнее. Он не знает, что он делает правильно, а что неправильно, поэтому только родители на данном этапе взросления становятся тем индикатором, от которого зависит ребенок. Вспомните, как часто малыш смотрит на вас, когда требует оценки своих действий. Он ждет, что вы подбодрите его или, наоборот, что-то запретите. Именно ваши действия и являются отражением детского поведения. Подумайте, какие фразы вы говорите малышу больше всего — позитивные или негативные, подбадривающие или осуждающие. Проанализировав свои действия, подумайте, как будет ощущать себя малыш, если вы постоянно говорите ему, что залезть сюда он не сможет, пройти по тонкой перекладине — обязательно упадет, а если будет бежать за голубем, то разобьет колено. Заранее запрограммированный на стресс малыш ничего не будет делать сам в ожидании своего фиаско, предреченного вами. О какой же самостоятельности идет речь?

Резюме

Каждый ребёнок действует в рамках уровня развития, который определяет то, что ребёнок может видеть, что он не может видеть и в чём он нуждается. Каждый родитель оперирует в рамках уровня развития, который определяет то, что может видеть родитель, что не может видеть родитель и в чём он нуждается. То, как каждый инструмент из списка инструментов воспитания используется родителем, будет определяться в зависимости от стадии развития родителя на данный момент. Если родитель находится в ситуации нервного срыва, которая откидывает его на более ранний уровень развития, даже самый красивый инструмент воспитания может быть сопряжён с негативными последствиями для ребёнка. Кроме того, каждый раз, когда ребёнок получает то или иное воспитательное воздействие, он получает его в рамках своей конкретной перспективы

Если родители замечают, какую перспективу понимает их ребёнок, это может помочь им подобрать инструмент, умело передающий то, что так важно для их ребёнка в данное время

Когда родители понимают уровень своего собственного развития, уровень развития своего ребёнка и используют последовательность инструментов воспитания в порядке, указанном выше, они могут создать самые красивые, самые здоровые отношения между родителем и ребёнком, какие только возможны.

Что следует знать о самостоятельности ребенка?

С первой частью всё довольно просто, так как при любом раскладе рано или поздно малыш научится держать ложку и застегивать пуговицы, но, думаю, будет нелишним, если мы немного поможем ему в этом.

В каждом изначально заложено это стремление быть самостоятельным. Сначала малыш хочет научится ходить, затем сам пробует держать ложку и пытается подражать родителям, добравшись до веника или тряпки. Причем его этому никто не учит, это его желания и его собственные стремления. Особо активно это проявляется у малышей 2–3 лет. Наша с вами задача не отбить это желание, а дать возможность проявлять эту самостоятельность и дальше.

Например, малыш пытается надеть штанишки, вывернутые наизнанку. Конечно, у родителя возникает непреодолимое желание помочь. Как правило, оно выливается в то, что мы сами одеваем ребенка, тем самым убивая в малыше желание сделать это самостоятельно.

Как быть, если малыш убегает от вас

Что делать, если на прогулке чадо сбегает от родителей: мчится на проезжую часть, не реагирует на мамин голос, вырывается из рук? Вообще, такое поведение для ребенка, дорвавшегося до прогулки в хорошую погоду, нормально. Как обеспечить маленькому исследователю безопасность, в то же время не ограничивая жестко его свободу?

Обычно проблема «побегов» на улице проявляется не изолированно, а идет в комплексе с домашним непослушанием, игнорированием родительских просьб и настойчивым требованием, чтобы все было «по-моему». Решать ее тоже надо комплексно, создавая для ребенка понятную и простую систему требований и реакций на их нарушение. Когда правила игры определены и усвоены всеми, родителям намного легче соблюдать баланс между обеспечением базовых условий воспитания — а это режим, дисциплина и безопасность — и развитием личности ребенка.

Формируем список правил

Правил должно быть немного, их формулировки необходимо упростить, чтобы малыш мог все понять.

Очень важно, чтобы такой «кодекс» разрешал в некоторых случаях резвиться и получать удовольствие. Если применить этот принцип к прогулкам, то маршрут должен быть поделен на отрезки: те, на которых нужно держать маму за руку или сидеть в коляске, и те, где можно бегать и перемещаться как ребенку угодно.. Мы выводим малышей на улицу, чтобы там они могли размяться и освоить пространство

Хотят бегать — пусть бегают. Главное, чтобы место было для этого предназначено. А наша задача — уберечь их от неприятностей.

Мы выводим малышей на улицу, чтобы там они могли размяться и освоить пространство. Хотят бегать — пусть бегают. Главное, чтобы место было для этого предназначено. А наша задача — уберечь их от неприятностей.

Каким образом (кроме четко озвученного правила и несколько раз примененной санкции) можно обучить малыша держаться за руку родителей на небезопасных отрезках пути?

Способы скорректировать желание малыша убегать:

  • Наградить (с 2 лет)
    Многие дети любят что-нибудь грызть, и это можно удачно использовать. Предложите малышу прокатиться до парка в коляске с зажатым в кулаке огурцом, яблоком, почищенной морковкой, куском сладкого перца или капустным листом. Объявите лакомство наградой за терпение. Покажите, что у вас есть угощение и для обратного пути. Начинайте «прикорм» раньше, чем дитя узнает вкус шоколадной конфеты, иначе морковь его не впечатлит. Хороший возраст для этой хитрости — 2 года, но и позже он срабатывает на ура!
  • Занять (с 4 лет)
    По дороге можно выполнять конкретное задание, которое увлечет ребенка так, что ему самому не захочется «давать деру». Это может быть сказка, соревнование с мамой в том, кто раньше увидит красный автомобиль, обсуждение марок машин, мимо которых вы проходите, совместное распевание песен или декламация стихов. Совет: имеет смысл применять этот трюк, когда вы еще только одеваетесь: расскажите малышу, что вы будете делать вместе по дороге в парк или на площадку и как вам будет интересно.
  • Предложить выгодную точку обзора (с 2 лет)В выходной день в парк можно ехать на папиной/дядиной/дедушкиной шее, и оттуда все видно намного лучше, чем обычно. Договоритесь, что и на обратном пути малыш так «покатается», но только в том случае, если в парке будет вести себя хорошо (под «хорошо» подразумеваются конкретные требования).
  • Поиграть в догонялки (с 2,5 лет)Одна из причин, по которым ребенок может убегать, — это приглашение взрослых к игре. Ему хочется, чтобы все за ним бегали! Договоритесь, что в парке, где нет машин и удобно играть, вы обязательно побегаете с малышом, и выполните свое обещание. Загоняйте его так, чтобы он сам попросился в коляску на обратном пути!
  • Завести контрольный лист (с 4 лет)Купить нарядные наклейки и наклеивать их по одной на специальный плакатик за каждую прогулку, на которой малыш не убегал. Когда наклеек станет столько, сколько у крохи пальчиков на руках, вручить ему приз.

Не подрезайте крылья

Исследования подтверждают, что успеха в жизни добиваются те люди, которым в детстве позволяли проявлять смелость и предприимчивость. Но эти качества плохо сочетаются со столь милым родительскому сердцу послушанием! Скорее такие дети склонны к упрямству, хвастовству и самоуверенности. И задача родителей – осознать простой факт: независимо от того, нравятся им или не нравятся подобные черты характера, но именно они являются верными помощниками в достижении будущих побед и жизненных успехов. Конечно, послушный ребенок удобен, но, сломав в нем задатки предприимчивости, вы рискуете вырастить хорошего и скромного человека, но при этом покорного чужой воле и неспособного защитить себя и близких. Не лишайте своих детей надежды на будущий жизненный успех!

Как правильно:

Стоит придерживаться золотой середины – объясняйте малышу правила поведения в обществе и дома, учите принимать во внимание чувства и потребности других людей и поступать по совести, но при этом не давите авторитетом – отсутствие уверенности в себе приводит к неумению брать на себя ответственность и принимать самостоятельные решения. Естественное желание каждого родителя – видеть своего ребенка счастливым

И чтобы он действительно вырос таковым, достаточно придерживаться в воспитании простых принципов: предоставлять ему право на самостоятельные поступки, выказывать поддержку и одобрение, помогать в преодолении трудностей, хвалить за активность и проявление инициативы и укреплять в ребенке веру в собственные силы

Естественное желание каждого родителя – видеть своего ребенка счастливым. И чтобы он действительно вырос таковым, достаточно придерживаться в воспитании простых принципов: предоставлять ему право на самостоятельные поступки, выказывать поддержку и одобрение, помогать в преодолении трудностей, хвалить за активность и проявление инициативы и укреплять в ребенке веру в собственные силы.

Как воспитать самостоятельность

Главный тезис воспитания самостоятельности в ребёнке — поддержка и невмешательство. Родитель должен поощрять ребёнка за любые шаги к самостоятельности и минимизировать своё вмешательство на этом пути.

Правило первое: «Помогай, когда просят». Если ребёнок что-то делает, пусть он это делает, как хочет. Родитель может вмешаться только тогда, когда ребёнок попросил о помощи. Для ребенка это сигнал «Я верю в твои силы, ты можешь справиться сам». Разумеется, речь не идёт об опасных занятиях типа ремонта розетки или разведения костра на ковре.

Правило второе: «Не помогай, даже если просит». Правило нарочно сформулировано парадоксально. Речь о том, что часто ребёнок отступает и переваливает выполнение дела на родителей.

Например, четырёхлетка строит железную дорогу. В принципе, он может правильно соединить сочленения рельсов и построить большую дорогу. Но строить ему уже не хочется, а хочется катать вагончики. И тогда ребёнок притворяется, что не может справиться с последними рельсами. Взрослый бросается на помощь. Не надо! Помогать можно лишь там, где ребёнок действительно не может сделать сам.

Правило третье: «Разреши набивать шишки». Желание уберечь ребёнка от ошибок и разочарований очень понятно и свойственно всякому нормальному родителю. Однако в том и парадокс родительства — чтобы уберечь ребёнка от ошибок, нужно разрешить ему ошибаться.

Чтобы ребёнок быстрее учился, нельзя сосредотачиваться на ошибках

Важно увидеть успехи и старания ребёнка и дать ему понять, что для вас это важно, что вы это увидели. Сказать: «Ты правильно ответил на 10 вопросов из 20» — это совсем не то же, что сказать: «Ты сделал ошибки в 10 вопросах из 20»

Надо довольствоваться тем, что ребенок старался, вместо того, чтобы ожидать полного успеха. Тогда успех придёт скорее.

Возьмём тот же портфель, который ребёнок не может собрать сам. Не может? Пускай идёт с несобранным портфелем. Да, это может привести к двойке или чему-то подобному. Привело? Вот и набита шишка. В двойке нет ничего смертельного или вредного — её всегда можно исправить. А опыт (ценный опыт!) останется.

Надо помнить — отрицательный опыт тоже необходим (конечно, если не угрожает жизни и здоровью). Родитель обязан позволять ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия). Только так он будет становиться самостоятельнее и взрослее.

Растить самостоятельного ребёнка — это в первую очередь научить себя, родителя, давать ребёнку право на ошибки. По началу это кажется сложным, но со временем приходит понимание — именно такое поведение для ребёнка полезнее всего.

Как прививать самостоятельность

Ребёнок сможет развиваться гармонично и постепенно становиться самостоятельным, если его родители будут следовать несложным советам:

Начните с режима дня. Он не только дисциплинирует, но и тренирует ответственность. Сначала напоминайте чаду о времени и действиях. Потом ребёнок всё запомнит и научится сам планировать свой день.
Определите обязанности, которые ребёнок должен самостоятельно выполнять. Это может быть забота о питомце, вынос мусора, мытьё посуды, подметание пола.
Хвалите за достижения, даже небольшие, промежуточные. Это позволит малышу понять, что его ценят, что его старания не напрасны, что есть стимул делать что-то вновь.
Интересуйтесь мнением чада, учитывайте его потребности и желания. Ребёнок должен ощущать себя важным, нужным и значимым.
Давайте возможность самостоятельно выбирать: одежду, хобби, еду, обязанности, аксессуары для дома и так далее. Ребёнок должен учиться делать собственный выбор.
Помогайте, когда чадо просит

Важно не делать всё за него, а именно помогать: подсказывать, поддерживать, направлять в нужное русло.
Советуйтесь. Можно спрашивать, что лучше приготовить на ужин, как одеться, что купить.
Предоставляйте свободное время – не менее 1-2 часов в сутки

В этот период ребёнок может заниматься тем, чем хочет.
Сложные задачи разбивайте на небольшие. Так, если предстоит генеральная уборка, можно разделить её на этапы: раскладывание вещей по местам, обработка ковров пылесосом, мытьё полов, протирание пыли, чистка сантехники.
Показывайте пример: не уходите от решения проблем, ищите выходы из сложных ситуаций, не показывайте свою несостоятельность или беспомощность.
Предлагайте новые интересные задачи, вдохновляйте на достижения. Это поможет не бояться трудностей и неизвестных ситуаций, учиться адаптироваться к новым условиям.
Чётко формулируйте цели и обозначайте желаемые результаты. Ребёнок должен понимать, что и ради чего он делает.
Неудачи – это нормально! Не стоит придавать им большое значение, ведь любая ошибка – это опыт и повод попробовать снова. Да, можно мягко сказать, что малыш сделал что-то не так, даже дать совет. Но не ругайте, не напоминайте об оплошности.
Поддерживайте. Ребёнок должен знать, что он не один, а если что-то не получится, ему помогут и не осудят.
Все запреты объясняйте
Нужно говорить не просто «Нельзя!», а «Не нужно делать этого, потому что…».
Проявляйте внимание. Интересуйтесь делами, планами и мыслями, всегда внимательно выслушивайте чадо
Так вы поймёте, чего ребёнок хочет, боится, опасается или не приемлет. И это поможет своевременно выявлять проблемы и двигаться в нужном направлении.

8 советов, как приучить ребенка к самостоятельности и ответственности

1. Перестаньте делать за ребенка, даже если спешите

Пожалуй, главной причиной несамостоятельности наших детей становится спешка. Когда время поджимает, мы начинаем умывать, кормить и одевать ребенка сами. Ведь так быстрее. В результате ребенок привыкает, что мама все делает за него и вообще перестает проявлять инициативу.

Все что вам нужно – оставлять немного больше времени, чтобы ребенок мог собраться сам. Покажите ему, как нужно умываться, чистить зубы и одеваться и пусть попробует. Если столкнетесь с протестом и капризами, переведите все в игру. Например: «Давай, кто быстрее почистит зубы, умоется и соберется, тот получит приз!».

С маленькими детьми хорошо работает такая схема:

  • сначала показываете, как делать;
  • потом делаете вместе;
  • затем даете ребенку попробовать самому, помогаете при необходимости;
  • после даете полностью сделать самостоятельно.

Приложите немного усилий и научите ребенка разным навыкам. Да, это требует немало усилий, но зато потом вы будете меньше уставать.

2. Не переживайте по пустякам, и не запрещайте все на свете

Вам страшно, что ребенок может что-то сломать, порвать, испачкать, навредить себе или окружающим. Успокойтесь, не ждите, пока ребенок вырастет и со временем всему научится. Давайте ему чуть больше свободы уже сейчас. Так как необдуманные запреты убивают в нем инициативу и развивают инфантильность.

Отойдите на три шага назад и разрешите ребенку пробовать и учиться на своих ошибках. Запрещайте только то, что несет угрозу его безопасности. Будьте рядом, чтобы подсказать и направить, а не сделать за него.

3. Спрашивайте мнение и совет

Самая простая рекомендация, которой можно воспользоваться здесь и сейчас. Задавайте своему ребенку вопросы всегда и везде, пусть учится думать и высказывать свое мнение. Например: «На улице жарко, как ты считаешь, что мне или тебе лучше надеть – шорты или легкие брюки?» Или в магазине: «Мне нужен твой совет, какие фрукты лучше купить?»

Подобные вопросы закладывают в ребенке чувство собственной значимости и учат ответственности с ранних лет. Дети, с мнением которых считаются с детства, охотнее выполняют поручения и просьбы родителей.

4. Учите выбирать

Здесь тоже все просто. Позволяйте своему ребенку выбирать. Ведь намного проще спросить «что ты будешь есть?» нежели часами уговаривать и заставлять его покушать. Предоставляя ребенку, право выбора вы сможете избежать конфликтов и научите его самостоятельности. Если ребёнок не может сделать выбор, то на первых порах задавайте вопрос сразу с вариантами ответов: » Ты будешь есть суп или спагетти?»

Пусть сам решает, какую одежду выбрать в школу, что съесть на ужин, чем заниматься в свободное от учебы время. Вам лишь придется аккуратно корректировать и направлять, чтобы он не сбился с пути.

Благодаря такому подходу с каждым днем вам все проще будет быть родителем, так как ребенок будет становиться самостоятельным и ответственным.

5. Давайте карманные деньги

Выдавать ребенку карманные деньги можно с 4– 5 лет. Пусть это будет небольшая сумма, за которую можно что-то купить. Главное, не вмешиваться и не указывать ему, на что их потратить. Вы можете лишь ненавязчиво проконтролировать и посоветовать, как будет лучше. Но окончательное решение ребенок должен принимать сам.

Это бесценный опыт, который научит ребенка принимать решения, отвечать за свой выбор и распоряжаться деньгами.

6. Поощряйте и хвалите

Как правильно это делать читайте здесь Как вырастить из ребенка лидера. А мы лишь дополним, что похвала и поощрение – это лучший знак для ребенка, что он на верном пути. Ребенок, которого хвалят, будет стараться радовать родителей снова и снова.

Как же соблюсти золотую середину?

Во-первых, четко обозначить границы: ребенок должен понимать не только что «нельзя», но и что «можно». Ведь мир, в котором нельзя ничего — это мир тусклый и безрадостный, и, конечно, такая ситуация буквально провоцирует на протест — ну, а сами бы вы как вели себя на месте ребенка, которому вечно все нельзя? Ведь это вы априори подразумеваете, что «разрешено все, что не запрещено» — но ребенок-то этого не знает. Вот и пробует ситуацию на зуб: «Мама сказала, что нельзя стучать по шкафу… А по полу — можно? Ложкой нельзя, а кубиком — можно?» А мы ошибочно квалифицируем такие действия как злостное нервомотательство, а ведь это не так — это просто ваше чадо определяет меру своей самостоятельности.

Во-вторых, создать вокруг ребенка непровоцирующую среду обитания. Конечно, если на полках стоят красивенькие хрустальные штучки, кто ж удержится от того, чтобы их не потрогать, а лучше — постучать ими друг о друга, ведь они так красиво звенят… Упс, они еще и бьются!

Но если постараться убрать все то, что легко портится, ломается и небезопасно для ребенка (или просто дорого вам как память) — конфликтов станет гораздо меньше. В конце концов, это ведь не навсегда.

Если родители в этот период были достаточно мудры, не «задушили» инициативу своего ребенка, — они молодцы, и дальше им будет значительно проще.

Однако если строгостью и запретами (либо удушающей гиперопекой) родители подавили волю малыша, далее возможно несколько неприятных сценариев. Либо вырастет человек, которого всю жизнь придется «водить за ручку» и который от мамы — ни на шаг (это хорошо в 3 года, бесспорно… но в 33?). Либо получится ребенок с двойной моралью: дома — «забитый тихоня», вне дома — маленький агрессор; или, наоборот — домашний тиран, который со всеми остальными — душка и лапочка.

Но ребенок растет, и вот перед вами уже новые проблемы: 5−7 лет (старший дошкольный), и в особенности 7−9 лет (младший школьный возраст), когда он уже не круглосуточно находится «у маминой юбки», а начинает самостоятельно контактировать с окружающей реальностью и круг его общения существенно растет.

Здесь уже речь идет не только о самостоятельности, но и о неразрывно связанной с ней безопасности, с основами которой ребенка необходимо ознакомить.

Конечно, дети взрослеют по-разному, у них разный темперамент и наклонности — поэтому думайте сами, решайте сами: что покажется безумием с одним ребенком, будет логично и оправданно с другим. Но каждый родитель тут волен решать на свое усмотрение — я дала лишь общие ориентиры. Не пытайтесь быть неидеальными — будьте просто достаточно хорошими и разумными, и притом для своего ребенка, а не для других людей.

Когда начинать приучать ребенка к самостоятельности?

Прежде чем перейдем к практике, ответим на распространенные вопросы: когда начинать приучать ребенка к самостоятельности и как понять, что ребенок точно сможет сделать то, чего мы от него хотим.

На самом деле начинать воспитывать в ребенке самостоятельность нужно с рождения. Например, до года позаботившись о безопасности, оставлять одного на несколько минут в комнате с игрушками. После года давать пробовать самостоятельно есть и одеваться.

Да, у ребенка все будет получаться криво, косо и с большими усилиями. Возможно, он будет плакать или устраивать истерики, но это лишь вопрос времени. Быстрее начнет – быстрее научится.

Относительно второго вопроса, как понять, что он сможет сделать сам – просто включайте логику. К примеру, в 1,5 года ребенок уже точно сможет поесть сам, так как у него достаточно сил, чтобы удержать ложку. А в 3 уже вполне может самостоятельно одеваться. Маме нужно запастись терпением и быть готовой к дополнительным хлопотам: уборке, испорченному обеду, засохшим цветам, рассыпанному мусору, сорвавшейся с поводка собаке и другим приключениям.

Но это стоит того, чтобы ребенок стал самостоятельным и решительным взрослым.

Теперь перейдем к плану действий.

Установить разумные ожидания

ss=»stk-reset ce-element—empty stk-element_no-text wp-exclude-emoji» ssmarticle=»»> 

«Я-Ñо в Ñвои годÑ! Сам из ÑÐºÐ¾Ð»Ñ Ð¿ÑиÑодил, гоÑовил, обедал, мÑл поÑÑдÑ, колол дÑова и ÑаÑки, ноÑил Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ð· ваннÑâ¦Â» â назидаÑелÑно ÑообÑаем Ð¼Ñ Ð´ÐµÑÑм, коÑоÑÑе из вÑÐµÑ Ñелодвижений Ñ ÑÑÑа Ñделали ÑолÑко два, и Ñе â по ÑкÑÐ°Ð½Ñ ÑмаÑÑÑона. ÐоÑой Ð¼Ñ ÑÑебÑем ÑлиÑком многого. УдивлÑемÑÑ, ÑÑо деÑи не ÑмеÑÑ Ð·Ð°Ð²ÑзÑваÑÑ ÑнÑÑки, ÑоÑÑ Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ð¼, ÑÑо вÑÑ Ð´ÐµÑÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±ÑÐ²Ñ Ð½Ð° липÑÑкаÑ. СÑÑадаем, ÑÑо доÑÑ Ð½Ðµ ваÑÐ¸Ñ Ð±Ð¾ÑÑи, пÑи ÑÑом Ñже паÑÑ Ð»ÐµÑ ÐºÐ°Ðº заказÑваем гоÑовÑÑ ÐµÐ´Ñ Ð½Ð° дом. ÐеÑеживаем, ÑÑо Санек не гонÑÐµÑ Ð¿Ð¾ двоÑÑ Ð½Ð° ÑамокаÑе, ÑоÑÑ Ð´Ð²Ð¾Ñ Ð´Ð°Ð²Ð½Ð¾ пÑевÑаÑен в паÑÐºÐ¾Ð²ÐºÑ Ð¸ поÑÐ»ÐµÐ´Ð½Ð¸Ñ Ð´ÐµÑей Ñам видели много Ð»ÐµÑ Ð½Ð°Ð·Ð°Ð´.

РобÑем, пеÑед Ñем как Ñего-Ñо ÑÑебоваÑÑ Ð¾Ñ Ð´ÐµÑей, нам нÑжно ÑоÑоÑо понимаÑÑ Ð´Ð²Ðµ веÑи:

ÐÑла ли Ñ Ð½Ð¸Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ ÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð½Ð°ÑÑиÑÑÑÑ. Создали ли Ð¼Ñ ÑÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ð±Ð¾ÑÑей, ÑнÑÑков и ÑамокаÑов и обÑÑÑнили ли младÑим, поÑÐµÐ¼Ñ ÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾ ÑÑиÑÑÑÑ.

СооÑвеÑÑÑвÑÐµÑ Ð»Ð¸ задаÑа ÑпоÑобноÑÑÑм Ñебенка. ТÑеÑлеÑка ÑизиÑеÑки не ÑпоÑобен ÑбÑаÑÑ ÐºÐ¾Ð¼Ð½Ð°ÑÑ, заваленнÑÑ Ð¸Ð³ÑÑÑками, ÑмоÑионалÑной пÑÑилеÑке ÑÑÑдно заÑÑпаÑÑ ÑамоÑÑоÑÑелÑно, а деÑÑÑилеÑка не планиÑÑÐµÑ Ñвой ÑÑебнÑй план на Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð²Ð¿ÐµÑед. Ð ÑÑо ноÑмалÑно.

Они ценят попытку сделать больше, чем попытку избежать неудачи

То, как дети думают об источниках успеха, также предопределяет их достижения. Психолог из Стэнфорда Кэрол Двек обнаружила, что и для детей, и для взрослых характерны два типа отношения к успеху.

Reuters

С другой стороны, есть «Развивающееся мышление». Его обладатели относятся к ошибкам как к взлётной площадке для достижения успеха и как к улучшению существующих способностей, а не как к признаку отсутствия ума.  

В их основе лежит разница отношения к тому, как воля влияет на ваши возможности. Это предположение оказывает поразительный эффект на детей. Если детям говорят, что они провалили тест благодаря своей «глупости», то это создает «фиксированное мышление». Если они достигли успеха благодаря попыткам, то это создает «мышление роста»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: