Виды отклоняющегося развития — дизонтогении

В результате сочетания первичных и вторичных нарушений формируется сложная картина развития которая с одной стороны индивидуальна у каждого ребенка а с другой имеет много сходных характеристик в пределах каждого типа отклоняющегося развития

Слайд 10Выделяют четыре личностных реакции на первичный дефект:а) игнорирование — наличие первичного

дефекта отвергается (некритичность к своим умственным способностям у олигофренов).б) вытеснение — сознательное непризнание существования первичного дефекта при подсознательном его принятиив) компенсация — такой тип реагирования на дефект, при котором происходит его осознание и замещение утраченных функций за счет более сохраненных.г) сверхкомпенсация (или гиперкомпенсация) — усиленное развитие сохраненных функций, сочетающихся со стремлением доказать, что дефект не приводит к жизненным проблемам.Комбинированные нарушения — определяют как сложный дефект. Он характеризуется сочетанием двух или более первичных дефектов (Например: зрение и слух).

Личностные реакции на первичный дефект

К первичным дефектам относятся частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, несоответствие уровня развития возрастной норме, нарушения межфункциональных связей.

19 стр., 9027 слов

Нарушения психических функций при эндогенно-органических заболеваниях

… болезни, но общего представления о причинах нарушений не сложено. Поэтому в рамках этой работы рассмотрим нарушение различных психических функций при возникновении и развитии ряда заболеваний эндогенно-органического характера. …

Первичный дефект является следствием таких нарушений, как недоразвитие или повреждение мозга. Проявляется первичный дефект в виде нарушений слуха, зрения, паралича, нарушений умственной работоспособности, мозговые дисфункций и т. д.

Вторичный дефект возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизического развития в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а, напротив, детерминирует отклонения в личностном развитии.

Возможны несколько типов личностного реагирования.

Игнорирование– часто встречается при олигофрении, связано с недоразвитием мышления и недостаточной критикой к успешности своей деятельности.

Вытеснение – относится к невротическому типу реагирования на дефект и проявляется в сознательном непризнании его существования при подсознательном конфликте, накоплении негативных эмоций.

Компенсация – такой тип реагирования, при котором происходит осознание дефекта и замещение утраченной функции за счет более сохранных.

Гиперкомпенсация – усиленное развитие сохранных функций, сочетающихся со стремлением доказать, что дефект не приводит к каким-либо проблемам.

Астенический тип реагирования приводит к возникновению заниженного уровня притязаний, низкой самооценке, фиксации на осознании своей неполноценности.

Основные условия нормального психического развития по лурия. Причины отклонения в психическом развитии

Норма психического развития: это те достижения, которые демонстрируют дети без явно выраженных выдающихся способностей, воспитывающиеся в благоприятных условиях.

7 стр., 3221 слов

Тема: особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями

… сложного иерархического ряда вторичных нарушений, определяющих развитие ребенка в целом. На … формулирования ряда общих закономерностей аномалий развития. К этим закономерностям, во-первых, … ряда психических процессов является тенденция и к определенному замедлению темпа развития … нарушения слуха (чаще тугоухости) у детей считаются отиты. В последние годы ведущая роль придается генетическим факторам, …

По мнению А. Р. Лурии, в качестве основных условий нормального психического развития можно представить в виде следующих составляющих: сохранность речевых систем, физическое здоровье, адекватное по возрасту воспитание и обучение, сохранность анализаторных систем, сохранность структур и функций ЦНС.

Причины отклонения в ПР:

1. Патогенные факторы. Это биологические причины отклоняющегося развития (генетические, пренатальные, натальные, постнатальные вредности) и психосоциальные.

2.Эндогенные причины (наследственные, внутренние)

3.Изменение наследственных структур (мутации)

4.Генные мутации, хромосомные

2.Психосоциальные факторы отклоняющегося развития. Депривация — психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения в удовлетворении в достаточной мере потребностей, необходимых для полноценной жизни и развития.

Возрастная обусловленность дизонтогении

В ходе индивидуального развития ребенка постоянно идет борьба между незрелостью его структур и фондом роста или развития. В зависимости от преобладания первого или второго фактора при одних и тех же условиях в одних случаях можно ожидать более устойчивые патологические изменения, а в других — бо­лее легкие и поддающиеся коррекционно-педагогическому воз­действию (Л. С. Выготский, Г. Е. Сухарева, Г. Гельниц). Наиболее уязвимыми периодами детства является период «первичной не­зрелости» организма в период до трех лет, а также период пере­стройки организма в период пубертата, когда уже гармонически сформировавшиеся системы детского организма вновь утрачива­ют состояние равновесия, перестраиваясь на «взрослое» функци­онирование.

Согласно клинико-психологическим материалам, наиболее гру­бое недоразвитие психических функций возникает вследствие воз­действия повреждающих вредностей в период интенсивной кле­точной дифференциации структур головного мозга, т. е. на ранних этапах эмбриогенеза, в первой трети беременности.

В период дошкольного и младшего школьного возраста (3 — 11 лет) детский организм представляет собой систему, более ус­тойчивую к стойким необратимым отклонениям.

Каждый возраст накладывает свой отпечаток на характер реа­гирования в случае патогенного воздействия. Это так называемые уровни нервно-психического реагирования детей и подростков на различные патогенные воздействия:

– сомато-вегетативный(от 0 до 3 лет) – на фоне незрелости всех систем организм в этом возрасте на любое патогенное воз­действие реагирует комплексом сомато-вегетативных реакций, та­ких, как общая и вегетативная возбудимость, повышение темпе­ратуры тела, нарушение сна, аппетита, желудочно-кишечные рас­стройства;

– психомоторный(4 — 7 лет) – интенсивное формирование кор­ковых отделов двигательного анализатора, и в частности лобных отделов головного мозга, делает данную систему предрасположен­ной к гипердинамическим расстройствам различного генеза (пси­хомоторная возбудимость, тики, заикание, страхи). Возрастает роль психогенных факторов — неблагоприятных травмирующих отно­шений в семье, реакций на привыкание к детским образователь­ным учреждениям, неблагоприятных межличностных отношений;

– аффективный(7–12 лет) – на любую вредность ребенок реа­гирует с заметным аффективным компонентом — от выраженной аутизации до аффективной возбудимости с явлениями негативиз­ма, агрессии, невротическими реакциями;

– эмоционально-идеаторный(12–16 лет) – ведущий в препубертатном и пубертатном возрасте. Характеризуется патологическим фантазированием, сверхценными увлечениями, сверхценными ипохондрическими идеями, такими, как идеи мнимого уродства (дисморфофобия, нервная анорексия), психогенными реакция­ми протеста, оппозиции, эмансипации.

Преимущественная симптоматика каждого возрастного уровня реагирования не исключает симптомов предыдущих уровней, но отводит им менее заметное место в картине дизонтогении.

Перечисленные выше реакции являются обостренной формой нормального возрастного реагирования на ту или иную в редкость.

Общие закономерности психического развития у детей с нарушениями онтогенеза.

К общим относят закономерности, по которым развивается психика в обычных и неблагоприятных условиях, т.е. это закономерности которые в одинаковой мере присущи и нормально развивающимся детям, и детям с нарушениями развития. Развитие человека проходит ряд последовательно сменяющих друг друга периодов. Движущими силами психического развития являются неравномерность процесса, а также противоречия между потребностями и возможностями ребенка. На каждом этапе развития противоречия приобретают конкретный специфический характер. Для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация развития», свои «ведущие психические функции» (Л.С.Выготский), своя «ведущая деятельность» (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин).

17 стр., 8264 слов

Особенности развития речи детей с нарушениями слуха

… мы пришли к выводу, что для речевого развития плохослышащего ребенка очень важен уровень психического развития, отсутствие дополнительных нарушений (задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение зрения и т.п.), которые значительно замедляют …

На каждом возрастном этапе обнаруживается сензитивность (избирательная чувствительность).

закономерности развития, присущие как онтогенезу, так и дизонтогенезу:

-неравномерность – неодинаковость, непостоянство в развитии отдельных психических функций, процессов, свойств, его колебательный характер;

-гетерохронность –несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций;

-неустойчивость развития – изменение динамики развития, проявляющееся в кризисах развития;

-сензитивность развития – наличие отдельных периодов повышенной восприимчивости развития психических функций к внешним воздействиям (обучению и воспитанию);

-кумулятивность развития – накопление результатов развития каждой предшествующей стадии, при котором они включаются в последующую стадию, определенным образом трансформируясь.

-дивергентность-конвергентность хода развития – дифференциация и повышение разнообразия психических функций, с одной стороны, и их интеграция, свертывание – с другой.

Лечение

Лечение, исходя из результатов дифференциальной диагностики, непосредственно зависит от установленного диагноза. Этот этап представляет собой персонализированный подход, направленный на борьбу с конкретным заболеванием или состоянием пациента. В зависимости от характера выявленной проблемы, лечение может включать в себя медикаментозную терапию, хирургическое вмешательство, физиотерапию, реабилитацию, а также изменения в образе жизни и диету.

Лекарственные препараты, врачебные процедуры и хирургические мероприятия назначаются с учетом специфики заболевания и индивидуальных особенностей пациента

Важной частью лечения является мониторинг и коррекция терапии в зависимости от динамики заболевания и реакции пациента на предпринимаемые меры. Комплексный подход к лечению, базирующийся на точном диагнозе, способствует наилучшим результатам и минимизации потенциальных осложнений

Основные виды психического дизонтогенеза

Одной из первых научных технологий отклоняющегося разви­тия можно считать классификацию, предложенную Л.С.Выгот­ским (текст 4).

–––––––––––––-

1 Защитные механизмы личности — это специфические способы восприятия событий, своего рода «маневры», к которым прибегает человек для смягчения неприятных переживаний и удержания их вне сознания.

Текст 4. Три типа дефекта

«Всякий дефект следует рассматривать с точки зрения его отношения к центральной нервной системе и психическому аппарату ребенка. В деятельности нервной системы различают три отдельных аппарата, выпол­няющих различные функции: воспринимающий аппарат (связанный с органами чувств), ответный, или рабочий, аппарат (связанный с рабочими органами тела, мышцами, железами) и центральная нервная сис тема. Недостаток каждого из трех аппаратов по-разному влияет на разви тие ребенка и его воспитание. Соответственно этому следует различать три основных типа дефекта: повреждение или недостаток воспринима ющих органов (слепота, глухота, слеп о глухота), повреждение или не достаток частей ответного аппарата, рабочих органов (калеки) и недо статок или повреждение центральной нервной системы (слабоумие)» (Т. 5.-С. 181-182.)

В основе наиболее широко использующейся в настоящее время классификации видов психического дизонтогенеза, предложен ной В.В.Лебединским, лежат представления отечественных и за рубежных ученых (Л.С.Выготский, Г.Е.Сухарева, В.В.Ковалева Л.Каннер) об основных направлениях качественно несводимым друг к другу нарушений психического развития человека:

ретардация (задержанное развитие) — запаздывание или при остановка всех сторон психического развития или преимуществен но отдельных компонентов;

дисфункция созревания1связана с морфофункциональной воз растной незрелостью центральной нервной системы и взаимодей ствием незрелых структур и функций головного мозга с неблаго приятными факторами внешней среды;

поврежденное развитие- изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или структур головного мозга;

асинхрония (искаженное развитие) — диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпа и сроков развития одних функций и запаздывании или выраженном отставании других.

–––––––––––––––

1 Дисфункция созревания — тип развития, занимающий промежув точное положение между собственно отклоняющимся развитием и нормальным онтогенезом. В рамках нормального типичного онтогенеза у правшей часть из них демонстрирует незрелость отдельных психических функций, что препятствует овладению сложными интегративными формами психической деятельности (пись мо, чтение, произвольная регуляция деятельности). То же самое можно отнести к атипичному психическому развитию у левшей.

общее стойкое недоразвитие (умственная отсталость различ­ной степени тяжести), задержанное развитие (задержка психического развития).

Классификация видов психического дизонтогенеза В.В.Лебединского.

Первая группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу ретардации (задержанное развитие) и дисфункцию со зревания:

Вторая группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу повреждения:

– поврежденное развитие (органическая деменция),

– дефицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных си­стем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, раз­витие в условиях хронических соматических заболеваний).

Третья группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых на­рушений1:

– искаженное развитие (ранний детский аутизм),

– дисгармоническое развитие (психопатии).

В последние годы все больше появляется детей с так называе­мыми сложными недостатками в развитии, у которых имеется со­четание двух и более направлений отклоняющегося развития (слепоглухие дети, дети с недостатками отдельных анализаторных си­стем, имеющие одновременно первичные нарушения интеллек­туального развития по типу умственной отсталости или задержки развития и т.п.), что дает основание выделять специфическую группу дизонтогений под названием «дети со сложными недо­статками развития». Фактически сейчас все больше можно гово­рить лишь о преобладании ведущей линии в дизонтогенезе ре­бенка.

Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб, заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 480 с. С. 29-37.

Слайд 9 Существует механизм возникновения вторичного дефекта:1.Вторичному дефекту подвергаются функции, непосредственно

связанные с поврежденным (первичным дефектом) (Например: немота у глухих).2. Вторичный дефект характерен для функций, которые во время повреждения находились в сензитивном периоде развития (Например: дошкольный возраст сензитивен к развитию произв. моторики, поэтому первичный дефект, приобретенный в этом возрасте, ведет к двигательной расторможенности).3. Важнейший фактор — социальная депривация: дефект ведет к нарушению общения с окружающими и значит затрудняет психическое развитие.4. Особое место в образовании вторичных дефектов занимают личностные реакции на первичный дефект.

Основные подходы в решении проблемы «норма-патология». Уровневая концепция в решении проблемы «норма-патология»

Проблема нормального и нарушенного развития представляет собой частный вариант более общей проблемы «норма-патология».

  • интуитивно-эмпирический подход. Явление считается нормальным или ненормальным без использования каких бы то ни было заранее оговариваемых критериев, чисто интуитивно.
  • частотный. Его исходные положения весьма просты — чем чаще встречается то или иное явление, чем более оно распространено, тем больше вероятность того что это нормально. И наоборот.
  • культурально-релятивный подход — одно и то же явление в одной и той же культуре, но в разное время может оцениваться по-разному (то как нормальное, то как патологическое).
  • адаптации, т. е. способности быстрой приспособляемости к физическим и социальным изменениям.
  • Гуманистический подход. -делались попытки дать описание самоактуализирующейся личности, как образца нормы, некоего эталона для подражания. Список характеристик самоактуализированной личности весьма широк, но наиболее типичные ее свойства:
  • позитивное восприятие мира,
  • ориентация на будущее,
  • устойчивая позитивная самооценка,
  • терпимость к людям,
  • чувство юмора.

Уровневый подход.. С его точки зрения в существовании человека выделяется 3 уровня его бытия: соматический, психологический, уровень морального самосознания.

Неким вариантом «идеальной нормы» можно считать благополучие человека на всех 3-ех уровнях его существования.

Примеры дифференциальных диагнозов

Боль в груди

Боль в груди – это симптом, который может иметь множество причин. Некоторые из них относительно легкие, в то время как другие серьезные и требуют немедленной медицинской помощи. Если человек имеет боль в груди, врач должен будет задать вопросы, чтобы выделить определенные факторы, такие как локализацию, тяжесть и частота боли.

Эти вопросы могут включать в себя:

  • Как вы себя чувствуете? Опишите это ощущение.
  • Где болит?
  • Распространяется ли боль на другую часть вашего тела?
  • Что-нибудь вызвало эту боль?
  • Как долго длится эта боль?
  • Что-нибудь сделало боль слабее или сильнее?
  • Испытывали ли вы какие-либо другие симптомы?

Задавая эти вопросы, врач сможет классифицировать боль в груди как один из следующих типов:

  1. Сердце: эти состояния относятся к заболеванию сердца. Примеры включают нестабильную стенокардию и сердечный приступ.
  2. Легочные: эти состояния относятся к заболеванию легким. 

Примеры включают в себя:

  • легочная эмболия
  • легочная гипертензия
  • пневмония
  1. Желудочно-кишечный тракт: эти состояния относятся к заболеваниям пищеварительной системы. Примеры включают гастроэзофагеальную рефлюксную болезнь, которая может привести к пищеводу Барретта, и пептические язвы.
  2. Опорно-двигательный аппарат: эти состояния относятся к заболеваниям мышц, костей и соединительной ткани. Примерами могут служить переломы ребер и другие травмы грудной клетки или грудины.
  3. Разное: эта категория описывает другие потенциальные причины боли в груди, такие как:
  • тревожность
  • приступ паники
  • лимфома

Как только врач определит тип боли, он назначит диагностические тесты, чтобы определить потенциальную причину боли. Эти тесты могут включать в себя:

  • электрокардиограмму (ЭКГ)
  • эхокардиограмму (ЭКГ)
  • эндоскопию
  • рентгенографию

Головные боли

Головные боли – это распространенный симптом. В связи с этим врачу трудно определить, когда головная боль является доброкачественным раздражением, а когда-серьезной проблемой для здоровья.

Во время дифференциальной диагностики врач будет искать определенные “красные флажки”, которые указывают на то, что головная боль – это больше, чем просто дискомфорт.

Внезапное начало сильной головной боли может указывать на несколько основных состояний, таких как субарахноидальное кровоизлияние или апоплексия гипофиза. Головная боль после травмы головы может указывать на внутричерепное кровоизлияние, субдуральную гематому или эпидуральную гематому. Врач задаст следующие вопросы, чтобы определить, представляет ли головная боль серьезную опасность для здоровья человека:

  • Головная боль началась постепенно или внезапно?
  • Что-нибудь вызвало головную боль?
  • В каком месте болит?
  • Кажется ли, что боль распространяется на какую-то другую область? Если да, то какую?
  • Какая боль? Пульсирующая, колющая, тупая или что-то еще?
  • Насколько сильна ваша боль по шкале от 1 до 10?
  • У вас регулярно бывают головные боли?
  • Это ваша первая и самая сильная головная боль?
  • Эта головная боль похожа на те, что обычно бывают?
  • Есть ли у вас другие симптомы, которые возникают при головной боли?

В некоторых случаях врач может провести неврологическое обследование, в том числе:

  • реакцию зрачков на свет
  • реакцию на прикосновение или ощущение прикосновения
  • глубокие сухожильные рефлексы
  • походку

История болезни и медицинский осмотр могут сузить круг возможных причин головной боли. Нейровизуализационные тесты с использованием КТ или МРТ могут исключить или подтвердить определенные диагнозы.

Инсульт

Инсульт требует своевременной диагностики и лечения. В связи с этим многие врачи обращаются к дифференциально-диагностическому методу при рассмотрении возможности возникновения инсульта. Во время медицинского осмотра врач проверит пациента на наличие следующих симптомов инсульта:

  • снижение когнитивной активности
  • проблемы с координацией и балансом
  • проблемы со зрением
  • онемение или слабость лица, рук или ног
  • трудности с речью или общением

Врач изучит историю болезни человека, чтобы выяснить, есть ли у него какие-либо заболевания, которые могут увеличить риск инсульта. Такие состояния включают в себя:

  • высокое артериальное давление
  • высокий уровень холестерина
  • диабет
  • атеросклероз, в том числе болезнь сонных артерий

Затем врач назначит тесты:

  • анализы
  • компьютерная томография, чтобы посмотреть на возможное кровоизлияние в мозг
  • МРТ-сканирование, чтобы проверить мозговую ткань на наличие признаков повреждения
  • ЭКГ, чтобы найти проблемы с сердцем, которые могли бы вызвать инсульт

Врачи

Дифференциальную диагностику проводят врачи разных специальностей в зависимости от симптомов и предполагаемых заболеваний. Вот несколько врачей, которые могут быть вовлечены в процесс дифференциальной диагностики:

  1. Терапевт: Основной врач, который проводит первичную оценку пациента и может направлять к специалистам по необходимости.

  2. Кардиолог: Если симптомы связаны с сердечно-сосудистыми проблемами.

  3. Невролог: При подозрении на неврологические расстройства, боли в спине или проблемы с нервной системой.

  4. Гастроэнтеролог: При желудочно-кишечных проблемах.

  5. Эндокринолог: Если есть подозрение на эндокринные расстройства, такие как диабет или болезни щитовидной железы.

  6. Ревматолог: При подозрении на суставные или соединительнотканные заболевания.

  7. Онколог: Если необходимо исключить раковые заболевания или определить тип опухоли.

  8. Пульмонолог: При проблемах с дыханием и легочными заболеваниями.

  9. Инфекционист: При подозрении на инфекционные заболевания.

  10. Хирург: Если требуется оценка состояния, требующая хирургического вмешательства.

Осложнения

Дифференциальная диагностика играет важную роль в предотвращении осложнений и обеспечении эффективного лечения пациентов. Ошибки или задержки в диагностике могут привести к серьезным последствиям, таким как неправильное лечение, прогрессирование заболевания или даже угроза жизни. Недостаточно точный диагноз может вызвать назначение несоответствующих медицинских процедур или лекарств, что может быть не только бесполезным, но и вредным для пациента.

Осложнения также могут возникнуть из-за недостаточно обширного исследования, когда не учитываются все возможные диагнозы, что может привести к упущению важной информации. Важным аспектом является также своевременность диагностики, поскольку некоторые заболевания требуют быстрого вмешательства для предотвращения дальнейших осложнений

4.Опосредующие факторы.

Если факторы биологического характера в большей степени составляют поле интересов клиницистов, то социально-психологический спектр ближе к профессиональной области педагогов и психологов.

Все сказанное означает, что результат воздействия этиологического фактора всегда существенно опосредован сложнейшим сочетанием его характеристик и свойств самого индивида.

Таким образом, проблема причинной обусловленности отклонений в развитии отнюдь не однозначна. Еще более ее усложняет и то, что разные причинно-следственные связи разворачиваются в различных временных масштабах. Так, одни патогенные воздействия при определенной комбинации условий способны практически сразу вызывать выраженные расстройства; другие, напротив, проявляются в виде отдаленных последствий.

Как проходит

Процесс дифференциальной диагностики начинается с сбора анамнеза у пациента, включая обсуждение симптомов, истории болезни и медицинского прошлого. Затем врач проводит физическое обследование, в ходе которого осматривает пациента и может выполнять различные манипуляции для выявления специфических признаков заболевания. После этого могут назначаться дополнительные лабораторные и инструментальные исследования, такие как анализы крови и мочи, рентгенография, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография и другие методы обследования.

На основе полученных данных врач анализирует все симптомы и результаты тестов, чтобы выработать список возможных диагнозов. Затем он оценивает каждый из этих диагнозов, исключая те, которые маловероятны или несовместимы с клинической картиной пациента. В конечном итоге врач выносит окончательный диагноз, определяя наиболее вероятное заболевание или состояние, которое объясняет все симптомы и результаты исследований.

Для чего проводят

Дифференциальная диагностика является неотъемлемым этапом медицинского обследования, предназначенным для выявления различий между разными заболеваниями или состояниями пациента

Ее целью является определение точного диагноза, что важно для назначения наиболее эффективного лечения. Врачи проводят дифференциальную диагностику на основе комплексного анализа клинических признаков, лабораторных и инструментальных данных, а также медицинской истории пациента

Процесс дифференциальной диагностики включает в себя оценку различных факторов, начиная от симптомов и анамнеза заболевания, и заканчивая физическим обследованием и результатами различных тестов. Этот подход помогает врачам исключить или подтвердить различные возможные диагнозы, определяя оптимальную тактику лечения. Важным аспектом дифференциальной диагностики является предотвращение ошибок в диагнозе, что способствует избежанию ненужных медицинских вмешательств и снижению рисков для пациента.

Слайд 15 Чем меньше возраст ребенка, тем более выражен первичный дефект,

а вторичные нарушения формируются по мере того, как ребенок развивается на дефектной основе. Таким образом, при раннем начале коррекционной работы можно ослабить проявление первичного дефекта и предупредить появление вторичных нарушений

Для практической работы с детьми также важно понимать, что чем дальше от первопричины отдалено нарушение, тем легче оно поддается коррекции. Возможность компенсации нарушений за счет опоры на сохранные функции

Эта закономерность вытекает из учения Л.С. Выготского о сложном, системном строении дефекта. Любой дефект характеризуется сложной иерархией первичных нарушений, обусловленных поражением центральной нервной системы; вторичных нарушений, обусловленных тем, что ребенок развивается на дефектной основе; третичных нарушений — (отклонений в личностном развитии) и сохранных функций.

Модально-неспецифические закономерности пр у детей с нарушениями онтогенеза.

Модально-неспецифические закономерности — общие для всех детей с дизонтогенезом, независимо от характера основного нарушения (свойственны детям с интеллектуальной недостаточностью, с сенсорными нарушениями, с нарушениями эмоционально-волевой сферы и т.д.).

Они были систематизированы и обобщены в трудах Т.А.Власовой и В.И.Лубовского :

-Возникновение вторичных дефектов в процессе психического развития ребенка с дизонтогенезом.

Идея структурной организации дизонтогенеза принадлежит Л.С.Выготскому. Структура дефекта состоит из первичного, вторичного и следующих порядков дефектов (нарушений).

СТРУКТУРА ДЕФЕКТА:

Первичные, или ядерные, нарушения представляют собой мало обратимые изменения в параметрах работы той или иной функции, вызванные непосредственным воздействием патогенного фактора.

Вторичные, или системные, нарушения представляют собой обратимые изменения процесса развития психических функций, непосредственно связанных с первично нарушенной. Например, вторичным дефектом при нарушении слуха является нарушение речи.

Подобные расстройства обладают большей степенью обратимости под влиянием коррекционных мероприятий, но исправление этих нарушений может быть весьма длительным и трудоемким, что не исключает в ряде случаев возможности спонтанного восстановления. Вторичные нарушения и сохранные функции являются основным объектом психодиагностики и психолого-педагогического коррекционного воздействия.

Наличие первичного нарушения автоматически не приводит к появлению вторичных отклонений, формирование которых связано с действием разнообразных механизмов. Одно и то же первичное нарушение с возрастом будет менять состав вторичных отклонений. Этим объясняются существенные различия в структуре последних при одном и том же ядерном расстройстве у людей разного возраста. Кроме того, различия во многом зависят от индивидуальных особенностей человека, в частности от его компенсаторных возможностей, и тем более от своевременности и адекватности коррекционной работы, эффективность которой тем выше, чем раньше она начинается.

В результате сочетания первичных и вторичных нарушений формируется сложная картина нарушений, которая с одной стороны, индивидуальна у каждого ребенка, а с другой – имеет много сходных характеристик в пределах каждого типа нарушенного развития.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

… семье, чтобы по крайней мере один родитель имел возможность заботиться о воспитании детей. Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность Платону, ориентиро­вался на биологию. Вся жизнь, по … целостную картину всего того, что к этому времени было известно о природе ребенка и его развитии. Руссо исходил из теории естественного человека и, так же как Коменский, писал …

Слайд 121. Органический дефект (тяжелое функциональное расстройство) — отсутствие слуха.2. Вторичный симптомокомплекс:1)

первичный дефект вторичной симптоматики — отсутствие речи:а) нет речи для думания (внутренней речи);б) нет речи для общения;в) нет внешней, внутренней речиг) нет лексики, грамматики, синтаксиса, не наблюдается орфоэпия и интонация, не сформирована фонетическая система языка (орфоэпия — нормы литературного произношения).2) отставание или специфическое развитие интеллекта.3) специфика формирования межличностных связей и отношений.4) специфика формирования личностных свойств5) нарушение механизмов адаптивности (есть принадлежность объекту, личностное свойство)6) специфика социальной реабилитации и адаптации.7) потребность в организации коррегирующей среды и коррекционных воздействий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: