Ребенок не выполняет просьбы родителей

Ребенок не выполняет просьбы родителей – в чем причина и как с этим бороться?

Слышит, но не делает: почему так происходит

Дети не способны концентрироваться на нескольких вещах одновременно

Они не многозадачны и концентрируют внимание только на чем-то одном. Это связано с работой мозга

Взрослый человек умеет отделять посторонний шум от важных в данный момент звуков. Ребенок устроен иначе. Также на восприятие им информации влияет, как именно родитель ее передает.

Распространенные ошибки:

  • Отсутствие зрительного контакта.
  • Указания слишком сложные, длинные.
  • Вместо четко озвученной просьбы, косвенные указания в виде намеков.
  • Повышение голоса, переход на крик при разговоре.

Нередко родители сами не слышат младших. А последние начинают копировать поведение взрослых, что приводит к нарушению взаимопонимания.

Дисциплина и избалованность

Представьте, что вы антрополог, и в следующий раз, когда окажетесь на детской площадке, в торговом центре или на детском дне рождения, присмотритесь к происходящему. Вряд ли вы увидите то, чего не видели раньше, но можете заметить детали, на которые до этого обращали мало внимания. Вероятно, на основе увиденного даже сделаете некоторые обобщения. Но будьте осторожны: стать более восприимчивым к тому, что происходит вокруг, не всегда приятный опыт. Если начнете смотреть слишком внимательно, не исключено, что довольно скоро у вас пропадет всякая охота ходить на прогулку в парк. Вот еще одна история от одной мамы:

«Вы были относительно недавно в продуктовом магазине? Это настоящее мучение! родители используют взятки, унижения, наказания, награды и прочие оскорбительные приемы, почти невыносимо. Что случилось с моим славным мысленным экраном?.. Каждое „Если ты не успокоишься, мы никогда больше не пойдем в магазин!“ и „Зайка, если ты перестанешь кричать, мы купим мороженое!“ грозит задушить меня. Интересно, как мне удавалось не слышать всего этого раньше?»

Основная проблема воспитания детей в нашем обществе — это не вседозволенность, а страх перед вседозволенностью.

Мы так боимся избаловать наших чад, что в итоге чрезмерно их контролируем. Конечно, одни дети избалованы, другие заброшены. Однако гораздо реже возникает тема настоящей эпидемии микроменеджмента: стремления родителей контролировать юное поколение в мелочах и вести себя так, будто малыши — это полностью принадлежащие им дочерние предприятия. Поэтому важный вопрос звучит следующим образом: как руководить и ограничивать (а это необходимо) без излишнего контроля.

Что нужно сделать, чтобы ребенок Вас услышал?

Убедитесь, что вас внимательно слушают

Так бывает, что ребенок поглощен игрой или творчеством и действительно не слышит. Кстати сказать, я, когда пишу текст или разрабатываю программу тренинга, настолько сконцентрирована на процессе, что совершенно выключена из окружающей действительности.

Чтобы я что-то в этот момент услышала, нужно либо очень-очень громко позвать, либо прикоснуться. Второй вариант приятней. Не люблю громких звуков

Поэтому сама в аналогичной ситуации тоже подхожу, кладу руку на плечо, привлекая к себе внимание, могу даже немного к себе развернуть. И только убедившись, что я таки попала в центр внимания, начинаю говорить

Вы когда-нибудь разговаривали с маленьким ребенком, который очень хочет сказать вам нечто важное? Который аж захлебывается словами, чтобы успеть рассказать вам все, что рвется наружу

Ребенок в таком случае обычно даже фиксирует голову взрослого двумя руками, чтобы удержать внимание. Да-да, обхватывает пухлыми ладошками, так, чтобы взрослый не смог отвернуться

А то вдруг отвернется и не услышит важную важность. Я помню забавный случай, когда папа сказал двухлетнему Арсению: «Я тебя внимательно слушаю

Только, пожалуйста, отпусти мои уши».

Держать ребенка за уши совершенно лишнее. Но можно держать его за плечи. В принципе, достаточно установить глазами зрительный контакт. Если меня 100% увидели, то вероятность, что меня услышат, существенно возрастает. Когда вы что-то говорите глаза в глаза, это очень трудно пропустить мимо ушей. Я много раз наблюдала,как дети младшей группы детского сада, когда что-то хотят сказать приятелю по играм, руками разворачивают его к себе

Они искренне хотят быть услышанными.Еще очень важно обращаться по имени. Или даже просто обращаться

Сказанное без обращения – это чаще всего обращение в никуда и эффект от этого никакой. По опыту педагогической деятельности могу сказать, что «Прибираем игрушки» пролетает мимо гораздо чаще, чем «Ребятки, глазки свои на меня подняли! Подошло время обеда. Начинаем все прибирать игрушки»

Убедитесь, что ребенок вас действительно услышал

Слушал и услышал – это не одно и то же. Визуально человек вроде бы и слушал, и в глаза смотрел, и, может быть, даже кивал или «угукал», а сам мыслями где-то очень далеко был. На всякий случай лучше переспросить. Что-то типа этого: «Ты меня услышал? О чем я сейчас попросила? Катя, что мы сейчас будем делать?» И если ответ совпал с тем, что вы до этого говорили – поздравляю, вы услышаны. Это только первое время кажется, что слишком много всяких «реверансов». Потом это входит в привычку и всеми нормально воспринимается.- Арсений, заканчивай игру, через 5 минут ужин- Угу- Что значит «угу»?- Я понял, через пять минут ужин.Как говорится, слушайте и не говорите, что не слышали.

Что делать, если ничего не помогает?

Дети не меньше взрослых жаждут тёплых гармоничных отношений с родителями. Даже, если кажется, что уже невозможно выйти из замкнутого круга взаимного недовольства и претензий, это не так. Никогда не поздно. Если вы задумались об изменениях — это уже первый шаг к лучшему. Существует множество техник и приёмов, способствующих укреплению отношений. Они учат честно говорить о своих чувствах, вдумчиво слушать ребёнка, принимать себя и окружающих со всем набором их чувств. Казалось бы, примени всё это, и не только ребёнок начнёт слушаться с первого раза, но и вы научитесь слышать ребёнка. Почему же столько людей до сих пор воспринимают родительство как тяжёлую ношу?

Во-первых, вы индивидуальны. В каждой семье свой камень преткновения. Прежде, чем применять техники, надо разобраться, какие модели поведения управляют именно вами. Им сложно противостоять вслепую, не осознавая их в себе. Начнёте меняться вы, изменятся и реакции вашего ребёнка.

Во-вторых, каждый ребёнок индивидуален. Одним родителям достаточно научиться применять при общении с ним «я-сообщения», и как по волшебству между ними установятся доверительные отношения. Другие перепробовали всё — и ничего, абсолютно ничего не помогает.

В этом случае лучше не терять времени и обратиться к специалисту. Детский психолог поможет взглянуть на ситуацию со стороны, понять, что не так и над чем надо поработать, предупредит появление ошибок.
Да-да, бездумное применение воспитательных мер может и навредить. Например, ребёнок страдает от неуверенности в вашей любви. Он не слушается, закатывает истерики, не желает выполнять даже простейшие просьбы. Вы устанавливаете границы, требуете, следите за выполнением. И этим только ещё больше отдаляете его от себя. Где-то помогают объятия, где-то — строгость. Детский психолог поможет понять, что необходимо не вообще в таких-то ситуациях — он ищет вместе с вами, что подходит именно для вашей семьи.опубликовано econet

Автор Наталья Бочечко 

Фото Marie Cecile Thijs

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet

Что делать, если ничего не помогает?

Дети не меньше взрослых жаждут тёплых гармоничных отношений с родителями. Даже, если кажется, что уже невозможно выйти из замкнутого круга взаимного недовольства и претензий, это не так. Никогда не поздно. Если вы задумались об изменениях — это уже первый шаг к лучшему. Существует множество техник и приёмов, способствующих укреплению отношений. Они учат честно говорить о своих чувствах, вдумчиво слушать ребёнка, принимать себя и окружающих со всем набором их чувств. Казалось бы, примени всё это, и не только ребёнок начнёт слушаться с первого раза, но и вы научитесь слышать ребёнка. Почему же столько людей до сих пор воспринимают родительство как тяжёлую ношу?

Во-первых, вы индивидуальны. В каждой семье свой камень преткновения. Прежде, чем применять техники, надо разобраться, какие модели поведения управляют именно вами. Им сложно противостоять вслепую, не осознавая их в себе. Начнёте меняться вы, изменятся и реакции вашего ребёнка.

Во-вторых, каждый ребёнок индивидуален. Одним родителям достаточно научиться применять при общении с ним «я-сообщения», и как по волшебству между ними установятся доверительные отношения. Другие перепробовали всё — и ничего, абсолютно ничего не помогает.

В этом случае лучше не терять времени и обратиться к специалисту. Детский психолог поможет взглянуть на ситуацию со стороны, понять, что не так и над чем надо поработать, предупредит появление ошибок. Да-да, бездумное применение воспитательных мер может и навредить. Например, ребёнок страдает от неуверенности в вашей любви. Он не слушается, закатывает истерики, не желает выполнять даже простейшие просьбы. Вы устанавливаете границы, требуете, следите за выполнением. И этим только ещё больше отдаляете его от себя. Где-то помогают объятия, где-то — строгость. Детский психолог поможет понять, что необходимо не вообще в таких-то ситуациях — он ищет вместе с вами, что подходит именно для вашей семьи.

Язык позитива

Если есть за что похвалить детей, делайте это искренне, откажитесь от покровительственного тона. Чем больше добрых слов вы скажете о хорошем поведении ребенка, тем сильнее он захочет продолжать в том же духе.

Если мы объясним, что малыш поступил правильно, и поддержим его, он еще не раз захочет впечатлить нас. Помните: для него мы — вожаки стаи, и там, где мы, абсолютно безопасно.

Эту позитивную «закольцованную» обратную связь можно использовать с высочайшей эффективностью.

— Какая же ты молодчина, Клеменси! Замечательно, что поделилась с братом! Прекрасный поступок!

Важно подчеркнуть: оценивайте только поведение, а не самого ребенка.

Можно дать характеристику поступку — добрый он или недобрый. Нельзя, чтобы оценка поведения негативно влияла на самосознание. Малыш не злой, но его поведение таким бывает.

Как разговаривать с ребенком правильно?

Очень многое зависит от того, как и что вы говорите малышу

Для начала стоит обратить внимание на громкость — если постоянно говорить на повышенных тонах, ребенок перестает воспринимать смысл фраз. Вспомните свои чувства, когда начальник или продавщица отчитывают вас на повышенных тонах

Даже если это заслуженная критика, появляется злость и обида на кричащего человека.

Установить зрительный контакт

Дети концентрируются только на одной задаче, так что пока что вы не привлечете к себе его внимание, он может просто не слышать ваши фразы. Правильно: сесть на корточки перед ребенком, коснуться руки, чтобы он посмотрел на вас, и посмотреть в глаза

Обратиться по имени и повторить свою просьбу.
Короткие и понятные задания, особенно если вы разговариваете с ребенком младше 4 лет. Им сложно запомнить и выполнить последовательность действий. Поэтому вместо односложного «сними куртку и обувь, помой руки и садить за стол», выдавайте задания постепенно. Сначала «снимай куртку и обувь», когда будет выполнено «помой руки», и только после этого «садись за стол».
Слишком длинные речи. Родители любят припоминать прошлые оплошности, когда отчитывают ребенка или просят прекратить что-то. А детям сложно уловить о чем фраза «Ты забыл как упал с дивана в прошлый раз и пришлось ехать в больницу? Сейчас же слезай, иначе опять ситуация повторится и ты будешь плакать». Правильно сказать лаконично: «Прыгать на диване нельзя — это опасно». В этом случае главное послание будет получено.
Косвенные указания. Малыши воспринимают все фразы буквально, поэтому не видят указания к действию в вопросе «Ты собираешь вылезать из лужи?». Не переоценивайте умения детей, ведь они только осваивают язык и многое не понимают. Говорите прямо и однозначно: «вылезай из лужи».
Использование отрицания НЕ. Дети частенько пропускают отрицательный посыл «не», и вместо «не лезь в лужу» слышат приглашение «лезь в лужу». Вместо этого лучше предложить другую интересную альтернативу: «Давай обойдем лужу, чтобы не запачкать новые ботиночки».
Постоянное одергивание. Некоторые тревожные мамочки так опекают ребенка, что на протяжении всего дня предупреждают малыша об опасности: «не споткнись о порог», «обойти злую собаку», «не наступи в лужу», «не урони кружку»… Со временем ребенок перестает воспринимать эти фразы, принимая их за «фоновый шум». Сократите количество замечаний до необходимого минимума, просто ходите рядом с ним и страхуйте в опасные моменты.
Неумение слышать ребенка. Находясь с ребенком 24 часа 7 дней в неделю многие мамы начинают отключаться. Они вроде бы находятся рядом с малышом, но погружены в свои мысли, разговаривают по телефону и не слышат своего ребенка. Со временем малыш начинает копировать это поведение, игнорируя ваши указания. Вместо этого подайте правильный пример — отвлекитесь на минутку от мытья посуды, чтобы выслушать рассказ ребенка. Поддержите разговор, уточните что-то, тогда и малыш будет внимательней относиться к вашим словам.

Помимо этого прислушайтесь к своим словам. Нужно делать акцент не на ребенке и какой он плохой, а на своих чувствах.

Можно сделать акцент на своих чувствах:

Наблюдайте за тем, что вы говорите и как эти фразы может понять ребенок. Тогда вам будет проще найти с ним общий язык.

Как научить ребенка слышать с первого раза

Вопрос непростой. Даже взрослые люди, бывает, не слышат с первого раза.Но, может быть, эти взрослые выросли из детей, которых не научили слышать с первого раза? Попытаться научить этому ребенка все же стоит. Алгоритм следующий:

 1. Прежде всего, убедитесь, что вас внимательно слушают

Так бывает, что ребенок поглощен игрой или творчеством и действительно не слышит. Кстати сказать, я, когда пишу текст или разрабатываю программу тренинга, настолько сконцентрирован на процессе, что совершенно выключен из окружающей действительности. Чтобы я что-то в этот момент услышал, нужно либо очень-очень громко позвать, либо прикоснуться. Второй вариант приятней. Не люблю громких звуков

Поэтому сам в аналогичной ситуации тоже подхожу, кладу руку на плечо, привлекая к себе внимание, могу даже немного к себе развернуть. И только убедившись, что я таки попал в центр внимания, начинаю говорить

Вы когда-нибудь разговаривали с маленьким ребенком, который очень хочет сказать вам нечто важное? Который аж захлебывается словами, чтобы успеть рассказать вам все, что рвется наружу

Ребенок в таком случае обычно даже фиксирует голову взрослого двумя руками, чтобы удержать внимание. Да-да, обхватывает пухлыми ладошками, так, чтобы взрослый не смог отвернуться

А то вдруг отвернется и не услышит важную важность. Я помню забавный случай, когда папа сказал двухлетнему Арсению: «Я тебя внимательно слушаю

Только, пожалуйста, отпусти мои уши».

Держать ребенка за уши совершенно лишнее. Но можно держать его за плечи. В принципе, достаточно установить глазами зрительный контакт. Если меня 100% увидели, то вероятность, что меня услышат, существенно возрастает. Когда вы что-то говорите глаза в глаза, это очень трудно пропустить мимо ушей. Я много раз наблюдал,как дети младшей группы детского сада, когда что-то хотят сказать приятелю по играм, руками разворачивают его к себе. Они искренне хотят быть услышанными.

Еще очень важно обращаться по имени. Или даже просто обращаться

Сказанное без обращения – это чаще всего обращение в никуда и эффект от этого никакой. По опыту педагогической деятельности могу сказать, что «Прибираем игрушки» пролетает мимо гораздо чаще, чем «Ребятки, глазки свои на меня подняли! Подошло время обеда. Начинаем все прибирать игрушки»

 2. Убедитесь, что ребенок вас действительно услышал.

Слушал и услышал – это не одно и то же. Визуально человек вроде бы и слушал, и в глаза смотрел, и, может быть, даже кивал или «угукал», а сам мыслями где-то очень далеко был. На всякий случай лучше переспросить. Что-то типа этого: «Ты меня услышал? О чем я сейчас попросил? Катя, что мы сейчас будем делать?» И если ответ совпал с тем, что вы до этого говорили – поздравляю, вы услышаны. Это только первое время кажется, что слишком много всяких «реверансов». Потом это входит в привычку и всеми нормально воспринимается.

— Арсений, заканчивай игру, через 5 минут ужин

— Угу

— Что значит «угу»?

— Я понял, через пять минут ужин.

Как говорится, слушайте и не говорите, что не слышали.

 3. Договоритесь о последствиях.

«Я говорю, говорю, а как об стенку горох». Конечно. Если «говорю, говорю», то можно и дальше говорить, говорить, говорить… Зачем слышать с первого раза, если будет и третий, и пятый? Чтобы научить слышать с первого раза, нужно говорить один раз. И предупреждать о последствиях. «Я не буду накрывать на стол дважды» Тот, кто вовремя не придет к столу, останется голодным. Либо будет сам себе разогревать и накрывать на стол. Зависит от договоренностей.

Тот, кто не услышал, что надо прибирать игрушки, будет вечером сидеть без игрушек. В детском саду общее правило: «Кто не прибирает, тот и не играет»

Тот, кто не услышал «Несите мне грязные вещи, я запускаю стирку», будет сам руками стирать свои брюки. Не потому что я вредная. А потому что брюки нужны уже завтра, а стиральную машину поздно вечером я не включаю, ибо во время отжима её звук нарушает сон безвинных соседей по панельной многоэтажке.

Тот, кто не услышал «Надо быстро одеваться. Если через 10 минут не выйдем, то опоздаем в кино», опоздает в кино.

Конечно, чтобы это сработало, надо, чтобы договоренности всегда исполнялись и последствия наступали.

 ВНИМАНИЕ! Очень важные дополнения по применению алгоритма. Обязательны к прочтению

Не применять третий пункт без первых двух. Это негуманно.

Почему ребёнок не слушается с первого раза?

Кричать, ругаться не хочется. Гораздо приятнее быть добрым, спокойным родителем. Но что же делать, когда раз сказал, два сказал и никакого толка? Давайте сначала разберёмся, чего делать точно не надо. Итак, ребёнок не реагирует на замечания.

Что может усугубить ситуацию?

Подкуп

«Если будешь вести себя тихо, дам конфету». «Приберись в комнате и тогда сможешь поиграть в компьютерную игру».

Отношения приобретают характер торга: «я сделаю это, только если ты…». Печально, когда на просьбу «вынеси мусор», ребёнок отвечает: «А что мне за это будет?». Хочется объяснить: «Ничего не будет. Просто это и твоё жилище тоже, вот и давай вместе с нами делать его уютным и чистым». Жаль, что слова не действуют мгновенно. Даже самые справедливые и проникновенные. Отношение ребёнка к своей роли в семье складывается каждый день. Оно зависит от вашей любви к нему, но не только

Важно ещё уметь ставить границы и требовать

Мы в ВКОНТАКТЕ! Подписывайтесь!

Уговоры

«Сашенька (Машенька, Петенька…) убери игрушечки, у нас будет чистенько-пречистенько. Ну убери, ну пожалуйста».

Пойти таким путём заставляют родителей чувство вины и страх быть «плохой» мамой (папой). Отсюда бесконечные уговаривания, не умение требовать.

Как-то мне пришлось лечь с ребёнком в больницу. Боксы там разделены прозрачными перегородками, не доходящими до потолка. Все слышат и видят друг друга. В соседнем боксе «поселились» мама с сыном. Сын выше мамы на голову, а капризничал, как малыш.

— Почему ты не взяла мой кофе? Я же говорил! А ножницы где? Что? Тоже не взяла? Ну нормально! Ты как собиралась? Ничего нет.

Мама не злилась. Даже не пыталась оправдаться. Тихим, вкрадчивым голосом, она утешала сыночка:

— Я завтра тебе всё привезу. Может, пока йогурт съешь? Или колбаски?

— Чем я тебе её резать буду? Не надо мне ничего.

Обиженный сын лёг лицом к стене. Мама сидела на краешке кровати и гладила его по спине.

Крик

«Ты слышишь меня вообще?!!! Встал и пошёл быстро в ванну! Через пять минут чтоб зубы были почищены!».

Обычно родители переходят на крик, после того, как уже сказано множество слов. Иногда, ощутив тщетность спокойного тона, крик применяется сразу. Это кажется заманчивым выходом, потому что это действует. Но есть одно «но» — со временем кричать надо сильнее и страшнее. А когда и это перестаёт действовать, недалеко до шлепков и оскорблений. Постепенно спокойный тон совсем перестаёт восприниматься ребёнком.

Повышение голоса быстро превращается в привычку. Прикрикнули — помогло. В следующий раз повышенный тон нарастает быстрее и легче. Потом сразу, без сопротивления. Потом вроде бы можно было сказать спокойно, но крик прорывается неожиданно, сам по себе. И, кажется, уже не управляешь своими реакциями, пускаешь всё на самотёк.

Удостоверьтесь, что ребёнок слышит вас

Возьмите его за руку или прикоснитесь к плечу. Присядьте, чтобы ваше лицо было на уровне лица ребёнка. Установите зрительный контакт.

Скажите, что нужно сделать и установите временные рамки

«Тебе хватит десяти минут, чтобы закончить?». Или: «Поиграй ещё пять минут и пойдём домой». Если резко, без предупреждения выдёргивать ребёнка из песочницы, обрывать игру на самом интересном месте, то это может вызвать протест. И это понятно. Вам ведь тоже не нравится, когда вас отвлекают.

Замените минус на плюс

Не говорите ребёнку, чего делать НЕ надо. Вместо этого скажите, что ему необходимо сделать. Например, вместо «хватит кричать», эффективнее сказать: «говори тише».

Проанализируйте, из чего состоит ваше общение

Разговариваете ли вы с ребёнком просто так? Без воспитательных целей, без требований и нотаций? Вашему сыну или дочери необходимо безоценочное общение с вами. Рассказывайте друг другу истории, как прошёл день, мечтайте вместе

При доверительных отношениях детям не приходится сопротивляться, отстаивать свою независимость, мстить или привлекать внимание, пусть даже и негативное. Учитывайте возраст ребёнка

Бесполезно требовать от годовалого малыша, чтобы он всё складывал на место.

Требований не должно быть слишком много

Если мама постоянно что-то говорит, требует, просит, указывает, срабатывает защитный механизм. Её речь начинает восприниматься, как фон. Значение слов уже не доходит до сознания. Когда требований много, это утомительно ещё и для самих родителей. Сложно проконтролировать выполнение. Возникает ощущение, что тянешь за собой вагон, который двигается с трудом и со скрипом.

Дети 5-8 лет

Если в раннем возрасте причина непослушания кроется в основном в ошибках родителей, то в 5-8 лет ее можно найти в различных сферах жизни детей.

  1. Дезориентация ребенка в предъявляемых ему требованиях. Кроме родителей, он должен слушаться воспитателей или учителей, придерживаться правил, установленных в образовательных учреждениях, искать пути взаимодействия с окружающими его детьми и взрослыми. Что правильно в одном случае становится нежелательным в другом, что может внести сумятицу в мысли ребенка и, соответственно, отразиться на его поведении.
  2. Развитие навыков и умений, овладение новыми знаниями. Чем больше знает и умеет ребенок, тем больше ему чего-то хочется. Если родители в силу определенных причин запрещают желаемое, возможно проявление его естественной реакции – желания делать все на зло.
  3. Ошибки воспитания, плавно вытекающие из ситуации, описанной в предыдущем подразделе. Ребенку все разрешается не только до 1-2 лет, но и в более старшем возрасте, и лишь когда он становится вполне сознательной и самостоятельной личностью, родители вдруг с ужасом замечают, что их любимое дитя совершенно не желает слушаться.

Как научить ребенка выполнять вашу просьбу без многократного повторения?

«Уже в десятый раз прошу!….»»Сколько раз тебе повторять?!» «Ты что, не слышишь?!»  Слышит, будьте уверены! И знает что надо делать. НО НЕ ДЕЛАЕТ! Почему?!  Что же такое происходит в голове у ребенка? Неужели он настолько упрям? Или просто игнорирует, не уважает, «ни во что не ставит»? Вот он, такой милый и славный, сидит возле компьютера, телевизора, или еще чего-то, взгляд сосредоточенный, нас вроде не замечает.. Попробуем сейчас вместо обычного ворчания-криков-ругани-упреков успокоиться и проникнуть в механизм этого самого «незамечания». Представьте себе компьютер, который иногда «зависает «. Это случается со всеми компьютерами, даже самыми новыми. Компьютер получил задание, принял его на обработку, обработал, далее он должен отдать самому себе команду: выполнять!… а вместо этого завис.  То же происходит и с ребенком. Он вас услышал, он знает что надо выключить телевизор, компьютер или что бы там ни было, но не может дать себе команду. Потому что ему нужен мощный стимул с вашей стороны. Потому что он привык получать этот стимул, и что еще хуже, привык к интенсивности его звучания и требует  увеличить громкость. Увеличили громкость, получили реакцию, чаще всего взрывную, добились желаемого и пошли зализывать  раны до очередной битвы. Покой нам только снится.Так как же попросить ребенка, чтобы он отреагировал с первого раза?  Как сэконимить ваше и его время и нервы, а самое главное — как научить самому себе отдавать команду «ВЫПОЛНИТЬ!»? Ведь именно это качество в дальнейшем и определит способность вашего ребенка к самоорганизации, к тому, чтобы начинать и завершать дела вовремя, не накапливая и не откладывая на завтра, не ожидая момента, пока кто-нибудь или что-нибудь не заставит его действовать.ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ

Все дело в том, что ребенок готов что-либо сделать для вас, когда понимает как вам это нужно, когда вы демонстрируете что вам ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕОБХОДИМО, чтобы ребенок сделал то, о чем  вы просите.  А как вы это делалете? Как демонстрируете? Правильно, ПОВТОРЯЕТЕ МНОГО РАЗ, увеличивая децибелы, наращивая напряженность и военный потенциал, и далее по известному сценарию.Предлагаю поступить иначе. Озвучьте просьбу и… больше не повторяйте. И НИКУДА НЕ УХОДИТЕ! Когда папа или мама говорят  «выключи компьютер» и уходят, ребенок склонен расценивать их просьбу как не очень срочную. Не очень-то им это нужно, придут и  еще сто раз скажут, и вообще могут забыть…  на время…  я же знаю….  Так вот, сказали, остались и смотрим в упор, пока не сделает. Так мы показываем, что нам это необходимо, и прямо сейчас. Далее, каковы возможные варианты развития событий? Ну во-первых, ребенок с непривычки может удивиться и поинтересоваться: «Что ты на меня смотришь?», или «Ну еще пять минут», или «Ну сейчас, подожди!!», или классическое «Что ты хочешь?». А в ответ -тишина. Помните? ПРОСЬБУ НЕ ПОВТОРЯТЬ! Единственное, что вы можете сказать это «я жду, ты знаешь, что надо делать». И не частите, повторяйте изредка, с достоинством. Итак, формулирую вкратце : озвучиваем просьбу, занимаем стратегическую позицию (становимся так, чтобы ребенок вас видел, при этом ни в коем случае не садимся рядом с ним и не закрываем собой экран телевизора ), смотрим в упор, не повторяя просьбу, вплоть до выполнения.  Выполнит? — Обязательно! Сколько ждать? — Пока не выполнит! А если час, два? — Возможно, в первый раз

ВНИМАНИЕ:  у вас должно быть достаточно времени для этого мероприятия! Не следует даже приступать к этому, если вы торопитесь.Во второй раз будет легче

Запаситесь временем — это очень важно, — и терпением — это не навсегда. Практикуйте этот метод изо дня в день, и вы будете приятно удивлены тем, как стремительно сокращается временной интервал между вашей просьбой и ее выполнением

Звучит как реклама?  Но это работает! Действуйте, все в ваших руках!

Практикуйте этот метод изо дня в день, и вы будете приятно удивлены тем, как стремительно сокращается временной интервал между вашей просьбой и ее выполнением. Звучит как реклама?  Но это работает! Действуйте, все в ваших руках!

Зрительный контакт

Детский мозг способен концентрироваться на решении лишь единственной задачи. Когда малыш увлечён игрой, а мама зовёт его обедать, то ей не следует раздражаться тому, что он её не слышит, поскольку он пока просто на это неспособен

Перед тем как перейти к смысловой части обращения, необходимо установить с ребёнком визуальный контакт, полностью переключив на себя его внимание. Глаза обоих должны быть на одном уровне, а ещё лучше взять малыша за руку и обратиться по имени

Если малышу больше 3,5 лет, то его можно попросить повторить услышанное, чтобы убедиться, что он всё запомнил и правильно понял.

Спуститься с пьедестала «великого родителя»

Придётся, иначе ничего не получится. Для малыша, едва научившегося ползать, всё окружающее кажется огромным, за исключением самых близких – отца и матери, которые с первых дней жизни носят его на руках, поднимая его точку обзора мира до собственной. Позднее, когда подросший ребёнок начинает ходить, проявлять свой характер, то родители упускают из виду более чем метровую разницу в росте и видении мира, поэтому продолжают смотреть на него с высоты своей значимости и мудрости и общаются сверху вниз. Одновременно и в их речах появляются приказной, повелительный тон. 
Родители справедливо полагают, что они старше и умудрённее опытом, и поэтому обязаны учить уму-разуму наивного малыша. Но даже если это и так, то лучше всё же будет снизойти на уровень самого ребёнка. Лучше даже физически присесть и посмотреть в глаза ребёнку. Тут-то и можно заметить, как одна и та же фраза, сказанная из «заоблачных высот» и при взгляде в детские глаза будет звучать совершенно иначе. Точнее, поменяется её восприятие малышом

Поэтому лучше попросить малыша убрать игрушки не криком из кухни или важно подбоченившись, а глядя ему в глаза. Вместе с ним можно оценить беспорядок в детской, а потом, глядя ему в глаза, сказать, что надо бы всё это исправить

Что нужно сделать, чтобы ребенок Вас услышал?

Убедитесь, что вас внимательно слушают

Так бывает, что ребенок поглощен игрой или творчеством и действительно не слышит. Кстати сказать, я, когда пишу текст или разрабатываю программу тренинга, настолько сконцентрирована на процессе, что совершенно выключена из окружающей действительности.

Чтобы я что-то в этот момент услышала, нужно либо очень-очень громко позвать, либо прикоснуться. Второй вариант приятней. Не люблю громких звуков

Поэтому сама в аналогичной ситуации тоже подхожу, кладу руку на плечо, привлекая к себе внимание, могу даже немного к себе развернуть. И только убедившись, что я таки попала в центр внимания, начинаю говорить

Вы когда-нибудь разговаривали с маленьким ребенком, который очень хочет сказать вам нечто важное? Который аж захлебывается словами, чтобы успеть рассказать вам все, что рвется наружу

Вы когда-нибудь разговаривали с маленьким ребенком, который очень хочет сказать вам нечто важное? Который аж захлебывается словами, чтобы успеть рассказать вам все, что рвется наружу

Ребенок в таком случае обычно даже фиксирует голову взрослого двумя руками, чтобы удержать внимание. Да-да, обхватывает пухлыми ладошками, так, чтобы взрослый не смог отвернуться

А то вдруг отвернется и не услышит важную важность

Я помню забавный случай, когда папа сказал двухлетнему Арсению: «Я тебя внимательно слушаю

А то вдруг отвернется и не услышит важную важность. Я помню забавный случай, когда папа сказал двухлетнему Арсению: «Я тебя внимательно слушаю. Только, пожалуйста, отпусти мои уши»

Только, пожалуйста, отпусти мои уши».

Держать ребенка за уши совершенно лишнее. Но можно держать его за плечи. В принципе, достаточно установить глазами зрительный контакт. Если меня 100% увидели, то вероятность, что меня услышат, существенно возрастает. Когда вы что-то говорите глаза в глаза, это очень трудно пропустить мимо ушей. Я много раз наблюдала,как дети младшей группы детского сада, когда что-то хотят сказать приятелю по играм, руками разворачивают его к себе

Они искренне хотят быть услышанными.Еще очень важно обращаться по имени. Или даже просто обращаться. Сказанное без обращения – это чаще всего обращение в никуда и эффект от этого никакой

По опыту педагогической деятельности могу сказать, что «Прибираем игрушки» пролетает мимо гораздо чаще, чем «Ребятки, глазки свои на меня подняли! Подошло время обеда. Начинаем все прибирать игрушки»

Сказанное без обращения – это чаще всего обращение в никуда и эффект от этого никакой. По опыту педагогической деятельности могу сказать, что «Прибираем игрушки» пролетает мимо гораздо чаще, чем «Ребятки, глазки свои на меня подняли! Подошло время обеда. Начинаем все прибирать игрушки»

Убедитесь, что ребенок вас действительно услышал

Слушал и услышал – это не одно и то же. Визуально человек вроде бы и слушал, и в глаза смотрел, и, может быть, даже кивал или «угукал», а сам мыслями где-то очень далеко был. На всякий случай лучше переспросить. Что-то типа этого: «Ты меня услышал? О чем я сейчас попросила? Катя, что мы сейчас будем делать?» И если ответ совпал с тем, что вы до этого говорили – поздравляю, вы услышаны. Это только первое время кажется, что слишком много всяких «реверансов». Потом это входит в привычку и всеми нормально воспринимается.- Арсений, заканчивай игру, через 5 минут ужин- Угу- Что значит «угу»?- Я понял, через пять минут ужин.Как говорится, слушайте и не говорите, что не слышали.

Как сделать из ребенка внимательного слушателя

Существуют определенные правила поведения, которых нужно придерживаться, когда взрослый доносит информацию, просьбу до младшего. Инструкция следующая:

Установка с чадом зрительного контакта

Это позволит ему перевести внимание на беседу, сконцентрироваться на ней.
Указания четкие, понятные и короткие. Ребенку проще выполнять просьбы, когда он хорошо понимает, что от него требуется

Они также должны быть ему по силам, соответствовать его возрасту.
Нейтральный тон голоса. Нельзя повышать голос, говорить слишком громко.
Не стоит формулировать просьбу с отрицанием. К таким относится «не делай», «не лезь». Такие указания младший принимает, как призыв к действию, а не бездействию.

Разбираясь, как научить ребенка слушать и слышать, стоит помнить, что все дети индивидуальны. Поэтому рекомендуется понаблюдать за чадом, пробуя разные методы донесения информации

Важно понять, как он реагирует на каждый способ, и выбрать наиболее эффективный

Нужно не просто привлечь внимание малыша, но и удержать его

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: