Автоматизация в речи звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц
Артикуляционная гимнастика для звука «С»
Работая над постановкой буквы «с», важно добиться губ, приучить язык ребенка все время маневрировать, то есть менять положение, принимая различные формы и правильно выпускать воздух изо рта на выдохе. Добиться этих требований абсолютно несложно
Сегодня для этого применяется огромное количество специальных упражнений:
Добиться этих требований абсолютно несложно. Сегодня для этого применяется огромное количество специальных упражнений:
«Заборчик» – этот элемент гимнастики заключается в следующем: стоя перед зеркалом, малыш должен улыбаться так, чтобы во рту было видно полосу сомкнутых зубов. Удерживать такое положение губ и челюстного аппарата можно 5-10 сек.
«Трубочка» – это упражнение некое продолжение «Заборчика»: во время его выполнения ребенок должен из широкой улыбки вытянуть губы вперед, округлив их, как бы для произношения буквы «о». Его также можно повторять столько сколько выдержит малыш.
«Открытый заборчик» – рот раскрыт в улыбке, но зубы при этом не соприкасаются, а кончик языка упирается в нижний их ряд. В таком положении челюсти нужно закрыть рот, не убирая язык с нижних зубов. Обычно это упражнение начинают делать от нескольких раз, постепенно доводя до 10-15.
«Блинчик» – во время его выполнения, ребенок снова должен улыбаться с открытым ртом, высунув язык на нижнюю губу, не прикасаясь ним к верхним зубам. Удерживать такую улыбку можно до 15 секунд.
«Массаж язычка» – также хорошее упражнение в артикуляционной гимнастике. Выполняется следующим образом: ребенок приоткрывает рот, держа язык на нижней губе, и шлепает по ней верхней губой
При этом важно еще и произносить звук «пя». После выполнения этого элемента нужно немножко покусать язычок, выговаривая при этом «тя»
«Остужаем блинчик» – нужно дуть на блинчик, произнося звук «ф». При этом малыш не должен надувать щеки.
«Чистим зубки» – снова улыбаемся с приоткрытым ртом, при этом кончиком язычка ребенок как бы должен изнутри чистить нижние зубки, водя ним в разные стороны. Во время этой процедуры челюсть не должна двигаться. Почистив изнутри, малыш может проделать то же самое снаружи нижних зубов, немного выпячивая язык.
«Трубочка из языка» – известное упражнение многим, однако не всем удается его сделать. Если у ребенка получается сворачивать язычок в трубочку, тогда проделывайте и этот элемент гимнастики, он также хорошо влияет на постановку правильной речи.
Дабы ваш малыш с удовольствием повторял все эти упражнения, нужно делать их вместе и в игровой форме
Когда вам удастся научить ребенка выполнять эти упражнения без каких-либо сложностей и уверенно менять положение языка, можно перейти к постановке звука «с». Этого также можно добиться с помощью очень простых упражнений:
- подражая взрослому – малыш вместе с родителями медленно произносит букву «с», следя за тем, как это делают они;
- сдувая шарик – имитирует звук, при котором получается выговорить согласную «с».
После того, как он научится делать и это нужно автоматизировать ее произношение. Для этого можно использовать скороговорки, поговорки и прочие стихотворные куплеты, в которых преобладает буква «с».
Буква Ж
Буква С
3 техники постановки звука «С»
Автоматизация звука [З] в слогах
Упражнение «Послушай, запомни, повтори»
за — за за — за — зо за — зо — за — зо
зо — зо зо — за — зо зо — зо — за — за
зу — зу зу — зу — зо за — зу — зо — за
Упражнение «Доскажи слово – скажи «за»
ба- ва- ро- Ли-
блу- поль — берё – по —
Автоматизация звука в словах.
а) в начале слова:
зад зал заяц запад
закат запах завтра зайка
заря загар замок завод
забор затея застава заставка
забыть забава загадка заноза
зол зоб зов зонт
зона зонтик зоркий зорька золото
зуб зуд зубы зубок зубило
Упражнение «Он, она, оно, они». Например: он забавный, она забавная, оно забавное, они забавные.
Забавный, зубной, музыкальный, загадочный, заботливый
На заводе загудел гудок. Завтра Захар пойдёт на запад.
Повторить словосочетания:
золотом золотят замок замыкают
заготовки заготавливают закладкой закладывают
наказы наказывают загадки загадывают
запеканку запекают забавный зайка
заболел зуб забыл зонт
забытая забава золотые зубы
загадочный замок
Произносить предложения. Образец: У З–ои ваз-а. З-аболели з-убы.
У Зои болит зуб. Зотов повел Трезора в дозор.
Зайцы грызут кору. У Зои новый зонт.
б) в середине слова:
база ваза коза роза
Лиза блуза глаза гроза
польза берёза базар фазан вокзал
мазать лизать влезать показать
наказать указать приказать незабудки
узор возок газон дозор
Трезор горизонт
везу козу внизу грызу
грозу ползу лазурь мазут
вазу Лизу розу книзу
разум берёзу лозунг разутый
зыбь язык вазы газы
козы возы тазы грозы
пузырь берёзы арбузы морозы
музыка козырёк пузырёк называть показывал
Назвать предметы во множественном числе.
Ваза, газ, коза, гроза, береза, арбуз, мороз.
Упражнение «Я, ты, он, она (мы, вы, они)». Изменение глаголов в настоящем времени.
Например: я показываю, ты показываешь, он (она ) показывает и т.д.
Показывать, забывать, затевать, заболеть, называть, заботиться, загадывать.
Изменение прилагательных
Знакомый – фильм, дорога, слово, лица;
Знаменитый – писатель, книга, событие, люди;
Взрослый – человек, девочка, поведение, поступки.
Повторить словосочетания:
полезная кукуруза полезное занятие
звуки мазурки безумная затея
знакомая ваза розовые розы
бронзовый загар Лиза на вокзале
Повторение и отработка фраз.
Мама полоскала белье в тазу. В грозу нужен зонтик.
Я на возу козу везу. Зоя поехала за билетами.
Зотов поехал на запад. Завтра нам должны показать зайца.
Трезор учуял запах зайца. У Трезора длинный язык.
Я ползу в гору. Зотов поймал фазана.
Зоя умеет вязать. Мне купят зайку и мозаику.
Папа идёт на завод. На окне ваза с незабудками.
У Лизы болят зубы. Зоя забыла зонтик у Лизы.
У Зои голубые глаза. На полу стоят тазы.
Мне купят зайку и мозаику. Лиза умеет вязать.
Береги глаза, Лиза. У Лизы роза.
У Зои замок. Лиза моет вазу в тазу.
Зоя заболела. Ударили морозы.
Зайцы грызут кору березы. Зоя забыла закрыть замок.
Налей в вазу воды, а то розы завянут. В школе зазвонил звонок на урок.
Зоя купила два арбуза, и один оказался розовый.
На дворе стоит коза, хмурит серые глаза.
Особенности произношения звуков Т Д
Какие типичные ошибки совершают дети при их произнесении? К систематически встречающимся речевым нарушениям относится:
- Замена звуков переднеязычных «Т – Д» на соответствующие заднеязычные «к – г», например, «к(т)игренок», «инг(д)юк».
- Смешение согласных переднеязычных «Т – Д» с заднеязычными «к – г»: клетка — клекта; стакан — скатан.
- Звук «Т» может смягчаться «П» или «К», например: пьичка — птичка; кьёчка, пьёчка вместо точка.
- Стойкое смешение Т Ч (утит — учит, девоть(ч)ка), Т Ц (Пеця — Петя, цвецет — цветет).
У деток с речевыми ошибками можно наблюдать такое построение предложений: «Мама, де (где) мои танфетьки (конфетки)?», «На тартинке (картинке) дуси». Окружающие сразу же замечают подобные нарушения, а родители могут обнаружить и неправильную артикуляцию звука т: вместо того, чтобы оставить кончик языка внизу, упирающимся в передние зубы, малыш поднимает его к нёбу.
Очень часто причинами неправильного произношения являются:
- Нарушения в артикуляции (работе органов речи).
- Малая подвижность нижней челюсти.
- Недоразвитость слухового восприятия (малыш не различает звуки).
- Плохой пример взрослых, когда кто-то из окружающих неправильно произносит Т Д.
В любом случае диагноз ставит логопед, а родители занимаются постановкой звуков на домашних занятиях в соответствии с его рекомендациями.Очень хорошо помогает в работе артикуляционная гимнастика, которая должна стать постоянным спутником не только занятий, но и повседневной жизни.
Важно: коррекцию произношения звуков Н Т Д, как правило, проводят после того, как в речи дошкольника будут четко поставлены простые звуки: гласные (а, у, о, и, э, ы) и согласные (б бь, п пь, м мь, в вь, ф фь). Для обследования произношения звуков Т Д можно предложить ребенку небольшой тест в виде нескольких упражнений:. Для обследования произношения звуков Т Д можно предложить ребенку небольшой тест в виде нескольких упражнений:
Для обследования произношения звуков Т Д можно предложить ребенку небольшой тест в виде нескольких упражнений:
- Вслед за взрослым произнести предложения, в которых встречаются данные звуки, например: Дуся дает дыню Даше. У тети Тани на столе тетради.
- Рассмотреть картинки, на которых изображены предметы со звуками Т Д, например: тапочки, теленок, тигр, топор, телевизор, телега, торт; дыня, дом, дверь, дерево, девочка, дети.
- Среди разложенных на столе картинок найти ту, которую назовет взрослый: точка — дочка, тучка — дачка, уточка — дудочка, прудик — прутик, домик — томик.
Работа требуется тому малышу, у которого в речи не прослеживаются Т Д или заменяются другими звуками, отсутствует дифференциация (различение сходных по звучанию звуков).
Ставим звуки [Р], [Р’]
Самый частый вопрос, встречающийся в практике: «Почему он(она) «не говорит звук «р», мы переживаем?» И пусть малышу всего 2 года, родители начинают переживать, не разобравшись с особенностями становления звукового ряда у детей.
Получить правильный звук «Р» — трудоемкий процесс. Как показывает практика, вызвать его при помощи подражания практически невозможно. Обычно, появлению его в речи, предшествует долгая подготовка артикуляционных органов, выработка нужных движений языка, учению различать верные и неверные звуки.
Наиболее подходящий комплекс упражнений – «Быстрая змейка», «Дятел», «Балалайка», «Индюшата», «Барабанщик», «Ковшик», «Иголочка». Есть и другие, не менее эффективные упражнения:
«Малярная кисть»
Малыш улыбается и приоткрывает рот. Далее ребенок языком поглаживает верхнее небо в направлении вперед-назад, то есть от передних зубов в сторону горла, отводя язык максимально глубоко. Повторить упражнение нужно 10-12 раз.
«Гармошка»
Нужно улыбнуться и открыть ротик, язык прижать к небу, словно готовимся произнести протяжный звук «нь». Удерживая язык в поставленном положении, открываем рот широко по максимуму, затем закрываем его. Повтор упражнения — 15-20 раз.
«Комарик»
Открыть ротик, кончик языка убрать за передние зубы и пытаться произносить звук «з». Затем убрать язык обратно, упереться им в верхнее небо у линии роста передних зубов. Снова произнести звук «з».
Подобные упражнения отлично развивают артикуляцию, растягивают уздечку, укрепляют мышцы лица. Но чтобы поставить звук , используют еще и специальные упражнения:
- Ребенок должен открыть ротик, кончик языка прижать к основанию передних зубов у неба, при этом предложите ему быстро произносить звук «д-д-д». Спустя несколько секунд попросите малыша сильно дунуть на кончик языка, не останавливаясь выговаривать звук «д». Это упражнение поможет ребенку ощутить нужную вибрацию и запомнить ее.
- Ребенок широко открывает рот и выговаривает звук «ж-ж-ж», продвигая язычок ближе к линии роста верхних зубов. Спустя пару секунд специальный шпатель введите под язычок ребенка и ритмично водите его в стороны, создавая вибрацию. Ребенок при этом должен с силой дуть на произносимый звук, чувствуя вибрацию и колебания, которые получаются.
- Попросите, чтобы ребенок произнес звук «з-з-за», отодвигая язык назад по максимуму. Подобно второму упражнению, введите шпатель под язык и поводите им вправо-влево. При правильном выполнении тренировки в итоге вы услышите четкий звук «Р».
- Аналогично упражнению №3, попросите малыша произнести звуки «з-зи», не закрывая рот. Проделайте шпателем аналогичные движения. Это упражнение позволит поставить звук «р», но более мягкий.
Если у малыша не получается удержать язык вверху, а сам звук получается глухим, попросите его удлинить звук – дрнь-дрнь (например, заведи автомобиль).
Исправление звукопроизношения у детей.
При постановке звукопроизношения, если у ребенка нарушены несколько групп звуков, сначала исправляют базовый звук для определенной группы. В группе свистящих сначала исправляют звук с. Затем, отталкиваясь от него, ставят звук з, после этого переходят к мягким звукам сь и зь; последним в группе свистящих ставят звук ц. В группе шипящих прежде всего исправляют звук ш. Затем на основе его артикуляции ставят звуки ж, ч, щ. В группе заднеязычных звуков (к, кь, г, гь, х, хь) основным является артикуляция звука к.
Коррекционную работу начинают с тех групп, которые должны появляться у ребенка раньше по возрастным нормам.
Исправление звуков проводится поэтапно. Обычно это четыре основных этапа:
- подготовительный,
- постановка звука,
- автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их,
- этап дифференциации.
Занятия с ребенком должны проводиться систематически, не менее трех-четырех раз в неделю, подкрепляя ежедневными 2–3-разовыми кратковременными упражнениями. Если занятия будут проходить реже, их эффективность резко снизится. Ребенок быстро утрачивает приобретенный навык, т.к. в свободной речи, когда самоконтроль ослабевает, малыш будет возвращаться к неправильно сформированному стереотипу.
Для проведения занятий Вам понадобятся различные картинки. Это должны быть или просто предметы, или рисунки, изображающие какие-то жизненные ситуации. Здесь Вам помогут различные лото. Есть специальное логопедическое лото “Подбери и назови”. В нем уже подобраны картинки на каждый звук. Также рекомендуем приобрести логопедическое пособие: Т. Б. Филичева, Т. А. Каше “Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста”. Будут помощниками и любые книги, журналы с иллюстрациями, а может быть Вы и малыш нарисуете что-то сами. Использование картинного материала позволит сделать Вашу работу интересной и разнообразной.
Сроки постановки правильного произношения зависят от ряда факторов: степени сложности недостатка, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий. Постановка звука может занять 1–2 занятия, а автоматизация 3-4; или 5–7 занятий может потребоваться только для того, чтобы подготовить артикуляционный аппарат для постановки звука. И тот и другой варианты нормальны.
При выполнении наших рекомендаций, не сомневаемся, что Вы получите хороший результат. Но, если Вы усердно работали по данному курсу с ребенком 2–3 месяца, а результаты незначительны (ни одного звука так и не удалось поставить в соответствии с возрастными нормами), рекомендуем обратиться за консультацией к логопеду. Возможно, Вам понадобится несколько советов, и самостоятельная работа может быть продолжена, или ребенку необходима более глубокая помощь, чем кажется на первый взгляд, и оказать ее может только квалифицированный специалист. Родителям, имеющим недостатки произношения, полезно заниматься вместе с детьми.
В работе над произношением необходима последовательность. Не торопитесь переходить к следующему этапу (или упражнению), не освоив предыдущий.
Желаем успехов!
Автоматизация звука Ж
Продолжительность логопедических занятий зависит от возраста дошкольника, длятся они от 15 до 30 минут.
Упражнения по автоматизации «Ж» включают в себя проговаривание:
- пословиц,
- скороговорок,
- стихов,
- потешек.
Сначала «Ж» включают в слоги, затем в слова, постепенно усложняя задания. Комплекс направлен на формирование зрительного, слухового, артикуляционного и речевого контроля.
Скороговорки для автоматизации «Ж» в речи (для детей 4-5 лет):
- Жук жужжит над абажуром.
- Жужжит жужелица, жужжит и кружится.
- Режет ежик ножом коржик.
- Жаворонок в жару кружил над жнивьем
- В живом уголке жили ежи да ужи.
- Слишком много ножек у сороконожек.
Частое повторение стихов и скороговорок на букву Ж ускорит результат.
Потешки для закрепления «Ж» (для детей 5-6 лет):
- У ежа — ежата, у ужа — ужата.
Ужата — у ужа, ежата — у ежа. - Желтый желудь
Дрожал над лужей. - Жук жужжит — он встать не может,
Ждет он, кто ж ему поможет.
Жужжит над жимолостью жук.
Тяжелый на жуке кожух.
Жук летает над лужком,
Он устал ходить пешком. - Жану нужен ножик,
Жанне нужен ежик. - Увижу Женю — покажу ежа,
Увижу Жанну — покажу ужа. - Жарко жабе в теплой луже
Жаба ждет дождя и тужит - Жук-жучок, желтый бочек,
На лужайке не лежи, полетай, пожужжи. - Что на ужин у ежей?
Кожура от желудей. - У ежа — ежата, у ужа — ужата,
У чижа — чижата, у жука — жучата.
Чем интереснее задания, тем легче ребенку включится в игру.
Стихи на отработку «Ж» (для детей 7-8 лет):
- Вышла Женя погулять,
Стала дождик умолять:
Дождик, дождик, не дожди,
Дождик, дождик, подожди.
Ты нам не нужен, не нужны и лужи.
Дождик Жене не мешал,
Дождик дальше побежал. - Шмель Шмелю
Жужжит:
«Друж-ж-жище!
На тебе ж
Пылинок тыщи!
Поправляя
Свой жилет,
Шмель Шмелю
Жужжит
В ответ:
«Это ж вовсе
Не пыльца,
Это ж пудра
Для лица.
На боках
И на спине
Я несу ее
Ж-ж-жене!»
(автор В. Иванова)
После отработки корректного «Ж» в речи ребенка взрослые должны следить за его произношением в бытовых ситуациях.
При этом речь окружающих также должна быть:
- грамотной,
- чистой,
- красивой,
- выдержанной.
Для развития фонематического восприятия звука «Ж» ребенку необходимо:
- Читать качественную литературу.
- Включать аудиокниги.
- Показывать детские спектакли.
Правильная речь, которая окружает детей, станет инструментом для автоматизации корректного произношения всего фонематического ряда. Без этого условия специализированные занятия не принесут долговременных результатов.
Самоконтроль — залог успешной работы над проблемным звуком
Чтобы вся проделанная работа увенчалась успехом, надо принять во внимание такой фактор, как умение ребенка контролировать свое произношение. Занятия с логопедом, общение с родителями — это только часть времени, где за речью ребенка установлен контроль
В остальное время, в том числе и при общении со сверстниками, ребенок должен научиться следить за своей речью сам.
Чтобы это не стало досадной обязанностью, мотивируйте его к преодолению речевого недостатка, поддерживайте при неудачах, хвалите за маленькие победы над собой. У вашего малыша обязательно все получится, не сомневайтесь.
Как, впрочем, и в том, что из него вырастет целеустремленный, открытый к общению человек.
Буква Р
Существует несколько вариантов неверного произношения буквы Р:
- дети могут не произносить этот звук вообще (корова — коова),
- может быть замена твердой буквы Р на мягкую (рука — рюка),
- иногда букву Р заменяют другими буквами (рука-лука, дука, люка, йюка и т.д.).
Как же заниматься с ребенком, чтобы научить его верному произнесению буквы Р?
- Артикуляционные упражнения подготовят мышцы губ и языка к занятиям. Их нужно проводить ежедневно.
- «Варенье». Ребенок должен приоткрыть рот и водить языком вправо и влево по верхней губе. Чтобы заинтересовать малыша, можно намазать рот чем-то сладким.
- «Маляр». Нужно водить языком вперед и назад по нёбу, как это делает маляр своей кистью.
- «Гриб». Ребенку надо открыть рот, улыбнуться и прижать язык полностью к нёбу, удерживая его от 3 до 10 счетов.
- Дыхательные упражнения помогут с нужной интенсивностью направлять струю воздуха, чтобы получился верный звук. Вдох должен быть строго через нос, а выдох — через рот. Повторять упражнение больше 4 раз не надо.
- «Свеча». Нужно задуть горящую свечу. Делать это можно короткой, сильной струей воздуха, можно, наоборот, слабой. Или задувать с близкого расстояния, с каждым разом увеличивая дистанцию.
- «Снежинка». Ребенок должен растянуть губы в улыбке и расположить язык на нижней губе. Нужно сдуть кусочек бумажки («снежинку») на кончике языка.
- «Буря». Понадобится стакан с водой и трубочка. Ребенку надо выдохнуть в трубочку, опущенную в стакан. Так в воде получится настоящая «буря».
- Вибрация языком — учимся чувствовать и воспроизводить.
Нужно сесть вместе с ребенком перед зеркалом. Он должен видеть положение языка и губ взрослого. Так будет проще повторить правильный звук. Стоит попробовать произносить букву Р, рыча как тигр, или мурлыча, как кошка. Упражнения будут более результативными, если ребенку будет интересно выполнять задания.
Можно научиться произносить букву Р, используя другие буквы. Например, ребенок может протяжно произносить звук З, держа язык в верхнем положении. Затем надо быстро проводить языком по бугоркам за верхней челюстью. Получится звук СР.
Также можно поработать с другими буквами. Например, учиться произносить Р через хорошо отработанные Д, Ж, С. Постепенно можно будет уйти от лишних букв, автоматизировав произношение буквы Р. Для этого нужно часто использовать в речи слова, содержащие проблемную букву Р.
Игры с буквой Р
Чтобы закрепить эффект от упражнений, важно в течение дня возвращаться к отработке навыков
- «Волшебный мешочек». Дети достают из мешочка предметы или картинки с изображениями предметов. Надо произнести название предмета, четко выговаривая букву Р.
- Игры с крупами. Они хорошо стимулируют мелкую моторику, а, значит, и речь. Можно изображать предметы, в названии которых есть буква Р. Например, коРРРРона из гРРРРРечки.
- Повторить слог наоборот. Ар-ра, ур-ру и т.д.
- Закончить фразу. Потребуются картинки с подсказками. Например, ро-ро-ро — перо.
- Короткие песенки или стихотворения. Например:
Барашек, барашек, Покажи рога. Дам тебе я сахару, Кусочек пирога!
Скороговорки с буквой Р
- Красный краб кричит «Ура!» Резать торт пришла пора.
- Проворонила ворона вороненка.
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
- Во дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
- Три сороки-тараторки тараторили на горке.
- Разъяренный крокодил раздражен и нелюдим.
- Грянул гром — гроза в разгаре.
- Боря Ире дал Ириску. Ира Боре — барбариску.
- Тридцать три трубача трубят тревогу.
Автоматизация звуков [С], [З], [Ц]. Работа с карточками.
После постановки звука (, ) логопед выбирает карточку со словами и предложениями, где звук находится в той позиции, которая наиболее удобна для его правильного произнесения
Если у ребенка не сформированы звуки , , , , то при отработке (, ) в словах не следует акцентировать внимание на этих звуках или вовсе не использовать слова, напечатанные жирным шрифтом (со звуками , , , ). При недоразвитии операций фонематического восприятия, навыка дифференциации фонем мы не советуем произносить слова, напечатанные курсивом (слова, содержащие , , ).. Автоматизировать звуки в словах рекомендуется не более 10 минут
После получасового перерыва работу можно возобновить. Перед произнесением слов ребенку следует напомнить правильную артикуляцию звука и попросить его произнести звук изолированно («с-с-с-с-с»).
Автоматизировать звуки в словах рекомендуется не более 10 минут. После получасового перерыва работу можно возобновить. Перед произнесением слов ребенку следует напомнить правильную артикуляцию звука и попросить его произнести звук изолированно («с-с-с-с-с»).
Далее дошкольнику предлагается произнести слова вслед за взрослым (по подражанию) или прочитать их вслух самостоятельно (под контролем взрослого). На начальных этапах работы по автоматизации звука слова следует произносить медленно, выделяя голосом звук (, ).
Детям можно предлагать игры:
- 1. выбирать из картинок те, в названиях которых звуки , , имеются в начале (в середине или в конце) слова;
- 2. распределять картинки по количеству слогов в словах — названиях;
- 3. составлять предложения по двум выбранным картинкам, логично объединяя предметы, изображенные на них, и т. д. Картинки можно использовать в заданиях при дифференциации звуков — — .
Для успешного введения звука в речь рекомендуется заниматься ежедневно, выполнять домашние задания. Перед занятием необходимо создавать положительную мотивацию для произнесения правильного звука
Во время занятия следует в первую очередь отмечать успехи ребенка, не акцентировать внимание на неудачах и целенаправленно их преодолевать вместе с ребенком.
Рекомендации Перегудовой Т. С.
Звук “Ж”
При произнесении звука «Ф»: губы вытянуты вперед и округлены, зубы приближены на расстояние 4-5 мм, кончик языка приподнят к альвеолам верхних зубов, средней части загибается спинка языка, задняя часть спинки языка поднимается в сторону мягкого неба, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, через две щели проходит сильная струя воздуха: между спинкой языка и мягкое небо, а между кончиком языка и твердым небом голосовые связки сомкнуты — они производят голос.
Артикуляционная гимнастика.
«Дудочка”
С напряжением вытяните губы вперед.
«Круг”
Поднимите верхнюю и нижнюю губы, обнажив соседние зубы.
«сквернословие”
Улыбнитесь, слегка прикусите кончик широкого языка.
«Плечо”
Откройте рот, приложите широкий мягкий расслабленный язык к нижней губе.
«Колебание”
Откройте рот, кончиком языка поочередно коснитесь верхней и нижней губ — движениями вверх и вниз.
«Болтовня”
Откройте рот, коснитесь кончиком языка верхней губы — движениями вперед-назад.
«Кружка
Откройте рот, приподнимите края и кончик широкого языка кверху в форме «чашки”.
«Распишем верхний забор”
Улыбнитесь, откройте рот, кончиком языка изнутри «прокрасьте» верхние зубы «кисточкой» — кончиком языка. Движения вверх-вниз, влево-вправо.
«Покраска потолка”
Откройте рот, прижмите кончик языка к твердому небу сзади вперед.
«Колокол”
Положите тыльную сторону ладони на горло. Поочередно произносите громкие и глухие звуки. При произнесении звенящего звука ощущается вибрация голосовых связок, при произнесении глухого звука вибрации нет.