Виды артикуляционной гимнастики и какую выбрать для ребенка
Логопедическая гимнастика бывает пассивной и активной. Одни и те же артикуляционные упражнения при этом будут отличаться техникой исполнения.
Пассивная гимнастика
Пассивную гимнастику применяют, когда у ребенка не получается делать упражнения самостоятельно. Артикуляционный аппарат плохо развит. Такие дети не разговаривают или говорят с нарушениями, искажая различные группы звуков (как согласные, так и гласные).
Мышечный тонус языка у таких детей часто нарушен. Ребенок не может самостоятельно высунуть язык, поднять, опустить его или повернуть в сторону.
Упражнения ребенку делает взрослый, совершая механические нажимы руками или с помощью логопедических инструментов (шпателей, зондов).
Необходимость пассивной зарядки для улучшения артикуляции определяет логопед на консультации. Перед каждым занятием специалист делает ребенку логопедический массаж. За счет развития и тренировки слабых мышц, дети учатся воспроизводить новые звуки, постепенно переходя к активной гимнастике.
Активная гимнастика
Эта форма занятий подходит детям, которые повторяют и делают упражнения самостоятельно. Родители могут заниматься с ребенком в домашних условиях.
При неправильном произношении определенных звуков логопед сориентирует, какие упражнения нужно делать ежедневно для их исправления. При этом основную работу коррекции звуков должен проводить специалист.
Нарушение голоса у детей
Развитие и изменение голоса у детей тесным образом связано с изменениями и ростом всего организма, а также с развитием артикуляционного и дыхательного аппарата. Можно сказать, что развитие голоса неотделимо от развития речи в целом, поэтому специалисты рассматривают, в первую очередь, именно речевые нарушения голоса. Вне речи возможны лишь элементарные проявления голоса: крик, кашель, смех.
Рассмотрим возможные причины возникновения голосовых нарушений. Центральные органические нарушения голоса могут быть вызваны параличами и парезами голосовых связок. Нередко нарушения подобного рода можно встретить у детей с ДЦП.
Периферические органические нарушения могут быть вызваны различного рода воспалениями, а также такими заболеваниями как:
- хронический ларингит;
- ожог (травма) гортани;
- периферические парезы и параличи;
- «певческие узелки»;
- опухоль гортани;
- послеоперационные рубцы и стенозы гортани.
Отличительной чертой функциональных голосовых нарушений является некорректная работа голосового аппарата на фоне отсутствия каких-либо органических повреждений. Центральные функциональные нарушения голоса вызваны, как правило, какой-либо психотравмой, поэтому специалисты выделяют так называемую «психогенную афонию».
Функциональные периферические нарушения голоса, как правило, обусловлены повышенными голосовыми нагрузками. Кроме того, нередко подобного рода нарушения возникают в следствии респираторных заболеваний, при условии, что ребенок не соблюдал голосовой режим.
Нарушение звукопроизношения и тембра голоса
Для оценки детского голоса используется терминология и педагогической, и медицинской классификаций, однако они не охватывают всю специфику нарушений детского голоса. Выделяют афонии — полное отсутствие голоса или дисфонии — изменения тембра голоса за счет добавочных призвуков. Данная классификация не учитывает специфики нарушений голоса у детей и не отражает всех аспектов голосовых проблем.
Согласно медико-педагогической классификации все нарушения голоса сгруппированы по акустическому принципу на изменения:
1. резонанса (гипо- и гиперназальность);
2. высоты основного тона;
3. силы голоса;
4. тембра голоса (осиплость или охриплость), которые в свою очередь разделить по:
- длительности (кратковременные, стойкие);
- степени выраженности (афонии, дисфонии);
- характеру нарушения (физиологические и патологические, последние — функциональные и органические).
Важным фактором у детей является и возрастной критерий нормы. Нельзя не учитывать фактора формирования и развития голоса ребенка.
Индивидуальные занятия в трудных случаях
Методика постановки гласных звуков
Среди наиболее распространенных методик постановки гласных звуков выделяют методику Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезиной и методику К.А. Волковой.
Первая из них предусматривает:
- Длительно произносить гласный в составе слогов и изолированно.
- Отрабатывать гласный в слогах и изолированно отрывисто, кратко.
- Изменять громкость звука при его выговаривании.
- Проговаривать гласную фонему, делая на нее ударение, а также безударно в слогах и словах.
- Различение гласных в слогах.
К.А. Волкова предлагает выполнять следующие виды упражнений:
- Проговаривать звук изолированно.
- Произносить гласный при напряжении артикуляционных органов: позиции под ударением; и в начале слова; в начале слога.
- Отрабатывать под ударением и в безударной позиции.
- Проговаривать в начале слова, слога, в конце, между согласными, т.е. изменять позицию звука.
- Различать гласные в слогах и словах.
Методы постановки
Практикуются 2 метода постановки гласных у дошкольников. Первая методика принадлежит дефектологу Федору Федоровичу Рау, включает такие пункты:
- Продолжительное изолированное проговаривание, а также в слогах.
- Отработка изолированного и слогового произношения.
- Изменение громкости проговаривания.
- Слоговое проговаривание ударной и безударной гласной, затем в словах.
- Определение гласной в слогах.
У педагога Ксении Александровны Волковой иной подход:
- Изолированное проговаривание.
- Произношение при напряженных органах артикуляции ударной гласной, находящейся в первом слоге слов и в первой позиции слога.
- Отработка ударной и безударной формы фонемы.
- Проговаривание в начале и конце слов, внутри слов меж согласными.
- Определение гласной в слогах, затем в словах.
Коррекция нарушения голоса
Первый шаг при нарушении голоса — обследование. Установить причины речевой патологии помогут такие специалисты, как: отоларинголог, фониатр, невролог. Далее логопед исследует основные характеристики голоса.
В логопедическое обследование входит:
- оценка анамнеза;
- исследование особенностей голоса ребенка;
- анализ характера голосообразования;
- анализ темпо-ритмических и интонационных характеристик речи;
- оценку физиологического и фонационного дыхания;
- определение времени максимальной фонации.
Методика коррекции нарушений голоса зависит от причин появления дефектов, а также характера речевого расстройства. При функциональных нарушениях голоса в целях коррекции применяют массаж передней поверхности шеи, лечебную физкультуру, физиотерапию, а также даются рекомендации по соблюдению голосового режима.
При органических нарушениях голоса проводится общая и местная медикаментозная терапия. В некоторых случаях (по показаниям) назначается хирургическое лечение ЛОР-патологии.
Работу с логопедом рекомендуется начинать как можно раньше, это поможет добиться лучших результатов, предупредить фиксацию речевых дефектов, а также не позволит развиться невротическим реакциям.
Основные направления работы по коррекции речевых нарушений:
- психотерапия;
- коррекция дыхания;
- логопедические занятия.
Работа с логопедом включают в себя:
- дыхательную и артикуляционную гимнастику;
- фонопедические упражнения;
- логопедический массаж;
- занятия, направленные на автоматизацию достигнутых навыков.
Положительная динамика по коррекции нарушений голоса заметна уже спустя 2-4 месяца занятий с логопедом
Обращаем Ваше внимание на то, что для успешного закрепления достигнутых результатов необходимо соблюдать все рекомендации логопеда и заниматься с ребенком дома
Обращаясь в наш Центр, Вы получите квалифицированную помощь логопеда, который уделит особое внимание к Вашему ребенку и даст ответы на все волнующие Вас вопросы. Мы рады Вам помочь!Первый детский медицинский центр: Здоровье детей – спокойствие родителей!.
Автоматизация гласных звуков
После постановки следует автоматизация произношения. Начало занятий такое же, как при постановке, то есть применяются все те же упражнения для развития слухового восприятия фонем и дыхательной способности.
Автоматизация А
Для автоматизации изолированного произношения применяются занятия «Греем ладошки», «Аня плакса» и «Аня засыпает». Педагог просит показать, как плачет Аня. Воспитанник сначала тихо, затем во весь голос произносит: «А-а-а-а-а!». Педагог просит убаюкать засыпающую Аню. Ребенок произносит звук, как при укачивании в колыбельке: «Ааа-ааа-а!».
Второй этап – произнесение гласной в словах. Дошкольник дает имена трем девочкам на картинках, произносит вслух вслед за педагогом: «Аня. Маша. Алла».
Автоматизация О
Сначала гласная проговаривается изолированно, затем в сочетании с другими звуками.
Для автоматизации произношения гласной в словах нужны карточки, изображающие девочку, обруч, окно и осу. Дошкольник повторяет предложения вслед за логопедом: «Это Оля. У Оли есть обруч. Оля смотрит в окно. Олю укусила оса».
Другое задание – повторение слов: овощ, осень, окно, окунь, орех, ослик.
Автоматизация И
Ребенок учится проговаривать гласную изолированно, затем в сочетании с другими звуками.
Для автоматизации в словах дошкольник повторяет вслед за логопедом: игра, блин, лилия, пила, лимон, индюк, слива, ива. Пусть воспитанник нарисует какой-либо из перечисленных объектов.
Автоматизация Э
Для занятия нужны изображения девочки и собаки. Ребенок проговаривает вслед за педагогом: «Это Эмма. У Эммы есть собака Эдик. Эмма зовет собаку: «Эдик, иди кушать!». Эмма кормит собаку: «Эдик, ешь!».
Другое задание – повторение слов: эхо, это, эму, экран, эскимо, эмаль.
Автоматизация Ы
Сначала применяется автоматизация изолированного произношения, затем в сочетании с другими фонемами.
Для автоматизации в словах дошкольник проговаривает слова вслед за педагогом: дым, дыня, мыло, мышь, рыжий, пыль, лыжи.
Автоматизация У
На начальном этапе автоматизации практикуется изолированное и слоговое произношение гласной.
Ребенок выговаривает слова за педагогом: ухо, утюг, уж, урок, муха, улица, ум.
Логопедическая зарядка для губ:
Нужно растянуть сомкнутые губы в улыбке. Зубы не видны. Напряжение должно чувствоваться в углах рта.
Губки наши улыбнулись,
Сильно-сильно растянулись.
ТРУБОЧКА
Собранные в трубочку губы вытягиваем вперед. Губы не округлены, а сомкнуты.
В трубочку тянулись губы,
Будто мы гудели в трубы.
УЛЫБОЧКА-ТРУБОЧКА
Эта зарядка представляет собой чередование упражнений. В каждом положении нужно задержать губы на несколько секунд.
Улыбочка и трубочка.
Растянулись в дудочку.
ЗАБОРЧИК
Зубы сомкнуты, губы растянуты в улыбке так, чтобы обнажить зубы.
Язык задумал убежать –
Нам нужно крепко зубки сжать.
Конспект занятия по грамоте в старшей группе Закрепление звуков «А», «У»
(Первый год обучения)
1. Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков «А», «У».
2. Учить выделять звуки «У», «А» из ряда гласных.
3
Развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление
4. Формировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
5. Формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, их чтения.
Материалы:
Сюжетные картинки «Заблудились в лесу», «Мама укачивает малыша»; символы (карточки) звуков «У», «А»; красный круг, карточки с буквами «У», «А» (из азбуки); палочки; рабочая тетрадь; цветные карандаши; мяч.
I. Организационный момент
– Сядет тот, кто назовет слово на звук «А».
– Сядете тот, кто назовет слово на звук «У».
1. – Молодцы. Сегодня на занятии мы вспомним звуки и буквы «А», «У».
2. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин. Разламывают воображаемый апельсин.
Много нас, Показывают 10 пальцев.
А он один. Показывают один палец.
Эта долька – для ежа. Загибают по одному пальчику,
Эта долька – для стрижа. начиная с большого на левой руке.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура. Бросательное движение правой рукой.
Он сердит на нас – беда!!! Сжимают кулаки и прижимают к груди.
Разбегайтесь – кто куда! «Бегут» пальцами по столу.
II. Основная часть.
3. Игра «Эхо»
– Ребята, отгадайте, какие звуки я хочу произнести. (Логопед беззвучно произносит поочередно звуки «А», «У».
– Я приготовила для вас задание. Послушайте и назовите первый звук в словах:
ухо аист улитка арбуз аист улица
арка Утро утюг антенна умывальник астра
– Какие это звуки? Это гласные звуки, их можно петь и мы во рту, когда их произносим не чувствуем преграды.
4. Игра «Что лишне?»
– Назовите лишнее слово, то, которое не начинается на звук «А»:
Апельсин, ананас, овощ, арбуз.
Арка, огурец, астра, антенна.
5. Чтение слогов «АУ», «УА»
– Посмотрите на панно, давайте почитаем буквы.
– Сколько здесь букв? Какая первая буква? Какая вторая?
– Что получается? (слог)
– Когда кричат «АУ»? (выставить картинку)
– Кто кричит «УА»? (выставить картинку)
(Читаем всегда слева направо.)
6. Работа в тетрадях Коноваленко.
– Прочитайте в своих тетрадях буквы, передвигая указательный палец правой руки от буквы к букве.
Слева направо; парами слева направо;
Сверху вниз; парами сверху вниз.
(Работа в тетради Коноваленко).
– Раскрасьте красным карандашом буквы «А», «У».
7. Игра «Да-нет»
Логопед выставляет на панно картинки, а дети называют их и говорят «Да», если в слове есть звук «У», и «Нет» – если в слове нет звука «У».
8. Игра «Закончи слово»
– Я буду называть первый слог слова, а вы будете произносить все слово целиком:
Фру-кты Апе-льсин Ули-ца
Ана-нас У-ши Ар-буз
9. Игра «Большой – маленький» (с мячом)
– Я буду называть предмет, а вы скажете, как его ласково назвать.
Арбуз – арбузик Апельсин – апельсинчик
Ананас – ананасик Утюг – утюжок
Улитка – улиточка Утка – уточка
10. – Вы потрудились, и пальчики устали, давайте их разомнем.
Нарисуйте в воздухе букву «У», «А»; сделайте упражнение «Кольцо-кулак» (показ логопеда)
11. Выкладывание букв «У», «А» из палочек.
12. Напечатайте слоги «АУ», «УА» в своих тетрадях.
Ш. Итог занятия, оценка детей.
– Ребята, вспомните, о каких звуках мы говорили на занятии?
– Каким цветом обозначаем эти буквы?
– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.
Предыдущий материал из рубрики —
Конспекты логопедических занятий:
СОХРАНИТЬ У СЕБЯ в:
Разместить свои материалы на Логопедия для всех Узнай КАК?
Рубрики: Конспекты логопедических занятий
Комплексы артикуляционной гимнастики при нарушении согласных звуков
Артикуляционный комплекс может быть направлен на корректировку у детей определенных согласных звуков
Важно помнить, что провести полноценную диагностику речевых навыков и дать индивидуальные рекомендации может только специалист
Звуки Р, РЬ:
- заборчик;
- лошадка;
- грибок;
- гармошка;
- качели;
- часики;
- маляр;
- чашечка;
- мотор;
- чистим зубки;
- варенье;
- бегемотик;
- индюк.
Звуки Л, ЛЬ:
- улыбка;
- трубочка;
- непослушный язычок;
- змейка;
- варенье;
- индюк;
- качели;
- лошадка;
- блинчик;
- маляр;
- чистим зубки.
Звуки С, СЬ, З, ЗЬ, Ц:
- улыбка;
- трубочка;
- непослушный язычок;
- блинчик;
- горка;
- часики;
- качели;
- чистим зубки;
- маляр;
- варенье;
- змейка.
Звуки Ш, Щ, Ж, Ч:
- улыбка;
- трубочка;
- лошадка;
- грибок;
- гармошка;
- блинчик;
- маляр;
- варенье;
- чашечка;
- качели.
Скачать артикуляционную гимнастику
Улучшить речь ребенка можно при регулярном проведении артикуляционной гимнастики, а картинки и стихи помогут родителям быстрее освоить процесс обучения.
Недостатки произношения гласных звуков
Среди недостатков произношения гласных звуков есть такие, которые характерны для всего гласного ряда или для нескольких звуков из него.
- Назализация, когда носовой резонатор неправильно участвует в артикуляции: вход в носовую полость остается открытым. Считается грубым дефектом.
- Расширенная артикуляция. Рот раскрывается более широко, чем требуется для правильного произношения. Из-за этого округление губ при выговаривании лабиализованных звуков становится меньше. Подъем языка при таком широком растворе снижается.
- Суженная артикуляция. Механизм действия противоположен описанному выше. Считается грубым дефектом.
- Передняя артикуляция. Характерна для О, У. Происходит из-за того, что язык мало отведен назад вглубь рта. При этом кончик его находится близко от нижних резцов, спинка стоит комком.
- Повышение голоса. Грубый дефект произношения У, И.
- Ы-образное произношение, когда гласный звучит близко к Ы. Характерно для А, О, Э, И.
Существуют ошибки в произношении, характерные для конкретных звуков.
- И звучит похожим на ЛЬ. В речи это будет выглядеть так: вместо писать – пльсать, вместо кидает – кльдает.
- При выговаривании фонемы Э язык выглядывает изо рта и ложится на нижнюю губу.
Нормальная артикуляция гласных звуков
Закономерности развития детского голоса в норме и при патологии
Нарушение процесса коммуникации, обусловленное голосовыми расстройствами, сказывается на нервно-психическом развитии детей, влияет на общее речевое развитие (125). Именно поэтому вопросам физиологии, патологии детского голоса уделяется много внимания и в медицинской, и в педагогической литературе.
Физиологами Н.И.Красногорским, А.Г.Ивановым-Смоленским установлено, что примитивная голосовая реакция обнаруживыается с первым криком (81). По данным И.Максимова, голос новорожденного бывает различным по силе, но всегда одинаковым по высоте и почти не отличающимся по тембру у всех детей обоего пола (102). М.Зееман отмечает слабость голоса новорожденного и легкий носовой оттенок. По мнению автора, постепенное совершенствование голоса начинается со второго месяца по мере моторно-кинестетического развития (67). Е.Н.Винарская подчеркивает, что механизм формирования крика закрепляется только в том случае, если он оказывается целесообразным для приспособления младенца к условиям существования. При этом крики превращаются в своеобразный призывный сигнал, а голосообразование становится произвольно управляемым актом (29).
Голосовая функция реализуется при тесном взаимодействии всех органов голосообразования, претерпевающих в процессе онтогенеза определенные изменения. О возрастных анатомо-физиологических механизмах голосообразования детей мы находим данные у М.С.Грачевой, В.Г.Ермолаева (47,60). Они отмечают неравномерность развития органов, участвующих в процессе фонации, преобладание до десятилетнего возраста фальцетного механизма голосообразования, осуществляющегося в процессе колебаний свободных краев голосовых складок при относительном покое их частей. Дальнейшее развитие мышечного и рецепторного аппаратов гортани запускает другой механизм фонации — грудной, характеризующийся синхронным, равномерным колебанием всех частей голосовых складок.
Сложность механизма голосообразования обусловливает то многообразие факторов, которые способствуют полноценному развитию голоса детей. Одним из таких факторов многие исследователи считают дыхание, обеспечивающее «энергетическую» поддержку речи.
Сведения о развитии дыхания в онтогенезе представлены в работах Т.Д.Кузнецовой (85). Автор отмечает, что основные функциональные единицы органов дыхания формируются к рождению. Увеличивающийся по мере роста кислородный запрос способствует улучшению проходимости дыхательных путей за счет изменения длины и диаметра воздухоносных путей, открытия новых воздушных пространств легких, что проявляется в увеличении объемных скоростей дыхания, его углублении, повышении резерва дыхания. Непрерывно совершенствуется система регуляции дыхания.
Рассматривая физиологические основы речевого дыхания, Н.И.Жинкин (61) выделяет в этом процессе два раздела. К одному из них автор относит поперечно-полосатые мышцы, которые на выдохе обеспечивают требуемые артикуляцией перемены скорости движения воздуха. К другому разделу относятся гладкие мышцы трахе-обронхиального дерева, регулирующие количество подаваемого на выдохе воздуха. Одновременное действие обеих частей механизма производит тончайшую и многостепенную регулировку аэродинамических условий речевой фонации, так как объектами регулировки является как количество воздуха, так и сила его сжатия.
По мнению М.П.Гранстрема и В.А.Кожевникова (45), вся богатая звуковая картина речи возникает благодаря действиям дыхательной системы. Вдохи во время речи коротки, но энергичны; объем воздуха, приходящийся на каждый цикл дыхания несколько увеличивается, а частота дыханий резко падает. Авторы считают. что речевое дыхание подчиняется до определенных пределов тому речевому материалу, который должен быть произнесен, и тому способу, тем особенностям, как он должен быть произнесен (громко или тихо, быстро или медленно, с теми или иными ударениями).
Е.П.Петрова (130) считает дыхание средством тембровой и динамической выразительности голоса, отмечая его роль в реализации различных эмоциональных оттенков.
Состояние голоса и интонационной стороны речи детей с заиканием
В группу с речевым диагнозом «заикание» объединены 25 детей: 13 младших школьников и 12 подростков, имеющих разные формы заикания. Характеристика детей с невротической формой заикания детей имели речевое нарушение, относящееся к невротической форме заикания. Проанализировав анамнестические данные, мы не обнаружили указаний на патологию беременности и родовые травмы у основной части детей, только в двух случаях отмечался токсикоз первой половины беременности.
По данным медицинской документации физическое развитие в раннем возрасте соответствовало норме и моторные навыки формировались своевременно.
Крик, являющийся первой голосовой реакцией, был сильным, продолжительным, гуление — фонетически богато, интонационно выразительно, звуки лепета — разнообразны и мелодичны. При выражении различных эмоциональных состояний проявлялась способность к модуляциям голоса и формированию атаки звука. В речевом онтогенезе отмечалось раннее появление первых слов, фразовой речи, достаточно обширный словарный запас. При этом темп речи был заметно ускорен, дети не договаривали окончания, пропускали слова.
Появление заикания в возрасте 2,5-3 лет отмечалось у 10 испытуемых. По словам родителей, речевое нарушение возникло в результате психотравмирующей ситуации (испуг животными, сильными звуковыми раздражителями, явлениями природы). Один ребенок стал заикаться после определения его в детский сад, куда ребенок не хотел ходить. Возникновение заикания в возрасте 4-6 лет у 3 детей родители связывали с испугом, физическими травмами, конфликтными ситуациями в семье.
У части детей с появлением судорожных запинок снизилась сила голоса. По мнению родителей дошкольники стали говорить бо — 104 лее тихим голосом, заметно сузился диниамический диапазон, что способствовало монотонности и невыразительности их речи. Некоторые дети прикрывали рот рукой, стараясь предотвратить возникновение запинок. Поступление в школу привело к усилению уже имеющегося дефекта у 7 испытуемых.
До первого класса 12 дошкольников посещали детские учреждения: из них 7 человек — специальные группы для заикающихся детей, 5 человек обычные группы детского сада, 3 ребенка воспитывались дома. 10 дошкольников до поступления в школу регулярно занимались с логопедом, 3 — эпизодически, эффективность логопедических занятий отмечали 11 родителей. Все дети периодически консультировались психоневрологом и получали медикаментозное лечение.
На момент исследования испытуемые не имели нарушения физического слуха, состояние носовой полости и носоглотки было удовлетворительным. Соматическая ослабленность отмечалась у 6 школьников. В 11 случаях врачи фиксировали также и общие невротические проявления: расстройства сна, снижение аппетита, раздражительность, беспокойство, утомляемость.
В процессе логопедического обследовния выявлен достаточно высокий уровень развития речи у б младших школьников и 5 подростков. Их словарный запас был богатым. Дети пользовались распространенными предложениями, оформляя их грамматически правильно. Они без труда составляли рассказы на предложенную тему, поддерживали беседу, знали стихотворения. Уровень речевого развития 3 детей (1 младшего школьника и 2 подростков) соответствовал нижней границе возрастной нормы. У них отмечалось превосходство пассивного словаря над активным, незначительно стра — 105 дало грамматическое оформление предложений. Монологическая речь была представлена недостаточно распространенными предложениями. У всех детей данной группы отмечался ускоренный темп речи, судорожное сокращение мышц речевого аппарата, различной формы и локализации.
Патология органов артикуляции выявлена только у 2 учащихся начальной школы. В одном случае отмечена прогения и макроглосия с недостаточной активностью языка, что послужило причиной межзубного сигматизма и ротацизма (одноударное произношение). Нарушение произношения верхнеязычных звуков у второго ребенка было обусловлено укорочением подъязычной уздечки. У остальных детей строение и подвижность органов артикуляции соответствовали норме.
По данным медицинской документации и результатам исследования у детей преобладали смешанные типы судорог: дыхательно- голосовые, артикуляционно-голосовые, дыхательно-артикуляционные .
Правила выполнения
Эффективность занятий будет зависеть от соблюдения следующих правил:
- Регулярность. Оптимально делать артикуляционную гимнастику каждый день. Если ребенок быстро устает и теряет интерес, тренировку можно делать частями в течение дня.
- Использовать зеркало, чтобы видеть движения речевого аппарата, особенно если с ребенком только начали заниматься.
- Игровая форма. Для дополнительной мотивации при выполнении артикуляционной гимнастики можно использовать картинки, стихи, видео, наклейки, любимые игрушки ребенка и веселую музыку.
- Методика проведения артикуляционной разминки подразумевает постепенное усложнение занятий. Начинать нужно с 2-3 простых упражнений в медленном темпе. Прибавлять только по одному новому, когда прежние уже хорошо получаются. Взрослый следит за качеством выполнения.
- Длительность всего комплекса — 5-10 минут.
- Взрослый показывает на себе, как выполнять каждое упражнение.
- Хвалить малыша, радоваться его успехам, комментировать все действия с эмоциями и воодушевлением. Если что-то плохо получается, проговаривать, что это нормально и ободрять его.
- Следить, чтобы при выполнении гимнастики мышцы шеи, лица и плечевого пояса были расслаблены.
- В логопедии выделяют статические и динамические упражнения, которые нужно чередовать. В статических речевой аппарат неподвижно фиксируется на 5-15 секунд (начинать можно с 2-4 секунд). В динамических упражнений положение органов постоянно меняется. Их повторяют по 5-15 раз.
- Обязательно нужно считать вслух, тогда ребенок больше сосредоточен на выполнении упражнения.
Послеоперационный этап. Постановка гласных звуков. Устранение избыточного носового резонанса
Послеоперационный этап длится очень недолго, всего две-три недели, но важность его велика. Именно на II этапе, после пластической операции, обеспечивается анатомо-физиологическая база нормальной речи
Главной целью логопедических занятий становится развитие полноценного нёбно-глоточного смыкания. Только в первые недели после пластической операции может быть растянута нёбная занавеска и развита максимальная ее подвижность. Включение же только что сформированного нёба в фонацию значительно облегчает и убыстряет введение навыка ротового резонанса гласных в спонтанную речь. Происходит как бы «опознание» ребенком функции нёбной занавески, и новый орган обретает свое целевое предназначение.
К коррекционно-педагогической работе на этом этапе приступают после наложения функционального глоточного обтуратора или на 15-20-е сутки после операции. В этот период из-за длительного режима молчания и охранительного торможения речь больных ухудшается. Мягкое нёбо бывает отечным, практически неподвижным, чувствительность его отсутствует, а некоторые движения причиняют боль. Дети избегают артикуляции. Носовой оттенок речи усиливается, поэтому основной задачей становится растормаживание сформированной нёбной занавески и развитие ее подвижности или стимуляция плотного контакта стенок глотки с обтуратором.
Через полгода после пластики процесс рубцевания заканчивается, что необратимо уменьшает эффективность упражнений для активизации мягкого нёба. Поэтому в первые месяцы после пластики нёба логопедические занятия должны проводиться регулярно — 3 раза в неделю, а дома с ребенком должны ежедневно заниматься родители.
Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна
Артикуляционная гимнастика включает в себя комплекс упражнений, направленных на укрепление артикуляционного аппарата (органов, участвующих в образовании звуков речи). Благодаря регулярным занятиям достигаются следующие цели:
- в процессе говорения закрепляется правильное положение и согласование движений языка, губ, щек, мягкого нёба и других органов речевого аппарата, развивается их подвижность и гибкость;
- речь ребенка улучшается, становится более четкой и понятной;
- происходит подготовка мышц артикуляционного аппарата к постановке звуков логопедом, если у ребенка есть их некорректное произношение.
Речевые занятия полезны для всех дошкольников, даже тех, у кого нет проблем с артикуляцией
Если ребенок занимается с логопедом, для закрепления результата родителям следует ежедневно уделять внимание гимнастике
Занятия можно проводить с детьми от 2 лет и старше в детском саду и дома
Важно, чтобы в дошкольный период ребенок научился проговаривать все звуки правильно
Логопедическая зарядка для языка:
Рот открыт, расслабленный, широкий язычок лежит на нижней губе. Сильно высовывать язык не нужно. На губу кладем самый кончик. Если язычок «не хочет» расслабляться и лежать спокойно, можно пошлепать его верхней губой, произнося «пя-пя-пя». Или слегка похлопать чайной ложечкой (палочкой от мороженого) – язычок расслабится.
Широкий, как лопатка, лежит наш язычок.
Он дремлет сладко-сладко, улегся – и молчок.
ИГОЛОЧКА
Рот открыт, язычок узкий, напряженный, острый, как иголка, вытянут вперед. Как будто хочет кого-нибудь уколоть.
Язычок наш колкий,
Будто бы иголка.
ЛОПАТОЧКА — ИГОЛОЧКА
Эта логопедическая зарядка представляет собой чередование упражнений. Язык меняет положение, не прячась в рот. Рот открыт.
Широкий и острый, как будто игла.
Поспал и напрягся – ну просто стрела.
ЧАСИКИ
Рот приоткрыт, губы слегка растянуты в улыбке. Кончик узкого языка попеременно касается то одного, то другого угла рта. Упражнение проводится под слова «тик» – к одному уголку, «так» — к другому. Не допускайте, чтобы ребенок выполнял это упражнение быстро, без команды – в каждом уголке нужно задержать язык на несколько мгновений. Проводить языком по губам не нужно. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась – работает только язык. Для этого попросите ребенка открыть рот сильнее.
Ходят часики «тик-так»,
Язычок умеет так.
КАЧЕЛИ
Рот широко открыт. Напряженным языком тянемся к верхней губе (носу), затем к подбородку, высунув язык как можно сильнее. Если упражнение не получается, можно сначала тянуться к верхним зубам, затем нижним. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась – работает только язык. Для этого попросите ребенка открыть рот сильнее.
Мы уселись на качели,
Вверх и вниз мы полетели.
ВАРЕНЬЕ
Спросите ребенка, какое варенье (или что-нибудь другое вкусненькое) он «будет есть»? После этого ребенок имитирует жевательные движения. Взрослый говорит, что у малыша вареньем выпачканы губы и их нужно облизать. Рот открыт, движения по губам, начиная с одного уголка — облизываем нижнюю губу до другого уголка и возвращаемся к началу упражнений по верхней губе. Следим, чтобы губы не соединялись, а движения не были слишком быстрыми.
Кушали варенье – губки теперь сладкие,
Мы оближем губки, и будет все в порядке.
ЧИСТИМ ЗУБЫ
Рот открыт, делаем движения из стороны в сторону по внутренней стороне нижних зубов между клыками, как будто чистим зубки. Затем повторяем те же упражнения с верхними зубами. Следим, чтобы челюсть не двигалась.
Чистить зубки нам нужно всегда,
Чтоб не спряталась там еда.
КОНФЕТКА
Рот закрыт, проводим языком по кругу между губами и зубами, как будто «катаем» во рту конфетку.
Мы конфетку покатаем,
И она совсем растает.
ФУТБОЛ
Рот закрыт, язычком упираемся в одну щеку (язычок выглядит, как круглый мячик), затем в другую. Можно попробовать взрослому «ловить» мячик, дотрагиваться до него пальчиком – ребенок быстро упирает язычок в другую щечку.
Язычок в футбол играет,
В щечку сильно упирает.
СЧИТАЕМ ЗУБЫ
Рот открыт, считаем зубки, по очереди дотрагиваясь до зубов, начиная с самого дальнего зуба с одной стороны нижней челюсти до другой. Затем повторяем те же действия на верхней челюсти. Следим, чтобы рот не закрывался.
Зубки мы считаем,
На каждый наступаем.
ЧАШЕЧКА
Широким языком «прячем» верхнюю губу. Затем, открыв рот и не опуская язык, убираем его в ротик. Кончик и боковые края подняты, не касаясь неба. Удерживаем, затем опускаем.
Язычок мы поднимаем,
Компотик в чашку наливаем.
МАЛЯР
Объясните ребенку, кто такой маляр. Спросите малыша, каким цветом он будет «красить потолочек». После этого широко открываем рот, поднимаем язык за верхние резцы (он превращается в кисточку) и начинаем «красить» — проводить языком от резцов вглубь рта (челюсть не двигается). Затем делаем такие же движения от мягкого неба к резцам. Следим, чтобы потолочек «был покрашен» хорошенько.
Потолочек красим в цвет,
Язычку преграды нет.
ЛОШАДКА
Широкий, распластанный язык присасываем к твердому небу (потолочку) и отрываем со звуком, похожим на стук копыт лошадки. Повторяем несколько раз без остановок.
Скачет резво язычок,
Как лошадка — скок-поскок.
Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики для детей по возрастам (от 2 до 7 лет)
Сложность артикуляционной гимнастики и количество повторов зависит от возраста
Детям в 2 года трудно удерживать внимание длительное время, поэтому можно начать с простых упражнений, повторяя их по 2-4 раза. Такие занятия отлично стимулируют речь ребенка
Постепенно количество повторов увеличивается и в возрасте 5-7 лет может достигать 10-15 раз.
2-3 года:
- трубочка/улыбка (чередовать через 2-5 секунд);
- качели;
- часики;
- заборчик;
- бегемотик;
- варенье;
- шарик;
- лошадка.
3-4 года:
- трубочка/улыбка (чередовать через 3-5 секунд);
- качели;
- часики;
- бегемотик;
- непослушный язычок;
- заборчик;
- варенье;
- шарик;
- чистим зубки;
- блинчик;
- лошадка.
4-5 лет:
- трубочка/улыбка (чередовать через 5 секунд);
- чистим зубки;
- шарик;
- маляр;
- чашечка (удерживать 5-7 секунд);
- варенье;
- змейка;
- индюк;
- непослушный язычок;
- блинчик;
- лошадка;
- грибок;
- гармошка;
- мотор.
5-6 лет:
- трубочка/улыбка (чередовать через 5-10 секунд);
- качели;
- часики;
- непослушный язычок;
- блинчик/змейка (чередовать через 5-10 секунд);
- заборчик;
- маляр;
- чашечка;
- индюк;
- варенье;
- лошадка;
- грибок;
- гармошка;
- мотор.
6-7 лет:
- трубочка/улыбка (чередовать через 5-10 секунд);
- непослушный язычок;
- маляр;
- чашечка (удерживать 10-15 секунд);
- чистим зубки;
- качели;
- часики;
- блинчик/змейка (чередовать через 7-10 секунд);
- лошадка;
- грибок;
- гармошка;
- заборчик;
- индюк;
- мотор;
- горка.