Мифы о плюсах и минусах системы монтессори

Минусы и плюсы методики монтессори

Ловушка «безусловной любви»

Безусловная любовь не подразумевает отсутствия критики. Любой ребенок, и дошкольник, и подросток, могут проверять границы дозволенного, переживать кризисы, совершать ошибки. Если полностью отказаться от негативной обратной связи и хвалить за любое поведение, у ребенка не сформируется представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». А это не будет способствовать успешной социальной адаптации. Привыкнув получать лишь похвалу, такой человек в будущем будет постоянно испытывать фрустрацию и не справится с вызовами реальной жизни

Поэтому так важно соблюсти баланс между безусловной любовью и способностью обсуждать негативные моменты в поведении отпрыска таким образом, чтобы не обидеть его и не дать усомниться в своей привязанности

«Маленькие учителя» или чему дети учат своих родителей.

Безусловная любовь — путь к развитию лучших качеств человека

Важно помнить, что ребенок — отдельная личность, которая не обязана соответствовать чьим-то ожиданиям. Данная позиция — лучший способ научиться «воспитанию любовью»

Недостатки методики Монтессори

Как у любой другой, у методики Монтессори есть свои плюсы и минусы. Изначально, когда Монтессори придумывала эту методику, она была рассчитана на детей с ограниченными способностями и направлена на то, чтобы помочь таким детям приспособиться к реальной жизни. И только потом адаптирована под современных детей.

К плюсам можно отнести:

  • Помогает ребенку самообучаться.
  • Не имеет системы наказаний, критики и принуждения (не считаю это плюсом).
  • Дети начинают намного раньше читать и писать (очень спорный довод).
  • Индивидуальный подход к каждому.
  • Разделение детей в группы по интересам, а не по возрасту.
  • Учит самостоятельно принимать решения.
  • Сколько и чем заниматься – решает сам ребенок.

Некоторые плюсы данной системы лично у меня вызывают вопросы. А самое главное: для того чтобы научить ребенка всему вышеперечисленному, совершенно не обязательно обучать его по какой-то конкретной методике и платить кучу денег за спецсадик или школу.

Что касается минусов, то они как раз-таки мне понятны и я с ними согласна:

  1. Воспитатель не имеет авторитета. Для нашего менталитета и системы воспитания, как мне кажется, это не приемлемо.
  2. Отсутствие игр. Автор методики была уверена, что это мешает полноценному развитию ребенка. В комнате, где занимались дети, не было ни одной игрушки! Считаю это главным недостатком данной методики. Дети должны играть, в процессе игры они учатся многим вещам, необходимым в реальной взрослой жизни.
  3. Запрет на сказки. В таких группах они запрещены. Монтессори считала, что сказки ничего кроме вреда не приносят. Опять же категорически не согласна. Наши сказки учат добру, дружбе, преданности, несут незаменимый поучительный смысл.
  4. Отсутствие творческого развития и способностей детей (все по тем же причинам). Обучение музыке и рисованию отсутствует в данной методике. Такой подход не позволяет развиваться детской фантазии, что в итоге приведет к существенным потерям в эмоциональном развитии ребенка.
  5. Индивидуальный подход. Как ни странно, но в этом тоже ничего хорошего. Ребенок общается только с воспитателем и работает в одиночестве. Тем самым, задерживается его социальное развитие (заключение специалистов). Не приобретаются навыки общения и коммуникабельности, так необходимые во взрослой жизни.
  6. Высокая цена на занятия в Монтессори-центрах и группах.

Важность любви и взаимопонимания в семье

Способность человека любить не дается ему от рождения – это качество формируется в течение жизни. Важную роль в его становлении играют родители.

Сначала ребенок наблюдает за отношением к нему других членов семьи. Если они теплые, искренние, приносят положительные эмоции, то он начинает перенимать тот стиль общения, который ему нравится. Происходит естественное воспитание детей любовью и заботой.

В дальнейшем, когда ребенок становится старше, у него появляется внутренняя потребность делиться собственными чувствами, вызывая у близких радость и счастье. Формируется та неповторимая атмосфера любви, которая отличает здоровые, дружные семьи.

Потом традиции позитивного общения переносятся людьми в семьи, которые они создают сами, и продолжается воспитание детей любовью.

Таким образом, ощутив на себе чувства любящих родителей, ребенок проникается ими на всю жизнь. Становится понятным, почему в детских домах малыши зачастую лишены этой возможности: их потребность в любви взрослых не удовлетворена, они не могут испытать, как кто-то беспокоится за них, переживает их неудачи и радуется успехам. Многие из воспитанников просто не знают, как это – любить. Их так и называют «недолюбленными».

Но все выше сказанное не означает, что ребенок  – это некий «божок», которого будут любить, как бы он ни вел себя по отношению к другим. Если родители совершают такую ошибку, они рискуют вырастить холодного эгоиста, который будет манипулировать чужими чувствами в угоду себе.

К сожалению, история знает немало примеров, когда у самоотверженных и любящих родителей вырастали не способные на глубокие чувства, жестокие дети. Всему виной было абсолютное всепрощение с их стороны, при котором ребенок с годами настолько уверовал в свою исключительность и правоту, что переставал замечать состояние других людей, в том числе, самых близких.

Воспитание любви в семье

Как можно вырастить ребенка любящим сыном или дочерью?

Воспитание любви в семье начинается с умения понять другого человека

Внимание – это один из самых щедрых подарков, который близкие люди могут преподнести друг другу. Если ребенок видит, что папа и мама умеют договариваться между собой без ругани и оскорблений, если мама с удовольствием готовит для домочадцев самые любимые кушанья, а папа дарит ей цветы не только по праздникам, это становится в его глазах нормой, и в будущем он станет стремиться к этому «стандарту»
Прекрасный эффект дает чтение книг с последующим обсуждением

В большинстве сказок мотив любви сопровождает положительных героев

Так у детей формируется понимание настоящих чувств, которые требуют от человека глубокой внутренней работы: в борьбе за свое счастье они проходят череду испытаний.

В большинстве сказок мотив любви сопровождает положительных героев. Так у детей формируется понимание настоящих чувств, которые требуют от человека глубокой внутренней работы: в борьбе за свое счастье они проходят череду испытаний.

Детям постарше стоит прочитать историю «Звездного мальчика» О. Уайлда. В ней воспитание детей любовью раскрывается на примере судьбы красивого, но бездушного ребенка, прогнавшего свою мать, которая обошла весь свет в поисках своего любимого сына. И только пройдя через трудности, мальчик понял, каким жестоким и несправедливым он был, и исправил ошибку

Дети учатся любить родителей, когда видят, как они заботятся о своих мамах и папах – их бабушках и дедушках. Это прекрасный пример преемственности поколений, и воспитание любви в семье с такими традициями становится естественным и необходимым.

Суть, основные принципы

Так как у детей изначально есть потребность в познании окружающего мира, педагогическая методика строится на стимуляции их к самообучению и саморазвитию.

Мария Монтессори была уверена, что, выполняя за маленького человека доступные ему действия, взрослые препятствуют развитию его природных качеств.

Ведь умения, добытые самостоятельно, глубоко проникают в сознание, придавая ему уверенность в себе.

В системе категорически отрицается принуждение детей к любым действиям, девиз системы – Помоги мне это сделать самому!

Образовательная система Монтессори состоит из трех составляющих: ребенка, окружающего мира, педагога.

В центре системы находится малыш, вокруг него создана правильная развивающая среда, в которой ему предоставлена полная свобода действий.

Учитель призван наблюдать, направлять и помогать.

Наиболее эффективными автор методики считала занятия в группах от 30 человек, причем в одной группе должны заниматься дети разных возрастных категорий.

При таком комплектовании групп малыши смогут научиться чему-нибудь у старших детей, старшие же учатся заботиться о тех, кто меньше и слабее.

В группах дети приучаются соблюдать определенные правила:

  1. Самостоятельно выполнять все действия. К педагогу можно обращаться только в затруднительных ситуациях.
  2. После занятий с материалами необходимо все собрать, вымыть, сложить на место. Только сделав это, можно перейти к другой деятельности.
  3. С игрушкой занимается тот, кто первым ее взял, остальные должны дождаться очереди.
  4. Нельзя мешать окружающим слишком активными играми, для них обычно выделяются отдельные комнаты.

В группах дети начинают осознавать, что такое личное пространство, и понимать, что нельзя нарушать его без разрешения. Они учатся договариваться, слушать друг друга.

Соблюдение правил приносит стабильность в детскую жизнь, позволяет детям чувствовать себя в знакомом пространстве уверенно, помогает выработать терпеливость и воспитать уважение к окружающим.

Достоинства и недостатки системы

У любой системы есть сторонники и противники. Первые видят в ней плюсы, вторые – минусы. Каковы же плюсы и минусы системы Монтессори?

Недостатки:

  • отсутствие традиционной урочной системы затрудняет адаптацию к обычной школе;
  • педагогов нужно готовить очень долго;
  • предполагается большое количество особых обучающих материалов, в основном натуральных, изготавливаемых по сложным технологиям, а потому – дорогих, не всем доступных. Отсюда – дороговизна занятий в таких центрах;
  • интеллектуальные способности при таком обучении преобладают над творческими, которые расцениваются как уход от реальности;
  • чтение для ребенка – лишь процесс получения информации;
  • упор на самостоятельность ограничивает общение с другими детьми;
  • практически не используются обычные игрушки.

Достоинства:

  • система мотивирует детей к учебе;
  • учит самостоятельно планировать свою работу, а также организовывать ее;
  • помогает самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы, находить ошибки, исправлять их;
  • учит ответственности и взаимопомощи;
  • дает основы знаний об окружающем мире;
  • помогает развивать логические и аналитические возможности;
  • развивает речь и интеллект.

Такие дети умеют хорошо адаптироваться к социуму и вырастают очень успешными. А дети с особенностями развития имеют возможность догнать в развитии сверстников.

Плюсы методики Монтессори

Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы методики подразумевают, что игровая комната обычно разделена на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую

Дети самостоятельно выбирают себе занятие, что помогает им развиваться в удобном лично для них темпе и без навязчивого вмешательства взрослых

Малыши узнают новое не через рассказ, а через работу с материалом. Так сказать, малыш обучается через игру, он увлечен процессом и поэтому обучение ему дается легко

В одной группе обычно присутствуют дети разного возраста. Малыши учатся у старших детей, что гораздо эффективнее, чем сложные объяснения взрослых. Старшие учатся заботиться о младших

Принципы Монтессори направлены на развитие мелкой моторики и всех чувств

Работа с мелкими предметами формирует интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому все действия связаны с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с их сортировкой

Для занятий предоставляется специальный учебный материал, разработанный самой Марией Монтессори

Занятия длятся около 3 часов и не прерываются и все это время дети свободно передвигаются по классу

Монтессори-педагоги – это специально обученные люди

Главное требование в данной системе – не мешать процессу саморазвития. Они показывают детям, как пользоваться материалом, внимательно наблюдают, помогают осваивать те навыки, к которым у него возник интерес

Ребенок сам решает, чем заняться, а программа подстраивается под его интересы. Задача педагогов способствовать развитию их самостоятельности, приобретении знаний о мире и желания учиться. У малышей, обучающихся по этой методике, как правило, хорошо развиты навыки самообслуживания

Дети работают самостоятельно или в маленьких группах, что положительно влияет на их интерес к познанию

Привычные схемы в данной педагогике не используются. Детей не заставляют выполнять нормы, не хвалят, не отчитывают и это позволяет им сформулировать здоровую самооценку и научиться самостоятельно ставить цели и добиваться результатов

Детей учат поддерживать порядок. Много внимания уделено освоению бытовых навыков – уход за собой и своей одеждой, уборка игрушек и предметов на свои места, поддержание порядка в помещение. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял. А также воспитанию здорового понимания приличия – поведение за столом, уважительное общение со старшими и сверстниками, правила гигиены

Отсутствие принуждения мотивирует детей брать контроль в свои руки, они сами могут регулировать нагрузку и интенсивность задач, поэтому «Монтессори среда» не вызывает у них негативных ассоциаций и дети всегда с радостью идут в садик

Дети учатся принимать собственные решения. Разработано множество материалов, которые позволяют ребенку приходить к собственным выводам об устройстве мира, так как преподаватели не заставляют поверить им на слово, а помогают самостоятельно получить знания на практике

Все игрушки и пособия в одном экземпляре. Во-первых, так дети учатся договариваться и ждать своей очереди. Во-вторых, это возможность для самостоятельной игры – никто не вмешивается, не подсказывает и не поправляет.

Основным принципом является свобода личности, поэтому вся система направлена на формирование свободного человека, который уважает и ценит свободу окружающих людей

Из-за того, что в Монтессори подходе нет жесткого поурочного планирования, дети, которые отсутствуют по болезни, не чувствуют себя отстающими

В системе действую доступные и понятные правила, которые пригодятся в обычной жизни:

  1. Не мешай другому, когда тот занят.
  2. Учитывай интересы других при выборе себе места для работы.
  3. Не шуми – это мешает другим.
  4. После работы все материалы убирай на свои места, соблюдай чистоту, убирай за собой.
  5. Если материал кем-то занят, жди своей очереди или наблюдай со стороны.

Где воспитываются чувства детей?

Очень многие психологи различной квалификации, которые так или иначе задействованы в процессе подготовки людей студенческого или школьного возраста, говорят о том, что очень мало времени уделяется на развитие чувств. Естественно, главная задача школы лежит в обучении детей, но воспитание чувств является не менее важным. Ведь непосредственно в семье ребёнок находится очень маленький период времени. Все его развитие сводится к его жизнедеятельности в кругу своих сверстников, своеобразного мини-социума. В этой среде он должен всецело познавать те чувства, которые будут ему полезны в будущем и которые организовывают его как человека, как личность. Конечно, воспитание чувств ребёнка начинается ещё дома, это своего рода базис, но львиную долю знаний он получает именно в школе. Нужно понимать, что в семье малыш получает определённые рамки своего развития, на основе которых он дальше будет строить все свои отношения, чувства и эмоции.

Особенности методики Монтессори

Воспитание детей по Монтессори: как применять методику в домашних условиях?

Studio Romantic/Shutterstock.com

Примеры упражнений, приведённые нами, подтверждают, что «монтессорить» можно не только в специализированном саду, но и дома. Главные принципы при этом следующие:

  1. Не вмешивайтесь: позвольте ребёнку делать самому то, что безопасно для него (речь не идёт о манипуляциях с чайником, полным кипятка!).
  2. Установите правила и всегда их придерживайтесь: убирать за собой игрушки, мыть руки перед едой, складывать одежду после прогулки. Правил не должно быть слишком много, иначе малыш в них запутается.
  3. Создайте развивающую среду: если есть возможность зонировать пространство — отлично; но и в небольшой комнате можно разложить игрушки и книги так, чтобы они были в свободном доступе.
  4. Не запрещайте без необходимости. Помните, что маленький ребёнок познаёт мир через практический опыт: ему необходимо всё трогать и пробовать.

Natalia Lebedinskaia/Shutterstock.com

Воспользуйтесь нашими практическими советами по организации пространства и воспитанию ребёнка по системе Монтессори:

Воспринимайте ребёнка как личность с самого раннего возраста: разговаривайте о самых разных вещах, не упрощайте речь, не забывайте говорить «спасибо» и «пожалуйста», интересуйтесь его мнением.
Избегайте оценочности и сравнений: даже привычное «Какой молодец!» лучше заменить на «Как аккуратно ты сложил игрушки!».

Монтессори-педагоги советуют сразу приучать кроху к фарфоровым и керамическим кружкам и тарелкам. Считается, что чем красивее посуда, тем бережнее малыш к ней относится.
Разместите все игрушки в открытом стеллаже, а книги — на открытых полках на уровне глаз ребёнка. Для мелких предметов используйте подносы и открытые коробочки.
Меняйте книги и игрушки время от времени

Это не значит, что нужно всё время покупать новые материалы: убирайте часть игрушек из поля зрения ребёнка на неделю-другую, а затем ставьте на место.
Избыточное количество игрушек — не очень хорошо для малыша: он будет переключать внимание с одного занятия на другое и не доведёт ни одно из них до конца. Оставьте на полках не более пяти игр и материалов из каждой категории: книги, машинки, творчество и т.д.
Регулярно обновляйте учебные материалы: они должны соответствовать возрасту

Продавайте свои монтессори-материалы и покупайте другие с рук, чтобы минимизировать расходы.
Постарайтесь организовать удобные уголки для разных видов деятельности: постелите коврик у стеллажа с игрушками, чтобы малыш мог заниматься на нём; создайте небольшой спортивный уголок (если не со шведской стенкой, то с балансиром, обручем и скакалкой) и мягкий уютный уголок для отдыха и чтения.

Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо (1712-1778) — страница 3

Жизнь ребенка с 2 до 12 лет должна быть периодом воспитания чувств, поскольку деятельность ума без опоры на данные чувственного опыта лишена всякого содержания. Ж.-Ж. Руссо был противником использования книг в этот период развития ребенка. Ребенок должен изучать мир сам при помощи органов чувств, в противном случае ему приходится многое принимать на веру, т. е. пользоваться рассудком других.

Идею самостоятельного получения знаний ребенком Ж.-Ж. Руссо считал ведущей и на следующем этапе — умственного воспитания, которое, по его мнению, должно осуществляться без программ, расписаний и учебников. Ребенка следует ставить в такие условия, когда он постоянно задает вопросы, а воспитатель отвечает на них. К полезным наукам, с которыми должен знакомиться ребенок, Ж.-Ж. Руссо относил географию, химию, физику, биологию, развивающие у ребенка интерес и любовь к природе. Современные ему гуманитарные предметы Ж.-Ж. Руссо считал ложными науками и предлагал изучать древних философов и писателей. Из современных книг рекомендовал лишь роман Д. Дефо «Робинзон Крузо», который, по его мнению, демонстрирует, как общение с природой и труд совершенствуют человека нравственно.

Одним из важнейших средств развития умственных сил ребенка Ж.-Ж. Руссо считал труд. Однако при этом он был противником узкоремесленного обучения. Ребенок должен научиться пользоваться всеми наиболее необходимыми в быту инструментами, должен быть знаком с основами различных ремесел. Это, полагал Ж.-Ж. Руссо, поможет ему вести впоследствии честный и независимый образ жизни.

В процессе трудового обучения, по мысли Ж.-Ж. Руссо, ребенок должен посещать различные мастерские, наблюдать за работой ремесленников и выполнять по мере возможности поручаемую ему работу. Участие ребенка в трудовой деятельности взрослых дает ему возможность не только овладевать трудовыми навыками, но и позволяет лучше разобраться в отношениях между людьми. Трудовую деятельность необходимо сочетать с умственными упражнениями так, чтобы одно было отдыхом от другого. Именно их сочетание способствует как физическому, так и умственному развитию ребенка.

Ж.-Ж. Руссо полагал, что ребенка нужно учить жить по-человечески, и делать это следует тогда, когда подросток вступает в пору возмужалости, с 15 лет. Этот период Ж.-Ж. Руссо назвал периодом «бурь и страстей», когда происходят частые вспышки эмоций и душевное возбуждение. Именно в это время необходимо заботиться о нравственном воспитании уже не ребенка, а юноши.

Ж.-Ж. Руссо считал современное ему общество аморальным. Причину этого он усматривал в противоречиях между способностями и желаниями людей, в стремлении построить свое благополучие за счет другого, в отсутствии равновесия между силами и волей. Он полагал, что в таком обществе сохранить в простоте и невинности молодого человека очень сложно, так же как сложно уберечь его от испорченности, бесчеловечности и жестокости

В мир нравственных отношений юношу следует вводить очень осторожно, шаг за шагом, поскольку у кого нет никаких нравственных норм и в жизнь, тот входит с одной врожденной страстью — любовью к самому себе

Ж.-Ж. Руссо ставил перед нравственным воспитанием три главные задачи: выработку добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. Прежде всего, у ребенка и юноши необходимо развивать положительные эмоции, направленные на гуманное отношение к людям, доброту, сострадание. Все это достигается не нравоучениями, а непосредственным общением с хорошими людьми и хорошими примерами. Ж.-Ж. Руссо советовал удалять юношу от больших городов, где нравственность людей далека от идеала.

Особое внимание в нравственном воспитании Ж.-Ж. Руссо отводил изучению истории, которая как бы позволяет видеть сцену человеческой жизни, не участвуя в ней

История дает возможность отобрать для воспитания наиболее важный материал, касающийся взаимоотношений людей, который готовит воспитанника к борьбе с трудностями в самостоятельной жизни.

Основы обучения

Автор методики считала, что развитие ребенка происходит в три этапа:

  • первый этап детства (от рождения до 6 лет);
  • второй этап детства (от 6 до 12 лет);
  • юность (от 12 до 18 лет).

Важнейшим этапом развития ребенка как личности является раннее детство. В этот период получает основное развитие душа ребенка. Если взрослый человек уже воспринимает окружающий мир, частично фильтруя его, то малыш впитывает впечатления, и они становятся частичкой его души. Возраст до 6 лет, согласно методике, является второй эмбриональной фазой развития.

Далее наступает этап лабильности, когда ребенок проходит фазу чувствительности. Он становится особенно восприимчив к некоторым процессам окружающего мира, например, к социальным аспектам, движению или речи. Занимаясь интересным делом, в этом возрасте ребенок уже способен к глубокой концентрации. То есть он постигает явление или процесс, вследствие чего формируется его интеллект и происходит развитие личности.

Важным этапом развития детей является усовершенствование чувств, для чего им необходимо все пощупать, потрогать или попробовать на вкус. На основании этого автор убеждена, что интеллект малыша развивается не благодаря абстракции, а с помощью органов чувств. Поэтому основу методики раннего развития Марии Монтессори составляет единство ощущения и познания.

В соответствии с этим методика Монтессори предполагает специальные учебные пособия и развивающие игры. Например, взяв в руки один шарик в блоке из сотни, малыш способен получить представление о единице и сотне задолго до того, как сможет абстрактно представить себе эти числа.

Занятие по методике Монтессори возможно только в условиях специально созданной среды, которая позволяет малышу постепенно становиться независимым от взрослых. Автор методики уверена в том, что атмосфера вокруг  ребенка должна соответствовать его росту и пропорциям. Малыш должен иметь возможность выбрать место для занятия, передвинув самостоятельно стол и стул. Даже простую перестановку стульев Монтессори считает тренировкой моторики.

Обстановка, в которой формируется личность ребенка, должна быть по возможности эстетичной. Малышу с раннего детства следует научиться обращаться с хрупкими предметами, например, фарфором и стеклом. Такие вещи необходимо держать в доступности для ребенка.

Монтессори была убеждена, что важным биологическим принципом жизни человека является стремление ребенка к самостоятельности и независимости от взрослого. В процессе физического развития необходимо помочь достичь малышу духовной автономности. Взрослому отводится роль союзника, который создаст условия для этого, поможет развиваться стремлениям ребенка к познанию. В этом процессе учителем является сам ребенок.

При обучении необходимо учитывать, что нет двух одинаковых детей, каждый индивидуален. Поэтому планы обучения должны ориентироваться на конкретного ребенка.

Кубки, куклы и мячи

Иду в «Светлицу» — так называется кружок углубленного изучения традиционной русской культуры. Ведет его Светлана Валерьевна Белоногова, в течение учебного года она обучает детей в православной гимназии и в Центре дополнительного образования Заводского района. На ее уроках дети учатся шить лоскутные мячики, делают своими руками лошадок и кукол — так, как делали их в старину.

Обучение через игрушку — эта древняя традиция оказалась забыта с появлением фабрик и магазинов игрушек. Светлана Валерьевна возрождает ее, заодно объясняя детям: перед тем, как поиграть, нужно потрудиться.

В «Светлице» в большом количестве игрушки, сделанные детьми, а также настоящие произведения искусства — лоскутные мячики из Хотьково, матрешки из Сергиева Посада. Обучение рождается в игре, дети шьют (многие впервые берут в руки иголку с ниткой) и открывают для себя богатейшую культуру своего народа, а вместе с ней — и красоту Православия.

В игротеке — большая коллекция кубков, выигранных «Солнечным» во всевозможных соревнованиях по волейболу и футболу. В прошлогодних межлагерных Спартианских играх, которые проходят в оздоровительных учреждениях области в течение всех летних смен при участии около 10 000 детей, сборная лагеря «Солнечного» заняла первое общекомандное место. В этом году после  финала традиционного открытого городского фестиваля детского художественного творчества «Радуга талантов» коллекция пополнилась новыми трофеями. После танцевально-акробатических и вокальных номеров, исполняемых детьми из других лагерей под громкую современную музыку, на сцену вышли несколько девочек в народных костюмах и начали петь акапелла. Спели так, что зал затих.

Плюсы и минусы

Основной плюс методики Монтессори – развитие детской личности происходит без вмешательства извне.

Недостатки системы, по мнению современных психологов:

  1. Занятия и материалы в основном развивают логическое и аналитическое мышление, моторику и сенсорику. Но остаются в стороне творческие наклонности, эмоциональная сфера.
  2. В методике нет места подвижным развлечениям и ролевым играм.
  3. В группах тяжело будет заниматься как тихим и стеснительным малышам, так и очень активным и подвижным. Первым будет тяжело попросить педагога о помощи, вторые вряд ли смогут долго усидеть на месте, расставляя кубики или цилиндры.
  4. Дети, воспитанные в демократической среде Монтессори, тяжело привыкают к строгому распорядку в школе.

Сегодня развивающие центры не применяют методику Монтессори в ее изначальном виде, выбирая из нее лучшее и добавляя современный подход.

Особенности дошкольного образования по системе Монтессори

При выборе детского сада по системе Монтессори рекомендуют уделить внимание следующим вещам:

  • Уточнить образование педагогов и их соответствие стандартам Монтессори.
  • Убедиться в наличии свободного времени у детей, предоставляемого для самостоятельных занятий (не менее 1–2 часов в день).
  • Изучить структуру класса и то, какие области развития он предоставляет для детей определенного возраста.


Особенности дошкольного образования по системе Монтессори

Одной из центральных идей Монтессори является развитие самостоятельности и инициативы. Узнайте, какой уровень свободы предоставляется детям в этом детском саду, как они могут выбирать задания и работать над ними в своем темпе. Ознакомьтесь с разнообразием используемых обучающих материалов и методик

Важно, чтобы они соответствовали принципам Монтессори и стимулировали активное участие и исследование

Ассоциация подчеркивает важность создания подходящей среды для развития детей и обеспечения классов соответствующими материалами и зонами для обучения, в зависимости от возрастных характеристик. Дарим скидку от 60% на курсы от GeekBrains до 02 июня

Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей

Забронировать скидку

Дарим скидку от 60% на курсы от GeekBrains до 02 июня

Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей

Забронировать скидку

При выборе детского сада по системе Монтессори следует учесть его особенности:

  • С небольшими группами: в детских садах Монтессори они составляют от 15 до 25 детей разных возрастов (0–3 и 3–6 лет) с двумя педагогами. Это создает более индивидуальный подход к развитию каждого ребенка.
  • Методы обучения и дидактическая система Монтессори: материалы, утвержденные Международной ассоциацией Монтессори, помогут детям развивать навыки распознавания цветов, форм и размеров.
  • Порядок и самостоятельность. Монтессори-сады, где дети учатся убирать за собой и имеют свободу выбора в использовании учебных материалов. Это способствует формированию ответственности и навыков самостоятельности.
  • Практические навыки: они развиваются через использование обычных предметов быта, таких как предметы для приготовления пищи и ухода за растениями.
  • Режим и обряды: как организованы прогулки, время для сна и приемы пищи. Систематизированный распорядок помогает детям ощутить структуру дня и учиться ориентироваться во времени.
  • Роль социализации: на мероприятия вроде «круга», которые способствуют контактам и общению между детьми. Это важный аспект в развитии навыков взаимодействия.

Такие стандарты обеспечивают эффективное функционирование монтессори-садов в России и способствуют развитию детей в соответствии с принципами данной методики.

Итоги

В настоящее время существует много методоввоспитания детей и у педагогов есть право выбирать лучшее. Ведь их опыт никогда не может сравниться с нашим. Они смотрят на нашего ребенка совсем по-другому. Поэтому могут реально оценить его возможности и необходимость применения различных методик воспитания. В детских садах методика Монтессори была рассмотрена, но не везде ее приняли. В группах раннего развития(на посещение их можно записаться так же как и в обычный сад) занятия проходят по определенному расписанию, в основном это три раза в неделю по несколько часов. Немногие детские сады взяли эту теорию за основу, поэтому ее можно считать экспериментальной.

Поотзывам родителей, которые посещали подобные группы, можно сказать, что логику и пространственное мышление методика Монтессори развивает отлично, но вот в плане общения она хороша, только когда детки не стеснительные.

Применять или нет данную методику дома – нужно решать на семейном совете, ведь для этого нужно выделить достаточно свободного пространства и необходимы также специальные игровые наборы. Не все родители взявшись за обустройство детской по этой методике доводят ее до логичного конца. Возможно для начала будет лучше походить на курсы или группы раннего развития в детских центрах.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: