Содержание
-
Слайд 1
САМООБРАЗОВАНИЕ НА ТЕМУ:«Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи»Выполнила:Учитель — логопедЕгорова Юлия СергеевнаСаратов 2020
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
У ЧРЕЖДЕНИЕПРОГИМНАЗИЯ «ОЛИМПИОНИК»Кировского района г. Саратова -
Слайд 2
Учитель — логопед: Егорова Юлия Сергеевна
Педагогический стаж: 9 лет
Стаж работы логопедом: 1 год
Образование:
1. ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»
Дошкольное образование
2. СГУ им. Н.Г.Чернышевского, ФППиСО, бакалавриат профиль Логопедия
Сейчас студентка магистратуры
Тема: «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи» -
Слайд 3
Цель: Обобщить опыт по использованию артикуляционной гимнастики для коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи.
Задачи:
-Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы.
-Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.
— Повысить педагогическую грамотность родителей и педагогов по данной теме.
— Пополнить развивающую среду кабинета.
Проблема: недостаточная научно-теоретическая и практическая подготовленность.
Период работы над темой: 2 года. -
Слайд 4
1. Разработка программы
2. Обследование подвижности органов артикуляционного аппарата, звукопроизношения
детей.
3. Изучение методической литературы.
4. Изучение опыта работы по данной теме.
5. Изготовление буклетов для родителей: «Артикуляционная гимнастика в домашних
условиях».
6. Памятка для родителей «Считалочки, упражнения для развития артикуляционного
аппарата ребёнка» Памятка для родителей «Комплексы артикуляционной гимнастики».
7. Изготовление и пополнение наглядного и речевого материала:
— картинки для проведения артикуляционной гимнастики;
— стихи, считалки, сказки для проведения арт. гимнастики.
8. Оформление картотеки артикуляционных упражнений.
9. Проведение занятий, артикуляционной гимнастики в течение дня, дидактических игр,
проговаривание чистоговорок, стихов, считалок. (в том числе с использованием ИКТ).
10. Обобщение педагогического опыта по теме: «Артикуляционная гимнастика как средство
развития речи дошкольников».
11. Проведение мастер-класса для педагогов.
12. Отчет (система работы). -
Слайд 5
-
Слайд 6
Список используемых источников:
Будённая Т.Б. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.:«ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004 г.
Краузе Е. Логопедия. – 2 изд., испр. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2003 г.
Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. М.: «Просвещение», 1989.
Нищева Н.В. Методическое пособие. – СПб.:«ДЕТСТВО – ПРЕСС»,
https://www.maam.ru/
https://infourok.ru/samoobrazovanie-na-temu-razvitie-artikulyacionnoy-motoriki-u-detey-s-narusheniyami-rechi- -
Слайд 7
Посмотреть все слайды
Артикуляционная гимнастика: что это
Артикуляционная гимнастика – это ценный инструмент, предназначенный для совершенствования работы органов артикуляции, включая язык, губы, челюсти и нёбо. Основная цель этого комплекса упражнений заключается в улучшении произношения, расширении лексического запаса и повышении четкости речи.
Преимущества артикуляционной гимнастики не ограничиваются только улучшением артикуляции и произношения слов. Этот метод также способствует укреплению мышц лица и гортани, что положительно сказывается на общем состоянии здоровья голосового аппарата. Регулярные занятия артикуляционной гимнастикой помогают предотвратить проблемы с речью, связанные с неправильным использованием органов артикуляции, например, заикание или защемление горла во время разговора.
Одним из ключевых преимуществ артикуляционной гимнастики является её способность повысить уверенность в себе в общении. Четкое и правильное произношение слов делает речь более убедительной и понятной для окружающих
Это особенно важно в деловом и публичном переговорах, где качественная речь может стать ключом к успешному выступлению или сделке
Техники артикуляционной гимнастики просты в освоении и доступны каждому. Например, одним из распространенных упражнений является повторение звуков и слогов с акцентом на правильном движении языка и губ. Это может включать в себя произнесение звуков «р», «л», «ш» и других, а также повторение слогов с различными буквосочетаниями для тренировки гибкости языка и губных мышц.
Для достижения максимальной эффективности рекомендуется проводить занятия артикуляционной гимнастикой регулярно, отводя на них небольшие временные интервалы каждый день. Это поможет не только улучшить произношение, но и укрепить мышцы лица, что приведет к более выразительной и четкой речи в повседневном общении и профессиональной деятельности.
Показания и эффективность артикуляционной гимнастики при дизартрии
Артикуляционная гимнастика используется для коррекции нарушений речи при:
-
Дизартрии. Нарушение звукопроизношения из-за расстройства иннервации речевого аппарата.
-
Дислалии. Неправильное произношение звуков при сохранной иннервации артикуляционных мышц, нормальном слухе и интеллекте. Часто возникает при короткой уздечке, неправильном прикусе и большом языке.
-
Ринолалии (носовая речь). Искажение произношения звуков и тембра голоса из-за аномалии небно-глоточного смыкания (расщелина в небе, паралич небной занавески, аденоиды).
Эффективность этого метода коррекции речи не вызывает сомнений. Многочисленные клинические исследования это доказывают. Благодаря комплексному подходу к коррекции, можно добиться больших результатов, однако следует учитывать степень тяжести дизартрии и внутренние ресурсы самого человека. Так как причина нарушения речи находится в головном мозге, не всегда удается полностью скорректировать проявления дизартрии. Задачей артикуляционной гимнастики в таком случае является достижение максимально возможного уровня речевых навыков, чтобы на бытовом уровне и в социуме человек не испытывал какого-либо дискомфорта.
Где обучиться артикуляционной гимнастике?
Если вы стремитесь стать логопедом и внедрить инновационные методики артикуляционной гимнастики в свою практику, важно выбрать подходящие курсы для повышения квалификации логопедов. Курсы от «Каменный город» представляют собой отличный выбор для тех, кто ищет высококачественное обучение в области логопедии с акцентом на современные методы артикуляционной гимнастики
«Каменный город» предлагает курсы по логопедии, на которых вы получите комплексные знания и навыки, необходимые для успешной профессиональной деятельности в области артикуляционной гимнастики. В рамках обучения вы не только освоите теоретические аспекты логопедии, но и приобретете практические умения, которые можно будет эффективно применять в работе как с детьми, так и со взрослыми.
Выбор курсов от АНО «ОЦ Каменный город» также обеспечит вас преимуществом в виде актуальной информации, поддержки опытных преподавателей и обмена опытом с коллегами из этой области логопедии. Такие обучающие программы откроют перед вами новые перспективы в сфере артикуляционной гимнастики и помогут создать базу знаний для успешной интеграции в вашу практику.
Комплексное лечение заболевания
Только комплексный подход дает хорошие результаты. Вот какие мероприятия включают при лечении:
- Логопедические занятия: развитие мелкой моторики рук, дыхания, моторики речевого аппарата, голоса (тембра, интонации, силы), обучение корректному звукопроизношению;
- Физиотерапевтические процедуры: лечебная физкультура, массаж, акупресссура и т. д.;
- Медикаментозное лечение. Назначают ноотропные препараты;
- Психотерапия. В эту группу входят песочная, игровая, изотерапия.
Если родители вовремя заметили нарушения речи и обратились за помощью к врачам, у малыша есть все шансы избавиться от недуга. Но при условии, что нет выраженных поражений нервной системы.
Методы профилактики заболевания
В связи с биологическими факторами развития болезни, о ее профилактике стоит задуматься еще во время беременности и родов. Тяжелое протекание беременности, внутриутробные инфекции, асфиксии, осложненные роды, травмы в первые месяцы жизни новорожденного — все это может стать причиной нарушений речи в будущем.
Перечислим основные методы профилактики недуга уже после рождения малыша.
Во-первых, развивайте рефлексы. К ним относятся фиксация взгляда и слежение за предметом, слуховое сосредоточение, двигательная активность, рефлекс орального автоматизма — все они очень важны в развитии новорожденного.
Во-вторых, общайтесь с младенцем
Тактильные, зрительные, слуховые ощущения — все это крайне важно для его развития. Улыбайтесь ему, разговаривайте, носите на руках, поглаживайте
В-третьих, будьте всегда рядом. Особенно это касается мамы. Ведь новорожденный нуждается в ее близости, возможности прикоснуться к ней, увидеть, почувствовать, получить ответные объятия.
В-четвертых, стимулируйте сосательный рефлекс. Чем активнее и дольше кроха сосет грудь, тем лучше развиваются его мышцы — они становятся крепче, пластичнее.
В-пятых, поощряйте попытки младенца к общению. Гуление, лепет — это нужно стимулировать.
В-шестых, развивайте мелкую моторику. Речь напрямую связана с мелкой моторикой и чем более ловкими будут руки малыша, тем лучше. Знакомьте его с разными текстурами.
В-седьмых, говорите с малышом на родном языке. Говорите четко, грамотно. И стимулируйте его к общению. Даже если он не разговаривает, все равно пытайтесь вызывать у него звуки. Если он хочет чего-то и показывает жестами, провоцируйте попросить это вербально.
Виды артикуляционной гимнастики (+таблица)
Артикуляционная гимнастика представляет собой разнообразный и эффективный метод улучшения произношения и развития речевых навыков. Различные виды упражнений направлены на тренировку различных органов артикуляции, таких как язык, губы, челюсти и нёбо. В данной таблице мы рассмотрим основные виды артикуляционной гимнастики и их характеристики, чтобы помочь вам выбрать подходящие упражнения для достижения ваших целей в обучении и совершенствовании речи.
Виды | Описание |
---|---|
Упражнения для языка | Направлены на улучшение гибкости, силы и координации движений языка. Включают повторение звуков и звукосочетаний, работу с буквосочетаниями и артикуляцию слогов. |
Упражнения для губ | Помогают укрепить мышцы губ и улучшить контроль над их движениями. Включают разнообразные движения губами, сжатие и растяжение, а также упражнения на произношение определенных звуков с акцентом на правильное положение губ. |
Упражнения для челюстей | Направлены на улучшение подвижности и силы челюстей. Включают вращение, открывание и закрывание рта, а также упражнения на растяжение и сжатие мышц челюстей. |
Упражнения для нёба | Помогают укрепить и улучшить контроль над этой частью речевого аппарата. Включают упражнения на дыхание через нос, работу с звуками, требующими поднятого нёба, а также массажные движения для расслабления мышц нёба. |
Плавные движения | Способствуют разминке и расслаблению органов артикуляции. Основа многих упражнений. |
Упражнения на растяжение и сжатие мышц | Помогают укрепить и развить мышечный корсет органов артикуляции, что в свою очередь способствует улучшению произношения и четкости речи. |
Игровые задания | Делают занятия более интересными и мотивирующими. Позволяют разнообразить тренировки и стимулируют развитие речевых навыков в игровой форме. |
Артикуляционная гимнастика предоставляет множество возможностей для улучшения речевых навыков и произношения. Независимо от ваших целей – будь то повышение уверенности в общении, исправление дефектов произношения или расширение лексического запаса – выбор подходящих упражнений играет ключевую роль в достижении успеха. Пользуйтесь данной таблицей в качестве руководства при планировании вашей артикуляционной гимнастики и наслаждайтесь улучшением вашей речи и ясности произношения.
Этапы коррекции нарушения звукопроизношения
Логопед придерживается строгой последовательности постановки звуков при дизартрии. Коррекционная работа состоит из 6-ти этапов.
Первый: специалист готовит артикуляционную базу для постановки и произношения небных, сонорных, шипящих и свистящих звуков. Когда малыш овладеет некоторыми из них, логопед переходит к их отработке. Он задействует кинестетический, слуховой и зрительный контроль. Вот пример инструкций логопеда маленькому пациенту: «Смотри в зеркало и повторяй за мной», «Смотри в зеркало и сделай упражнение», «Посмотри на себя в зеркало, вытяни губы трубочкой». Такая особенность постановки звуков дает хорошие результаты.
Такой подход необходим, чтобы снизить апраксические нарушения, которыми сопровождается дизартрия. В целом первый этап — это фундамент для дальнейшего развития навыков звукопроизношения.
Второй: логопед определяет последовательность коррекции. Он оценивает, какой артикуляционный уклад у пациента «созрел». У многих детей с двигательными и речевыми нарушениями лучше идет постановка более сложных звуков, например шипящие. А вот более легкими свистящими звуками, с которых рекомендуют начинать коррекцию, пациент может овладеть позже.
Третий: специалист стимулирует или ставит определенный звук. При постановке он использует классические техники — постановку по подражанию, механическим или смешанным способом.
Четвертый: закрепление, или автоматизация. Это самый сложный этап во всей коррекционной работе. Он требует больше всего времени. Часто дети овладевают звуком и произносят его изолированно, а вот в речи делают ошибки. Поэтому после этапа постановки логопед сосредотачивается на отработке изолированного звукопроизношения, а потом подключает слова с разной слоговой структурой. Таким образом, ребенок произносит звук в начале, середине или конце слов. Затем логопед подключает предложения, в которых сконцентрирован изучаемый звук.
Логопед подбирает лексический материал индивидуально. Он должен соответствовать возрасту и возможностям малыша, а также не включать те звуки, которые он еще не выговаривает или искажает.
Пятый: разделение поставленного и оппозиционных звуков. Сначала логопед предлагает 2 слога, затем увеличивает до 3-х. например, са — ша, ста — шта и пр. После этого отрабатывает пары слов с разной слоговой структурой.
Шестой: формирование коммуникативных навыков. Еще один сложный этап. Нередко дети в кабинете логопеда общаются, а вот при других людях и за пределами кабинета приобретенные речевые навыки теряются, ребенок начинает говорить «по старинке». Чтобы выработались коммуникативные навыки, необходима кропотливая работа логопеда, но без желания самого малыша тоже не добиться успехов.
Развитию коммуникативных умений при дизартрии способствуют такие техники, как заучивание стишков, пересказ или сочинение рассказов.
Принципы коррекции речи при дизартрии
Логопеды используют несколько принципов при коррекционной работе с детьми. Вот они:
- Индивидуальный подход. Специалист оценивает компенсаторные возможности маленького пациента — какие артикуляционные движения сохранились, какие звуки и слоги малыш произносит правильно;
- От простого — к сложному. Коррекцию всегда начинают с тех звуков, которые ребенок произносит лучше всего. Такая последовательность постановки звуков при дизартрии позволяет добиться лучших результатов.
- Продолжительная отработка каждого звука. Коррекция речи у детей с дизартрией требует намного больше времени, чем другие логопедические проблемы.
Коррекционная работа включает в себя такие этапы: постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков. Но самая первая задача логопеда — научить малыша различать их на слух.
Правила проведения артикуляционной гимнастики
Для того, чтобы гимнастика приносила свои
результаты, важно соблюдать ряд правил
- Нельзя заставлять ребенка заниматься. Ему должно быть интересно. Это
можно сделать, включив фоном приятную музыку, позвав на занятие любимую игрушку
и выполняя упражнения виде игры. - Обязательно надо хвалить ребенка за успехи.
- Гимнастику не стоит проводить чаще
2-3 раз в день. - Артикуляционный комплекс
выполняется ежедневно, не дольше 10-12 минут. - В занятии может быть 3-4 уже
отработанных упражнения и одно новое. - Для самых первых занятий не надо
делать более 2-3 упражнений. - Не нужно повторять артикуляционное
движение более 5 раз за подход. - Упражнения выполняются перед
зеркалом, чтобы ребенок видел себя и движения своих губ и языка. - Взрослому надо стоять/сидеть за
ребенком перед зеркалом или находиться напротив малыша (если зеркало совсем
маленькое). - Сперва упражнение делает взрослый,
а ребенок за ним повторяет. Затем малыш выполняет его самостоятельно. - Упражнения в комплексе даются от
простого к сложному. - Родитель контролирует правильность
выполнения движений. При необходимости можно помочь малышу — например,
подвинуть язык в сторону ложкой или
другим безопасным предметом. - В артикуляционный комплекс нужно
включить и динамические, и статические упражнения. - При выполнении статических
упражнений надо держать губы, язык или щеки в определенном положении 5-10
счетов.
Что такое артикуляционная гимнастика?
В логопедической практике артикуляцией называют способность произносить звуки раздельно. Чёткость звучания напрямую зависит от развития артикуляционного аппарата. Наибольшее влияние на произношение оказывает постановка губ, языка и щёк. Детям необходимо развивать речевой аппарат, выполняя набор специальных упражнений.
Гимнастика для развития речи выполняется в игровой форме. Ребёнка располагают перед зеркалом и обучают простым и забавным упражнениями, помогающим лучше контролировать движения языка, щёк и губ. Взрослый на собственном примере показывает правильный вариант выполнения каждого упражнения, а ребёнок их старательно повторяет. Занятия с малышами в возрасте 2-3 лет длятся 7-10 минут, а с детьми 3-4 лет – около 20 минут в день.
Логопедическая гимнастика не требует особых условий. Через несколько месяцев работы от зеркала можно будет отказаться и выполнять упражнения «на ходу», с пользой коротая время в пробках, длинных очередях, на детской площадке.
Детские психологи считают, что артикуляционная гимнастика помогает не только в исправлении дикции, но и в укреплении семейных отношений
Родители становятся для ребёнка прямым примером для подражания и обучают навыку, крайне важному для адаптации в социуме. Научить малыша правильно говорить, значит заложить фундамент для успешного будущего
Выводы
Дизартрия — это не просто невыговаривание некоторых звуков. И уж точно не стоит ждать, что ребенок с таким диагнозом «разговорится», как дочка соседей. Это речевое нарушение намного глубже и сложнее, но — не всегда приговор. Главное — не упустить время.
Вот почему закрывать глаза на проблему — огромная ошибка родителей. Конечно, принять тот факт, что у твоего чада какие-то нарушения, тяжело. Но сделать это необходимо именно во благо будущего своего малыша. Невылеченное же заболевание принесет взрослому человеку множество проблем в социальной жизни — начиная от общения и заканчивая работой.
Если выявить болезнь на ранней стадии развития, ее вполне можно вылечить. Комплексный подход к терапии дает хорошие результаты. Конечно, если нет грубых нарушений нервной системы.
Еще лучше, если удалось диагностировать болезнь, когда она еще не дала о себе знать, то есть до первых попыток малыша говорить. Такая ранняя коррекционная работа станет эффективной профилактикой.