ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Зрительное восприятие определяется как способность глаза воспринимать информацию и
интерпретировать ее. Это не просто видение, а перевод визуальных образов в информацию,
которую мозг может запомнить, организовать, распознать и использовать. Это позволяет
детям понять, что означает изображение, например, распознать буквы, слова.
Данные нашего исследования показали, что сформированность ЗВ положительно коррелирует
с навыком чтения, что согласуется с результатами многих исследований, показавших,
что ЗВ является предиктором уровня чтения и готовности к обучению чтению . Также отмечена высокая взаимосвязь навыка чтения с такими пространственно-временны́ми
параметрами окуломоторной активности, как продолжительность прогрессивных и установочных
фиксаций, амплитудой саккад, скоростью и временем чтения, что соответствует общей
тенденции формирования данной познавательной способности .
Печатная (письменная) информация имеет несколько характеристик, которые делают возможным
чтение. Эти характеристики включают графическую конфигурацию слова, орфографию (порядок
букв), фонологию (порядок звуков) и семантику (значение слова)
При становлении навыка
чтения дети впервые сталкиваются с визуальной конфигурацией и орфографией печатного
слова, для правильного их распознавания важное значение имеет сформированность зрительной
памяти и зрительного восприятия в целом, что подтверждается экспериментальными данными,
доказывающими определяющую роль зрительных процессов для будущего навыка чтения в
раннем школьном возрасте [].
На начальных этапах становления навыка чтения, чтобы понять значение слова, ребенок
должен разбить написанное слово на составляющие его фонемы (фонологию), удерживать
их в активной рабочей памяти, а затем синтезировать фонемы, обеспечивающих доступ
к его лексическому значению. Чтение и понимание предложений (текстов) требует развития
еще двух параметров: знания правил построения предложения (порядок слов) и синтаксиса
(грамматическая структура) []. Совершенствование данных операций возможно лишь при достаточной сформированности
зрительного различения, зрительного внимания и зрительной памяти .
В данном исследовании на начальном этапе становления навыка чтения (в первом классе)
выявлены значимые корреляции между навыком чтения и такими сложными компонентами ЗВ,
как помехоустойчивость, пространственные отношения и зрительный анализ-синтез. Помехоустойчивость
ЗВ позволяет выделить сигнал из шума и способствует правильному выделению фигуры из
окружения (буквы из слова, объекта из сложного рисунка и т.п.). Аналитико-синтетическая
зрительная деятельность требует координации, точности, интеграции зрительных и моторных
функций, т.е. связана с процессами произвольного контроля и внимания . Зрительно-пространственное восприятие – компонент зрительной деятельности, обуславливающий
ориентацию человека в двух- и трехмерном пространстве и в собственном теле. От точности
восприятия двухмерных пространственных отношений зависит способность ребенка к овладению
школьно-значимыми навыками письма и чтения []. Необходимо отметить, что нарушения этой функции у детей чаще всего встречаются
в комплексе с трудностями помехоустойчивости и константности ЗВ и вызывают сходные
по характеру трудности.
Исследование показало, что ученики с различным навыком чтения воспринимают слова по-разному.
В зависимости от уровня сформированности дети воспринимают визуальный образ слова
либо складывая его из отдельных символов или слогов, либо целиком в зависимости от
его длины. Для хорошо читающих детей первого класса характерно целостное восприятие
коротких слов, состоящих из одного-двух слогов. По мере формирования читательского
навыка, в процессе многократного закрепления вышеописанных операций слово воспринимается
в целом (как гештальт), а не буква за буквой, и добавляется к растущему “зрительному”
словарю ребенка, при этом декодирование занимает меньше времени и доходит до автоматизма
[]. Согласно нашему анализу глазодвигательной активности, во втором классе возрастает
как объем воспринимаемых за единичную фиксацию символов, так и скорость их обработки
и программирование последующих саккад.
БЛОГ ПЕДАГОГОВ
Консультация для родителей подготовительной группы «Как подготовить ребёнка к школе»
Человек без воспитания – тело без души
Что такое конструктор LEGO для ребенка?
Как LEGO влияет на развитие детей
ЛЕГО-сказки
Конспект игрового часа «В гостях у бабушки Пчелы»
Я – человек, играю, думаю, живу
Использование кейсов в дошкольном образовательном учреждении
«Осень. Обобщение». Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности
Прививаем любовь к книге у дошкольников
Складная опора-штора «Сухой душ»
Консультация для педагогов и родителей ДОУ «Что такое логоритмика»
Влияние дидактических игр и упражнений на развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста
Зачем нужно закаливание?
Применение метода «интеллект-карт» в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения
Современные педагогические технологии в образовательном процессе ДОУ
Формирование нравственно-патриотических чувств через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста
Формирование предпосылок инженерного мышления у детей 2-3 лет
Эмпирическое исследование проблемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством в процессе обучения декоративному рисованию
Консультация для педагогов Тема: «Современные формы работы с детьми»
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»
Консультация для воспитателей по теме: «Приобщение детей к здоровому образу жизни через организацию предметно-развивающей среды в соответствии ФГОС ДО»
Консультация для воспитателей «Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды по правилам дорожного движения в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Консультация для педагогов на тему «Организация предметно-развивающей среды по изобразительной деятельности в группах»
Методические рекомендации для педагогов «Организация и проведение летней оздоровительной работы в ДОУ и образовательных учреждениях»
Консультация старшего воспитателя для педагогов на тему «Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников»
Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Дисциплина в детском саду»
Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики детей
Проблемные формы межличностных отношений дошкольников
Речевые игры по дороге домой для детей 5-6 лет
Подвижные игры для детей с общим недоразвитием речи
Роль книги в речевом развитии детей дошкольного возраста
Формирование взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре
Ребенок грызет ногти. Причины. Решение
Почему дети капризничают?
Гиперопека и ее последствия для ребенка
Безопасный Новый год для ребёнка: что нужно знать
Методика и программное содержание социально-нравственного воспитания детей в старшей группе
Авторитет родителей в воспитании детей
Компьютер: «за» и «против»
Дисциплина на улице — залог безопасности
Готовность ребенка к школе – залог успешной адаптации
Музыкальное воспитание в семье
Музыка и здоровье в детском саду
Активный детский отдых зимой
О проблемах приобщения дошкольников к книге
Развитие детей в театрализованной деятельности
Что должны знать родители перед первым посещением бассейна
Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста
Дети и чтение
Несколько слов о наказании ребенка
Игрушка в жизни ребёнка
Сказка ложь, да в ней намек
Несколько советов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Опыты и эксперименты с детьми в домашних условиях
Как помочь ребёнку научиться различать цвета?
Веселые карандаши в руках у ребенка
Организация работы по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста
Личность и личностное развитие детей дошкольного возраста
Организация трудового воспитания младших дошкольников в современном детском саду
Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
Детская субкультура как механизм социализации дошкольников
Дышим правильно – говорим легко. Формирование речевого дыхания при заикании
Ребенок играющий
В детский сад без слез
Игрушки — подружки
Как вести себя родителям с гиперактивным ребенком
Рекомендации родителям гиперактивного ребенка
Запреты и ограничения
Кризис семи лет
Как подготовить ребенка к школе?
100 тысяч «почему!»
Как победить застенчивость
Почему дети разные?
Пойми меня! (Умному взрослому — от умного ребёнка)
МЕТОДИКА
Всего обследовали 70 детей – учеников первых и вторых классов. Все дети, согласно
данным медицинских карт, относились к I–II группам здоровья. Исследование проводили
с письменного разрешения родителей в первой половине дня (с 9 до 13 ч), в период наиболее
успешной когнитивной деятельности.
При оценке степени сформированности навыка чтения учитывали: скорость чтения, беглость,
выразительность, безошибочность, понимание прочитанного текста, умение пересказывать.
Для более глубокого анализа степени сформированности навыка использовали методику
оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 1 класса [].
Исследование движений глаз при чтении проводили на установке Eyegaze Analyzing System фирмы “Interactive Minds”. Методика основана на бинокулярной регистрации окуломоторной активности при помощи
метода видеорегистрации с элементами фотоэлектрического метода. Поставляемая в комплекте
с установкой программа NYAN (версия 1.3.0.20), учитывая угол видеокамеры относительно вектора прямого взгляда,
рассчитывает экранную позицию, в которую направлен взгляд, по результатам калибровки
на основании х и у компонент смещения коронарного блика. Скорость съемки каждой видеокамеры (частота
опроса) составляет 60 Гц. При переменном опросе частота составляет 120 Гц (~1 кадр
в 8 мс). Средняя ошибка составляет 0.45° (0.38 см на экране). Минимальная продолжительность
фиксаций, регистрируемых установкой – 50 мс.
Исследование проводили с каждым ребенком индивидуально. Обследуемый садился перед
экраном установки, при этом регулировали высоту стула и расстояние до экрана. Расстояние
между обследуемым и экраном установки составляло 50–55 см, угловой размер прописных
букв – 0.32° (19.2 угл. мин), что соответствует нормам Сан-ПиН 2.2.2/2.4.1340-03.
Последовательно ребенок читал вслух два текста различной психо- и морфофункциональной
сложности. Средняя продолжительность чтения текста составляла от 3 до 5 мин. Продолжительность
опроса также составляла от 3 до 5 мин. Перед чтением следующего текста ребенку предоставляли
время для отдыха – 3 мин.
Оценку уровня развития психофизиологической зрелости детей по показателям зрительного
восприятия проводилась по методике M. Фростиг [] в модификации М.М. Безруких и Л.В. Морозовой []. Исследование различных компонентов зрительного восприятия включало анализ:
1. Зрительно-моторной координации; ведущий компонент – зрительно-моторная интеграция,
под которой понимается способность скоординировать моторные действия с зрительно-пространственной
деятельностью.
2. Фигурно-фонового различения; ведущий компонент – помехоустойчивость восприятия,
под которым понимается восстановление сигналов, частично разрушенных помехами. Наиболее
ярко проявляется при выделении фигуры (предмета или объекта) из фона.
3. Постоянства очертаний; ведущий компонент – константность восприятия, под которым
понимается относительная устойчивость воспринимаемых признаков предметов при изменении
условий зрительного восприятия.
4. Положения в пространстве; ведущий компонент – зрительно- пространственное восприятие,
под которым понимается зрительное соотнесение предметов по их признакам и их различия
положения в пространстве по отношению друг к другу и их основным частям.
5. Пространственных отношений; ведущий компонент – зрительно-пространственное восприятие.
6. Комплексный субтест позволял оценить зрительно-пространственное восприятие и зрительный
анализ, под которым понимается анализ фигуры (предмета или объекта) с неполным отражением
отдельных свойств и дальнейшим достраиванием полученной информации до целостного образа
конкретной фигуры (предмета или объекта).
Все задания выполнялись графически каждым ребенком в ходе индивидуального тестирования.
Результаты оценивали в баллах, которые затем пересчитывали по специально разработанной
10-бальной шкале.
Стимульный материал. На основе математико-статистического анализа выявлены основные значимые морфо- и
психолингвистические показатели, характеризующие фактор “сложность текста” []. Для этого отобрали комплекс критериев: количественные характеристики текста и слов,
количество лемм и абстракций, процент кратких прилагательных, глаголов в личной форме,
местоимений-существительных, сложноподчиненных предложений и сложных предложений,
коэффициент Колемана–Лиау, возрастной уровень, необходимый для понимания оцениваемого
текста – коэффициент Флеша–Кинкэйда, коэффициент Флеша, скорректированный для русского
языка []. Для каждого класса подготовили 2 варианта текстов различной сложности (простой
и сложный) с учетом школьной программы.
Методы исследования и тренировки ЗМК
Важно, чтобы проблемы ЗМИ были диагностированы и устранены как можно раньше, чтобы минимизировать их влияние на функциональные способности, такие как почерк, выполнение работ, связанных с мелкой моторикой.
Оценка ЗМК проводится при работе с детьми, чтобы определить, почему у ребенка возникают трудности при выполнении заданий, почему у него плохая успеваемость. Исследование этой функции проводят также, чтобы установить, сможет ли пациент с неврологическими нарушениями обходиться без посторонней помощи (например, принимая пищу) или управлять автомобилем. В различных профессиональных областях возникает потребность оценить эффективность сотрудников, особенно там, где ЗМК особенно важна.
Для оценки и тренировки ЗМК используются метод графических заданий и графо-моторные упражнения , например мотометрические тесты для детей «Вырезание круга» или «Дорожки». Для тренировки ЗМК у детей 5–10 лет применяется тест «Домик» по методике Н.И. Гуткиной (рис. 1).
Тест «Домик» представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв.
Созданы также специальные компьютерные программы, например тесты на синхронизацию, многозадачность, скорость, принятие решений . Тренировка ЗМК повышает спортивные результаты . Для тренировки ЗМК существует ряд устройств, примером такого тренажера является SVT (Sport Vision Trainer SVT, Australian Institute of Sports Vision PTY Ltd, Австралия) — доска с появляющимися световыми сигналами (рис. 2). Работа на ней дает возможность оценить синхронизацию системы «глаз — рука», а также проводить реабилитацию или тренировку координации в этой системе. В частности, на этом тренажере тренировали вратарей футбольной команды «Челси». Опубликованы результаты успешного использования такого тренажера для улучшения ЗМК у пациента после инсульта и травмы мозга .
В практике оптической коррекции зрения у специалиста, осведомленного о взаимосвязи ЗМК с нарушениями зрения, есть возможность, помимо подбора средства коррекции, дать дополнительные рекомендации по тренировке ЗМК дома. Это могут быть видеоигры или онлайн-игры, занятия рисованием, раскраски, мозаика и пазлы. Развитию ЗМК способствуют также занятия вязанием, вышивкой, конструированием — все то, что включает использование мелкой моторики. Тренировке ЗМК помогают занятия такими видами спорта, как баскетбол, теннис, бадминтон, настольный теннис, недаром именно у спортсменов эта функция особенно развита .
Формирование и развитие ЗМК
ЗМК не существует с рождения. Ее формирование начинается в раннем детстве, развитие продолжается в течение всей жизни человека, но особенно активно — в первое десятилетие. Можно говорить об определенной иерархии развития ЗМК, которая имеет место в создании прочной основы навыков зрительно-моторной интеграции (ЗМИ). Первым этапом становления ЗМК является развитие грубых двигательных навыков у ребенка, затем включаются основные навыки движения глаз. Орган зрения начинает играть ведущую роль в формировании движений, коррекции их точности и направленности. И.П. Павлов описал это так: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» .
Ребенок 2 лет может успешно воспроизвести вертикальную линию, 3-летний ребенок, имея перед собой образец, может скопировать окружность и прямой крест, в 4 года — прямоугольник, в 5 лет — квадрат, треугольник и косой крест, а также вполне опознаваемую схематичную фигурку человека, с 5 лет, при условии систематической тренировки, дети могут воспроизводить все более сложные комбинации фигур
Развитие ЗМК косвенно влияет на общее интеллектуальное развитие и очень важно для формирования навыков учебной (письма) и трудовой деятельности.. ЗМК является частью ЗМИ, которая представляет собой сложную комбинацию навыков и позволяет человеку выполнять сложные задачи, используя глаза, руки и мозг вместе
ЗМИ использует координацию «глаз — рука», но включает в себя навыки визуального восприятия, такие как восприятие размера, фигуры, последовательная память и визуализация, и это лишь некоторые из них. Хорошие навыки письма в значительной степени зависят от хорошо развитой и полностью интегрированной зрительно-моторной системы.
ЗМК является частью ЗМИ, которая представляет собой сложную комбинацию навыков и позволяет человеку выполнять сложные задачи, используя глаза, руки и мозг вместе. ЗМИ использует координацию «глаз — рука», но включает в себя навыки визуального восприятия, такие как восприятие размера, фигуры, последовательная память и визуализация, и это лишь некоторые из них. Хорошие навыки письма в значительной степени зависят от хорошо развитой и полностью интегрированной зрительно-моторной системы.