Как помочь ребенку стать популярным в среде сверстников

Социальное развитие у детей дошкольного возраста

Почему у ребёнка могут возникнуть проблемы в коммуникации со сверстниками?

Prostock-studio/Shutterstock.com

Для начала давайте попробуем разобраться, в чём заключается смысл понятия «дружба»?! Существует огромное количество определений. Если применять это понятие к детям, то дружба — это, скорее, близкие и доверительные отношения, включающие взаимную привязанность, поддержку, сопереживание.

Проблемы детей часто кажутся взрослым несерьёзными, несущественными и не требующими особого внимания. В реальности же ребёнок может страдать из-за трудностей в общении со сверстниками и не только. Большую часть этих переживаний ребёнок не осознаёт. Но психика детей ранима и восприимчива, и ребёнку сложно справиться с этой проблемой самостоятельно.

Попробуем выделить основные причины коммуникативных проблем у ребёнка.

Ребёнок-интроверт

Prostock-studio/Shutterstock.com

Люди-интроверты, в том числе и дети, тщательно избегают общения. В силу личностных особенностей им комфортнее в одиночестве или с ограниченным кругом людей. Они ощущают себя уверенно только дома, в общении с мамой и папой и другими близкими людьми. Такие дети не станут пытаться разнообразить свою жизнь общением, не будут стремиться «выйти в свет».

«Мнительный» ребёнок

Застенчивого малыша или подростка часто называют «мнительным». Такие дети испытывают сильный страх в новых условиях, им страшно что-то сказать или сделать. Им сложно ответить у доски, даже если они отлично знают тему, сложно играть в коллективные игры. Им кажется, что это вызовет насмешки окружающих. Такое поведение может свидетельствовать о закомплексованности ребёнка и о проблемах с самооценкой.

Семья и её влияние

Prostock-studio/Shutterstock.com

Первое место, где ребёнок может «показать» себя, проявить свои личностные особенности – это семья. Если в семье его готовы воспринимать как личность – «любым, каким бы он ни был», то есть учитывать его мнение, которое часто противоположно мнению родителей, поддерживать в проявлениях самостоятельности в различных сферах, – то такому ребёнку будет не сложно проявлять себя и в других местах, «вне семьи». Подсознательно он будет ожидать такого же отношения со стороны любых других людей.

Если же в семье ребёнок и его мнение не интересны, его не пытаются слушать и слышать, то в таком случае и в отношении со сверстниками общение предсказуемо: трудностей определённо следует ожидать.

Школа как способ социального развития ребёнка

Школа, преимущественно в первые годы, играет двоякую роль – чисто образовательную, но еще и общительную. 

В школу приходят дети из разных социальных слоев, с разными темпераментами, личностями и интеллектуальными способностями. На этом этапе социально-психологического развития детей различия становятся очевидными. Некоторые дети уже научились писать, читать и считать, другие только на стадии рисования линий. Поэтому одной из первых задач школы является обеспечение равных возможностей для всех учеников. 

Этот процесс осложнен тем, что в то время как одни дети осваивают новые знания, другие могут только оттачивать свои давние навыки. Что, особенно в возрасте 7-8 лет, может быть довольно скучным занятием. 

Опыт и навыки учителя определяют, как он или она может справиться с разнообразными потребностями учеников. 

Уже в раннем школьном возрасте эмоциональность детей сильно выражена и определяет динамику социальных процессов. На первый план выходят атавистические потребности в доминировании, а также в принятии, превосходстве или равенстве. Таким образом, первые установившиеся социальные иерархии в группе сверстников начинают формироваться с первого класса начальной школы. 

В определенных случаях это явление может быть патологическим. Именно тогда сознательное насилие впервые появляется среди детей. Для жертв это может иметь сильное стигматизирующее и деструктивное значение, оказывающее влияние на развитие не только личностных, но и социальных качеств. 

Итак, основная задача школы – выявлять и предотвращать подобные ситуации.

Факторы социального развития

Процесс социального развития зависит от многих факторов, не только от окружающей среды. Один из факторов – здоровье ребёнка. 

Точно можно выделить ряд врожденных и приобретенных пороков и нарушений развития, а также заболеваний, задерживающих социальное развитие ребёнка. 

Один из таких типов проблем – аутизм. Это группа расстройств, приводящих к отрыву ребёнка от межличностных отношений, отчуждению от мира собственных переживаний и чувств. 

Дети с аутизмом, как правило, пассивны в контакте с другими людьми – они позволяют многое, но сами не проявляют инициативы. Есть и относительно активные, но их поведение окружение считает странным, необычным. 

У аутичных детей часто возникают проблемы с чтением эмоций и знаков, посылаемых окружающей средой, поэтому они воспринимаются как не очень чуткие или даже интеллектуально нарушенные. 

Все это в совокупности не способствует социальной интеграции. 

Важно, чтобы этот вид терапии реализовывался не только в классе, но и в широком смысле – дома, в школе и даже во дворе. 

window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ «blockId»: «R-A-4348971-12», «renderTo»: «yandex_rtb_R-A-4348971-12», «type»: «feed» }) })

Поддержка социального развития

Социальное развитие ребенка является важной составляющей его общего развития. Поддержка социального развития предполагает создание условий, которые способствуют развитию социальных навыков, умений и компетенций у ребенка

Родители и близкие взрослые играют важную роль в поддержке социального развития ребенка. Ежедневное общение, участие в совместных занятиях и играх, поощрение и поддержка в освоении новых социальных ролей и общению с окружающими, — все это помогает ребенку развиваться социально и успешно адаптироваться в обществе.

Важным аспектом поддержки социального развития является развитие эмоциональной интеллектуальности ребенка

Понимание и выражение эмоций, умение устанавливать контакт и сотрудничать с другими, развитие эмпатии и умение решать конфликты – все это важно для успешного социального развития ребенка

Поддержка социального развития ребенка может осуществляться через:

  • Предоставление возможностей для свободного общения
  • Развитие навыков сотрудничества и коммуникации
  • Поощрение самостоятельности и саморегуляции
  • Участие в групповых занятиях и коллективных играх

Важно помнить, что каждый ребенок развивается индивидуально, и поддержка социального развития должна быть адаптирована к его конкретным потребностям и особенностям

  1. В.В. Борисова, «Социально-эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста»
  2. А.Ж. Волкова, «Социальное развитие детей в семье и дошкольном образовательном учреждении»

Учитывая важность социального развития ребенка, взрослым следует уделять достаточно внимания и времени для поддержки его социального развития, создавая благоприятные условия и предоставляя необходимую поддержку и руководство

Важность для ребенка

Социальное развитие является крайне важным аспектом для ребенка. Оно помогает ему установить отношения с окружающими людьми, развить социальные навыки и умения, а также получить опыт взаимодействия с другими людьми.

Вот несколько причин, почему социальное развитие является таким важным:

  • Взаимодействие с другими: социальное развитие помогает ребенку научиться эффективно общаться с другими людьми. Ребенок учится слушать и понимать других, выражать свои мысли и чувства, а также решать конфликтные ситуации.
  • Развитие эмоциональной интеллектуальности: социальное развитие способствует развитию эмоциональной интеллектуальности ребенка. Он учится распознавать, понимать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других людей.
  • Самостоятельность и независимость: социальное развитие помогает ребенку развить навыки самостоятельности и независимости. Он учится принимать решения, решать проблемы самостоятельно и доверять своим способностям.

Социальное развитие является неотъемлемой частью общего развития ребенка. Оно помогает ребенку стать успешным и счастливым членом общества.

Задачи социально-личностного развития дошкольников

Основные задачи социально-личностного развития детей дошкольного возраста:

  1. Формирование у детей полноценной картины социального мира, самого себя и своего места в социуме.
  2. Воспитание активной жизненной позиции и адекватных социальных чувств.
  3. Формирование представление об окружающих людях, самом себе, природе, рукотворных произведениях и т.д.

Процесс социально-личностного развития продолжается у человека на протяжении всей его жизни. Однако его фундамент закладывается в дошкольном детстве. Именно в этот возрастной период у ребенка формируются первые компоненты социального поведения, появляются эмоционально-личностные и поведенческие линии. Дети всегда активны и стремятся к выполнению различных видов деятельности, задача воспитателя (родителя) не тормозить их в этом стремлении, а напротив, мотивировать на постоянное развитие и совершенствование, не давать угаснуть желанию развиваться и познавать. Большую роль в этом направлении имеют разнообразные виды игр, в которые ребенок играет не только со сверстниками, но и со взрослыми и даже сам с собой.

Ошибочным является мнение, что ребенок должен постоянно заниматься чем-то полезным, а не только играть. Однако, именно игра является ведущим видом деятельности ребенка. В игре ребенок познает мир, развивается, у него формируются необходимые умения и навыки. В процессе игр развитие детей движется быстрыми темпами: психическое, социальное, эмоциональное. Каждый педагог, организуя социально-личностное развитие детей дошкольного возраста, должен максимально использовать возможности игры для социального развития детей.

Социальное развитие ребёнка формируется в детском саду

В возрасте около 3 лет ребёнок должен пойти в детский сад. Отнюдь не потому, что его мать хочет вернуться к работе. 

Детский сад – это своего рода социальный полигон. Место, где создаются первые постоянные социальные механизмы, позволяющие принимать определенные роли в группе, формируя модели поведения и реакции на поведение других. Поэтому, при отсутствии противопоказаний (например, медицинских), момент отправки ребёнка в детский сад нельзя откладывать. 

Если родитель решает, что ребёнок не будет ходить в детский сад, во многих случаях, это решение может нанести ребёнку вред с долгосрочными последствиями. 

Не стоит бояться, что ребёнок не справится в детском саду. Необходимо понимать, что это всего лишь откладывание проблемы. Она может вернуться с удвоенной силой в будущем, в виде проблем адаптации в школе, тревожности, асоциальности или в виде любых других проявлений деструктивного поведения во взрослом возрасте. 

Элементы социального развития в детском саду

Таким образом, социальное развитие в детском саду учитывает такие элементы, как: 

  1. Постепенное разлучение ребёнка с матерью (что в любом случае неизбежно, а делать это лучше, когда ребёнку 3 года, чем 6-7 лет); 
  2. Обучение первому независимому поведению и социальным эмоциям в гораздо большем масштабе, чем это возможно, например, на игровой площадке (любопытство, ревность, адаптация, конкуренция, сотрудничество, симпатия, сопротивление, тоска, постоянство, повторяемость и т. д.). Некоторые из этих эмоций положительные, некоторые отрицательные, но все они важны; 
  3. Формирование первых нравственных установок (хорошее – плохое, справедливое – несправедливое, правильное – неправильное); 
  4. Освоение первых социальных ролей (воспитатель – воспитанник, мальчик – девочка, коллеги, друзья); 
  5. Образование: приобретение навыков и знаний (рисование, живопись, ассоциации, музыка, танцы, первые иностранные языки и многое другое). 

Все исследования подтверждают, что дети, ходившие в детский сад, лучше социализированы – им легче найти себя в социальных ролях и ситуациях, которые ставит перед ними жизнь. 

Что важно, детский сад – это еще и то место, где ребёнок впервые подвергается внешней оценке. Критический, холодный и не свойственный родительским чувствам взгляд педагогического коллектива может, например, позволить выявить пороки развития или эмоциональные и социальные расстройства. 

Социальное развитие детей в коллективе

В 3 года большинство детей начинает ходить в детский сад. Для них это становится первым опытом нахождения в большой группе сверстников без мамы или папы. Для социальной адаптации требуется время. Ребёнку приходится учиться делиться игрушками, играть вместе с другими детьми, уступать место, сотрудничать.

Для социального развития 3-летнему малышу обязательно нужно общаться с другими ребятами. Так что если он не посещает детский сад, родители должны гулять с ним на детских площадках, где много детей. Малыша можно водить в различные кружки (танцевальный, музыкальный, гимнастический, рисования, лепки и другие), где он будет не только общаться со сверстниками, но и развиваться разносторонне.

Ребёнок в 3 года ещё очень привязан к родителям. Мама и папа должны учить его знакомиться, играться и общаться с другими детьми в песочнице и на игровых площадках. Необходимо учить его считаться с интересами других детей.

В 3 года у детей формируется разграничение мужского и женского. Так сюжетом воображаемых игр у мальчиков обычно становятся военные действия (с другими людьми, пришельцами, другими вымышленными монстрами), а у девочек — «дочки-матери», в доктора и пациентов, продавца и покупателей в магазине, поваров на кухне и т.п.

В играх с другими детьми 3-летний ребёнок уже может не отбирать понравившуюся игрушку, а применять коммуникативный способ, позволяющий её получить. Это может быть просьба, хитрость или обмен.

Основные признаки правильной социальной адаптации в 3 года:

  1. проявление лидерских качеств;
  2. нормальное общение с другими детьми;
  3. способность прислушиваться к мнению окружающих.

О терпении как о важном социальном качестве

Каждый предмет существует в одном экземпляре, и если он занят, а ребенок хочет его получить, то тогда, если это нормализованный ребенок, он подождет, пока материал освободится. Это приводит к появлению важных социальных качеств. Ребенок приходит к пониманию того, что надо уважать работу других, и не потому, что ему так сказали, а потому, что это та реальность, с которой он сталкивается в повседневной жизни.

Есть только один экземпляр каждого материала, так что детям не остается ничего другого, как ждать. И поскольку так случается каждый раз и каждый день на протяжении нескольких лет, то идея уважения к другим и необходимости ждать свой очереди становится привычной частью жизни, которая становится все более зрелой.

Отсюда происходит изменение, адаптация, которая есть не что иное, как рождение самой социальной жизни. Общество зиждется не на личных желаниях, а на сочетании различных видов деятельности, которые должны быть приведены в состояние гармонии. На основании опыта в детях развивается еще одно достоинство — терпение, которое является своего рода сдерживанием порывов посредством контроля. Так что черты характера, которые мы называем добродетельными, возникают спонтанно.

Поддержка социального развития ребёнка в младенчестве

Огромную роль в этом играет характер взаимоотношений маленького ребёнка с матерью, отцом и другими близкими людьми. Чем ближе и позитивнее такие взаимодействия, тем больше вероятность правильного социального функционирования в будущем. 

Другими словами, теплые, крепкие и доверительные отношения с матерью должны привести к большей эмоциональной стабильности во взрослой жизни. Это способствует качественным межличностным отношениям – личным, интимным, профессиональным и социальным.

Формирование привязанности

Ученые считают, что привязанность формируется в первые три года жизни, проходя за это время несколько этапов: 

Первая фаза (до 2–3 месяцев): ребёнок неосознанно просит о помощи (сигнализируя о необходимости плачем), а родитель ее обеспечивает. 
Вторая фаза (до 6 месяцев): ребёнок начинает различать различные факторы, влияющие на привязанность, более осознанно выстраивая причинно-следственные цепочки (например, начинает понимать, что его слезы вызывают реакцию матери). В этот период у младенца формируются определенные предпочтения – одни вещи ему нравятся, а другие нет. Сам малыш начинает налаживать контакты с матерью. Третья фаза: ребёнок привязывается к матери. Он рад ее видеть

Он может сознательно привлечь ее внимание. Примерно в 9 месяцев привязанность к матери начинает сопровождать сильный страх перед незнакомцами.  Четвертая фаза, которая начинается в возрасте от двух до трех лет, – это установление «партнерских отношений» между ребёнком и матерью

Малыш воспринимает свою мать как самостоятельную личность, начинает замечать мотивацию ее действий, учится завоевывать ее расположение. Таким образом, ребёнок начинает сознательно функционировать в окружении других людей. 

Весь описанный процесс очень сложен. Однако легко заметить, что теплые и уравновешенные отношения между ребёнком и его матерью могут определять успех дальнейших процессов социализации и, говоря другим языком, успешную будущую жизнь. 

Значение для общества

Социальное развитие ребенка играет важную роль в формировании будущего общества. Воспитание человека, который умеет общаться, сотрудничать, принимать решения и быть ответственным, является одной из ключевых задач современного образования и родителей.

Социальное развитие способствует формированию навыков саморегуляции и адаптации к социальным ролям. Ребенок, который успешно проходит все этапы социализации, легче встраивается в общество и находит общий язык со сверстниками и взрослыми.

Социально развитый ребенок обладает не только навыками общения и сотрудничества, но и ценностным компасом, который помогает ему принимать этические решения. Это касается вопросов справедливости, толерантности, уважения к другим и отношения к окружающей среде.

Общество нуждается в людях, которые способны сотрудничать и решать проблемы вместе, а не поощрять эгоизм и конфликтность. Социально развитые дети становятся основой развития здорового и гармоничного общества, которое строится на взаимопомощи и сотрудничестве.

Коллектив как воспитательная среда

Определение 1

Детский коллектив – это группа детей, объединенных единой направленностью деятельности, целевыми ориентирами и совместными занятиями.

Коллектив объединяет детей с разными интересами и потребностями, индивидуальными особенностями. Это обуславливает его сложную структуру и наличие организационных особенностей.

Коллектив обладает огромным воспитательным потенциалом. Значение коллектива в воспитательном процессе и социальном становлении личности ребенка рассматривалось многими учеными.

Коллективное воспитание способствует:

  • Самовыражению и самоутверждению личности.
  • Проявлению индивидуальных особенностей отдельной личности.
  • Удовлетворению коммуникативных потребностей личности.
  • Воспитанию дружеских качеств.
  • Эмоциональному развитию и эмоциональной самореализации.

Коллективное воспитание лежит в основе социализации ребенка дошкольного возраста. Воспитание осуществляется в коллективе дошкольников. Каждый коллектив имеет свои особенности и оказывает свое воздействие на развитие личности ребенка, освоение им социальных основ поведения, подготавливает к общественной жизнедеятельности.

Воздействие коллектива на развитие личности дошкольника является достаточно сильным. Это обусловлено тем, что коллектив включает в свой состав определенное количество участников. Каждый из них является личностью, наделенной своими особенностями: интересами, стремлениями, потребностями. Личности оказывает воздействие на воспитание и развитие других членов коллектива. Это воздействие носит различных характер, но имеет место быть.

Каждая личность имеет определенные духовный качества, определенный уровень развития. Чем более развита личность, тем большее воздействие она оказывает на развитие других детей. Также, каждый ребенок подвергается воздействию других детей коллектива, а следовательно, развивается, расширяет свои знания об окружающем мире, повышает свои компетентности в разных сферах деятельности.

В ходе коллективного взаимодействия происходит информационный обмен между его участниками. Кроме того, коллектив не зарождается просто так. Он создан для достижения каких-то целей, которые объединяют участников и обеспечивают согласованность их действий для достижения целей. А это, требует контроля поведения и коррекции действий, как собственных, так и остальных членов коллектива. Таким образом, в ходе коллективного взаимодействия происходит формировании эмпатии, вырабатывается социальная чуткость, помогающая в построении продуктивного взаимодействия дошкольников.

Рисунок 1. Роль коллектива в развитии личности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Социальное развитие ребёнка с раннего возраста

Социальное развитие ребёнка – это процесс, который начинается в первые дни после рождения. В период новорожденности и младенчества под этим термином понимается прежде всего совокупность эмоциональных факторов и первых связей, которые складываются между ребёнком и наиболее близкими ему людьми. Хотя в этом возрасте ребёнок еще не говорит и многого не понимает, механизмы, разработанные в это время, создают основу для последующих связей и социальных взаимодействий. 

Факторы социального развития, как правило, описываются областью науки, которую называют психологией развития. 

Конечно, не следует ограничиваться только младенчеством. Факторы будут актуальны на протяжении всего детства и даже за его пределами. Однако, в последующие годы жизни социальное развитие ребёнка будет все больше отождествляться с социализацией – это одно из основных понятий, которое использует социология. 

Особенности социального развития ребёнка 3 лет

База для социального развития у детей формируется в семье. Она связана с отношением мамы и папы к своему чаду с самого рождения, с отношениями между всеми членами семьи, с культурой поведения, которой придерживаются все домочадцы. Малыш как губка впитывает в себя всё что видит и слышит. Дома от папы и мамы он получает самое большое количество информации об окружающем мире.

В 3 года ребёнок начинает активно проявлять инициативу, независимость и самостоятельность. Родители всё чаще слышат от него фразу «Я сам!» Ни в коем случае нельзя ограничивает его самостоятельность. Наоборот, нужно давать ему задания (соответствующие его возрасту) и хвалить за их выполнение.

В 3 года малыш:

начинает верить в свои силы;
радуется, когда его заслуженно хвалят;
хочет соответствовать требованиям родителей, ждёт одобрения от них;
испытывает чувство гордости за свои достижения («Мой рисунок самый лучший!») или за своих родителей («Мой папа самый сильный»);
выражает недовольство, когда ему в чём-то отказывают, может упрямиться, выражать протест слезами и криком («Купи шоколадку!»);
огорчается и стыдится, если с чем-то не справился;
ревнует, если мама или папа проявляет внимание другому малышу, сравнивают не в его пользу.

Необходимо помнить, что дети следуют не советам родителей, а их примеру.

После 3 лет ребёнок начинает задавать много вопросов, большинство из них адресуется родителям. У него уже сформирован большой словарный запас, благодаря которому он вступает в беседы, высказывает свои мысли.

Проблемная педагогическая ситуация

Наиболее важной в структуре ситуации месяца является проблемная педагогическая ситуация (ППС), которая может приводиться как в начале, середине, так и в конце работы по проблеме. Время проведения определяется целью конкретной ППС

Она может использоваться как введение в тему. Например, «Прилёт инопланетянина» в ситуации «Космос». Он заблудился, не может отыскать свою планету, его корабль сломался, срочно требуется ремонт. Этот персонаж может появиться и на итоговом празднике, как ведущий всей программы – здесь он проверяет знания, нравственные позиции детей, их умения.

Целью проведения каждой ППС является самоопределение детей в эмоционально-напряжённой для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого.

Несомненно, любая такая ситуация является мощнейшим методом диагностики состояния детей в группе. Если учесть, что она проводится в начале и в конце месяца, а также спустя три-четыре месяца и даже года жизни детей, то можно представить, сколько пищи для  размышлений она даёт педагогу и для дальнейших рекомендаций родителям. Для того, чтобы ППС прошла эффективно, необходимо соблюдение специальной технологии её проведения.

ППС может проводиться в различные дни месяца – это зависит от педагогических целей, целесообразная периодичность – два раза в месяц, затем один раз в полгода и контрольная через год. Время проведения – двадцать-тридцать минут, в младших группах – пятнадцать минут. Ситуация должна быть эмоционально напряжённой, но посильной для определённой возрастной группы. У детей до пяти лет в ППС главный герой не реальный персонаж, а кукла. Предварительно педагог делает предположение о возможном поведении всех детей, затем анализирует степень совпадения, для самоконтроля.

Ситуация проводится без присутствия взрослых. Воспитатель наблюдает за детьми и фиксирует их поведение по специальной схеме. Желательна видеозапись ППС с дальнейшим просмотром и обсуждением с педагогами. Человек, проводящий ППС, должен быть незнаком детям (особенно это относится к старшим дошкольникам). Однако он должен быть знаком с психологией возраста, должен понимать эмоциональное состояние детей, уметь завершать ситуацию на позитивном моменте. 

Степень эмоционального напряжения в ППС должна быть тщательно продумана, определена сценарием в различных вариантах. Необходимо предусмотреть запасные ходы ведущего, различные подходы к индивидуальности каждого ребёнка.

Ситуации необходимо начинать прорабатывать с самых простых (менее эмоционально наряжённых), затем переходить к сложным. ППС заканчивается кругом рефлексии – это обязательное условие.

На примере ППС «Карлсон» технология проведения рефлексии следующая. После отлёта Карлсона дети ещё некоторое время находятся в группе одни (две-три минуты). Они активно обсуждают, что теперь будет, что скажет воспитатель, что всё это означало. Входит воспитатель. Дети, возбуждённые, начинают делиться впечатлениями. Проходит две-три минуты, воспитатель говорит: «Нам необходимо всё это спокойно обсудить». Дети рассаживаются на ковре по кругу, звучит спокойная музыка, в центре круга горящая свеча. Педагог задаёт первый вопрос: «Что сейчас произошло?» Дети отвечают по очереди, по кругу, не перебивая друг друга, воспитатель не комментирует и не оценивает их высказывания. Затем второй круг и следующий вопрос: «А что ты делал?» Дети пытаются говорить не о себе, а о других. Воспитатель мягко останавливает их и напоминает: «Скажи, что ты делал?» Третий вопрос воспитателя звучит так: «А что ты чувствовал?» И последний вопрос: «А что ты будешь делать, если Карлсон придёт ещё раз?»

Ситуация повторяется два-три раза, с интервалом в две-три недели, пока дети не самоопределятся, не выработают позитивную стратегию поведения.

«Мы все были такими же «плохими», когда пришли»

Еще один интересный момент — поведение детей в отношении тех, кто мешает классу. Давайте, например, представим, что ребенок недавно принят в школу, он еще не освоился, он неугомонный, беспокойный и всем мешает. Учитель обычно говорит: «Так дело не пойдет, это нехорошо» или, возможно: «Ты очень непослушный мальчик». Но его товарищи реагируют совсем по-другому. Один из них может подойти к новичку и сказать: «Это правда, что ты непослушный, но ты не волнуйся. Мы все были такими же плохими, когда пришли». Он почувствовал жалость к нему, посчитав его плохое поведение за несчастье, постарался утешить его и, возможно, вызвать в нем все лучшее, на что тот был способен.

Как изменился бы мир, если бы испорченность всегда пробуждала жалость, и, если бы мы делали усилие утешить преступника с тем же сочувствием, как утешаем больного! Кроме того, преступление часто является патологическим и может быть обусловлено плохими домашними условиями, несчастьем при родах или какими-нибудь другими неудачами, и должно возбуждать сочувствие и желание помочь. Одно это уже возвысило бы саму сущность нашего общества.

Если с нашими детьми случается неприятность, например, разбить вазу, то уронивший ее ребенок часто приходит в отчаяние. Он не получает никакого удовольствия от того, что бьет вещи, и ему стыдно, что он не смог ее благополучно донести. У взрослого инстинктивной реакцией было бы закричать: «Разбил? Сколько раз я тебе говорил — ничего не трогать!» Или, по меньшей мере, взрослый сказал бы ему убрать осколки, думая, что это произведет на него впечатление. А что же делают наши дети? Они все сбегаются на помощь и, подбадривая, говорят: «Ничего, сейчас найдем другую вазу», — и пока одни собирают осколки, другие вытирают пролитую воду. У них есть инстинкт помогать слабым, подбадривать и утешать их, и это действительно инстинкт на благо социального прогресса. И в самом деле, величайшей шаг вперед в эволюции человека был сделан, когда общество стало помогать слабым и бедным, а не притеснять и презирать их.

Вся медицина выросла из этого принципа, и отсюда происходит не только желание помогать тем, кто вызывает жалость, но и самому человечеству. Поощрять слабых и неполноценных — не ошибка, а вклад в общий социальный прогресс. Дети начинают проявлять эти качества, как только нормализуются, и не только по отношению друг к другу, а и к животным. Согласно распространенному убеждению, уважению к животной жизни надо учить, потому что мы считаем детей от природы жестокими или бесчувственными. Но это несправедливо.

Нормализованные дети защищают животных. В школе в Ларене у нас была коза, которую я каждый день кормила, и при этом я держала пищу так высоко, что козе, чтобы ее достать, приходилось вставать на задние ноги. Мне было интересно смотреть, как животное принимает эту позу, да и ее саму, казалось, это забавляло. Но однажды подошел очень маленький ребенок и руками уперся в живот козы, чтобы помочь ей удержаться. Весь его вид явно выражал беспокойство о козе, которой, как он считал, было тяжело так стоять. Безусловно, так выразилась истинно добрая и спонтанная идея.

В наших школах можно видеть еще кое-что очень необычное — это восхищение лучшим. Дети не только не испытывают зависти, они с энтузиазмом хвалят все, что хорошо сделано. Это произошло во время знаменитого сейчас «взрыва письма». Первое слово, написанное одним из них, вызвало целый взрыв радости и смеха. Все с восхищением посмотрели на «писателя» и почувствовали порыв последовать его примеру. «Я тоже могу» — закричали они. Достижение одного вдохновило целую группу. То же самое было и с буквами алфавита, причем, однажды весь класс устроил шествие, неся, как транспаранты, карточки с буквами из наждачной бумаги. 

И таких примеров достаточно, чтобы мы поняли, что в тех условиях, когда эмоциональная жизнь достигает высокого уровня и личность ребенка нормализуется, начинает проявляться своего рода притяжение. Как старшие притягиваются к младшим и обратно, так и нормализованные притягиваются к новичкам, а те в свою очередь к уже адаптировавшимся.

Этапы социального развития

Дошкольный возраст можно разделить на три этапа. Каждый период имеет свои особенности.

3 года

Возрастной период, когда малышу требуется общество сверстников. Для ребенка, посещающего детский сад, созданы подходящие условия для адаптации. Ему приходится принимать нормы поведения, чтобы его сверстники захотели с ним играть. В адаптационный период маленьким детям требуется помощь со стороны взрослых. Эмоциональное состояние малышей в коммуникативной среде будет проявляться адекватно, если они чувствуют поддержку и одобрение.

Родитель или воспитатель должен вовремя подсказать своему подопечному, что делать в той или иной ситуации. Малыш должен понимать, что такое плохо. Ему необходимо знать, можно ли, не спросив разрешения, брать чужую игрушку, хорошо ли делиться с другими, почему нельзя обижать сверстников, стоит ли прислушиваться к старшим. Кроме того, существуют еще правила поведения за столом.

От четырех до пяти лет

Возрастной период отличается от предыдущего. Ребенка начинают интересовать ответы на многочисленные вопросы обо всем. Чтобы на них ответить, нередко взрослым людям приходится поломать голову. Общая характеристика – это период первого детства. Эмоциональное общение дошкольника становится богаче, оно направлено на познание окружающего мира. Неправильное воспитание закрепляет эгоизм и чрезмерную требовательность к другим.

По мнению американского психолога Арнольда Гезелла, большая часть потока развития проходит в период от одного года до четырех лет. Малыш общается в основном посредством речи. Он ее активно использует, чтобы обменяться информацией и обсудить все, что видит и слышит, с папой или мамой.

От шести до семи лет

Период, когда для коммуникации характерна личностная форма. Теперь ребенка интересует человеческая суть. Необходимо постоянно разъяснять, что происходит. Взрослые должны с пониманием относиться к детям, давать им советы и поддерживать их

Характеристика, данная этому временному отрезку, свидетельствует о его важности в становлении ребенка как личности, потому что начинает формироваться его индивидуальность

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: