Программа по логопедии «подготовка к школе»

Логопедическая работа с детьми с онр

Коррекционная школа: стремиться в нее или ее избегать?↑

Этот сложный вопрос решать вам. Как мы знаем, и ДЦП имеет столь разные и непохожие формы – от глубокой умственной отсталости, при которой врачи выносят вердикт: «необучаем» – до совершенно сохранного интеллекта. У ребенка с ДЦП может страдать опорно-двигательная система и при этом быть совершенно светлой и умной голова!

Учитывая все индивидуальные особенности ребенка, прежде чем выбрать ему школу, сто раз посоветуйтесь с врачами, дефектологами, логопедами, психиатрами и родителями особых детей, у которых больше опыта в силу того, что их дети старше.

Скажем, обязательно ли ребенку с сильным заиканием находиться в среде таких же как он? Пойдет ли ему такое окружение на пользу? Не лучше ли пойти по пути инклюзивного образования, когда дети с диагнозами погружаются в среду здоровых сверстников? Ведь в одном случае коррекционная школа может помочь, а в другом… навредить. Ведь каждый случай настолько индивидуален! Вспомните первые кадры фильма Тарковского «Зеркало». «Я могу говорить!» – произносит подросток после сеанса гипноза, навсегда освобождаясь от угнетавшего его долгие годы сильного заикания. Гениальный режиссер таким образом показывает нам: в жизни случаются чудеса. И тот, на ком педагоги и медики ставили крест, порой может удивить мир незаурядным талантом или как минимум стать социально адаптированным членом общества. Никаким не особым, а обычным человеком.

Формирование полнеценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры, фонематических процессов)

Установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук

Поэтому тренировка движений пальцев рук и кисти является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки руки письму и, что не менее важно, мощным средством повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления.. Работа по развитию движений кисти и пальцев рук осуществляется на логопедических занятиях, на занятиях в группе во время физминуток, в организационных моментах, на физкультурных и музыкальных занятиях с использованием игр и игровых приемов

Проводится она ежедневно, систематически по 3-5 минут. Благоприятное воздействие на развитие мелкой моторики оказывает самомассаж, а также занятия изобразительной деятельностью, ручным трудом.

Работа по развитию движений кисти и пальцев рук осуществляется на логопедических занятиях, на занятиях в группе во время физминуток, в организационных моментах, на физкультурных и музыкальных занятиях с использованием игр и игровых приемов. Проводится она ежедневно, систематически по 3-5 минут. Благоприятное воздействие на развитие мелкой моторики оказывает самомассаж, а также занятия изобразительной деятельностью, ручным трудом.

Нарушения двигательного порядка у детей с речевой патологией мы наблюдаем очень часто. В детских садах очень много детей со стертой формой дизартрии (дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата). Для дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики, которые проявляются рядом признаков нарушения мышечного тонуса, характер которых зависит, прежде всего от локализации поражения головного мозга.

Выделяют:

  • Спастичность артикуляционных мышц (постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, лица, шеи;
  • Гипотония – пониженный мышечный тонус;
  • Дистония – меняющийся характер мышечного тонуса.

Поэтому важную роль в формировании правильного произношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба). Для выработки полноценных движений, а также для объединения простых движений в сложные (артикуляционные уклады, полезна артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика включает в себя упражнения для губ, языка, нижней челюсти. Она проводится ежедневно по несколько минут перед зеркалом. Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличиваются. Параллельно с работой по развитию подвижности речевой мускулатуры проводят упражнения для мимических мышц лица. Уже с дошкольного возраста у ребенка развивают произвольность и дифференцированность мимических движений и контроль за своей мимикой. Ребенка учат закрывать и открывать глаза, хмурить брови, надувать щеки, проглатывать слюну, закрывать и открывать рот.

____________________________________________

Продолжение читайте в следующей статье. Не пропустите!

Звоните нам по телефонам: 8 (962) 758-53-62,
8 (909) 391-08-08

Надомное обучение – как вариант↑

Некоторым детям врачи предлагают надомное обучение. Но этот вариант годится опять же не для всех. Некоторые психологи вообще категорически против надомного обучения, потому что для детей с особенностями в развитии нет ничего ужаснее изоляции от общества. А надомное обучение – это и есть изоляция от сверстников. Тогда как общение с ними может благотворно сказаться на умственном и эмоциональном развитии ребенка. Даже в обычных школах педагоги говорят о великой силе коллектива!

Обратите внимание на то, что школ, например, VIII вида в каждом округе существует несколько, и даже есть выбор, а вот школы для слепых или глухих детей есть не в каждом округе. Что ж, придется далеко ездить, возить или… снимать квартиру там, где есть нужная вашему ребенку школа

Многие иногородние приезжают в Москву исключительно ради обучения и реабилитации своих особых детей, потому что в провинции коррекционное образование по большому счету попросту отсутствует. Так вот приезжим безразлично, в каком округе снимать жилье, поэтому сначала они находят подходящую для ребенка школу, а потом уже снимают квартиру поблизости. Может быть также поступить и вам в интересах собственного ребенка?

Согласно Конституции РФ все равны↑

Знайте, что согласно Конституции РФ и закону об образовании каждый имеет право на обучение, независимо от диагноза. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (статьи 7 и 43 Конституции РФ). Положения Конституции РФ разъясняются в Федеральном законе от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании», в соответствии с п.3 ст.2 которого одним из принципов государственной политики в области образования является общедоступность образования, а также адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.

Итак, для зачисления ребенка в первый класс Вы должны представить в общеобразовательное учреждение заявление о приеме, свидетельство о рождении, медицинскую карту по форме 0-26/У-2000, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.07.2000 № 241, справку о регистрации ребенка (форма № 9). У родителей есть право не сообщать диагноз ребенка при приеме его в образовательное учреждение (ст. 8 Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 03.07.2016) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017), а администрация школы не имеет права получать эту информацию ни от кого, кроме родителя (законного представителя) ребенка.

И если вы считаете, что права вашего ребенка ущемляют, приписывая ему ложный диагноз (ведь неугодных во все времена упрятывали в психиатрические клиники), смело вступайте в борьбу! Закон на вашей стороне. Помните, кроме вас защитить права вашего ребенка некому.

Особенности в развитии слишком разные↑

Особенностей в развитии так много и они такие непохожие, что «особые дети» подчас не вписываются в «трафарет» того или иного диагноза. И главная проблема их обучения состоит как раз в том, что все ребятишки абсолютно разные и непохожие, и каждый – со своими странностями и проблемами здоровья. И все же специалисты установили основные проблемы в развитии или диагнозы, которые обозначаются такими аббревиатурами:

ДЦП – детский церебральный паралич;

ЗПР – задержка психического развития;

ЗРР – задержка речевого развития;

ММД – минимальная мозговая дисфункция;

ОДА – опорно-двигательный аппарат;

ОНР – общее недоразвитие речи;

РДА – ранний детский аутизм;

СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью;

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья.

Как видите, из всего вышеперечисленного здесь разве что ДЦП, ММД и проблемы с опорно-двигательным аппаратом являются конкретными медицинскими диагнозами. В остальном же названия детских особенностей, странностей и проблем весьма и весьма условны. Что значит «общее недоразвитие речи»? И чем оно отличается от «задержки речевого развития»? И это «задержка» относительно чего – относительно какого возраста и уровня интеллекта? Что касается «раннего детского аутизма», то этот диагноз ставят настолько непохожим в поведенческих проявлениях детям, что, похоже, наши отечественные специалисты сами не сходятся во взглядах на аутизм, поскольку еще недостаточно хорошо изучили это заболевание. А уж «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» сегодня ставят едва ли не каждому второму непоседливому ребенку! Поэтому, прежде чем согласиться с тем, что вашему чаду припишут тот или иной диагноз, покажите его не одному, а как минимум десятку специалистов и добейтесь от них внятных аргументов и четких медицинских показаний, по которым ребенку будет присвоен диагноз. Такой диагноз как слепота или глухота очевиден. А вот когда шаловливому ребенку, доставляющему воспитателям и учителям больше хлопот, чем остальные дети, спешат присвоить «диагноз», лишь бы избавиться от него, переведя в детский сад или школу для «детей с особенностями», то тут за свое чадо можно и побороться. Ведь приклеенный с детства ярлык может основательно подпортить ребенку жизнь.

Рекомендации учителя-логопеда для воспитателей, работающих в группе для детей с ЗПР 5 – 7 лет по лексической теме «Транспорт»

Дети с низким уровнем речевого развития

— Покажи на картинке, где автомобиль, машина, грузовик, автобус, трамвай, поезд, самосвал, самолёт, вертолёт, ракета, корабль, лодка, теплоход, мотоцикл, троллейбус;

Если ребенок говорит, то назови что это, повтори за мной слова: автомобиль, машина, грузовик, автобус, трамвай, поезд, самосвал, самолёт, вертолёт, ракета, корабль, лодка, теплоход, мотоцикл, троллейбус;

Составление предложений из 2 — 3 слов. (Машина едет. Самолет летит.)

Дети со средним уровнем речевого развития

Словарная работа

Существительные

Транспорт, автомобиль, машина, грузовик, автобус, трамвай, поезд, самосвал, самолёт, вертолёт, ракета, корабль, катер, лодка, пароход, теплоход, мотоцикл, троллейбус;

· Кабина, кузов, колёса, салон, сиденье, руль, мотор, двери, фары, педали, окно, гараж;

· Вагон, купе, рельсы, вокзал;

· Салон, кресло, штурвал, шасси, нос, хвост, аэропорт, трап, пропеллер;

· Якорь, палуба, каюта, штурвал, трап, пристань.

· Водитель, лётчик, пилот, машинист, проводник, стюардесса, кондуктор, контролёр.

Прилагательные

Пассажирский, грузовой, легковой, наземный, водный, воздушный, железнодорожный, почтовый, скорый, служебный, пожарный, удобный, быстрый.

Глаголы

Едет, мчится, бежит, несётся, взлетает, летит, приземляется, садится, отходит, отчаливает, отплывает, пристаёт, поворачивает, останавливается, ждёт, выходит, тормозит, сигналит, заводит, загружается, перевозит, привозит, помогает, спасает, выручает, управляет, возит.

Наречия

Быстро, удобно, медленно, тихо, громко.

Предлоги

С, по, на, в, из, из-за, из-под, между.

Пальчиковая гимнастика

Посчитаем в первый раз Хлопки – кулачки
Сколько транспорта у нас.
Есть машина грузовая, Загибать пальчики,
И машина легковая. начиная с большого.
Есть автобус, самолёт,
Поезд, катер, теплоход.
Собираемся, друзья, Хлопки – кулачки
В гости ехать нам пора!

Артикуляционная гимнастика

Улыбочка, Лопатка, Лопатка – Чашечка, Часики, Лошадка.

Дыхательное упражнение

На выдохе произнести: «Красный свет – нам хода нет».

Слоговая структура

· Прохлопать слоги (названия транспорта)

Лексико-грамматические игры

Назови ласково

Машина – машинка

Лодка – лодочка

Автобус —

Колесо –

Самолёт —

Кабина –

Вертолёт —

Мотор –

Корабль —

Дверь –

Теплоход —

Вагон –

Катер —

Дорога –

Трамвай —

Троллейбус –

Один –много

Автобус – автобусы и т.д.

Скажи со словом «много»:

Много трамваев, автобусов, катеров, машин …

Посчитаем

1 самолёт, 2 самолёта, 3 самолёта, 4 самолёта, 5 самолётов.

1 автобус, …

1 лодка, …

1 корабль, …

Подбери словечко

1. Автобус (какой?) – быстрый, полный, жёлтый …

Трамвай –

Грузовик –

Катер –

Вертолёт –

Поезд –

2. Автобус (что делает?) – едет, мчится, стоит, обгоняет, поворачивает и т.д.

Кто чем управляет?

Самолётом – лётчик, пилот

Машиной – водитель, шофёр

Поездом – машинист

Кораблём – капитан

Автобусом – водитель

Какой? Какая? Какое?

Колесо из резины – резиновое

Руль из пластмассы – пластмассовый

Кабина из металла – металлическая

Сиденье из кожи – кожаное

Кузов из дерева – деревянный

Окно из стекла – стеклянное

Четвёртый лишний

Теплоход, лодка, самолёт, катер.

Автомобиль, трамвай, автобус, грузовик.

Самолёт, вертолёт, лодка, ракета

· Составление описательного рассказа

— Что это?

— Какой вид транспорта?

— Части

— Назначение.

Дети с уровнем выше среднего

Закрепляется тот же лексический материал, что со средним уровнем, только с усложнением.

Подбери нужное слово

(приставочные глаголы)

Машина из гаража (выезжает)

Машина вокруг гаража (объезжает)

Машина к мосту (подъезжает)

Машина с моста (съезжает)

Машина перекрёсток (переезжает)

Машина от стоянки (отъезжает)

Машина в гараж (въезжает)

Составь предложение, используя маленькое слово:

В, на, из, под, из-за, из-под, с, со, между.

Фуртаева Ольга Михайловна,
учитель-логопед

Об отклонениях в речевом развитии

Владение даром слова важно для человека любой профессии, да и в каждодневной жизни особенно приятное, выигрышное впечатление на окружающих всегда производит человек, который умеет быть приятным собеседником. Такой человек оказывается более успешным как в бытовых ситуациях, так и в деловой жизни.. Вот почему формирование и развитие правильной выразительной речи ребенка становится все более актуальной проблемой, стоящей перед семьей и перед образовательным учреждением

И поэтому столь высока ответственность и важность работы педагогов, занимающихся формированием и развитием речи.

Вот почему формирование и развитие правильной выразительной речи ребенка становится все более актуальной проблемой, стоящей перед семьей и перед образовательным учреждением

И поэтому столь высока ответственность и важность работы педагогов, занимающихся формированием и развитием речи.. Анализ реальной ситуации, сложившийся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет

Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Анализ реальной ситуации, сложившийся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии, обучение детей по коррекционно — развивающим программам позволяют полностью устранить речевые нарушения, сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период. Своевременное и личностно ориентированное воздействия на нарушенные звенья речевой функции позволяют вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с нарушениями речи в среду нормально развивающихся сверстников.

Понятно, что ни один ребенок не может овладеть полноценной речью сразу. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывают ошибки. Как известно, дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают необходимый словарный запас, овладевают грамматическими формами, приобретают готовность к овладению звуковым и морфемным анализом слов. Однако у детей с различными формами речевой патологии происходит отставание этих процессов.

В настоящее время установлено, что нарушения письма и чтения у детей чаще всего возникают в результате фонетико-фонематического недоразвития речи и общего недоразвития всех компонентов языка (III- уровня).

В возрасте 5 лет дети с ОНР-III уровня зачисляются для воспитания и обучения в старшую группу детского сада на два года. Дети с ФФНР в возрасте 6 лет зачисляются в подготовительную группу на один год.

Специальные (коррекционные) школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов. Каких детей в них обучают?↑

В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах I вида обучаются дети-инвалиды по слуху, слабослышащие и глухие. Главное направление школы- исправление произношения, социально-бытовая ориентировка. В школах II вида учатсядети, имеющие частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи, но сохранившие самостоятельную речь. Воспитанникам обеспечивается активная речевая практика путём создания слухо-речевой среды с использованием звукоусиливающей аппаратуры, позволяющей формировать на слуховой основе речь, приближённую к естественному звучанию. Школы III-IV вида предназначены для слепых и слабовидящих детей. Школы V вида принимают в свои стены учеников с нарушениями речи, в частности заикающихся детей. Школы VI вида созданы для детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии. Порой такие школы функционируют при неврологических и психиатрических больницах. Основной их контингент – дети с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами. Коррекционная школа VII вида занимается обучением  детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, эмоциональная неустойчивость, В  процессе занятий происходит активизация познавательной деятельности, формирование навыков и умений учебной деятельности.И, наконец, в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида обучают умственно отсталых детей, главная цель этих учебных учреждений – научить детей читать, считать и писать и ориентироваться в социально-бытовых условиях. При школах VIII вида имеются столярные, слесарные, швейные или переплетные мастерские, где ученики в стенах школы получают профессию, позволяющую заработать на хлеб. Путь к высшему образованию для них закрыт, по окончании школы они получаю лишь справку о том, что прослушали программу десятилетки.

Посетите школу лично!↑

Судить о способностях вашего ребенка будут прежде всего врачи. Они-то и направят его на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Посоветуйтесь с членами комиссии, какая школа вашего округа лучше других подойдет вашему ребенку, позволит раскрыться его способностям, скорректировать его проблемы и недостатки. Обратитесь в окружной ресурсный центр по развитию инклюзивного образования: может, там помогут советом? Для начала обзвоните по телефону имеющиеся в вашем округе школы. Пообщайтесь на форумах с родителями детей, которые уже учатся. Довольны ли они образованием и отношением учителей? А лучше, конечно, лично познакомиться с директором школы, учителями и обязательно – с будущими одноклассниками! Вы должны знать, в каком окружении будет находиться ваш ребенок. Можно зайти на сайты школ, но там вы получите лишь минимум формальных сведений: в интернете можно изобразить красивую картинку, но будет ли она соответствовать действительности? Истинное представление о школе даст только ее посещение. Переступив порог здания, вы сразу поймете, есть ли здесь чистота, порядок, дисциплина, а главное – трепетное отношение педагогов к особым детям. Все это вы почувствуете прямо при входе!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: