СТ, СН, СК, СВ и др.
34
Есть у нас овечек стадо —
Выпасать в степи их надо!
35
Стая соек скок-поскок!
Со скамейки на песок!
36
Сколько снегу намело!
Стало всё светлым-светло!
Сосны снежные стоят,
Словно в сказке лес и сад!
37
На стадион студент Степан стремится!
Свой баскетбол он пропустить боится!
38
В столовой — стулья и столы,
А на столах стоят стаканы…
Студенты студень есть должны,
Бифштексы есть студенты станут!..
39
Нас ступеньки на скалу ведут!
Сказочной принцессы замок тут!
40
Сотня сосен — сто стволов,
Светлых сказочных столбов!
И стоит на тех стволах
Царство света в облаках!
41
Про лису со скалочкой
Слушай сказку, Славочка!
42
По степи стрелой несутся скакуны!
Сколько света, сколько солнца и весны!
Учимся произносить «С» дома
На домашних занятиях можно использовать популярные конспекты логопедов для дошкольного возраста. Они содержат как письменное описание упражнений, так и изображения, облегчающие понимание техники.
Родителям на заметку: пособие Богомоловой А. И.
Логопедическое пособие автора Богомоловой для занятий с детьми содержит комплекс упражнений, направленных на правильную артикуляцию и дыхание. Книга включает описание приема, технически помогающее поставить на место язык. Автор рекомендует использовать тонкую палочку, подобную тем, что остаются от популярного леденца: ребенок прислоняет кончик языка к нижним резцам, трубочка кладется до середины языка, вдоль, заставляя его образовать канавку, губы растягиваются, как при улыбке, чтобы научиться выговаривать букву С.
Постановка языка
Фонематика: учимся слышать
Занятия по постановке звука начинаются с правильного слухового восприятия. С первых минут начала урока букву не называют, а имитируют звук ветра, текущей воды, можно скомбинировать две буквы К и С и позвать кошку: «кс-кс». Правильно услышанный звук поможет поставить четкое произношение. Полезным упражнением будет произвольное тестирование слуха, когда взрослый произносит набор слогов, среди которых нет созвучных свистящих. Тестируемого просят хлопнуть в ладоши, когда он услышит слог с участием С.
Постановка звука: правильно произносим
Дома, обучая ребенка правильному произношению, полезно будет вооружиться зеркалом, в котором помещаются два отражения: взрослое и детское. Ребенку легче повторить, когда он видит правильную артикуляцию взрослого и результат своих стараний. Он самостоятельно поймет неверную постановку языка и сможет контролировать его местоположение.
Логопедические упражнения
Логопедические упражнения на произношение буквы С направлены на тренировку правильного положения кончика языка — он дожжен упираться в нижние резцы и не подниматься над ними:
- произносить многократно шепотом «ихи», после 10-15 повторов сомкнуть зубы и повторить снова, после чего попробовать произнести «неси»;
- тренировать произношение С, полностью сомкнув зубы;
- перед зеркалом наблюдать за движением языка при поочередном произношении С и Ш, чтобы понять разницу.
Занятие с зеркалом
Автоматизация С в начале слова
Взрослый произносит, а ребенок повторяет такие слова:
- Савва, садик, сага, сарай, сап, сажа, сайра, сало, сантиметр, сазан, сатин, санитар, сачок, самолет, сарафан, самый, Саша.
- Сыт, сын, сыпать, сынок, сыпь, сыр, сырок.
- Совет, сок, сочинение, сосед, сон, соты, сорт, сова, солист, София, соль, солдат.
- Сустав, суп, суша, суд, султан, судья, сухость, сукно, сухарик, сурок, сумма, сувенир, сумка, супермеркет, суббота.
- Сесть, сестра, серый, семь, секунда, Сева, село, седло, Сережа.
- Символ, сито, синяк, сирень, сироп, сила.
Усложняются слова (рядом со звуком «С» есть другие согласные): свожу, сварю, свои, страна, стоп, скакать, спуститься, следить, скалка, старший, скучный, смекалка, срочный, спинка, спят, средний, снегирь, сливки, снег, слезы, спеть, Света, спуск, свисток, свинка, смех, сметана, смелый, смена, след, слюна, смыть, смято, спор, спокойный, скат, стрелок, сколько, сбыть, слог, слойка, слух.
Нормы звучания
Звук С в логопедии и в русском языке считается свистящим, а свистящие согласные в норме появляются у малыша к 3-4 годам. Твердое звучание осваивается ребенком ближе к 2,5-3 годам. В этом возрасте звук С может формироваться по-разному – между зубами, мимо них. Нормативное звучание появляется уже в 4-5 лет.
Как правильно произносить (с точки зрения положения органов артикуляции):
- Губы как будто немного улыбаются, при этом слегка обнажены верхние и нижние резцы.
- Между зубами имеется небольшая щель в 1-2 миллиметра.
- Кончик языка широко распластан. Располагается в нижней части, и как будто приклеен к нижним передним зубам.
- Края языка немного приподняты и соединяются с верхними боковыми зубами.
- Спинка языка формирует узенькую щель с альвеолами, для того чтобы был проход для воздушной струи.
- Струя воздуха сильная, мощная. При выдохе чувствуется холодный воздух.
- Задняя стенка глотки плотно смыкается с мягким небом, тем самым предотвращая «утечку» воздуха в нос.
- Голосовые складки не образуют голос, следовательно, они разомкнуты.
Важная особенность – если ребенок произносит С по-своему, не искажая его звучание, то это считается вариантом нормы.
Ш – шарф. Обучаем ребёнка выговаривать букву «ш»
Раскрытие звука «ш» в домашних условиях происходит через укрепление мышц губ. Не каждому дошкольнику это под силу на первых порах. Для начала нужно выполнить с крохой упражнения «трубочка» и «улыбка» из комплекса разминки. Начинать нужно с темпа на счёт три, постепенно увеличивая скорость поочерёдной смены положения губ. Можно подключить другие способы тренировки губных мышц. Следующий этап — постановка правильного положения языка у верхнего нёба. Для этого можно предложить ребёнку сымитировать звук цокота копыт лошади. Далее — показать, как дует ветер на одуванчик. Все позиции из комплекса рекомендуется выполнять последовательно, в течение 3-5 секунд каждое. Закрепление произношения происходит через фиксацию плоского расслабленного языка у нёба с одновременным его воспроизведением. Иногда помогает метод физического воздействия, который любят использовать опытные логопеды. Простой деревянной палочкой ребёнку помогают придерживать язык у нёба. В то же время его просят с усилием выдувать воздух изо рта. Звук «ш» получается автоматически.
Упражнения постановки от звука «Ф»
и имеют одинаковый способ образование – щелевой, поэтому важно научить дошкольника выпускать воздух через губы. Если ребенок произнесет , то ветерок, пронесшийся по языку, поможет посвистеть, имитируя свиристель, иволгу, чтобы получился новый звук, приближенный к
Постановка звука «Ч»
При произношении звука «Ч» ребенку предлагают слегка округлить губки, сделав трубочку, и выдвинуть их немного вперед. Зубки смыкать не нужно, но они должны близко располагаться друг к другу. Спинка и кончик языка должны соединиться с альвеолами или верхними зубками, образуя щель. При попытке проговорить звук «Ч», ребенок должен ощущать короткую струю воздуха, проходящую по середине языка. Мягкое небо при этом остается приподнятым и прижатым к задней части глотки. Голосовые связки напрягаться не должны.
Звук «Ч» ставят на основе «ТЬ» и «Щ». Поэтому логопеды используют 2 метода постановки «Ч»:
- Попросите малыша часто и быстро произнести звук «ТЬ» (кончик язычка должна касаться основания верхних зубов). Затем малыш должен понемногу отводить язык назад, касаясь им верхних альвеол. В процессе губы должны растягиваться в улыбке.
- Попросите ребенка сначала неторопливо, а затем быстро проговорить звуки «ТЬ» и «ШЬ», чтоб в итоге вышло ТЬШЬ. Следите, чтобы в процессе произношения у ребенка присутствовала широкая улыбка.
Автоматизацию звука выполняют в игровой форме, интересной для ребенка. Обязательно учитывайте возраст малыша, подбирая занятия и упражнения. Не пренебрегайте ярким наглядным материалом.
Буква С
Буква Л
Это одна из самых сложных в произнесении букв. Дети учатся выговаривать ее одной из последних
Тем не менее, важно начать как можно раньше работать над верным произношением
Как же правильно говорить букву Л?
Губы растягиваются в улыбке, а зубы сжаты. Язык может упираться в зубы, щель между верхними и нижними зубами или в альвеолы. Боковые стороны языка не препятствуют свободному прохождению воздушной струи.
Существует несколько вариантов неправильного выговаривания буквы Л.
- полное отсутствие этого звука (ложка-ожка)
- замена более простым звуком, например, У
- искаженное произношение (похожее на С, Й или Р)
- неумение различать твердую и мягкую Л.
Стоит попробовать следующие артикуляционные и дыхательные упражнения:
Улыбка». Держать растянутые губы в улыбке, считая до 10.. Рот должен быть закрыт.
Паровоз». Губы растягиваются в улыбке, зубы сжаты, язык давит на зубы, как на гудок паровоза и добавляет голос. Получается звук Л.
Собачка». Ребенок растягивает губы в улыбке, показывает зубы и прикусывает кончик языка. Затем надо начать дышать, как собачка, которой жарко
Важно следить, чтобы воздух проходил через рот, а не через нос. Затем нужно подключить голосовые связки и произносить ЫЫЫ или ААА
Щеки надувать не надо.
Лошадка». Широко улыбаясь и показывая зубы, надо цокать языком (как будто скачет лошадка). Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
Передвигать язык во рту поочередно вправо и влево.
Дует ветерок». Губы растягиваются в улыбке, приоткрывается рот и прикусывается язык. Ребенок начинает дуть на ватку на ладони взрослого.
Карандаш». Надо сделать глубокий вдох через нос и выдохнуть воздушную струю через рот так, чтобы прокатить по столу карандаш.
Игры с буквой Л
- «Доскажи фразу». Это могут быть рифмованные предложения, которые нужно придумать самим (например, ло-ло-ло — на улице тепло). Ребенок также может продолжить строчки известных ему стихотворений (например, А.Барто «Лягушата»).
- «Коробка с картинками». Пусть малыш называет предметы, изображенные на картинках (в названии которых есть буква Л). Затем нужно составить из этих нескольких слов предложение. Например: миска с малиной и лампа стоят на столе.
- «Что исчезло?» На столе лежат предметы, в названии которых есть буква Л (ложка, кораблик, лягушонок и т.д.). На несколько секунд ребенок отворачивается от стола, а взрослый прячет предмет. Нужно назвать «пропавшую» вещь.
- Стишки и песенки.
Убежало, убежало, Убежало молоко. Я с трудом его поймала, Быть хозяйкой нелегко!
Посадил дед лук, Отрастил лук чуб. Увидал лук внук, Оборвал луку чуб. Удивительная штука: Слёзы капают — у внука!
Вот иголки и булавки Выползают из-под лавки. На меня они глядят, Молока они хотят.
Скороговорки с буквой Л
- Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.
- На речной мели мы на налима набрели.
- Около колодца кольцо не найдется.
- Королева кавалеру подарила каравеллу.
- Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал, лакал, да не мелел Байкал.
- Милу мама мылом мыла.
- У Антипа росла одна липа, а Филипп посадил семь лип.
- Карась, в лаз не лазь! Застрял в лазе карась.
- Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
Способы постановки звука С и Сь
Картотека заданий логопеда содержит множество методов обучения, после подготовительного этапа. Основные из них:
По подражанию. Один из самых простых способов постановки. Взрослый вместе с ребенком становятся напротив зеркала. Родитель или специалист показывает малышу, как располагаются органы речевого аппарата при воспроизведении фонемы. После кроху просят повторить. Так можно выполнять и артикуляционные упражнения.
Механический метод. Выполняют с помощью зонда. Кроху просят растянуть губы в улыбке. Кончик языка касается нижней челюсти. После ребенка просят дунуть. Воздух должен проходить по кончику органа. Во время выхода воздушной струи середину языка слегка прижимают зондом, образовывая желобок. Инструмент просовывают на 2 см. После надавливают, и двигают с разной силой на орган во время выхода воздуха. Далее специалист устанавливает при каком положении слышится звук «С». Результат закрепляют регулярными тренировками. Потом зонд постепенно убирают, автоматизируя изолированное произношение.
Постановка от фонемы «Т» и «Ть». Рот ребенка немного приоткрыт. Зубы не сомкнуты. Малыш произносит звук «Т» на выдохе. Будет слышаться «тссссс». После крохе предлагают вытянуть губы трубочкой и продолжить воспроизводить «Т» на выдохе. Будет слышаться свистящая «С». Звук «Сь» аналогично произносят от мягкого «Ть».
Постановка от «Ш». Малыша просят произнести «Ш». Но язычок при этом нужно продвинуть вперед. Получается неправильный звук «С». После занятий кроха поймет, как правильно выговаривать фонемы.
Постановка от «Ф»
При воспроизведении «Ф» важно следить, чтобы воздух выходил через губы.
Выполнять можно один из методов на выбор или применять сразу несколько.
Постановка звука Сь
При воспроизведении этого звука зубы обнажены. Они больше сближены между собой, но не сомкнуты. Языком делают упор в нижнюю десну. Орган находится в напряжении. Воздушная струя направляется на передние резцы.
Постановку осуществляют с помощью звука «С». Кроху просят произносить твердый звук в сочетании с гласными, которые дают смягчение («ИСИ»). При этом фонема «И» должна воспроизводится максимально в высокой тональности с ударением и в быстром темпе.
Комплекс упражнений для чёткого произношения звуков Ц, З, С
Прежде чем выполнить упражнение, расскажите ребенку словами, как должен двигаться язычок, следите, как кроха их выполняет. Малышей не расстраивают ошибки, которые они допускают, если вы сами отнесетесь к ним с юмором. Частой ошибкой может быть надувание щек. Пусть малыш сам придерживает щеки ручками, чтобы они не надувались.
Гол!
Первый важный навык, когда ведется постановка звука С – научиться воспроизводить длинную беспрерывную струю воздуха. Положите два элемента конструктора или кубика на стол – это будут ворота. Перед ними положите ватный шарик. Малыш должен вытянуть губы, сложив их в трубочку и потоком воздуха загнать шарик в ворота. Щеки не должны надуваться! Подача воздуха происходит не за счет щек, а из легких.
Язычок лег отдохнуть
Приоткрываем рот и с помощью легкого похлопывания губ, произносим «пя пя пя пя». Теперь расслабленный плоский широкий язык показываем изо рта и кладем его на верхнюю губу. Делаем «пя пя пя пя» непосредственно по спинке языка – это массаж для отдыхающего язычка. Каждое похлопывание язычка губами должно делаться на одном выдохе.
Язык-блинчик
Научите ребенка удерживать его язычок в расслабленном положении высунутым максимально долго
Важно – губы так же не должны напрягаться и не подворачиваться. Бока языка должны касаться уголков рта – широкий язык
Чистые зубки
Кончиком языка необходимо «почистить» все зубки во рту
Уделите внимание как «спинкам» зубок, так и внешней поверхности их
Это упражнение особенно важно, когда необходима постановка звука Ц. Следите, чтобы губы были неподвижны во время упражнения и растянуты в спокойной улыбке
Следите, чтобы губы были неподвижны во время упражнения и растянуты в спокойной улыбке.
Стишки
Когда ребёнок хорошо произносит звук С или Сь, предложите ему стишки. Следите, чтобы малыш правильно произносил свистящие, а если ошибается – попросите исправиться. Вот несколько примеров:
Самолет построим сами, Понесемся над лесами, Понесемся над лесами, А вернемся к маме (А. Барто).
Сидел воробей на сосне. Заснул – и свалился во сне. Если бы он не свалился во сне – До сих пор бы сидел на сосне.
Если заниматься с ребёнком постоянно, то положительные труды не заставят себя долго ждать. Но если все же проблему с правильным произношением свистящих С и Сь не удается решить самостоятельно, обратитесь к врачу, который поможет выявить причину неудач и даст нужные рекомендации. Играйте с ребёнком в игры со словами, придумывайте все новые формы активностей. Так вы сможете развивать не только речь малыша, но и слух, мелкую моторику рук.
СА, СО, СУ, СЫ, С
18
Я — большой усатый сом.
Пью я соки перед сном.
Жаль, что соли в речке нет
Суп без соли ем в обед!
19
Соня спит и видит сон:
Сук с огромным сундуком!
Кто залез на этот сук
И повесил там сундук?
20
У меня — красавица коса.
Как-то в ней запуталась оса.
Были бы не косы, а усы —
В них бы не запуталось осы!
21
— Как блестит в траве роса! —
Молвит рыжая лиса. —
Вот бы бусы для лисы
Сделали из той росы!
22
Положите на весы
Двести граммов колбасы,
Сыра тоже граммов двести,
И сосисок вкусных взвесьте!
23
Сокол и сова в лесу
Ели сыр и колбасу,
Со сметаной и соусы,
С уксусом анчоусы!
24
Смело сын на санки сел,
Смело с горки полетел!
25
С куклами Соня играла в песок.
— Кусать! — услышали мы голосок.
Села собачка, не в силах понять:
«Кусать?» А может быть, надо «кусать?»
26
Рис в кастрюлю, Соня, сыпь!
Осторожно, не просыпь!
27
Был курносым Санин нос.
Саня вырос — нос подрос!
28
Пылесосить Саша стал —
Пылесос носок всосал!
— Сам достану я носок!
Стойте! Это ж поясок!
Длинным пояс получился —
Весь носок мой распустился!
29
Весь наш класс любит квас!
Квас и сок в чести у нас!
30
Вон, смотри, лесок сосновый
А у Сани — компас новый!
Наш весёлый класс в тот лес
Вёз автобус «Мерседес»!
31
— Что там, в посылке?
— Странный вопрос!
Компас, посуда,
Поднос и насос!
32
Дописать сумел Борис
Букву «и» — и вот сюрприз!
Превратился «рис» в «ирис»
Срочно фокуснику приз!
33
Кактус на нас
Посмотрел сверху вниз:
— Стоит ли стройным быть
Как кипарис?
Последние новости центра
-
262
16.04.2024
График работы в майские праздники
Уважаемые родители и посетители центра!
Хотели бы предупредить вас о графике ра…
-
267
16.04.2024
Центр в Реутово закрывается на ремонт
Уважаемые клиенты!
Хотели бы сообщить вам о временном закрытии нашего центра в …
-
1238
28.11.2023
Повышении цен с января 2024 года
Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…
-
699
28.11.2023
Праздничные дни в новогодний период
Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …
-
890
28.09.2023
Проведение технических работ
Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…
-
633
14.09.2023
Ведется запись на онлайн-диагностику
Новая услуга центра
Рады представить вам новую услугу нашего центра!
Теперь вы…
-
1022
25.05.2023
Обновленные правила центра
Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…
-
983
27.04.2023
Открытие нового центра в Москве!
Уважаемые родители и посетители центра!
С великим удовольствием информируем вас…
-
621
27.04.2023
График работы центра в майские праздники
Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …
Игры на автоматизацию звуков С и Сь в словах
“Хвосты”
Игра заключается в том, что вы начинаете слово, а ребёнок заканчивает. Начните со слога СА-, а малыш пусть назовет несколько вариантов окончания, например, самокат, самка, сабля, садик и так далее. Затем предложите другое начала СКА-.
“Слова в лукошке”
Суть игры заключается в том, чтобы ребёнок увидел свой результат в буквальном смысле. Расскажите историю, жил на свете Старичок-Речевичок. Он насобирал много слов со звуками С и Сь, но по дороге домой все растерял. Надо помочь Старичку-Речевичку снова наполнить лукошко.
Можно нарисовать лукошко на листике или на мольберте. Когда ребёнок называет слово с нужным звуком, нарисуйте в лукошке квадратик или овал. Еще одно правильное слово – еще один кружок в лукошке. Если у вас дома есть настоящее лукошко, поиграйте с ним. В него можно класть кубики. Так ребёнок увидит, как много слов он знает.
“Угадайка”
Возьмите мешочек или шапку. Насобирайте предметы, в которых есть С или Сь. Положите предмет в непрозрачный мешок, дайте ребёнку его пощупать. Пусть он догадается, что это за предмет и назовет его.
Этап 3. Работа над постановкой шипящих
Подготовительные упражнения
Автоматизация звука «С» в чистоговорках
Произносим чистоговорки, следим за правильным произношением твёрдого звука «С».
Задание 1
- Со-со-со, Со-со-со — у Со́ни колесо́.
- Са-са-са, Са-са-са — вот лети́т оса́.
- Су-су-су, Су-су-су — в лесу́ уви́дели лису́.
- Сы-сы-сы, Сы-сы-сы — у сома́ усы́.
Задание 2
- Ус-ус-ус, Ус-ус-ус — у Са́ни но́вый авто́бус.
- Ис-ис-ис, Ис-ис-ис — в лесу́ мно́го лис.
- Ас-ас-ас, Ас-ас-ас — мы пи́ли квас у нас.
- Ос-ос-ос, Ос-ос-ос — у Са́ни пёс.
Задание 3
- Ос-ос-ос, Ос-ос-ос — на поля́не мно́го ос.
- Ус-ус-ус, Ус-ус-ус — мы несём домо́й арбу́з.
- Ас-ас-ас, Ас-ас-ас — пи́ли мы из кру́жки квас.
- Ыс-ыс-ыс, Ыс-ыс-ыс — мы пошли́ гуля́ть на мыс.
Задание 4
- Сы-сы-сы, Сы-сы-сы — ти́кают часы́.
- Су-су-су, Су-су-су — ви́дел я осу́.
- Су-су-су, Су-су-су — су́мку я несу́.
- Су-су-су, Су-су-су — я́годы в лесу́.
Задание 5
- Сэ-сэ-сэ, Сэ-сэ-сэ — ря́дом с са́дом есть шоссе́.
- Со-со-со, Со-со-со — сду́лось колесо́.
- Са-са-са, Са-са-са — у Со́ни коса́.
- Са-са-са, Са-са-са — в лесу́ оса́.
Задание 6
- Сы-сы-сы, Сы-сы-сы — у Са́ни бу́сы.
- Са-са-са, Са-са-са — под кусто́м сиди́т лиса́.
- Су-су-су, Су-су-су — грибы́ вы́росли в лесу́.
- Сы-сы-сы, Сы-сы-сы — на стене́ вися́т часы́.
Задание 7
- Ас-ас-ас, Ас-ас-ас — у Со́ни анана́с.
- Ас-ас-ас, Ас-ас-ас — у нас до́ма квас.
- Ус-ус-ус, Ус-ус-ус — у Со́ни ка́ктус.
- Ус-ус-ус, Ус-ус-ус — у Со́ни мно́го бус.
Закрепление С в предложениях и связной речи
Сложнее всего на данном этапе коррекции – это ввести звук в обычную самостоятельную речь. Вначале в предложениях практически во всех словах должна быть С. Составлять их нужно только с теми слогами и словами, которые отрабатывали на занятиях, то есть речевой материал должен быть знаком ребенку.
Можно подбирать слова с одинаковыми слогами, можно чередовать. Главное условие – фонема должна занимать сильную позицию. На начальных занятиях по закреплению С в предложении этот звук должен быть в каждом слове.
Используют также дидактическую игру «Составь предложение». Перед ребенком кладут изображение предметов или явлений, в словах которых есть С. Он говорит названия и составляет из слов предложение. Такая логопедическая игра не только помогает автоматизировать звук в предложениях, но и корректирует грамматический строй, постепенно вводя фонему в самостоятельную связную речь.
На этом этапе можно заучивать небольшие стихотворные тексты:
«Днем сонные совы
На соснах сидят.
Когда все уснут –
На охоту летят».
Подбирать стихотворение нужно с учетом возрастных особенностей ребенка. Оно также должно совпадать с лексической темой занятия. Можно дополнить заданием на развитие фонематического слуха – назвать слова со звуком С.
Один из логопедических приемов, используемых на этапе автоматизации, – пересказ текста. Объем текста должен соответствовать возрасту, чтобы ребенок мог его воспринимать. Детям дошкольного возраста дополняют рассказ сюжетной картинкой. Текст читают, затем ребенок повторяет предложения. Взрослый еще раз читает текст, малыш его пересказывает. Примеры текстов:
- Соня гуляла в лесу. В лесу растут высокие сосны. Соня собирает красные ягоды для бус.
- В саду стоит скамейка. Перед скамейкой – стол. За столом Соня рисует самолет. Самолет летит над садом.
- В саду сделали клумбу. На ней растут астры, ирисы. Рядом поставили скамейку. На скамейке отдыхает Соня. Она рисует астры и ирисы. Соня подарит рисунок маме.
Потом нужно подобрать тексты с небольшим количеством слов со звуком С. Это нужно для создания речевой обстановки максимально приближенной к разговорной речи.
Сложнее всего ввести звук в обыденную речь, поэтому на всех логопедических занятиях педагог формирует у детей навык самоконтроля. Сюда входит игра «Исправь слово». Взрослый называет слова, неправильно произнося звук, а ребенок должен его поправить. Но такое упражнение стоит использовать, если нет нарушений фонематического слуха.
Логопед показывает сюжетную картинку, предлагает составить по ней рассказ. Помогает наводящими вопросами, при этом следя за развернутостью ответов и правильностью произношения. Подбирать иллюстрацию нужно так, чтобы на ней было изображено много предметов со звуком С.
На этапе закрепления звука в самостоятельной связной речи можно предлагать творческие задания: придумать сказку про звук С или сочинить историю про приключения Сони и Бориса и т. д. Логопед уточняет, что нужно использовать как можно больше слов со звуком С. Также с детьми можно обыгрывать различные ситуации, в которых речь будет максимально приближена к разговорной.
Игры на постановку и автоматизацию звука С
Рекомендуется проводить занятия в игровой форме, чтобы ребенку не было скучно. Логопеды считают такие уроки самыми продуктивными.
Тренируя образное мышление, дети быстрее начинают понимать, как правильно необходимо произносить согласный.
Так при постановке звука «С» можно рассказать, что язык – это кораблик, и нужно подуть, чтобы он плыл, или необходимо накачать колеса велосипеда, чтобы поехать к бабушке.
При автоматизации звука взрослый показывает картинки, а ребенок должен правильно назвать, что изображено. Для начала выбираются простые, где слово начинается на букву «С».
Самыми сложными считаются картинки, которые нужно описать, что на них изображено, попутно малыш тренирует верное произношение звука. Также используются изображения, из которых необходимо найти лишнее.
К примеру, показать картинки со слоном, лосем, собакой и коровой (ребенок определяет, что лишняя – корова, так как в этом слове нет звука «С»).
Оцени-ка страничку!
Похожие и рекомендуемые вопросы
Постановка, автоматизация звука «Р» Хочу обратиться к вам за советом, что мне делать…
Отсутствуют 14 звуков в речи, речь не понятна окружающим Сыну 2,10, речь плохая, понимаем…
Звук Р коррекция Хочу спросить у вас о своих проблемах. У меня было горловое р до…
Ребенку 5 лет согласные буквы не говорит Моему ребенку 5 лет говорит только мама….
Ребенок говорит звук Р горлом Моей дочке 6 лет, 2 — ой год ходим к логопеду в саду….
Дефекты речи у ребенка Уже не знаю к кому обращаться. Доченьке исполнилось 3 года….
Если звук Р поставлен Мне 25 лет, я с детства не выговариваю букву Р, в 12 лет мне…
Невыговаривание некоторых букв Проблема моя в том, что я плохо выговариваю буквы Р…
Дизартрия речевого развития, плохая память, перебой со сном Подскажите пожалуйста…
Ребеноку 3 года, невнятная речь Моему ребенку уже 3 года. И вот уже год у него нет…
Картавость С детства не умел выговаривать р. В 20 лет решил заняться этой проблемой,…
Ребенок не говорит Мы родились весом в 4500 и 60 см, родовая травма (кефалогематома),…
Задержка речи в 4года Сыну 4 года. Разговаривает словами и отдельными предложениями….
Требуется ли консультация логопеда? Светлана Николаевна! Девочка 1.6 лет, говорит…
Проблемные слоги со звуком Р Я всегда неправильно произносила звук Р — не языком,…
Ребенок говорит только ударные слоги Сыну 2,6, говорит только ударные слоги (например:…
Ребенок не выговаривать буквы Ребенку 3года 10 месяцев. Совершенно понятная речь говорит…
Ребёнок не говорит Моему сыну 2.10, он говорит только мама, баба, папа, дядя Вова,…
Правильно ли поставлен диагноз У меня есть племянник Илюша. Он учится в третьем классе…
Речь ребенка Моему сыну 4 года. Я вот хочу у вас спросить стоит переживать или нет….
Особенности данного этапа логопедической работы
Главные задачи этапа автоматизации – закрепление правильного произношения, воспитание навыка самоконтроля за речью. Это один из самых трудоемких этапов, продолжительность которого трудно предугадать. У одной группы детей возникают затруднения с запоминанием правильного звукового образа, другие не испытывают с этим сложностей. Чтобы облегчить работу, нужно соблюдать определенные рекомендации:
- подбирают речевой материал для занятий, следуя принципу, – от простого к сложному;
- на первых занятиях речь должна быть максимально насыщена отрабатываемым звуком без оппозиционных фонем;
- если вы автоматизируете твердый вариант звука, то речевой материал не должен содержать его мягкого произношения;
- сначала логопед проговаривает отрабатываемый материал, затем ребенок повторяет, потом произносит все самостоятельно;
- на занятии используют дидактические игры, наглядные пособия;
- все упражнения должны быть на одну лексическую тему.
Логопед следит за чистотой произношения звука, усложняет задания только тогда, когда ребенок уверенно произносит отрабатываемую фонему в предлагаемых упражнениях
Перед каждым занятием педагог озвучивает тему, цель, акцентируя внимание малыша на уроке
Занятие 19
1. Попеременно произнеси с рукой на горле, сопоставь звуки С-З, З-С, С-З и т.д., постарайся ощутить наличие или отсутствие вибрации («дрожит или не дрожит горло») и разницу на слух.
2. Произнеси слоги
са-са-са-за-за-за
зо-зо-зо-со-со-со
су-су-су-зу-зу-зу
зы-зы-зы-сы-сы-сы
3. Запомни и повтори слоги
са-са-за за-са-са со-со-зо зо-со-со
са-за-за за-за-са со-зо-зо зо-зо-со
са-за-са за-са-за со-зо-со зо-со-зо
су-су-зу зу-су-су сы-сы-зы зы-сы-сы
су-зу-зу зу-зу-су сы-зы-зы зы-зы-сы
су-зу-су зу-су-зу сы-зы-сы зы-сы-зы
4. Игра «Наоборот» — замени звук С звуком З и наоборот.
са-са-са-за-за-за Зоя-соя
со-со-со- коза-
су-су-су- зайка-
сы-сы-сы- зуб-
сэ-сэ-сэ- Зойка-
5. Повтори скороговорки на звук С.
6. Спряжение в настоящем времени.
ПАСТИ СТАДО КОЗ
СТОЯТЬ В КУЗОВЕ
(я…, ты…, он…, она.., мы…, вы…, они…).
7. Игра «10-8-7-2» со словами САЙКА, ЗАЙКА, КОСА, КОЗА.
Занятие 20
1. Попеременно произнеси с рукой на горле С-З, З-С, С-З .Определи, какой звук глухой, а какой — звонкий.
2. Припомни пары слов на С — З.
Игра «Подарим слова в подарок Соне и Зое» (Соне — на С, Зое — на З).
3. Игра «Поможем Зое и Соне составить предложения» — составь предложения с «подаренными » словами.
4. Закончи слово со слогами СА и ЗА, СЫ и ЗЫ.
ва — во —
ко — ве —
кас — бу —
зано — та —
5. Проговори слова со звуками С и З.
сазан записка сказать
засуха засов высказать
занавеска засада записывать
заносы закуска засыпать
6. Игра «1-9-5-2» со словами ЗАНАВЕСКА, ЗАПИСКА.
7. Спряжение в настоящем времени
ЗАПИСЫВАТЬ СКАЗКИ В ЗАПИСНУЮ КНИГУ
(я.., ты…, он.., она…, мы…, вы…, они…).
8. Проверь, назови и впиши последнюю согласную С или З в словах:
но. (носы) ве. насо.
та. га. анана.
ле. ква. автобу.
во. обо. зака.
Занятие 21
1. Повтори звуки С-Ц, произнеси попеременно.
2. Различи на слух звуки С-Ц.
а) взрослый произносит слоги, ребёнок хлопает на звук С:
СА, УЦ, СКА, ОСТ, ЦМА, ЦЫ, ОСК, ЕЦ, ЦЛО, СТЫ;
б) взрослый произносит слова, ребёнок хлопает на звук Ц:
ЦАПЛЯ, СКОВОРОДА, ЦИРКУЛЬ, КРЫЛЬЦО, ПОСЫЛКА, ЦИФРЫ, СЛОГИ, СЛОВА, ДВОРЕЦ, САХАР, КОЛБАСА.
3. Различение в проиношении — проговаривание слогов:
ас-ас-ас-ац-ац-ац ца-ца-ца-са-са-са
ос-ос-ос-оц-оц-оц цо-цо-цо—со-со-со
ус-ус-ус-уц-уц-уц цу-цу-цу-су-су-су
ыс-ыс-ыс-ыц-ыц-ыц цы-цы-цы-сы-сы-сы
4. Игра «Наоборот» — замени звук С звуком Ц, а звук Ц звуком С.
ос-оц ца-са сок-цок
оц- со- бац-
ус- цу- цвет-
ыц- сы- сабля-
5. Запомни и повтори слоги.
ас-ас-ац ац-ац-ас ца-са-са са-са-ца
ас-ац-ац ац-ас-ас ца-са-ца са-ца-са
ас-ац-ас ац-ас-ац ца-са-са са-ца-ца
6. Проговори слова с обоими звуками (С и Ц)
станция солнце
станица спица
супница колесница
заступница лестница
спутница сцена
7. Спряжение в будущем времени
ЗАЦЕПИТЬСЯ ЗА СПИЦУ В КОЛЕСНИЦЕ
(я…, ты…, он…, она.., мы…, вы…, они…).
8. Игра «Закончи слово» — догадайся и впиши С или Ц.
насо. (насосы) кузне. пё. ледене.
пехотине. автобу. но. анана.
бое. птене. зая. фоку.
пылесо. коко. песе. кузне.
Автоматизация С в предложениях
Для отрабатывания чистого произношения ребенку следует повторить предложения. Данное упражнение считается сложным.
- Суп несут в судке.
- Принесли сосну из леса.
- Лесоруб спилил сосну.
- На самом верху сосны спит сова.
- Сашины родители купят в субботу новую посуду.
- Люся рисовала красками самолет.
- На дереве засох сук.
- В сумке лежит судак.
- У сома есть усы.
- Саша купила весы.
- Тетя Соня принесла новые бусы.
- У Светы красивая косынка.
- У нас снова погас газ. А у вас?
- Кто несет поднос?
- Люся покупает ананас.
- Матрос поднимает парус.
- Настя любит ирис.
- Мы принесли кошке поесть и звали ее: «Кис-кис».
- Костя и Сережа идут в лес.
- Стул поставили у стола.
- В кустах сидели аисты.
- Настя пришла за кулисы в маске собаки.
- У нас сегодня будет много гостей.
- Степа любит свистеть в свисток.
- Сегодня на снегу мы заметили следы лося и лисицы.
Стишки
Когда ребёнок хорошо произносит звук С или Сь, предложите ему стишки. Следите, чтобы малыш правильно произносил свистящие, а если ошибается – попросите исправиться. Вот несколько примеров:
Самолет построим сами, Понесемся над лесами, Понесемся над лесами, А вернемся к маме (А. Барто).
Сидел воробей на сосне. Заснул – и свалился во сне. Если бы он не свалился во сне – До сих пор бы сидел на сосне.
Если заниматься с ребёнком постоянно, то положительные труды не заставят себя долго ждать. Но если все же проблему с правильным произношением свистящих С и Сь не удается решить самостоятельно, обратитесь к врачу, который поможет выявить причину неудач и даст нужные рекомендации. Играйте с ребёнком в игры со словами, придумывайте все новые формы активностей. Так вы сможете развивать не только речь малыша, но и слух, мелкую моторику рук.
Автоматизация звука [Х] в середине слов
Проговаривать слова по 2-3 раза каждый день. Звук Х в словах выделять голосом, растягивать:
Уха муха папаха эпоха
ольха пряха помеха рубаха
засуха мачеха неряха стряпуха черепаха
хохот, вахта, тахта, шахта, бухта, кухня, пихта, яхта
Проговаривать слова по 2-3 раза. При затруднениях — произносить слова по слогам.
веха бу-хан-ка ахать охапка
муха махать папаха охота
уха макуха утеха о-хот-ник
Михей отдыхать помеха ма-хо-вик
Всегда объясняем все непонятные слова!
Упражнение «Сосчитай до 5-ти» — счёт от 1 до 5 (10) и обратно: охапка, моховик, помеха
Например: одна муха; две (3,4) мухи; пять мух
Проговаривать слова по 2-3 раза каждый день. Звук Х в словах выделять голосом, растягивать:
охать сахар махал знахарь
лихач пахнет ухабы буханка шахматы
ухо уход сухо охота
поход хохот пехота тихоня
охотник ледоход вездеход тихоход
яхта бухта вахта пихта
тахта шахта кухня вихрь
Проговаривать слова по 2-3 раза:
махнуть бухта пухнуть от-дох-нуть
тахта вахта пыхтеть хвоя
пихта хохма яхта хвост
Особенности постановки у детей разного возраста
Способы постановки звука С существенно не отличаются у детей разного возраста, так как смысл занятий остается одним и тем же, а если что и меняется, то сложность каждого упражнения. Основной способ у детей – игровой, то есть в процессе игры логопед может успешно корректировать артикуляцию, выполняя с ребенком различные упражнения для постановки звука С. Малышу не обязательно объяснять, что сегодня мы занимаемся постановкой звука С, мы просто играем.
Эффективным приемом считается тот, при котором специалист показывает определенное действие и параллельно его озвучивает. Например, едет машина и вдруг у нее спустило колесо, или котенок утащил фантик от съеденной конфеты и играет с ним шурша.
Многие логопеды осуществляют постановку звука С от Сь. Как правило, мягкое звучание бывает сохранно у большинства детей и по подражанию можно попытаться вызвать твердое.