Методичка для логопедов. часть 2. формы афазии и методика восстановления речи

Преодоление афферентно-моторной афазии | коррекционная педагогика  | педагогический опыт / всероссийский журнал авторских публикаций, конкурсы и конференции для учителей и воспитателей

Анализ результатов исследования речевой деятельности в первой подгруппе больных с «подкорковой» афазией

Трудности лингвистического уровня понимания речи редко проявлялись у болышых в первой подгруппе (26 человек). Из обследованных нами больных 1 подгруппы у 16 человек наблюдались нарушения фонематического восприятия в остром периоде. Они проявлялись при астенизации больных и в сенсибилизированных пробах. Эти дефекты носили, по-видимому, нейродинамический характер и регрессировали достаточно быстро. В резидуальный период не отмечалось нарушений фонематического восприятия. У 5 человек наблюдались трудности понимания обращенной речи в быстром темпе при отсутствии нарушений фонематического восприятия . Данные трудности не проявлялись при замедлении темпа.

У 9 из 26 человек отмечались флуктуативно проявляющиеся нарушения понимания смысловой структуры слова, а именно отчуждение его смысла при зрительном восприятии и показе (чаще серий рисунков). Как правило, эти трудности были не стойкими и проявлялись на фоне истощения психической активности, которые компенсировались сменой вида психической деятельности или увеличением пауз между предъявлениями и снижением темпа речи. Также отмечалось, что дефект мог быть вторичным, так как объяснялся снижением функций активации внимания.

Редко наблюдались трудности в понимании многозначности слова, логико-грамматических конструкций и семантических оборотов, которые были связаны с истощением психической активности и концентрации произвольного внимания. Отсутствовал импрессивный аграмматизм

Результаты изучения смыслового уровня понимания речи.

У всех больных с «подкорковой» афазией наблюдались нарушения смыслового уровня понимания речи. Нарушения понимания текстов у больных с «подкорковой» афазией были разнообразны и вели к большому разбросу нарушений — от грубого распада этих процессов до едва заметных трудностей на резидуальных стадиях. Однако, несмотря на сходство нарушений смыслового уровня в двух подгруппах, все же можно отметить их различия. Как мы говорили, в первой подгруппе больных с «подкорковой» афазией, несмотря на комплексный характер нарушений ВПФ и речи, понимание так же как и экспрессивная речь нарушалась по переднему «псевдолобному» типу. У первой подгруппы больных страдал преимущественно смысловой уровень понимания речи.

В первой подгруппе больных с «подкорковой» афазией чаще обнаруживалось нарушение взаимосвязанных характеристик слова — значения и смысла. Причем, более сохранным оказывалось понимание конкретного значения слова, хуже его смысл, смысл фразы, текста, что вело к нарушению мышления. Нарушался процесс активной аяалитико-синтетической работы с текстом. НАБЛЮДЕНИЕ № 1. Больная Д\бХМ №1047\96 В НИИ Неврологии РАМН с 28.10.96 по 28к 11.96. Ишемия на фоне артериальной гнпертензии и атеросклероза. Грубый правосторонний гсмипарсз в рукс плегия, правосторонняя гемигипостезия.Сенсо-могорная афазия. Дисграфия. Дислексия легкая.

Задание -составить рассказ по Бидструпу «Эволюция чарки». Б. -Алкаголики. От все время ПЬЮТ ПИВО, лежат под кранами….И еше…кувшнн.(молчит)Постоянно алгагольсвуют Все сидят за рюмкой водки. Тут еще лежат (показывает).Человек тоже никакой. Сидит..на лавочке….Все. Л. -Как бы вы назвали рассказ? Б. -Алкаголики. Л. -Что художник жител показать? Б. -Как люди пьянствуют. Как видно из примера, дефекты активного анализа текстов, избирательности приводили к тому, что процесс выделения существенных звеньев полученной информации и отвлечение от несущественных замещался непосредственным восприятием материала. ф\ Понимание текстов, сложных по грамматической структуре, но простых по содержанию и смыслу, как правило, были доступны пониманию больными первой подгруппы. Изредка нарушалось точное понимание фактического содержания при сохранности понимания общего смысла текста.

Нарушения голоса

Коррекция нарушений голоса

Содержание лечебной работы при различных нарушениях голоса зависит от причин и характера расстройства фонации. Так, при функциональных нарушениях голоса решающее значение придается общеукрепляющему лечению, массажу передней поверхности шеи, ЛФК, физиотерапии, соблюдению голосового режима. При органических нарушениях голоса проводится общая и местная медикаментозная терапия (эндоларингеальное введение лекарственных препаратов, ингаляции), по показаниям – хирургическое лечение ЛОР-патологии (удалении избыточной ткани голосовых складок, резекция гортани, ларингэктомия и др.).

Логопедическую работу по восстановлению нарушений голоса следует начинать как можно раньше, чтобы предупредить фиксацию патологической голосоподачи, добиться лучших результатов, предотвратить развитие невротических реакций на дефект. Основные направления коррекционной работы включают психотерапию, коррекцию дыхания, развитие координации фонации и артикуляции, автоматизацию достигнутых навыков и введение голоса в свободное речевое общение. На логопедических занятиях по коррекции дисфонии используется дыхательная и артикуляционная гимнастика, фонопедические упражнения. У больных после экстирпации гортани проводится работа над формированием пищеводного голоса.

Восстановленным считается громкий голос при правильном речевом дыхании, отсутствии утомляемости и неприятных субъективных ощущений. Примерные сроки логопедической работы при нарушениях голоса составляю 2-4 месяца.

Прогноз и профилактика нарушений голоса

Эффективность коррекции нарушений голоса во многом зависит от их причины, сроков начала лечения и логопедических занятий. При грубых анатомических изменениях голосового аппарата и центральных параличах обычно удается достичь лишь той или иной степени улучшения. Нарушения голоса функционального характера, как правило, устраняются полностью, однако при несоблюдении рекомендаций логопеда возможны рецидивы

Важное значение в успехе коррекции нарушений голоса принадлежит организованности и настойчивости пациента

С целью предупреждения нарушений голоса необходимо воспитание правильных голосовых привычек (не форсировать голос), профилактика простудных заболеваний, отказ от курения и алкоголя, приема чрезмерно охлажденной и горячей пищи. Лица голосоречевых профессий должны владеть навыками диафрагмального дыхания и правильной голосоподачи. Любую, даже самую малую, простуду недопустимо переносить на ногах; в период болезни следует соблюдать щадящий голосовой режим.

СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ

1. Стадия  грубых  расстройств

1. Накопление обиходного пассивного словаря:

— показ картинок с изображением предметов и действий по их названиям, функциональным, классификационным и другим признакам

— показ картинок с изображением предметов, относящихся к определённым категориям («одежда», «посуда», «мебель» и т.д.);

— показ частей тела на картинке и у себя;

— выбор правильного названия предмета и действия среди верных и конфликтных обозначений с опорой на картинку.

2. Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи:

— ответы на вопросы словами «да», «нет», утвердительным или отрицательным жестом;>

— выполнение простых устных инструкций;

— улавливание смысловых искажений в деформированных по смыслу простых фразах.

3. Подготовка к восстановлению письменной речи:

— раскладывание подписей к предметным и простым сюжетным картинкам;

— ответы на вопросы в простом диалоге с опорой на зрительное восприятие текста вопроса и ответа;

— письмо слов, слогов и букв по памяти;

— «озвученное чтение» отдельных букв, слогов и слов (больной читает «про себя», а педагог вслух);

— выработка связи «фонема–графема» путём выбора заданной буквы и слога по названию, письмо букв и слогов под диктовку.

2. Стадия  расстройств  средней  степени

1. Восстановление фонематического слуха:

— дифференциация слов, различающихся по длине и ритмической структуре;

— выделение одинакового 1-го звука в словах различной длины и ритмической структуры, например: «дом», «диван» и т.д.;

— выделение различных 1-х звуков в словах с одинаковой ритмической структурой, например, «работа», «забота», «ворота» и т.д.;

— дифференциация близких по длине и ритмической структуре слов с дизъюнктными и оппозиционными фонемами путём выделения дифференцируемых фонем, заполнения пропусков в словах и фразах; улавливание смысловых искажений во фразе; ответы на вопросы, содержащие слова с оппозиционными фонемами; чтение текстов с этими словами.

2. Восстановление понимания значения слова:

— выработка обобщённых понятий путём классификации слов по категориям; подбор обобщающего слова к группам слов, относящихся к той или иной категории;

— заполнение пропусков во фразах;

— подбор определений к словам.

3. Преодоление расстройств устной речи:

— «наложение рамок» на высказывание путём составления предложений из заданного количества слов (инструкция: «Составьте предложение из 3-х слов!» и т.д.);

— уточнение лексического и фонетического состава фразы с помощью анализа вербальных и литеральных парафазий, допущенных больным;

— устранение элементов аграмматизма с использованием упражнений по «оживлению» чувства языка, а также анализа допущенных грамматических искажений.

4. Восстановление письменной речи:

— закрепление связи «фонема–графема» путём чтения и письма букв под диктовку;

— различные виды звуко-буквенного анализа состава слова с постепенным «свёртыванием» внешних опор;

— письмо под диктовку слов и простых фраз;

— чтение слов и фраз, а также простых текстов с последующими ответами на вопросы;

— самостоятельное письмо слов и фраз по картинке или письменный диалог.

2. Стадия  лёгких  расстройств

1. Восстановление понимания развёрнутой речи:

— ответы на вопросы в развёрнутом неситуативном диалоге;

— прослушивание текстов и ответы на вопросы по ним;

— улавливание искажений в деформированных сложносочинённых и сложноподчинённых предложениях;

— осмысление логико-грамматических оборотов речи;

— выполнение устных инструкций в форме логико-грамматических оборотов речи.

2. Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова:

— подбор синонимов в качестве однородных членов предложения и вне контекста;

— работа над омонимами, антонимами, фразеологизмами.

3. Коррекция устной речи:

— восстановление функции самоконтроля путём фиксации внимания больного на своих ошибках;

— составление рассказов по серии сюжетных картинок;

— пересказ текстов по плану и без плана;

— составление планов к текстам;

— составление речевых импровизаций на заданную тему;

— речевые этюды с элементами «ролевых игр».

4. Дальнейшее восстановление чтения и письма:

— чтение развёрнутых текстов, различных шрифтов;

— диктанты;

— письменные изложения;

— письменные сочинения;

— усвоение образцов поздравительных писем, деловой записи и т.д.

МОТОРНАЯ АФАЗИЯ ЭФФЕРЕНТНОГО ТИПА

2. Стадия расстройств средней степени выраженности

1. Преодоление расстройств произносительной стороны речи:

— выработка артикуляторных переключений в пределах слога:

с контрастными по артикуляционному рисунку гласными («а»–«у» и т.п.); с различными гласными, в том числе и мягкими; в слогах, например,

М    А    А    СТ    РЕ ЦЕПТ

— выработка артикуляторных переключений в пределах слова: слияние слогов в слова с простой, а в дальнейшем–со сложной звуковой структурой (например, рецепт и т.д.);

— экстериоризация звуко-ритмической стороны слова, деление слов на слоги, выделение ударения в слове, воспроизведение голосом абриса слова, подбор слов с идентичной звуко-ритмической структурой, ритмитизированное произнесение слов и фраз с привлечением внешних опор–отстукивание, отхлопывание и т.д., улавливание различных созвучий, в том числе и подбор рифмующихся слов.

2. Восстановление фразовой речи:

— преодоление аграмматизма на уровне синтаксической схемы фразы: составление «ядерных» фраз моделей типа S (субъект) + Р (предикат); S+Р+О (объект) с привлечением внешних опор–фишек и их постепенным «сворачиванием»; выделение предикативного центра фразы; экстериоризация его смысловых связей;

— преодоление аграмматизма на формально-грамматическом уровне: улавливание грамматических искажений–флективных, предложных и т.д. с целью оживления чувства языка; дифференциация значений единственного и множественного числа, родовых значений, значений настоящего, прошедшего и будущего времени глагола; восполнение в словах пропущенных грамматических элементов; составление фраз по сюжетным картинкам; ответы на вопросы простой фразой, оформленной грамматически; пересказ простого текста; стимуляция к использованию побудительных и вопросительных предложений, различных предложных конструкций.

3. Стадия  лёгких  расстройств

Программа та же, что и при соответствующей стадии афферентной моторной афазии.

При восстановлении письменной речи у больных с моторной афазией эфферентного типа, как правило, не выделяется самостоятельная задача выработки связи «артикулема–графема».

Акцент делается на:

1. Восстановление способности к анализу звуко-ритмической стороны слова:

— дифференциация слов по длине и слоговому составу;

— выделение ударного слога;

— подбор слов, идентичных по звуко-ритмической структуре;

— выделение идентичных элементов в словах–слогов, морфем и, в особенности, окончаний (подчеркивание их, выписывание и т.д.).

2. Восстановление способности к звуко-буквенному анализу состава слова.

3. Восстановление навыка слияния букв в слоги, слогов в слова.

4. Восстановление навыка развёрнутой письменной речи (конкретные методики обучения–см. программу восстановит. обучения при афферентной моторной афазии–пп. 2,3,4).

Словари, справочники, таблицы

В документе представлены термины, которые попадаются при изучении такого речевого нарушения, как афазия. Аспонтанность. Инактивность. Инертность. Этиология. Клиника. Патогенез. Морфологическая система языка (морфологический код). Морфемы. Синтаксическая система языка (синтаксический код). Преморбид. Агнозия и её виды. Аграмматизм. Аграфия и её виды. Акалькулия и её…

№327.36 КБ скачан 134 раза

Армавирская Государственная Педагогическая Академия, 2011г. В документе представлены типовые программы восстановительного обучения при разных формах афазии в виде таблицы. Данные программы разделены в зависимости от стадий расстройств (грубые, средней степени, легкие). Использовано пособие авторов Шкловского, Визель. Моторная афазия афферентного типа. Моторная афазия эфферентного…

№438.58 КБ скачан 611 раз

Дифференциальная диагностика форм афазии в таблице. АлтГПА, Институт специальной педагогики и психологии, курс 4, дисциплина «Логопедия (афазия)»

№558.50 КБ скачан 261 раз

Локализация поражений, клинические проявления, этиология, сопутствующая симптоматика. Большие синдромы, малые синдромы центральной афазии, др. синдромы.

№639.00 КБ скачан 352 раза

Армавирская Государственная Педагогическая Академия, 2011г. В виде таблицы представлена характеристика форм афазии, которая соответствует представлениям нейропсихологии, созданной А. Р. Лурия.

№720.08 КБ скачан 426 раз

Характеристика форм афазии по 4 параметрам (чтение и письмо, локализация, понимание речи, экспрессивная речь) в таблице. АлтГПА, Институт специальной педагогики и психологии, курс 4, дисциплина «Логопедия (афазия)»

№842.50 КБ скачан 184 раза

В данной таблице представлены основные аспекты изучения афазии на разных временных этапах и названия работ следующих авторов: Франц Галль Поль Брока Карл Вернике Людвиг Лихтгейм Пьер Мари Хьюлингс Джексон Арнольд Пик Курт Гольдштейн Генри Хэд К. Клейст Александр Романович Лурия Адольф Куссмауль Эсфирь Соломоновна Бейн Владимир Михайлович Коган Столярова Л.Г Виктор…

№931.39 КБ скачан 97 раз

В виде таблицы представлены речевые статусы при разных формах афазии (афферентная, эфферентная, динамическая, сенсорная, акустико-мнестическая, семантическая). Рассмотрены по пунктам нарушения: орального и артикуляционного праксиса; спонтанной речи; проявления речевых автоматизмов; повторной речи; диалогической речи; называния; фразы по сюжетной картинке; пересказа текстов;…

№1099.36 КБ скачан 335 раз

Коррекционно-педагогическая работа у больных с «подкорковой» афазией в остром и раннем восстановительных периодах реабилитации

Экспрессивная сторона речи в той или иной степени была нарушена на раннем этапе у всех больных с»подкорковой» афазией: от полного отсутствия и наличия речевого эмбола ( 7 чел.) или клишеобразной фразы (11 чел.), до фразовой речи с грубыми парафазиями, контаминациями, трудностями программирования и перевода внутренней речи во внешнее сукцессивное структурированное высказывание (13 чел.).

В остром периоде заболевания (в стадии диашиза) одновременно со стимуляцией импрессивной речи и восстановлением понимания проводилась работа по развитию экспрессивной речи. На раннем этапе после инсульта при «подкорковой» афазии, когда она имела тотальную или грубую степень выраженности для растормаживания речи использовались так называемые автоматизированные речевые ряды, парадигматически и синтагматически организованные речевые автоматизмы, разработанные М.К. Шохор-Троцкой для больных при корковых моторных афазиях.

Синтагматически организованные речевые ряды более развернуты, объединены интонацией перечисления, категориальным признаком (порядковый счет, название дней недели, месяцев года, текст стихотворения или песни). Основой автоматизированных рядов является жесткая линейная последовательность слов в серийно развернутых словосочетаниях. Они программируют двигательные команды, растормаживая артикуляционные движения в обход вторично угнетенным кинестезиям.

При «подкорковой» афазии на раннем этапе восстановления наблюдалась первичная или вторичная речевая аспонтанность или инактивность. Сроки начала стимулирования устной речи определялись не только степенью нарушения речи, но и предполагаемым вариантом афазии.

При «подкорковой» афазии в отличии от корковой афферентной моторной афазии произнесение слов в пении и автоматизированных речевых рядов происходило на 4-5 занятии, что говорит о первичной сохранности постцентральных речевых зон. Почти одновременно, со 2-3 занятия, начиналось использование и парадигматически организованных речевых рядов. Парадигматические автоматизмы состояли из словосочетаний. К ним относились пословицы, крылатые фразы, поговорки с жестким контекстом. Они флективно связаны в синтагмы, образуя устойчивые фразеологические обороты и использовались в целях преодоления патологической инертности при нахождении слов. Словосочетательные парадигмы стимулировали сначала дополнение окончания фразы, а затем вводили слово в контекст. Так постепенно осуществлялся переход от вызова слова к вызову словосочетания и целого высказывания с опорой уже на схему предложения. Работа велась с опорой на предметные и сюжетные картинки и подписи к ним. При этом жестами имитировалось действие, производимое с предметом. Действие сопровождалось началом фразы, которая должна вызвать нужное слово.

Как только у больного начинали спонтанно появляться слова, мы подводили их от чтения подписей к сюжетным картинкам к самостоятельному высказыванию по ним. Различными наводящими вопросами стимулировалось употребление в речи глаголов сначала в настоящем, затем в прошедшем и в будущем времени.

Направляя высказывание больного, мы не ограничивались рамками двух-или трехсложного предложения. Были важны поиски больным отдельных слов или фразеологических оборотов. На первых порах это были грамматически неправильные и даже парафазические высказывания. Для преодоления речевой пассивности у больного, использовался такой вид занятий, на котором инициатором беседы, ведущим являлся сам больной.

Использование различных вариантов обыгрывания отдельных свойств предмета приводило к более уверенному, непарафизическому нахождению слов. Так же строилась работа и по расширению глагольного запаса слов, связи одного глагола с разными существительными.

У 21 человека на раннем этапе наблюдалось осложнение «подкорковой» афазии разными формами и степенями тяжести дизартрии. При этом в занятия включались упражнения при преодолению дизартрических трудностей -артикуляционная, дыхательная гимнастика, отработка отдельных звуков в словах, фразах, чистоговорках.

У 5 больных наблюдалась на раннем этапе восстановления тотальная афазия, осложненная органической афонией. В этом случае стимулировалось устное высказывание через беззвучное артикулирование автоматизированных рядов,а затем переходя на шепотное произнесение. Как правило, на 3-5 занятии появлялось шепотное произнесение автоматизированных рядов, чередуясь флуктуативно с афонией, а затем на 2-ой неделе появлялся звучный голос, который в свою очередь флуктуативно чередовался с дис- и афонией. На третьей неделе явления дисфонии полностью регрессировали.

Этапы логопедической работы

На начальных этапах восстановления речи предлагается более частотный словарь, чем на более поздних, но здесь необходим индивидуальный подход. В работе высокого преморбидного уровня может быть использована и менее частотная лексика на раннем этапе работы. Индивидуальный подход необходим и на более поздних этапах восстановительного обучения, особенно при восстановлении развернутого высказывания.

На более поздних этапах, когда степень выраженности нейродинамического компонента значительно уменьшается и на первый план выходят собственно речевые нарушения, упражнения по восстановлению чувства языка, фразовой речи дифференцируются в зависимости от формы афазии.

Так, при динамической афазии основная работа проводится по составлению предложений различной сложности по схеме от самых простых до развёрнутых предложений с постепенным уменьшением количества внешних опор.

Что же касается больных с моторной афазией, то здесь на первый план выступают упражнения, направленные на преодоление аграмматизма, особенно глагольного.

Широко используются упражнения на заполнение пропущенных окончаний глаголов, существительных, прилагательных; пропущенных предлогов.

На заключительном этапе проводится работа по составлению сложной развёрнутой фразы. Особую трудность представляет составление и использование в собственной речи сложноподчинённых предложений. Больному даётся задание по восполнению пропущенного союза, главной или подчинённой части предложения. Дидактическим материалом для выполнения этой работы служат различные художественные произведения, газетные статьи, пособия для занятий по русскому языку и обучению иностранцев русскому языку.

На всех этапах восстановительного обучения необходима последовательность, постепенность и градуированность в организации восстановительного обучения как по содержанию, так и по числу используемых в работе с больными приёмов и упражнений. Вредно как застревание на одном и том же, так и слишком поспешный переход к последующим пунктам программы восстановительной работы.

Даже используя множество упражнений для восстановления какой-либо стороны нарушенной речевой функции, далеко не всегда можно достичь автоматизации этого процесса. Но у больного часто наступает улучшение речевой функции, не связанное с теми сторонами речи, над которыми велась работа. Прогресс нередко носит характер общего развития речи, а не специфического, то есть связанного с прямой направленностью восстановительного приёма. Этот интеграционный эффект является особенно ценным. Он, видимо, связан с системным взаимодействием сторон речи в процессе восстановления. Значение такого обобщённого эффекта по сравнению с чисто специфическим (когда больной начинает различать и использовать только то, над чем с ним работали) значительно больше. В этой возможности интеграции и заключается основное значение организованного, направленного восстановления.

Реабилитационная помощь больным в условиях поликлиники и проведения восстановительного обучения на дому не даёт развиться тенденции к быстрому распаду личности, потери навыков самообслуживания, двигательной активности, свойственной больным, оставшимся без своевременного восстановительного речевого обучения, позволяет достигнуть положительной динамики даже у больных с грубыми речевыми и нейродинамическими нарушениями.

Шипарёва Галина Ивановна,
логопед окружного неврологического отделения
ГБУЗ г. Москвы «Городская поликлиника № 107
Департамента здравоохранения города Москвы»

Заключение

Охрана здоровья населения относится к важнейшей функции государства. Профилактическая направленность в деле сохранения здоровья и воспитания гармонически развитой личности составляет главное содержание гуманизма. Синтез гигиенических, воспитательных и коррекционных мероприятий призван обеспечить развитие физических и духовных сил подрастающего поколения.

Решением этих задач неразрывно связано с профилактикой и своевременным выявлением отклонений в физическом, нервно-психическом и речевом развитии детей.

По данным мировой статистики, число речевых расстройств растет, в связи с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений детей и подростков принимает глобальный характер.

В плане развития логопедической помощи населению стоят следующие задачи:

предупреждение речевых нарушений — первичная профилактика;

предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии — вторичная профилактика;

социально-трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией, — третичная профилактика.

Первичная профилактика.
Предупреждение нарушений в речевом развитии основывается на мерах социального, педагогического и прежде всего психологического предупреждения расстройств психических функций.

Вторичная профилактика.
Известно, что нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения (вторичные расстройства).

Такое глубокое расстройство речи, как афазия, в той или иной мере ограничивает умственное развитие в целом. Это происходит как в силу функционального единства речи и мышления, так и вследствие нарушения нормальной связи с окружающими. Последнее обедняет знания, эмоции и другие психические проявления личности.

Логопедическая профилактика может быть действенной лишь при условии полного знания о развитии ребенка (физического, психического, речевого и т.д.) с опорой на нормативы развития.

Третичная профилактика.
Некоторые дефекты речи ограничивают возможности выбора профессии. Профессиональная ориентация и обучение лиц страдающих патологией речи, входит в задачи третичной профилактики последствий речевых нарушений.

Основным направлением этого этапа является глубокий учет личностных возможностей и интересов каждого ученика, страдающего тяжелым нарушением речи.

Целью трудового воспитания учащихся школы для детей с тяжелыми речевыми нарушениями является формирование у подрастающего поколения прочного убеждения в том, что труд представляет собой основную сферу реализации личности. Школа должна подготовить учащихся к общественно-полезной деятельности и участию в производительном труде.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: