Задания для проверки готовности ребенка к школе. примеры заданий

Диагностика психологической готовности ребенка к школе

Этапы адаптации

Условно процесс адаптации ребёнка к школе принято разделять на три основных этапа, каждому из которых свойственны свои особенности.

Первый этап адаптации носит название «Ориентировочный»

Ребёнок присматривается к новым условиям, изучает обстановку, границы, нормы и т.д. Это даётся ему довольно сложно. Ребёнок часто напряжён: и физически, и психологически. Реакции могут быть ярко окрашены и резки.

Длится этап, чаще всего, около двух-трёх недель.

Второй этап – этап «Неустойчивого приспособления»

Название говорит само за себя: ребёнок начинает приспосабливаться. Он уже близок к поиску оптимального поведения в предложенных условиях. В маленькой голове выстраиваются схемы поведения – это даёт возможность организму затрачивать меньше сил, чем на первом этапе. Реакции уже менее эмоционально окрашены.

Длительность: около двух-трёх недель.

 Третий этап адаптации – «Относительно устойчивое приспособление»

На этом этапе у ребёнка появляется уверенность в выбранных формах поведения, они становятся устойчивыми; происходит окончательная оценка понятия «я – школьник, и что это значит»…

Длится последний этап от пяти-шести недель до года.

Анкета «Уровня школьной мотивации»

Для определения уровня адаптации первоклассников к школе можно использовать также диагностику мотивационной сферы ребенка по методике Н.Г. Лускановой. Она проводится в виде краткой анкеты, вопросы которой зачитываются вслух, а дети должны выбрать подходящий вариант ответа.

При обработке результатов все ответы нужно занести в таблицу, которая содержит специальный ключ для определения количества полученных баллов.

Результаты подсчета нужно интерпретировать следующим образом.

Такая методика позволяет не только выявить уровень адаптации школьников, но и выявить причины, приводящие к снижению мотивации ребенка к посещению школы.

Проблемы подготовки детей к школе

Одной из существенных  проблем подготовки детей к школе является формирование и совершенствование  навыка учебной деятельности. Так как ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность, поэтому большое  значение будут иметь сформированные умения. Несформированность учебной деятельности приводит к значительному снижению успеваемости детей. Появляются трудности при выполнении указаний взрослого или при саморегулировании поведения на основе системы определенных правил. В конечном итоге дети будут слабо усваивать объяснения учителя, легко терять нить его рассуждений, а это отрицательно скажется на их самостоятельной деятельности, так как они утрачивают основную ее цель и не справляются с учебным заданием.

Именно в процессе учебной деятельности происходит формирование такой необходимой  способности как самоконтроль

Поэтому важно чтобы к моменту поступления в школу ребенок научился анализировать свои поступки, выделять их существенные этапы, сознательно изменять и перестраивать их в зависимости от получаемого результата. Это подготовит его к осознанию учебно-познавательных процессов, вначале во внешнем, а затем во внутреннем плане

Еще одна сторона психологической готовности к школе – это достаточный высокий уровень эмоционально-волевого развития.  У ребенка  при его подготовке к школе следует  формировать такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка, организованность, дисциплинированность. Это позволит ему делать не только то, что он хочет, но и то, что от него понадобится в условиях школьного обучения

Немаловажно развитие навыков общения со сверстниками и старшими членами общества

К моменту поступления в школу у детей должны оформиться основные элементы волевого действия:

  • умение ставить цель,
  • умение принимать решение и намечать план действия,
  • исполнять его,
  • умение  проявлять определенное усилие в случае преодоления трудностей,
  • умение оценить результат своего действия.

В психологическую готовность входит и личностная готовность, выражающаяся в отношении ребенка к одноклассникам, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе, умении строить свои отношения со сверстниками и учителями. Умение войти в детский коллектив, действовать совместно с другими участниками процесса, уступать или подчиняться при необходимости, чувство товарищества – качества характера, которые обеспечат ребенку комфортную адаптацию к изменившимся  условиям и впоследствии будут предпосылкой успешной учебной деятельности.

Что должно насторожить родителей?

Уровень развития малыша предполагает соответствие «зоны ближайшего развития» чада программе обучения (сотрудничество ребенка со взрослыми должно давать определенные результаты). При низком уровне данной «зоны» относительно той, что нужна для освоения школьной программы, малыша признают психологически неготовым к учебе (он просто не будет способен усвоить материал). Процентное соотношение малышей, не готовых к учебе, на сегодняшний день весьма велико — у более 30% семилетних детей отмечается несформированность как минимум одного компонента психологической готовности. Как понять, что малыш не готов к школе?

  • По проявлениям его детской непосредственности.
  • Не умеет слушать — перебивает.
  • Отвечает без поднятия руки, одновременно с другими детьми.
  • Нарушает общую дисциплину.
  • Не способен 45 минут просидеть на одном месте, слушая взрослого.
  • Имеет завышенную самооценку и не способен адекватно воспринимать замечания/критику.
  • Не интересуется происходящим в классе и не способен слышать учителя, пока тот не обратится непосредственно к ребенку.

Стоит отметить, что мотивационная незрелость (отсутствие стремления к учебе) становится причиной значительных пробелов в знаниях со всеми вытекающими последствиями.

Признаки интеллектуальной неготовности к учебе:

  • Вербализм: весьма высокий уровень развития речи, хорошая память, большой словарный запас («вундеркинды»), но неспособность к сотрудничеству с детьми и взрослыми, недостаточность включения в общую практическую деятельность. Результат: неумение работать по шаблону/образцу, неспособность соотношения заданий и своих действий, одностороннее развитие мышления.
  • Страх, тревожность. Или страх сделать ошибку, совершить плохой поступок, который опять приведет к раздражению взрослых. Прогрессирующая тревожность ведет к закреплению комплекса неуспешности, к снижению самооценки. В этом случае все зависит от родителей и адекватности их требований к ребенку, а также от учителей.
  • Демонстративность. Данная особенность предполагает высокие потребности малыша во всеобщем внимании и успехе. Ключевая проблема — дефицит похвалы. Таким детям нужно искать возможности для их самореализации (без назиданий).
  • Уход от реальности. Данный вариант наблюдается при сочетании тревожности и демонстративности. То есть, высокая потребность во всеобщем внимании с неспособностью ее выразить, реализовать по причине страха.

Возможные проблемы

Характеристика разных сторон личности ребенка позволяет выявить его слабые и сильные места. В школе ему предстоит не только заниматься учебой. Он окажется в новом социуме, ему придется привыкать к распорядку и выстраивать новые модели поведения. Все это довольно серьезно сказывается на состоянии ученика.

Поэтому не стоит торопиться с началом школьного обучения. Исследования М. Семаго и Н. Семаго показали, что успешность первоклассника напрямую зависит от сформированности ряда качеств. На первое место они ставили социальную готовность. При проблемах с коммуникацией ребенок не сможет дружить, и это негативно скажется на его жизни.

Иногда ребенок нуждается в специальных условиях обучения. В таком случае психолог может рекомендовать несколько путей решения проблемы. Предложить пройти ПМПК или организовать инклюзию. Иногда специалист рекомендует подождать до 8 лет.

Готовность к школе

В дошкольный период психика ребенка активно развиваются, происходит качественное изменение высших психических функций. Готовность к школе — это сумма свойств и компетентностей индивида, которые важны для переработки и усвоения учебных стимулов. Л. И. Божович немного расширила понимание термина. Под ним она понимала определенный уровень развития:

  • мыслительной деятельности;
  • познавательного интереса;
  • готовность к произвольной регуляции;
  • социальной позиции.

Важно понимать то, что критерии готовности к школе должны оценивать только комплексно. Нельзя судить по одному только виду о способности учиться

Например, ребенок может быть слаборазвит физически, но в интеллектуальном плане опережать сверстников. В таком случае только специалист подскажет, как лучше поступить — отдать в школу в 6 или 7 лет.

Психологи выделяют четыре уровня готовности к школе:

  • низкий — отсутствует мотивация, есть сложности с письмом, узкий кругозор, маленький словарный запас;
  • ниже среднего — неустойчивый интерес к учебе, плохо развита речь, сложности с установлением причинно-следственных связей;
  • средняя — есть небольшие трудности, но они некритичны, мотивация слабая;
  • высокий — ребенок готов учиться и хочет пойти в школу.

С низким уровнем не могут отказать принять в первый класс. Но психолог будет рекомендовать родителям повременить с решением. Формирование подготовленности к обучению заключается не только в наборе определенных знаний. Это относится к эмоционально-волевой, социальной сфере.

Виды адаптации

Prostock-studio/Shutterstock.com

Выделяют два основных вида адаптации ребёнка к школе:

Социально-психологическая адаптация

Когда ребёнок идёт в первый класс, он приобретает новый статус – школьника. Вместе с изменением статуса происходит переоценка ценностей: становится важным всё, что связано с учебной деятельностью. Ребёнок попадает в новый коллектив, его окружают незнакомые лица. В этот момент важную роль играют педагог и родитель. Они помогают настроить ребёнка на положительное эмоциональное отношение к школе.

Для гармоничного прохождения адаптационного периода важно обратить особое внимание на наличие следующих навыков:

Познавательные способности

Развитие познавательных способностей у большинства детей – это естественный процесс

Но это не означает, что не стоит обращать внимание на более успешное развитие данного навыка. В старшем дошкольном возрасте данный навык развивается параллельно с памятью, вниманием, мышлением и познавательными интересами

Если все перечисленные процессы развиваются гармонично – адаптация будет проходить быстрее и организм школьника потратит меньше сил.

Prostock-studio/Shutterstock.com

Креативное мышление

В наши дни актуально мыслить «не как все». Значение понятия «белая ворона» сейчас кардинально меняется. Меняется и отношение к людям, обладающим ярким творческим мышлением. Родителей не должно пугать, если ребёнок умеет «креативить» и мыслить нестандартно. В будущем это может стать хорошим подспорьем для выхода из каких-то критических ситуаций.

Самоорганизация

С началом обучения в школе ребёнок попадает в систему, где работают жёсткие временные рамки: уроки, перемены, дополнительные задания – всё по определённому времени. Умение управлять и распределять своё время – это очень важный навык для первоклассника.

Кроме того, важно развитие логики, воображения, коммуникации. На плечи ребёнка-школьника наваливается огромная физическая нагрузка: умственная в виде освоения новых знаний и физическая – статическое положение во время учебного процесса

Чем больше нагрузка, тем больше сил организм расходует. Здесь важно не пропустить момент утомления

На плечи ребёнка-школьника наваливается огромная физическая нагрузка: умственная в виде освоения новых знаний и физическая – статическое положение во время учебного процесса. Чем больше нагрузка, тем больше сил организм расходует

Здесь важно не пропустить момент утомления

Формирование готовности к школе

Как видим, готовность к систематическому школьному обучению формируется на основе созревания и наполнения многих психологических компонентов. Все они не могут появиться или укрепиться в один момент. Поэтому наблюдаются этапы постепенного формирования готовности ребенка к школе.

Познавательная потребность лежит в основе психического развития ребенка и в формировании произвольного поведения.

В 5-6 лет познавательная потребность проявляется довольно часто и ярко. Однако только этой потребности не достаточно, чтобы ребенок осилил учебную нагрузку

Важно, чтобы оформились мотивы учения. Если приемы обучения не опираются на соответствующую возрасту доминирующую мотивацию, то ребенок не проявляет произвольности в поведении и действиях.
В дошкольном возрасте преобладает игровая мотивация

К моменту поступления в школу дошкольник переживает кризис 7 лет, который способствует формированию учебной мотивации. Как следствие, наступает завершенность психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Что касается способности сознательно регулировать свои действия, то она формируется на физиологическом уровне и зависит от развития структур головного мозга. Ранее 6 лет дети не в состоянии сознательно управлять своими действиями, поэтому они отличаются импульсивностью и эмоциональностью.

Волевое поведение предполагает приложение усилий, подчинение мотивов в пользу самого важного для развития. Очевидно, что это особенно сложно для ребенка

Дети не могут прикладывать усилия там, где им не интересно. Познавательная активность пробуждается интересом. Поэтому задача взрослых – находить некую искорку в каждом деле, которое предстоит выполнить дошкольнику, и заинтересовывать ребенка.

В отношении социального развития будущему школьнику необходимо научиться различать поведение с близкими людьми и посторонними взрослыми. Следует избавиться от той непосредственности, когда ребенок запросто мог задать вопрос личного характера чужому человеку, обратиться к нему на «ты». К 6-7 годам приходит понимание мира социальных отношений и формируется социальная компетентность.

Итак, готовность ребенка к школе означает, что дошкольник достиг уровня развития, на котором его познавательные процессы способны воспринимать учебный материал, личность обладает волевыми качествами, приоритетны мотивы учения. И все это подкрепляется желанием идти в школу и занять новую позицию – позицию ученика с соответствующими обязанностями.

Как показывает практика, родители все же нуждаются в некотором конкретном перечне, по которому они сверяют, готов ли их ребенок переступить порог школы. Рекомендуем ознакомиться: Что ребенок должен знать к 1 классу.

Наблюдение

Наиболее распространенный метод диагностики — наблюдение. Чаще всего используется выборочное наблюдение. В процессе его проведения фиксируются только те особенности поведения ребенка, которые выделяют его из общей массы первоклассников. Наблюдение проводится одновременно за всеми детьми в классе. Основные требования к организации наблюдения:

  • наличие схемы наблюдения;
  • систематичность;
  • объективность.

Наблюдение также должно включать:

  • анализ успеваемости ребенка;
  • просмотр тетрадей;
  • прослушивание устных ответов;
  • анализ сложившихся межличностных отношений.

В результате наблюдений происходит оценивание (по 5-балльной шкале) основных семи компонентов:

  • учебной активности;
  • усвоения программных материалов;
  • поведения на уроках;
  • поведения на переменах;
  • взаимоотношения с одноклассниками;
  • отношения к учителю;
  • эмоций.

Соответствующие баллы и выводы необходимо внести в карту школьной адаптации.

Суммарное количество баллов можно интерпретировать следующим образом:

  • 35 – 28 — высокий уровень адаптации;
  • 27 – 21 — средний;
  • 20 и меньше — низкий.

Для проведения наблюдений в период адаптации можно использовать карту Стотта, которая предусматривает изучение асоциальности, инфантильности, подчиняемости, активности и неуверенности.

Фактор Асоциальность, Инфантильность, Подчиняемость, Активность, Неувеременность — см. здесь.

При этой методике общий балл не выводится, а оценивается каждый критерий отдельно. После этого определяются группы детей, имеющие наиболее высокие (выше 65%) показатели по каждому фактору.

Основные вопросы проведения диагностики

Трудности и проблемы, с которыми могут столкнуться школьники и их родители

Prostock-studio/Shutterstock.com

Родителям будущих первоклассников желательно знать основные трудности и проблемы, которые могут ожидать их в начальной школе:

«Хочу, как у Сашки!»

Новоиспечённый ученик, помимо процесса обучения и подготовки домашнего задания, активно общается со сверстниками. Есть большая вероятность, что он может увидеть у другого мальчика/девочки красивый рюкзак, крутой айфон и понять, что он хочет такой же. Здесь перед родителями встаёт сложный выбор: найти возможность для совершения покупки ребёнку, чтобы «не быть хуже других» или же не идти на поводу у ребёнка, но в таком случае он может чувствовать себя неуверенно.

Prostock-studio/Shutterstock.com

Как гармонично выйти из такой ситуации, когда ребёнок, придя из школы заявит: «Хочу планшет, как у Сашки!»? Наиболее оптимальный вариант: предложить школьнику копить деньги. Этим вы прививаете грамотное отношение к деньгам, и даёте «возможность» ребёнку со временем принять окончательное решение: «Действительно ли это так необходимо или лучше купить что-то другое?».

Опасные домашние задания

Очень важно ребёнку выполнять домашние задания самостоятельно! Родитель всегда может помочь, но только после просьбы об этом. Поддержка с родительской стороны в этот момент обязательна: он может просто находиться в комнате, помогать переформулировать сложное в простое, но не выполнять работу за ребёнка

Первоочередной задачей взрослого является помощь в организация учебного пространства: где будут лежать учебники и тетради, ручки и карандаши и т.д.

Позволить ребёнку быть самостоятельным – не значит пустить всё на самотёк: вы можете контролировать ситуацию не навязываясь. Так вы даёте понять своему ребёнку: «Я тебе доверяю!» и «Ты всё можешь!».

Подготовка ребенка к школьному обучению

Если все три названные выше группы параметров готовности к школьному обучению будут у детей достаточно развиты, то они не испытают трудностей в обучении в школе, а их незрелость выступает основной причиной неуспеваемости учеников. Этим объясняется основная цель психолого-педагогической работы с детьми в ДОУ.

Форма проведения занятий с детьми зависит от задач обучения и должна соответствовать требованиям ФГОС ДО. Наиболее эффективно дети овладевают знаниями и навыками, имеющими наглядную основу, например, иллюстрации, а также предполагающими игровую или практическую деятельность, то есть конструирование, рисование и пр.

Использование игр помогает создавать у детей эмоциональный настрой, повышать мотивацию выполнять деятельность, обеспечивая возможность изучения или повторения материала более вариативно.

Это объясняет необходимость использования различных видов деятельности на занятиях. С детьми нужно рисовать, играть, конструировать и лепить под музыку. Но вся эта деятельность должна быть направлена на формирование психологического портрета будущего первоклассника.

При необходимости проводить коррекционно-развивающие занятия можно использовать разнообразные элементы арт-терапии, например, библиотерапию, то есть чтение психологических сказок, стихов и загадок, игротерапию, релаксацию, сказкотерапию и пр.

Но нельзя забывать и о правилах здоровьесбержения на коррекционно-развивающих занятиях:

  • организация перерывов с применением релаксационных упражнений, направленных на укрепление опорно-двигательного аппарата, упражнения для глаз и физминутки;
  • регулирование степени утомляемости детей посредством планирования порядка предъявления заданий в соответствии со степенью их сложности;
  • выбор оптимального темпа работы, соответствующего личностным особенностям детей;
  • контроль за соблюдением ребенком правильной осанки, положения руки и тетради, расстояния от глаз до рассматриваемого объекта и пр.;
  • использование разнообразных дидактических, наглядных и игровых материалов, соответствующих возрасту и уровню развития детей.

В работе по подготовке детей к школьному обучению следует применять следующие коррекционно-развивающие игры и упражнения:

  • игры и упражнения на развитие внимания;
  • упражнения на развитие памяти;
  • игры на развитие мыслительных операций и сообразительности;
  • игры на развитие восприятия;
  • развитие воображения;
  • упражнения, направленные на подготовку руки детей к письму;
  • игровые упражнения на эмоционально-личностное развитие детей.

К моменту поступления ребенка в школу, дети должны иметь представления о том, что их ждет, как проходит обучение, чтобы у них снизился уровень страхов и тревожности. А главное, у ребенка должно быть желание учиться.

Все названные мероприятия предполагают профилактику школьной дезадаптации, снижение школьной тревожности у детей и страха перед школой, помогают детям легче адаптироваться к условиям учебы в школе.

Проводимые мероприятия оказывают положительное воздействие на развитие интеллектуальной сферы детей, мотивационную, эмоционально-волевую и личностную области развития детей. То есть параметры готовности детей к школьному обучению приближаются к модели выпускника ДОУ. Это свидетельствует об эффективности проводимой работы по подготовке детей к школьному обучению.

В конце учебного года, когда дети выпускаются из ДОУ, следует дать родителям индивидуальные рекомендации, направленные на дальнейшую подготовку детей к обучению в школе в период летнего отдыха.

Иными словами, подготовка в школьному обучению представляет целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ребенок. Литература содержит массу классификаций готовности ребенка к школьному обучению, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяют на физиологическую, психологическую и познавательную зрелость, каждая из которых включает по несколько параметров. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если какой-то параметр не развит или развит недостаточно, это может стать проблемой при обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и пр.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: