Слайд 8 Основной вид деятельности класса – познание
(учеба) и общение. В детях сильно развито желание выделиться и получить похвалу от учителя. В классе складываются свои традиции – поздравление именинников, девочек с Международным женским днем, мальчиков с Днем защитника Отечества. Ребята посещают музеи и библиотеки, детские театры и выставки. Учеба большинству первоклассников дается легко. 7 человек испытывают трудности с чтением, письмом и речью. В классе 6 школьников имеют высокий уровень подготовки. Большинство родителей контролируют успеваемость своих детей, прислушиваются к замечаниям педагога. Дисциплина в классе неплохая
Есть дети с неустойчивым вниманием, они с трудом концентрируются на занятиях, не могут долгое время высидеть на одном месте. Но большинство старается выполнять правила поведения в классе
Учатся правильно реагировать на происходящее, отвечать за свои поступки.
Характеристика на ученика из неблагоприятной семьи с плохим поведением
Ключевский Илья учится в ГУ «ЛСОШ №4» г. Липецка с 1-го класса. Учебный процесс не вызывает у мальчика интереса, но стоит отметить абсолютную посещаемость. Способен осваивать учебный материал в больших объемах, но общая пассивность во время обучения приводит к низкому уровню знаний.
К себе не требовательный. Память можно охарактеризовать как произвольную смешанную. Если удаётся его заинтересовать, то лучше всего проявляет себя в точных науках. Стабильности результатов мешает отсутствие трудолюбия и прилежания. К происходящему в классе безразличен, неактивен. Домашние работы не готовит. Речь развитая.
Имеет все необходимые трудовые навыки, но старается избегать личных поручений и общественных мероприятий.
Имеет хорошую физическую форму. На любительском уровне занимается футболом и большим теннисом.
Во время контактов с одноклассниками и педагогами может проявить агрессивность, упрямство, часто его действия импульсивные и слишком эмоциональные. Не дисциплинирован, склонен к независимости, умеет отстоять личную точку зрения. Честен.
Систематически нарушает правила поведения, стоит на учете у социального педагога, неоднократно имел беседы со школьным психологом.
Не имеет должного уважения со стороны одноклассников. Дружит с учащимися, младшими по возрасту, среди них является лидером.
Замечен за курением.
Проживает с матерью и сестрой. Мать не занимается воспитанием детей, ссылаясь на рабочую занятость. Школу не посещает, общения с классным руководителем избегает.
Общие требования к оформлению психолого-педагогической характеристики класса
У психолого-педагогической характеристики класса нет строго установленной формы, в связи с чем она составляется в свободной форме. Однако при этом применяют стиль делового письма или соблюдают требования, которые предусмотрены образовательным учреждением для оформления внутришкольной документации, а также информация не должна быть представлена в случайном или хаотичном нагромождении информации. Документ должен быть определенным образом структурирован.
При этом информация, включаемая в документ, должна быть понятна не только непосредственно составителю, но и всем тем, кто будет знакомиться с характеристикой в будущем. Не допускается указывать имена и фамилии, учащихся в сокращенном варианте.
Обычно документ оформляется на стандартных листах канцелярской бумаги формата А4. Его заверяют подписями классного и директора школы, иногда требуется подпись школьного психолога.
На усмотрение директора характеристика может быть дополнена:
- печатью образовательного учреждения;
- угловым штампом школы.
В характеристике обязательно должна быть указана дата составления документа.
Составление психолого-педагогической характеристики классного коллектива
Каждый педагог работая с классом должен уметь адекватно оценивать уровень подготовки и общую атмосферу в классе. Дело в том, что класс- это сложившийся коллектив со своими фаворитами и аутсайдерами. То, насколько точно педагог умеет формулировать психолого-педагогическую характеристику классного коллектива скажется на эффективности обучения учащихся.
Составление психолого-педагогической характеристики класса является очень ответственным и важным занятием. Нужно внимательно исследовать все поведенческие и эмоциональные особенности каждого отдельно взятого учащегося и затем провести параллель между поведением всего классного коллектива в целом.
Характеристика классного коллектива является обязательным заданием к отчету по педагогической практики. Правильно составленная педагогическая характеристика класса подчеркивает высокий уровень знаний студента и повышает шансы на получение высокой оценки за отчет по практике.
Психолого-педагогическая характеристика класса позволяет в дальнейшем выявить причины сбоев в дисциплине класса и диагностировать снижение общей успеваемости в коллективе. Это позволит делать прогноз по поводу общей успеваемости и выбрать направления по корректировке психологического климата в классе.
Подготовка психолого-педагогический характеристики состоит из нескольких этапов. Порядок подготовки описан ниже.
Организационная структура класса.
Характеристика органов самоуправления в классе.
Закрепление обязанностей и ролей в классе.
Роль классного руководителя в организации жизни и деятельности класса. Личность классного руководителя (образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т.д.). Интенсивность общения с классом. Преобладающие формы общения (приказ, указания, инструкция, выговор, совет, просьба, похвала, информация).
Стиль классного руководства:
- авторитарный: «общение – дистанция», «общение – устрашение»;
- демократический – «общение на основе общей увлеченности», «Общение на основе дружеского расположения»;
- либеральный – непоследовательный: «общение – заигрывание».
Отношение коллектива к классному руководителю, его авторитет среди школьников. Авторитет актива, его организационные умения. Психологические особенности учащихся, входящих в выбранный актив, Отношение ребят к выполнению своих поручений. Преобладающий тон в деловых взаимоотношениях (доброжелательный, равнодушный, конфликтный). Причины конфликтов при выполнении поручений.
Наличие неформальных вожаков и причины их влияния на класс.
Неофициальный актив класса, его участие в жизни класса и школы, психологические особенности учащихся, положительно или отрицательно влияющих на класс.
Методы исследования:
- беседа с классным руководителем, активом;
- наблюдения на и вне уроков;
- анкетирование;
- методика оценки групповой сплоченности Сишора-Ханина.
Правила проведения психолого-педагогической экспертизы
Существуют достаточно чёткие правила для составления характеристики на ученика. Одно из фундаментальных требований к проведению психолого-педагогической характеристики — объективность
Не менее важно тщательно проанализировать факторы, влияющих на развитие ребенка в комплексе, с обязательным учетом особенностей ученика. Обращаться с ребенком следует максимально деликатно, сводя к минимуму всякое принуждение или давление на него
Только в этом случае психолого-педагогическая характеристика на ученицу или ученика может быть максимально объективной и полезной.
Характеристику на ученика пишет классный руководитель, подписывает директор школы. При написании психологической характеристики ребенка может потребоваться помощь школьного психолога, результаты тестирования и диагностики.
Назначение психолого-педагогической характеристики и принципы ее составления
Психолого-педагогическая характеристика ученика представляет собой важный документ в работе классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога
При составлении психолого-педагогической характеристики школьника необходимо максимально точно учитывать все личностные особенности ребенка, особое внимание следует уделить психологическому состоянию ученика. Значение данного вида характеристики крайне велико, ее данные учитываются во время учебно-воспитательного процесса
Психолого-педагогическая характеристика дает возможность педагогам познакомиться с особенностями конкретного ребенка и составить правильную учебно-воспитательную стратегию. Следует так же отметить, что этот документ может потребоваться при переводе в другое учебное заведение, а также вне стен школы, например, для органов опеки, ПДН.
Существует ряд определенных правил, которыми необходимо руководствоваться при составлении психолого- педагогической характеристики. В первую очередь характеристика должна носить обязательный объективный характер, необходимо учитывать факторы, которые оказывают влияние на формирование личности ребёнка, а также его индивидуальные особенности. Во время общения с ребёнком ни в коем случае нельзя на него давить, беседа должна происходить в доброжелательном ключе.
Данные, представленные ниже, являются примером психолого-педагогической характеристики ученика. В образце отражены следующие пункты:
- Общие сведения об учащемся
- Состояние здоровья и физическое развитие
- Условия семейного воспитания
- Учебная деятельность учащегося
- Трудовая деятельность учащегося
- Особенности психических процессов и эмоции
- Положение ребенка в детском коллективе
- Особенности познавательной деятельности
- Общие психолого-педагогические выводы
Правила проведения психолого-педагогической экспертизы
Существуют достаточно чёткие правила для составления характеристики на ученика. Одно из фундаментальных требований к проведению психолого-педагогической характеристики — объективность
Не менее важно тщательно проанализировать факторы, влияющих на развитие ребенка в комплексе, с обязательным учетом особенностей ученика. Обращаться с ребенком следует максимально деликатно, сводя к минимуму всякое принуждение или давление на него
Только в этом случае психолого-педагогическая характеристика на ученицу или ученика может быть максимально объективной и полезной.
Характеристику на ученика пишет классный руководитель, подписывает директор школы. При написании психологической характеристики ребенка может потребоваться помощь школьного психолога, результаты тестирования и диагностики.
Психологический климат в классе.
Преобладающие настроения и эмоции, удовлетворенность учащихся общением друг с другом и учителями. Кому и в чем подражают в классе. Нравственные ценности школьников. Уровень сформированности доброты, терпимости друг к другу, совестливости, честности, ответственности, чувства долга и собственного достоинства.
Интеллектуальный климат в классе (имеется ли в классе единое мнение по наиболее важным вопросам? Насколько развиты критика и самокритика? Насколько быстро класс находит общий язык при решении общегрупповых адач? Какова общая интеллектуальная атмосфера класса?).
Волевые качества класса (способен ли класс создавать напряжение всех духовных и физических сил для преодоления серьезных трудностей и препятствий? Ставит ли он перед собой общие цели и как стремится к их осуществлению? Может ли класс напряженно работать над поставленной задачей и доводит ли дело до конца?)
Методы исследования:
- наблюдения на и вне уроков;
- беседа с классным руководителем;
- карта-профиль оценки психологического климата группы;
- методика по изучению единства ценностных ориентаций группы (ЕЦО).
Основные требования к составлению характеристики
Документ должен иметь определённую структуру и легко читаться. Должен быть понятным для человека, не знакомого с учеником, на которого составлена характеристика.
Информация, указанная в характеристике, должна давать обширную картину индивидуально-психологических особенностей, свойственных конкретному школьнику, на которого она составлена.
Запрещено указывать сокращённо фамилию, имя и отчество ученика, а также его адрес и контактную информацию.
В характеристике должна быть дана квалификация знаний и умений учащегося.
Психолого-педагогическая характеристика ученика составляется на основе карты учащегося. Благодаря психолого-педагогической карте преподавателю проще беспристрастно оценить способности ученика по специально разработанной шкале. Она помогает раскрыть особенности характера школьника, оценить уровень знаний и поведение.
Образец характеристики на ученика класса
Характеристика на ученика 4-В класса
Средней общеобразовательной школы № 171
Васильковского Василия Васильевича
2006 года рождения
проживающего по адресу:
г. Тюмень, ул. Ленина дом, 56, кв. 158
Ученик осваивает школьную программу на среднем уровне, неконфликтный, сдержанный, спокойный. Дисциплину не нарушает, уважительно относится к педагогическому составу. Физическое развитие ребёнка в норме, активен, занимается восточными единоборствами. Видимых проблем со здоровьем нет, на учёте у узконаправленных специалистов не состоит. Рост и вес соответствуют норме.
Живёт в полноценной семье, которая состоит из отца, Васильковского Василия Ивановича, 1980 года рождения (работает инженером в мостостроительной компании), и матери, Васильковской Виктории Андреевны, 1984 года рождения (домохозяйка). Семья благополучная, судимостей у членов семьи нет, родители интересуются успеваемостью ребёнка в школе, участвуют в организационных вопросах класса.
Психологическая атмосфера в классе удовлетворительная, успеваемость на среднем уровне. В классе обучаются 26 детей, из них 15 мальчиков и 11 девочек. Третий класс на отлично закончило семеро человек, ещё пятнадцать детей окончили год хорошистами и четверо учащихся — удовлетворительно. Василий организован, выполняет порученные ему задания, исполнительный, лидерских качеств не имеет. С классом не конфликтует. У мальчика есть друг, с которым он проводит время на переменах и после школы.
Ребёнок дружелюбный, стеснительный, уравновешенный. Склонен в большей части к точным наукам, проявляет интерес к спорту. Проблемным предметом является чтение. Техника чтения ниже нормы.
У ребёнка есть целеустремлённость, но неярко выраженная. Эмоциям ярко не проявляет, скован в их выражении.
В целом ребёнок развит хорошо, отвечает всем нормам психического и физического развития. Психически уравновешен, посещать детский коллектив может
Следует обратить внимание на излишнюю застенчивость ученика, продолжать развивать умения в точных науках и улучшить технику чтения
Выше был представлен среднестатистический образец характеристики на ученика младшей школы. Характеристика на учащегося старших и выпускных классов составляется в этом же ключе, отличительной чертой является больший уклон на профессиональные навыки и предрасположенность школьника к тем или иным предметам. Указываются рекомендации по выбору направления в обучении в высшем учебном заведении и дальнейшему выбору профессии.
После того как характеристика на учеников составлена, её нужно задокументировать, присвоить регистрационный номер и внести в журнал входящей и исходящей документации. Объём характеристики в среднем должен быть на один лист формата А4. Используя описанные выше рекомендации и следуя примеру составления характеристики, вы без особого труда сможете подготовить необходимый документ на любого учащегося вашего класса.
Слайд 2Требования к составлению характеристики классного коллектива: 1. Полнота характеристики.
Характеристика должна достаточно полно раскрывать все стороны классного коллектива. Описание необходимо иллюстрировать конкретными примерами из наблюдений. 2. Глубина характеристики. Характеристика должна отличаться психолого-педагогическим анализом возможных причин, способствующих формированию тех или иных особенностей коллектива, анализом тех или иных событий в классном коллективе. 3. Грамотность использования методик. В характеристике должны быть указаны использованные методики (социометрия, наблюдение, беседа), изложены полученные результаты, их интерпретация, сравнение полученных результатов (в случае расхождения объяснить причину). 4. Педагогические выводы. Характеристика должна содержать достаточно большое количество обоснованных конкретных педагогических выводов, учитывающих специфику данного классного коллектива. В заключение характеристики студент должен определить задачи дальнейшей работы с классным коллективом.
Примерная схема психолого-педагогической характеристики учащихся класса
Вариант 1
Для изучения классного коллектива используется такие методы психолого-педагогических исследований как: наблюдение, анкетирование, беседа, социометрия и другие.
Общие сведения
Состав класса (численность учеников, из них девочек и мальчиков, средний возраст, смена классных руководителей и д.р.)
Учебная деятельность
Общая характеристика успеваемости, число слабоуспевающих школьников, второгодников, взаимопомощь и формы ее организации. По каким учебным предметам ученики успевают лучше, по каким хуже? Качество выполнения домашних заданий. Состояние дисциплины на уроках, типичные случаи недисциплинированности (на каких уроках проявляются наиболее часто?). Отношение к этому классного коллектива.
Внеучебная деятельность
Сплоченность коллектива, конкретные действия по самоуправлению, роль общественного мнения в классе, взаимная требовательность, отношение к критике и самокритике. Устремленность и организованность коллектива класса, особенности отношений мальчиков и девочек.
Участие класса, в общешкольной жизни. Общие интересы учащихся класса, формы проявления этих интересов.
Формальные (неформальные) лидеры класса. Их влияние на учащихся (в чем оно чаще всего проявляется). Наличие микрогруппы в классе, их интересы. Межличностные отношения в классе. Отношение класса к тем или иным учителям.
Наличие в классе “отверженных” учащихся, причины их изоляции.
Заключение
Отличается степень сплоченности коллектива класса, уровень его педагогического влияния на учащихся. Основные недостатки деятельности коллектива школьников класса и пути устранения этих недостатков.
Примерная схема психолого-педагогической характеристики учащихся класса (вариант 1)
скачать в формате MS Word 2007/13 (*.docx) — 13 Кб»
Вариант 2
1. Класс
2. Состав класса по полу и возрасту
3. Неполные семьи, малообеспеченные, пьющие
4. Учащиеся со слабым здоровьем
5. Характеристика деятельности класса:
- какие виды деятельности предпочитает класс ( познание, труд, общение)
- могут ли учащиеся самостоятельно ставить цели своей деятельности
- мотивы участия школьников в деятельности класса (подражание другим, потребность в эмоционально близких контактах, потребность в самореализации, самоутверждении, стремление выделиться, получение поощрения)
6. Структура класса, характеристика взаимоотношений:
- Количество микрогрупп: из 2чел.-…; из 3чел.-…; и т.д.
- какие основания для объединения в микрогруппы (живут рядом, общие интересы, и т.п.)
- характер отношений между группами
- краткая характеристика наиболее авторитетных групп (характер взаимоотношений в группе, преобладание ценностей, нормы поведения)
- краткая характеристика лидеров класса. Входят ли они в официальный актив
- количество и краткая характеристика «отверженных» в классе
- есть ли в классе постоянно действующие кружки, учебные группы, трудовые бригады, другие группы (какие)
- какие нормы, ценности главенствуют в классе
- каковы традиции класса
- какие конфликты наиболее часто встречаются в классе, их причины, способы разрешения
- какой тон, настрой преобладает в классе
7. Место класса в школе:
- осознает ли класс себя единым целым
- в каких общешкольных и внешкольных объединениях заняты уч-ся класса (кружки, секции, студии)
- какие дела предпочитает класс (общешкольные или классные)
- каков характер взаимоотношений класса с параллельными классами, с младшими, старшими
- в какие неформальные объединения вне школы входят учащиеся класса
8. Уровень развития классного коллектива:
- песчаная россыпь
- мягкая глина
- мерцающий маяк
- алый парус
- горящий факел
9. Уровень воспитанности класса.
Примерная схема психолого-педагогической характеристики учащихся класса (вариант 2)
скачать в формате MS Word 2003 (*.doc) — 23 Кб»
Пример психолого-педагогической характеристики класса
Для большего понимания, как составлять психолого-педагогическую характеристику, приведем пример составления такого документа.
В 10 классе 28 учащихся: 15 девчонок и 13 мальчишек.
Из них 1 ученик ХХХХ года рождения, 1 ученик- ХХХХ года, остальные учащиеся – ХХХХ года рождения.
18 школьников класса проживают в полноценных семьях. Все ученики проживают в дружелюбном семейном климате.
Социальный статус коллектива невысок: 10 детей из неполноценных семей, имеют семьи, у которых родители со вторым браком, а один из родителей проживает в гражданском браке.
Имеются дети из малообеспеченных семей (указать фамилии), у одного учащегося (фамилия) оба родителя инвалиды.
Восемь детей занимаются классе из соседнего микрорайона.
Социальный статус родителей:
- Служащих — 11.
- Рабочих — 21.
- Бизнесменов — 4.
- Домохозяек — 12.
Образование родителей:
- Высшее — 15.
- Средне техническое — 23.
- Среднее — 10.
- Неполное — 1.
При общении с родителями и школьниками, и изучения их на протяжении последнего года учебы выявлено, что в классе имеются ученики с ярко выявленным темпераментом холерика, такие учащиеся нуждаются в постоянном наблюдении со стороны педагогов за их поведением (фамилии детей). В тоже время немало флегматиков (фамилии учащихся).
Наличие 2-х типов в одном классе при небольшом числе учащихся спокойного темперамента, вырабатывает определенные проблемы в деятельности преподавателей.
Необходимо заметить, что у 50-55% учеников класса средняя степень интеллектуального уровня.
Трое учеников обладают довольно низкой степенью познавательной и учебной заинтересованностью (фамилии учащихся).
Лишь небольшое число учеников обладает ярко выявленной индивидуальностью, острым мышлением (фамилии детей). Большая часть школьников класса посещают разные кружки и секции.
- Учащийся 1- посещает школу художников, иностранный язык.
- Учащийся 2 – посещает группу обучения при ДС «Пионер».
- Учащийся 3 – занимается самбо.
- Учащийся 4 – посещает ДЮСШ.
- Учащийся 5 – в школе музыки.
- Учащийся 6 – волейбол, гимнастика.
- Учащийся 7, 8, 9, 10 – являются волонтерами
Часть учеников посещают спортивные секции, участвуют в состязаниях, добивается призовых мест.
Учащийся 11 – завоевал 1-е место по физкультуре в олимпиаде города.
Большинство детей легко контачат с одноклассниками и преподавателями. Имеются ученики, отличающиеся вздорным, драчливым характером, часто конфликтуют – это (фамилии ребят).
- Учащийся 12 – находится на учете у психиатра. У него неустойчивая психика. Тем не менее он безобиден, в последнее время отличается спокойным характером, не конфликтует.
- Учащийся 13 – отличается беспокойным нравом, но в последнее время ни с кем не конфликтует, помогает товарищам по классу.
Сверстники игнорируют не всегда адекватное поведение проблемных учеников, стараются с ними находить «общий язык» и заботиться о них. В классе существуют лидеры (как формальные, так и неформальные) – (имена учеников), которых ребята уважают. В классе существует актив, являющийся организатором всех мероприятий: (фамилии учеников). Необходимо отметить, что есть ребята, занимающие пассивную жизнь, с нежеланием принимают участие в мероприятиях школы – (фамилии учеников).
После диагностики степени воспитанности, было определено, что у 16-ти детей хорошая степень воспитанности, у 2-х – высокая, у 11-ти – средняя. Исследование мотивации участия детей в деятельности школы выявило, что только:
- Учащийся 14 обладает коллективистской мотивацией.
- Учащийся 15 – обладает престижной, прочие учащиеся обладают личностной мотивацией.
Немаловажную помощь в воспитании детей осуществляют родители: (их имена). В классе существуют часто болеющие дети, пропускающие уроки: (имена детей). Одиннадцать учащихся класса с плохим зрением, пять – с сердечными заболеваниями, два аллергика, два астматика, есть ученики с желудочными болезнями.
Основываясь на характеристике класса, необходимо установить приоритетные задания на 2023-2024 учебные годы:
- Обеспечивать учащимся обширный выбор деятельности для осуществления процесса самоопределения, самореализации и самоутверждения.
- Стимулировать у учеников тягу к самосовершенствованию.
- Поощрять процедуру самоуправления в классе.
Структура характеристики
Первый пункт документа, описывающего личностные качества школьника, содержит его Ф.И.О., домашний адрес и возраст. Далее описываются состояние здоровья ученика и уровень его физического развития. Здесь же указывается, есть ли у ребенка хронические заболевания, каков его рост и вес, и соответствуют ли они возрастной норме.
Третий пункт характеристики касается тех условий, которые имеются у ученика в семье. Здесь описывается количество домочадцев и уровень материального благополучия. Необходимо описать и психологическую атмосферу, существующую в семье ребенка. Характеристика должна содержать возраст, место работы и профессию родителей, а также их контактную информацию.
Если педагог составляет то следующий ее пункт отражает сведения о классе. Здесь указывается количество мальчиков и девочек, которые учатся с ребенком. Кроме того, классу дается общая характеристика по организованности, активности и успеваемости.
Далее учитель должен описать личные качества своего подопечного. Для этого указывается то место, которое ребенок занимает в классе, его успеваемость, дисциплинированность и прочие характеристики. В документе необходимо указать и на наличие близких друзей-сверстников, уровень нравственности и морали школьника, его представление об общечеловеческих ценностях (совести, предательстве, честности и т. д.), а также отношение к труду. Обязательно описывают сферу увлечений ребенка и посещение им секции или кружка.
В характеристике на учеников должно отражаться их отношение к учебе. Есть ли у ребенка тяга к знаниям, какие предметы его больше всего интересуют. Требуется также описание типа мышления школьника, его психологических особенностей, уровня развития памяти и наличия любознательности. В этом же пункте учитель должен указать на те качества, которые развиты у ребенка хорошо, и на те, над которыми еще предстоит поработать.
Далее в характеристике идет описание типа темперамента, присущего учащемуся. Здесь учитель указывает настроение, которое преобладает у ребенка в школе, уровень его подверженности эмоциям и вид их проявления. В этом же пункте дается оценка волевых качеств ученика (смелости, решительности и целеустремленности).
Вся изложенная информация обобщается в самом последнем пункте. Здесь же педагог делает выводы о соответствии развития учащегося возрастным нормам, а также дает советы по тем пунктам, которые потребуют от родителей и будущих учителей особого внимания.
Слайд 9Для обучающихся подросткового возраста в характеристике указывается, с какого года обучения (класса)
проблемы стали очевидными, в чем они заключались (недостаточное понимание материала по большинству (всем) предметам, по отдельным предметам — указать каким, недостатки усвоения учебного материала предположительно связывались с плохим посещением занятий)Рекомендуется приводить сведения о формальной успеваемости по основнымпредметам, обратить особое внимание на описание частоты и характера конфликтов с одноклассниками, педагогами, поведения в конфликте, проявлений переживаний по поводу конфликтов. Перечислить основные проступки, вызывавшие тревогу у педагогов
Указать, с обучающимися какого возраста предпочитает общаться (младшими, старшими, своего возраста). Охарактеризовать интересы, увлечения.В характеристику включаются :сведения о его работоспособности (трудности включения в задание, замедленный темп его выполнения в сравнении с другими детьми, неравномерная или снижающаяся продуктивность деятельности, высокий темп деятельности с недостаточным вниманием к качеству и т.п.) и особых трудностях (дисфункциях), наблюдаемых в учебном процессе (отвлекаемость, утомляемость, невозможность сосредоточиться, недостаток ориентировки на листе бумаги.)
Какие существуют требования к характеристике?
Документ, отражающий основные черты личности учащегося, должен не только легко читаться, но и быть составленным по определенной схеме. Кроме того, информацию в характеристике излагают таким образом, чтобы прочитавший ее человек мог составить обширную картину индивидуальных и психологических особенностей ребенка.
Следует помнить, что фамилия, имя, отчество, а также адрес и контактная информация школьника пишутся без сокращений. Также в документе обязательно указывается квалификация умений и знаний учащегося.
Составляют психолого-педагогическую характеристику, используя данные, содержащиеся в карте учащегося. Это позволяет дать беспристрастную оценку способностей ученика по разработанной специалистами шкале, что помогает раскрытию особенностей характера ребенка и дает представление о его поведении и уровне знаний.
Описание личных качеств учащегося
Далее следует обширное описание поведения и места ребёнка в классе: его дисциплинированности, успеваемости и организованности, прочих личностных качеств (является ли лидером или, наоборот, ведёт себя изолировано и обособленно, организатор он или исполнитель). Укажите, есть ли у него близкие друзья среди сверстников. Отметьте уровень развития морали и нравственности школьника: его представления о дружбе, честности, предательстве, совести, отношение к труду. Есть ли у него увлечение какой-то из сфер деятельности, может ли он подолгу заниматься любимым делом, посещает ли интересующие его секции?