Педагогическая технология развития связной речи дошкольников с использованием моделирования пашковская лилия александровна

Вклад е. и. тихеевой в создание отечественной методики развития речи дошкольников — важная роль детского сада

Принцип системности

В то же время она настаивала на идее систематического обучения языку. Она рекомендовала следовать принципу систематического обучения речи при обучении рассказыванию историй, которое должно осуществляться в определенном порядке. Как только ребенок овладевает языком настолько, что «может свободно выражать свои мысли и понимать адресованную ему речь, язык уже не имеет прямого отношения к внешнему миру, а опирается на ранее приобретенные и абстрактные идеи».

Е.И. Тихеева связала развитие языка и процесс изучения родного языка с развитием личности ребенка. Она считала, что способность к артикуляции языка является одним из наиболее значимых и характерных проявлений человеческой личности. Развитие языка способствует развитию личности в целом, и каждый аспект развития личности способствует развитию языка. В этой связи она убеждена, что постепенное и целенаправленное преподавание языка является основой всей системы образования в детском саду и начальной школе.

В качестве теоретической основы системы, созданной Е.И. Тихевой и не утратившей своей актуальности по сей день, рассматриваются следующие положения:

  1. развитие языка происходит в неразрывном единстве с психическим развитием. Иными словами, изучение родного языка у детей происходит одновременно со знанием окружающего мира. Прежде всего, исследователи связывают развитие языка с мышлением. Развитие родного языка происходит визуально, активно. Языковое развитие основано на сенсорных представлениях;
  2. языковое развитие детей происходит в социальной среде, в условиях расширения социальных отношений, в результате взаимодействия со взрослыми и другими детьми. Языковая культура зависит от языковой культуры педагога и других людей, окружающих ребенка;
  3. языковое развитие детей всегда сопровождается мероприятиями, особенно в условиях игры и работы. Игра и труд создают условия для самостоятельности и творчества детей в языковой сфере;
  4. Обучение развитию языка должно касаться всех этапов жизни ребенка, включая первый год жизни;
  5. обучение в специальных классах можно назвать важнейшим средством языкового развития детей дошкольного возраста;
  6. процесс развития языка связан с каждым из образовательных процессов ребенка дошкольного возраста.

Дошкольного образования — «лаборатория мысли и теории», где может учиться каждый, кто интересуется дошкольным образованием.

В своей работе Е.И. Тихеева определила основные задачи деятельности, связанной с развитием речи у детей в детском саду и начальной школе: развитие речевого аппарата у детей, его гибкость, ясность; развитие слухового восприятия речи; накопление речевого содержания; работа над формой речи, ее структурой.

Е.И. Тихеева также определила пути решения этих проблем. Значительная часть ее внимания была посвящена обогащению содержания языка. Она описала четкую систему работы со словами. Сегодня ее предложение, касающееся использования детьми методики окончания рассказа, начало которой предлагает учитель, часто используется в работе для формирования у детей представлений о структуре связного высказывания — описания или повествования.

По ее мнению, знакомство детей с миром природы и общественной жизни способствует развитию и обогащению их языка. Так, Тихева Е.И. включила в программу детских наблюдений ознакомление с объективным миром, с природой, с явлениями общественной жизни, с работой людей на природе, в строительстве, на транспорте, в быту. Она убеждена, что обобщение материала, полученного в результате наблюдения, должно осуществляться с помощью иллюстраций, картинок и игрушек. Когда Е.И

Тихеева рассказала о путях развития языка у детей дошкольного возраста, особое внимание она уделила выездным экскурсиям. Сегодня ее рекомендации по организации и правилам выездов на места широко используются на практике

Также не утратили своей актуальности многие занятия с использованием игрушек, природных объектов, картинок, разработанные ею для детей разного возраста, а также упражнения со словарным запасом для детей в возрасте 5-7 лет.

На уроках без визуального материала (через «живое слово») упражнения со словарным запасом используются для закрепления идей и словарного запаса детей в соответствии с системой, разработанной Е.И. Тихеевой.

Е.И. Тихеева успешно разработала и представила типы рассказов для детей, в том числе рассказы по названию, по началу рассказа, по картинкам, по опыту и т.д.

Слайд 5Ян Амос Коменский (1592–1672)разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию

– «Материнская школа, или О заботливом воспитании юношества в первые шесть лет», в котором раскрыл задачи, содержание и методику воспитания детей. Развитию речи в ней посвящается целая глава. Коменский писал, что человеку от природы присущи разум и речь, этим он отличается от животного. Ум и язык человека следует развивать. Примечательно, что рекомендации по формированию речи Я. А. Коменский дает на основе особенностей развития детей на протяжении первых шести лет

До трех лет главное внимание он уделяет правильному произношению, на четвертом, пятом и шестом годах – на основе восприятия вещей – обогащению речи, называнию словом того, что ребенок видит. Коменский своеобразно характеризует общение с ребенком до трех лет, рассматривая обучение пониманию жестов, мимики как основу риторического действия

В качестве средства развития речи Коменский предлагает также использовать ритмические прибаутки, стихи, обращать внимание детей на различия между простой речью и поэзией, рекомендует учить понимать образную речь, заучивать стихи, использовать в работе с детьми художественные рассказы, басни, сказки о животных. Дает круг предметов, с которыми следует знакомить детей в соответствии с их возрастом.Большое внимание Коменский уделяет наглядности, последовательности и постепенности усложнения материала. Развитие речи, по его мнению, начинается с четкого правильного называния предметов: нужно учить самим вещам, а не словам, их обозначающим.

Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) . – М.: Просвещение, 1981

Овощи, плоды, грибы и т. п.

Орудия труда.

Дидактические игры с мелкими игрушками ведутся главным образом с детьми младшего и среднего возраста. Они предусматриваются недельным планом. Педагог заранее намечает игрушки для очередного занятия и метод ведения этого занятия.

Личным участием в игре, своим примером он вводит детей в понимание того, чего от них ждут.

В основу всех видов занятий по развитию речи должно быть положено два требования: дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами. Но есть дети, которые еще не говорят.

Игры и занятия с такими детьми содействуют последовательному накоплению их пассивного запаса слов и ведутся соответствующим образом. Пополнение пассивного запаса слов опережает рост активного даже и тогда, когда дети овладели механизмом речи.

Совершается это за счет речи, которую ребенок слышит. А потому совет «веди счет словам своим» должен быть продуман: педагог не должен произносить лишних, ненужных слов, но он не должен ударяться и в противоположную крайность: необоснованно скупиться на слова, лишать детей восприятия содержательного, развивающего слова, обусловливающего развитие их собственной активной речи.

Рекомендуемые нами игры и занятия преследуют не только цель развития речи детей. Значение их шире

Живое участие в них нескольких детей дисциплинирует, развивает коллективистические навыки; упражняются память, внимание, воля

Дети запоминают и усваивают быстро, но при условии сосредоточенного внимания

По существу их внимание слабо, неустойчиво, его надо воспитывать. В игре внимание детей сосредоточивается на определенном предмете приемами, поддерживающими интерес и активность

Играя с ребенком, мы заставляем его «учиться» при себе, руководим его учением. Если дети деятельны, подвижны, непринужденно спрашивают и отвечают на обращенные к ним вопросы, интерес их поддерживается и они не утомляются.

Материал с сайта pedlib.ru

Важная роль детского сада

Е.И. Тихева мечтала жить и осуществлять свою деятельность в период, когда государственное дошкольное образование детей будет широко распространено по всей России и, прежде всего, будет способствовать удовлетворению потребностей работающих людей. Она подчеркнула преимущества государственного дошкольного образования. Детский сад, определила она, «дает ребенку возможность развиваться, работать, играть в общественной среде, вовлекает его в систематическое ежедневное общение со взрослыми и товарищами; формирует правильное отношение детей друг к другу, к сотрудничеству, к общественной собственности, к общим интересам…».

Е. И. Тихеева рассмотрела вопросы дошкольного образования с учетом основных положений национальной классической педагогики. Идея единства и преемственности воспитания детей в семье, детском саду и школе проходит через всю теоретическую и практическую деятельность Е.И. Тихеевой. Она считала, что личность ребенка развивается только в таких условиях в соответствии с «высшими законами, социальными и этическими». Е.И. Тихеева подчеркнула необходимость создания системы, которая помогла бы «воспитывать человека в лучшем смысле этого слова и обеспечивать всестороннее развитие человеческой личности с раннего возраста». Она также считала, что общественно-политическая система в России того времени, в которой общество и государство находились в состоянии противостояния, существующие законы не соответствовали личным интересам и интересам общества, а их деятельность не была ориентирована на собственную ответственность государства в отношении воспитания детей. Е.И. Тихева увидела выход в активности и инициативности прогрессивных общественных сил России. Она убеждена, что общество может справиться с задачей воспитания человека, если оно находится «на уровне понимания предмета». Елена Тихева была сторонницей теории автономии общества от государства. Она определила общество как надклассическую организацию. Е.И. Тихеева настаивала на проведении умеренной педагогической реформы — пересмотре куррикулума и учебных материалов, упорядочении методов обучения и т.д.

Е. Е.И. Тихева отметила, что в дореволюционной России обычная семья не могла способствовать оптимальному образованию детей дошкольного возраста из-за тяжелых условий жизни и отсутствия соответствующих педагогических знаний. Не намного лучше было состояние образования в семье, а также привилегированные поместья и классы. Она сказала, что в таких семьях «все дисфункционально — от начала и до конца, все надо перестраивать — от основания до верха». Мы, конечно, не можем ожидать, что эта семья получит надлежащее образование в ближайшем будущем». По этой причине существующая проблема может быть решена только путем развития системы государственных дошкольных учреждений:

«Детский сад, созданный в соответствии со всеми рациональными требованиями, является незаменимым помощником семьи в воспитании и обучении детей».

Е.И. Тихева считает, что в условиях детского сада дети под присмотром квалифицированных педагогов могут получать полноценное физическое, умственное, нравственное, эстетическое воспитание с учетом особенностей их возраста и наличия системы и последовательности, что представляется достаточно проблематичным в семейном воспитании. Она предложила и обосновала ряд положений об организации детского сада и организации работы, связанной с воспитанием в детском саду.

Е.И. Тихеева верила, что детский сад выполнит свою миссию только в том случае, если он будет осуществлять свою деятельность вместе с семьей. Мать ребенка, конечно же, должна чаще посещать детский сад, соблюдая установленные правила, которые обязательны для каждого посетителя и работника дошкольного учреждения. Семья ребенка должна предлагать и оказывать посильную материальную поддержку детскому саду, конечно, это условие не распространяется на семьи с очень низким материальным положением. Е.И. Тихеева выступала за демократизацию детских садов, по ее мнению, детские сады должны быть доступны для детей любого статуса.

Е.И. Тихеева считала, что ценность детского сада заключается не только в воспитании и обучении детей дошкольного возраста, его можно назвать носителем и местом продвижения инновационных идей в отношении дошкольного образования.

Методика развития речи

Определение 2

Методика развития речи – это раздел педагогики, занимающийся исследованием вопросов развития речи, специфики ее функционирования и закономерностей проявления.

Методика развития речи ориентирована на разработку направлений и методов педагогической деятельности, направленных на формирование навыков устного владения родным языком и употребление языковых средств в письменной речи.

Предметом методики развития речи является процесс формирования речевых навыков, развитие умений их целесообразного применения в устной и письменной речи, посредством определенной системы педагогического воздействия.

Теория и методика развития речи ориентирована на решение двух групп задач:

  • Фундаментальные задачи. Они направлены на изучение вопросов, связанных с освоением родной речи и развитием навыков ее практического использования в коммуникативном аспекте. Здесь же, изучаются способы и правила изучения родного языка, разрабатываются принципы и методы изучения, выявляются закономерности познания.
  • Прикладные задачи. Они включают в себя практические мероприятия по речевому развитию. Здесь, происходит разработка способов, форм и методов речевого развития, определение условий реализации педагогического процесса, оптимальных для речевого развития дошкольника, определяются направления речевого обучения, перечень речевых навыков, которыми должен овладеть учащийся в ходе обучения, формы языка, требующие освоения, разработку программ и технологий обучения.

Методика развития речи в эпоху Средневековья

Период Средневековья связан с трудами великого педагога-ученого Я.А. Коменского. Ими были разработаны теории воспитания дошкольников, которые опирались на их риторическое развитие.

Коменский утверждал, что акцентировать внимание на постановке правильного произношения дошкольника необходимо в раннем возрасте, т.е. до трех лет

Далее, неправильное произношение станет привычкой, которую устранить будет весьма проблематично. При этом, он уделяет огромное внимание развитию мимики и жестов детей раннего возраста. Общение начинается с мимики и лежит в основе риторического действия.

С трех до семи лет обучение сводится к расширению лексического запаса дошкольника. Ребенок должен познать как можно больше слов и научится их правильно использовать в различных речевых ситуациях. Основными методами развития речи являются:

  • Чтение и заучивание стихотворений;
  • Знакомство с баснями;
  • Чтение ритмических прибауток;
  • Формирование осознанного восприятия поэтического слова. Ребенок должен понять отличие поэзии от обычной речи;
  • Чтение художественной литературы и сказок про животных.

Развитие речи должно быть реализовано постепенно. Оно требует использование наглядных методов обучения и постепенного усложнения, познаваемых слов.

Я.А. Коменский утверждал, что в основе речевого развития должен лежать принцип единства интеллектуального и речевого развития.

Слайд 8Мария Монтессори (1870–1952)считала, что основными задачами должны быть воспитание мускулов, чувств

и развитие языка. Последнее включает упражнения в номенклатуре, исправление дефектов речи, обучение грамоте. Достоинство метода (с точки зрения его влияния на речевое развитие) состоит в обеспечении сенсорной основы для речи в процессе упражнений с искусственным дидактическим материалом (цилиндры, кубы, лестницы, вкладки, лоскуты и катушки и др.). Упражнения, предлагаемые Монтессори, включали:сенсорное восприятие предмета и его признаков;распознавание предмета по названию;запоминание названий предмета. На развитие правильной речи направлены гимнастика дыхания и гимнастика губ, зубов, языка. Большое место отведено сложению слов из подвижных букв и письму.

Развитие идей Е.А.Флериной в исследованиях ее учеников и последователей

Анализ педагогического наследия и научно-педагогической деятельности Е.А.Флериной, ее учеников и последователей свидетельствует о создании ею научно-педагогической школы. Она положила начало экспериментальным исследованиям в области методики развития речи и художественного чтения и рассказывания.

Е.А.Флериной были выдвинуты идеи, не получившие в ее собственных трудах детальной методической разработки. Это в значительной мере было обусловлено многоаспектностью ее исследований, разносторонней общественной и педагогической деятельностью, недостаточной изученностью особенностей и возможностей развития ребенка-дошкольника, и, конечно, тем, что теория дошкольного образования находилась в стадии становления.

Идеи Е.А.Флериной послужили основой для дальнейшей разработки методики развития речи детей в детском саду, которая была продолжена уже ее учениками и последователями.

Под непосредственным научным руководством профессора Е.А.Флериной были исследованы актуальные вопросы методики развития связной речи, использования художественной литературы и устного народного творчества аспирантами М.Л.Варшавской, Р.И.Габовой, Н.С.Карпинской, М.М.Кониной, Л.А.Пеньевской, О.И.Соловьевой.

Обращает на себя внимание персональный состав аспирантов Е.А.Флериной, впоследствии видных ученых-методистов, организаторов дошкольного образования в нашей стране. Каждый из них внес значительный вклад в развитие теории и методики обучения родной речи детей, который заслуживает отдельного специального изучения

Остановимся кратко на основных направлениях исследований учеников Е.А.Флериной, которые в течение всей своей педагогической деятельности вели поиски в области методической теории речевого развития детей, ознакомления с художественной литературой и организации педагогической практики.

Первые экспериментальные исследования аспирантов Е.А.Флериной были направлены прежде всего на решение дискуссионных в 20-30 годы вопросов использования сказки в детском саду. Известно, что борьба мнений вокруг сказки в отечественной педагогике развертывалась неоднократно. Эту проблему дискутировали в 60-ые годы XIX века. В те годы в защиту сказки как средства воспитания детей выступили: Е.Н.Водовозова, А.М.Горький, А.М.Калмыкова, И.С.Тургенев, К.Д.Ушинский, и др.

В 20 годы XX века педагогическая ценность сказки снова оказалась в центре внимания, теперь уже в советской дошкольной педагогики. На IV съезде по дошкольному воспитанию было принято решение о нежелательности использования сказки.

Выявлению возможности использования различных жанров сказки, их педагогическому значению, методики использования в работе с дошкольниками были посвящены диссертации М.М. Кониной «Влияние народной сказки на творчество старшего дошкольника» (1941 г.), О.И. Соловьевой «Восприятие русской волшебной сказки детьми старшего дошкольного возраста» (1946 г.), Н.С. Карпинской «Русская народная сказка в моральном воспитании советского ребенка дошкольного возраста» (1949 г.)

В этих исследованиях были раскрыты философский, этнографический, литературоведческий, психологический и собственно педагогический аспекты. Так в исследовании М.М. Кониной дан глубокий анализ отношения к сказке прогрессивных деятелей различных эпох от Платона и Аристотеля до наших дней, подчеркивается великое воспитательное значение сказки. (М.М.Рубинштейн, И.С.Тургенев, Г.Керштенштейнер, Дж. Селли, П.Ломброзо и др.). М.М.Конина отмечает, что сказка проникнута внутренней правдой, веками пережитой и осознанной народом и облеченной в художественный образ.

Однако было замечено неоднозначное отношение к использованию сказки в работе с дошкольниками. Наряду с признанием сказки как великого народного педагога (К.Д.Ушинский, Я.А.Коменский, Л.Н.Толстой, В.Г.Белинский и др.), существовало мнение, что сказка уводит детей в мир фантастики и становится помехой для нормального развития ребенка (Балталон, Е.Еланич, Писарев и др.). М.М.Конина приходит к выводу, что «отрицательное отношение к сказке, даже у лучших представителей педагогической мысли в значительной степени объяснялось прогрессивными побуждениями» (69;21) и отмечает, что противники сказки «призывали к учету детских особенностей, к отбору сказок соответственно воспитательным целям, к сообщению детям реальных знаний» (там же), что, безусловно, является положительным моментом.

Психолого-педагогический аспект изучения связной речи у детей дошкольного возраста

Спектр психолого-педагогических исследований, направленных на изучение процесса речевого развития дошкольников, чрезвычайно широк. Ознакомление с ними играет важную роль для настоящего исследования, так как формирование связной речи детей мы рассматриваем в русле общего речевого развития. В связи с этим представляется необходимым дать глубокое теоретическое обоснование данной проблемы.

Особенности развития связной речи изучались Л.С.Выготским , С.Л.Рубинштейном , В.М.Леушиной , Ф.Л.Сохиным и др. учеными.

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С.Л. Рубинштейн, — это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя. Связной называют такую речь, которая может быть понятна на основе ее собственного предметного содержания» . Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Связная речь — это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

Значительный вклад в решение проблемы речевого развития внес Л.С.Выготский. По мнению ученого, ребенок дошкольного возраста впервые открывает для себя символическую функцию речи и обнаруживает понимание того, что за словом как средством общения на самом деле лежит обобщение, и человек пользуется им как для коммуникации, так и для решения задач. Одним и тем же словом он начинает называть разные предметы, и это есть прямое доказательство того, что ребенок усваивает понятия. Практически доступным для ребенка становится значение слова как таковое .

Л.С.Выготский одним из первых ученых-психологов затронул вопрос о характере реальной связи между мышлением и речью, считая, что «слово не ярлык, наклеенный в качестве индивидуального названия на предмет или явление, оно характеризует предмет или явление обобщенно и, следовательно, выступает как акт мышления» .

Л.С.Выготский отмечал, что закон развития значений слов, употребляемых ребенком в общении, заключается в их обогащении смыслом, в поиске в слове совокупности всевозможных ассоциаций. Значение, в свою очередь, есть та часть смысла, которую приобретает слово, уже наделенное в языке широким смыслом.

Слово в контексте конкретного речевого высказывания, как бы впитывает, вбирает в себя из всевозможных контекстов все новые содержания. Смысл употребляемого слова в результате такой операции обогащается разнообразными когнитивными, эмоциональными и другими ассоциациями .

В овладении речью, считает Л.С. Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее — к простой фразе, еще позже — к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений .

Д.Н.Богоявлянский, исследуя речь в генетическом плане, показывает, что основной движущей пружиной развития речи является семантика языка, а сам процесс представляется в виде постоянных активных «поисков» ребенком языковых средств для выражения им значений. Для правильного понимания смысла слов, точного их употребления в своей речи, необходимо хотя бы элементарное понимание его состава, смысловых оттенков, возможностей сочетания слов. Чутье к слову можно развивать только в том случае, если будет сформировано внимательное отношение к нему. Непонимание смысловых оттенков слова ведет к неточности его употребления .

В психологических работах АВЗапорожца , ЯЛКоломинского, ЕАПанько отмечается, что речь теснейшим образом связана с мышлением ребенка. Этот процесс связан с общением, с изменением его мотивов, содержания. В дошкольном возрасте наряду с ситуативным общением ребенок все чаще вступает в общение внеситуативное. Он стремится к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым, к сопереживанию, к совместному обсуждению явлений, предметов окружающего его мира, взаимоотношений людей. Речь дает ребенку возможность преодолеть ограниченность ситуативного общения и позволяет выйти за пределы непосредственно переживаемой ситуации. Во взаимодействии и со взрослыми и с детьми речь к концу дошкольного периода становится важным средством коммуникации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: