Лечение ОНР
Коррекция звукопроизношения при ОНР начинается с посещения логопеда, который изучает данные обследования маленького пациента у педиатра, психолога, невролога и других специалистов, обстоятельно беседует с родителями о том, как развивается речь дошкольника.
В ходе последующей диагностики выявляется способность ребенка к связной речи, ее грамматическое состояние, звучание и лексический запас
И что важно — у детей с ОНР обязательным является диагностирование всех психических процессов, например, слухоречевой памяти
Далее врач составляет логопедическую характеристику, где подробно описывает состояние речевых функций ребенка, выносит заключение о степени ОНР и его клинической форме.
Логопедическая характеристика ребенка 5 лет с ОНР 3 уровня выглядит примерно так:
Степень выраженности речевого недоразвития определяет, какая коррекционная работа должна быть проведена.
Ее задачами являются:
При 1 уровне ОНР с детьми занимаются индивидуально или в небольших подгруппах из-за особенностей их психики. В силу того, что они могут не понимать речь в полном объеме, уроки проходят в игровой форме с участием сказочных персонажей.
Эти занятия расширяют кругозор, развивают самостоятельную речь на основе подражания, а также внимание, память, мышление. Звукопроизношение на этой стадии не столь важно, как правильное выстраивание словоформ, употребление предлогов и окончаний. Логопедические занятия с детьми 2 уровня ОНР развивают речевую активность: пополняют словарный запас, обучают правилам грамматики, а также корректируют звукопроизношение
Логопедические занятия с детьми 2 уровня ОНР развивают речевую активность: пополняют словарный запас, обучают правилам грамматики, а также корректируют звукопроизношение.
Дети овладевают навыками правильного употребления существительных в уменьшительно-ласкательной форме, координации различных частей речи между собой (зеленое яблоко, много яблок, два яблока; я стою, он стоит, они стоят). Работа над произношением исправляет ошибки при замене одних звуков другими, пропуске их и перестановке, а также улучшает звучание.
В коррекционной работе с детьми 3 уровня делается акцент на развитие навыка связной речи. Совершенствуются лексика, фонетика и грамматика.
Дети учатся определять оттенки основных цветов, образовывать прилагательные от существительных (хлебный, деревянный, лимонный), использовать в своей речи приставочные глаголы (пришел, зашел, ушел), обращать внимание на окончания в словосочетаниях. Словарный запас пополняется тематически, например, «одежда», «продукты питания», «игрушки» и т.д. Продолжается работа по улучшению звукопроизношения
4 уровень является заключительным этапом реабилитационных мер по восстановлению речевой функции, после которого речь ребенка уже соответствует норме, и он готов к обучению в школе. Все привитые навыки развиваются. Правила грамматики, лексики и фонетики активно используются при построении фраз и предложений.
Особое внимание уделяется употреблению синонимов (радостный — счастливый — веселый — задорный) и слов с переносным значением (золотые руки, каменное сердце, волчий аппетит), которые придают богатство речи. Дети переходят к освоению чтения и письма. Семьи, где уделяется много внимания общему, и в частности речевому, развитию ребенка, имеют все шансы избежать или уменьшить количество проблем с детской речью. А мамам в период беременности надо оберегать здоровье свое и будущего малыша
Семьи, где уделяется много внимания общему, и в частности речевому, развитию ребенка, имеют все шансы избежать или уменьшить количество проблем с детской речью. А мамам в период беременности надо оберегать здоровье свое и будущего малыша.
Задачи коррекционной работы
Специальные занятия направлены на следующие задачи:
Формирование структуры предложения
Специалисты определяют проблемы и ошибки в умении детей составлять грамматически правильные предложения. Затем проводится работа с ребенком для устранения этих ошибок и улучшения навыков построения предложений. Также формированию структуры предложений способствует проведение упражнений и игр, направленных на развитие и совершенствование навыков построения предложений. Также производится проверка и оценка прогресса учащихся в области структуры предложения.
Развитие словообразования
Специалисты выявляют недостаток в знаниях и умениях в области словообразования. Затем проводится индивидуальная работа с играми и упражнениями.
Развитие связной речи
На занятиях происходит тренировка применения форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных. Также дети обучаются правильному согласованию прилагательных и существительных. Прорабатывается умение правильно спрягать формы глаголов.
От составителя
Вопросы совершенствования системы народного образования, методов воспитания и обучения, подготовки кадров всегда были и будут важнейшими проблемами, нацеленными на выполнение одной из главных государственных задач – воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности.
В наше время, время бурных изменений во всех областях науки и техники, каждый человек должен обладать умением самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке информации, постоянно обновляющихся технологиях производства.
Подготовка к овладению таким умением должна начинаться с самого раннего детства. Поэтому от эффективности и качества работы педагогов детского сада – этой первой ступени воспитания и обучения будущих граждан страны – зависят дальнейшее развитие личности каждого вверенного им ребенка, его будущие успехи в учебе, а затем и в трудовой жизни. А эффективность и качество педагогического процесса обусловлены рядом факторов, и прежде всего тем, опираются ли воспитание и обучение на возрастные особенности детей. Педагогическая наука, выдвигая для каждого периода детства центральные воспитательные и образовательные задачи, рекомендуя приемы и методы их реализации, обосновывает их соответствие каждому возрасту, с тем чтобы вооружить педагогов и воспитателей действенными профессиональными средствами для успешной работы.
В основе данного пособия, посвященного вопросам воспитания и обучения детей в средней группе детского сада, также лежит возрастной принцип.
Дошкольное детство коротко, но в нем можно выделить периоды, характеризующиеся своеобразием развития детей. Возраст 4–5 лет справедливо называют средним дошкольным. Ближе к 5 годам у детей начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам старшего возраста: некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие их явления окружающей жизни. Любознательность, потребность в самостоятельности и активности в свою очередь благотворно влияют на психику и поведение. Эти черты, например, облегчают ребенку пятого года жизни освоение норм родного языка и функций речи.
Вместе с тем неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлеченность игрой и игровыми ситуациями сближают детей пятого года жизни с младшими дошкольниками. И расширяющиеся на данном возрастном этапе возможности воспитания и обучения детей не могут быть реализованы без знания и учета этой двойственности развития.
Данное пособие состоит из двух разделов.
Первый раздел содержит программу воспитания и обучения детей 4–5 лет, а также краткую характеристику возрастных особенностей психического развития дошкольников этого возраста.
Во втором разделе представлена методика работы с детьми 4–5 лет, призванная обеспечить их своевременное и полноценное психическое развитие.
Коррекция общего недоразвития речи
Причины недоразвития речи
Особенности речи детей дошкольного возраста и необходимость ее развития
Дошкольный возраст – это период развития ребенка в возрасте от 3 до 7 лет. В рамках этого периода выделяют три ступени:
- младший дошкольный возраст – 3-4 года;
- средний дошкольный возраст – 4-5 лет;
- старший дошкольный возраст – 5-7 лет.
Развитие речи у детей воспринимается многими взрослыми в качестве основного показателя интеллектуального развития. Это объясняется тем, что высказывания и разговор помогают отследить осведомленность и логику ребенка. Мышление и речь тесно связаны между собой, но степень развития речи – только часть интеллектуального уровня личности.
Вместе с тем, речь для дошкольников является многофункциональным средством. Она помогает получить информацию и установить контакт с окружающим миром. Словами ребенок закрепляет в сознании результаты предметной деятельности. Также слова помогают детям воспринимать и использовать образы.
Речь дошкольника отличается эгоцентричностью и спонтанностью. Он говорит скорее для себя самого, используя монологи и повторения. То есть, речь детей похожа на озвучивание мыслей, с произношением которых приходит понимание. Слова усиливают деятельность и поддерживают ребенка в его действиях.
Детям-дошкольникам одинаково важны познавательная и коммуникативная речевые функции. Слушая взрослых, дети впитывают информацию и открывают окружающий мир. Вместе с тем, дети учатся говорить и стремятся, чтобы их понимали.
Современный метод формирования грамматического строя
Исходя из уровня познавательного развития происходит формирование грамматической стороны речи, овладение которой — долгий и непростой путь. К 5-6 годам этот процесс завершается. Школьные запросы к развитию речи ребенка в нашем мире крайне высоки. Программа школьного обучения становится более сложной. Дети, которые только поступают в школу, должны уметь изменять слова, знать основы словообразования, обладать навыками нахождения связи слов в предложениях, без посторонней помощи находить и исправлять ошибки. Перед педагогами дошкольного образования стоит цель по формированию грамматических категорий у детей.
Грамматический строй включает синтаксис, словообразование. Подражая манере взрослых, которые составляют окружение, у дошкольника формируется собственный аппарат речевого грамматического строя. Именно он позволяет людям общаться между собой
Необходимо обращать внимание на правильность речи с малолетнего возраста. На первый взгляд даже самые незначительные нарушения могут свидетельствовать о каких-либо отклонениях в развитии малыша
Если же допущенные ошибки не связаны с незнанием правил, необходимо вовремя обратиться к логопеду.
Использовать дидактические игры при формировании грамматической стороны речи у ребенка дошкольного возраста — весело и продуктивно. Такой способ считается одним из самых эффективных приемов обучения. Мяч — частый атрибут в таких играх. Педагог передает его дошкольнику, произнося какое-либо слово, например стул, малыш, называет уменьшительный вариант этого слова — стульчик.
Следующая техника таких игр заключается в том, что малыш рисует какой-то предмет и объясняет, что нарисовал. Так игры помогают более осознанно усвоить пройденный материал грамматического строя речи. В ходе игры дети сосредоточенно выполняют задания. Игра вызывает у малышей больший интерес к урокам, проще выявляются закономерности языка, которые дети привносят в речь. Такая игровая деятельность познавательного характера благоприятно сказывается на психике ребенка.
В повседневной жизни родители могут должны продолжать учить детей грамматически правильно выстроенной речи. Во время прогулки, бытовых дел взрослые обязаны подавать правильный пример для подражания. Тогда лексико-грамматический строй речи у дошкольника будет на достойном уровне.
Post Views: 1 368
Два-три года усвоение грамматики языка
Количество слов во фразах ребенка возросло и продолжает увеличиваться. Предложение строится по линейному принципу: опорное слово и неглавные слова. Слова в предложении приобретают грамматическую связь.
В этот период ребенок начинает осваивать изменение слова по числам, родам, падежам. Но некоторые грамматические категории ему даются с трудом. К таким «сложностям» относится склонение существительных по падежам, а иногда — употребление правильного рода. Например, мальчик двух с половиной лет может говорить «я пошла», «я сделала», и это является возрастной нормой. Самое главное, что в этот период речь ребенка становится понятной независимо от ситуации, в которой она сказана.
Ребенок начинает мыслить вербально, то есть не только образами, но и словами. Появляется внутренняя речь. В три года ребенок начинает осваивать систему родного языка.
Как проходит диагностика
Важно понимать, что у детей с ОНР хорошо развит слух и сохранен интеллект. Перед обращением к логопеду необходимо посетить отоларинголога и невролога, чтобы исключить глухоту и более сложные нарушения, связанные с психическими расстройствами
Диагностика у коррекционного педагога состоит из нескольких этапов:
- Проверка умственных способностей: описание картинки или предмета, составление рассказа.
- Выполнение грамматических упражнений, чтобы посмотреть, как ребенок согласует разные части речи.
- Тестирование активного и пассивного словарного запаса.
- Обследование звукопроизношения. Проверяется четкость проговаривания слов, а также способность к восприятию и речевому анализу.
В результате логопед составляет заключение в письменном виде. В документе говорится о состоянии ребенка, а также оценивается его уровень развития. Кроме того, указываются причины общего недоразвития. Например, ОНР 1 (сенсорная алалия).
Уровни ОНР
Степени недоразвития речи и их характеристики
Второй уровень речевого развития характеризуют
- Использование простых фраз, хотя и искаженных в фонетическом и грамматическом отношении. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные с семьей, знакомыми событиями окружающей жизни;
- Обеднённый словарь. Отмечаются ограниченные возможности использования предметного словаря, словаря действий, признаков. Дети не знают многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий;
- Грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Например: — смешение падежных форм (например, «едет машину» вместо «… на машине»); — употребление существительных в именительном падеже, глагола в инфинитиве или форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени; — отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными (например, «красин лента», «вкусная грибы»); —ошибки в употреблении числа и рода глаголов, в изменении существительных по числам (например, «девочка сидат», «две уши», «два печка»).Существительных среднего рода дети этого уровня не используют. Затрудняются и при употреблении предлогов, часто или опускают их вообще, при этом существительное используют в исходной форме (например, «Я была лелька» — «Я был на елке»), или заменяют предлог («Сопака живет на будке» — «Собака живет в будке»). Союзами и частицами дети пользуются мало;
- Нарушение понимания речи. Однако понимание речи значительно лучше по сравнению с первым уровнем ОНР. Дети различают некоторые грамматические формы, хотя это различение еще неустойчиво. Они понимают формы единственного и множественного числа существительных и глаголов. Трудности остаются при понимании форм числа и рода прилагательных. Значения предлогов различают только в хорошо знакомой ситуации;
- Существенные нарушения звуковой стороны речи. Многие звуки отсутствуют, заменяются или произносятся искаженно. Прежде всего, это звуки сложные по артикуляции (свистящие, шипящие, соноры: л-ль; р-рь). Многие твердые звуки заменяются мягкими или наоборот (пять — «пат», пыль — «пил»). В отличие от первого уровня произношение артикуляторно простых звуков становиться более четким;
- Нарушение слоговой структуры многих слов, особенно со стечением согласных. При воспроизведении слов со стечением согласных наблюдаются пропуски согласных звуков стечения, добавления гласных внутри стечения и другие искажения (например, окно — «ако», банка — «бака», звезда — «видя»). Слоговая структура слова является более устойчивой, чем звуковая структура. Дети воспроизводят контур двухсложных, трехсложных слов. Однако четырех- и пятисложные слова воспроизводятся настолько искаженно, что становятся совершенно не узнаваемыми, например, сокращается количество слогов (милиционер — «аней», велосипед — «сипед»).
Требования к речи дошкольника по возрастам
- в 2-3 года ребенок должен произносить основные звуки родного языка и формировать свою речь на их основе. Малыш уже может называть предметы и предлагает с ними игры;
- в 3-4 года словарный запас достигает 500-1000 слов. Ребенок улучшает произношение основных звуков, а также учится правильно использовать главные части речи. Ребенок должен уметь составлять небольшой рассказ и пересказывать тексты;
- в 4-5 годика ребенок должен использовать правильный грамматический строй речи и строить сложные предложения. Также должен уметь рассказывать о событиях из своей жизни и вести диалоги с другими детьми и взрослыми.
Некоторые дети могут испытывать трудности с формированием собственных речевых высказываний. В этом случае необходимы занятия со специалистом.
Признаки ОНР
Обычно комплексное нарушение наблюдается у детей, которые позднее своих сверстников начинают разговаривать или постоянно молчат. Первые фразы такие малыши говорят лишь в три-четыре года. У них слабо развита мелкая моторика и речевая активность. Без специальных упражнений есть высокая вероятность, что малыш не заговорит. С возрастом детская проблема усугубляется.
Общее недоразвитие речи диагностируется логопедом и неврологом. Специалист проводит осмотр ребенка и определяет уровень речевого развития:
- Первый. Считается самой тяжелой формой, при которой дети не могут разговаривать.
- Второй. Младенец издает нечленораздельные звуки и иногда может строить из них простые предложения, например, «ма и биби», что означает «мама, посмотри, машина».
- Третий. Нарушено звукопроизношение и лексическая связь слов, а также присутствует неправильное употребление падежей в речи.
- Четвертый. Незначительные пробелы в структурах речи.
Среди малышей с языковой патологией дети с ОНР составляют более 40 %. Нарушение устной речи с возрастом негативно влияет на письменную, что может приводить к дислексии и дисграфии. Кроме того, общее недоразвитие иногда совмещено с более тяжелыми заболеваниями, например, сенсорная алалия или моторная афазия.
Симптомы агграматизма
Если встречаются аграмматизмы в речи – это может быть как признаком неврологических нарушений, так и результатом неправильного обучения и низкого образовательного уровня, поэтому необходимо проверить восприятие речи человеком и его возможность связно повторять услышанное.
Симптомы аграматизма у детей проявляются уже в 2-3 года. Ребенок позднее начинает говорить, использует упрощенные предложения, с трудом понимает обращенные к нему длинные фразы и не согласовывает слова между собой. Уже к 4 годам у детей должны быть сформированы основные правила составления слов в предложении и их согласования. Дети с аграмматизмом с трудом учатся в школе, у них могут наблюдаться тяжелые нарушения речи, а из-за затруднения в освоении большого объема информации ухудшается успеваемость.
У взрослых аграмматизм характеризуется следующими признаками:
- Простотой и бедностью речи – больные с трудом выстаивают и почти не используют в своей устной и письменной речи развернутые предложения, включающие дополнительные и второстепенные члены предложения.
- Медленностью восприятия и воспроизведения речи – так как усвоение информации и ее воспроизведение требует от больных дополнительных усилий, то им требуется больше времени на понимание, поддержание разговора или ответа на вопрос.
- Не использованием служебных частей предложения – характерно «опускание» в речи предлогов, вспомогательных глаголов и местоимений.
- Затруднением восприятия предложений с нетипичным построением, измененным порядком слов или использованием метафор, гипербол и так далее.
Коррекционная работа
Коррекцию речевых нарушений осуществляется с применением игровых методов и приемов. Развивающие логопедические игры используются при диагностике и на каждом занятии.
Содержание логопедической работы зависит от уровня речевого развития и возраста ребенка. Основными направлениями являются следующие:
При ОНР 4 уровня речевого развития ведется работа по следующим направлениям:
Комплексная коррекция дефекта включает формирование представлений о пространстве, занятия с дефектологом, семейную психотерапию, коммуникационные игры, упражнения для активизации коры головного мозга, занятия по обучению грамоте, уроки обучения письму, развитие мыслительной деятельности. Полезное пособие в помощь маленькому мыслителю можно использовать для занятий в домашних условиях.
Слайд 20Дошкольники пользуются в основном морфологическим способом. Для образования слов ребенок
должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов и смысл
значимых частей слова (приставка, корень, суффикс, окончание).В психологической и психолингвистической литературе словообразование связывается с детским словотворчеством. Самостоятельное словообразование, словотворчество у детей рассматривается Д. Б. Элькониным «как симптом овладения ребенком языковой действительностью». В основе детского словотворчества лежат те же закономерности, что и в основе овладения флективной системой языка. Явления словоизменений и словообразований – однопорядковые. По существу они представляют собой результат той работы, которую проводит ребенок по овладению языком как реальной предметной действительностью, и той реальной практикой, в ходе которой проходит это отражение.
Последние новости центра
-
255
16.04.2024
График работы в майские праздники
Уважаемые родители и посетители центра!
Хотели бы предупредить вас о графике ра…
-
261
16.04.2024
Центр в Реутово закрывается на ремонт
Уважаемые клиенты!
Хотели бы сообщить вам о временном закрытии нашего центра в …
-
1233
28.11.2023
Повышении цен с января 2024 года
Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…
-
696
28.11.2023
Праздничные дни в новогодний период
Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …
-
889
28.09.2023
Проведение технических работ
Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…
-
633
14.09.2023
Ведется запись на онлайн-диагностику
Новая услуга центра
Рады представить вам новую услугу нашего центра!
Теперь вы…
-
1019
25.05.2023
Обновленные правила центра
Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…
-
981
27.04.2023
Открытие нового центра в Москве!
Уважаемые родители и посетители центра!
С великим удовольствием информируем вас…
-
620
27.04.2023
График работы центра в майские праздники
Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …
Слайд 10А. Н. Гвоздев наметил основные периоды в формировании грамматического строя
русского языка.Первый период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней,
которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес.).Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 г. 10 мес. до 3 лет).Третий период – период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет). В этот период все в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы. Раньше усваивается система окончаний, позже – система чередований в основах.
Характеристика уровней ОНР
Так выглядит речевая функция по уровням.
1 уровень ОНР
Для первого уровня характерны:
- активный словарь состоит из лепетных слов и звукоподражаний;
- из них строятся фразы («ись ди» — киса сидит);
- выговаривание невнятное и искаженное;
- звуки трудноразличимы, составление слов из них затруднено или невозможно;
- смысл фраз малопонятен;
- многозначность, когда одним словом обозначаются несколько («па» — спать, подушка, кровать);
- активная жестикуляция и мимика.
2 уровень ОНР
Второй уровень характеризуется следующими проявлениями:
- построение простейших предложений из 2-х, 3-х, 4-х слов;
- произнесение звуков нечеткое, замена одних другими, неумение их объединять в целое слово;
- ошибки в грамматике — неправильные окончания, неуместные предлоги, несогласованность частей фразы между собой («дай оська» — дай ложку);
- малопонятные по звучанию слова («итоти» — цветочки, «атика» — картинка);
- увеличение активного и пассивного словаря;
- улучшение произношения.
3 уровень ОНР
Характеристики третьего уровня:
- активное построение фраз и несложных предложений;
- лексикон заметно расширен, использование глаголов и существительных преобладает над другими частями речи, неточное по смыслу обозначение предметов («стул» — табуретка, кресло, скамейка, стул);
- первые навыки в словообразовании (мяч — мячик), однако, построение прилагательных от существительных затруднено (яблоко — яблочный) также, как и употребление приставочных глаголов (сел — присел);
- звукопроизношение с меньшим количеством дефектов;
- грамматика все еще «хромает» — неверное применение окончаний, несвязность слов (два ложки, белый цветы);
- замена и перестановка отдельных звуков («конвета» — конфета, «кобалса» — колбаса).
4 уровень ОНР
Описание речи, характерной для этого уровня ОНР:
обширный словарь;
сложности с воспроизведением труднопроизносимых слов;
распознавание звуков недостаточно отчетливое;
негрубые ошибки в словообразовании в виде перестановки и замены слогов;
наличие лексических ошибок, когда используются близкие по значению слова («девочка чистит посуду» — девочка моет посуду), путаница в признаках («большой забор» — высокий забор);
грамматически неправильное употребление падежных окончаний («рисую желтым краском», «услышали лай собаков»);
трудности в изложении мыслей — повторение уже сказанного, излишнее внимание к деталям, основная мысль уходит на второй план.
Лечение ОНР предусматривает не только определение уровня, к которому по своему речевому развитию относится ребенок, но и выявление причин появления заболевания.
Слайд 145. Образование глагольных форм.повелительное наклонение: искай (ищи),exaй (езжай),
спей (спой),склады (сложи); скакай (скани),6. Изменение основы глагола: искать –
искаю (ищу), плескать – плескаю (плещу), плакать – плакаю (плачу), рисовать – рисоваю (рисую); мочь – можу (могу),спряжение глаголов: хотеть – хотишь (хочешь), давать – дадишъ (дашь), есть – едишь (ешь), спать – сплют (спят).6. Неправильная форма причастий: сломатая, оборватая, сошитая;7. Образование сравнительной степени прилагательного: ярчее, чистее, хужее, красивше, плохее,8. Окончания местоимений в косвенных падежах: у мене болят уши, у тебе новая платья, в этим кармане;9. Склонение числительных: двое домов, с двумями, идите по двоим.
Нормы речевого развития по возрастам
Признаки ОНР
Наиболее характерные симптомы:
- позднее начало и медленный темп развития речи;
- скудный словарный запас;
- устойчивые сложности в овладении приёмами словоизменения и словообразования (неправильное употребление приставок, окончаний);
- неправильное произношение звуков.
Также детей с ОНР отличает задержка в формировании сенсорных и двигательных функций, сложности с ориентацией в пространстве, слабая концентрация внимания, плохая память. В некоторых случаях наблюдается медленное развитие познавательной деятельности, уровень наглядно-образного мышления может не соответствовать возрасту.
Диагноз ОНР специалист может поставить ребёнку после 3-х лет. До этого возраста некоторые отклонения от нормы могут быть проявлением индивидуальных особенностей развития. Однако если в три года симптомы сохраняются, ребёнка необходимо отвести на приём к невропатологу и логопеду.
Возрастные периоды формирования грамматического строя речи
Возрастные периоды у детей могут варьироваться в зависимости от разных факторов, таких как индивидуальные особенности ребенка и его окружения, языковой среды. Выделяют следующие периоды:
- первый период от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 10 месяцев. Это время предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в неизменном виде;
- второй период от 1 года и 10 месяцев до 3х лет проявляется усвоением грамматической структуры предложений. В это время усваивается грамматическая структура предложений;
- в период с 3 до 7 лет ребенок усваивает морфологическую систему родного языка, склонений и спряжений.
Важно знать некоторые особенности развития грамматического строя речи. Например, активное расширение словарного запаса происходит с 3 до 4 лет. 4 до 5 лет ребенок совершенствует грамматические навыки и применяет такие сложные конструкции, как сказуемое, дополнение, придаточное предложение