Общее недоразвитие речи

Этапы и особенности развития речи дошкольников

Лечение ОНР

Коррекция звукопроизношения при ОНР начинается с посещения логопеда, который изучает данные обследования маленького пациента у педиатра, психолога, невролога и других специалистов, обстоятельно беседует с родителями о том, как развивается речь дошкольника.

В ходе последующей диагностики выявляется способность ребенка к связной речи, ее грамматическое состояние, звучание и лексический запас

И что важно — у детей с ОНР обязательным является диагностирование всех психических процессов, например, слухоречевой памяти

Далее врач составляет логопедическую характеристику, где подробно описывает состояние речевых функций ребенка, выносит заключение о степени ОНР и его клинической форме.

Логопедическая характеристика ребенка 5 лет с ОНР 3 уровня выглядит примерно так:

Степень выраженности речевого недоразвития определяет, какая коррекционная работа должна быть проведена.

Ее задачами являются:

При 1 уровне ОНР с детьми занимаются индивидуально или в небольших подгруппах из-за особенностей их психики. В силу того, что они могут не понимать речь в полном объеме, уроки проходят в игровой форме с участием сказочных персонажей.

Эти занятия расширяют кругозор, развивают самостоятельную речь на основе подражания, а также внимание, память, мышление. Звукопроизношение на этой стадии не столь важно, как правильное выстраивание словоформ, употребление предлогов и окончаний. Логопедические занятия с детьми 2 уровня ОНР развивают речевую активность: пополняют словарный запас, обучают правилам грамматики, а также корректируют звукопроизношение

Логопедические занятия с детьми 2 уровня ОНР развивают речевую активность: пополняют словарный запас, обучают правилам грамматики, а также корректируют звукопроизношение.

Дети овладевают навыками правильного употребления существительных в уменьшительно-ласкательной форме, координации различных частей речи между собой (зеленое яблоко, много яблок, два яблока; я стою, он стоит, они стоят). Работа над произношением исправляет ошибки при замене одних звуков другими, пропуске их и перестановке, а также улучшает звучание.

В коррекционной работе с детьми 3 уровня делается акцент на развитие навыка связной речи. Совершенствуются лексика, фонетика и грамматика.

Дети учатся определять оттенки основных цветов, образовывать прилагательные от существительных (хлебный, деревянный, лимонный), использовать в своей речи приставочные глаголы (пришел, зашел, ушел), обращать внимание на окончания в словосочетаниях. Словарный запас пополняется тематически, например, «одежда», «продукты питания», «игрушки» и т.д. Продолжается работа по улучшению звукопроизношения

4 уровень является заключительным этапом реабилитационных мер по восстановлению речевой функции, после которого речь ребенка уже соответствует норме, и он готов к обучению в школе. Все привитые навыки развиваются. Правила грамматики, лексики и фонетики активно используются при построении фраз и предложений.

Особое внимание уделяется употреблению синонимов (радостный — счастливый — веселый — задорный) и слов с переносным значением (золотые руки, каменное сердце, волчий аппетит), которые придают богатство речи. Дети переходят к освоению чтения и письма. Семьи, где уделяется много внимания общему, и в частности речевому, развитию ребенка, имеют все шансы избежать или уменьшить количество проблем с детской речью. А мамам в период беременности надо оберегать здоровье свое и будущего малыша

Семьи, где уделяется много внимания общему, и в частности речевому, развитию ребенка, имеют все шансы избежать или уменьшить количество проблем с детской речью. А мамам в период беременности надо оберегать здоровье свое и будущего малыша.

Задачи коррекционной работы

Специальные занятия направлены на следующие задачи:

Формирование структуры предложения

Специалисты определяют проблемы и ошибки в умении детей составлять грамматически правильные предложения. Затем проводится работа с ребенком для устранения этих ошибок и улучшения навыков построения предложений. Также формированию структуры предложений способствует проведение упражнений и игр, направленных на развитие и совершенствование навыков построения предложений. Также производится проверка и оценка прогресса учащихся в области структуры предложения.

Развитие словообразования

Специалисты выявляют недостаток в знаниях и умениях в области словообразования. Затем проводится индивидуальная работа с играми и упражнениями.

Развитие связной речи

На занятиях происходит тренировка применения форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных. Также дети обучаются правильному согласованию прилагательных и существительных. Прорабатывается умение правильно спрягать формы глаголов.

От составителя

Вопросы совершенствования системы народного образования, методов воспитания и обучения, подготовки кадров всегда были и будут важнейшими проблемами, нацеленными на выполнение одной из главных государственных задач – воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности.

В наше время, время бурных изменений во всех областях науки и техники, каждый человек должен обладать умением самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке информации, постоянно обновляющихся технологиях производства.

Подготовка к овладению таким умением должна начинаться с самого раннего детства. Поэтому от эффективности и качества работы педагогов детского сада – этой первой ступени воспитания и обучения будущих граждан страны – зависят дальнейшее развитие личности каждого вверенного им ребенка, его будущие успехи в учебе, а затем и в трудовой жизни. А эффективность и качество педагогического процесса обусловлены рядом факторов, и прежде всего тем, опираются ли воспитание и обучение на возрастные особенности детей. Педагогическая наука, выдвигая для каждого периода детства центральные воспитательные и образовательные задачи, рекомендуя приемы и методы их реализации, обосновывает их соответствие каждому возрасту, с тем чтобы вооружить педагогов и воспитателей действенными профессиональными средствами для успешной работы.

В основе данного пособия, посвященного вопросам воспитания и обучения детей в средней группе детского сада, также лежит возрастной принцип.

Дошкольное детство коротко, но в нем можно выделить периоды, характеризующиеся своеобразием развития детей. Возраст 4–5 лет справедливо называют средним дошкольным. Ближе к 5 годам у детей начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам старшего возраста: некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие их явления окружающей жизни. Любознательность, потребность в самостоятельности и активности в свою очередь благотворно влияют на психику и поведение. Эти черты, например, облегчают ребенку пятого года жизни освоение норм родного языка и функций речи.

Вместе с тем неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлеченность игрой и игровыми ситуациями сближают детей пятого года жизни с младшими дошкольниками. И расширяющиеся на данном возрастном этапе возможности воспитания и обучения детей не могут быть реализованы без знания и учета этой двойственности развития.

Данное пособие состоит из двух разделов.

Первый раздел содержит программу воспитания и обучения детей 4–5 лет, а также краткую характеристику возрастных особенностей психического развития дошкольников этого возраста.

Во втором разделе представлена методика работы с детьми 4–5 лет, призванная обеспечить их своевременное и полноценное психическое развитие.

Коррекция общего недоразвития речи

Причины недоразвития речи

Особенности речи детей дошкольного возраста и необходимость ее развития

Дошкольный возраст – это период развития ребенка в возрасте от 3 до 7 лет. В рамках этого периода выделяют три ступени:

  • младший дошкольный возраст – 3-4 года;
  • средний дошкольный возраст – 4-5 лет;
  • старший дошкольный возраст – 5-7 лет.

Развитие речи у детей воспринимается многими взрослыми в качестве основного показателя интеллектуального развития. Это объясняется тем, что высказывания и разговор помогают отследить осведомленность и логику ребенка. Мышление и речь тесно связаны между собой, но степень развития речи – только часть интеллектуального уровня личности.

Вместе с тем, речь для дошкольников является многофункциональным средством. Она помогает получить информацию и установить контакт с окружающим миром. Словами ребенок закрепляет в сознании результаты предметной деятельности. Также слова помогают детям воспринимать и использовать образы.

Речь дошкольника отличается эгоцентричностью и спонтанностью. Он говорит скорее для себя самого, используя монологи и повторения. То есть, речь детей похожа на озвучивание мыслей, с произношением которых приходит понимание. Слова усиливают деятельность и поддерживают ребенка в его действиях.

Детям-дошкольникам одинаково важны познавательная и коммуникативная речевые функции. Слушая взрослых, дети впитывают информацию и открывают окружающий мир. Вместе с тем, дети учатся говорить и стремятся, чтобы их понимали.

Современный метод формирования грамматического строя

Исходя из уровня познавательного развития происходит формирование грамматической стороны речи, овладение которой — долгий и непростой путь. К 5-6 годам этот процесс завершается. Школьные запросы к развитию речи ребенка в нашем мире крайне высоки. Программа школьного обучения становится более сложной. Дети, которые только поступают в школу, должны уметь изменять слова, знать основы словообразования, обладать навыками нахождения связи слов в предложениях, без посторонней помощи находить и исправлять ошибки. Перед педагогами дошкольного образования стоит цель по формированию грамматических категорий у детей.

Грамматический строй включает синтаксис, словообразование. Подражая манере взрослых, которые составляют окружение, у дошкольника формируется собственный аппарат речевого грамматического строя. Именно он позволяет людям общаться между собой

Необходимо обращать внимание на правильность речи с малолетнего возраста. На первый взгляд даже самые незначительные нарушения могут свидетельствовать о каких-либо отклонениях в развитии малыша

Если же допущенные ошибки не связаны с незнанием правил, необходимо вовремя обратиться к логопеду.

Использовать дидактические игры при формировании грамматической стороны речи у ребенка дошкольного возраста — весело и продуктивно. Такой способ считается одним из самых эффективных приемов обучения. Мяч — частый атрибут в таких играх. Педагог передает его дошкольнику, произнося какое-либо слово, например стул, малыш, называет уменьшительный вариант этого слова — стульчик.

Следующая техника таких игр заключается в том, что малыш рисует какой-то предмет и объясняет, что нарисовал. Так игры помогают более осознанно усвоить пройденный материал грамматического строя речи. В ходе игры дети сосредоточенно выполняют задания. Игра вызывает у малышей больший интерес к урокам, проще выявляются закономерности языка, которые дети привносят в речь. Такая игровая деятельность познавательного характера благоприятно сказывается на психике ребенка.

В повседневной жизни родители могут должны продолжать учить детей грамматически правильно выстроенной речи. Во время прогулки, бытовых дел взрослые обязаны подавать правильный пример для подражания. Тогда лексико-грамматический строй речи у дошкольника будет на достойном уровне.

Post Views: 1 368

Два-три года усвоение грамматики языка

Количество слов во фразах ребенка возросло и продолжает увеличиваться. Предложение строится по линейному принципу: опорное слово и неглавные слова. Слова в предложении приобретают грамматическую связь.

В этот период ребенок начинает осваивать изменение слова по числам, родам, падежам. Но некоторые грамматические категории ему даются с трудом. К таким «сложностям» относится склонение существительных по падежам, а иногда — употребление правильного рода. Например, мальчик двух с половиной лет может говорить «я пошла», «я сделала», и это является возрастной нормой. Самое главное, что в этот период речь ребенка становится понятной независимо от ситуации, в которой она сказана.

Ребенок начинает мыслить вербально, то есть не только образами, но и словами. Появляется внутренняя речь. В три года ребенок начинает осваивать систему родного языка.

Как проходит диагностика

Важно понимать, что у детей с ОНР хорошо развит слух и сохранен интеллект. Перед обращением к логопеду необходимо посетить отоларинголога и невролога, чтобы исключить глухоту и более сложные нарушения, связанные с психическими расстройствами

Диагностика у коррекционного педагога состоит из нескольких этапов:

  1. Проверка умственных способностей: описание картинки или предмета, составление рассказа.
  2. Выполнение грамматических упражнений, чтобы посмотреть, как ребенок согласует разные части речи.
  3. Тестирование активного и пассивного словарного запаса.
  4. Обследование звукопроизношения. Проверяется четкость проговаривания слов, а также способность к восприятию и речевому анализу.

В результате логопед составляет заключение в письменном виде. В документе говорится о состоянии ребенка, а также оценивается его уровень развития. Кроме того, указываются причины общего недоразвития. Например, ОНР 1 (сенсорная алалия).

Уровни ОНР

Степени недоразвития речи и их характеристики

Второй уровень речевого развития характеризуют

  • Использование простых фраз, хотя и искаженных в фонетическом и грамматическом отношении. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные с семьей, знакомыми событиями окружающей жизни;
  • Обеднённый словарь. Отмечаются ограниченные возможности использования предметного словаря, словаря действий, признаков. Дети не знают многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий;
  • Грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Например: — смешение падежных форм (например, «едет машину» вместо «… на машине»); — употребление существительных в именительном падеже, глагола в инфинитиве или форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени; — отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными (например, «красин лента», «вкусная грибы»); —ошибки в употреблении числа и рода глаголов, в изменении существительных по числам (например, «девочка сидат», «две уши», «два печка»).Существительных среднего рода дети этого уровня не используют. Затрудняются и при употреблении предлогов, часто или опускают их вообще, при этом существительное используют в исходной форме (например, «Я была лелька» — «Я был на елке»), или заменяют предлог («Сопака живет на будке» — «Собака живет в будке»). Союзами и частицами дети пользуются мало;
  • Нарушение понимания речи. Однако понимание речи значительно лучше по сравнению с первым уровнем ОНР. Дети различают некоторые грамматические формы, хотя это различение еще неустойчиво. Они понимают формы единственного и множественного числа существительных и глаголов. Трудности остаются при понимании форм числа и рода прилагательных. Значения предлогов различают только в хорошо знакомой ситуации;
  • Существенные нарушения звуковой стороны речи. Многие звуки отсутствуют, заменяются или произносятся искаженно. Прежде всего, это звуки сложные по артикуляции (свистящие, шипящие, соноры: л-ль; р-рь). Многие твердые звуки заменяются мягкими или наоборот (пять — «пат», пыль — «пил»). В отличие от первого уровня произношение артикуляторно простых звуков становиться более четким;
  • Нарушение слоговой структуры многих слов, особенно со стечением согласных. При воспроизведении слов со стечением согласных наблюдаются пропуски согласных звуков стечения, добавления гласных внутри стечения и другие искажения (например, окно — «ако», банка — «бака», звезда — «видя»). Слоговая структура слова является более устойчивой, чем звуковая структура. Дети воспроизводят контур двухсложных, трехсложных слов. Однако четырех- и пятисложные слова воспроизводятся настолько искаженно, что становятся совершенно не узнаваемыми, например, сокращается количество слогов (милиционер — «аней», велосипед — «сипед»).

Требования к речи дошкольника по возрастам

  • в 2-3 года ребенок должен произносить основные звуки родного языка и формировать свою речь на их основе. Малыш уже может называть предметы и предлагает с ними игры;
  • в 3-4 года словарный запас достигает 500-1000 слов. Ребенок улучшает произношение основных звуков, а также учится правильно использовать главные части речи. Ребенок должен уметь составлять небольшой рассказ и пересказывать тексты;
  • в 4-5 годика ребенок должен использовать правильный грамматический строй речи и строить сложные предложения. Также должен уметь рассказывать о событиях из своей жизни и вести диалоги с другими детьми и взрослыми.

Некоторые дети могут испытывать трудности с формированием собственных речевых высказываний. В этом случае необходимы занятия со специалистом.

Признаки ОНР

Обычно комплексное нарушение наблюдается у детей, которые позднее своих сверстников начинают разговаривать или постоянно молчат. Первые фразы такие малыши говорят лишь в три-четыре года. У них слабо развита мелкая моторика и речевая активность. Без специальных упражнений есть высокая вероятность, что малыш не заговорит. С возрастом детская проблема усугубляется.

Общее недоразвитие речи диагностируется логопедом и неврологом. Специалист проводит осмотр ребенка и определяет уровень речевого развития:

  1. Первый. Считается самой тяжелой формой, при которой дети не могут разговаривать.
  2. Второй. Младенец издает нечленораздельные звуки и иногда может строить из них простые предложения, например, «ма и биби», что означает «мама, посмотри, машина».
  3. Третий. Нарушено звукопроизношение и лексическая связь слов, а также присутствует неправильное употребление падежей в речи.
  4. Четвертый. Незначительные пробелы в структурах речи.

Среди малышей с языковой патологией дети с ОНР составляют более 40 %. Нарушение устной речи с возрастом негативно влияет на письменную, что может приводить к дислексии и дисграфии. Кроме того, общее недоразвитие иногда совмещено с более тяжелыми заболеваниями, например, сенсорная алалия или моторная афазия.

Симптомы агграматизма

Если встречаются аграмматизмы в речи – это может быть как признаком неврологических нарушений, так и результатом неправильного обучения и низкого образовательного уровня, поэтому необходимо проверить восприятие речи человеком и его возможность связно повторять услышанное.

Симптомы аграматизма у детей проявляются уже в 2-3 года. Ребенок позднее начинает говорить, использует упрощенные предложения, с трудом понимает обращенные к нему длинные фразы и не согласовывает слова между собой. Уже к 4 годам у детей должны быть сформированы основные правила составления слов в предложении и их согласования. Дети с аграмматизмом с трудом учатся в школе, у них могут наблюдаться тяжелые нарушения речи, а из-за затруднения в освоении большого объема информации ухудшается успеваемость.

У взрослых аграмматизм характеризуется следующими признаками:

  • Простотой и бедностью речи – больные с трудом выстаивают и почти не используют в своей устной и письменной речи развернутые предложения, включающие дополнительные и второстепенные члены предложения.
  • Медленностью восприятия и воспроизведения речи – так как усвоение информации и ее воспроизведение требует от больных дополнительных усилий, то им требуется больше времени на понимание, поддержание разговора или ответа на вопрос.
  • Не использованием служебных частей предложения – характерно «опускание» в речи предлогов, вспомогательных глаголов и местоимений.
  • Затруднением восприятия предложений с нетипичным построением, измененным порядком слов или использованием метафор, гипербол и так далее.

Коррекционная работа

Коррекцию речевых нарушений осуществляется с применением игровых методов и приемов. Развивающие логопедические игры используются при диагностике и на каждом занятии.

Содержание логопедической работы зависит от уровня речевого развития и возраста ребенка. Основными направлениями являются следующие:

При ОНР 4 уровня речевого развития ведется работа по следующим направлениям:

Комплексная коррекция дефекта включает формирование представлений о пространстве, занятия с дефектологом, семейную психотерапию, коммуникационные игры, упражнения для активизации коры головного мозга, занятия по обучению грамоте, уроки обучения письму, развитие мыслительной деятельности. Полезное пособие в помощь маленькому мыслителю можно использовать для занятий в домашних условиях.

Слайд 20Дошкольники пользуются в основном морфологическим способом. Для образования слов ребенок

должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов и смысл

значимых частей слова (приставка, корень, суффикс, окончание).В психологической и психолингвистической литературе словообразование связывается с детским словотворчеством. Самостоятельное словообразование, словотворчество у детей рассматривается Д. Б. Элькониным «как симптом овладения ребенком языковой действительностью». В основе детского словотворчества лежат те же закономерности, что и в основе овладения флективной системой языка. Явления словоизменений и словообразований – однопорядковые. По существу они представляют собой результат той работы, которую проводит ребенок по овладению языком как реальной предметной действительностью, и той реальной практикой, в ходе которой проходит это отражение.

Последние новости центра

  • 255

16.04.2024

График работы в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра!
Хотели бы предупредить вас о графике ра…

  • 261

16.04.2024

Центр в Реутово закрывается на ремонт

Уважаемые клиенты!
Хотели бы сообщить вам о временном закрытии нашего центра в …

  • 1233

28.11.2023

Повышении цен с января 2024 года

Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…

  • 696

28.11.2023

Праздничные дни в новогодний период

Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …

  • 889

28.09.2023

Проведение технических работ

Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…

  • 633

14.09.2023

Ведется запись на онлайн-диагностику

Новая услуга центра
Рады представить вам новую услугу нашего центра!
Теперь вы…

  • 1019

25.05.2023

Обновленные правила центра

Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…

  • 981

27.04.2023

Открытие нового центра в Москве!

Уважаемые родители и посетители центра!
С великим удовольствием информируем вас…

  • 620

27.04.2023

График работы центра в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …

Слайд 10А. Н. Гвоздев наметил основные периоды в формировании грамматического строя

русского языка.Первый период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней,

которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес.).Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 г. 10 мес. до 3 лет).Третий период – период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет). В этот период все в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы. Раньше усваивается система окончаний, позже – система чередований в основах.

Характеристика уровней ОНР

Так выглядит речевая функция по уровням.

1 уровень ОНР

Для первого уровня характерны:

  • активный словарь состоит из лепетных слов и звукоподражаний;
  • из них строятся фразы («ись ди» — киса сидит);
  • выговаривание невнятное и искаженное;
  • звуки трудноразличимы, составление слов из них затруднено или невозможно;
  • смысл фраз малопонятен;
  • многозначность, когда одним словом обозначаются несколько («па» — спать, подушка, кровать);
  • активная жестикуляция и мимика.

2 уровень ОНР

Второй уровень характеризуется следующими проявлениями:

  • построение простейших предложений из 2-х, 3-х, 4-х слов;
  • произнесение звуков нечеткое, замена одних другими, неумение их объединять в целое слово;
  • ошибки в грамматике — неправильные окончания, неуместные предлоги, несогласованность частей фразы между собой («дай оська» — дай ложку);
  • малопонятные по звучанию слова («итоти» — цветочки, «атика» — картинка);
  • увеличение активного и пассивного словаря;
  • улучшение произношения.

3 уровень ОНР

Характеристики третьего уровня:

  • активное построение фраз и несложных предложений;
  • лексикон заметно расширен, использование глаголов и существительных преобладает над другими частями речи, неточное по смыслу обозначение предметов («стул» — табуретка, кресло, скамейка, стул);
  • первые навыки в словообразовании (мяч — мячик), однако, построение прилагательных от существительных затруднено (яблоко — яблочный) также, как и употребление приставочных глаголов (сел — присел);
  • звукопроизношение с меньшим количеством дефектов;
  • грамматика все еще «хромает» — неверное применение окончаний, несвязность слов (два ложки, белый цветы);
  • замена и перестановка отдельных звуков («конвета» — конфета, «кобалса» — колбаса).

4 уровень ОНР

Описание речи, характерной для этого уровня ОНР:

обширный словарь;
сложности с воспроизведением труднопроизносимых слов;
распознавание звуков недостаточно отчетливое;
негрубые ошибки в словообразовании в виде перестановки и замены слогов;
наличие лексических ошибок, когда используются близкие по значению слова («девочка чистит посуду» — девочка моет посуду), путаница в признаках («большой забор» — высокий забор);
грамматически неправильное употребление падежных окончаний («рисую желтым краском», «услышали лай собаков»);
трудности в изложении мыслей — повторение уже сказанного, излишнее внимание к деталям, основная мысль уходит на второй план.

Лечение ОНР предусматривает не только определение уровня, к которому по своему речевому развитию относится ребенок, но и выявление причин появления заболевания.

Слайд 145. Образование глагольных форм.повелительное наклонение: искай (ищи),exaй (езжай),

спей (спой),склады (сложи); скакай (скани),6. Изменение основы глагола: искать –

искаю (ищу), плескать – плескаю (плещу), плакать – плакаю (плачу), рисовать – рисоваю (рисую); мочь – можу (могу),спряжение глаголов: хотеть – хотишь (хочешь), давать – дадишъ (дашь), есть – едишь (ешь), спать – сплют (спят).6. Неправильная форма причастий: сломатая, оборватая, сошитая;7. Образование сравнительной степени прилагательного: ярчее, чистее, хужее, красивше, плохее,8. Окончания местоимений в косвенных падежах: у мене болят уши, у тебе новая платья, в этим кармане;9. Склонение числительных: двое домов, с двумями, идите по двоим.

Нормы речевого развития по возрастам

Признаки ОНР

Наиболее характерные симптомы:

  • позднее начало и медленный темп развития речи;
  • скудный словарный запас;
  • устойчивые сложности в овладении приёмами словоизменения и словообразования (неправильное употребление приставок, окончаний);
  • неправильное произношение звуков.

Также детей с ОНР отличает задержка в формировании сенсорных и двигательных функций, сложности с ориентацией в пространстве, слабая концентрация внимания, плохая память. В некоторых случаях наблюдается медленное развитие познавательной деятельности, уровень наглядно-образного мышления может не соответствовать возрасту.

Диагноз ОНР специалист может поставить ребёнку после 3-х лет. До этого возраста некоторые отклонения от нормы могут быть проявлением индивидуальных особенностей развития. Однако если в три года симптомы сохраняются, ребёнка необходимо отвести на приём к невропатологу и логопеду.

Возрастные периоды формирования грамматического строя речи

Возрастные периоды у детей могут варьироваться в зависимости от разных факторов, таких как индивидуальные особенности ребенка и его окружения, языковой среды. Выделяют следующие периоды:

  • первый период от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 10 месяцев. Это время предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в неизменном виде;
  • второй период от 1 года и 10 месяцев до 3х лет проявляется усвоением грамматической структуры предложений. В это время усваивается грамматическая структура предложений;
  • в период с 3 до 7 лет ребенок усваивает морфологическую систему родного языка, склонений и спряжений.

Важно знать некоторые особенности развития грамматического строя речи. Например, активное расширение словарного запаса происходит с 3 до 4 лет.  4 до 5 лет ребенок совершенствует грамматические навыки и применяет такие сложные конструкции, как сказуемое, дополнение, придаточное предложение

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: