Аграмматизмы в речи: описание недуга и причины возникновения
Аграмматизм — расстройство речи, которое проявляется в трудностях при высказывании или восприятии предложений. Этот термин применяется в рамках психиатрии. Такое нарушение возникает и развивается у детей и взрослых, при этом полной потери речи не происходит.
Причинами возникновения этого недуга у человека являются патологии строения и функционирования его головного мозга. При этом отмечаются поражения лобной и височной коры у пациента. Эта патология развивается по причине небольшого словарного запаса ребенка, плохой речи. Отмечаются в качестве причин также расстройства слухового анализатора и заторможенность мышления.
Моторные нарушения в центре Брока вызывают трудности управления мышцами гортани, языка, челюстей, которые не позволяют хорошо воспроизводить речь. Часто больной может произнести только основные слова. Сенсорные изменения обусловлены нарушением возможности чувствовать, воспринимать звук.
Ребенок к 7 годам начинает овладевать словообразованием при помощи суффиксов и приставок. Он должен с легкостью получать новые слова и согласовывать их друг с другом. Если этого не происходит, это также указывает на заторможенность развития речи.
У таких детей обнаруживаются дефекты в произношении, фонематическое восприятие. Отмечается нарушение связной речи и несформированный лексико-грамматический строй. В школьном возрасте аграмматизмы проявляются наиболее ярко. Существует несколько групп этого нарушения:
Состояние экспрессивного аграмматизма характеризуется нарушением строя собственной речи, а при импрессивном отмечаются затруднения при понимании грамматических конструкций.
Диагноз устанавливается специалистами на основе темпа речевой функции и наличия союзов
Важно определить присутствие предлогов в диалогическом общении и монологе при описании какого-либо предмета. Специалист оценивает синтаксические формы, которые употребляет пациент, верное использование падежей и склонений
Длительность лечения зависит от выраженности нарушений и индивидуальных особенностей больного.
Лечение этого недуга осуществляется при помощи лекарственных препаратов, которые улучшают кровообращение головного мозга. Эффективным методом является рефлексотерапия. Этот способ заключается в воздействии на различные точки тела механическим и термическим способами (с помощью электрического разряда и электромагнитных волн).
Благодаря этому методу тело и внутренние органы приходят в состояние тонуса. Активизируются нервы и структуры, которые отвечают за речевые функции. С помощью физиотерапии можно улучшить восприятие звуков пациентом. Рекомендуется посещать логопеда для улучшения артикуляции речи.
Общие сведения об афазии
Афазию вызывают травматические поражения коры головного мозга, закупорка мозговых сосудов в результате формирования тромбов либо эмболии, нарушения мозгового кровообращения, кровоизлияния в мозг, опухоли головного мозга или воспалительные процессы в нем.
Такое органическое поражение происходит после того, как была сформирована речь. Поражение способно охватить ограниченные участки мозга (очаги) и обширные зоны (разлитые поражения). Поражению могут подвергаться сами речевые зоны мозга, а также смежные (пограничные) неречевые участки коры.
Картина афазии будет зависеть от обширности очага поражения. Считается, что чем больше очаг, тем более она выражена. Также она зависит от локализации поражения (место поражения речевой зоны, речевая или неречевая зона поражения), от сочетания органических и функциональных факторов, от характера поражений головного мозга (этиологические факторы).
В случае афазии имеется всегда первичный очаг органического поражения головного мозга. Также есть и вторичные системные последствия в виде наступления рассогласования в работе мозговых зон, анатомически (функционально) связанных с первичным очагом поражения (так называемое явление диашиза).
Появление первичного очага может нарушать проводимость нервных импульсов. На этой основе ослабляется или прекращается деятельность областей мозга, которые относятся к первичному очагу. В ходе обратного развития болезни явления диашиза начинают постепенно исчезать, при этом сохраняется системность нарушения речевой функции.
Афазия всегда характеризуется отклонением от нормы в протекании основных нервных процессов (возбуждение/торможение). Вокруг очага поражения формируется торможение, которое выглядит как угнетение работы мозга. Таким образом, к основному органическому фону добавляются нарушения функционального характера.
Часто сложно бывает выявить локализацию очага поражения по причине разнообразности и сложности картины нарушения. Ее усложняет наличие первичного очага, вторичные следствия и явления компенсации. В ходе компенсации сначала начинают восстанавливаться простые и примитивные формы речи, а далее появляются более сложные и тонкие.
Диагностика
Диагностикой и лечением афазии занимается врач-невролог.
- Изначально проводится сбор жалоб и анамнеза
- Затем следует общий неврологический осмотр на предмет наличия внешних неврологических отклонений (опущение уголка губ, отклонение языка при высовывании, снижение тонуса конечностей и т.д.).
Назначаются дополнительные методы диагностики:
- Компьютерная томография и магнитно-резонансная томография – помогают установить причину нарушения с помощью послойного изучения тканей головного мозга;
- Электроэнцефалография – определяется электрическая активность в различных участках мозга;
- Магнитнорезонасная ангиография – проводится при подозрении на нарушение проходимости сосудов.
Клинико–педагогическая классификация
Клинико-педагогическая классификация опирается на медицинский аспект нарушения, и на основе психолого-лингвистических критериев выделяет две группы нарушений: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.
Виды нарушений устной речи
Нарушения внешнего высказывания
- Дисфония (афония) — отсутствие голоса или расстройство речи вследствие патологических изменений голосового аппарата: голос либо совсем отсутствует (афония), либо происходят различные изменения и нарушения в силе и тембре, выражающееся в охриплости, слабости голоса, гнусавости.
- Брадилалия — патологически медленный темп речи вследствие поражения головного мозга. При брадилалии речь сильно замедляется, становится нечеткой, теряется способность издавать расчлененные звуки, растягиваются гласные.
- Тахилалия — патологически быстрый темп речи (около 20–30 звуков в секунду, это примерно в два раза выше нормального темпа речи), часто сопровождающийся повторением или пропуском слов, незамеченным говорящим. При тахилалии фонетическая, лексическая и грамматическая стороны речи не нарушаются.
- Заикание — нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата и характеризующееся частым повторением или удлинением звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающее её ритмическое течение.
- Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата, которое проявляется в заменах, искажениях и смешениях звуков родной речи. Это происходит по нескольким причинам: из-за несформированности правильного положения артикуляционного аппарата при произнесении тех или иных звуков, из-за неправильного усвоения артикуляционных позиций, из-за дефектов самого артикуляционного аппарата.
- Ринолалия (гнусавость) — нарушение произносительной стороны речи или тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическим поражением речевого аппарата: струя воздуха проходит не в ротовую, а в носовую полость, в которой происходит резонанс. При ринолалии речь ребенка становится монотонной, невнятной, гнусавой, нарушается произнесение все без исключения звуков родной речи.
- Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи вследствии поражения центральной нервной системы. Чаще всего дизартрия связана с ранним детским церебральным параличом, но может возникнуть у ребёнка в любом возрасте из-за перенесенных им инфекций мозга.
Нарушения внутреннего оформления высказывания
- Алалия — полное отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Причиной алалии чаще всего являются органические повреждения речевых зон головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесённые ребёнком в доречевом периоде развития. Тяжелые степени алалии выражаются у детей в полном отсутствии речи или в наличии лепетных отрывков слов, в лёгких случаях наблюдаются зачатки речи, характеризующиеся ограниченным словарным запасом, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.
- Афазия — речевое расстройство (утрата) уже сформировавшейся речи. Причинами афазии у ребёнка могут быть перенесённые черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания нервной системы.
Виды нарушений письменной речи
- Дисграфия — нарушение письма, не связанное ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. Дисграфия проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма: искажение и замена букв, искажение звукослоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении. Тяжёлая форма дисграфии называется аграфией и проявляется в полной неспособности к овладению письму.
- Дислексия — нарушение речи, вызванное поражением центральной нервной системы, при котором у ребёнка нарушается сам процесс чтения: он не может правильно опознать буквы, в результате чего неверно их воспроизводит и нарушает слоговой состав слов. Из-за этого у малыша искажается весь смысл прочитанного. Крайняя форма дислексии — алексия, неспособность к чтению.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Речевая система
— это целая совокупность речевых функций, объединенных в единое целое.
Все формы речи- сложная, но единая функциональная система. Сложность в том, что каждая из 4-х подсистем имеет определенную автономность и различные сроки формирования.
- Основное понимание устной речи и речевые высказывания формируются на самых ранних этапах онтогенеза, а чтение, грамота, письмо — позже.
- При локальных поражениях мозга нарушение распространяется на все речевые формы деятельности — возникает систематический дефект с преобладанием нарушения того или иного аспекта речи.
- Речь включает большое число афферентных и эфферентных звеньев.
Формы алалии
Симптоматика речевой патологии неодинакова, ее определяют два вида алалии, развивающихся в зависимости от структуры поражения тканей мозга.
Логопеды выделяют импрессивное (сенсорное) нарушение, когда ребенок затрудняется воспринимать речь, но способен бессвязно и искаженно говорить. Существует экспрессивная алалия (моторная), когда есть понимание услышанного, но самостоятельное произношение невозможно. Помимо сенсорной и моторной форм, выделяют сенсомоторную (смешанную), характеризующуюся наиболее сложным течением.
Лечение назначают с учетом классификации алалии, поскольку без грамотного вмешательства импрессивный тип более вредит развитию ребенка, чем экспрессивный.
Моторная
Экспрессивная недоразвитость – недопонимание того, что говоришь сам. Ее проявление – нарушение или дефектность аналитического и синтетического функционирования речевого анализатора, в результате чего артикуляционные элементы упрощаются и грубеют. Провоцирующий фактор – пораженное корковое окончание речевого анализатора (центра Брока в области лобной извилины мозга), отвечающего за воспроизведение речи.
Симптомы моторной алалии:
- дефектность и неразвитость речи (с трудом понимаемый лепет, подражание произношению окружающих);
- крайне скудный словарный запас (ребенок почти не запоминает новые понятия, в памяти закреплены в основном лишь повседневно употребляемые слова);
- употребление преимущественно существительных в именительном падеже;
- соединение слов без предлогов;
- несвязность речи (больному недоступно последовательное и осмысленное изложение информации, понимание причинно-следственных связей, ориентировка во времени, выделение главных и второстепенных фактов);
- употребление неправильных звуков в словах либо их слияние;
- эмоциональная нестабильность (гиперактивность либо заторможенность);
- быстрое переутомление;
- слабая память, неумение концентрироваться, нарушенное восприятие окружающего мира;
- проблемы с координацией движений, неразвитость мелкой моторики;
- затруднения при самообслуживании.
При моторной алалии в период формирования фразовой речи произношение становится неровным, дерганным, со смазанными интонациями. Высока вероятность появления заикания, когда нарушена премоторная кора в левой части мозга.
Речь при алалии тяжелой степени, когда сильно повреждена кора мозга, отсутствует. Ребенок пытается общаться посредством мимики, телодвижений, размахивания руками.
Сенсорная
Импрессивная недоразвитость – недопонимание того, что говорят окружающие. Причина – поражение окончания коркового сенсорно-речевого анализатора (центра Вернике, находящегося позади верхней височной извилины), отвечающего за понимание устной и письменной речи. Отсутствует связь между восприятием на слух и смысловой наполненностью слов при здоровом слуховом аппарате.
При сенсорной алалии отмечаются следующие симптомы:
искажение или отсутствие понимания услышанного (при легкой форме ребенок воспринимает отдельные слова и даже фразы, если родитель произносит их постоянно с одинаковой интонацией, при тяжелой патологии у больного нет реакции даже на свое имя);
нарушенный фонематический слух;
заметное торможение интеллектуального развития;
чрезмерная активность речи, говорливость (при этом понять, что произносит ребенок, невозможно, так как это незавершенные слова, отдельные слоги, бессмысленные сочетания звуков);
непонимание, неосознание дефектности собственной речи;
гиперакузия – аномально острое, дискомфортное восприятие на слух некоторых звуков (отмечается не всегда);
затруднения при соотношении услышанного или произнесенного слова с реальным объектом;
избыток мимики и жестикуляции, взбалмошность;
гиперактивность, вспыльчивость, эмоциональные колебания, неумение концентрировать внимание, быстрое переутомление;
эхолалия – невольное, неосознаваемое повторение слов и словосочетаний, сказанных другими людьми.
При тяжелой сенсорной форме алалии возможны поведенческие проблемы, нарушения личности, умственная отсталость. Для такого ребенка затруднительно заниматься любым делом.
Смешанная
Чистая сенсорная форма патологии диагностируется редко, чаще дополняется определенными проявлениями моторного нарушения. Это сенсомоторная алалия, при которой ребенок с запозданием начинает говорить, затрудняется формировать слова и фразы, плохо понимает, о чем говорят окружающие. Словарный запас, даже повседневный, скуден.
Ребенок боится шума, склонен совершать однообразные действия, не способен адаптироваться в социуме, из-за чего трудно отличить сенсомоторное нарушение от аутичного заболевания.