Кратко об аграмматизме

Аграмматизмы в речи: описание недуга и причины возникновения

Но что такое афазии??

Согласно общему определению афазии, это относится к языковому расстройству, вызванному травмами головного мозга в одной из областей языка, и это делает человека неспособным общаться через речь, письмо и даже мимику.

Причинами афазии могут быть:

  • ход
  • Черепно-мозговая травма
  • Инфекция мозга
  • неоплазия
  • Дегенеративный процесс

С другой стороны, если мы сосредоточимся на определении афазии Брока, то для нее характерна практическая невозможность достижения плавного словесного производства и использование коротких и грамматических предложений, произведенных с огромными усилиями и просодически..

Раздел 2

Примеры аграмматизмов включают: ошибки в образовании и использовании глаголов в разных временах (например, «я делать», вместо «я делаю»), нарушения согласования глагола с подлежащим (например, «он играть», вместо «он играет»), ошибки в использовании падежей и окончаний существительных и прилагательных (например, «стуле» вместо «на стуле»), неправильное использование предлогов (например, «иду на магазин» вместо «иду в магазин»).

Примеры аграмматизмов
Ошибки в образовании и использовании глаголов в разных временах
На пример, «я делать», вместо «я делаю»
Ошибки в согласовании глагола с подлежащим
На пример, «он играть», вместо «он играет»
Ошибки в использовании падежей и окончаний существительных и прилагательных
На пример, «стуле» вместо «на стуле»
Неправильное использование предлогов
На пример, «иду на магазин» вместо «иду в магазин»

Проявления аграмматизма

Примеры аграмматизмов

Человеку с данным заболеванием легче понимать однозначные предложения. Например, фраза «Я купила хлеб» будет понята проще, чем предложение «Я слушаю тебя». Во втором случае в отличие от первого, возможен вариант обратного действия «Ты слушаешь меня».

Проще бывают поняты краткие фразы с классическим порядком слов «На улице идет дождь», в отличие от большего предложения с уточнениями «Дождь непрекращающийся идет опять на улице».

Больной человек общается не совсем грамотно с литературной точки зрения. Обиходные речевые конструкции значительно отличаются от правильно выстроенных предложений. Возможность восприятия обыденной речи у людей с проявлением аграмматизма значительно снижена.

Симптомы могут быть выявлены специалистом при внимательном общении, демонстрации наглядных материалов, сопровождающихся просьбой их описать, о них рассказать. Если человек болен, его речь состоит из самых простых предложений, с минимумом слов, часто произносимых медленно.

Симптомы аграмматизма

Симптомы данного явления начинают проявляться в раннем возрасте, когда у ребёнка формируется фразовая речь. Заметить это можно довольно легко — ребёнок не может строить предложения в правильной грамматической форме.

Что касается общего речевого дефекта, то дети с аграмматизмом очень поздно начинают говорить вообще. А так как малыши по своему определению ещё только учатся разговаривать, то родители поздно замечают, что с речью ребёнка что-то не ладное происходит.

При этом звуки произносятся верно, поэтому редко кто начинает беспокоиться о зарождающихся симптомах аграмматизма. Ведь зачастую и взрослые иногда нарушают в речи грамматический строй предложения.

Только уже в школьном возрасте начинают появляться подозрения о речевом нарушении, когда учитель видит, что ребёнку не под силу усвоить падежные формы слов, он не может согласовывать слова в предложении. Аграмматичность при письме заметить ещё проще. Такие фразы как «длинный полоска», «перед окну» сразу бросаются в глаза.

Обычно в возрасте 7-8 лет ребёнок уже свободно согласовывает слова в речи. И такие отклонения вызывают тревогу.

  1. О чём «Война и мир»? Краткое содержание романа «Война и мир» по главам. Все ответы…
  2. Общее недоразвитие речи у детей — ОНР Считается, что у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) неисправимые…
  3. Особенности логопедической работы с группой детей с ОНР Логопедическая работа с детьми с ОНР — методические рекомендации по…
  4. Степени тяжести ОНР — уровни недоразвития Дети, имеющие разные уровни общего недоразвития речи (ОНР), имеют характерные…

Причины аграмматизма

Дошкольный возраст

Усвоение основных грамматических форм родного языка происходит в первые 3-5 лет жизни. Дети накапливают значительный словарный запас, овладевают навыками словоизменения и словообразования, правильно понимают и употребляют предлоги, используют простые и сложные предложения.

В речи дошкольников и младших школьников могут встречаться отдельные аграмматизмы. Как правило, они связаны с употреблением низкочастотных слов, сложных грамматических оборотов, исключений из правил русского языка. Однако при нормальном речевом развитии грамматические ошибки постепенно исчезают из речевого обихода ребенка.

Общее недоразвитие речи (ОНР)

Аграмматизмы – характерное явление для детей с общим речевым недоразвитием различных уровней. ОНР – это собирательное понятие, за которым могут скрываться различные речевые нарушения: алалия, дизартрия, открытая ринолалия.

Билингвизм

В ситуации двуязычия аграмматизмы могут выявляться как при общении на родном, так и на русском языке. На основании критерия лексико-грамматической правильности речи выделяют 3 уровня речевого развития детей-билингвов:

Афазия

Аграмматизмы наблюдаются у пациентов с различными видами афатических нарушений. Грамматические трудности обычно свойственны средней и легкой степени речевых расстройств (при грубой афазии активная речь или ее понимание может отсутствовать полностью).

Тахилалия

Патологически ускоренный темп речи при тахилалии отрицательно влияет на грамматическое и синтаксическое оформление высказывания. В первую очередь страдает структура предложения: нарушается правильный порядок слов во фразе. Окончания слов «проглатываются» или заменяются неправильными. В спонтанной речи искажаются логические причинно-следственные связи, что влечет за собой нарушение смысла сказанного.

Нарушения письменной речи

Аграмматизмы на письме составляют сущность аграмматической дисграфии. В письменных работах обнаруживается неправильное построение предложений, нарушение изложения связного текста. В словах встречаются ошибки склонения и согласования в роде и числе, неверное написание приставок и суффиксов.

Грамматические ошибки при чтении характерны для аграмматической дислексии. В процессе чтения неправильно употребляются падежные окончания, форма и времена глаголов, согласуются существительные с прилагательными и местоимениями. Трудны для восприятия сравнения и метафоры. В результате теряется смысл прочитанного, страдает понимание текста.

При дизорфографии, наряду с ошибками правописания, учащиеся испытывают затруднения при морфологическом анализе слов, падежном склонении, согласовании слов в предложении, расстановке знаков препинания. Письменные аграмматизмы обычно встречаются у детей с ОНР.

Интеллектуальные нарушения

Лексико-грамматическое недоразвитие типично для детей, страдающих аутизмом, ЗПР, умственной отсталостью. В их речи аграмматизмы встречаются на уровне слова, фразы и связного текста. Выраженность грамматического недоразвития зависит от степени снижения интеллекта.

Наиболее нарушенными являются операции словоизменения. Предлоги опускаются или употребляются неправильно, падежные окончания искажаются. Допускаются ошибки при образовании прилагательных от существительных, уменьшительных форм. Дети пользуются примитивными предложными конструкциями. Если имеется развернутая фраза, в ней часто имеется смысловое несоответствие. Связная речь непоследовательна, фрагментарна.

Нарушения слуха

Речь слабослышащих детей развивается с существенными грамматическими нарушениями. Неточность слухового восприятия обусловливает ошибочное употребление предлогов, падежных окончаний, трудности построения сложных предложений. Перечисленные недочеты устной речи находят отражение на письме. Аграмматизмы при тугоухости стойкие, искореняются с трудом.

Как развивается речь у ребенка

Ребенок рождается на свет и попадает в социальную среду, где необходимо общаться! Развитие речи — достаточно сложный процесс и включает 2 периода: понимание речи, самостоятельная речь.

Малыш в первые месяцы жизни начинает понимать речь по интонации. Если вы говорите о том, какой ваш ребенок хороший и умный, но при этом хмурите брови, будьте готовы, что ребенок заплачет. Затем ребенок понимает слова и короткие фразы, связанные с его повседневной жизнью. Вскоре ребенок начнет понимать сложные предложения, но повторить их ему пока нелегко из−за незрелости артикуляционного аппарата. Так постепенно малыш приходит к полному пониманию родного языка, который он слышит с рождения.

Самостоятельная речь ребенка развивается постепенно

Важно следить за речевым развитием и помогать ребенку в освоении языка

Когда обратить внимание

Для начала, давайте определимся, в каком же именно возрасте физиологическая детская незрелость речевого аппарата переходит в серьезные проблемы, помочь в решении которых могут занятия со специалистом-логопедом или дефектологом.

Итак, в возрасте 1 год малыш должен уметь говорить от 5 до 10 слов. Если же он не произносит ни одного – это тревожный сигнал, но когда ребенок молчит и в 3 года, не замечать этой детской «особенности» просто нельзя.

К трем годам в норме ребенок уже оперирует небольшими фразами, и если ваш малыш до сих пор говорит односложно, это сигнал для визита к логопеду

Также необходимо обратить внимание на речь ребенка, если и после трех лет ребенок неправильно произносит один или несколько звуков, визит к логопеду также лучше не откладывать

Чаще всего у детей возникают проблемы с произношением звуков «р», «с», «з», «ц», «ш», «ж», «щ», «ч», «л», в образовании которых принимает участие передняя часть и кончик языка, а движения языка должны быть очень мелкими и точными. Также причиной плохого звукопроизношения может быть неправильное строение артикуляционного аппарата, например укороченная подъязычная уздечка, массивный язык, высокое нёбо или неправильный прикус. Разобраться в причинах дефектов речи ребенка и устранить их поможет визит к логопеду.

Почему появляются дефекты?

Характерный признак такого дефекта – язык ребенка, высунутый между зубами при произнесении шипящих, или замена их звуком «ф». Обращаясь к Маше он говорит «Мафа», возмущаясь, что ему не дают делать что-то самому, он кричит: «Я фам!». Звук «р» такие дети произносят не языком, а гортанью.

Факторы, вызывающие появление сложных речевых нарушений разнообразны, иногда играет роль наследственность, но чаще всего их надо искать в предродовом периоде – болезнях матери во время беременности, гипоксии плода, родовых травмах.

Нарушения произношения иногда оказываются осложнением болезни, случившейся с ребенком после рождения.  Особенно опасны заболевания поражающие систему кровообращения и нервные ткани. Неправильное развитие зубов приводят к нарушению прикуса, что в свою очередь провоцирует дефекты речи, при которых ребенок, произнося некоторые звуки, высовывает язык между зубами и картавит.  Ребенок учится говорить, подражая взрослым и использование гортани для воспроизведения звука «р» может иметь место как простое копирование речи одного из родителей.

Чтобы разнообразить речь своих персонажей или подчеркнуть их уродство создатели современных анимационных фильмов наделяют их жуткими речевыми дефектами картавость и шепелявость – не самые худшие. Дети впитывают все как губка.  Просмотр таких фильмов может спровоцировать сначала подражание героями и, как следствие, развитие речевых дефектов.

Постановка диагноза

Правильное установление диагноза – результат комплексного наблюдения, обследования

Очень важно определить:

  • общее состояние человека,
  • его психологический и неврологический статус.

При общении специалист оценивает:

  • темп речи;
  • разнообразие употребляемых синтаксических форм;
  • правильное использование падежей, склонений в речи;
  • наличие союзов;
  • присутствие предлогов в диалоге и монологе при описании наглядного объекта.

При тестировании оценивают количество слов и слогов в произносимых предложениях, согласованность используемых окончаний.

Для выявления нарушений мозговой деятельности рекомендуют сделать энцефалограмму, ультразвуковое или томографическое исследования.

Суммируя, анализируя полученную информацию, специалист принимает решение об установлении диагноза.

Нарушение количества и последовательности слов в предложении это аграмматизм

Такие аморфные фразы, без оформления четких грамматических сочетаний, требующих флексий, союзов и других средств, делаются понятными только в определенной ситуации.

Процесс формирования предложений у детей с алалией выявляет ряд особенностей на всех этапах развития. Отмечаются разные виды аграмматизма (экспрессивный аграмматизм — нарушение грамматического строя собственной речи, импрессивный — затруднения при понимании грамматических конструкций): структурный аграмматизм, семантический аграмматизм и аграмматизм, связанный с неправильным оформлением связей слов в предложении.

Под структурным аграмматизмом понимается нарушение количества и динамической линейной последовательности слов в предложении, нарушение порядка слов. Чаще этот вид аграмматизма отмечается при более тяжелой речевой несформированности. Ребенок отвечает одним-двумя словами в сочетании с жестом. При недостаточности лексико-грамматических и фонетических средств у ребенка отмечается развитие мимико-жестикуляторной формы общения. Для выражения мысли он употребляет преимущественно номинативную форму существительного в правильном или искаженном падежном варианте. Грамматический строй развивается при алалии замедленно и неравномерно, отмечаются недостатки формообразования и формоизменения, не усваиваются грамматические категории, синтаксические конструкции отличаются примитивностью.

Характерным является сочетание бедности использования лексико-грамматической вариативности слов и грамматических конструкций. Отсутствие набора семантических эквивалентов и доступных грамматических средств приводит к смысловым замещениям, к ограниченности выбора из ряда слов и грамматических моделей, необходимых для данного контекста.

Несформированность структуры предложения является при алалии следствием незрелости внутренних речевых операций — операций выбора слов и построения плана высказывания. Кроме того, ребенка затрудняет и сам процесс реализации отдельных слов и их сочетаний. Несформированность речевых операций (замысел, программирование, отбор и синтез речевого материала) выражается в том, что ребенок не умеет лексически и грамматически правильно оформить мысль Лексико-семантическая и лексико-грамматическая организация предложения неправильная, в ней отражается неполноценность предметных связей, воспринимаемых ребенком в окружающем. Это расценивается как семантический аграмматизм: диффузное расширение значения слова, замены ассоциативного характера и т. д.

Способы коррекции

Коррекционные мероприятия применяют только после прохождения медицинского обследования и лечения. Только в легких и не запущенных формах, данного дефекта речи, можно работать с логопедами и дефектологами по индивидуальной программе. Стоит сказать, что для каждого пациента подбирается курс коррекционных мероприятий, которые состоят из методик и логопедических техник, направленных на развитие речи.


Фото автора cottonbro: Pexels

В случае развития аграмматизма на фоне афазии, коррекционная работа ведется в зависимости от формы и степени тяжести афазии.

В ходе коррекционных мероприятий используется разный логопедических и педагогический материал, который провоцирует работу определенных участков головного мозга, и позволяет развивать и сохранять высшие психологические процессы.

Изображения с предметами развивают память, внимание и речь. В работе часто используют карточки Домана, которые помимо картинки включают в себя и название изображения

Самым простым примером может служить следующий вид работы: пациенту демонстрируется изображение и четко проговаривается его название, после чего нужно повторить слово

В работе часто используют карточки Домана, которые помимо картинки включают в себя и название изображения. Самым простым примером может служить следующий вид работы: пациенту демонстрируется изображение и четко проговаривается его название, после чего нужно повторить слово.

Специальные доски для написания слов. 

Пациент пишет слова и проговаривает их вслух.

Книги с изображениями повседневных потребностей облегчают понимание между пациентом и врачом.

Каждый случай индивидуален, давать верные прогнозы и назначать виды коррекционных работ в праве только врач.

Аграмматизм

Смотреть что такое «Аграмматизм» в других словарях:

аграмматизм — Нейропсихологическое нарушение, характерное потерей способности к анализу грамматического строя речи и грамматически правильному применению речи. Чаще всего наблюдается при очаговых органических поражениях коры височной и лобной долей… … Большая психологическая энциклопедия

АГРАММАТИЗМ — (от греч. а отрицат. частица и gramma буква), симптом, часто встречающийся при афазии и характеризующийся потерей способности придавать словам правильные этимологические формы или строить фразу согласно правилам синтаксиса (см, Акатафазия).… … Большая медицинская энциклопедия

аграмматизм — сущ., кол во синонимов: 2 • аграммафазия (1) • акатафазия (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

аграмматизм — а, м. agrammatisme m. 1900. Лексис. В психопатологии род афазии, телеграфический стиль в построении фраз (отсутствие предлогов, окончаний глаголов и т. п. ). Лексис. || расш. Характерной чертой синтаксиса ГС <глобальной сети, интернета>… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

АГРАММАТИЗМ — (от греч. agrammatos – нечленораздельный). Ошибки в грамматическом построении речи и в понимании значения грамматических конструкций, выражающих, например, семантические отношения с помощью флексий (книга сестры), порядка слов и др … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Аграмматизм — Аграмматизм нарушение речи, проявляющееся в трудностях при порождении или восприятии предложений. Все люди, страдающие аграмматизмом, имеют повреждения мозга в районе сильвиевой борозды. Содержание 1 Аг … Википедия

Аграмматизм — (от греч. agrammatos – нечленораздельный) – ошибки в грамматическом построении активной речи (экспрессивный аграмматизм) и в понимании значения грамматических конструкций, выражающих отношения с помощью флексий (брат отца), предлогов (под, над),… … Словарь-справочник по социальной работе

АГРАММАТИЗМ — (от лат. agrarnmatismus неграмотный) нарушение речи, выражающееся в неумении пользоваться грамматическим строем языка. У детей с нарушенной речью аграмматизм проявляется в недоразвитости грамматического строя; у взрослых выражается в утрате… … Профессиональное образование. Словарь

Аграмматизм — Син.: Аграммафазия. Нарушение способности понимать грамматические конструкции (импрессивный аграмматизм при сенсорной и семантической афазии) или нарушение грамматического строя собственной речи (экспрессивный автоматизм при афазии моторной… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

аграмматизм — (а + греч. grammata чтение, письмо; син. аграммафазия) нарушение способности пользоваться грамматическим строем речи … Большой медицинский словарь

Причины неправильного произношения

Формы ротацизма:

  1. Искаженное произношение.
  2. Отсутствие звука в речи ребенка.
  3. Замена одного звука другим.

Причины:

  1. Нарушения артикуляционной моторики и строения артикуляционного аппарата: короткая уздечка, узкий или увеличенный язык, нарушения прикуса, отсутствие зубов, высокое небо.
  2. Нарушение центральной регуляции дыхания. Нарушены ритм, координация вдоха и выдоха. Выдох происходит через нос при горловом произношении. Дефекты обусловлены изменениями мышечного тонуса, ограничением подвижности мышц гортани, мягкого неба, голосовых складок, языка и губ.
  3. Педагогическая запущенность. Ребенок не слышит грамотную речь в бытовых ситуациях, нет тренировки грамотности. Взрослые осознанно подражают его произношению, изменяя звуки, не исправляют некорректное звучание. Дошкольнику не читают литературных произведений, не ведут с ним долгих бесед.
  4. Нарушение фонематического слуха. Ребенок не различает фонемы родного языка, смешивает их, плохо понимает речь окружающих.

Нарушения слуха

Фонематический слух — способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы. С самого рождения дети осваивают родную речь способом подражания. К 4 годам у дошкольника формируется техника произношения всех звуков, кроме сонорных.

Логопедические упражнения для развития фонематического слуха, которые родители могут проводить самостоятельно:

  1. Взрослый называет ряд звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит загаданный.
  2. Взрослый хлопает в ладоши или стучит карандашом ритм, который ребенок должен повторить.
  3. Взрослый диктует звукосочетания, ребенок их повторяет.
  4. Взрослый показывает картинки, ребенок выбирает те, в которых есть загаданный звук.
  5. Взрослый называет слова правильно и неправильно, ребенок хлопает в ладоши, когда слышит правильный вариант.

Недостаточное развитие органов речи

Незрелость речевого аппарата — основная причина нарушения произношения у дошкольников. Речевой аппарат состоит из 2 отделов: центральный (отделы головного мозга) и периферический (язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть). Нарушения работы головного мозга диагностируются и корректируются нейропсихологом. Дефекты артикуляционного аппарата устраняет логопед-дефектолог в игровой форме.

Индивидуальное строение уздечки

Укороченная уздечка, аномалии ее расположения — дефект ротовой полости, который возникает в раннем детстве. Проблема эффективно решается хирургическим путем, при своевременном обращении к специалисту подъязычная связка растягивается с помощью упражнений и логопедических инструментов.

Проблемы с речевым дыханием

Речевое дыхание — основа звучащей речи. Оно отвечает за голосообразующую и артикуляционную функции. Речевое дыхание — возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звуков. Вдох при этом короче выдоха в 5-8 раз. На длительном выходе и образуется речь. При корректном речевом дыхании ребенок говорит четко и выразительно, соблюдает паузы.

Дошкольники не контролируют себя, начинают говорить на вдохе или на остаточном выходе, набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это сказывается на правильном произношении. Если ребенок не выговаривает «Р», начинать работу по коррекции следует с дыхания.

Что такое аграматизм?

Аграмматизм считается изменением языка афазии. Его наиболее заметной особенностью является то, что у человека есть языковой дефицит, который проявляется в недостатках, относящихся к морфологическим структурам. То есть ему очень трудно соединить слова в предложении, образуя синтаксически подходящие последовательности.

Эта неудача обычно появляется у пациентов с диагнозом афазия Брока. Тот факт, что это создает трудности для создания синтаксических конструкций, заставляет его рассмотреть еще один симптом в этом типе афазии.

Однако после развития когнитивной нейропсихологии в середине двадцатого века стало ясно, что аграмматизм был гораздо более сложным и мог наблюдаться у пациентов, которые не отвечают другим требованиям классической диагностики афазии. Брока. Кроме того, индивидуальные различия между пациентами были более чем заметными.

В тот же момент начались огромные дебаты о том, можно ли считать аграматизм подтвержденной афазной категорией.. Это противоречие все еще сохраняется сегодня, есть разногласие между теми, кто защищает аграматизм как афазический синдром, и тем, что они противостоят его обоснованности как таковой..

Формы нарушения

Специалисты выделяют две основных формы аграмматизма:

Сенсорные изменения обусловлены нарушением возможности чувствовать, воспринимать звуковой сигнал.

Моторные нарушения в центре Брока вызывают трудности управления мышцами гортани, языка, челюстей, которые не позволяют хорошо воспроизводить речь. Часто больной может произнести только основные слова.

Его речь напоминает текст телеграфного сообщения, в котором преобладают имена существительные или, наоборот, присутствуют только глаголы. Такие специфические особенности позволяют уточнить локализацию участка мозга с нарушенной деятельностью.

Больные с этой формой афазии практически не испытывают трудностей в назывании или актуализации автоматизированных рядов, они легко повторяют отдельные слова, однако при повто­рении предложений допускают грамматические ошибки. Дефек­ты речи особенно ярко проявляются в собственной речи боль­ных. При наиболее выраженной форме аграмматизма речь со­стоит из серий номинаций: вот… фронт… и вот… наступление… вот… взрыв… и вот… ничего… вот операция… При менее выра­женной форме больные строят «предложения», первое имя в ко­торых — одушевленное существительное, называющее агента действия; все существительные стоят в именительном падеже или, реже, в случайных падежах, форма глагола — случайна, нередко встречается пропуск или постпозиция глагола: Маль­чик пошел школа; Дед читают газету; Кошка… курица… несла; Мальчик… уроки… нет! делает уроки; Я пошла соседи… соседи пошли —я (Я ходила в гости к соседям, а они — ко мне). В по­следнем примере особенно отчетливо видна роль порядка слов для выражения различных семантических ролей. Этот факт свидетельствует о том, что в построении высказывания боль­ные пользуются правилами семантического синтаксиса.

При еще более легкой форме возможно употребление неко­торых правил поверхностного синтаксиса (например, передача прямого объекта винительным падежом, овладение небольшим набором наиболее частых грамматических структур).

Свойственные больным грамматические трудности проявля­ются не только в собственной речи, но и в понимании. Хотя эти больные довольно хорошо понимают бытовую речь, ее понима­ние основывается на знании контекста, жизненном опыте. Если же больные попадают в ситуацию, где необходима расшифров­ка грамматического значения, как, например, при понимании обратимых конструкций (Ваню догоняет Петя), то дефекты по­нимания становятся очевидными. Больные с разной степенью аграмматизма используют разные стратегии для понимания та­ких конструкций. Больные с более грубыми формами аграм­матизма принимают первое имя за название агента, т. е. пользуются правилами семантического синтаксиса, больные с менее выраженным аграмматизмом пытаются учитывать грамматиче­ские признаки .

Методы лечения

Аграмматизм – это неврологическое расстройство, требующее помощи квалифицированных специализированных докторов. Медицинское лечение в зависимости от возраста, тяжести состояния больного может включать медикаментозный курс, рефлексотерапию, физиотерапевтические процедуры, воздействие гипнозом.

Коррекция состояния лекарственными препаратами может значительно улучшить кровообращение клеток мозга, сделает более эффективной их функционирование.

Воздействие на активные точки при рефлексотерапии может осуществляться разными методами:

  • механически;
  • термически;
  • электрическим разрядом;
  • лучами лазера;
  • электромагнитными волнами;
  • фармацевтическими препаратами;
  • имплантацией инородных элементов;
  • комбинированием техник.

Авторские методики, апробированные многолетним опытом применения? различаются по выбору чувствительных точек на теле пациента и методов действия на них.

Положительные изменения наблюдаются при физиотерапии экспрессивного аграмматизма. При проблемах сенсорного характера правильный выбор физиотерапевтических методов помогает улучшить восприятие больным звуков.

Влияние аномалий моторного характера минимизируется восстановлением активности мышц гортани, челюсти, языка.

Аграмматизм, как и другие нейропсихологические расстройства, поддаются коррекции профессиональным гипнозом, с помощью которого улучшается качество произносимой речи.

Алгоритм лечения подбирают специалисты индивидуально. Помимо медицинской помощи больному в период восстановления понадобится помощь психологов, логопедов, педагогов.

Коррекция

Логопедические занятия необходимо начинать параллельно с медицинскими мероприятиями или непосредственно после них. Так, помощь слабослышащим детям, прежде всего, должна включать рациональное слухопротезирование, занятия с сурдологом. При ОНМК, повлекшем за собой афазию, требуется комплексная медикаментозная, нейропсихологическая, физическая и речевая реабилитация. При тахилалии благоприятный фон для логопедической коррекции достигается с помощью физиотерапии, водолечения, курса массажа. Тактика речевой терапии определяется с учетом ведущего синдрома.

Совершенствование грамматического строя

Для формирования грамматического строя языка необходимо с раннего детства много общаться с ребенком, читать качественную детскую литературу, окружить его достойными речевыми примерами для подражания. Не следует повторять аграмматизмы ребенка, необходимо сразу исправить допущенные ошибки, произнеся правильный образец. Для речевого развития полезны грамматические игры, помогающие автоматизировать нормативные варианты словообразования («Один-много», «Большой-маленький», «Чего не стало» и др.).

Коррекция ОНР

Коррекционное обучение детей с ОНР проводится в специализированных логопедических группах ДОУ, начиная с 4 лет. Аграмматизмы должны быть преодолены к началу обучения в школе. На занятиях логопед уточняет и расширяет лексический запас у детей, развивает понимание речи, формирует навыки словоизменения, словообразования, использования простых распространенных и сложных предложений. По мере совершенствования лексико-грамматических средств развивается связная речь, формируется умение составлять рассказ, пересказывать услышанное.

Параллельно устраняют фонетические пробелы, фонематическое недоразвитие, нарушение слоговой структуры. В подготовительной группе работают над формированием элементарных навыков чтения, письма. В процессе занятий используют физкультминутки, артикуляционную гимнастику, фонетическую ритмику, упражнения для развития мелкой моторики, по показаниям – логопедический массаж.

Коррекция дисграфии

Поскольку письменные аграмматизмы являются следствием общего речевого недоразвития, их коррекция проводится по тем же основным направлениям

Дополнительное внимание на занятиях уделяется изучению морфологического состава слова и синтаксической структуры предложения. Закрепление грамматических норм и правил производится не только в устных, но и письменных упражнениях

Восстановительная работа при афазии

Различные виды афатических расстройств требуют дифференцированного подхода к речевой реабилитации. Для устранения импрессивного аграмматизма при семантической афазии ведется работа по преодолению нарушений пространственного восприятия, восстановлению понимания логико-грамматических конструкций. При сенсорной афазии больного учат понимать ситуативную речь, дифференцировать фонемы, грамматически правильно формулировать фразу.

После растормаживания устной речи у больных с моторными афазиями переходят к выработке правильных артикуляционных поз и переключений, преодолению грамматических искажений (составление развернутых предложений, правильное использование предлогов и союзов и пр.), восстановлению чтения и письма.

Основная задача при динамической афазии ‒ стимулирование речевой активности, тренировки в словоизменении, конструировании фраз различных синтаксических моделей. В целях преодоления аграмматизма у пациентов с акустико-мнестической афазией проводится работа по расширению слухо-речевой памяти, составлению сложных предложений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: