Динамическая афазия

Афазия. характеристика динамической афазии презентация

СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ

Возможности профилактики

Предупреждение развития динамической афазии основывается на профилактики ее причин: атеросклероза, сахарного диабета, инфекционных поражений ЦНС и пр. Для этого, врачи рекомендуют придерживаться следующих советов:

  1. Соблюдать рациональное питание. Из рациона исключается жирное мясо, простые углеводы, в первую очередь в виде кондитерских и хлебобулочных изделий. Предпочтение отдают рыбе, нежирному мясу (курятина, крольчатина), фруктам, овощам, орехам и ягодам.
  2. Необходимо полностью исключить вредные привычки: табакокурение, употребление спиртного и наркомании.
  3. Регулярно заниматься спортом. Взрослому человеку необходимо как минимум 90-120 минут в неделю проводить с активными физическими упражнениями. Для профилактики хорошо подходят кардиотренировки, плавание и посещение тренажерного зала.
  4. Для предупреждения клещевого энцефалита при проживании или посещении эндемичных районов необходимо заранее провести специфическую профилактику.
  5. При наличии любых хронических заболеваний следует соблюдать рекомендации врача при их лечении, а в случае обострения или появления новых симптомов, незамедлительно обращаться за медицинской помощью.

Следование простым советам позволяет существенно снизить риски развития афазии, связанные с органическим поражением центральной нервной системы.

Динамическая афазия характеризуется нарушениями спонтанной речи и проявляется речевой дисфункцией. Человек избегает активных высказываний, так как они односложны и носят стереотипный характер. Выявление заболевания на начальных этапах его развития на фоне комплексного лечения, позволяет добиться восстановления речи и устранения сопутствующих неврологических и психологических симптомов.

: Амнестическая афазия

,Транзиторные ишемические атаки, инсульт и другие повреждения головного мозга могут привести к развитию афазии.,Афазия представляет собой системное расстройство речевой функции у человека. Это большая группа патологических проявлений,При нарушениях речи, связанных с расстройством слухоречевой памяти, врачи выставляют диагноз «Акустико-мнестическая афазия». Патология,Сенсорная афазия — это острое нарушение неврогенного происхождения, при котором наблюдается расстройство восприятия устной

Диагностика

Речевые нарушения выявляются при первой попытке установления вербального контакта. Данные анамнеза помогают предположить характер церебрального поражения. Дальнейшие обследования направлены на уточнение вида афазии, её дифференцировку от психогенных, артикуляционных расстройств, определение этиологии, характера и размеров происходящего в церебральных тканях патологического процесса. Перечень диагностических исследований включает:

  • Осмотр невролога. На первый план выходят особенности поведения, замедленность мышления, невнимательность, эмоциональная обеднённость больного, отсутствие активной речи. Двигательная сфера преимущественно сохранна. Наблюдается апраксия.
  • Консультацию логопеда. Диагностика устной речи выявляет характерные симптомы, позволяет определить степень и вид динамической афазии. Дополнительно проводится диагностика письменной речи, относительная сохранность которой помогает дифференцировать динамическую форму афазии от прочих нарушений.
  • Консультацию психиатра. Необходима для исключения психогенного мутизма, выявления психических расстройств, «лобной психики». Включает беседу, психологическое тестирование, наблюдение за поведением больного.
  • Церебральную томографию. Позволяет уточнить морфологический субстрат основного заболевания. В случае ЧМТ, посттравматической гематомы, поражения мозговых оболочек предпочтительно проведение КТ головного мозга. В диагностике нарушений церебрального кровообращения, внутримозговых опухолей, дегенеративных процессов применяется МРТ головного мозга. Исследование церебрального метаболизма производится при помощи ПЭТ-КТ, МР-спектроскопии.
  • Сосудистые исследования: ультразвуковую допплерографию, дуплексное сканирование, МРТ церебральных сосудов. Назначаются при подозрении на цереброваскулярный характер патологии. Дают возможность определить скорость кровотока, место и степень окклюзии.
  • Люмбальную пункцию. Показанием к исследованию служит подозрение на инфекционно-воспалительный процесс. В подобных случаях анализ цереброспинальной жидкости подтверждает цитоз с увеличением нейтрофилов (при гнойном характере инфекции), моноцитов (при вялотекущем воспалении). Возможно определение возбудителя путём проведения ИФА, ПЦР-диагностики ликвора.

Динамическая афазия дифференцируется с иными речевыми расстройствами. Снижение речевой продукции отличает её от акустико-гностической и акустико-мнестической афазии, характеризующихся логореей. При афферентной моторной афазии экспрессивная речь тотально затруднена, артикуляция нарушена, наблюдаются сложности фонации отдельных звуков, что отсутствует при динамической форме. Психогенный мутизм отличается флюктуацией симптоматики, её зависимостью от психологической обстановки, наличием сопутствующих психических отклонений.

Профилактика и прогноз для пациентов

Восстановление речи пострадавшего зависит от целого комплекса факторов, главенствующую роль из которых играют:

  • Локализация и объём поражённой мозговой ткани;
  • Уровень расстройства речи;
  • Время от начала реабилитации после травмы или сосудистого поражения;
  • Возраст пострадавшего и его общее состояние.

Самые лучшие результаты ожидаемо наблюдаются у лиц более молодого возраста, однако, не стоит унывать, так как реактивность компенсаторно-восстановительных резервов у каждого человека развита по-разному и при интенсивной реабилитации её можно значительно активизировать.

Профилактика главным образом заключается в предупреждении возникновения повторных или рецидивирующих эпизодов заболевания, провоцирующего развитие афазии. С этой целью необходимо своевременно и регулярно проходить диагностическое обследование и проводить коррекцию даже незначительных отклонений от нормы. Пациенты уже столкнувшиеся с клинически выраженными формами афазии и прошедшие реабилитацию всё равно периодически должны наблюдаться у неврологов или нейрохирургов.

Клинический институт мозга Рейтинг: 4/5 — 2 голосов

Общие принципы коррекционной работы

Лечение подбирается совместно с врачом-неврологом. Исходя из причин расстройства, оно может быть хирургическим (при опухолевом процессе), направленным на устранение сосудистой патологии и её последствий (при инсульте), антибактериальным (при нейроинфекции) или гормональным. На фоне терапии проводится логопедическая коррекция.

Работа с логопедом продолжается 2-3 года, а затем переходит во встречи раз в 6 месяцев для контроля состояния. Длительность занятия начинают с 15 минут в сутки, постепенно доводя до часа. Встречи должны быть ежедневными, чтобы речь восстановилась полностью и не возникали «откаты» до прежнего уровня из-за перерывов.

Начинать коррекционную работу стоит с первых дней обнаружения патологии. При серьёзном поражении мозга возможно пассивное участие больного. Для этого используют приёмы, направленные на снятие тормозного влияния нервной системы на центры речи. Такая тактика позволяет избежать формирования автоматизма речи. Занятия помогают восстановить письмо, понимание слов, экспрессивную окраску и способность к чтению.

Для пациента важно найти мотивацию к занятиям и обеспечить самоконтроль за речью и правильностью выполнения упражнений. При динамической афазии используют методику внешних опор, которая позволяет вернуть способность составлять развёрнутые фразы при помощи специальных фишек

В результате связная речь возвращается.

Негативные последствия и прогноз

Основное осложнение афазии — нарушение коммуникации больного с окружающими его людьми, что негативно сказывается на его личной и профессиональной жизни. В случае трудностей пациент не может попросить помощь у окружающих

Последствия заболевания связаны и с нарушениями когнитивных функций — снижается способность концентрировать внимание, запоминать информацию и воспроизводить ее. При развитии синдрома “лобной психики”, поведение не критично, наблюдается скудность эмоционально-волевого компонента личности

Прогноз для больного зависит от времени выявления патологии, степени повреждения головного мозга и комплексности проводимых реабилитационных мероприятий. Если имеет место обширный инсульт, агрессивная злокачественная опухоль или тяжелое травматическое повреждение ЦНС, то восстановление речи невозможно или может быть частичным. При раннем начале терапии на фоне минимальных изменений в головном мозге, реабилитация позволяет постепенно формировать активные высказывания и нормализовать социальную жизнь человека.

Развитие синдрома «лобной психики» является негативным фактором прогноза. При данном состоянии имеет место обширное функциональное нарушение работы фронтальной коры, что сложно купируется с помощью психотерапии, лекарственных средств и других видов лечения.

Афазия

Афазия (греч. aphasia утрата речи) — расстройство речи, при котором частично или полностью утрачивается возможность пользоваться словами для выражения мыслей и общения с окружающими при сохранности функций артикуляционного аппарата и слуха, достаточного для восприятия элементарных речевых звуков.

Термин «афазия» предложен Труссо (A. Trousseau) в 1864 г.

При афазия страдают высшие механизмы речевой функции, осуществляемые второй сигнальной системой, нарушаются анализ и синтез условных речевых рефлексов — слов, являющихся, по И. П. Павлову, сигналами сигналов.

При афазии выделяются два основных вида речевых нарушений — сенсорная, рецептивная, импрессивная афазия (непонимание речи окружающих) и моторная, экспрессивная афазия (нарушение устной речи). Афатические расстройства наблюдаются при поражении преобладающего, доминантного полушария головного мозга в отношении речевой функции.

Афазии необходимо отличать от речевых расстройств с сохранением словесной сигнализации, зависящих от нарушений механизмов речи более низкого уровня.

От моторной афазии нужно отличать анартрию, дизартрию — утрату, расстройство устной речи вследствие центрального или периферического паралича, пареза голосовых и артикуляционных мышц. При анартрии, дизартрии больной не может говорить или же произносимые им звуки речи нечеткие, смазанные, хотя общая схема произносимого слова сохранена, тогда как у больного моторной афазией сохранен артикуляционный аппарат, он мог бы говорить, но «не умеет», не может найти нужную артикуляцию. По образному выражению Брока (Р. Вгоса), у больного потеряна память приемов произношения; слова, которые имеются в его распоряжении, он произносит ясно.

От сенсорной афазии следует отличать нарушения речи при глухоте или тугоухости на оба уха; больной не понимает речь окружающих потому, что не слышит, тогда как больной афазией, обладая достаточной остротой слуха, не понимает значения слышимых слов.

Этиология, классификация и патофизиология афазий. Афазия наблюдается при заболеваниях головного мозга разной этиологии: сосудистых, воспалительных, опухолевых, травматических поражениях, атрофических процессах в головном мозге — болезнях Пика, Альцгеймера и других. Могут возникать кратковременные афатические приступы при сосудистых церебральных кризах, мигрени, эпилептическом припадке (аура). Её изучают исследователи разных специальностей — невропатологи, физиологи, психологи, нейрохирурги, логопеды и другие, однако в сложной проблеме афазии остаётся ещё ряд невыясненных, спорных вопросов.

Первые описания афазических расстройств появились в середине 17в., но, в сущности, история и классический этап изучения афазии начинаются со времени опубликования в 1861 г. парижским хирургом и анатомом Брока его знаменитого труда. На основании данных клинико-анатомического сопоставления он показал, что при моторной афазии поражается нижняя (третья) лобная извилина левого полушария кпереди от корковых центров движений губ, языка и гортани. Этот участок мозга, по мнению Брока, является моторным центром речи, хранилищем двигательных образов слов, при выпадении которых нарушается устная речь. В 1874 г. появилась работа Вернике (К. Wernicke), в которой было показано, что при сенсорной афазии поражается задняя треть верхней височной извилины левого полушария. Вернике считал, что им был открыт слуховой центр речи (хранилище слуховых образов слов), имеющий основное значение в речевой деятельности. Затем появились сообщения об открытии других речевых центров с более ограниченными функциями: центр чтения в угловой извилине, описанный Дежерином (J.Dejerine, 1914), и центр письма в средней лобной извилине левого полушария, описанный Экснером (S. Ехпег, 1881).

При поражении первого наблюдается изолированное нарушение чтения — алексия (словесная слепота), при поражении второго — аграфия (нарушение письма).

В 1884—1885 гг. Вернике и Лихт-гейм (L. Lichtheim) предложили классификацию афатических расстройств, которая в дальнейшем получила известность под названием «классическая классификация». В этой классификации было представлено семь форм афазии Две основные — корковая моторная и корковая сенсорная, которые наблюдаются при поражении центра Брока и центра Вернике.

Динамическая афазия – отличия от других типов расстройства

Динамическая афазия – это нарушение способности вербального выражения. Человек не может выражать свои мысли, составлять предложения. Спонтанная речь сводится к односложным ответам. Нарушенное понимание более сложных предложений, но проблемы с именами или повторениями отсутствуют. Также учитывается расширение очага поражения, следовательно, усиливается влияние на интеллектуальные способности человека.

Отличия между отдельными типами расстройства обусловлены пораженными участками мозга. При конкретном типе афазии поражается определенный блок и зона.

Мозг имеет 3 функциональных блока, обеспечивающих сложные психические процессы:

  1. 1 блок. Регулирование сознательного состояния. Играет роль в управлении бодрствованием, сознанием. Его поражение напрямую связано с опасными для жизни условиями.
  2. 2 блок. Участвует в получении, обработке и хранении информации, получаемой извне через органы чувств (зрительные, слуховые, кинетические).
  3. 3 блок. Обеспечивает большую часть исполнительных процессов, планирование и осуществление деятельности организм. Этот блок регулирует и контролирует психическую деятельность, отвечает за последовательность действий.

Зональное разделение включает 3 зоны:

  1. Первичная зона. Служит для получения импульсов и информации от органов чувств.
  2. Вторичная зона. Обрабатывает информацию, полученную из первичной проекционной зоны, затем передавая ее в третичную зону.
  3. Третичная зона. Это область символических процессов, оперирующая словесным значением, сложными грамматическими и логическими структурами, числовой системой, абстрактными отношениями.

Отдельные блоки в процессе развития дифференцируются постепенно. Предпосылка к нормальному развитию — не пораженные первичные зоны, из которых исходит развитие других зон. В психологической активности человека ведущую роль играет доминирование третичной зоны.

Характерные отличия динамической афазии от других типов расстройства (в соответствии с поражаемыми блоками, зонами, присутствующей симптоматикой) описаны в таблице:

Тип афазии Динамическая Эферентная моторная Афферентная моторная
Основные признаки Неспособность вербального выражения Нарушение артикуляции Нарушение членораздельной речи
Вторичные признаки Недостаточное повторение Влияние на беглость движения при чтении и письме Расстройство артикуляции гласных
Локализация Прецентральная Прецентральная Постцентральная
Блок III III II
Зона Третичная Вторичная Вторичная
Тип афазии Сенсорная Акустико-амнестическая Семантическая
Основные признаки Нарушение понимания Расстройство артикуляции Нарушение грамматической структуры
Вторичные признаки Расстройство фонематического слуха Неспособность запомнить слова или слоги Искаженное исчисление и ориентация в пространстве
Локализация Постцентральная Постцентральная Постцентральная
Блок II II II
Зона Вторичная Вторичная Третичная

Очаги поражения при динамической афазии

Расстройство появляется вследствие поражения следующих частей головного мозга:

  1. Кортикальная область – место поражения находится преимущественно в лобной доле, на теменной и лобно-височной границе.
  2. Блок – III.
  3. Зона – третичная.

Причины динамической афазии

В основе формирования патологического процесса лежит нарушение функционирования корковых структур в области центра речи головного мозга. В случае динамической афазии у больных повреждается задне-лобные отделы левого полушария – в месте, локализующимся в непосредственной близости от зоны Брока. Этот факт влияет на особенности проявления данной формы афазии – снижение произнесённой речи. Речь пациента становится «бедной», отсутствуют или пропускаются глаголы, больному требуются стимулирующие вопросы.

Существует достаточно большое количество факторов риска, к основополагающим из которых относят:

  • Отягощённый семейный анамнез;
  • Пожилой и старческий возраст;
  • Заболевания сосудов в том числе атеросклероз;
  • Артериальная гипертензия;
  • Ревматические заболевания сердца;
  • Механические травмы и оперативные вмешательства на головном мозге.

Среди причин афазии первенство занимают сосудистые заболевания головного мозга – дисциркуляторные энцефалопатии, острые нарушения мозгового кровообращения. Кроме этого, к афазии приводят заболевания воспалительного характера (менинго-энцефалит, абсцесс головного мозга), заболевания центральной нервной системы хронического течения – болезнь Пика, болезнь Альцгеймера, онкогенные заболевания доброкачественного и злокачественного характера, черепно-мозговые травмы.

Приемы коррекционно-педагогической работы:

  1. обучение обращению к собеседнику с вопросительными словами, заранее данными больному,
  2. разыгрывание речевых этюдов, в которых «ведущим» является больной,
  3. составление фраз по простым сюжетным картинкам и рассказов по сериям картинок,
  4. составление фраз по опорным словам,
  5. составление вариантов фраз,
  6. заканчивание начатых фраз,
  7. чтение и пересказ прочитанного по вопросам, по плану, по самостоятельно составленному плану,
  8. рассказ на заданную тему, подбор синонимов, антонимов.

В результате двухмесячных логопедических занятий больной научился составлять фразы по сюжетной картинке и по опорным словам. При стимуляции вопросами стало доступно составление распространенного высказывания. Улучшился пересказ прочитанного. Остались трудности варьирования высказывания при составлении фразы, наблюдаются персеверации. Синтаксические конструкции однообразны, стереотипны.

Таким образом, при динамической афазии главной задачей обучения является восстановление активной устной связной речи путем восстановления предикативных связей речи и синтаксической схемы высказывания; моторная же сторона речи остается здесь относительно сохранной и не является предметом методического воздействия. Именно с этой целью применяется метод программирования порождения фразы и высказывания, психологическая сущность которого заключается в экстериоризации, развертывании и материализации тех действий и операций, которые в норме протекают в свернутой и интериоризованной форме на уровне внутренней речи. С помощью программ вся структура порождения высказывания переводится с уровня внутренней речи на материализованный уровень действий (и обратно).

Степень материализации структуры порождения высказывания постепенно сокращается, принимая другие формы (движение руки сменяется движением глаз и т. п.), затем переходит на уровень громкой речи «про себя». Этот уровень замещает у больного программирование высказывания на уровне внутренней речи. Отработанная программа операций на этом уровне становится для больного его собственным внутренним способом порождения высказывания, который отличается от нормального более произвольным уровнем выполнения программы операций, ее развернутостью и меньшей обобщенностью операций.

Причины динамической афазии

Речевое расстройство обусловлено очагом поражения заднелобных отделов префронтальной коры левого полушария, относящихся к третичным полям 3-го функционального блока. Наиболее часто наблюдается травматическая, сосудистая, опухолевая этиология. Основными этиофакторами выступают:

  • Черепно-мозговые травмы. Повреждение тканей лобной доли происходит в результате сотрясения, размозжения, внутреннего кровоизлияния. Вторичное поражение нейронов провоцируется нарастанием посттравматического отёка, развитием воспалительных процессов, увеличением внутримозговой гематомы, приводящей к компрессии окружающих тканей.
  • Цереброваскулярная патология. Чаще появление речевых нарушений связано с острыми сосудистыми катастрофами (ишемическим, геморрагическим инсультом) в бассейне передней мозговой артерии. К дисфункции нейронов коры также способна привести хроническая ишемия головного мозга, возникающая при церебральном атеросклерозе, гипертонии, сахарном диабете, амилоидозе сосудов.
  • Инфекционно-воспалительные заболевания. Формирующиеся в лобных отделах воспалительные очаги различной этиологии вызывают фокальное повреждение лобной коры, нарушение её взаимосвязей с иными церебральными структурами. В результате развивается дисфункция отделов мозга, отвечающих за речевой праксис.
  • Церебральные опухоли лобной локализации (глиомы, астроцитомы). При инвазивном типе опухолевого роста гибель нейронов обусловлена их деструкцией, при относительно доброкачественности процесса дисфункция вызвана компрессией мозговых тканей вследствие роста новообразования. Сдавление и опухолевая инвазия лобной коры также возможны при локализации неоплазии в оболочках мозга (менингиомы, меланомы).
  • Дегенеративные процессы. Болезнь Альцгеймера, лейкодистрофии, болезнь Пика сопровождаются прогрессирующей дегенерацией церебральных структур, в том числе лобной коры. Дегенеративные процессы приводят к утрате нейронами их основных функций, апоптозу. В начальной фазе заболевания наряду с иными нарушениями праксиса может развиться динамическая афазия.

Степень развития нарушения

Выделяют несколько уровней развития динамической афазии. Каждый из них характеризуется своей симптоматикой и глубиной поражения головного мозга. Степени тяжести заболевания:

  1. Легкая. Спонтанная речь развернута, но в ней преобладают фразы, часто употребляемые в повседневности и быту. Ребенок может легко пересказать текст, но без использования длинных или сложных предложений. Наблюдаются трудности при перечислении дней недели или месяцев в обратном порядке.
  2. Средняя. Речь состоит преимущественно из коротких и простых фраз. В ней во множестве присутствуют шаблонные выражения. Проявляются признаки нарушения плавности речи. Отмечаются эхолалии (автоматическое повторение чужих слов). Пересказ текста осуществляется чаще по формату ответов на вопросы.
  3. Тяжелая. Спонтанная речь отсутствует практически полностью. Монолог изобилует речевыми штампами, отмечаются эхолалии. Ребенок неосознанно повторяет услышанные слова и короткие фразы. Он не может пересказать даже короткий текст или составить предложение по сюжетной картинке. Ответы на вопросы односложные: чаще «да» или «нет».

Для выбора оптимальной схемы лечения определение степени тяжести заболевания крайне необходимо. В зависимости от уровня проявления патологии производится подбор коррекционных методик и назначение лекарственных препаратов, стимулирующих работу головного мозга.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: