Коррекция при афазии

Характеристика нарушений высших психических функций при афазии

Апраксии

Апраксия — расстройство произвольных целенаправленных действий, двигательных навыков при сохранности составляющих их элементарных движений.

Идеаторная апраксия

следствие поражения премоторной зоны коры лобной доли доминантного полушария

невозможнос- тью составить план последовательных действий, необходимый для выполне- ния не заученного ранее сложного двигательного акта, при этом больной не в состоянии корригировать свои действия. Однако если такое действие было заучено раньше, то оно может быть выполнено автоматически за счет уже сложившихся рефлекторных механизмов.

Идеомоторная апраксия

поражения коры премоторной зоны доминантного полушария большого мозга

нарушено выполнение действий по заданию (сжать кулак, зажечь спичку и т.п.), тогда как действия эти при выполнении автоматизированных двигательных актов больным выполняются правильно. Особенно сложно для больного имитировать действия с отсутствующими предметами: показать, как размешивается в стакане сахар, как пользоваться ложкой, молотком, расческой и т.п.

Моторная

при поражении нижних отделов левой лобно-теменной области

нарушением осуществления двигательного акта при сохранной возможности его планирования,

при этом невыполнимы и действия по подражанию, а также и по заданию. Однако осуществляемые движения оказываются нечеткими, неловкими, зачастую избыточными, плохо координированными. Больной не может выполнить символические движения (погрозить пальцем, отдать честь и т.п.).

Лобная апраксия

поражения премоторной области лобной доли.

следствие нарушения возможности программирования и выполнения последовательной серии движений. Проявляется расстройством их темпа и плавности, нарушением «кинетической мелодии», необходимых для данного целенаправленного действия. Характерна тенденция к двигательной персеверации (повторению элементов двигательного акта или всего движения), общему мышечному напряжению. Больной при этом не может отстучать в определенной последовательности серию из сильных и слабых ритмических ударов, при письме отмечается повторение отдельных букв или их элементов.

Конструктивная апраксия

поражения коры угловой извилины, области внутритеменной борозды и прилежащих отделов затылочной доли

апраксия, при которой затруднено размещение предметов в двухмерном и трехмерном пространствах, при этом больной не может сложить целое из частей, например заданную фигуру из спичек или из мозаики, кубиков, сложить рисунок из его фрагментов и т.п. Подобные дейс-

твия больной не может выполнить как по заданию, так и в результате подражания

Апраксия одевания (синдром Брейна

правой теменно-затылочной области

нарушение одевания в связи с тем, что больной путает стороны одежды, обычно особенно трудно надевание левого рукава, левого ботинка

Кинестетическая, или афферентная, апраксия

поражения зон коры теменной области, прилежащих к постцентральной извилине,

сопровождается расстройством тонких дифференцированных движений. Является следствием дефицита информации о положении частей тела в пространстве (нарушение обратной афферентации), что ведет к расстройству движений. В период активного движения больной не может контролировать ход его выполнения, поэтому движения становятся неуверенными, нечеткими, особенно затруднены движения, требующие значительной сложности. Кинестетическая апраксия включает в себя элементы идеомоторной и кинетической апраксий

Пространственная апраксия

Апраксия взора

Апраксия ходьбы

Пространственная апраксия — расстройство пространственно ориентированных движений и действий. Проявляется, например, при имитации движений рук врача, находящегося напротив пациента при пробах Г. Геда (H. Head, 1861-1940).

Апраксия взора — отсутствие произвольных движений глазных яблок в стороны при сохранности непроизвольных движений взора. Например, больной не может поворачивать взор по заданию, но следит глазами за перемещающимся предметом.

Апраксия ходьбы характеризуется нарушением ходьбы при отсутствии двигательных, проприоцептивных, вестибулярных расстройств, наблюдается при поражении коры лобных долей (премоторной области).

Коррекционно-педагогическая работа по преодолению афазии

Большой вклад по разработке принципов и приемов преодоления афазии внесли Э.С. Бейн, М.К. Бурлакова (Шохор-Троцкая), Т.Г. Визель, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова.

При разработке плана коррекционно-педагогической работы следует придерживаться следующих положений:

После завершения обследования больного, логопед определяет, какая область второго или третьего «функционального блока» мозга больного пострадала в результате инсульта или травмы, какие области мозга больного сохранены. Сохранность функций правого полушария и третьего «функционального блока» левого полушария позволяет воспитать у больного установку
на восстановление нарушенной речи.

Выбор приемов коррекционно-педагогической работы зависит от этапа, или стадии восстановления речевых функций.

Коррекционно-педагогическая система занятий предполагает такой выбор приемов работы, который позволил бы либо восстановить первично нарушенную предпосылку (при ее неполной поломке), либо реорганизовать сохранные звенья речевой функции.

Независимо от того, какая первичная нейропсихологическая предпосылка оказывается нарушенной, при любой форме афазии ведется работа над всеми сторонами речи: над экспрессивной речью, пониманием, письмом и чтением.

При всех формах афазии восстанавливается коммуникативная функция речи, развивается самоконтроль за ней.

При всех формах афазии ведется работа над восстановлением словесных понятий, включением их в различные словосочетания.

В работе используются развернутые внешние опоры и постепенная их интериоризация по мере перестройки и автоматизации нарушенной функции.

Динамика восстановления нарушенных речевых функций зависит от места и объема очага поражения, от формы афазии, сроков начала восстановительного обучения и преморбидного уровня больного.

При афазиях, возникших вследствие кровоизлияния в мозг, речь восстанавливается лучше, чем при тромбоэмболии сосудов головного мозга или обширных травмах мозга. Афазические расстройства у 5-6 летних детей (в большинстве случаев травматического происхождения) преодолеваются быстрее, чем у школьников и взрослых.

Опыт других людей

Афазия – это расстройство речи, которое возникает из-за поражения мозга. Люди с афазией испытывают трудности в выражении и понимании речи. Симптомы могут варьироваться от слабых до тяжелых, в зависимости от области мозга, которая повреждена. Существует несколько видов афазии, включая бродмановские формы, а также сенсорную и моторную афазию. Люди, столкнувшиеся с этим расстройством, могут испытывать чувство изоляции и недопонимания. Однако с помощью речевой терапии и поддержки окружающих, большинство пациентов с афазией могут улучшить свои навыки общения и качество жизни.

Причины

Факторы развития изучены достаточно, потому врачи хорошо понимают, что становится причиной расстройства.

Лидером по числу случаев расстройства выступает инсульт. Ишемический провоцирует тяжелые дефицитарные неврологические явления почти вполовину реже, чем его геморрагический собрат. Проблема при геморрагическом инсульте также в том, что имеется дополнительный фактор поражения — формирование сгустка крови, гематомы, которая компрессирует ткани мозга и провоцирует дальнейшее их отмирание и выраженную неврологическую дисфункцию. Дефицит не ограничивается одной афазией почти никогда, присутствуют иные явления. При инсульте афазии устраняются в рамках реабилитации. На все есть около года-двух. Затем изменения приобретают необратимый характер.

Травмы. Достаточно и обычного сотрясения, чтобы сформировался неврологический дефицит. Насколько выраженный, зависит от характера отклонения. При наличии структурных изменений, выраженных органических проблем, например, при разрыве кровеносного сосуда и образовании гематомы, симптоматика будет идентичной таковой при инсульте или даже тяжелее. Сразу после получения травмы нужно транспортировать пострадавшего в больницу для проведения МРТ головного мозга. Это важная мера по превенции инвалидизирующих или фатальных осложнений.

Опухоли головного мозга. Чуть менее частая причина. Встречается не более, чем в 10-15% случаев от общего числа. Большой роли, какая именно неоплазия имеет место: доброкачественная или злокачественная, не играет. Как та, так и другая компрессирует головной мозг, вызывает нарушения работы церебральных структур. Восстановление требует оперативного лечения. По потребностям проводится химио- и лучевая терапия. Среди наиболее распространенных видов опухолей — глиомы, мененгиомы. Иногда аденомы гипофиза при нестандартном типе роста.

Нейроинфекции. Встречаются исключительно редко, тем более в контексте афазии. Речевые расстройства развиваются стремительно, но обычно уже после острого периода патологического процесса либо ближе к его концу. При грамотном своевременном лечении вероятность стойких нарушений в разы ниже. Вероятные диагнозы — менингит, энцефалит.

Также причиной афазии может стать проведенная операция на головном мозге. Это либо стойкое расстройство при неправильно произведенном воздействии (редко), либо временное явление на фоне локального отека, послеоперационных осложнений. За пациентами в любом случае требуется тщательный присмотр.

Частым фактором выступает болезнь Альцгеймера. Это необратимое и неизлечимое заболевание. Оно сопровождается постепенным затуханием высшей нервной деятельности и деградацией личности. Имеет нейрометаболическое происхождение, частично генетическую обусловленность. Требует постоянного наблюдения. Коррекции не поддается, потому остается только следить за пациентом. Много реже тот же эффект дает рассеянный склероз, демиелинизирующее заболевание, при котором наблюдается снижение скорости передачи нервного импульса.

Помимо собственно причин, называют и факторы риска, которые повышают вероятность развития афазии, но не всегда становятся виновниками таковой. Среди них гипертоническая болезнь или симптоматический рост артериального давления стойкого характера (гипертензия), атеросклероз сосудов головного мозга, врожденные и приобретенные сосудистые аномалии (аневризмы и мальформации), генетические и аутоиммунные диагнозы, транзиторные ишемические атаки (ошибочно называются микроинсультами).

Афазию нужно отличать от схожего состояния — алалии. Афазия в отличие от алалии — приобретенное расстройство. Оно развивается уже после того, как речь сформирована. То есть диагностироваться подобное нарушение может у взрослых и у детей от 3-х лет и старше. Это не изначальное состояние.

Причины развития выявляются в рамках рутинной диагностики, без понимания этиологии (природы) не может быть полноценного и эффективного лечения. Придется бороться со следствием.

Коррекция афазии

Коррекционное воздействие при афазии складывается из медицинского и логопедического направления. Лечение основного заболевания, вызвавшего афазию, проводится под наблюдением невролога или нейрохирурга ; включает в себя медикаментозную терапию, при необходимости – хирургическое вмешательство, активную реабилитацию (ЛФК , механотерапию , физиотерапию, массаж).

Восстановление речевой функции проводится на логопедических занятиях по коррекции афазии , структура и содержание которых зависит от формы нарушения и этапа восстановительного обучения

При всех формах афазии важно вырабатывать у больного установку на восстановление речи, развивать сохранные периферические анализаторы, вести работу над всеми сторонами речи: экспрессивной, импрессивной, чтением, письмом

При эфферентной моторной афазии главной задачей логопедических занятий становится восстановление динамической схемы произношения слов; при афферентной моторной афазии – дифференциация кинестетических признаков фонем. При акустико-гностической афазии необходимо работать над восстановлением фонематического слуха и понимания речи; при акустико-мнестической – над преодолением дефектов слухоречевой и зрительной памяти. Организация обучения при амнестико-семантической афазии направлена на преодоление импрессивного аграмматизма; при динамической афазии – на преодоление дефектов внутреннего программирования и планирования речи, стимуляцию речевой активности.

Коррекционную работу при афазии следует начинать с первых дней или недель после перенесенного инсульта или травмы, как только разрешит врач. Раннее начало восстановительного обучения позволяет предотвратить фиксацию патологических речевых симптомов (речевого эмбола, парафазий, аграмматизма). Логопедическая работа по восстановлению речи при афазии продолжается 2-3 года.

Агнозии

Агнозия — расстройство гнозиса — нарушения понимания и узнавания предметов и явлений, возникающие в связи с расстройством функций высших гностических (познавательных) механизмов, обеспечивающих интеграцию элементарных ощущений, восприятий и формирование в сознании целостных образов. Термин «агнозия» введен в 1881 г. немецким физиологом Г. Мунком (Munk H., 1839-1912).

1.Сенситивная агнозия

поражении коры нижних отделов теменной доли

Следствием сенситивной агнозии являются расстройства сложных видов чувствительности, в частности двухмерно- и трехмерно-пространственного чувства.

Пространственная агнозия

правой теменной доле

дезориентация в пространстве или игнорирова- ние части окружающего пространства, обычно его левой половины при патоло- гическом очаге в правой теменной доле. Больной при этом читает текст только на правой половине страницы, срисовывает только правую часть изображения и т.п.

2.Слуховая, или акустическая, агнозия

по- ражения ассоциативных полей в зоне локализации коркового конца слухового анализатора в доминантном полушарии,

В случаях по- ражения ассоциативных полей в зоне локализации коркового конца слухового анализатора в доминантном полушарии, чаще слева, нарушается фоне- матический слух, а в связи с этим и понимание слышимой речи.Поражение аналогичных корковых полей справа ведет к нарушению возможности узнавать неречевые предметные звуки (шелест листвы, журчание ручья и т.п.), узнавать и воспроизводить музыкальные мелодии (амузия), при этом нарушается и восприятие мелодики слышимой (в том числе и собственной) речи, ее тембра,

интонации, что в итоге может проявиться нарушением узнавания знакомого человека «по голосу» и вести к неадекватной оценке слышимых высказываний, так как смысл речи определяется не только составом слов, но и интонацией, с которой они произносятся.

3.Зрительно-пространственная агнозия

при поражении третичных ассоциативных зон теменно-затылочных отделов коры обычно правого полушария мозга

зрительная агнозия, при которой больной испытывает затруднения при составлении представления о пространственных отношениях между предметами. Это ведет к нарушению способности дифференцировать левое и правое, к ошибкам при определении времени по циферблату часов, при работе с контурной картой, к нарушению возможности ориентировки на местности, составления плана комнаты и т.п., при этом у больных обычно имеются и признаки пространственной апраксии

Агнозия на лица

поражения коры вторичной ассоциативной зоны в правой затылочно-теменной области

зрительная агнозия, проявляющаяся неузнаванием лиц или портретных изображений (рисунок, фотография и т.п.) знакомых, родственников или широко известных людей (Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Гагарин Ю.А. и т.п.), а иногда на фотографии или в зеркале больной не может узнать самого себя. В то же время знакомых людей он нередко опознает по одежде, по голосу.

Апперцептивная агнозия Лиссауэра

поражении теменно-затылочной области правого полушария мозга.

не узнает сложные изображения в связи с ограничением зрительного восприятия, он распознает лишь отдельные их признаки (размер, форма, цвет и т.п.)

Синдром Балинта

при двустороннем поражении преимущественно нижнетеменно-затылочной области больших полушарий

больной не может воспринимать одновре- менно несколько предметных изображений сразу. Часто сочетается с апраксией взора.

Соматоагнозия

поражении коры теменной доли (поля 30 и 40) обычно в правом полушарии.

нарушение восприятия образа собственного тела

Этиология

Расстройства речи могут встречаться при различных церебральных патологиях. В качестве основных причин выступают:

  • Острые цереброваскулярные заболевания;
  • Травмы головы;
  • Нейроинфекции;
  • Токсическое влияние на ЦНС;
  • Нейродегенеративные болезни;
  • Церебральные новообразования.

Чаще всего наблюдается афазия после инсульта в системе arteria cerebri media доминантного полушария.

Этиология церебральных поражений определяет различия в клинической картине фазисных расстройств. Примером могут служить существенные отличия проявлений афазии при инфаркте мозга и геморрагическом инсульте.

Афазии преимущественно отмечаются у взрослых. Диагноз «афазия» у детей правомочен, если уже была сформирована речевая деятельность. При задержке развития речевых центров диагностируется дислалия, полное отсутствие речи у ребенка в возрасте, когда она должна была сформироваться, называется алалией. Наиболее распространенной причиной алалии и дислалий служит перинатальная патология нервной системы. Чаще всего патология устной речи сопровождается расстройствами чтения (алексией), письма (аграфией) и счетных операций (акалькулией).

Акалькулия

Характеризуется нарушением счетных операций. В основе акалькулии могут лежать разные механизмы, характер которых зависит от локализации очага поражения. Нарушения, возникающие при поражении затылочно-теменных областей левого полушария либо при двусторонних очагах, относятся к так называемой первичной акалькулии.

нарушения оптико-гностического характера

При поражении затылочной области

нарушается пред

ставление о числе, распадается оптический образ цифры; числа пе рестают быть знаками, отражающими известное количество. Цифры начинают смешиваться, плохо узнаваться, особенно близкие по начертанию (6 и 9)

апрактоагностические расстройства

поражения теменной доли левого полушария

нарушение представ ления и восприятия пространственного расположения цифр, состав ляющих разрядное число. Многозначные числа читаются отдель ными цифрами, числа с одинаковыми, но расположенными в дру гой последовательности цифрами воспринимаются как идентичные (187 и 781).

Особенно затруднено узнавание и оценка расположе ния элементов в римских цифрах. Больные не могут определить

разницу в цифрах IV и VI, IX и XI, оценивая их неверно либо сме шивая. Аналогичные ошибки возникают при записи римских чи сел.

нарушением счетных опера ций

могут быть аналогичными описанным выше феноме нам, но могут возникать при сохранном значении простых число вых символов. Больные утрачивают способность выполнять простые арифметические действия: сложение, вычитание, умножение, деление, затрудняются в устном счете с однозначными числами. Особенно грубо нарушаются счетные операции с переходом через десятки. Грубо нарушается также осознание величины многозначных чисел по отдельным, входящим в него значениям (например, число 178 воспринимается большим, чем 201), часто полностью распадается разрядное строение числа — больной не знает, где в числе находятся десятки, сотни, единицы. Забывается последовательность письменного счета в вертикальном способе вычисления (в «столбик»), недоступны операции с дробями.

Первичная акалькулия

поражения угловой извилины теменной доли левого полушария

сочетается с семантической афазией и другими левополушарными теменными синдромами, входя в комплексный синдром Герстмана

Вторичная акалькулия

при поражении премоторных отделов речевой зоны

Механизм этих нарушений тесно связан с механизмом речевых расстройств. Например, нарушения номинации цифр могут быть связаны с общими амнестическими нарушениями при акустико-мнестической афазии, отчуждение на значение названного числа — с нарушением акустико-гностического звена при сенсорной афазии. Нарушение счетных операций при моторной афазии — с нарушением внутренней речи, инертностью мозговых процессов, дезавтоматизацией

Диагностика

Изучение восприятия у больных с афазией — задача целой группы специалистов. Обязательно участвуют как минимум невролог и логопед. Первый занимается органическими и функциональными проблемами в разрезе анатомии и физиологии, задача второго — коррекционная работа, оценка степени нарушений, выявление тяжести проблем высшей нервной деятельности. При необходимости привлекается нейрохирург, клинический психолог, психиатр. Стандартное обследование представлено группой мероприятий:

  1. МРТ головного мозга, компьютерная томография при необходимости. Определяет структурные нарушения церебральных структур. В начале проводится обзорное исследование, затем прицельная оценка конкретной области в трех проекциях для получения максимума информации. Опухоли, рассеянный склероз выявляются с применением контрастного усиления (гадолиний при МРТ, йод при КТ).
  2. Допплерография сосудов, дуплексное сканирование головного мозга. При наличии предполагаемых или уже выявленных сосудистых проблем. Чтобы определиться с характером нарушения и его степенью.
  3. При подозрениях на нейроинфекции врачи прибегают к люмбальной функции. Проколу спинного мозга для забора части ликвора, спинномозговой жидкости и дальнейшей оценке его в лаборатории.
  4. В обязательном порядке проводится серия тестов у логопеда. Оцениваются все аспекты речевой деятельности. Чтение в слух и пересказ прочитанного, повторение простых фраз с все большим усложнением конструкций, выявление связей, написание простых диктантов.

Диагностика проводится в стационаре, действовать нужно быстро. При развитии опасных состояний вероятна инвалидизация или гибель пациента. Афазия вполне может быть вершиной айсберга.

Коррекционно-педагогическая работа при эфферентной моторной афазии

Основными задачами коррекционно-педагогической работы при эфферентной моторной афазии являются преодоление патологической инертности в звене порождения слоговой структуры слова, восстановление чувства языка, преодоление инертности выбора слов, аграмматизма, восстановление структуры устного и письменного высказывания, преодоление алексии и аграфии. При «передних» эфферентной моторной и динамической афазиях работа опирается на сохранную парадигматическую систему и на привнесение извне логопедом программы и схемы речевого высказывания, начиная от программирования и планирования слоговой структуры слова и кончая восстановлением планирования фразы и текста.

Классификация афазии

Попытки систематизации форм афазии на основании анатомических, лингвистических, психологических критериев неоднократно предпринимались различными исследователями. Однако в наибольшей степени запросам клинической практики удовлетворяет классификация афазии по А.Р. Лурия, учитывающая локализацию очага поражения в доминантном полушарии — с одной стороны и характер возникающих при этом нарушений речи – с другой. В соответствии с данной классификацией различают моторную (эфферентную и афферентную), акустико-гностическую, акустико-мнестическую, амнестико-семантическую и динамическую афазию.

Особенности логопедической помощи

Для устранения нарушения у подростков потребуется около пяти лет упорного труда. Только при четком осознании дефекта, стремлении с ним справиться, можно добиться значительного улучшения. В силу возраста дети не всегда понимают серьезность положения, они надеются на спонтанное излечение, не видят необходимости в систематичности.

Специалисту необходимо развивать все виды психической деятельности, вырабатывать мотивацию, умение планировать, отрабатывать движения. Каждое занятие должно быть интересным.

Весь материал подбирается с учетом возраста ребенка. Для дошкольников и младших школьников используют лепку, конструирование, рисование, игры. Детей подготовительной группы обучают чтению, письму, складыванию слов из разрезной азбуки, дают им основы звукобуквенного анализа.

У школьников отмечаются сложности с ориентированием во времени, пространстве. Поэтому проводится работа по развитию математических представлений. Подросткам также восстанавливают навыки иностранного языка.

ДИНАМИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

1. Стадия  грубых  расстройств

1. Повышение уровня общей активности больного, преодоление речевой инактивности, организация произвольного внимания:

— выполнение различных видов неречевой деятельности ( рисование, лепка и т.д.);

— оценка искажённых изображений, слов, фраз и т.д.;

— ситуативный, эмоционально значимый для больного диалог;

— прослушивание сюжетных текстов и ответы на вопросы по ним в форме утвердительно-отрицательных жестов или словами «да», «нет».

2. Стимулирование простых видов коммуникативной речи:

— автоматизация в диалогической речи коммуникативно значимых слов: «да», «нет», «могу», «хочу», «буду», «надо» и т.д.;

— автоматизация отдельных штампов коммуникативной, побудительной и вопросительной речи: «дай», «иди сюда», «кто там?», «тише!» и т.д.

3. Преодоление расстройств речевого программирования:

— стимулирование ответов на вопросы с постепенным уменьшением в ответе слов, заимствованных из вопроса;

— конструирование фраз простейших синтаксических моделей с опорой на фишки и простую сюжетную картинку;

— выполнение простых грамматических трансформаций по изменению слов, составляющих фразу, но предъявляемых в номинативных формах;

— раскладывание серии последовательных картинок соответственно заключённому в них сюжету.

4. Преодоление расстройств грамматического структурирования

5. Стимулирование письменной речи:

— раскладывание подписей под картинками;

— чтение идеограммных слов и фраз.

2. Стадия  расстройств  средней  степени  выраженности

1. Восстановление коммуникативной фразовой речи:

— конструирование простой фразы;

— составление фраз по сюжетной картинке с помощью метода фишек и постепенное «свёртывание» числа внешних опор;

— составление рассказа по серии последовательных картинок;

— развёрнутые ответы на вопросы в диалоге;

— составление простых диалогов по типу речевых этюдов: «В магазине» – диалог покупателя и продавца, «В сберкассе», «В ателье» и т.д.

2. Преодоление персевераций в самостоятельном устном и письменном высказывании:

— показ предметов на картинках и в комнате, частей тела (в произвольном порядке, по отдельным названиям и сериями названий);

— оканчивание фраз различными словами;

— подбор слов заданных категорий и в заданных количествах, например два слова, относящихся к теме «Одежда», и одно слово, относящееся к теме «Посуда» и т.д.;

— письмо цифр и букв в разбивку (под диктовку);

— письмо под диктовку слов и фраз, способствующих выработке смысловых и двигательных переключений;

— элементы звуко-буквенного анализа состава слова: складывание простых слов из букв разрезной азбуки;

— заполнение пропусков в словах;

письмо простых слов по памяти и под диктовку.

3. Стадия  расстройств  лёгкой  степени  выраженности

1. Восстановление спонтанной коммуникативной фразовой речи:

— развёрнутый диалог на различные темы;

— конструирование фраз по сюжетной картинке с постепенным уменьшением числа внешних опор;

— автоматизация фраз определённых синтаксических моделей в спонтанной речи;

— накопление глагольного словаря и «оживление» смысловых связей, стоящих за предикатом (с помощью поставленных к нему вопросов);

— чтение и пересказ текстов;

— «ролевые беседы», обыгрывающие определённую ситуацию;

— «речевые импровизации» на заданную тему;

— развернутые изложения текстов, сочинения;

— составление поздравительных открыток, писем и т.д.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: