Развитие эмоционально-волевой сферы школьников

Развитие эмоционально-волевой сферы школьников. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру

Формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка

Проявление эмоций родители наблюдают с самого начала жизни ребёнка, с их помощью происходит общение с родителями, так малыш показывает, что ему хорошо, либо он испытывает неприятные ощущения.

В дальнейшем, в процессе взросления, перед ребёнком возникают проблемы, которые ему приходится решать с разной степенью самостоятельности. Отношение к проблеме или ситуации вызывает определённый эмоциональный отклик, а попытки воздействия на проблему – дополнительные эмоции. Другими словами, если ребёнку приходится проявлять произвольность в осуществлении каких-либо действий, где основополагающим мотивом будет не «хочу», а «надо», то есть для разрешения проблемы потребуется волевое усилие, на деле это и будет означать осуществление волевого акта.

По мере взросления, эмоции также претерпевают определённые изменения, развиваются. Дети в этом возрасте учатся чувствовать и способны демонстрировать уже более сложные проявления эмоций. Основной чертой правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.

Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте

Что делать если поведение ребенка заставляет предполагать наличие подобного расстройства? Прежде всего, важно понимать, что эти нарушения можно и нужно корректировать. Не стоит уповать только на специалистов, роль родителей в коррекции поведенческих особенностей характера ребёнка очень важна

Важным моментом, позволяющим заложить фундамент благополучному разрешению данной проблемы, является установка контакта и доверительных отношений родителей с ребёнком. В общении следует избегать критичных оценок, показывать доброжелательное отношение, сохранять спокойствие, больше хвалить адекватные проявления чувств, следует искренне интересоваться его чувствами и сопереживать.

Обращение к психологу

Для устранения нарушений эмоциональной сферы следует обратиться к детскому психологу, который при помощи специальных занятий, поможет научиться правильно реагировать при возникновении стрессовых ситуаций и контролировать свои чувства. Также важным моментом является работа психолога с самими родителями.

В психологии в настоящее время описано множество способов коррекции детских нарушений в форме игровой терапии. Как известно, лучшее обучение происходит с привлечением положительных эмоций. Обучение правильному поведению не исключение.

Ценность ряда методов заключается в том, что их успешно могут применять не только сами специалисты, но и родители, воспитатели, заинтересованные в органичном развитии ребенка.

Практические методы коррекции

Таковы, в частности, методы сказкотерапии, куклотерапии и арт-терапии. Их основным принципом является идентификация ребёнка с персонажем сказки или его любимой игрушкой в процессе игры. Ребёнок проецирует свою проблему на главного героя, игрушку и, в процессе игры, по сюжету разрешает их. Работа над рисунками дает возможность ребенку на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни и школе.

Разумеется, все эти методы подразумевают обязательную непосредственную вовлеченность взрослых в сам процесс игры и художественной деятельности.

Если родителями и воспитатели в процессе воспитания уделяется достаточное и должное внимание таким сторонам развития детской личности, как эмоционально-волевая сфера, то в будущем это позволит значительно легче пережить период подросткового становления личности, который, как известно многим, может внести ряд серьёзных отклонений в поведение ребёнка. Накопленный  опыт работы показывает, что не только учёт особенностей возрастного развития, основательный подбор диагностических методик и техник психологической коррекции, позволяет специалистам успешно решать проблемы нарушения гармоничного развития детской личности, решающим фактором в этой области всегда будут являться родительское внимание, терпение, забота и любовь

Накопленный  опыт работы показывает, что не только учёт особенностей возрастного развития, основательный подбор диагностических методик и техник психологической коррекции, позволяет специалистам успешно решать проблемы нарушения гармоничного развития детской личности, решающим фактором в этой области всегда будут являться родительское внимание, терпение, забота и любовь

Эмоциональная сфера человека

Особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме переживаний, ощущений приятного и неприятного, процесс и результаты деятельности человека составляют эмоции. К ним относятся настроение, чувства, стрессы и т.п. Эмоции включены во всех психические процессы человека.

Сергей Леонидович Рубиншейн полагал, что в эмоциональных проявлениях личности выделяются 3 сферы:

  • органическая жизнь;
  • интересы материального порядка;
  • духовно-нравственные потребности.

Человеческие эмоции индивида прежде всего связаны с его потребностями. Эмоции отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей. По проявляемым чувствам судят о том, что в данный момент волнует человека, какие потребности и интересы являются актуальными для него.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Заключение

В настоящей работе была рассмотрена одна из наиболее актуальных проблем современной психологии — проблема эмоционально-волевого развития ребенка.

Достижение цели дать представление о природе эмоций и чувств затруднено большим числом фактов, высказываемых теорий и предположений, в которых отсутствует определенная упорядоченность. Но из этого можно выяснить общие положения по данной проблеме. Прежде всего, эмоции и чувства, как и все остальные психические процессы, представляют собой отражение реальной действительности, но только в форме переживания. Чаще всего переживание страхов встречаются у детей из эмоционально неблагополучных семей, а также выявляется у детей в процессе социально психологической адаптации к детскому дошкольному учреждению или школе. В этом случае показана индивидуальная коррекционная работа психолога или терапевта с ребенком. В настоящее время психологами и терапевтами используются самые разнообразные методы коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей (игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия и т.п.).

В современных условиях именно методы арт-терапии, в частности, психотерапии через рисунок, оказываются наиболее эффективными. Имеется еще два довода в пользу терапии через рисунок: детский рисунок является основным коммуникативным средством ребенка, средством выражения чувств, а также традиционной для детской субкультуры спонтанной психотехникой; рисование легко совмещается с другими техниками, применяемыми в детской психотерапии.

Список литературы

1. Белопольская Н.А. и др. Азбука настроения. Развивающая эмоционально-коммуникативная игра. М., 2002.

2. Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает? — М.: Просвещение,1991.

3. Клюева И.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль: Академия развития, 1996.

4. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. — М.: АРКТИ, 1999.

5. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

6. Психология эмоций. Тексты Под редакцией В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер, — М.:, 1993.

7. Родари Дж. Грамматика фантазии (Введение в искусство придумывания историй).

— М.: Прогресс, 1990.

8. Страхи — это серьезно. — М.: Издательский дом “Искатель.” — 1997.

9. Стрелкова Л.П. Уроки сказки.- 2-е изд., — М.:Педагогика, 1990.

10. Стрелкова Л.П. Эмоциональный букварь от Ах до ай-яй-Яй. — М.: Интерпракс, 1995.

11. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995.

12. Эльвин М. Фрид. Книга для тебя. — М.: АСТ — ПРЕСС, 1994.

Размещено на

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: