№ 3119 Конспект логопедического занятия по теме «Правила дорожного движения» старшая группа
Опубликовано 30.10.2017
Малышева Екатерина Александровнаг. Красноярск МБДОУ №259,воспитатель
Конспект логопедического занятия по теме «Правила дорожного движения» старшая группа
Цель: Расширение представлений о правилах дорожного движения.
Задачи : Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными). Совершенствование навыка слогового анализа слов. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, общих речевых навыков. Развитие координации речи с движением. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: Магнитная доска, предметные и сюжетные картинки по теме «Правила дорожного движения», флажки синего и красного цвета.
Предварительная работа. Экскурсия на ближайшую к детскому саду улицу, наблюдение за дорожным движением, поведением пешеходов. Беседа о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице. Разучивание упражнения «Машины». Чтение воспитателями стихотворения С. В. Михалкова «Дядя Степа».
1. Организационный момент.
Воспитатель встречает детей, предлагает пройти на ковер и встать в круг.
— Сегодня мы продолжим разговор о правилах дорожного движения,
Чтоб дорога для тебя
Стала безопасной,
День и ночь горят огни –
Зеленый, желтый, красный. (Светофор)
Шагаешь – впереди лежит,
Оглянешься – домой бежит. (Дорога)
На дороге – лежит,
Под машиной – бежит.
Пока молод – черный,
Теплый, размягченный.
А как постареет –
Затвердеет, постареет. (Асфальт)
Веселая работа,
Завидно от души!
Свисти, когда охота,
Да палочкой маши. (Регулировщик)
— Сегодня мы с вами поговорим о правилах дорожного движения. (Рассматривание иллюстраций).
2. Упражнение «Закончи предложение»
— Я буду начинать предложение, а вы заканчивать его, предложение должно начинаться со слов «а потом».
— Сначала надо дождаться зеленого света на светофоре, а потом переходить улицу.
— Нужно посмотреть налево, а потом начинать переходить улицу.
— Следует взрослого взять за руку, а потом переходить улицу.
— нужно дождаться полной постановки транспорта, а потом начинать переход.
3. Игра «Регулировщик»
У детей по красному и синему флажку. Логопед называет слова, обозначающие разные виды транспорта. В зависимости от того, какой транспорт назван, дети проговаривают слова «проезжай», «пролетай», «проплывай», и машут в это время синим флажком. Если же называется слово, не относящееся к транспорту, поднимается красный флажок и произносится слово «стоп».
4. Физминутка
Едем, едем на машине,
(имитация «крутим руль»)
Нажимаем на педаль.
(ногу правую сгибают, разгибают)
Газ включаем, выключаем.
(рычаг к себе, от себя)
Смотрим пристально мы вдаль.
(ладонь ко лбу)
Дворники счищают капли —
Вправо, влево. Чистота!
(руки согнуты, перед собой, наклоны вправо, влево)
Волосы ерошит ветер.
(над головой шевелят пальцы)
Мы – шоферы хоть куда!
(поднимают вверх большой палец руки)
5. Игра «Автобус»
— Давайте все вместе прокатимся в автобусе.
Кем мы будем в автобусе? (Пассажирами)
А как должны себя вести пассажиры в транспорте и почему?
— Я буду говорить, где автобус едет, а вы будете отвечать, как он движется.
— Автобус от остановки … (отъехал).
— К другой остановке…. (подъехал).
— Затем на небольшую горку…. (въехал).
— И вместе с нами он мост (переехал).
— Большую лужу он… (объехал).
— И к нашему саду он тихо…. (подъехал).
Вышли мы из автобуса и пешком пошли в детский сад. Мы уже не пассажиры, а кто? (пешеходы).
6. Игра «Сосчитай».
Один светофор, два светофора, …. пять светофоров.
Посчитать (дорожные знаки, машин, пешеходов).
7. Деление слов на слоги:
Пе-ше-ход, пе-ре-ход, ма-ши-на, све-то-фор, ав-то-бус.
Итог: Давайте вспомним и перечислим правила поведения на дороге, улице.
1. Люди могут ходить только по тротуару.
2. Играть и бегать на тротуарах нельзя.
3. Улицу можно переходить только по переходу, на зеленый свет светофора, держа взрослого за руку.
4. В транспорте нельзя шуметь и толкаться.
5. Пожилым людям нужно уступать место.
Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической подготовительной группе на тему: «Путешествие в волшебный лес. Знакомство с буквой С»
Цели:
Коррекционные: Закрепить звуки . Познакомить детей с новой буквой «С». Учить детей составлять и читать односложные слова. Формировать навык чтения слогов, односложных слов.
Развивающие: Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие
Развивать внимание, память, логическое мышление
Воспитательные: Воспитывать желание активно работать на занятии, добрые отношения друг к другу, любовь к природе, лесу.
Оборудование: Предметные картинки: лиса, сурок, соболь, синица, сук; схема на звук «С»; буква «С», кассы букв на количество детей; наборное полотно, мольберты, мяч.
Предварительная работа: Проводились игры: «Летает – не летает», «Будь внимательным», «Придумай слова со слогами», загадывание и отгадывание загадок; заучивание двустиший.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Игра «Летает – не летает»: Собака, сорока, санки, соловей, синица, автобус, стол, аист, ласточка, самокат.
Логопед. А теперь назовите, одним словом перечисленные мною летающие предметы.
Дети. Птицы.
Логопед. А из перечисленных птиц назовите только зимующих?
Дети. Сорока, синица.
II. Артикуляция звука
Логопед. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие.
Отгадайте, куда мы пойдем.
Его зимой и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки,
Но зимние метели
В меха его одели. (Лес)
Логопед. Мы с вами оказались в волшебном лесу. На лесной полянке много пенечков.
Присаживайтесь на пенечки. Какой последний звук в слове лес?
Дети. С-с-с.
Логопед. Посмотрите на схему и расскажите об этом звуке по схеме.
Дети. При произнесении звука «С».
а). Губы в улыбке;
б). Зубы сближены, но не сомкнуты;
в). Широкий кончик языка упирается в нижние зубы;
г). Передняя часть спинки языка поднимается к верхнимбугоркам и образует с ними щель;
д). Боковые края языка плотно прижаты к боковым зубам;
е). Посередине языка идет плавная струя воздуха;
ж). Голосовой моторчик не работает, в результате чего голос не образуется.
III.Характеристика звука
Логопед. Дайте характеристику звуку .
Дети. Звук — согл., глух., бывает и тв. и мяг.
Логопед. А как я произнесу звук твердо или мягко в словах: Собака, санки, рысь,
синий.
IV. Игра «Будь внимательным»
Логопед. Если услышите звук в словах поднимите синий кружок, а звук –
зеленый.
Лиса, лось, солнце, лист, синица, собака, аист, сентябрь.
V. Знакомство с буквой С
Логопед. В лес волшебный на прогулку нас приглашает пойти новая буква.
Какой мы звук повторили сегодня на занятии? А чем обозначается звук на письме?
Значит, приглашает нас на прогулку в лес буква С. (демонстрирует букву). Скажите на что
похожа буква С? (чтение двустиший о букве С детьми). Назовите букву.
VI. Физкультминутка
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
(физкультминутка выполняется 2 раза).
VII. Звукобуквенный анализ
Логопед. У всех людей есть школы, где учатся ребята. В этом лесу тоже есть своя «Лесная
школа». И в эту школу приглашает вас буква С. Послушайте, какая история произошла с
буквой С.
Однажды буква С пошла, гулять в лес, и повстречала там гласную А.
Какой слог образовали эти буквы? Составьте из букв разрезной азбуки слог СА.
Мелькнула между соснами рыжая лиСА. (Логопед ставит изображение лисы, соболя,
сурка, синицы).
Идет дальше буква С, встретила она гласную О. Составьте слог, какой слог получился,
прочитайте. (дети составляют слог СО). По веткам Соболь пробежал.
Вышла на полянку буква С и встретила гласную У. (дети составляют слог СУ).
Прислушайтесь как посапывает Сурок.
Пошла дальше, гулять буква С. На пеньке она увидела букву И. (дети составляют слог
СИ) тут же желтогрудая синица прилетела, звонко засвистела. Идет дальше буква видит
на суку сосны, висит табличка. На табличке изображен сук.
Составьте в кассе слово сук. Вместо буквы У поставьте букву О. Какое слово у вас
получилось? (слово сок).
VIII. Чтение слогов, слов
Логопед. Солнышко светит ослепительной красой. Направила буква С солнечные лучи
на гласные буквы.
Подружите буквы и прочитайте, что получилось (чтение по цепочке). В лесу мы
побывали, А слова не прочитали. (чтение слов друг за другом, по цепочке).
IX. Дид. игра «Придумай слово»
Логопед кидает мяч детям называет слоги –са, -со, -су, -си. Дети придумывают слова с
этими слогами: сад, сорока, сушка, сироп и т.д. X. Итог занятия Логопед. Какой звук мы
повторили? Чем обозначается звук на письме? С какой буквой мы сегодня
Учитель-логопед
Багаутдинова Айсылу Фаритовна
МАДОУ Детский сад №12 г. Учалы РБ
Ход занятия
Дети заходят в группу, здороваются с присутствующими и подходят к окну.
Воспитатель: Вот и поздняя осень пришла, разных слов нам принесла. Если глянем мы в окно, всюду сыро и темно. Какие слова принесла нам поздняя осень?
Дети: тучи, дождь, сырость, непогода, грусть, лужи, слякоть и т. д.
Вдруг раздается крик петуха (аудиозапись).
Воспитатель: Дети, слышали, кто-то кричал? Кто же это?
Дети: Петушок.
Воспитатель: Правильно, дети, это – петушок. Он к нам в гости пришел, да не один, а с друзьями. Давайте сядем поудобнее, я вам загадаю загадки, а вы отгадайте, кто с петушком пришел.
Эта рыжая плутовка,
Кур ворует очень ловко.
Волку серому сестричка,
А зовут её (лисичка).
Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком. Мяу!
И мне часто снится
Блюдце с теплым молочком! (Кот).
Молодцы, ребята, отгадали вы загадки. Давайте теперь позовем наших гостей!
Дети зовут животных: «Пе-ту-шок!», «Ли-са!», «Кот!». Здороваются.
Воспитатель: Петушок мне сказал, что он с товарищами побывал в стране «Разных слов» и они узнали, что слова бывают короткие и длинные. Хотите с гостями поиграть в слова?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Давайте сначала назовем гостям наши имена коротким и длинным словом Варя — Варенька и т. д. (Проводится перекличка с помощью мяча).
Каждый из гостей приготовил для вас задание, и, если вы справитесь с ними, в конце игры вас ждет сюрприз.
И так, первое задание приготовил Петушок. «Прошагай и прохлопай слово». Узнать длинное и короткое слово можно по шагам и хлопкам. Воспитатель произносит слово «Кот», а затем приглашает одного ребенка прошагать это слово, а другому ребенку предлагает прохлопать это же слово
Следующее слово «Лиса» приглашает другого ребенка и просит прошагать и прохлопать по слогам, повторяем это же задание со словом «Петушок», (считать шаги не надо главное-обратить внимание на длительность звучания слова.)
Воспитатель: Молодцы! С первым заданием справились. Второе задание приготовила для нас Лиса.
На доске изображены 2 домика: «Дом» и большой «Домище». Дети должны найти картинки с коротким названием слова «мышь, слон, кот» поместить эти слова в «дом», а слова с длинным названием «медведь, носорог, обезьяна» в «Домище»)
Воспитатель: И с этим заданием вы справились, Молодцы!
А Кот приготовил третье задание «Загадки». Отгадайте загадки и определите, какое слово в отгадке короткое, а какое длинное.
Бьют меня, а я скачу,
Пнут, я радуясь лечу!
Детвора в футбол играет
И в ворота забивает,
Круглый словно шар земной-
Не соскучишься со мной. (Мяч)
Разноцветные подружки
Перепрятались друг в дружке.
Мал, мала, меньше.
(Матрешка)
Его надуть мы сможем быстро.
Впустить в него мы можем пар.
Он полетит не очень низко.
Зовут его воздушный … (шар)
Он пыхтит, как паровоз, важно кверху держит нос. Пошумит, остепенится — пригласит чайку напиться
(Чайник)
Пошумит, остепенится — пригласит чайку напиться. (Чайник)
Очень горький он на вкус
Резкий запах у него.
Ну а кто его порежет,
Слезы будут у того. (Лук)
Воспитатель: И с этим заданием вы справились, Молодцы! Осталось выполнить последнее задание. Его наши гости придумали вместе. Задание 4 «Обведи по точкам картинку, названную коротким словом красным фломастером, а картинку, названную длинным словом — синим фломастером».
Заключение
Воспитатель: Молодцы, вы заслужили сюрприз отдает коробочку с сюрпризом – фишки в виде сердечка.